Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» Островского

На литературе лежит огромная ответственность за историю прошлых лет. Описание жизни купечества в русской провинции изложено в исторических документах лишь сухими выдержанными описаниями, что даёт только общие представления о том времени. В пьесе «Гроза» А. Н. Островский прекрасно показывает быт и нравы города Калинова. По ним можно получить более широкое представление о дворянских устоях.

Символ прошлого столетия

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский показывает реальный город России конца 60-х годов XIX века. Типичный образ купеческого российского народа является символом позапрошлого столетия, а точнее — его середины. Основной мыслью можно считать контраст между красотой и гармонией пейзажа волжского края и несправедливостью, жестокостью, чёрствостью человеческой натуры. Автор сумел передать отчаянную безысходность и крайнюю степень отчаяния, которую перенёс в бытовую плоскость жителей Калинова. Умелое описание обычаев, быт и нравы «тёмного царства» по-настоящему ужасают современного читателя.

Начинается пьеса с восхищенных высказываний Кулигина о красоте местных пейзажей и самой Волги. Но жители небольшого городка не имеют желания замечать этого великолепия. Дома и постройки ограничены со всех сторон высокими заборами. Кажется, что жители хотят полностью ограничить себя от окружающего мира. Мещанин Кулигин сравнивает городок с консервной банкой, где царит напряжённая атмосфера, негативная энергия накапливается, а выплеснуть её местному населению некуда. Пространство здесь жёстко ограничено.

Тема суеверия в драме затронута отдельно. В силу своей необразованности жители верят в то, что гроза — это божье наказание. По этой причине Дикой не имеет желания ставить громоотводы. Кабаниха верит в то, что поезд — это «огненный змий». Все остальные уверены, что Литва упала с неба.

Популярные сочинения

  • Основной конфликт пьесы Гроза сочинение
    Порой часто можно встретить конфликт в произведениях русских классиков, буквально все их работы держатся на единой концепции конфликта. То же самое можно увидеть и в пьесе Александра Николаевича Островского
  • Сочинение Примеры памяти из литературы
    Воспоминания – это окно в прошлое, и через это окно можно размышлять о принятых ими решениях и о будущем, которое ждет впереди. Тема памяти остро поднимается в пьесе Артура
  • Учитель моей мечты — сочинение рассуждение
    Учитель мой мечты – строгий, но справедливый. За провинность он наказывает, но за успехи не жалеет добрых слов. Учитель мечты раскрывает во мне способности к предмету, о которых я не подозреваю

Типичные представители купечества

Дикой и Кабаниха — яркие личности и типичные представители купечества того времени. Они олицетворяют жестокость, невежество и дикость. Это люди, которые имеют немалый капитал, но не имеют образования. Мало того, они вообще не стремятся к образованности. Для них она совсем не актуальна.

В этом городке даже те, кто имеет возможность покупать газеты, не стараются делать этого. Новости они предпочитают услышать из уст Феклуши, местной безграмотной сплетницы. Малограмотные жители проживают свою однообразную и неинтересную жизнь скучно, положительных эмоций не испытывают вообще. Кратко о жителях Калинова:

  1. Дикой — невоспитанный и грубый, влиятельный и богатый. Пьёт и проклинает всех, кто находится вокруг него. Свой капитал нажил нечестным трудом. Рабочие вынуждены постоянно жаловаться на него, ведь большую часть заработанных денег он забирает себе, обманывая народ. Но все их жалобы тщетны. Это замкнутый круг. Дикой умело прикрывается под маской раскаяния. Например, сначала он позволил себе кричать на мужика, пришедшего к нему за деньгами, а после просил прощения, кланяясь ему в ноги.
  2. Марфа Кабаниха — помещица. Её семья представлена уменьшенной копией уездного города. В этом маленьком государстве никто не смеет ослушаться Кабаниху. Все двери здесь наглухо запираются по приказу хозяйки-тирана. Даже калитка в саду постоянно проверяется служанкой. Истинная суть Кабанихи скрывается под маской праведности. Она может оделить нищих, при этом отыгрывается на своих родных и невестке. Фальшивая религиозность, благочестивость и добродетель выставляются ею напоказ. Закон лицемерия для неё — высшая точка почитания. Кабаниха считает, что проявление всяческих чувств должно скрываться под внешними соблюдениями приличий.
  3. Кулигин — механик-самоучка. Все его проекты не находят применения. Он не имеет денег, поэтому воплотить их в жизнь ему не представляется никакой возможности. Спонсорской поддержки ему тоже не видать, так как богачи не верят в его изобретения. Имеет о нравах города собственное мнение. Он считает, что в городе царят бедность, нищета и жестокость. Но это только его точка зрения, на самом деле вслух он боится сказать даже слово. Его постоянно преследуют мысли, что если он озвучит своё мнение, то местные жители «съедят его заживо». Кулигин мог бы писать стихи, но боится, ведь высокое искусство для калиновцев неприемлемо.
  4. Катерина — единственная героиня драмы, которая отвергает окружающую жизнь и не хочет приспосабливаться. Показывает любовь к мужу, кидаясь ему на шею, когда свекровь её одёргивает. Катерина не боится бросить вызов всему «тёмному царству», но выход для себя смогла найти только в смерти.

Гибель Катерины, по словам Добролюбова, — яркий протест против кабановских понятий, который был доведён до конца.

«Быт и нравы города Калинова (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)»

Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире. Н. А. Добролюбов.

Драма «Гроза» А. Н. Островского — одно из выдающихся произведений русской драматургии. В ней автор показал быт и нравы типичного провинциального городка, жители которого упорно держатся за давно сложившийся образ жизни с его патриархальными традициями и устоями. Описывая конфликт в купеческой семье, писатель обличает духовные и нравственные проблемы России середины XIX века. Действие пьесы происходит на берегу Волги, в небольшом городе Калинове. В этом городе основа взаимоотношений людей — материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства калиновцев. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже передовой по своим взглядам механик-самоучка Кулигин, осознавая власть денег, мечтает о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами. Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет предела. Дикой и Кабаниха, самые богатые люди в городе, угнетают не только своих работников, но и родных. Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться. Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без ругани и брани. Человек для него — червяк: «Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Он обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», — хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Меткую характеристику дает ей Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Ханжество и лицемерие определяют поведение власть имущих. Добродетель и благочестивость Кабанихи фальшивы, религиозность выставляется напоказ. Она хочет и молодое поколение заставить жить по законам лицемерия, утверждая, что важнее всего не истинное проявление чувств, а внешнее соблюдение приличий. Кабаниху возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. А Дикой не против прикрыть свою жадность маской раскаяния. Сначала он «изругал» мужика, пришедшего за деньгами, а «после прощения просил, в ноги кланялся, … при всех кланялся». Мы видим, что Калинов веками живет по давно устоявшимся законам и традициям. Горожан не интересуют новые идеи и мысли, они суеверны, невежественны и необразованны. Жители Калинова страшатся различных нововведений, немногое знают о науке и об искусстве. Дикой не собирается ставить в городе громоотводы, считая, что гроза — Божье наказание, Кабанихе поезд кажется «огненным змием», на котором нельзя ездить, а сами горожане думают, что «Литва с неба упала». Но они охотно верят рассказам странниц, которые «по немощи своей» далеко не ходили, но «слыхать — много слыхали». Город Калинов стоит в очень живописном месте, но его жители равнодушны к окружающей их красоте. Построенный для них бульвар остается пустым, там «гуляют только по праздникам, да и то… ходят туда наряды показывать». Безразличны калиновцы и к окружающим их людям. Поэтому все просьбы и старания Кулигина остаются безответными. Пока у механика-самоучки денег нет, все его проекты не находят поддержки. Любое проявление искреннего чувства в Калинове расценивается как грех. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, кидается ему на шею, Кабаниха ее одергивает: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава!» Любовь и замужество здесь несовместимы. Кабаниха вспоминает о любви лишь тогда, когда ей надо оправдать свою жестокость: «Ведь от любви родители и строги к вам бывают…» Вот в таких условиях вынуждено жить молодое поколение города Калинова. Это Варвара, Борис, Тихон. Каждый из них по-своему приспособился к жизни в условиях деспотизма, когда подавляется любое проявление личности. Тихон полностью подчиняется требованиям матери, шагу не может ступить без ее указаний. Материальная зависимость от Дикого делает бессильным и Бориса. Он не способен ни защитить Катерину, ни постоять за себя. Варвара же научилась лгать, изворачиваться, притворяться. Ее жизненный принцип: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Одним из немногих, кто осознает атмосферу, сложившуюся в городе, является Кулигин. Он прямо говорит о необразованности и невежестве горожан, о невозможности честным трудом заработать деньги, критикует жестокие нравы, царящие в Калинове. Но и он не способен выступить с протестом в защиту своего человеческого достоинства, считая, что лучше уж стерпеть, покориться. Таким образом, мы видим пассивность большинства жителей Калинова, их нежелание и неспособность бороться с устоявшимися порядками, с деспотизмом и произволом «хозяев жизни». Единственным человеком, не побоявшимся бросить вызов «темному царству», является Катерина. Она не хочет приспосабливаться к окружающей жизни, но единственный выход, который она видит для себя, — это смерть. По словам Добролюбова, гибель главной героини — это «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца». Таким образом, Островский мастерски показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, где подавляется любое стремление к свободе. Читая «Грозу», мы можем провести анализ купеческой среды того времени, увидеть ее противоречия, понять трагедию того поколения, которое больше не может и не хочет жить в рамках старой идеологии. Мы видим, что кризис деспотичного, невежественного общества неотвратим и конец «темного царства» неизбежен.

Молодое поколение

Патриархальные устои и традиции того времени характеризуются нравственными и духовными проблемами, а также конфликтами в купеческих семьях. Жителей Калинина интересует только материальное благополучие, при этом не имеет значения, каким образом оно достаётся. Деньги здесь могут решить любую проблему. Нажива и обогащение — цель жизни местных жителей. Таким героям, как Дикой и Кабаниха, позволено практически всё. Их самодурству нет предела. Особенно это касается молодого поколения.

Другое поколение города, после Кабанихи и Дикого, представлено Тихоном, Борисом и Варварой. Они вынуждены жить по устаревшим традициям. Характеристика молодого поколения:

  • Варвара научилась умело притворяться, лгать и изворачиваться;
  • Борис бессилен против Дикого, так как материально зависим от него;
  • Тихон не может ступить шагу без разрешения и чётких указаний матери.

В условиях деспотизма каждый из них каким-то образом приспособился к такой жизни. Любое проявление личности в этом обществе подавляется на корню.

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 3.65 [43 Голоса (ов)]

В своей «Грозе» писатель Островский переносит читателя в расположенный возле реки Волги маленький городок. Он так описывает его: «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами…». Улавливается связь этого места с русскими сказками.

Образ провинциального Калинова перекликается с образом сонного, заколдованного царства. Калинов изображается автором духовно самодостаточным и географически замкнутым. Жителей не интересует то, что происходит вне Калинова. Странницы становятся для местных основным источником информации. Одной из них выступает Феклуша, она описывает места, населенные людьми с собачьими головами, и все верят ее словам, как непреложной истине.

Один из отрицательных героев — Дикой, который все время стремится унизить окружающих. Он использует ругань в качестве самозащиты, особенно если вопрос заходит о деньгах. Под стать ему Марфа Игнатьевна Кабанова, домашний уклад которой силой вынуждает членов семьи слепо следовать устаревшим обычаям, подстроенным под нужды самой Марфы. Ее дочь Варвара — умная и хитрая женщина, которой удалось подстроиться под требования «тёмного царства» и она во многом похожа на мать.

Но «заветам патриархальной нравственности» осталось недолго, они начинают разрушаться: «…тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут».

В произведении есть один персонаж, который может поспорить с Диким – это Кудряш. Варвара сбегает вместе с ним из «тёмного царства», однако изжить старый уклад совсем, скорее всего, не удастся.

Больше всех от самоуправства пострадали Катерина и ее мягкотелый муж Тихон — он целиком и полностью подчинился материнской диктатуре и в конечном итоге спился. Катя же хочет истинных чувств и влюбляется в другого. Объектом ее страсти становится Борис — племянник Дикого. Эта женщина честна и решительна. Она больше не может находиться в доме свекрови. Она не видит другого способа решить свои проблемы, кроме как наложить на себя руки.

Противостояние личности и окружающей среды в виде «темного царства» города Калинова – вот на чем строится конфликт данной пьесы.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

  • «Был ли иной путь у Катерины?» — сочинение-рассуждение
  • «Катерина — луч света в темном царстве» — сочинение
  • Люди с горячими сердцами в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница»
  • «Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — сочинение
  • «Тихон и Борис — сравнительная характеристика» — сочинение

Вариант 2

В вымышленном городе Калинове из пьесы А.Н.Островского «Гроза» проживают люди с совсем не вымышленными пороками. Есть здесь и невежественный деспот – Дикой, и домашний тиран – Кабаниха, и безвольный любитель выпить – Тихон, сын Кабанихи, и врунья Варвара, дочь Кабанихи. Все характеры героев во взаимодействии друг с другом приводят к трагическим последствиям.

Уже само название города – Калинов – намекает на горечь, горькую, как ягоды калины, судьбу. Это тихий провинциальный город на берегу Волги, в котором из достопримечательностей только новый бульвар, по которому прогуливаются исключительно в праздники, да и то, не чтобы воздухом подышать и красотой природы полюбоваться, а чтобы наряды свои показать.

Изобретатель Кулигин — единственный житель города, пытающийся сделать что-то во благо людей. Пытается изобрести вечный двигатель, и мечтает на полученный за него миллион привести город в порядок, или хочет установить громоотводы и солнечные часы. Он не боится грозы и понимает её истинную природу, в отличие от остального народа, который считает грозу карой небесной.

Семья Дикого – это настоящее поле брани, где каждый день происходят «военные действия», и где главным воином является Дикой. У него есть деньги, и в его понимании деньги – это власть. Ему никто не указ. Он «питается» гневом и руганью. Хотя сам же от этого страдает.

Единственный человек, способный его выслушать и немного присмирить, это Кабаниха. Сама же она, как представитель старшего поколения, считает своим долгом не давать спуску молодым – своим детям и невестке Катерине, требуя почета и уважения. Каждая её фраза в адрес сына Тихона – это попытка вывести его на конфликт. Но Тихон не способен конфликтовать. Такое имя автор присвоил ему не случайно. Его воля полностью подавлена, а единственная мечта – напиться и забыть о своём доме, и даже о любимой жене.

Варвара, сестра Тихона, обладая более твёрдым характером, выучилась врать. Это оберегает её от душевных переживаний. Она, в какой-то мере, является виновницей смерти Катерины, потому что помогла устроить их с Борисом свидание, тем самым подтолкнув Катерину к её главному страху – измене.

Катерина — особенный персонаж в контексте остальных жителей города. Она «зародилась горячая», у неё светлая душа и по-настоящему волевой характер. Она предпочла смерть насмешкам людей и упрёкам свекрови, которые ожидали её после признания в измене. Замужняя жизнь была для неё заточением. И даже обретя истинное чувство взаимной любви с Борисом, она испытывала отчаяние, потому что чувство это было греховным. Её жизнь в городе Калинове была обречена, и она это чувствовала. Калинов – чуждый светлым чувствам, подавляющий их. Борис же приехал из другого города, поэтому Катерина смогла полюбить его.

А что же представляет собой Борис? Несмотря на положительный и интеллигентный облик, есть в нём черты алчности, ведь приехал он ради наследства, а в финале пьесы, когда Катерина, мучимая душевными терзаниями, просит Бориса забрать её с собой из города, он отказывается, побоявшись ослушаться дядю. Возможно, любовь к Катерине была для него не более чем временным развлечением.

Таким образом, кратко охарактеризовав каждого из главных героев, можно сделать вывод, что город Калинов — это тихий омут, в котором нет места светлому и доброму. Его жители боятся всего нового, чужды науке. Город Калинов противопоставляется Москве, а также странам Персии и Турции, со слов странницы Феклуши. Она осуждает другие законы, обычаи, жизненный уклад, и при этом говорит про Калинов, что «у вас в городе рай и тишина». С ней соглашается Кабаниха.

Всё необычное для Калиновцев подвергается осуждению. Катерина тоже являлась исключением для этого города, поэтому её постигла трагичная судьба.

Образ города

Калинов, который неоднократно упоминается в пьесе, может выступать самостоятельным действующим лицом. Если говорить кратко, то он расположен в красивом месте на берегу речки Волга. Отношения между самими калиновцами невозможно назвать простыми. Покой повсюду, нарушить тишину немыслимо. Поскольку ничего практически не происходит в обыденности. Дни просто сменяются днями.

Личная жизнь горожан в драме — вот тема для слухов и различных сплетён. «Старые» взгляды каждого человека носят собственный вполне специфический характер. Части речи и отдельные высказывания говорят о многом. Таких людей (с похожей характеристикой) можно было встретить практически везде. Но мало кто смог противостоять нравам общества.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: