Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»


Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»

Н. А. Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве» гово­рит о Кабановой: «Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину Кабаниха заставляет кланяться в ноги Тихону при его отъезде из дома, ко­рит за то, что она «не воет» на людях, провожая мужа в Москву. После признания Катерины в своей измене мужу Марфа Игнатьевна приказывает Тихону бить Катерину, считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

«Жестокий мир» дома Кабановых основан на подчинении, приказа­нии, лицемерии и обмане, он усваиваются и младшим поколением. Варва­ра, к примеру, не понимает нравственных мучений Катерины, убеждена в том, что можно делать, «что хочешь, только бы шито да крыто было». В том же разговоре с Катериной она признается: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Так же поступает и Тихон.

Отношения между обитателями дома Кабановых очень точно вырази­ла Варвара: «Ну, а ведь без этого нельзя: ты вспомни, где ты живешь! У нас дом на том держится». При этом представители младшего поколения меж­ду собой проявляют своего рода честность, не скрывая своего лицемерия перед матерью. Например, перед отъездом в Москву Тихон, выслушав все наставления матери, после ее ухода говорит Катерине: «Что ее слушать-то! ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты ми­мо ушей пропущай». Позже в сцене признания Катерины (Действие чет­вертое, явление шестое.) Тихон, услышав начало исповеди жены, «растеряв­шись, в слезах, дергает ее за рукав», желает остановить ее, сохранить по своему обыкновению все в тайне от матери. «Не надо, не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!»

В разговоре с Борисом Кулигин так характеризует «жестокий мир» города Калинова: «<?…> У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спу­щены… Вы думаете, они дело делают либо Богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих до­машних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запо­рами, невидимых и неслышимых! <?…> И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! Ты, говорит, смотри, в людях ме­ня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. <?…>». Эта характеристика полностью отражает образ «жестокого мира» и дома Кабановых.

Рецензия

Данное выше сочинение, свидетельствующее о том, что автор владеет умением грамотно анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания, полно и убедительно рассказывает о «жестоком ми­ре» дома Кабановых, о «жестоких нравах» «темного царства». Пристально отобран текст, который удачно используется для раскрытия темы сочине­ния. Удачно вводятся цитаты.

Сочинение написано хорошим литературным языком в жанре литера­турно-критической статьи.

Конфликт одной из самых известных пьес А.Н. Островского «Гроза» построен на трагическом противоборстве личности со средой, ее окружающей, — с миром патриархального купечества, «темным царством» города Калинова. Нужно заметить, что в центре всех пьес Островского, без сомнения, находится мир русского купечества. Однако в «Грозе» он изображен по-новому — впервые драматург резко критически оценивает неподвижность и косность «темного царства». Островский сравнивает мир города Калинова со сказочным миром русской сказки. Все здесь подчинено законам и правилам, неизвестно кем установленным, но неприкосновенным, практически священным. В «Грозе» нет действующих лиц, которые выходили бы за пределы калиновского миропонимания, даже Катерина Кабанова, рвущаяся к другой жизни, не может представить себе, какова жизнь за пределами «темного царства». Племянник Дикого Борис, возлюбленный Катерины, напоминает чужеземца, приехавшего в этот сонный «город-государство» из неведомой страны. Но «пришелец» тоже становится одним из подданных калиновского мира, в котором есть злодеи и жертвы. Для слабовольного Бориса не находится иной роли, кроме роли мыслящей, все понимающей, но бессильной жертвы: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе». Катерина похожа на героиню сказки о «спящей красавице», однако «пробуждение» вовсе не радует ее. Прекрасный сон — жизнь в родительском доме — был грубо прерван замужеством: «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». «Добрый молодец», Тихон, кажется околдованным злым чародейством калиновской «бабы Яги» — Кабанихи. Он слишком слабоволен, чтобы воспротивиться диктатуре своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Сам образ города Калинова — символический образ заколдованного, сонного царства, где ничего не меняется на протяжении веков. Калиновский мир изображен драматургом географически замкнутым и духовно самодостаточным. Недаром странница Феклуша, нахваливая «обетованный» Калинов, рассуждает о неведомых странах, где появились люди с песьими головами, а о Москве говорит так, словно это совсем другой материк, отделенный от Калинова океаном: «Еще у вас в городе рай и тишина… А в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит…» Подобно сказочным злодеям, калиновские самодуры предстают как олицетворение злых, темных сил, повелевающих жизнью города. Так, самодур Дикой творит произвол не только в своей семье («А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам»), но и держит в страхе весь город. А истинной хозяйке Калинова — Кабанихе – нет суда и управы нигде: ни на земле, ни на небе. Марфа Игнатьевна убеждена, что ее поведение и проповедуемые ею устои – единственно верные, потому что исконные: «Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Кабаниха — живой символ города Калинова, где все происходит по раз и навсегда установленному порядку. По ее мнению, нарушение правил и обычаев означало бы светопреставление, разрушение смысла существования: «Что будет, как старики перемрут, как будет стоять, уж и не знаю. Да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Эта героиня смотрит на жизнь как на обряд, не допускающий отклонений и вольностей. В пьесе нет непосредственных виновников гибели Катерины. Виновники происшедшего с героиней не отдельные персонажи, а весь «жестокий мир» Калинова. Катерина — жертва самого уклада жизни, возникшего еще в незапамятные времена. И сила этого уклада продолжает удерживать калиновцев в полном повиновении. В лучшем случае героиня находит в них молчаливое сочувствие (Кулигин) или получает советы, как обмануть бдительность Кабанихи (Варвара). Но всегда это приспособленчество, существование в рамках «темного царства». «Порядок» и «покорность» — вот к чему привыкли калиновцы: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть». Центральное звено в калиновском миропонимании — идея полного повиновения судьбе. Эта идея определяет жизнь всех персонажей, кроме Катерины. В различных ситуациях и по разным поводам персонажи пьесы утверждают мысль о неизбежности судьбы: «Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь». Перемен в своей жизни они всегда ожидают только «сверху», не допуская активного личного вмешательства. «Жестокие нравы в нашем городе», по их мнению, — перст судьбы, поэтому с ними нужно смириться. Таким образом, «жестокий мир» города Калинова, изображенный в пьесе Островского «Гроза», — это мир, населенный живыми мертвецами, воспринимающими свое существование как приготовление к «загробной» жизни. Каждый из калиновцев, в той или иной степени, недоволен своей жизнью, но и не помышляет о ее реальном изменении. Все герои пьесы живут под гнетом стародавних обычаев и привычек, принимая их за «высший закон», «слово Божие». Именно поэтому бунт Катерины воспринимается «жестоким миром» Калинова как некое святотатство и безумие, о котором нужно поскорее забыть и вернуться к привычному образу жизни.

< ПредыдущаяСледующая >

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в пьесе «Гроза» (А. Островский)

Доброта и жестокость – две стороны одной медали. Эти понятия настолько всеобъемлющие, что встречаются на каждом жизненном этапе. Нас с раннего детства учат быть добрыми, помогать другим, но откуда тогда возникает жестокость? Подобные вопросы поднимались во множестве произведений, например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

  1. (Можно ли оправдать жестокость?) Чем вызвана жестокость и можно ли её оправдать – этими размышлениями пропитана пьеса Островского «Гроза». Пожалуй, настоящим олицетворением жестокости в этом произведении является Марфа Игнатьевна Кабанова. Она настолько неприятна читателю, что автор приписывает ей грубое прозвище – Кабаниха. На протяжении всего действия она оправдывает свой образ бессердечной, ни с кем не считающейся барыни, которой чуждо сочувствие к другим. Шквал своего гнева она постоянно обрушивает на собственного сына и его возлюбленную Катерину. Постоянные оскорбления и унижения не имеют никакой причинной подоплёки. Своим поведением она в прямом смысле сжила со свету невестку. Но самое страшное, что даже после этой трагедии она не раскаялась. Такой деспотизм не находит понимания, его нельзя оправдать никакими уловками, потому что он губит людей и делает мир хуже.
  2. (Почему добро не всегда побеждает зло?) Доброта – такое светлое и нужное качество, лежащее в основе милосердия, прощения, заботы. Но, к сожалению, она не всегда можете противостоять злу и делает своего носителя жертвой гонений. С подобной ситуацией столкнулась героиня пьесы Островского «Гроза» — Катерина. Для представления цельного образа этой девушки автор знакомит нас с её детством. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю» – так отзывается героиня о своих ранних годах. Жизнь в любви и нежности воспитала в ней такие качества как доброта, милосердие, наивность. Она всегда стремилась помочь нуждающимся и с теплом относилась к людям. Однако волей судьбы она попадает в «тёмное царство» — абсолютно противоположный ей мир, обитатели которого жестоки, тираничны и завистливы. Она сталкивается с неописуемой дерзостью и грубыми оскорблениями в свой адрес. Её свекровь – Кабаниха — тешится, издеваясь над своей невесткой. Катерина понимает, что единственный способ противостоять этой жестокости – ответная жестокость. Однако она не в силах переступить через себя и воспитанные в ней принципы добра и справедливости. Она не справляется с таким давлением и решается на самоубийство. «Гроза» — пример того, что добро не всегда побеждает зло. Однако это вовсе не значит, что нужно выбирать жестокость, это значит, что нужно всегда продолжать бороться за свои принципы и за себя.
  3. (Добро должно быть с кулаками). К сожалению, люди часто не могут защитить свои правильные убеждения, потому что одной доброты для этого недостаточно. Нужна сила, стоящая за благами намерениями, а когда ее нет, то и доброта находится под угрозой физического уничтожения. Например, в пьесе «Гроза» Катерина символизирует «луч света». Она милосердна, отзывчива и справедлива. Но ее убеждения не ценятся в доме мужа. Свекровь открыто притесняет невестку, заставляет ее придерживаться суровых законов Домостроя, то есть сводить жизнь к пустой и глупой обрядности. Своими упреками она раздражает и родных детей, но Тихон предпочитает отмалчиваться и сбегать в кабак, а Варвара врет и скрывает истинные чувства. И брат, и сестра – тоже добрые люди, они по-своему сочувствуют и помогают Катерине, но их помощь не выходит за рамки утешительных слов. Никто из молодых людей не противостоял Кабанихе, не говорил с ней начистоту. Их бездействие привело к трагедии: жена Тихона не смогла смириться со своей ужасной участью и утопилась. Увы, доброта обречена на исчезновение без силы, ее охраняющей. Если бы молодежь защищала свои интересы, если бы герои стояли горой друг за друга, трагического исхода удалось бы избежать.
  4. (Каковы последствия жестокости в семье?). Герои пьесы «Гроза» на своем примере показывают, что жестокость в семье ведет к ужасающим последствиям – разрушению этого социального института. Из-за невыносимой обстановки в доме (скандалов, упреков, обид) Тихон старался лишний раз покинуть семью и найти покой в трактире, где мужчина злоупотреблял алкоголем. Деспотизм Марфы Кабановой по отношению к невестке, и ее домашняя тирания привели к тому, что девушка покончила жизнь самоубийством. Также следствием такого поведения Кабанихи стал побег ее дочери из дома. После гибели Катерины Тихон во всем обвинил мать и открыто восстал против нее. Таким образом, жестокость старой купчихи привела к разрушению всей семьи.

Автор: Карина Великая

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: