Сюжет — краткое содержание
- Учитель математики Харлампий Диогенович мог выставить дураком любого ученика.
- Герой не сделал трудную задачу и боялся, что учитель станет над ним насмехаться.
- Он позвал в класс доктора и медсестру, чтобы они сделали уколы от тифа.
- Алик Комаров очень боялся уколов, но герой ни капельки их не боялся.
- После уколов Харлампий Диогенович упомянул Геракла и вызвал героя к доске.
- Учитель сказал, что свой подвиг герой совершил из трусости.
«Тринадцатый подвиг Геракла» — читательский дневник по рассказу Ф. Искандера
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера был впервые опубликован в апреле 1964 года в журнале «Сельская молодёжь».
Описание книги для читательского дневника
Автор:
Фазиль Абдулович Искандер
Название произведения:
«Тринадцатый подвиг Геракла»
Жанр:
рассказ
Год написания:
1964
Издательство:
АСТ
Год издания:
2021
Главные герои и их краткая характеристика
Мальчик-рассказчик, автор — ученик 5 класса. Недисциплинированный, хитрый, ловкий, трусливый. Харлампий Диогенович — учитель математики, грек. Ехидный, насмешливый, лукавый, умный. Алик Комаров — троечник. Сосед по парте. Сахаров — отличник, прилежный ученик Шурик Авдеенко — мрачный двоечник.
Краткое содержание и сюжет
Все математики оказываются неряшливыми, рассеянными и гениальными. Но вот этого математика нельзя было назвать слабохарактерным или неряшливым. Звали его Харлампий Диогенович и он сразу установил в классе образцовую тишину. Она была такой полной, что директор часто заглядывал в класс, проверить, не сбежали ли ученики на стадион.
Но сбежать с урока математики было немыслимо. Харлампий Диогенович если и заставлял класс смеяться, то по своей инициативе и для доказательства от противного. Он радостно встречал каждого опоздавшего ученика и придумывал ему какое-нибудь смешное прозвище, например принц Уэльский. И класс начинал хохотать.
Списать у Харлампия Диогеновича было невозможно. Он сразу узнавал списанную работу и начинал ее высмеивать. Это была тактика математика, делать человека смешным. И разумеется никто не хотел становиться смешным, но никто не избежал этой участи. Коснулась она и героя.
Герой не решил задачу, которая никак не сходилась с ответом. Он решил, что ответ неправильный и на всякий случай спросил у мальчика, с которым играл в футбол, про задачу. Тот ее не тоже не решил. После футбола герой спросил про задачу у отличника Сахарова, и оказалось, что Сахаров решил задачу, причем ответ совпал с ответом учебника. Пришел учитель и спросил дежурного. Так как такового не оказалось, учитель заставил старосту стирать с доски и прочитал ему лекцию об его обязанностях.
Герой дрожал от страха. И тут в класс заглянул доктор и спросил не пятый ли это «А». Учитель сказал, что нет, а герой набрался отчаянной храбрости и вызвался показать доктору пятый «А». Герой догнал доктора и медсестру и сказал, что его класс на следующем уроке идет в музей, а потому лучше поставить уколы сперва им. Доктор легко согласилась, думая, что герою не терпится испытать храбрость. Но герой сказал, что он малярик и ему уколы ставили тысячу раз. Герой вернулся в класс в хорошем настроении, и даже похвалил соседа по парте, Алика Комарова, за то, что тот решил домашнюю задачу.
Тут пришла доктор и ученикам стали делать уколы, вызывая их по алфавиту. Первым укол получил Авдеенко, а Комаров все больше бледнел — он боялся уколов. Когда пришла его очередь, Алик так побледнел, что чуть не упал в обморок и ему дали понюхать флакончик.
Наконец доктор и медсестра ушли, а Харлампий Диогенович приказал открыть окна и проветрить класс. Потом начал перебирать четки и рассказывать про Геракла. Учитель сказал, что Геракл совершил двенадцать подвигов, но один молодой человек решил совершить тринадцатый. Но Геракл совершал подвиги как храбрец, а молодой человек совершил подвиг из трусости. И тут учитель позвал героя к доске и попросил показать, как тот решил задачу. Герой несколько раз повторил слово Артиллерийский снаряд и учитель предложил ему попросить военрука, чтобы тот его разминировал.
Класс смеялся. Смеялись все, отличник Сахаров и Алик Комаров, смеялся даже мрачный Шурик Авдеенко. Прозвенел звонок и учитель поставил герою двойку. С тех пор герой стал ответственно относиться к домашним заданиям и он с благодарностью вспоминал Харлампия Диогеновича, который смехом закалял детские души и заставлял детей относится к своей персоне с юмором.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Учитель математики Харлампий Диогенович умел выставить смешным любого ученика. Герой не сделал задачу и боялся насмешек учителя. Он обманул доктора и добился, чтобы на уроке им поставили уколы от тифа. Больше всех боялся Алик Комаров, а герой не боялся уколов. Учитель вспомнил Геракла и вызвал к доске героя. Он выставил героя смешным и над мальчиком потешался весь класс.
План пересказа
- Учитель математики
- Тишина на уроках
- Метод Харлампия Диогеновича
- Трудная задача
- Неверный ответ
- Староста у доски
- Появление доктора
- Инициатива героя
- Возвращение доктора
- Трусливый Алик
- Двенадцать подвигов Геракла
- Герой у доски
- Заминированный герой
- Смех в классе
- Впредь наука.
Основная мысль
Нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем они не вошли в привычку.
Чему учит
Рассказ учит относится ответственно к выполнению домашнего задания. Учит не бояться уколов. Учит уметь отвечать за свои проступки. Учит не боятся насмешек и относится к себе с юмором. Учит не пытаться избежать справедливого наказания.
Отзыв и что понравилось
Мне понравился этот рассказ и больше всего его главный герой, мальчик. Это был умный и хитрый мальчик, который проявил смекалку, но все равно не смог обмануть учителя. Он проиграл и был наказан. Но его старания заслуживают уважения. А вот учитель мне показался излишне жестоким. Он смеялся над учениками и тем самым унижал их достоинство.
Вывод и мое мнение
Этот урок оставил глубокий след в душе мальчика, он понял, что смехом учитель воспитывал их лучше, чем любыми нотациями и поучениями. Автор запомнил этот урок на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на своем примере научить других. Рассказ иллюстрирует, как чувство юмора, ирония может в корни изменить ситуацию, показать, чего на самом деле стоит человек, выставить его в истинном свете, чтобы все увидели его настоящую сущность.
Пословицы
- После смеха бывают слезы.
- Не смейся чужой беде, своя на гряде.
- От великого до смешного один шаг.
- От умного научишься, от глупого разучишься.
- Каждый храбрец храбр по-своему.
Пословицы к произведению:
Не смейся чужой беде, своя на гряде.
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Презрение к смерти рождает героя.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Каждый храбрец храбр по-своему.
Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
О произведении
Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «13 подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно на нашем сайте при помощи специального теста.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Действующие лица
Повествование ведется от лица рассказчика. Он ученик 5 Б класса, шустрый и озорной мальчишка. Любит играть в футбол, смышлёный и любознательный. Главному герою легко удается подмечать особенности своих одноклассников:
- Сахаров благополучный;
- Алик скромный и незаметный;
- Шурик угрюмый.
В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла» есть еще один главный герой — Харлампий Диогенович. Грек по происхождению, работает учителем математики.
Его личностные качества:
- аккуратность;
- требовательность;
- строгость.
В отличие от других педагогов, Харлампий использовал для воспитания не наказания. Он тонко подшучивал над провинившимися. Благодаря такому подходу ему удалось в кратчайшие сроки установить в классе дисциплину.
Все тайное становится явным
Когда врачи сделали прививки всем детям и ушли, до окончания урока осталось еще несколько минут. Обычно в такой ситуации Харлампий Диогенович, перебирая свои четки, рассказывал ребятам что-нибудь поучительное из греческой мифологии.
В этот раз он обратился к подвигам знаменитого силача Геракла. Как известно, у него было 12 легендарных подвигов. Но сегодня, по мнению учителя, некий молодой человек решил дополнить мифологию тринадцатым.
Это, может быть, и похвально, но только Геракл был настоящим героем и совершал подвиги ради людей. А этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости», — произнес учитель. Давайте узнаем, во имя чего был совершен этот подвиг» Тут наш герой рассказа, и не подозревавший, к чему клонит учитель, вдруг понял, что настал час расплаты.
Это интересно! Повесть Собачье сердце: читаем краткое содержание по главам
Харлампий Диогенович вызвал мальчика к доске и стал спрашивать решение задачи. Но тот, конечно, не смог ничего сказать, кроме двух первых слов из ее условия: «Артиллерийский снаряд» Герой повторил эти слова три раза, моля Бога, чтобы скорее прозвенел звонок с урока, а звона все не было и положение мальчика становилось все смешнее. «Вы что, нечаянно проглотили артиллерийский снаряд? – спросил Харлампий Диогенович с искренним любопытством». Класс взорвался хохотом, и звонок с урока для героя прозвучал сквозь этот смех как погребальный колокол.
Смысл произведения
Само название рассказа уже привлекает внимание читателей. Из мифов известно о двенадцати подвигах Геракла, поэтому детям интересно узнать, что еще совершил герой. Но в произведении Искандера речь идет совсем не о тринадцати доблестных действиях.
Учитель напоминает о Древней Греции. У него соответствующее имя, он любит вспоминать мифы, рассказывать на уроках о баснях Эзопа. Он часто высмеивает учеников, но делает это по-доброму. Такой прием позволяет ему улучшать дисциплину в классе. Опоздавших он называл принцами Уэльскими, списывающих — лебедями. Учителю хотелось показать детям, что у них должно быть чувство собственного достоинства. В таком случае они не позволят себя высмеивать.
Воспитание смехом
Герой произведения Искандера умный и наблюдательный мальчик. А рассказчик взрослый, который посмеивается, вспоминая себя в школьном возрасте. Будучи мальчишкой, он еще не осознавал, какой был важный тот урок, который преподал ему мудрый учитель математики.
Школьнику-Искандеру хотелось только обхитрить учителя, которого он при этом уважал и побаивался.
В начале года в школу пришел новый учитель математики, который отличался от других, обычно рассеянных и неряшливых преподавателей этой точной науки. Звали его Харлампий Диогенович. Он непонятным образом так влиял на учеников, что на его уроках всегда стояла тишина и поддерживалась абсолютная дисциплина. Если раньше директор боялся, что школьники могут сбежать с занятий на рядом расположенный стадион, то с приходом нового математика об этом у детей даже мысли не возникало.
Это интересно! Вальтер Скотт роман Айвенго: краткое содержание по главам
Харлампий Диогенович никогда не повышал голос, не грозился вызвать родителей в школу и ничем не запугивал учеников. Его методом, как ни странно, был юмор, с которым он высмеивал провинившегося школяра. Учитель мог, умело используя несоответствия, выставить человека смешным. При этом вся круговая порука учеников распадалась и виновный оказывался без поддержки, один на один со своим проступком.
Например, опоздавшего на урок школьника математик, заходя в класс, пропускал вперед себя, как «дорогого гостя», провожал взглядом, пока тот стыдливо просеменит к своей парте и произносил ироничное сравнение: «Принц Уэльский». Класс хохотал, а ученик после такого позора поневоле раскаивался и старался больше не попадать в такое глупое положение.
Но вот Харлампий Диогенович проходит к своему столу, садится, и класс тут же смолкает. Начинается урок. Все дети собраны, готовятся получать знания или отвечать домашнее задание. Никто не хочет быть высмеянным.
План рассказа
Часто в школе ученикам при изучении рассказа конспект даётся составить дома или в классе, выписывая лишь только главные мысли. Тезисы могут стать и пунктами плана, который можно будет использовать и для написания сочинения по этому произведению.
План произведения:
- Знакомство с Харлампием Диогеновичем, учителем математики.
- Уроки математики.
- Главное оружие учителя – смех.
- Нерешенная задача.
- История с доктором.
- Неудачный ответ у доски.
- Смех класса.
- Благодарность учителю.
Каждый читатель, конспект которого несложно составить, сможет понять и оценить метод учителя математики, который старался правильно и достойно воспитывать детей.
Идея рассказа
Фазиль Искандер показывает, что герой постепенно приходит к тому, что бороться с ложью можно и главным оружием в этом может быть смех. После того, что с ним произошло, мальчик стал прилежно выполнять учебное домашнее задание.
Главный герой искренне доверяет своему учителю математики и совсем не обижается на него за то, что тот с юмором и смехом пытался научить их не обижать друг друга, не лгать, а относиться к себе и к окружающим с достоинством.
Это интересно: история создания «Отцы и дети» Тургенева.
Анализ произведения
Уже название рассказа указывает на связь произведения с Древней Грецией. Сразу же вспоминаются мифы, где рассказывается о 12 подвигах Геракла. Но поступок мальчика, которого учитель в шутку называет Гераклом, совсем непохож на подвиг. Ведь он был совершён из-за трусости и слабости.
Учитель, который прекрасно знал древнегреческую мифологию, постоянно рассказывал какие-то эпизоды и учил детей так, что его главным оружием был смех и юмор. Никому из ребят не хотелось выглядеть смешно, поэтому они старались выполнять и все задания вовремя, и не хулиганить.