Путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир»


Знакомство читателя с Пьером

Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его

Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь — это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», — размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.

Положение героя в обществе

В первой части мы встречаем Пьера Безухова, когда он только вернулся из-за границы, где проходил обучение. Молодой человек не был в России с десяти лет. Его взросление прошло вдали от русского общества, что вначале создавало определенные трудности в понимании его окружающими. Пьер является внебрачным сыном графа Кирилла Безухова, одного из самых богатых людей России.Впервые герой представлен читателю в салоне Анны Шерер. В это время Безухов живет у родственника отца — князя Курагина. Лучшим его другом является Андрей Болконский. Героев роднит поклонение Наполеону и общие моральные ценности.

Важно! Толстой резко противопоставляет героя высшему обществу России, в которое он попадает. Простой, честный и открытый Пьер не вписывается в лицемерный круг личностей, которые привыкли лгать и льстить друг другу, к тому же, отличались поверхностными взглядами и вкусами.

Рис. 2. Пьер Безухов и Элен Курагина. Художник А. НиколаевПьер Безухов всей душой стремится к поискам истины.

По прошествии недолгого времени Кирилл Безухов умирает, но прежде он успел попросить императора Александра признать Пьера его законным ребенком. Государь уважил это прошение, и так Пьер становится наследником баснословного богатства.

Московская жизнь

Перемена места жительства не повлияла на образ Пьера Безухова. От природы он очень мягкий человек, легко попадает под чужое влияние, сомнения в правильности поступков постоянно преследуют его. Незаметно для себя он оказывается в плену у праздной с ее соблазнами, пирами и разгулами.

После смерти графа Безухова Пьер становится наследником титула и всего состояния отца. Отношение общества к молодому человеку резко меняется. Именитый московский вельможа, в погоне за состоянием молодого графа выдает за него замуж свою дочь-красавицу Элен. Этот брак не предвещал счастливой семейной жизни. Очень скоро Пьер понимает коварство, лживость жены, ее распутство становится очевидным для него. Мысли о поруганной чести не дают ему покоя. В состоянии ярости он совершает поступок, который мог оказаться роковым. К счастью, дуэль с Долоховым закончилась ранением обидчика, а жизнь Пьера была вне опасности.

Женитьба и разочарование

Оказавшись богатым, Пьер становится завидным женихом. Благодаря его неопытности и наивности, семейству Курагиных удается выдать за него Элен. Однако этот брак не приносит герою счастья. Он понял, что супруга — корыстная и коварная девушка, испорченная и развращенная. За шесть лет брака Безухов теряет веру в духовность и чистоту брака

. Его жена постоянно изменяет ему. В 1806 году гостем в его доме оказывается Федор Долохов, который становится любовником Элен. Он сам провоцирует Пьера, чтобы тот вызвал его на дуэль. Чудом Безухову удается ранить Долохова, но это приносит ему лишь расстройство. После дуэли он разъезжается с женой и отправляется жить в Петербург. Позже он опять сойдется с Элен на короткое время, но затем их брак разрывается окончательно и Пьер уезжает жить в Москву. Рис. 3. Пьер Безухов спасает девочку в сожженной Москве

Путь исканий Пьера Безухова

После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.

Увлечение масонством

Расставшись с Элен и подарив ей большую долю состояния, Пьер решает вернуться в столицу. На пути из Москвы в Санкт-Петербург, во время короткой остановки, он встречает человека, который рассказывает о существовании братства масонов. Только они знают истинный путь, им подвластны законы бытия. Для истерзанной души и сознания Пьера эта встреча, как он считал, была спасением.

Приехав в столицу, он, не задумываясь, принимает обряд и становится членом масонской ложи. Правила другого мира, его символика, взгляды на жизнь увлекают Пьера. Он безоговорочно верит всему, что слышит на собраниях, хотя многое из его новой жизни ему кажется мрачным и непонятным. Путь исканий Пьера Безухова продолжается. Душа по-прежнему мечется и не находит покоя.

Как облегчить жизнь народа

Новые переживания и поиски смысла бытия приводят Пьера Безухова к пониманию того, что жизнь отдельного человека не может быть счастливой, тогда, когда вокруг много обездоленных, лишенных какого-либо права людей.

Он решает предпринять действия, направленные на улучшение жизни крестьян в своих имениях. Многие не понимают Пьера. Даже среди крестьян, ради которых все это затевалось, есть непонимание, неприятие нового уклада жизни. Это обескураживает Безухова, он подавлен, разочарован.

Разочарование было окончательным, когда Пьер Безухов (характеристика которого описывает его как человека мягкого, доверчивого) понял, что он жестоко обманут управляющим, средства и усилия пущены по ветру.

Том второй. Часть вторая

После своего объяснения с женой Пьер Безухов решил поселиться в Петербурге. Дорогой он думал и размышлял о смысле жизни, о силах, которые правят миром, не замечая ничего вокруг. На постоялом дворе он познакомился с одним проезжающим – «приземистым, морщинистым стариком с нависшими бровями над блестящими, неопределенного сероватого цвета глазами».

– Я слышал про вас,– продолжал проезжающий,– и про постигшее вас, государь мой, несчастье.– Он как бы подчеркнул последнее слово, как будто он сказал: «да, несчастье, как вы ни называйте, я знаю, что то, что случилось с вами в Москве, было несчастье».– Весьма сожалею о том, государь мой…

– Но если по каким-либо причинам вам неприятен разговор со мною, – сказал старик,– то вы так и скажите, государь мой.– И он вдруг улыбнулся неожиданно, отечески-нежной улыбкой.

– Ах нет, совсем нет, напротив, я очень рад познакомиться с вами, – сказал Пьер, и, взглянув еще раз на руки нового знакомца, ближе рассмотрел перстень. Он увидал на нем Адамову голову, знак масонства.

– Позвольте мне спросить,– сказал он.– Вы масон?

– Да, я принадлежу к братству свободных каменщиков, – сказал проезжий, все глубже и глубже вглядываясь в глаза Пьеру.– И от себя и от их имени протягиваю вам братскую руку.

Пьер признался своему спутнику , что не верит в Бога, на что проезжающий возразил, что Пьер просто не знает Бога. Масон без труда угадал мысли молодого человека, познавшего горечь разочарований. Незаметно для себя Пьер увлекся беседой. Старик уверял его, что одним лишь разумом невозможно достичь чего-либо: «высшая Масон мудрость имеет одну науку – науку всего, науку, объясняющую все мироздание и занимаемое в нем место человека». По-мнению масонов, для того чтобы постичь эту науку, надо заниматься внутренним самосовершенствованием, то есть постигать бога. После отъезда Пьер узнал имя своего спутника, открывшего ему новый взгляд на мир, – Осип Алексеевич Баздеев.

Прибыв в Петербург, Безухов принялся за чтение рекомендованных масоном книг, получая «неизведанное еще им наслаждение верить в возможность достижения совершенства и в возможность братской и деятельной любви между людьми». Через неделю к нему пришел неизвестный человек, сообщив, что благодаря ходатайству высокопоставленного лица Пьера примут в братство раньше положенного срока. Пьер без колебаний согласился, потому что, как ему казалось, твердо верил в Бога.

Пьера с завязанными глазами привезли в большой дом, в котором находилось помещение ложи, где проходили заседания масонов. В соответствии со свойственными для данного обряда таинствами молодой человек был посвящен в масоны, дав клятву, что вступает в масонство, чтобы противостоять злу, царящему в мире. Затем Пьера проводили в масонское общество, где он заметил многих людей, которых знал или встречал прежде в свете.

На следующий день к Пьеру прибыл князь Василий с целью уговорить его помириться с женой. Однако Безухов, неожиданно для себя, проявил твердую решительность, грубо выставив тестя за дверь.

Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями-масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свои именья. Его новые братья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить его в его новой деятельности.

История дуэли Безухова с Долоховым была замята, однако получила широкую огласку в свете. Пьер, на которого раньше смотрели снисходительно, один был обвинен во всем происшедшем и признан неумеющим себя вести ревнивцем. Элен же, возвратившаяся в Петербург, была принята благосклонно. Появляясь на званых обедах и вечерах, она успешно разыгрывала роль несчастной брошенной жены, которая безропотно переносит испытания судьбы. Анна Павловна Шерер, по-прежнему дававшая у себя вечера, на которых собирались «сливки настоящего хорошего общества», с большим удовольствием принимала у себя «обворожительную и несчастную, покинутую мужем Элен».

На одном из таких вечеров Анна Павловна представила гостям почетного гостя – Бориса Друбецкого, успевшего к этому времени занять выгодное положение на службе. Он служил адъютантом при одном очень важном лице и недавно возвратился из Пруссии. Усвоив, что для успеха на службе требовались не труды, не храбрость и постоянство, а лишь умение общаться с нужными людьми, он быстро поднимался по служебной лестнице, заводя новые выгодные знакомства. Элен и Борис без труда нашли общий язык, и в скором времени «Борис сделался близким человеком в доме графини Безуховой».

***

Шел 1806 год, война была в разгаре, театр военных действий приближался к границам России. Князь Андрей после Аустерлица решил никогда больше не служить в армии. Его отец, старый князь, несмотря на возраст, был определен государем на должность одного из восьми главнокомандующих по ополчению и Андрей, чтобы отделаться от действительной службы, устроился на должность при отце. Старый князь постоянно был в разъездах, строго обращался со своими подчиненными, доходя до малейших подробностей дел. Княжна Марья прекратила брать у отца уроки и лишь по утрам с грудным князем Николаем, сыном Андрея, входила в кабинет отца, когда он бывал дома.

Вскоре после возвращения князя Андрея отец отделил его, дав в распоряжение Богучарово – большое имение, расположенное в сорока верстах от Лысых Гор. Андрей, находившийся под впечатлением недавних событий, чувствовал потребность в уединении, поэтому быстро обосновался в Богучарове и проводил там большую часть времени.

***

В скором времени после принятия в братство масонов Пьер, с составленным ими руководством, что он должен делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян. Прибыв в Киев, он собрал управляющих и сообщил им, что собирается принять меры для освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор женщины не должны участвовать в тяжелых работах, крестьянам должна быть оказана необходимая помощь, что телесные наказания должны быть отменены. У управляющих планы Пьера вызвали удивление и недоумение. Многие из них быстро поняли, как его идеи можно обратить в свою пользу.

Несмотря на огромное богатство Пьера, его дела шли плохо, деньги расходовались неизвестно куда, главный управляющий ежегодно сообщал то о пожарах, то о неурожаях. Несмотря на то, что Пьер каждый день занимался с управляющим делами, он чувствовал, что занятия его «ни на шаг вперед не продвигают дела». У Пьера не было той цепкости, которая позволила бы ему серьезно и основательно взяться за дела. Управляющий же только притворялся перед графом, что считает «занятия» полезными.

Как самый крупный землевладелец Пьер был принят в губернии радушно, редко отказывался от приглашений в устраиваемых в его честь обедов и вечеров. Таким образом, Безухов продолжал жить привычной жизнью, вместо новой, которую надеялся вести со времен принятия в масонство.

Южная весна, покойное, быстрое путешествие в венской коляске и уединение дороги радостно действовали на Пьера. Именья, в которых он не бывал еще, были одно живописнее другого; народ везде представлялся благоденствующим и трогательно-благодарным за сделанные ему благодеяния. Везде были встречи, которые, хотя и приводили в смущение Пьера, но в глубине души его вызывали радостное чувство…

Пьер только не знал того, что там, где ему подносили хлеб-соль и строили придел Петра и Павла, было торговое село и ярмарка в Петров день, что придел уже строился давно богачами-мужиками села, теми, которые явились к нему, а что девять десятых мужиков этого села были в величайшем разорении. Он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать работниц-женщин с грудными детьми на барщину, эти самые работницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами, и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему, и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличили барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге. Он не знал, что там, где управляющий указывал ему по книге на уменьшение по его воле оброка на одну треть, была наполовину прибавлена барщинная повинность. И потому Пьер был восхищен своим путешествием по именьям, и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга, и писал восторженные письма своему наставнику-брату, как он называл великого мастера.

«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, думал Пьер, и как мало мы об этом заботимся!»

Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая ее. Эта благодарность напоминала ему, на сколько он еще больше бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей…

Возвращаясь из своего путешествия, Пьер решил исполнить свое давнее желание – заехать к своему другу Болконскому. Узнав по дороге, что князь проживает не в Лысых Горах, а в своем новом имении, Пьер направился туда. Встретившись, друзья долго не могли найти общую тему для разговора, но затем разговорились о прошедшей жизни, планах на будущее, о занятиях, войне и т.д. Пьер рассказал о себе, об изменениях, проведенных им в имении. Князь Андрей с оживлением говорил только об устраиваемой им усадьбе и постройке.

За обедом разговор зашел о женитьбе Пьера и о дуэли. Безухов заявил, что рад, что Долохов остался жив. Но князь Андрей считал, что «убить злую собаку» даже полезно. Однако, по мнению Пьера, это несправедливо – нельзя совершать того, что есть зло для другого человека. Андрей же считал, что нельзя знать наверняка, что есть зло. Он добавил, что знает два действительных несчастья в жизни: «болезнь и угрызения совести, и счастье есть уже само отсутствие этих зол».

«Жить для себя, избегая только этих двух зол, – вот вся моя мудрость теперь», – поделился Болконский с другом. Так разговор постепенно перешел на философские темы о смысле жизни, о добре и зле. Князь Андрей поделился с другом мыслями о том, что раньше жил ради славы, но теперь избавился от этой химеры, стал спокойнее, так как живет для одного себя. «Ближние – это тоже часть меня самого», – считал Андрей. Пьер же был убежден в том, что надо делать активное добро – строить больницы, давать приют старикам, нищим и т. д. Только таким способом, по убеждению Пьера, можно вывести мужиков из животного состояния.

Пьер рассказал Андрею о масонстве, которое заметно изменило его жизнь. Вечером Пьер и Андрей отправились в Лысые Горы. По дороге им попалась разлившаяся река, через которую они должны были перебраться на пароме. Пьер, возвращаясь к прерванному разговору, спросил Андрея, верит ли он в будущую жизнь.

«На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды, все ложь и зло; но в мире, во всем мире, есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно – дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Разве я не чувствую, что я в этом огромном бесчисленном количестве существ, в которых проявляется божество, – высшая сила, как хотите, – что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим? Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше? Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда».

По мнению Андрея, убеждает лишь смерть, когда видишь, как умирает близкий тебе человек, когда понимаешь всю суетность и никчемность жизни. Пьер же считал иначе:

– Ежели есть бог и будущая Жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить там, во всем (он указал на небо).

Слова Пьера оказали большое впечатление на князя Андрея, хотя внешне это ничем не проявилось.

В первый раз после Аустерлица, он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе.

Вечером к дому подъехал экипаж старого князя, и Андрей с Пьером вышли его встречать. Старый князь был в хорошем настроении и доброжелательно встретил Пьера.

Перед ужином князь Андрей, вернувшись в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером, который доказывал, что придет время, когда не будет больше войны.

Старый князь насмешливо оспаривал его, утверждая, что войны не будет, только если кровь из жил выпустить и воды налить. Пробыв у Болконских два дня, Пьер уехал домой, а хозяева после его отъезда говорили о нем только хорошее.

***

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком. Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому…

Павлоградский полк в делах потерял только двух раненых; но от голоду и болезней потерял почти половину людей. В госпиталях умирали так верно, что солдаты, больные лихорадкой и опухолью, происходившими от дурной пищи, предпочитали нести службу, через силу волоча ноги во фронте, чем отправляться в больницы. С открытием весны солдаты стали находить показывавшееся из земли растение, похожее на спаржу, которое они называли почему-то машкин сладкий корень, и рассыпались по лугам и полям, отыскивая этот машкин сладкий корень (который был очень горек), саблями выкапывали его и ели, несмотря на приказания не есть этого вредного растения. Весною между солдатами открылась новая болезнь, опухоль рук, ног и лица, причину которой медики полагали в употреблении этого корня. Но несмотря на запрещение, павлоградские солдаты эскадрона Денисова ели преимущественно машкин сладкий корень, потому что уже вторую неделю растягивали последние сухари, выдавали только по полфунта на человека, а картофель в последнюю посылку привезли мерзлый и проросший. Лошади питались тоже вторую неделю соломенными крышами с домов, были безобразно худы и покрыты еще зимнею, клоками сбившеюся шерстью…

Ростов жил, по-прежнему, с Денисовым, и дружеская связь их, со времени их отпуска, стала еще теснее. Денисов никогда не говорил про домашних Ростова, но по нежной дружбе, которую командир оказывал своему офицеру, Ростов чувствовал, что несчастная любовь старого гусара к Наташе участвовала в этом усилении дружбы. Денисов видимо старался как можно реже подвергать Ростова опасностям, берег его и после дела особенно-радостно встречал его целым и невредимым…

Солдаты по-прежнему жили бедно. Денисов, видя как низшие чины разбредаются по окрестным лесам в поисках съедобных кореньев, не выдержал и, желая поправить положение, решился на отчаянный шаг. В один из дней, «сердито выкурив трубку», со словами: «Суди меня бог и великий государь!», он отправился в путь, сказав Ростову, что едет по делу. Вечером в часть прибыли конвоируемые гусарами повозки с продуктами. Повозки, которые подъехали к гусарам, были назначены в пехотный полк, но узнав через нужных людей, что этот транспорт идет один, Денисов силой отбил его.

На другой день полковой командир вызвал к себе Денисова и посоветовал ему съездить в штаб, в провиантское ведомство, чтобы уладить это дело.

Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…

Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.

– Меня за г’азбой судить– ох! Дай еще воды– пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг’ю скажу. Льду дайте,– приговаривал он.

Через некоторое время в часть пришел запрос, предписывающий Денисову явиться в суд, так как на него заведено дело, которое было представлено так, будто пьяный Денисов избил двух чиновников.

Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

Спустя несколько дней Ростов, беспокоясь и скучая за приятелем, отправился навестить его. Доктор не хотел пускать Николая, объяснив, что солдаты один за одним умирают от тифа, но Ростов, несмотря ни на что, желал видеть Денисова, и врачи были вынуждены его пустить. Войдя в палату, Николай увидел лежащих на полу, на соломе и шинелях, больных и раненых. Сотни завистливых и укоризненных взглядов устремились на него, здорового, полного сил, человека, и он поспешил выйти из комнаты.

Ростов нашел Денисова в офицерских палатах. Первый больной, встретившийся Николаю здесь, оказался капитаном Тушиным, тем самым, который довез больного Николая под Шенграбеном. Денисов радостно встретил Николая, но «за этой привычной развязанностью и оживленностью» Ростов заметил «новое, затаенное чувство». Рана его, хоть и не была опасной, но до сих пор не заживала. Но не это поразило Ростова, а то, что Денисов не расспрашивал его об общем ходе дел, о жизни полка. На вопрос о ходе судебного разбирательства Денисов ответил, что дело плохо, и зачитал Ростову какое-то письмо, полное сарказма, которое он собирался отправить в суд. Окружающие, видимо, уже знакомые с содержанием письма, вышли из комнаты, и в палате остались только двое – Тушин, у которого была ампутирована рука, и улан, который советовал Денисову подчиниться решениям суда. В конце концов Денисов согласился с ним, подписал прошение о помиловании на имя государя и отдал его Ростову.

Вернувшись в полк и передав командиру, в каком положении находилось дело Денисова, Ростов отправился в Тильзит к государю с просительным письмом. 13 июня в Тильзит прибыли русский и французский императоры. В свиту, назначенную стоять в Тильзите, входил Борис Друбецкой.

Борис был одним из немногих, кому посчастливилось быть на Немане в день свидания императоров, видеть проезд Наполеона по берегу, самого императора Александра и Наполеона. Высокопоставленные сановники и императоры уже привыкли к Друбецкому и даже узнавали его в лицо. Французы из врагов превратились в друзей. 24 июня, граф Жилинский, с которым жил Борис, устроил для знакомых французов ужин. Среди приглашенных были несколько офицеров французской гвардии и «мальчик с аристократической французской фамилией» (паж Наполеона). В этот день в Тильзит прибыл Ростов, собиравшийся передать государю письмо Денисова.

Зайдя в квартиру Бориса и Жилинского, Николай был поражен видом французских офицеров, которые в его представлении еще оставались врагами. Лицо Бориса, увидевшего Ростова, выразило досаду, и хотя он постарался ее скрыть, Ростов понял, что он здесь лишний. Чувствуя себя неловко под неприветливыми взглядами присутствующих, Ростов попытался объяснить Борису цель своего приезда. Друбецкой на просьбу Ростова о ходатайстве за Денисова ответил уклончиво, но все же пообещал помочь.

Следующий день оказался неудачным для “любого рода прошений», так как императоры подписывали первые условия Тильзитского мира. Выйдя тайком из дома, чтобы не видеть Бориса, Ростов отправился бродить по улицам. Понимая, что Борис не хочет помогать ему, он собирался просить государя сам. Подойдя к дому, который занимал царь, Николай попытался проникнуть внутрь. Однако сделать это оказалось не так просто: его не пропустили, и посоветовали передать прошение по команде. В свите Ростов заметил генерала, который раньше был командиром его полка, и передал ему письмо. Когда государь вышел, генерал что-то долго говорил ему, но царь ответил: «Не могу, генерал, потому что закон сильнее меня». Увидев государя, Николай испытал прежнее чувство влюбленности, и вместе с толпой в восторге побежал вслед за ним.

Александр направлялся на площадь, где для смотра лицом к лицу были выставлены батальон преображенцев и батальон французской гвардии. Ростов, присутствовавший на смотре, заметил, что Наполеон «дурно и нетвердо сидит на лошади». Наполеон, на котором была надета Андреевская лента, наградил одного из русских солдат орденом Почетного легиона.

? Читать далее: Том второй. Часть третья

? Перейти к оглавлению книги «Война и мир» Л.Н. Толстого. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Наполеон

Тревожные события, происходящие во Франции, в то время занимали умы всего высшего общества. будоражил сознание молодежи и стариков. Для многих молодых людей образ великого императора стал идеалом. Пьер Безухов восхищался его успехами, победами, он боготворил личность Наполеона. Не понимал людей, которые решались оказать сопротивление талантливому полководцу, великой революции. Был момент в жизни Пьера, когда он готов был присягнуть Наполеону и встать на защиту завоеваний революции. Но этому не суждено было случиться. Подвиги, достижения во славу Французской революции остались лишь мечтами.

А события 1812 года разрушат все идеалы. Обожание личности Наполеона сменится в душе Пьера презрением и ненавистью. Появится непреодолимое желание убить тирана, отомстив за все беды, которые он принес на родную землю. Идеей расправы с Наполеоном Пьер был просто одержим, он считал, что это предначертание, миссия его жизни.

Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.

Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.

Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.

Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.

Безухов на войне

Война 1812 года стала для Пьера тяжелым испытанием, но он видел в ней шанс проявить себя, сделать что-то действительно полезное и послужить своему народу. Он страстно загорается идеей внести свою лепту. Пьер организовывает полк и финансирует его полностью. Так как он не был военным, принимать участие в сражениях ему было нельзя, но он не мог оставаться на месте. Во время оккупации Москвы Пьер остается в городе и придумывает себе миссию, которая даст возможность избавиться от французов — он решает убить Наполеона.

Пылкости и желания оказалось недостаточно для реализации его идей и Пьер попадает в плен на целых четыре месяца. Рис. 4. Пьер Безухов и Наташа Ростова. Художник Д. Шмаринов

Плен

Дальнейшие события разворачиваются так, что испытания, выпавшие на долю Пьера, должны закалить, окончательно сформировать его взгляды.

Оказавшись в плену, он переживает процедуру допроса, после которой остается жив, но на его глазах совершается казнь нескольких русских солдат, вместе с ним попавших к французам. Зрелище казни не оставляет воображение Пьера, доводя его до грани сумасшествия.

И только встреча и разговоры с Платоном Каратаевым снова пробуждают в его душе гармоничное начало. Находясь в тесном бараке, испытывая физическую боль и страдания, герой начинает ощущать себя по-настоящему Жизненный путь Пьера Безухова помогает понять, что быть на земле — это огромное счастье.

Однако герою еще не раз придется пересматривать свое отношение к жизни и искать свое место в ней.

Судьба распоряжается так, что Платон Каратаев, подаривший Пьеру понимание жизни, был убит французами, так как заболел и не мог передвигаться. Смерть Каратаева приносит герою новые страдания. Сам Пьер был освобожден из плена партизанами.

Пребывание в плену и осознание истины

Попав в плен, Пьер окончательно потерял веру во все хорошее: он не верит в доброту, дружбу, любовь, взаимопомощь. В этот сложный для себя период он встречает простого человека — Платона Каратаева. Именно он значительно повлиял на взгляды Пьера и помог вернуть ему веру в лучшее. Простой и примитивный в выражениях Каратаев смог лучше остальных объяснить ему ценность человеческой жизни и основы духовной мудрости.Так получилось, что именно в плену свершается окончание формирования личности Пьера.

Он понял, что счастье находилось всегда рядом — на самой поверхности и искать его в глубинах сознания не следовало. Пьер постигает, что счастье заключается в возможности быть свободным духовно и физически, жить в согласии и понимании со своим народом. Он обретает мир в душе и равновесие, которые привели его к личному счастью и гармонии. Рис. 5. Сражение при Бородино

Родные

Освободившись из плена, Пьер одно за другим получает известия от родных, о которых долгое время он ничего не знал. Ему становится известно о смерти своей жены Элен. Лучший друг, Андрей Болконский, тяжело ранен.

Смерть Каратаева, тревожные известия от родных снова будоражат душу героя. Он начинает думать, что все произошедшие несчастья случились по его вине. Он является причиной смерти родных ему людей.

И вдруг Пьер ловит себя на мысли о том, что в трудные минуты душевных переживаний неожиданно приходит образ Наташи Ростовой. Она вселяет в него спокойствие, придает силу и уверенность.

Наташа Ростова

При последующих встречах с ней он понимает, что у него зародилось чувство к этой искренней, умной, богатой духовно женщине. У Наташи вспыхивает ответное чувство к Пьеру. В 1813 году они поженились.

Ростова способна на искреннюю любовь, она готова жить интересами мужа, понимать, чувствовать его — в этом главное достоинство женщины. Толстой показал семью как способ сохранения человека. Семья — маленькая модель мира. От здоровья этой ячейки зависит состояние всего общества.

Характеристика Пьера Безухова в достижении счастья

Вернувшись из плена, Безухов встречает Наташу Ростову, которая всегда ему нравилась. В этот момент она была опустошена и убита горем, ведь война забрала многих дорогих ей людей. Пьер поддерживает ее как верный друг и постепенно они сблизились. В 1813 году они поженились и открыли новую главу в жизни друг друга.

Важно! В конце романа Пьеру удается обрести настоящее счастье, которым он наслаждается в своей семейной идиллии. Пьер и Наташа — родственные души, которые, пройдя сквозь испытания жизни, все-таки разглядели друг друга.

Под конец повествования Пьер счастливо живет, окруженный заботами любимой жены и своих четырех детей. Наташа становится его другом, советчиком, поддержкой и опорой, прекрасной матерью для их детей. Пьер Безухов — центральный персонаж, через который автор проводит линию духовных исканий общества того времени. Его мыслями и устами Толстой доносит центральную мысль романа: счастье не в личных успехах, не в воинских сражениях, не в общественной деятельности — оно рядом, в семейном кругу и единстве с народом. Главные события и цитаты из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, относящиеся к характеристике Пьера Безухова вы найдете в предложенном ниже видео.

  • Пьер Безухов — характеристика героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Еще материалы по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»:

Жизнь продолжается

Герой обрел понимание жизни, счастье, гармонию внутри себя. Но путь к этому был очень непрост. Работа внутреннего развития души всю жизнь сопровождала героя, и она дала свои результаты.

Но жизнь не останавливается, и Пьер Безухов, характеристика которого, как человека ищущего, дана здесь, снова готов к движению вперед. В 1820 году он сообщает жене о том, что намерен стать членом тайного общества.

Почему Пьер Безухов разочаровался в Масонстве

И началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие… Л. Толстой

Роман «Война и мир», написанный Львом Николаевичем Толстым в 1863-1869 вызвал в обществе большой резонанс. Ведь в этом одном из величайших, по моему мнению, произведений затронуто множество проблем, которые актуальны и по сей день. А герои этого произведения изображены очень искусно, индивидуально и жизненно.

Один из самых любимых героев Льва Николаевича Толстого стал Пьер Безухов. Прототипом этого героя служили декабристы, которые вернулись из Сибири, ведь именно жизнь этих людей дала писателю материал для написания романа.

Петр Кириллович Безухов — незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, который стал признанным лишь после смерти своего отца. До 20 лет он воспитывался за границей, появившись в свете, всегда обращал на себя внимание своей нелепостью поведения и одновременно естественностью, отличавшей его от окружения. Как и его друг, Андрей Болконский, Пьер Безухов поклоняется Наполеону, считая его истинно великим деятелем своего времени.

Что же касается внутреннего мира Пьера Безухова, то здесь мы можем отметить, что этот герой очень тонкой натуры. Он наделен мягким и слабым характером, что проявляется, например, в том, что имуществом, которое досталось молодому человеку по наследству от отца, вполне распоряжается не он сам, а по его приказу, но под четким руководством князя Василия. Также можно вспомнить, как Пьер долго время ходил за Анной Павловной Шерер словно «хвостик», когда отец Петра был при смерти.

Однако стоит отметить, что хоть Пьер был очень добр и доверчив, но в тоже время подверженный бурным вспышкам гнева, к примеру, можно вспомнить, как вспылил Петр, узнав о кокетстве своей жены с Долоховым. Нам известно, что эта ссора впоследствии дошла до дуэли молодых людей. Добрые и разумные намерения постоянно приходят в противоречие со страстями, одолевающими Пьера Безухова, и часто приводят к большим неприятностям, как в случае с кутежом в компании Долохова и Курагина, после которого он был выслан из Петербурга.

Став после смерти отца одним из самых богатых людей, наследником титула, Петр вновь подвергается серьезнейшим испытаниям и искушениям, в результате интриг князя Василия женившись на его дочери Элен, светской красавице, неумной и распутной женщине. Этот брак делает героя глубоко несчастным, приводя к дуэли с Долоховым, к разрыву с женой. Затем мы видим, что этот герой все больше склоняется к философским рассуждениям, он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Все эти внутренние сомнения, вопросы и мучения в дальнейшем сближает его с видным масоном Баздеевым, и затем Пьер с головой уходит в это новое увлечение, масонство.

Пьер Безухов начинает верить в возможность достижения совершенства, в братскую любовь между людьми. Он пытается под влиянием новых для него мыслей заниматься улучшением быта своих крестьян, видя счастье жизни в заботе о других. Однако из-за того, что он был очень непрактичен, то терпит неудачи, разочаровываясь в самой идее переустройства крестьянской жизни.

Поиски содержания и смысла жизни сопровождаются у этого героя символическими сновидениями, вспомнить хотя бы сон о собаках-страстях, терзающих его или сон, увиденный после Бородинского боя под впечатлением последнего разговора с князем Андреем и самого сражения. В 1808 году Петр Безухов становится во главе петербургского масонства. Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Петр Безухов пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире. Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов — этих ничтожных людей — интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. И постепенно, осознав фальшь этого движения, приходит к разочарованию в его идеалах и участниках.

Приняв близко к сердцу события войны, разочаровавшись в своем прежнем кумире Наполеоне, Пьер Безухов отправляется на Бородинское поле наблюдать за сражением. Он видит единение защитников Москвы, желающих «навалиться» на врага «всем народом». Там же этот герой.становится свидетелем общего молебна перед иконой Смоленской Божьей матери. Возле Бородина происходит и последняя встреча Пьер с князем Андреем, высказывающим ему заветную мысль о том, что истинное понимание жизни там, где «они», простые русские солдаты. Именно на Бородинском поле молодой человек впервые испытывает чувство единства с окружающими, помогая им во время боя.

Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная пошлость».

В романе «Война и мир» Пьер Безухов разительно отличается от персонажей высшего света. Воспитанный за границей и получивший отменное образование, он умел философски смотреть на жизнь, имел добрый нрав и сохранил «наблюдательный и естественный взгляд». Будучи «большим ребенком», он поддавался влиянию авторитетов, принимал непосредственные и скорые решения.

Появление масона застало его в тот момент, когда Пьер рассуждал о смысле жизни после дуэли с Долоховым. Смерть человека, виновником которой был Пьер, заставила задуматься о тщетности бытия, породила массу вопросов, ответы на которые Пьер, как он был уверен, получит только за порогом вечности. Будучи в смятении, молодая душа его восприняла слова масона Баздеева как спасительную нить, которая выведет из лабиринта вопросов и сомнений. Поддавшись авторитету старца, его высокому слогу и жизненному опыту, Пьер готов начать новую жизнь. Готов очистить свой телесный сосуд от скверны нажитого и совершенного. Он, и сам осознавший тщетность своего бытия, готов отдать себя в служение Великому братству вольных каменщиков. Лишь бы не было так пусто и скверно на душе. По-детски наивно он мечтает измениться в один момент, познать себя и Бога.

Получив доверительное письмо в масонскую ложу и вняв советам старшего наставника, по приезду в Петербург Пьер не выходит из дома. Словно готовясь к ответственному экзамену, он пересматривает свою жизнь, строит светлые планы о мире полном справедливости и добродетели. Он ищет советы в книге монаха Фомы Кемпийского и грезит.

Из мира грез его выводит появление графа Вилларского, предложенного «высокой персоной» ложи в поручители Пьеру. Немедля Безухов отрекся от прежних убеждение и признал веру в бога. Следующее действо вступления в масонскую ложу воспринимается Пьером как непонятный, но тем и притягательный обряд. Спеша начать новую жизнь на благо ближних, он ждал любых чудес и неожиданностей, даже более неожиданных, чем ему виделись. В какой-то краткий миг Пьер осознает всю нелепость и сказочность происходящего, удивленно вертит головой, но тот светлый образ себя в будущем, нарисованный в долгих раздумьях, возрождает в нем веру в великий замысел происходящего. Видя среди своих братьев знакомые светские лица, Пьер отрицает их порочность, пытается отринуть все то, что знал об этих людях до обряда посвящения. Он нашел то, что станет опорой и авторитетом, целью жизни. С наивностью неофита Безухов восторженно воспринимает свое обновление, в нем растет вера. Ему кажется, что подобно загадочному камню, его уложили в нужную ячейку мироздания. Он чувствует братство и идею, к которым примкнул. Его жизнь обретает смысл.

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Приемом проникновения в психологию действующего лица художественного произведения является внутренний монолог-размышление, внутренняя (“про себя”) речь, рассуждение персонажа. Одна мысль вызывает другую; каждая, в свою очередь, порождает цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов. “Открытия”, которые делают герои, – это ступени в процессе их духовного развития.

При приеме в масонство от вновь вступающего требуются гарантии. Желающий сделаться Вольным Каменщиком должен заручиться рекомендацией кого-либо из членов той ложи, в которую он желает быть принятым. Затем в назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вводит его в помещение ложи для обряда посвящения в первую масонскую ступень ученика”.

“Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свое имение. Его новые друзья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить им в его новой деятельности” (гл. 5).

Пьер видел, что многие представители высшего общества, располагавшие не меньшим богатством, чем он, и принесшие масонскую клятву отдать все свое имущество для ближнего, уклонялись от внесения даже грошовой милостыни, и в его душу стали закрадываться сомнения.

Затем последовало полное разочарование: масоны так много говорили о “служении ближнему своему” и так далеки были от практической деятельности, что Пьер окончательно убедился в их паразитическом образе жизни, масонство было для них только приятным и забавным времяпрепровождением. И он покидает общество Вольных Каменщиков навсегда.

Сегодня в Европе, Америке, Азии существует большое число масонских лож. Значительная их часть объединена в международную организацию. Но в рядах Вольных Каменщиков нет единства.

Сами масоны все меньше отрицают свою связь с политикой, но, как и прежде, главным они считают гуманистические идеалы и обеспечение прав человека. В России легально действует несколько масонских лож. Одна из них – “Великая ложа России” – имеет свой официальный сайт в Интернете. Великий Мастер, некий Григорий Д., в своем обращении к читателям сайта сообщает, что его ложа избегает заниматься политикой.

На вопрос, есть ли среди современных масонов известные люди из мира бизнеса и политики, отвечает: “Полагаю, что могут быть”.

Каким будет масонство в будущем? Будет ли оно влиятельной силой или будет притягивать людей своей причастностью к древним тайнам и загадочным ритуалам? Ответы на эти вопросы даст будущее.

  • Жизненный путь Пьера Безухова в романе “Война и мир”: духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии

Пьер и масоны в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”« Рассуждение о дружбе по тексту Кузнецовой Больше всего на свете я ценю дружбу! – воскликнула Марина (ЕГЭ по русскому)Поэтесса Елена Телега »

Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (вечные) вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя.

В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью.

В учении масонов Пьера привлекают идеи «равенства, братства и любви», оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.

Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы наказания были только увещательными, а не телесными, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: «И только теперь, когда я… стараюсь… жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях.

Любимый герой

Лев Николаевич Толстой подробно описывает путь исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир». Пьер Безухов – один из главных героев произведения. Он относится к любимым героям автора и поэтому описывается более подробно. Читателю предоставляется возможность проследить, как из молодого наивного юноши формируется умудрённый жизненным опытом мужчина. Мы становимся свидетелями ошибок и заблуждений героя, его мучительных поисков смысла жизни, постепенного изменения его мировоззрения. Толстой не идеализирует Пьера. Он честно отображает его положительные черты и слабости характера. Благодаря этому молодой человек кажется ближе и понятнее. Он будто оживает на страницах произведения.

Духовным исканиям Пьера в романе отведено немало страниц. Пьер Безухов – внебрачный сын богатого петербургского вельможи, один из главных претендентов на миллионное наследство. Недавно приехавший из-за границы, где получал образование, Пьер не может определиться с выбором дальнейшего жизненного пути. Неожиданное наследство и высокий графский титул сильно осложняет положение юноши и доставляет ему много хлопот.

Странная внешность

Примечательная внешность героя вызывает улыбку и недоумение. Перед нами «массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде…». Он не умеет общаться с дамами, правильно вести себя в светском обществе, быть вежливым и тактичным. Его несуразную внешность и отсутствие хороших манер компенсируют добрая улыбка и наивный виноватый взгляд: «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный». За массивной фигурой срывается чистая, честная и благородная душа.

Заблуждения Пьера

Забавы светской молодёжи

Приехав в столицу, главный герой попадает в компанию легкомысленной золотой молодёжи, которая бездумно предаётся пустым развлечениям и забавам. Шумные пирушки, хулиганские выходки, пьянство, разврат занимают всё свободное время Пьера, но не приносят удовлетворения. Только в общении с единственным другом Андреем Болконским он становится искренним и открывает душу. Старший друг пытается уберечь доверчивого юношу от роковых ошибок, но Пьер упорно идёт собственным путём.

Роковая любовь

Одним из главных заблуждений в жизни героя становится увлечение пустой и развратной красавицей Элен. Доверчивый Пьер – лёгкая добыча для членов алчной семьи князя Курагина. Он безоружен против обольстительных уловок светской красавицы и напором бесцеремонного князя. Терзаемый сомнениями Пьер, вынужден сделать предложение и стать супругом первой красавицы Петербурга. Довольно скоро он понимает, что для жены и её отца он является только денежным мешком. Разочаровавшись в любви, Пьер разрывает отношения с супругой.

Увлечение масонством

Идейные искания Пьера Безухова продолжаются в духовной сфере. Он увлекается идеями масонского братства. Желание творить добро, трудиться на благо общества, самосовершенствоваться заставляют героя пойти по ложному пути. Он пытается облегчить участь своих крепостных крестьян, начинает строить бесплатные школы и больницы. Но его снова ждёт разочарование. Деньги разворовываются, братья масоны преследуют свои корыстные цели. Пьер оказывается в жизненном тупике. Нет семьи, нет любви, нет достойного занятия, нет цели в жизни.

Героический порыв

Состояние мрачной апатии сменяется благородным патриотическим порывом. Отечественная война 1812 года отодвинула на задний план все личные проблемы героя. Его честную и благородную натуру волнует судьба Отечества. Не имея возможности встать в ряды защитников своей страны, он вкладывает средства в формирование и обмундирование полка. Во время Бородинского сражения находится в самой гуще событий, пытаясь оказать посильную помощь военным. Ненависть к захватчикам толкает Пьера на преступление. Он решается убить главного виновника происходящего императора Наполеона. Героический порыв молодого человека закончился внезапным арестом и долгими месяцами плена.

Жизненный опыт

Одним из самых важных этапов жизни Пьера Безухова становится время, проведённое в неволе. Лишённый привычного комфорта, сытой жизни, свободы передвижения, Пьер не ощущает себя несчастным. Он получает удовольствие от удовлетворения естественных человеческих потребностей, «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым тщетно стремился прежде». Оказавшись во власти врага, он не решает сложные философские вопросы бытия, не думает об измене жены, не разбирается в кознях окружающих. Пьер живёт простой и понятной жизнью, которой научил его Платон Каратаев. Мировоззрение этого человека оказалось близко и понятно нашему герою. Общение с Платоном Каратаевым сделало Пьера мудрее и опытнее, подсказало правильную дорогу в дальнейшей жизни. Он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом».

Настоящая жизнь

Освободившись из плена, Пьер Безухов чувствует себя другим человеком. Он не мучается сомнениями, хорошо разбирается в людях и знает теперь, что необходимо ему для счастливой жизни. Неуверенный в себе запутавшийся человек становится сильным и мудрым. Пьер занимается восстановлением дома и делает предложение Наташе Ростовой. Он отчётливо понимает, что именно её он по-настоящему любил всю свою жизнь и именно с ней он будет счастлив и спокоен.

Пьер в масонстве война и мир анализ. Почему Пьер разочаровался в масонстве — сочинение

Подобно Андрею Болконскому, Пьер — честный, высокообразованный дворянин. Но если Андрей — рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами) , то Безухов — натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны ?. лубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы. В этот критический момент Безухов попадает в руки масона Баздеева. Этот “проповедник” ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на благоустройство крепостных. Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы. Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу.

Приемом проникновения в психологию действующего лица художественного произведения является внутренний монолог-размышление, внутренняя (”про себя”) речь, рассуждение персонажа. Одна мысль вызывает другую; каждая, в свою очередь, порождает цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов. “Открытия”, которые делают герои, – это ступени в процессе их духовного развития.

При приеме в масонство от вновь вступающего требуются гарантии. Желающий сделаться Вольным Каменщиком должен заручиться рекомендацией кого-либо из членов той ложи, в которую он желает быть принятым. Затем в назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вводит его в помещение ложи для обряда посвящения в первую масонскую ступень ученика”.

  • Причина дуэли Пьера и Долохова в романе Толстого «Война и мир»

“Через неделю Пьер, простившись с новыми друзьями масонами и оставив им большие суммы на милостыни, уехал в свое имение. Его новые друзья дали ему письма в Киев и Одессу, к тамошним масонам, и обещали писать ему и руководить им в его новой деятельности” (гл. 5).

Счастливый итог

В финале романа мы видим любимого героя Л. Н. Толстого примерным семьянином, увлечённым человеком, нашедшим себя. Он занимается общественной деятельностью, встречается с интересными людьми. Его ум, порядочность, честность и доброта теперь востребованы и полезны обществу. Любимая и преданная жена, здоровые дети, близкие друзья, интересная работа – составляющие счастливой и наполненной смыслом жизни Пьера Безухова. В сочинении на тему «Путь исканий Пьера Безухова» дан подробный анализ нравственных и духовных поисков честного и благородного человека, который путём проб и ошибок находит свой смысл существования. Герой, наконец, достиг «успокоения, согласия с самим собой».

Тест по произведению

1. Как показал Толстой значение общего коллективного начала в военной жизни солдат? 2. Почему возникла путаница и беспорядок в движении русской армии? 3. Для чего Толстой подробно описал туманное утро? 4. Как складывался образ Наполеона (детали), который смотрел за русской армией? 5. О чем мечтает князь Андрей? 6. Почему Кутузов резко ответил императору? 7. Как ведет себя Кутузов во время боя? 8. Можно ли считать поведение Болконского подвигом?

2 том 1. Что привлекло Пьера в масонстве? 2. Что лежит в основе опасений Пьера и князя Андрея? 3. Анализ поездки в Богучарово. 4. Анализ поездки в Отрадное. 5. С какой целью Толстой дает сцену бала (именины)? Осталась ли Наташа «некрасивой, но живой»? 6. Пляска Наташи. Свойство натуры, которое восхищало автора. 7. Почему Наташа увлеклась Анатолем? 8. Что лежит в основе дружбы Анатоля с Долоховым? 9. Как относится автор к Наташе после измены Болконскому?

3 том 1. Оценка Толстым роли личности в истории. 2. Как раскрывает Толстой свое отношение к наполеонизму? 3. Почему Пьер неудовлетворен собой? 4. Анализ эпизода «отступление из Смоленска». Почему солдаты называют Андрея «наш князь»? 5. Богучаровский бунт (анализ). С какой целью введен эпизод? Как показан Николай Ростов? 6. Как понять слова Кутузова «твоя дорога, Андрей, это дорога чести»? 7. Как понять слова Андрея о Кутузове «он русский, несмотря на французские поговорки»? 8. Почему Шенграбен дан глазами Ростова, Аустерлиц – Болконского, Бородино – Пьера? 9. Как понимать слова Андрея «пока Россия здорова, ей мог служить любой»? 10. Как характеризует Наполеона сцена с портретом сына: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра»? 11. Батарея Раевского – важный эпизод Бородина. Почему? 12. Зачем Толстой сравнивает Наполеона с мраком? Видит ли автор ум Наполеона, мудрость Кутузова, положительные качества героев? 13. Почему совет в Филях Толстой изобразил через восприятие шестилетней девочки? 14. Отъезд жителей из Москвы. Каково общее настроение? 15. Сцена свидания с умирающим Болконским. Как подчеркивается связь судеб героев романа с судьбой России?

4 том 1. Почему встреча с Платоном Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира? Анализ встречи. 2. Как объяснил автор значение партизанской войны? 3. Какое значение имеет образ Тихона Щербатова? 4. Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети Ростова? 5. В чем Толстой видит основное значение войны 1812 года и какова в ней роль Кутузова по Толстому? 6. Определить идейно-композиционное значение встречи Пьера и Наташи. Мог ли быть другой финал?

Эпилог 1. К каким выводам приходит автор? 2. Каковы подлинные интересы Пьера? 3. Что лежит в основе отношений Николеньки к Пьеру и Николаю Ростову? 4. Анализ сна Николая Болконского. 5. Почему роман оканчивается этой сценой?

Вопросы по героя Безухову в произведении Льва Толстого «Война и мир» 1)Что даёт для понимания характера Пьера Безухова сведенья о том,каково

его происхождение и его портрот? (том.1 часть.1 глава.2)

2)Как относится Пьер к обществу и оно к Пьеру? Почему?

3)О чём говорят высказывания Пьера о французской революции и Наполеону? (т.1 ч.1 гл.1-6)

Презентация «Масонство в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»»

Слайд 1

Масонство Подготовила: Гайдукова Тамара Преподаватель: Мещерякова Ирина Евгеньевна

Слайд 2

История масонства Возникновение масонства восходит до времен царя Соломона, который вручил архитектору Хираму управление и руководство по сооружению храма в Иерусалиме . Этим мудрым архитектором рабочие были разделены на три класса; а для того, чтобы они могли узнавать друг друга, были установлены слова, знаки и прикосновения. Отсюда, по мнению масонов, идет установление степеней масонства и особого символического языка братьев масонов. Царь Соломон

Слайд 3

По другой легенде, масонство является наследием ученых и жрецов Халдеи, Индии и Египта, которые распространяли таким образом свои нравственные учения, воззрения и на них воспитывали своих учеников и приверженцев. Третья легенда указывает, что масонство происходит от ордена Тамплиеров. Орден рыцарей Храма основан в 1118 г. Гуго Пайен в Иерусалиме, где ордену был подарен дом, стоявший на месте храма Соломона, отчего и произошло имя ордена

Слайд 4

1822 год. 14 августа (по ст.ст.) вышел Указ Александра I о запрещении в России тайных обществ и закрытии масонских лож и взятие со всех чиновников подписки о не принадлежности к тайным обществам .

Слайд 5

Идея масонства Идеология масонства — это идеология избранничества, предполагающая господство над человечеством. Цель масонов — установление мирового порядка, в котором им будет принадлежать господствующая роль. В масонской литературе это символически изображается как строительство храма, вольными каменщиками которого являются масоны. Для установления нового мирового порядка масонские власти формируют тайное мировое правительство, которое в разные времена существовало в разных обличиях, но всегда под контролем иудаистских лидеров. В XVIII — XX веках оно постоянно мигрировало из Англии в Германию Ротшильдов, а оттуда во Францию, переместившись в XX веке в США . Сегодня рабочими органами этого правительства являются руководящий орган всемирной еврейской масонской ложи Бнай Брит, Совет по международным отношениям, Трехсторонняя комиссия, Бильдербергский клуб, Всемирный банк и некоторые другие организации

Слайд 6

Основными нравственно-философскими идеями масонства были следующие: Неприемлемость монархического государственного устройства. Идеал масонов – демократическая республика Все члены общества – братья. И ни язык, ни звание, ни состояние, ни богатство не делают между ними различия. Цель масонства – разрушение христианской культуры и замена ее масонским миром. Человечество – выше отечества. Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создавать международное движение, следствием которого будут идеалы свободы, равенства и братства между народами. Идеи национальных революций , которые разрушат исторически сложившиеся государства и приведут к созданию масонского сверхгосударства .

Слайд 7

Главные масонские символы. «Колонны Я. и Б.» Врата для посвящаемого, выход к свету для ищущего, колонны Иерусалимского храма. Б:. — Северная колонна и Я:. — Южная колонна. Северная колонна символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная — созидание, упорядоченность, систему, внутреннюю взаимосвязь. Это Земля и Космос. .

Слайд 8

«Ступени» Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения . «Мозаичный пол» За колоннами следует мозаичный пол с чередованием в шахматном порядке белых и черных клеток. Символизм чередования белых и черных клеточек говорит о том, что области наших чувств все уравновешивается со строгой точностью .

Слайд 9

«Резец и молот» Для претворения в жизнь его работы ученику даются орудия — резец — представляющий установившуюся мысль, принятые решения, и молот — волю приводящую их в действие . «Камень грубый, камень совершенный.» Символически масонская работа состоит в том, чтобы, отесывая грубый камень, улучшать непосредственное творение природы дабы удалить с него шероховатости и неровности и приблизить его к форме, соответствующей его назначению.

Слайд 10

Циркуль и наугольник. В этой эмблеме циркуль изображает Небесный Свод, а наугольник — Землю. Земля — место, где человек выполняет свою работу, а Небо — символически связано с местом, где чертит свой план Великий Строитель Вселенной. Циркуль, совмещенный с наугольником, пожалуй, самая распространенная из всех масонских эмблем, символов и знаков.

Слайд 11

Лучезарная Дельта Важнейший символ масонского храма всевидящее око или Лучезарная Дельта. Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма, а по обеим сторонам ее находятся Солнце (ближе к югу) и Луна (ближе к северу). Лучезарная Дельта — треугольник, с помещенным внутрь него оком – знаком просвещенности или принципа сознания, иначе, всевидящее око

Слайд 12

Казанский собор был построен в самом начале девятнадцатого века на месте церкви Рождества Богородицы по повелению императора Павла Первого. Архитектором был Андрей Никифорович Воронихин. С моей точки зрения, именно Казанский кафедральный собор является неоспоримым свидетельством того, что император Павел Первый являлся членом масонской ложи. Достаточно бросить на Казанский собор даже беглый взгляд, чтобы это понять . Справедливости следует отметить, что позитивное отношение к масонству Павла Первого — это исторический факт. Единственное, чего не хватает, так это документального свидетельства членства его в масонском ордене .

Слайд 14

Случайный, эпизодический характер носила причастность к масонским ложам Пушкина, Карамзина и Грибоедова , хотя «вольные каменщики» до сих пор в рекламных целях приводят их как пример своих «образцовых братьев».

Слайд 15

Масонство в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Поступление Пьера Безухова в масонское общество приходится на тяжелый период его жизни. Во время размышлений, когда Пьер был погружен “в высший склад мыслей, до которых может достигнуть человек”,- в комнату вошел незнакомый человек. Это был старый масон Баздеев , который пришел к Пьеру, чтобы обратить его. Он сразу начал разговор о масонстве, предложил ввести Пьера в “братство вольных каменщиков”, где он обретет успокоение. В проницательном взгляде масона Пьер “почувствовал надежду и успокоение”. Пьеру не удалось довести работу по самоусовершенствованию до конца. Идеи масонов, которые были, как казалось, близки ему, не сумели помочь ему в разрешении всех его проблем, а деятельность его не дала должных результатов.

Слайд 16

В работе использованы научные труды: Вернадского Г.В., Ешевского С.В., Пыпина А.Н., Новикова Н.И., Осоргина М.А., Половцова А.А., Старцева В.И., Мельгунова С.П., Кандаурова Л.Д., Ключевского В.О., Карамзина Н.М ., Платонов О.А. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: