Почему так важно узнать о том, кем были твои предки? Биологи скажут о наследовании генов, психологи — о формировании семейной системы, историки — о том, что прошлое одной ячейки общества — это часть истории всего народа. В современном мире редко кто помнит в своей семье больше, чем 1–2 поколения. Во многом это зависит от культурных традиций: некоторые национальности свято чтут предков и легко расскажут минимум о 5–15 коленах своего рода. Школьное сочинение на тему «Моя семья» может стать отправной точкой для глубокого изучения семейного древа, а для кого-то превратиться в смысл всей жизни.
Сочинение на тему «История семьи»
Очень важно знать, кто ты и откуда пришёл, кем были твои родители и их предки. Подобные исследования позволят не только осмыслить такие важные философские понятия, как ответственность за свои поступки и свободу выбора, смысл жизни, любовь и одиночество, жизнь и смерть, но и помогут справиться с трудными жизненными ситуациями. Ребёнок, который знает свои корни, вырастает более целостной личностью. Он чувствует связь поколений и понимает, что его жизнь является частью чего-то большего, чем просто история одной семьи. Память о том, кем были и как жили предки, может предостеречь от ошибок и неверных поступков в будущем.
«История моей семьи» (сочинение на эту тему) может стать первым шагом к созданию семейного архива. Во многих семьях ещё остались старинные альбомы с напечатанными, а не цифровыми фотографиями. Многих лиц, изображённых на них, уже не узнать, но часто на оборотной стороне таких фото бывают надписи, которые помогают приподнять завесу тайны. Очень старые семейные портреты можно отсканировать, отреставрировать и подарить пожилым родственникам — они будут рады такому подарку. Если оцифровать все фото, то получится и создать электронный архив, семейное древо или даже небольшой сайт с историей своей семьи.
Сочинение «История моей семьи»
Краткое описание документа:
Предлагаю Вашему вниманию сочинение ученицы 11 класса Натальи Власенко, лауреата областного конкурса сочинений «История моей семьи», проводимого Министерством образования Магаданской области.
ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ
Семья – колыбель человечества.
Л.Н.Толстой
Семья! Это слово на устах каждого человека. Семья… Это много или мало? Да и что это вообще такое? Для кого-то – брак, дети, а для меня – нечто большее. Семья в моем представлении – единое живое существо, родившееся из любви, заботы близких друг о друге, взаимного уважения и понимания. И как у любого живого существа у него есть душа. В моей семье эта душа – мать.
Мне бы хотелось поведать историю жизни мамы с самого раннего детства, показать тот живительный свет ее души, что через года питает любовью нашу семью, делает ее крепче и дружнее. Родилась моя мама в овеянном пушкинской славой селе Болдино. И, хотя мой дедушка мечтал о сыне, но, увидев такую маленькую славную девочку, был счастлив и горд. Тут же придумал и имя – Светлана, так как она была светленькая и родилась на рассвете. Он шел домой в свою деревню, весело насвистывая. Направо и налево – поля гречихи и ржи, слышалось звонкое пение жаворонков и ярко светило утреннее солнце. Казалось, сама природа радостно приветствовала рождение его дочери.
Через год молодая семья переехала в г.Саранск, а еще через год, в поисках лучшей жизни – в Ростовскую область, к своим родителям, которые помогли им построить дом.
Как и все дети, моя мама ходила в детский сад, где познакомилась с девочкой, ставшей на всю жизнь ее подругой. А когда пошла в школу, то почти с первых дней, полюбив свою учительницу Веру Николаевну, решила, что тоже будет учить детей. Ее мечта сбылась.
Окончив в 1981 году Азовское педагогическое училище, мама три года работала в г.Новочеркасске, куда была направлена по распределению. В школе было много молодых учителей. Вскоре маму выбрали секретарем учительской комсомольской организации. У мамы появились новые друзья-единомышленники. Они организовывали походы, поездки в разные города вместе со своими учениками, посещения театров, концертов. Здесь же она познакомилась с молодой учительницей математики, родители которой жили на севере в поселке Палатка. А так как в душе и жизни мама – романтик, то, начитавшись книжек о покорителях Крайнего Севера, в 1984 году с одним чемоданом совершила дерзкий перелет Ростов-на-Дону – Москва – Магадан. Еще в самолете рейса Ростов-на-Дону – Москва сидевший рядом с ней пожилой мужчина спросил:
— Куда Вы летите?
— В Магадан! – гордо ответила мама.
— А у Вас там есть родные, друзья?
— Никого нет.
— Смелая Вы девушка! Желаю удачи! – с уважением произнес попутчик.
И вот самолет приземлился в аэропорту Магадан. Окончена процедура таможенной проверки, пассажиры перестали быть попутчиками, ведь у каждого своя жизнь. Маме город показался мрачным, неприветливым, но она – оптимистка, и была вознаграждена за это. Название поселка (Палатка – очень романтичное) ей сразу понравилось, но из-за отсутствия жилья работу предложили в поселке с еще более романтичным названием – Талая — и сказали: «На курорт едете!» Мама подумала, что это шутка и только улыбнулась. Каково же было ее удивление, когда она узнала, что это действительно так! Ведь в ее представлении курорт ассоциировался с побережьем Черного моря.
Если Магадан был не особенно внешне приветлив в ноябре, то Талая была великолепна! Выйдя из автобуса, мама остановилась пораженная. Столько чистого белого снега она не видела в своей жизни! Здесь ее встретила директор школы Каравашкина Любовь Александровна, она поселила маму в общежитие, а через два дня познакомила с педагогическим коллективом. Маме предложили должность старшей пионерской вожатой. Но ей это не очень понравилось: поначалу на переменах закрывалась в пионерской комнате, даже плакала. Она не была подготовлена для работы с детьми среднего возраста, так как хотела всю свою жизнь посвятить работе учителем начальных классов. И переживала, что у нее ничего не получится. Но вот однажды она прочла в письме такие строки: «Постарайся найти хорошее в этой работе, и ты не заметишь, как полюбишь ее! Вперед, дерзая и угадывая!» И когда ей предложили освободившееся место учителя начальных классов в Палатке, она уже настолько увлеклась новым для себя делом, что отказалась. Теперь дверь в пионерскую комнату была всегда открыта, и дети на переменах стремились сюда. Старшая пионерская вожатая теперь умела играть на барабане и создала отряд из 12 барабанщиков. Их выступления приветствовались не только на школьных праздниках, но и на различных торжествах во Дворце культуры для жителей поселка.
Через год она получила однокомнатную квартиру в новом пятиэтажном доме, и это было еще одной вехой в ее жизни. За четыре года, прожитых мамой на севере, были и восхождения на сопки, и рыбалка, и походы за ягодами, и встреча с медведем… Воспоминаний хватило на многие годы. Но мама очень любит новые впечатления, это ей необходимо для творческого воодушевления в работе, и она, можно сказать, пальчиком указала свое новое место жительства – это Ставропольский край. Невероятно, но она попала в живописное местечко с историческим названием – Кочубеевка, а ее школа находилась в станице Ново-Екатериновская. Во времена Екатерины IIздесь была построена летняя дача императрицы с видом на высочайшую горную вершину – Эльбрус. В годы советской власти эта дача принадлежала партийному руководству Ставропольского края. Мама не раз любовалась величественным Эльбрусом. Это впечатляющее, запоминающееся зрелище!
А через два года она решила вернуться на родину в Ростовскую область, где и нашла свою судьбу: встретилась с папой; в 1990г. они поженились. Теперь в нашей семье четыре человека: мама, папа, я и старшая сестра. На Дону мы прожили 15 лет, и маму снова позвала вперед дорога. В настоящее время мы живем в северном поселке Синегорье. Когда-то это был молодой многолюдный поселок, ведь здесь строили единственную в мире ГЭС на вечной мерзлоте!
Горы синие вокруг, небо синее,
Даже речка Колыма в синем инее!
Вы нам письма пишите,
Наш адрес весь:
Синегорье, Колымская ГЭС!
К сожалению, в настоящее время поселок многое утратил из задуманного первостроителями. Тому есть много объективных и субъективных причин, но это уже другая история.
Моя любимая мама работает в МБОУ «СОШ поселка Синегорье» учителем русского языка и литературы. Она участвовала в районном конкурсе конкурсе «Педагог года – 2014» и заняла 2 место.
Скоро я закончу школу и уеду учиться. Буду очень скучать вдали от родных. Но знаю, что моя семья всегда будет мне поддержкой и опорой в жизни.
Власенко Наталья,
ученица 11 класса
МБОУ «СОШ п. Синегорье»
Сочинение на тему «Война в моей семье»
Своё исследование нужно начинать с опроса близких людей. Пусть мама и папа расскажут школьнику о себе: о том, как они встретились и полюбили друг друга, как поженились, кем были их родители. Если живы другие родственники, важно опросить всех, так как каждый из представителей семейного клана может поделиться различной информацией, а также своими взглядами на историю и отношения между родичами.
«Война в моей семье» — сочинение, которое может отражать не только важную тему Великой Отечественной войны, но и рассказать о других конфликтах, если в них участвовали родственники школьника. Но основной темой станет, конечно же, именно война 1941 года. Очевидно, что нет такой российской семьи, мимо которой бы прошла эта страшная катастрофа. К сожалению, с каждым годом ветеранов, что могли бы из первых уст рассказать своим внукам и правнукам, почему нельзя допускать повторения военных действий, становится всё меньше и меньше. Потому так важно опросить тех, кто ещё жив, ведь их опыт бесценен.
Сочинение на тему «Моя семья» для 5 класса
(2 вариант)
Меня зовут Женя. Мне 12 лет. Когда вырасту, меня будут звать Евгения Петровна. Я живу в пятиэтажном доме на окраине города с родителями, бабушкой и братиком.
Моя мама работает в магазине продавцом. Зовут её Валентина. Она – очень интересный и добрый человек. Целый день она проводит на работе. Вижу я её только вечером. Когда приходит, к ней навстречу бросается обниматься братик Дима. Папа работает водителем-дальнобойщиком. Его я тоже не вижу каждый день, так как он неделями бывает в рейсе. Он много работает, чтобы обеспечить всем необходимым нашу семью. Он у меня строгий, любит порядок, требует, чтобы я помогала дома моей бабушке. Зовут его Петя, а точнее – Пётр Сергеевич. Мой папа любит рыбалку, охоту, собирать грибы.
А теперь о бабушке. Раньше она работала в школе завхозом. Бабуля наша всё умеет. Меня учит работать по хозяйству: убираться, наряжать дом, готовить разные вкусные блюда. К моему приходу всегда готова вкусная еда. После обеда я принимаюсь за домашние дела, чтобы к приходу мамы дома был полный порядок. Бабушка помогает мне и в подготовке к урокам. Оказывается, в школе она училась на одни пятерки, затем окончила университет, но по специальности так и не смогла устроиться, зато у неё много детей и внуков, и по выходным у нас много гостей.
Моему братику всего 5 лет. Он весёлый, смышлёный и очень добрый. Я его очень люблю. В свободное время люблю играть с ним. Какие только занятия мы себе не придумываем! С нами веселится и бабушка.
Вот такая у меня семья: дружная, весёлая, в общем, с нами не соскучишься. Чтобы всегда было всем хорошо, как говорит моя бабуля, нужны мир и стабильность. А чтобы семья была крепкой, нужны любовь и уважение. Я с ней полностью согласна!
Что делать, если родственники не хотят говорить о войне
Военная тема также может стать толчком к открытию новых, неизвестных фактов о своей семье и её истории. Бывают случаи, когда пожилые родственники не хотят говорить на тему «Война в моей семье». Сочинение тогда можно написать, обратившись к помощи интернета, так как к подобному нежеланию делиться своим опытом следует отнестись с пониманием. Прабабушкам и прадедушкам тяжело вспоминать ужасы войны, потерю близких людей, голод и сложные решения, которые приходилось принимать, чтобы выжить.
В исследовании сможет помочь множество сайтов, где в открытом доступе находятся документы о личном составе войск, убитых и пропавших без вести. Зная фамилии и имена, а также примерную местность, где погибли или пропали без вести родственники, отправившиеся на Великую Отечественную войну, есть шанс выяснить не только их звание, но и точное место, где они похоронены. Это может быть братская могила, но и этого бывает достаточно, чтобы почтить память солдат, отдавших жизни за свободу своей Родины. Такая работа поможет школьнику лучше понять влияние на историю отдельной личности и роль семьи. Сочинение на подобную тематику будет полезно прочитать и взрослым.
Ещё одной темой, на которую пожилые родственники, возможно, откажутся говорить, может стать репрессия 1937 года. Молчание может быть связано со многими историческими фактами, из-за которых этот вопрос предпочитали замалчивать годами. Списки репрессированных тоже следует поискать на сайтах различных архивов и в Книгах Памяти.
Сочинение Шпис Милены Романовны, обучающейся 10 класса МОУ «СОШ №13» города Курска стало победителем регионального конкурса «Моя семья».
Руководитель Август С.С., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №13» г. Курска.
Моя семья в истории страны
Я счастлив, что живу в России…
Здесь все давно понятно нам.
Любовь к Отечеству потребна,
Как и к отеческим гробам.
Двадцать первый век… Мы ровесники с тобой. Мы пришли в век расцвета науки и техники, покорения Космоса, других планет и Галактик. И многовековая история моей страны неоднозначна и сложна. А что же лежит в основе истории моей страны? Конечно, люди.
Мне повезло. Моей бабушке Рае семьдесят лет, и она та ниточка, которая связывает меня с далеким и не всегда понятным прошлым моей Родины. Бабушку можно слушать часами о ее детстве, удивляясь тяжести прожитых лет и восхищаясь трудолюбием всех поколений большой русской семьи.
Бабушка родилась в первый послевоенный год прошлого века, и в ее воспоминаниях живы картины тех далеких лет, рассказы ее родителей, впитанные долгими зимними вечерами в глухой деревушке Рыжково Конышевского района Курской области. Низкая, покрытая соломой избенка с вросшими в землю окнами… Большая печь с оравой детворы… Тусклый огонек одной лучины… Керосиновые лампы – это роскошь, появившаяся позже, в начале пятидесятых. А электрическую лампочку, радио дождались в деревне только в 1957 году.
От бабушки я узнала, что ее родители родились в двадцатом веке: прадедушка – в 1910, прабабушка – в 1912 году. И у каждого из них свои незабываемые истории жизни. Прабабушкино детство прошло в небольшом орловском городке Болхове, прадедушка родом из курской глубинки. И оба связывают свои воспоминания с посещением ярмарок, праздников, богатых своими роскошными угощениями, которые можно было купить за копейку или полкопейки! Первые послереволюционные годы прабабушка связывала с появлением первых пионерских организаций. «Нашими колыбельными песнями были песни первых пионеров, – вспоминает бабушка Рая, – в рядах которых маршировала и моя мама Зина». Эти песни, как поняла я, были приятным воспоминанием об ушедшей молодости.
Мы кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы счастия ключи…
…Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был никем, тот станет всем!
Это была вера в лучшую жизнь, освещенная пионерскими маршами, знаменами, барабанами. Однако не все рукоплескали пионерам. Над ними в лучшем случае смеялись и всячески издевались, а иногда и били. Запомнилась бабушке одна речёвка детей из богатых семей:
Пионеры – лодыри,
Царя, Бога продали,
А без Бога, Без царя
Ешь картошку не соля!
Помнила прабабушка и разные антирелигиозные спектакли, и разгромы храмов, церквей…
У прадедушки Ефима ранние воспоминания связаны с тяжелым детским трудом у отчима-кулака… Но именно такой труд поставил его на ноги. Это в будущем и стало смыслом его жизни.
Коллективизация и голод в стране разбросали троих детей из города Болхова в поисках лучшей доли. Родители прабабушки умерли от тифа. Самый младший брат Семен оказался в детской трудовой колонии, где работал великий педагог Антон Семёнович Макаренко. Себя Семен узнал в одном из воспитанников «Педагогической поэмы». Позже, в годы Великой Отечественной войны, морпех Семен был ранен при обороне Севастополя. После госпиталя ему сделали «металлический голос» – была повреждена гортань. Затем дядя Семен поднимал колхозы на Кубани. Вот такая интересная судьба – от трудного подростка до героя войны и труда.
Младшая сестра моей прабабушки Липа (полное имя ее Олимпиада) «Интересное имя! Богатая фантазия ее родителей, видимо, результат начитанности, – мелькнула у меня мысль. – Впрочем, этим отличались все поколения нашей большой семьи!» Так вот, баба Липа, тогда еще девушка, была направлена на работу в Ленинград. На ее хрупкие плечи легла девятисотдневная блокада и оборона исторического города-героя. Войну она закончила в Чехословакии.
А прадедушка Ефим держал оборону Ржева, Москвы, находился в ополчении. По состоянию здоровья вернувшись в родное село в годы войны, занимался коневодством, продолжая ковать победу в тылу. Лошадь в годы войны была основной тягловой силой. Бабушка Рая помнит, как нередко в лютые морозы ее отец Ефим приводил в избу новорожденного жеребенка, выхаживая его в сенях, дабы не дать ему замерзнуть в ветхой неотапливаемой конюшне. Прадед Ефим неоднократно награждался правительственными наградами за боевую и трудовую доблесть. В начале 50-х его пригласили в Кремль для вручения ордена Трудового Красного Знамени. Его портрет был на Аллее Славы (именно с его портретом я шла на параде 9 мая в строю «Бессмертный полк»). Сколько рассказов было о Москве, о встречах в Кремле, о ВДНХ… Вся деревня не могла поверить, что под землей ходят поезда! «Это ты, Ефимка, загнул!» – удивлялись старики. Посещение Мавзолея Ленина, московских достопримечательностей было в его памяти всю жизнь. «А его рассказы для нас, детей, были просто сказкой», – говорила бабушка Рая.
Прабабушка Зина, кроме того, что воспитала шестерых детей, с утра до ночи трудилась на полях родного колхоза и в жару, и в холод, и в дождь. Никто и никогда не искал причины, чтобы бросить все! Трудилась за трудодень, «за палочку», как они говорили. Тогда все любили свою деревню, свою родину. Какие песни лились над деревней после трудового дня! Какие совместные праздники организовывали бригады, звенья после очередного победного завершения уборки урожая, или коллективного благоустройства села, или в честь всенародного советского праздника!
Вместе с родителями трудились и дети. Им впоследствии пришлось строить Братскую ГЭС (сестра бабушки Мария), охранять Родину на подводных рубежах (мой дядя Андрей, который служил на атомной подводной лодке «Томск», опоздавший записаться на трагически легендарный «Курск»…)
А сама бабушка Рая, Романенко Раиса Ефимовна, практически пешком в 15 лет отправилась из родной деревни поступать в педучилище. Блестяще окончила его, а затем и вуз, работала на комсомольской, партийной работе. Затем стояла у истоков организации дома-интерната «Надежда», который возглавляла 15 лет, отдав много сил особым детям. Высокообразованная, начитанная, творческая женщина, имеющая правительственные награды за добросовестный труд, всегда была для нас примером. И именно она является автором строк, которые я взяла в качестве эпиграфа.
Дети моей бабушки (моя мама и ее брат) также окончили вузы и трудятся на благо свой страны: мама продолжает дело моей бабушки, работая педагогом с особыми детьми, а дядя возглавляет железнодорожную ветку «Льгов-Курбакинская».
Учеба и труд стали достоянием всех членов нашей семьи. Именно они стали тем фундаментом, на котором и строится сегодняшнее здание 21 века. Я не знаю, кем я стану в будущем, но я уверена, что буду достойным человеком, который будет беречь и уважать свою страну, будет готов ради неё на любые подвиги и не посрамит достояния своей семьи, потом и кровью боровшейся за мир и благо на нашей родной земле. Я постараюсь передать своим детям всё лучшее, что почерпнула из своей семьи: упорство, самоотверженный труд и любовь к жизни.
История семьи как часть истории края
Некоторые семейные кланы проживают на одной территории в течение нескольких поколений. Очень часто такие семьи живут в деревнях и сёлах. Они чтут традиции и хранят память об истории своей земли. Сочинение на тему «Моя семья в истории моего края» станет не только интересным историческим, но и этнографическим исследованием. Начать его стоит с истории своей фамилии и описания мест, где она часто встречается. В небольших поселениях бывает несколько родов с одинаковыми фамилиями, которые являются дальними родственниками. Можно провести небольшое краеведческое исследование, чтобы выяснить, какую роль сыграл тот или иной родственник в истории своего родного края.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Деньги
В нашем материальном мире всё имеет свою стоимость. Для того, чтобы было удобнее оплатить тот или иной предмет либо заплатить за услугу, люди придумали единую систему денежных средств. - Сочинение по стихотворению Лермонтова Тучи 6 класс
У Лермонтова существует очень много хороших и прекрасных произведений. Кроме этого у него имеются и стихотворения, которые также нравятся многим читателям. Но больше всего мне нравится стихотворение - Мысль семейная в произведении Война и мир Толстого сочинение
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это переплетение множества важных и актуальных во все времена тем. Но для меня оказалась самой близкой и понятной тема внутрисемейных отношений и родственных связей.
История семейной реликвии
Хорошо, если помогая школьнику написать сочинение по литературе, семья расскажет ему о каком-то предмете, передающемуся из поколения в поколение. Это может быть драгоценность, икона, картина, письмо или орден — что угодно. Часто об истории всего лишь одной вещи можно написать целую книгу: с ней могут быть связаны победы и трагедии, любовь и разлука, а иногда даже тайна. Такая тема превратит сочинение на тему «Моя семья» в исследовательский труд. Чтобы отследить путешествие реликвии во времени, школьник может провести собственное расследование как настоящий детектив. Это позволит ему больше узнать об истории своей семьи, отношениях между людьми и о различных исторических событиях, которые влияли на жизни его родственников.
Семейные обычаи и традиции
На территории Российской Федерации проживает множество национальностей со своими обычаями и традициями. Сочинение на тему «Моя семья» можно посвятить описанию традиций своей общины, особенностей её быта и различных национальных обрядов. Школьнику будет интересно узнать о том, как раньше распределялись семейные обязанности, как строились отношения, чем занимались дети и в какие игрушки играли, как готовились к праздникам — и сравнить всё это с современностью.
Почему важна тема семьи в сочинениях
Работа над сочинением на тему семьи может проявить в ученике не только исследовательские способности, но и повлиять на будущий выбор профессии: многие великие историки, этнографы, даже археологи начинали свою деятельность, заинтересовавшись не какими-то старинными артефактами или неизведанными страницами истории. Им было важно понять то, кто они и откуда, где их корни и больше узнатьо своих предках. Эта тема очень важна, и, вполне возможно, что ученик, серьёзно подошедший к ней, в будущем станет знаменитым учёным или профессором.
🗹