Образ России в поэме «Мертвые души» кратко характеризует жизнь людей в стране в период девятнадцатого века. Гоголь создал знаменитое произведение в 1841 году. Каждая часть композиции описывает конкретного помещика, знакомящегося с главным героем. Через богатство образов автор передает разнообразие характеров, различия в уровне жизни простых крестьян, помещиков. Главный образ поэмы – русский народ, Россия. Каждый сюжетный поворот связывает события, давая точную характеристику определенной категории людей: чиновникам, помещикам, крестьянам.
Отдельно писатель выделил дорогу. Герой по имени Павел – главный персонаж, пребывающий в постоянном движении. Он переезжает из одной усадьбы в другую, заводя знакомства с зажиточными горожанами. Каждый переезд – своеобразный урок, позволяющий Чичикову иначе взглянуть на крепостное общество, дворянские сословия. Параллельно автор описывает красоты природы, с которыми встречается персонаж в дороге.
Обличение «хозяев жизни»
Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, «хозяев жизни». Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, — носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении «Мертвые души».
Образ России в «Мертвых душах» – кратко
До начала путешествия Павла писатель подробно рассказывает о пейзажах. Русская земля для него – душа народа, передающая его величие, символизирующая огромные возможности простых людей. Как характеризует автор Россию в произведении:
- Историческое развитие государства. Многие эпизоды указывают на смену ценностей в обществе. Задание каждого помещика – заработать больше денег, найти новые источники дохода. Даже мертвый крестьянин вызывает у людей желание получить прибыль. Яркий пример предприимчивого, беспринципного человека – главный герой Павел;
- Характеристика народного труда. Гоголь много говорит о красоте городов, дворцов, созданных руками русского человека. Поэма повествует о трудолюбии простого народа. Тяжелый труд крестьян не оценивается по достоинству;
- Стремление к лучшей жизни. В эпизодах встречается упоминание о желании молодежи изменить свою жизнь, получить образование, переехать в Петербург, найти хорошую работу. Писатель верит в процветание, положительные перемены в стране;
- Красивейшая природа. Гоголь сравнивает пейзажи с произведением искусства. Для него Русь – родина, у которой есть душа. С описанием красот противоречит характеристика домов, жилища. Они позиционированы как бедные, ветхие, разбросанные по земле. Сюжет передает ощущения народа того времени – неудовлетворенность, подозрительность, финансовая нестабильность;
- Особенности зажиточных людей. Через описание помещиков творец характеризует основные пороки, мешающие развитию страны. Герои греховны, безнравственны, алчны. Знакомство с каждым человеком – своеобразный тест личности. После общения Чичиков делает вывод о недостатках, низменности действующего лица.
Городом Н писатель именует все просторы России. Однако приоритетом для граждан является не красота, духовные ценности или нравственные принципы. Они стремятся к богатству, игнорируя общественные, культурные нормы.
Мнение о поэме В. Г. Белинского
Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм – вот основная идея «Мертвых душ». Критик понимал под словосочетанием «субстанциальное начало» богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе. Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии — все это воплощает образ Руси в поэме «Мертвые души». Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.
Картины родной природы
Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.
Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме «Мертвые души». Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.
Размышления о русском народе
К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.
Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над «порядками» – проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.
Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.
Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль – во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.
Главные персонажи
Так называемая галерея пороков представлена в поэме отвратительными и жалкими помещиками губернской области. Каждый из персонажей является средоточием одного или нескольких главных пороков, о которых Чичиков узнаёт либо при знакомстве, либо в результате неожиданных столкновений (как с Ноздревым).
Отрицательный образ России в поэме «Мёртвые души» выражается не только в обличении богатого сословия, но и в виде высмеивания недостатков простолюдинов: к примеру, привычку «робеть перед начальством», выслуживаться ради мелкой выгоды, а также лень, склонность к беспробудному пьянству и боязнь любых перемен в своей жизни.
Предприниматель Чичиков
Главный герой поэмы является представителем нового образа в русской литературе — предприниматель и «ловкач».
Он не является ярым преступником, однако Павел Иванович не откажется от участия в той или иной авантюре, если посчитает, что ему это будет выгодно. Его не назвать невеждой, но нет никакой науки или искусства, которое бы он знал основательно и глубоко. Поверхностная натура также подчёркивается и некоторыми другими особенностями Чичикова:
- Повышенный интерес к внешнему виду. Он не только опрятен и чист, но и тщательно следит за модой, подолгу смотрится в зеркало, представляя, какое впечатление произведёт его внешний вид на следующем приёме или балу.
- Трусость. Чичиков всячески стремится избегать открытого конфликта с кем бы то ни было, предпочитая таить злость в себе (что хорошо показано во время инцидента с Ноздревым).
- Двуличие. Переменчивая натура Павла Ивановича позволяет ему в любом месте казаться «своим». Никто, включая и повествователя, не знает, что на самом деле думает Чичиков о том или ином деле или человеке — ложь и недомолвки давно стали привычными для него.
Моральные черты Чичикова немногим лучше описания других помещиков; что отличает этого персонажа от других, так это невероятная энергия, работоспособность и целеустремлённость. При этом привычка подстраиваться под других людей у Павла Ивановича появилась с детства (оставленный ему завет отца «угождать учителям и начальству»).
Гоголь также отмечает тот факт, что Чичиков, на момент действия первого тома так и не выучил основных уроков судьбы — он всё так же гонится за личной выгодой, не ради всеобщего блага, а ради наживы и приобретения почтенного положения в обществе.
Стоит сказать, что образ Павла Ивановича является невероятно актуальным для сегодняшней России — не только как любителя авантюр и сомнительных махинаций, но и как человека многоликого, изворотливого и лицемерного. Впрочем, писатель считал, что душа Чичикова «хоть и омертвела, но может воскреснуть и стать живой» (это объясняется не только переносом главного персонажа во второй том, но и его искреннюю влюблённость в дочку губернатора).
Мечтатель Манилов
По мнению некоторых критиков, прообразом Манилова был царь Николай I, который в своих отдельных качествах мог соответствовать типу этого персонажа. Писатель создал уникальный образ помещика, который, на первый взгляд, не вызывает отрицательных эмоций у читателя, — Манилов добр, скромен, отличается задумчивостью и склонностью к размышлениям.
Однако Гоголь, наряду с кажущейся добротой, снабжает своего первого «продавца» (правильнее — дарителя) мёртвых душ такими качествами, как лень, боязнь реального мира и стремление укрыться от него в своих бесплодных фантазиях, увлечение несбыточными проектами, а также склонность к написанию пустых литературных сочинений и эссе.
Маниловы и им подобные представляют собой класс «пустых» людей, которые не причиняют непосредственного вреда, однако и пользы от них тоже не имеется. Виной всему, согласно автору, является боязнь активных действий; мечтатели такого рода предпочитают всю жизнь оставаться созерцателями жизни, а не её полноценными участниками. Вообще лень является если не ключевой темой России в «Мёртвых душах», то уж точно одной из основных.
Бережливая Коробочка
Настасья Петровна целиком и полностью сфокусирована на рачительном ведении своего хозяйства. Это, по сути, неплохое качество, будучи доведённое до абсурда, становится гротескным — Коробочка стала символом помещиков и людей, которых не интересует ничего, кроме своей выгоды. Каждый человек для Настасьи Петровны представляется лишь как потенциальный покупатель. К другим характерным особенностям этой женщины стоит отнести следующие пункты:
- Недоверие ко всему новому — в том числе к образованию и особенно к действиям людей. Она от любого человека ожидает подвоха, что делает её очень подозрительной.
- Склонность к пустым жалобам как попытка выставить себя не преуспевающей, а страдающей (в целях защиты от «потенциальных завистников»).
- Излишняя бережливость, склонность к порядку.
- Невероятное упрямство; если Коробочка что-то решила, то «сколько ни представляй ей доводов, всё отскакивает как резиновый мячик от стены».
Противоречивый образ Настасьи Петровны также подчёркивается абсолютным неприятием произведений искусства и любых «изящных наук». Эта прагматичная и расчётливая женщина может, в отличие от Манилова и прочих, обеспечить своих крепостных пищей и кровом над головой, но это предел того, что она может дать человеку. Примеры таких остановившихся в развитии людей можно в великом множестве наблюдать и в современное время.
Прожигатель жизни Ноздрев
Помещик, отличающийся склонностью к кутежам, выпивке и карточным играм. Ноздрев — пышущий здоровьем мужчина 35 лет, который обладает привлекательной внешностью и неуёмной энергией. Несмотря на все возможности его положения, он стремится лишь к одной ненасытимой цели — поиск новых источников удовольствия.
Интересной чертой Ноздрева является его склонность к хвастовству и лжи, причём иногда вовсе без всякого умысла и выгоды. В общении с любым человеком наглый помещик уже в первую минуту отбрасывает условности воспитания, по-братски называя того на «ты».
В то же время развязный и весёлый характер может в любую минуту смениться вспышкой гнева — взрывной и несдержанный характер нередко является причиной возникновения проблем для других людей (в том числе и для Чичикова).
Основательный Собакевич
В отличие от предыдущих помещиков, Михаил Семёнович является образцовым хозяином. Главной заботой Собакевича была надёжность и прочность — даже самые второстепенные детали в доме или на улице (к примеру, колодец), были сделаны так, чтобы прослужить лет 100 или 200.
Внешность Михаила Семёновича вполне соответствует его фамилии и описана Гоголем так: «на свете есть много лиц, над отделкою которых природа особо не мудрила; одним из таких был и Собакевич».
За кажущейся простотой помещика скрывается хитрость и изворотливость — Михаил Семёнович видит в окружающих людях преимущественно «мошенников и мерзавцев». Главным развлечением и любимым делом этого помещика является еда — простая, но калорийная и мясная.
Скупой Плюшкин
Про него написано, что он «копит, чтобы копить; цель жизни — накопить определённое состояние, без его всякого дальнейшего использования». Женоподобному Плюшкину присущи отвратительные черты характера: жадность, алчность и подозрительность. Крепостные этого помещика не живут, а выживают; при этом сам Плюшкин, хоть и является обладателем значительного состояния, ходит в обносках и обветшалых лохмотьях — ему жалко тратить деньги даже на себя.
Страсть к накопительству также перерастает у этого помещика в склонность к воровству. С точки зрения таких Плюшкиных, украсть — это идеальное приобретение, в котором получатель не платит ничего за товар. Образ России в поэме Гоголя «Мёртвые души» был бы неполным без этого скупого старика, который имеет привычку прибедняться и жаловаться на жизнь при любом удобном случае.
Помимо прочего, Плюшкин получает удовольствие от ссор и скандалов, а потому он любит высказывать своему собеседнику претензии и придирки в самой обидной форме.
Практически всех помещиков из гоголевской поэмы (за исключением Манилова) объединяет страсть к деньгам и наживе. Писатель видел, что его современники (помещики XIX века) по большей части не делают для страны ничего — в поисках личной выгоды они готовы разрушить окружающий их мир. С такими людьми у России не будет никакого светлого будущего.
Противоречия, отразившиеся в поэме
Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: «Русь, куда ж несешься ты?». Однако ответа нет. Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь. И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.
Образ России
Великий классик, получивший идею, хотел показать идеальную русскую жизнь в глубинке. Но замысел расширился. Гоголь не смог раскрасить будни помещиков и чиновников. Идеальные краски ушли на задний план, а серые реалии выплыли наружу. Именно этим можно объяснить настроение Пушкина во время чтения автором поэмы. Грусть и тяжесть наполняла душу поэта. Россия предстала перед читателями галерей пороков: скупости, лени, обжорства. Каждый образ дополнялся следующим персонажем и становился собирательным:
- Мечтательный Манилов;
- Скупая Коробочка;
- Разгульный Ноздрев;
- Угрюмый Собакевич;
- Алчный Плюшкин.
Россия породила страшных людей, имеющих власть над другими, но не желающих ничего создавать. Все они выросли их хороших людей, но общество помогло им очерстветь душой и деградировать как личностям.
Добродушный романтизм Манилова становится пустотой ленивого мечтателя, беспечного и глупого. Строить нереальные прожекты, сидя в приходящей в запустение беседке, — все, что он может.
Хозяйственность и практичность Коробочки свели ее разум к тупому исканию выгоды. Она превратилась в глупую старуху, не вдумывающуюся в предмет торговли. Главное, продать.
Смелость Ноздрева заменяется невежеством, пьянкой и транжирством. Он смело врет, хамит и дерется, но трусливо сбегает от решения настоящих проблем.
Богатырская стать Собакевича стала грубостью, крепость характера преобразовалась в черствость души, а прямолинейность стала подозрительностью.
Бережливость Плюшкина переросла в безнравственность. Он не замечает близких себе людей, отказывается от детей и не радуется внукам.
Эти образы составляют основу сатиры на крепостную Русь. Безжизненная Россия ждет изменений, надеется на новые социальные классы, интересные идеи.
Чем был обеспокоен В.Г. Белинский
Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, «рыцарей» наживы. Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. В.Г. Белинский, которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя «Мертвые души», был серьезно обеспокоен этими местами произведения.
Образ России в поэме гоголя «Мертвые души» – взгляд в будущее
Вся поэма посвящена критике государственного порядка. Она пронизана фразами, вселяющими надежду на улучшение жизни, изменение взглядов, приоритетов. Гоголь проводит параллель между угнетенностью, забитостью народа и его талантами, трудолюбием. Каждый персонаж – это урок, показывающий влияние пороков на жизнь человека, всей страны.
Понятие родины автор возвышает над невзгодами, трудностями. Многие сцены показывают, что несмотря на низменность персонажей – жителей России, страна непременно станет лучше. На это указывает окончание композиции: красивая тройка, несущаяся к светлому будущему.
Гоголь верит в непоколебимость, силу России. Поэма говорит, что родина непременно воспрянет, ситуация изменится, люди станут добрее, сменят свои приоритеты.
Смотри также:
- Главная тема «Мертвых душ»: как связаны все части произведения
«Мертвые души» — революционное произведение
Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.
Гоголь — патриот
Посвященные России, русскому народу лирические страницы являются, пожалуй, лучшими в «Мертвых душах». Чернышевский, говоря о высоком патриотизме Николая Васильевича, писал, что Гоголь считал себя человеком, который должен служить отечеству, а не искусству. Образ Руси в поэме «Мертвые души» свидетельствует о том, что будущее страны, действительно, волновало писателя. Безусловно, Николай Васильевич Гоголь является истинным патриотом.
Вариант 2
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в первую очередь известна из-за своих сатирических персонажей, многие из которых стали характеризовать определенное поведение. Так, все прекрасно представляют, что это за человек, если его называют Плюшкиным. Но кроме героев, в поэме есть еще один не менее значительный образ – образ целой страны.
Еще на этапе задумки произведения Гоголь вдохновился темой путешествия. Таким образом ему предоставлялась возможность показать как можно больше городов и других уголков России. Интересно, что он и раньше ярко прописывал в своих произведениях непосредственное место действия, но то были небольшие поселения, как хутор или безымянный уездный городок. Но он никогда особо не отмечал, что действие происходит в России, хотя это было понятно без отдельного напоминания.
В «Мертвых душах» же автор обозначает место действия очень часто и конкретно. В тексте встречаются упоминания о русских дорогах, мужиках и т.д. Будто автор очень хотел подчеркнуть факт наличия определенной территории. Ему важно, чтобы все поняли, это Россия.
Но гоголевская Россия это не точная копия его родной страны. Это скорее вымышленный образ одноименного государства, который объединяет все его недостатки и пороки. Здесь не встретишь положительного персонажа, пейзаж кругом унылый и безрадостный. Это и не удивительно, ведь Гоголь мастер сатиры. Все его произведения высмеивают определенные человеческие пороки. А «Мертвые души» еще и потому фундаментальный труд, поскольку здесь количество сатиры намного превышает его предыдущие работы.
Наблюдать за такой Россией не столько смешно, сколько грустно и больно. Ведь как лучше указать на недостаток – пошутить над ним. Этим и занимается Гоголь. Он раздувает типичные недостатки страны и ее обитателей до небывалых размеров. К сожалению, так ярко расписанные автором пороки действительно легко угадываются в стране. И ведь продолжают существовать и в наше время.
Однако у Гоголя не было цели только лишь показать только плохое, что есть в России. Его задумка была куда масштабнее. Как он впоследствии писал сам, в произведении должны быть три тома. Каждый из них проводил бы героев по пути сродни тому, что написал Данте в «Божественной комедии». Первый том представляет ад, второй чистилище, а третий – рай.
В своем произведении Гоголь провел бы героев по тернистому пути очищения. Так что перед нами только первая его ступень, действительно очень похожая на ад со всеми и его страстями и пороками. Здесь и не может быть ничего положительного и светлого.
В конце первого тома уже есть некоторые намеки на возможный хороший исход. Автор сравнивает Чичикова, как и Россию в целом, с тройкой. Она задорно несется по дороге или бездорожью, а остальным только и остается, что удивленно проводить ее взглядом. Кто знает, может она идет навстречу светлому будущему и великим делам.
Поэтому нельзя сказать, что гоголь ненавидел свою страну и поэтому жестоко высмеивал. Наоборот, он указывал на недостатки из любви к ней, желая ее преображения только в лучшую сторону.
Другие сочинения: <- Речь Тараса Бульбы о товариществе в повести Тарас Бульба? ГогольПо повести Ночь перед Рождеством ->
🗹