Женские образы в романе Гончарова Обломов сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Женские образы в романе Обломов

В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной. Двух героинь связывают чувства к Обломову, однако каждая женщина выражала свою любовь по-разному. А. Гончаров сумел передать яркость эмоций, переживаний девушек, смог «оживить» их образы. Каждая вызывает симпатию у читателя, поскольку они изображены в качестве положительных героев.

Ольгу Ильинскую автор изображает серьезной, пытливой девушкой, способной создать гармонию ума и сердца, которой присущи глубина чувств, щедрость. Ее влияние пробуждает Обломова к жизни, заставляет проявить все самое лучшее, что в нем есть. Героине нравится роль спасительницы, которая помогает утопающему, поэтому она старается перевоспитать Обломова: он начинает вести активный образ жизни, становится более заинтересованным в окружающем мире, происходящих рядом с ним событиях. Но спасательная миссия Ольги длится недолго: Обломов все же возвращается к прежнему стилю жизни, прежнему угнетенному состоянию души. Такой исход событий приводит Ольгу Ильинскую в отчаянье, и вскоре она вынуждена разорвать с ним отношения.

Противоположностью Ольги является Агафья Пшеницына. Она представлена, как истинно русская красавица: светлая кожа, округлые формы. Характеру Агафьи были присущи кротость, смирение, покладистость, простодушие. Она происходила из небогатой, просто семьи, без образования, однако она отлично справлялась с ведением хозяйства, приготовлением пищи. Отличие Агафьи от Ольги заключалось в том, что она не стремилась что-то менять Илью Ильича, не хотела его «перевоспитать». Девушка принимала и любила его таким, какой он есть. Однако, это стало губительно для героя: ведь постоянная забота, опека, благоговение перед мужчиной, могут наскучить, стать в тягость.

Изображенные в романе женщины – это два типа, превалирующие в обществе 19 века, которые они сохранены и по сей день, но в немного модифицированном виде.

Агафья является представительницей классического типа женщины в российском обществе: она хранит семейный очаг, благоговеет перед мужем, уступает ему, во всем с ним соглашается. Девушка выступает тем райским местом, в котором нет забот и суеты, где можно в наслаждении проводить умиротворенные минуты досуга, предаваться мечтам и раздумьям. Девушка не стремится к постоянному поиску знаний, в отличие от Ольги, она принимает окружающий ее мир, таким, каковым он является, не старается его изменить, сделать лучше. Она любит тот мир, в котором живет.

Ольга же – новый тип представительницы русских женщин, воспитанная на прогрессивных европейских идеях. А значит, девушка не видит и не ограничивает свой мир мытьем посуды, да приготовлением пищи. Ольга стремится к новым знаниям, старается развиваться во всех сферах, интересуется чем-то новым, неизвестным ей, у Штольца и Обломова. Однако судьба была не благосклонна к девушке, а общество не готово было принять женщину деятеля.

Итак, в романе Гончарова «Обломов» женские образы выступают двумя сборными образами, типичными для того времени, и в которых раскрыты важные социальные и духовные вопросы.

Ольга Ильинская. Ее простота и таланты

Возлюбленная Ильи Ильича Обломова Ольга Ильинская принадлежала к знатному дворянскому роду. Молодая двадцатилетняя барышня жила с тетей. Богатые родители давно умерли. В наследство девушке досталось огромное поместье.

«Имеет деревню, сад, и дом, совершенно готовый для житья».

Увлекается пением и игрой на фортепиано. Любит читать книги, изредка вышивает.

Происхождение и талант не сделали ее гордой и заносчивой. Девушка всегда открыта для общения с людьми. В имение Ильинских часто приходят гости.

«Она шла легким путем жизни и по здравому, не перехитренному воспитанию, не уклонялась от естественного проявления чувства, воли, мысли».

Андрей Иванович Штольц рассказывал Обломову, что в ней все просто до «едва заметного движения глаз, рук или губ. Нет жеманства, кокетства, лжи, никакой мишуры, ни умысла!». Не часто встретишь подобные черты у барыни.

Тема лишних людей в творчестве Тургенева

“Быстро изменяющаяся физиономия русских людей культурного слоя” – главный предмет художественного изображения у этого писателя. Тургенева привлекают “русские Гамлеты” – тип дворянина-интеллектуала, захваченного культом философского знания 1830-х – начала 1840-х годов, прошедшего этап идеологического самоопределения в философских кружках. То было время становления личности самого писателя, поэтому обращение к героям “философской” эпохи диктовалось стремлением не только объективно оценить прошлое, но и разобраться в самом себе, заново осмыслить факты своей идейной биографии.

Среди своих задач Тургенев выделил две наиболее важных. Первая – создать “образ времени”, что достигалось внимательным анализом убеждений и психологии центральных персонажей, воплощавших тургеневское понимание “героев времени”.

Подробнее…

Внешность. Влюбленность Ольги

«Ольгу нельзя было назвать красавицей, то есть отсутствовала белизна кожи в ней, яркий колорит губ, и щек, глаза не горели внутренним огнем, без кораллов на губах, нет жемчуга во рту».

Ее интеллигентность и воспитанность как будто дополняли те черты внешности, которые могли бы сделать ее еще привлекательней.

Считать ее слишком мудрой невозможно, скорее, в силу юного возраста. Слишком умные и серьезные кавалеры обходили ее стороной. На первой встрече Илья Ильич тоже относится к девушке с опаскою. Он считает, что она может играть чужими чувствами.

Уже на первой встрече с Обломовым она начнет проявлять к нему интерес. Ольга целый вечер не сводит с него глаз. А когда барин признается ей в любви, это повергнет ее в смущение. Данный факт говорит о порядочности, искренности, чистоте помыслов молодой дворянки.

Вскоре у нее с Обломовым начнется роман. Девушка отдается чувству с головой. Она с трепетом ждет встречи с любимым, ее заботит его здоровье, настроение. Когда мужчина не может приехать на свидание, барыня готова сама мчаться на встречу в любое другое место. Она полна стремлений и планов на будущее. Столкнувшись с тем, что Илья Ильич не смог оправдать ее надежд, разрывает отношения, продолжая любить его.

Каким бы положительным не казался характер Оли, она не смогла измениться ради возвышенных чувств. Девушка возвела определенные рамки. Илья не вписывался в них.

«Хотелось бы тебе узнать, пожертвовала бы я собственным спокойствием, пошла бы с тобой по пути? Никогда, ни за что!».

Семья Обломова в романе «Обломов», родители героя (отец и мать)

Семья Обломовых принадлежит к старинному роду дворян. Обломовы жили в своем имении Обломовка, которое затем наследовал главный герой Илья Обломов:

«…для поддержания полноты и блеска старинной фамилии…» (часть 1 глава VII)

Когда-то семья Обломовых жила богато. Но из-за неумелого управления имение стало приносить меньше дохода:

«Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, Бог знает отчего, все беднел, мельчал…» (часть 1 глава I)

У отца и матери Обломова была большая семья. В их доме жило множество родных и знакомых:

«…Обломов увидал живущую у них престарелую тетку, восьмидесяти лет… Там и три пожилые девушки, дальние родственницы отца его, и немного помешанный деверь его матери, и помещик семи душ, Чекменев, гостивший у них, и еще какие то старушки и старички…» (часть 1 глава IX)

Семейство Обломовых всегда жило сонной, ленивой и тихой жизнью:

«…все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью…» (часть 1 глава IX)

В семье Обломовых все любили и ласкали маленького Ильюшу Обломова:

«Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев…»(часть 1 глава IX)

Больше всего в жизни семья Обломовых заботилась о вкусном обеде. Они целым домом совещалось по поводу того, что готовить на обед:

«…главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом

…» (часть 1 глава IX)

Семейство Обломовых любило есть без меры:

«…столько дохода, сколько нужно было ему, чтоб каждый день обедать и ужинать без меры, с семьей и разными гостями…» (часть 1 глава VI)

Простодушные, доверчивые и малообразованные Обломовы верили в разные небылицы и чудеса, как например: оборотни, мертвецы, привидения и т.д. Этот страх передался и самому Илье Обломову :

«

В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, – они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что то другое, или что такая то Марфа или Степанида – ведьма, они будут бояться и барана и Марфы: им и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на того, кто бы вздумал усомниться в этом, –
так сильна вера в чудесное в Обломовке

(часть 1 глава IX)

«Узнал Илья Ильич, что нет бед от чудовищ, а какие есть – едва знает, и на каждом шагу все ждет чего то страшного и боится. И теперь еще, оставшись в темной комнате или увидя покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски; смеясь над страхами своими поутру, он опять бледнеет вечером.» (о взрослом Обломове и его страхах, часть 1 глава IX)

Семья Обломовых не любила трудиться и считали труд наказанием:

  • Образ и характеристика Обломова в романе Гончарова «Обломов»

«Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным…» (часть 1 глава IX)

В семействе Обломовых редко грустили и задумывались над жизнью, поэтому все члены семьи жили долго и весело:

«Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго…» (часть 1 глава IX)

Семья Обломовых жила в лени и апатии, но этот образ жизни они искренне любили. Чтобы не так сильно скучать, Обломовы наполняли свою жизнь праздниками, обрядами и т.д.:

«…окрестив, женив или похоронив человека, забывали самого человека и его судьбу и погружались в обычную апатию, из которой выводил их новый такой же случай – именины, свадьба и т. п…» (часть 1 глава IX)

Родители Обломова

Отец Обломова

Илья Обломов является почти полной копией своего отца Ильи Ивановича Обломова. Главный герой перенял от отца большинство его недостатков. Старик Илья Иванович Обломов был очень ленивым человеком, как и его сын Илья Обломов. Старик Обломов постоянно сидел у окна и просто наблюдал за происходящим или же ходил из угла в угол. Разница между отцом и сыном лишь в том, что отец сидел у окна или ходил из угла в угол, а Илья Обломов все время лежит на диване:

«…как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день деньской только и знает, что ходит из угла в угол

, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается…»
(часть 1 глава IX)

«Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у

окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе…»
(часть 1 глава IX)

Отец Обломова не вставал рано и не ходил по фабрикам в отличие, например, от трудолюбивого и энергичного старика Штольца:

«…там барин не встает с зарей и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колес и пружин…» (часть 2 глава I)

Старик Обломов не вникал в дела и занимался хозяйством лениво и поверхностно. Такой же подход к хозяйству имеет и его сын Илья Обломов:

«…ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец…» (часть 1 глава V)

«…родитель и не вздумает никогда поверить, сколько копен скошено или сжато, и взыскать за упущение…» (часть 1 глава IX)

Отец Обломова был доверчивым и наивным человеком. Его собственный приказчик нагло обманывал его, воруя часть дохода с имения:

«…приказчик приносил ему две тысячи, спрятав третью в карман, и со слезами ссылался на град, засухи, неурожай…» (о старике Обломове и приказчике, часть 1 глава VI)

Старик Обломов ни к чему не стремился. Он не старался заработать больше денег на своем имении:

«…он благодарил Бога и считал грехом стараться приобретать больше…» (об отце Обломова, часть 1 глава VI)

Илья Иванович любил откладывать дела на потом (в наше время такое явление называется «прокрастинацей»). Так например, старик всю жизнь откладывал ремонт крыльца, но так до конца жизни не починил этого. Этот недостаток тоже передался его сыну Илье Обломову:

«Кто-то напомнил ему, что вот кстати бы уж и ворота исправить, и крыльцо починить…»
(об отце Обломова, часть 1 глава IX)

«И он обращал глаза в другую сторону, а крыльцо, говорят, шатается и до сих пор и все еще не развалилось…» (об отце Обломова, часть 1 глава IX)

Отец Обломова любил пофилософствовать и подумать, как и его сын:

  • «Обломов» — краткое содержание четвертой части [ЧАСТЬ 4] романа.

«…отозвался Илья Иванович, вздумавший было пофилософствовать, и пошел опять ходить взад и вперед…» (об отце Обломова, часть 1 глава IX)

Судя по всему, старик Обломов был рассеянным человеком. Например, он мог потерять дома очки, так что вся семья искала их полтора часа:

«…Илья Иванович велел сыскать очки: их отыскивали часа полтора…» (часть 1 глава IX)

Старик Обломов иногда читал книги, но ему было все равно, какую именно книгу читать. Он не считал чтение важной потребностью человека:

«

Илья Иванович иногда возьмет и книгу в руки –
ему все равно, какую-нибудь
. Он и не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко и обойтись можно… <?…>

– Давно не читал книги, – скажет он или иногда изменит фразу: – Дай-ка, почитаю книгу, – скажет или просто, мимоходом, случайно увидит доставшуюся ему после брата небольшую кучку книг и вынет, не выбирая, что попадется

. Голиков ли попадется ему, Новейший ли Сонник, Хераскова Россияда, или трагедия Сумарокова, или, наконец, третьегодичные ведомости –
он все читает с равным удовольствием
…» (часть 1 глава IX)

Мать Обломова

Имя матери Ильи Обломова не указано в романе. Известно, что женщина давно умерла и что Обломов горячо любит мать:

«…Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней…» (часть 1 глава IX)

Мать очень любила своего единственного сына Илюшу и неусыпно заботилась о нем:

«Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь…» (часть 1 глава IX)

Госпожа Обломова, как и все в ее семьей, была ленивой женщиной. Она целыми днями ничем не занималась:

«…а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду…» (часть 1 глава IX)

Она только делала вид, что следит за хозяйством. Она занималась делами имения лениво и поверхностно, как и ее супруг:

«И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку…» (часть 1 глава IX)

Няня и слуга Обломова

Няню и слугу Обломова можно также считать членами семьи. Известно, что у Ильи Обломова когда-то в детстве была старушка-няня. Судя по всему, женщина уже давно умерла в силу возраста:

«Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки…» (часть 1 глава IX)

Также Обломову с самого детства служит крестьянин Захар. Эта должность личного слуги называется «дядькой». Слуга Захар продолжает служить Обломову, когда тому уже за 30 лет. Захар, как и все жители Обломовки, является ленивым человеком:

«Давно знали они друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова на руках

, а Обломов помнит его молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем…» (часть 1 глава VII)

«Захар, отслужив в молодости лакейскую службу в барском доме, был произведен в дядьки к Илье Ильичу… От этого он, одев барчонка утром и раздев его вечером, остальное время ровно ничего не делал

.

Ленивый от природы

,
он был ленив
еще и по своему лакейскому воспитанию.» (часть 1 глава VII)

Это были материалы о семье Обломова, его родителях (отце и матери) в романе «Обломов» Гончарова.Смотрите: — Все материалы по роману «Обломов»

  • Илья Ильич Обломов в романе “Обломов”: материалы для сочинения (цитаты)

Знакомство с вдовой Пшеницыной. Скромность и работоспособность женщины

Полной противоположностью Ольги является вдова Агафья Матвеевна Пшеницына, в доме которой поселится Обломов. Она была супругой покойного чиновника, жила вместе с детьми Ваней и Машей. В характере вдовы отсутствовала гордость и заносчивость. Женщина очень работящая. Разводит птицу, продает яйца, ходит сама на рынок. Считает, что в этом нет ничего постыдного, ведь необходимо кормить семью.

«У нас много кур; мы яйца продаем и цыплят. С графского дома все у нас берут».

Пшеницына постоянно пребывает в заботах по дому.

«У нее все закипает в руках! Летает с утра и до вечера, хозяйство ее идет бодро, весело, с оригинальным оттенком. Руки белые, но с выступающими наружу крупными узлами жил. Она прятала их под шаль».

Это говорит о том, что Агафья стыдится своей простоты, трудолюбия. А подобными человеческими качествами нужно гордиться. Становится понятно, что барышня обладает излишней скромностью.

Сравнение с сезонами

Женщины в романе словно символы, собой и своим поведением они олицетворяют времена года. Их схожесть с той или иной порой объясняется характерами девушек и их особенностями:

  1. Ольга была легкой, деятельной, настоящей мечтательницей. Она напоминала собой весну в союзе с Обломовым и лето во время замужества со Штольцем.
  2. Спокойная и домовитая Агафья представляла собой плодородную осень и умиротворенную зиму.

Сначала может показаться, что Ильинская и Пшеницына — противостояние представительниц патриархального и нового общества. Но роль женщин в жизни Обломова и в романе иная. Они дополняют друг друга, раскрывая поднятые автором темы женского счастья и особенностей девичьей судьбы.

Неприхотливость Агафьи. Любовь к Обломову

В одежде не придерживается определенных правил. Рада тому, что есть возможность набросить на плечи хоть что-то.

«Платье по отношению к шикарной шали казалось старо и поношенно».

Когда продаст и эти вещи, то будет ходить в ситцевых одеждах и со старым платком на шее. Новые наряды обменяет на деньги, чтобы купить Обломову вкусностей.

Она полюбит его всем сердцем, бескорыстно. У нее нет желания что-либо в нем менять, как планировала Ольга. Женщина говорит, что до тридцати лет не испытывала подобных чувств. Сравнивает любовь, поселившуюся в ее сердце, с внезапной лихорадкой. Проявляет чрезмерную опеку над Ильей Ильичем. «За другими жены так не смотрят – ей богу! Она все увидит, ни одного нештопанного чулка нет – все сама».

После смерти Обломова часто ходит на кладбище, не может смириться с тяжелой утратой. Ради блага их сыночка отдает его на воспитание Штольцам.

Два типа женщин

Женские образы в романе — 2 типа русской женщины, которые наиболее сильно выделялись в России XIX века. Они остались и сейчас.

Агафья — типичная русская женщина, хранительница домашнего очага, которая всегда уступает мужу, соглашается с ним и обожает его. Ее дом словно прекрасный рай, где можно ни о чем не думать, а спокойно отдыхать, думая о приятном. Она не ищет знаний, свое счастье, не старается изменить мир к лучшему. Женщина принимает все, что ей дано, и любит все, что ее окружает. Агафью, несмотря на отсутствие образования, сложно назвать глупой — она лишь делает все по зову сердца.

Два типа женщин

Сравнение женщин показывает разницу между их отношением к Илье. Если Ольга Ильинская старалась поменять Обломова, вернуть его к активной жизни, Пшеницына, напротив, пыталась сохранить покой возлюбленного, состояние размеренной жизни, «обломовщины», которая была близка ей по духу. Для нее было счастье заботиться о муже.

Ольга Ильинская была совершенно новым типом женщины в России. Она воспитывалась под влиянием прогрессивных западных идей, поэтому считала, что ее мир не заканчивается на готовке и комфорте супруга.

Ольга никогда не переставала учиться и постоянно просила Обломова и Штольца рассказывать ей что-то новое. Для нее было счастьем добывать знания.

Однако судьба Ольги трагична. Если кратко, общество еще не было готово принять сильных и деятельных женщин. В те времена путь даже самых умных и начитанных представительниц слабого пола заканчивался хозяйством и замужеством, то есть «обломовщиной». Именно этого хотела избежать в своем браке Ильинская, и этого же боялся Андрей Штольц. Однако, став его женой, Ольга меняется, она все чаще чувствует скуку и тоску. Причина такого состояния заключалась в ее внутреннем протесте против рутины, которая давила на бедную девушку.

Образ матери Ильи Обломова

В главе Сон Обломова читатель знакомится с матерью маленького Ильи. Она являлась дворянкой. Жила, придерживаясь принципа, что необходимо радоваться тому, что имеешь. Стремления к лучшему отсутствовали в ее характере. Как и множество домочадцев имения Обломова была ленива, любила поспать, поговорить.

Считала себя хорошей матерью. Чрезмерно опекала сына, выполняла все его детские и юношеские требования.

«Мать положит голову Илюши на колени, и расчесывает ему волосы, любуясь их мягкостью. И разговаривает с ними о будущем сыночка, делает его героем созданной ею эпопеи».

Часто позволяла ребенку оставаться дома, в моменты, когда он должен пребывать в пансионе. Это поспособствовало тому, что из него вырос ленивый и слабохарактерный мужчина.

Портретные характеристики

В романе Ивана Гончарова выделяется 2 женщины — это Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Каждая из них в определенный период жизни любила Илью Ильича, однако проявление чувств у них было разное, поэтому и роль в жизни главного героя у каждой героини своя.

Портретные характеристики

Эти 2 образа в романе противопоставляются, что особенно видно в том, как автор описывает внешний вид героинь, раскрывает их внутренний мир и особенности характера. При этом обе женщины вызывают симпатию у читателя, так как являются положительными персонажами.

Ольга кажется серьезной, любознательной девушкой. Она обожает узнавать что-то новое, что раньше было неизвестно человеку. Ильинская много думает, на это указывает даже ее внешний вид. У девушки тонкие, сжатые губы и морщинка над бровью, такая, словно там покоилась мысль. Взгляд у нее ее зоркий, бодрый, такие глаза ничего не пропустят мимо себя. В ее образе нет безусловной красоты, но девушка привлекает своими манерами, грациозностью и изяществом. Сквозь них можно увидеть ее всю глубину души девушки, ее гармоничность.

Ольга была родом из дворянской семьи, она образована и у нее примерное воспитание. Вся серьезность и мудрость сменяется поэтичностью и чувственностью в момент, когда она начинает петь. Она обожает пение и расслабляется с его помощью.

Агафья предстает перед читателем, как исконно русская красавица. У нее нежная, светлая кожа и фигуристое тело. Девушка родом из простой семьи, образования она не получила. Но она и не стремится к знаниям. Любимым занятием для Пшеницыной всегда было хозяйство — готовка и создание уюта в доме. Женщина отличается спокойствием, добротой, покладистым характером, ей необходимо заботиться о ком-то, чтобы чувствовать себя полноценно.

Родители Обломова (цитаты). Роль семьи в жизни Обломовых, характеристика семьи, описание

В романе И. С. Гончарова «Обломов» мы знакомимся с ленивым и апатичным героем, вся жизнь которого проходит в праздности и лежании на диване. Но все мы прекрасно знаем, что на наш характер, образ жизни и все наши привычки оказывает влияние семья, в которой мы росли. Так было и с Ильей Ильичом Обломовым.

Образ Обломовки мы можем увидеть во время сна Обломова: «…все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью…», «…Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным…», «…Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго…». Обломовцы больше всего на свете любили сытно поесть. После еды весь дом погружался в сон. Больше целей в жизни у них не было. Словно вся Обломовка жила во сне. Там даже не было важных и интересных событий. Всеми жителями владела скука и нежелание работать.

Родители Обломова – обедневшие дворяне. Когда-то богатая семья, Обломовы стали заметно беднеть, но «…для поддержания полноты и блеска старинной фамилии…» старались обустроить свой дом по модели состоятельных дворян – нанимали слуг и нянек для сына Илюши. Родители Илюши были так же ленивы, как и вся Обломовка. У них не было дел, все, чем они занимались – это прозябание и жизнь без цели и смысла.

Отец Обломова, Илья Иванович – человек добрый и искренний, но очень ленивый и праздный. «…Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе…». Отец его был наивен, доверчив, не имел в жизни целей и стремлений. Он любил откладывать дела на потом и пофилософствовать, поэтому в быту был не практичен.

Пословицы о трудолюбии русского народа (4 класс)

Мама Ильи Ильича давно умерла. Но во сне он снова видит её. «…Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь…», «…И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку…». Мама Обломова тоже обладала ленью и праздно проводила свою жизнь, как и все обломовцы.

Кроме родителей, в доме Обломовых жили слуги и няня Илюши. Все они тщательно следили за барчонком. Захар, слуга Обломова-младшего, помнит его ещё «проворным и лукавым парнем». В детстве маленький Илья стремился познавать мир, но его никуда не пускали, всюду смотрели за тем, чтобы мальчик никуда не шел, чтобы не упал, не поранился. В итоге Обломов вошел в ритм жизни родителей и домочадцев и стал таким же ленивым.

Образ жизни всех жителей Обломовки наложил тяжелый отпечаток на судьбу Ильи Ильича – у него был природный шанс стать другим человеком. Но родители загубили в нем стремление жить активно. Поэтому он и стал таким – ленивым лежебокой, который ни к чему не стремится. Этот образ жизни привел героя к бессмысленной жизни и духовной гибели.

История создания романа Достоевского «Преступление и наказание»

Замысел романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский вынашивал в продолжение шести лет: в октябре 1859 года он пишет брату: «В декабре начну роман. помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь — роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту. » — судя по письмам и тетрадям писателя, речь идет именно о задумках «Преступления и наказания» — роман изначально существовал в форме исповеди Раскольникова. В черновых тетрадях Достоевского встречается такая запись: «Алеко убил. Сознание, что он сам недостоин своего идеала, который мучает его душу. Вот преступление и наказание» (речь идет о пушкинских «Цыганах»).

Подробнее…

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: