Жестокие нравы города Калинова в пьесе Островского «Гроза»


Темное царство в пьесе «Гроза»

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана в то время, когда русское общество задавалось вопросом о дальнейшей судьбе России. Сам автор разочаровался в патриархальном укладе и в идеях построить на его основе процветающее государство. Поэтому проблемы, освещённые в «Грозе» свидетельствуют о несовершенстве именно этих порядков, и таких же городов, как Калинов.

Судьба Катерины

Кадр из фильма «Гроза». 1933

Детство и юность Катерины были счастливыми и радостными, но после замужества всё изменилось. Жизнь в доме мужа сделала её существование невыносимым, несмотря на то, что Катерина отдавала всю себя, для того чтобы наладить отношения с новой семьёй.

Тихон беспрекословно подчинялся воле своей деспотичной матери, которая считала, что взаимоотношения внутри крепкой семьи должны основываться на страхе. Кабаниха следовала патриархальным устоям, которые стали частью её образа жизни. Её очень волновало мнение окружающих. Марфа Игнатьевна боялась выглядеть неправильно в глазах других людей, поэтому старалась во всём следовать патриархальным традициям. А Катерина не могла соблюдать подобные порядки, потому что они противоречили её искренней натуре и представлениям о полноценной жизни.

Однако мечтам Катерины о крепкой и счастливой семье не суждено было сбыться. Судьба, которая ожидала её в замужестве, была совершенной иной. Ни детей, ни любви в ней не было.

Катерина осознала, что больше не сможет так жить, поэтому решилась на отчаянный поступок, который поможет ей освободиться от ненавистных оков. И именно этот поступок стал камнем преткновения в отзывах критиков о пьесе Островского.

Конфликт между Катериной и городом Калинов

Город Калинов выступает в пьесе символом всей патриархальной России. Не случайно, Н.А. Добролюбов называет его «тёмным царством». Это провинциальный, типичный для того времени городок. Здесь царят жестокие нравы. Все люди в Калинове или бедны или довольствуются своей властью. Единственную угрозу «тёмному царству» представляет Катерина, представляющая собой «луч света», способный рассеять эту тьму. Она не забыла о собственном человеческом начале, её характер поражает своей силой и стойкостью. Добролюбов называл этот характер идеальным.

Катерина, несомненно, представитель новой эпохи. Её протест «тёмной силе» и «миру тихо вздыхающей скорби» состоит в том, что нельзя жить в мире, где всё основано на угнетении и подчинении. Отсюда следует, что конфликт между главной героиней и «тёмным царством» неизбежен.

Главным противником Катерины в этом противостоянии выступает Кабаниха, власть и тирания которой основывается на переиначенном Домострое. По её мнению, крепкая семья должна держаться на страхе и повиновении. Поэтому Катерина, для которой семья основывается на любви и свободе, занимает противоборствующую сторону.

Катерина и «тёмное царство»

Несмотря на то, что Катерина рождена в патриархальном мире, она резко отличается от него и не может принять его законы. Её стремление к свободе противоречит общепринятым в Калинове порядкам. Именно поэтому «тёмное царство» так сильно ненавидит этот «луч света» в лице Катерины, чувствует исходящую от неё угрозу своему существованию.

Благодаря своему детству и полученному воспитанию, Катерине удалось сохранить правильные представления о том, как нужно жить. У неё совсем другие жизненные ценности, непохожие на те, которыми руководствуются жители Калинова. Поэтому стремление «полететь как птица» воспринимается окружающими как непростительный проступок, непременно требующий наказания. И чувство неоспоримой вины неумолимо ведёт Катерину к гибели.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» описана русская действительность 19 века, социальные проблемы и конфликты того времени. В вымышленном городе Калинове, как и во всём государстве, у власти находятся богачи, деспоты и самодуры, которые наживаются на труде простых людей. Таким образом, пустые и жестокие Кабановы и Дикие процветают, а народ еле выживает в этом несправедливом мире. Всё это Н.А. Добролюбов назвал «тёмным царством», и это определение оказалось настолько точным, что остаётся актуальным до сих пор.

Тёмное царство

Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова

Тёмное царство в пьесе «Гроза» — это образ жизни мещанства и купечества России 19 века. В этом обществе главенствующие позиции занимают зажиточные и наглые купцы. Весь мир, в котором находятся вымышленные жители города Калинова, пропитан ложью и жестокостью, а власть принадлежит деспотам и обманщикам. Бедные люди настолько привыкли подчиняться богатым, что это стало уже для них нормой жизни. Поэтому именно в этом мире должен появиться тот долгожданный «луч света», которым стала главная героиня пьесы.

Представители «тёмного царства»

Одним из главных представителей «тёмного царства» является помещик Дикой. Именно его появление становится причиной того, что Кулигин начинает рассуждать о жестоких нравах Калинова. Даже фамилия у этого персонажа говорящая. Автор сравнивает его с диким зверем, настолько он жестокий, бесчеловечный, вспыльчивый и упёртый.

Дикой – настоящий тиран, как в своей семье, так и за её пределами. Он не даёт жизни не только своему племяннику, а и всему простому народу. Дикой очень любит унижать других, тем не менее, люди, знающие об этом, всё равно обращаются к нему за помощью. Это говорит о нежелании местных жителей противостоять окружающей их тьме. Сам же Дикой – глубоко безнравственный человек, но он богат, а поэтому имеет власть над другими.

Недалеко от него ушла и Кабаниха. Марфа Игнатьевна не уступает своему соседу ни в лицемерии, ни в жестокости. Её фамилия также говорит о бездушности и свирепости своей хозяйки. Она издевается над своими домочадцами, заставляет их жить по своим правилам. Особенно достаётся её невестке Катерине, которой из-за этих нападок стал противен родной дом, и опостылела вся жизнь.

Особую роль в пьесе играет образ барыни, которая олицетворяет дух и нравы «тёмного царства». Именно она говорит Катерине, что красота приведёт её в омут. И эти слова вынуждают бедную девушку задуматься о своей участи.

Катерина – луч света в тёмном царстве

Отношение критиков к главной героине пьесы «Гроза» сложилось неоднозначное. Для одних она представляется сильной и решительной личностью, ставшей настоящей угрозой для патриархального мира, а для других – слабой женщиной, которая выбрала гибель, потому что была не в силах себя защитить.

Н.А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве». Прежде всего, она сильно отличается от остальных жителей Калинова своим виденьем картины мира. Несмотря на то, что Катя воспитывалась согласно прежним традициям, у неё совсем другое представление о жизни. Она – добрая, отзывчивая, честная натура с чистой душой. Катерина искренне хочет помогать бедным, служить Богу, вести хозяйство и растить детей. Но это всё оказывается невозможным в «тёмном царстве», где люди постоянно находятся в страхе, пытаясь не обращать внимания на неприглядные стороны жизни. В такой обстановке не получается не то, чтобы быть честным с окружающими, а даже трудно быть честным с самим собой. И, к сожалению, одного «луча» недостаточно, чтобы осветить это «тёмное царство», погрязшее в пороках и лжи.

Катерина ни в ком не может найти того, что было в ней самой. Никто не может понять её, поддержать её идеи. Даже Борис, изображавший родственную душу, оказывается слишком зависимым от общественного мнения.

Получается, что из «тёмного царства» Островского невозможно найти выход. Оно давит на Катерину, заставляет её жить в повиновении. И не оставляет ей другого выбора, кроме как покончить жизнь самоубийством, для того чтобы обрести долгожданную свободу.

Однако её протест не прошёл бесследно. Катерине удалось положить начало разрушению этого царства, пошатнуть его устои. Вслед за осмелевшим Тихоном, поднимутся с колен другие угнетённые, и у них обязательно получится освободиться от окружающей их тирании. Рано или поздно юди вспомнят о собственном достоинстве, и рассеют тучи, сгустившиеся над «тёмным царством».

Драма «Гроза» написана А.Н. Островским в преддверии крестьянской реформы в 1859 году. Автор раскрывает перед читателем особенности социального уклада того времени, характеристику общества, стоящего на пороге знаменательных изменений.

Два лагеря

Действие пьесы разворачивается в Калинове – купеческом городке на берегу Волги. Общество поделилось в нем на два лагеря – поколение старшее и поколение молодое. Они невольно сталкиваются между собой, так как движение жизни диктует свои правила, и сохранить старый строй не удастся.

«Темное царство» — мир, характеризующийся невежеством, необразованностью, самодурством, домостроем, неприятием перемен. Главными представителями становятся купчиха Марфа Кабанова – Кабаниха и Дикой.

Мир Кабанихи

Кабаниха мучает родных и близких беспочвенными упреками, подозрениями и унижениями. Для нее важно соблюдение правил «старины», пусть даже за счет показушных действий. Того же она требует и от своего окружения. За всеми этими законами не приходится говорить хоть о каких-то чувствах по отношению даже к собственным детям. Она жестоко властвует над ними, подавляя их личные интересы и мнения. Весь уклад дома Кабановых основан на страхе. Запугивать и унижать – жизненная позиция купчихи.

Дикой

Еще более примитивен купец Дикой, истинный самодур, унижающий окружающих громкими криками и бранью, оскорблениями и возвышением собственной личности. Почему он так ведет себя? Просто для него это своеобразный способ самореализации. Он хвастает Кабановой, как изощренно поругал того или иного, восхищаясь своим умением придумывать новую брань.

Герои старшего поколения понимают, что их поре приходит конец, что на смену их привычному образу жизни приходит нечто иное, свежее. От этого их злость становится все безудержнее, яростнее.

Поддерживает философию Дикого и Кабанихи странница Феклуша, уважаемая гостья для того и другого. Она рассказывает устрашающие истории о чужих странах, о Москве, где вместо людей ходят некие существа с собачьими головами. Этим легендам верят, не понимая, что тем самым выставляют на показ собственное невежество.

Подданные «темного царства»

Молодое поколение, вернее более слабые его представители, поддаются влиянию царства. К примеру, Тихон, который с детства не смеет сказать матери ни слова против. Сам он страдает от ее гнета, но у него не хватает сил, чтобы противостоять ее характеру. Во многом из-за этого он теряет Катерину, свою жену. И только склоняясь над телом погибшей супруги, он осмеливается обвинить мать в ее смерти.

Племянник Дикого, Борис – возлюбленный Катерины, тоже становится жертвой «темного царства». Он не смог противостоять жестокости и унижениям, начал воспринимать их как само собой разумеющееся. Сумев соблазнить Катерину, он не смог спасти ее. Ему не хватило мужество увезти ее и начать новую жизнь.

Луч света в темном царстве

Получается, что только Катерина выбивается из привычной жизни «темного царства» своим внутренним светом. Она чиста и непосредственна, далека от материальных желаний и устаревших жизненных принципов. Только ей хватает смелости пойти против правил и признаться в этом.

Думаю, что «Гроза» произведение замечательное своим охватом действительности. Автор словно побуждает читателя обратиться вслед за Катериной к правде, к будущему, к свободе.

Список использованной литературы
  1. Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н. Островского «Гроза». // Лит. в шк. — 1998 г.
  2. Островский А.Н. Гроза // Собрание сочинений: В 10 т./ ред. В. Пересыпкина; М.: Изд-во «Художественная литература», 1972 г.
  3. Егоров Б.Ф. Русский характер // Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. М.: Языки славянской культуры, 2003 г.
  4. Лакшин В.Я. Мудрость Островского // Островский А.Н. Соч. в 3 тт. Т. I. М.: Художественная литература, 1987 г.
  5. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000 г.
  6. Орлов П. Драма Островского «Гроза» в оценке Добролюбова и Писарева. // Лит. в шк. — 1967 г.
  7. Грачёва И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза». // Лит. в шк. — 2003 г.

Изображение “жестоких нравов” “темного царства” в пьесе А. Н. Островского “Гроза”

Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен.

Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной публике мир купечества,

о повседневной жизни которого русское общество имело поверхностное понятие. Купцы на Руси обеспечивали торговлю товарами и продовольствием, их видели в лавках, считали необразованными и неинтересными. Островский показал, что за высокими заборами купеческих домов в душах и сердцах людей из купеческого сословия разыгрываются почти шекспировские страсти. Его называли Колумбом Замоскворечья.

Способность Островского утверждать прогрессивные тенденции в русском обществе в полной мере раскрылась в пьесе “Гроза”, опубликованной в 1860 году. В пьесе нашли отражения непримиримые противоречия между личностью

и обществом. Драматург поднимает острый в 1860-е годы вопрос о положении женщины в русском обществе.

Действие пьесы происходит в небольшом приволжском городке Калинове, где проживает в основном купеческое население. В своей знаменитой статье “Луч света в темном царстве” критик Добролюбов так характеризует жизнь купцов: “Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли… изменяться – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности”.

Островский на фоне прекрасного пейзажа рисует безрадостную жизнь обывателей Калинова. Кулигин, который в пьесе противостоит невежеству и произволу “темного царства”, говорит: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”

Термин “самодурство” вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Самодурами драматург называл “хозяев жизни”, богачей, которым никто не смел перечить. Таким в пьесе “Гроза” изображен Савел Прокофьевич Дикой. Островский не случайно наградил его “говорящей” фамилией. Дикой славится своим богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Ему не писан никакой закон. Своим вздорным, грубым нравом он наводит страх на окружающих, это “жестокий ругатель”, “пронзительный мужик”. Его жена вынуждена каждое утро уговаривать окружающих: “Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!” Безнаказанность развратила Дикого, он может накричать, оскорбить человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Дикому, но он не расплачивается с теми, кто на него работает. Городничему он объясняет так: “Что ж тут особенного, я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается”. Патологическая жадность затмевает его разум.

Прогрессивный человек Кулигин обращается к Дикому с просьбой дать денег на установку в городе солнечных часов. В ответ слышит: “Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором!

Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, расположен ли я тебя слушать, дурака, или нет. Так прямо с рылом и лезешь разговаривать”. Дикой совершенно разнуздан в своем самодурстве, он уверен, что любой суд будет на его стороне: “Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь?.. Так знай, что ты – червяк, захочу – раздавлю”.

Другой яркой представительницей нравов “темного царства” является Марфа Игнатьевна Кабанова. О ней Кулигин отзывается так: “Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабанова единолично правит домом и своей семьей, она привыкла к беспрекословному повиновению. В ее лице Островский показывает ярую защитницу диких порядков домостроя в семьях и в жизни. Она уверена, что только страх скрепляет семью, не понимает, что такое уважение, понимание, доброе отношение между людьми. Кабаниха всех подозревает в грехах, постоянно жалуется на отсутствие должной почтительности к старшим со стороны молодого поколения. “Не очень-то нынче старших уважают…”, – говорит она. Кабаниха всегда прибедняется, изображает из себя жертву: “Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, с дураков, и взыскивать”.

Кабанова “чует сердцем”, что старым порядкам приходит конец, ей тревожно и страшно. Родного сына она превратила в бессловесного раба, который не властен в собственной семье, поступает только по указке матери. Тихон с радостью уезжает из дому, только чтобы отдохнуть от скандалов и гнетущей атмосферы родного дома.

Добролюбов пишет: “Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров”.

Показывая жизнь русской провинции, Островский рисует картину крайней отсталости, невежества, грубости и жестокости, которые убивают вокруг все живое. Жизнь людей зависит от произвола Диких и Кабаних, которые враждебны любым проявлениям свободной мысли, чувства собственного достоинства в человеке. Показав со сцены жизнь купечества во всех ее проявлениях, Островский вынес суровый приговор деспотизму и духовному рабству.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: