Евгений Васильевич Базаров — протагонист социально-психологического романа «Отцы и дети» (1861), принадлежащего авторству великого русского литератора Ивана Сергеевича Тургенева. История отношений Одинцовой и Базарова является одной из ключевых линий произведения и позволяет лучше понять характер главного персонажа, а также проследить развитие его сложной и мятущейся личности.
«Отцы и дети» Тургенева
Роман был написан в 60-е годы XIX века и сразу покорил мир своими молодежными идеями. Тогда, как и сейчас, Базаров — пример нового, современного человека. Но, как показал автор, не к такому примеру нужно стремиться. Тем не менее, главный герой пленил сердца многих читателей. Он всегда имел что сказать, его реплики четкие, а диалоги с ним интригуют. Важно то, что в романе Иван Сергеевич показал, как легко может быть уничтожена жизнь из-за неправильной трактовки.
Недаром произведение называется «Отцы и дети». Главный герой пренебрежительно относится не только к старшим по возрасту, но и к своим родителям. В мыслях он уважает многих взрослых, а вот на деле дерзит. «Отцы и дети» Тургенева показали, как различаются идеалы разных поколений и как деградирует с каждым годом молодежь.
Причины трагического финала
Утверждать, что Одинцова ничего не почувствовала после признания Базарова, нельзя. Она понимала, что отказать Евгению — значит глубоко ранить его самолюбие, но тем не менее не могла ответить взаимностью, так как не желала рушить привычный уклад своего существования.
У Тургенева есть вполне очевидное объяснение такого поступка. Женщина, которая большую часть своей жизни провела в бедности и невзгодах, а потом обрела долгожданное спокойствие, не пожелала отказываться от своего комфорта и терпеть переживания и волнения. Евгений, который порицал существующие устои и провозглашал себя творцом нового, непонятного и пугающего мира, не был хорошей партией для помещицы. Поэтому Одинцова не была готова отдаться чувствам, так как понимала, что они ни к чему не приведут.
Созидательная любовь между этими героями невозможна. По своей натуре Базаров — хищник, который желает поглотить всех, кто выказывает ему сопротивление. Чтобы быть с ним рядом, нужно полностью подчиниться его воле, забыть о своем мнении и раствориться в его эго.
Несмотря на все положительные сдвиги, произошедшие в нем после встречи с Анной, он так и не смог полностью измениться из-за склада собственного характера, склонного к отрицанию. А она не стала бы жертвовать пусть и скучным, но предсказуемым будущим ради бури эмоций, боясь потерять зыбкую гармонию, которую ей удалось достичь внутри себя.
История взаимоотношений Одинцовой и Базарова, рассказанная на страницах романа «Отцы и дети», является важным элементом композиционного поля произведения. Она позволяет проследить эволюцию образа главного героя, столкнувшегося с истинным чувством и не сумевшего обрести простое человеческое счастье. Отказ Анны стал тем моментом, после которого Евгений потерял мотивацию к жизни, перестал бороться за столь важные для него когда-то идеалы. Он не выдержал испытание любовью, уготованное ему судьбой.
Рождение чувств
Но встреча Базарова с Одинцовой расставляет новые приоритеты. Молодая, красивая и богатая вдова Анна сразу захватывает Евгения. Чувства, как ему кажется, взаимны, но женщина решает сохранять спокойствие и не развивать любовь. Герой, плененный своими правилами, решает также оставаться верным принципам. Он убегает от любви к родителям. Но высокие чувства победили жизненные стереотипы. Любовь Базарова к Одинцовой заставляет его вернуться в дом Аркадия.
От грусти герой соблазняет чужую женщину, за что его вызывают на дуэль. С течением обстоятельств счастливы все, кроме Евгения. Анна не отвечает на чувства, и читатели теряют надежду на то, что сложится пара Базаров и Одинцова. Взаимоотношения не налаживаются, поэтому герой окончательно прощается с любимой и другом, сжигает мосты и возвращается домой.
Предыстория Базарова
Евгений — недавний студент, окончивший медицинский факультет одного из столичных учебных заведений. Главной чертой его личности в начале романа является тот факт, что он отчаянно увлечен идеями нигилизма — нового философского направления, захватившего умы молодежи 1860-х, жившей во времена Великих реформ Александра Второго. Он отрицает все общественные ценности и устоявшийся порядок вещей, выступает против старшего поколения людей, считающих себя приверженцами либерализма (Кирсановы) и консерватизма (родители).
Он воспитывался в небогатой семье врача и домохозяйки. Его родители были добрыми людьми, но весьма ограниченными во взглядах. В осознанном возрасте мальчик решил пойти по стопам отца и посвятить себя медицине. Базаров любит труд и провозглашает его двигателем прогресса, не мыслит жизни в праздном существовании.
В романе Евгению около тридцати лет. Его внешность передана следующими деталями, разбросанными по тексту:
- приятное, но холодное лицо с широким лбом, заостренным носом и тонкими губами;
- сухое телосложение, высокий рост;
- светлые длинные и густые волосы;
- спокойный, но мужественный голос;
- скромная, потертая, но опрятная одежда.
Несмотря на то что молодой человек был обучен этикету, он не считал важным придерживаться правильных манер. Особенно это проявлялось в его беседах с другими персонажами, в отношении которых он вел себя грубо или излишне самонадеянно.
Базаров и не думает относиться к людям иначе, он сознательно демонстрирует превосходство, считая свое мнение единственным верным и не желая понять мысли и чувства людей из окружения. Даже со своим университетским товарищем Кирсановым он общается снисходительно. Евгений занимает позицию прогрессивного учителя — человека, объясняющего подверженному чужому влиянию Аркадию идеи нигилизма.
При общении с простыми людьми крестьянского сословия Базаров ведет себя иначе. Он публично отрекается от барского происхождения и игнорирует классовые различия. Дворовые люди выказывают ему уважение в глаза, но за его спиной только посмеиваются над таким поведением и называют чудаком.
Евгений отрицает любовь и не умеет проявлять чувства. Отношения между мужчиной и женщиной он сводит к простой физиологии и не придает им особого значения вплоть до момента его первой встречи с молодой богатой вдовой, общение с которой переворачивает всю его жизнь, меняет взгляды и заставляет задуматься над правильностью своей идеологии.
Окончание истории, что так и не началась
Дома Базаров тонет в работе на несколько дней. Но грусть и чувство догоняют его и понемногу становятся сутью жизни. Из-за невнимательности он заражается от покойного тифом и осознает свою близкую смерть, поэтому решает попросить любимую приехать и попрощаться с ним.
В предсмертной беседе герой признает, что отношение Базарова и Одинцовой не сложились в большей степени из-за его характера. Он осознает, что его жизненные кредо мешали строить отношения, но сожаления по этому поводу молодой человек выражает мало. Покидая этот мир, главный герой не удовлетворен тем, на что потратил свою жизнь. Но дай ему судьба еще один шанс переписать свою историю по-новому, он, видимо, не изменил бы ни единого взгляда. Отношения Базарова и Одинцовой были обречены с самого начала. После этого печального события в романе играют несколько свадеб. Но чувства как будто постановочные. Анна Сергеевна снова выходит замуж по расчету.
В итоге, на могилу Базарова приходят только старые и страдающие родители, которых он так не уважал при жизни.
«Базаров и Одинцова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)»
Своей главной задачей в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев, на мой взгляд, считал развенчание теории нигилизма — своеобразной «болезни» молодого поколения 60-ых годов 19 века. Писатель считал нигилистические взгляды сугубо ошибочными, оторванными от истинной жизни, разрушительными, в первую очередь, для тех, кто их исповедует. Все это Тургенев наглядно показал на примере своего героя — Евгения Васильевича Базарова. На протяжении всего произведения автор планомерно проводил Базарова через многие испытания, развенчивающие его философскую теорию. Самым серьезным и болезненным стало для героя «испытание любовью», которое перевернуло всю его жизнь и взгляды, заставило разочароваться в себе и в своем существовании. В один прекрасный момент на жизненном пути Базарова, уверенного в себе, своих силах, своей правоте, появилась Анна Сергеевна Одинцова. Эта красивая молодая женщина, уже вдова, с первого взгляда произвела на героя впечатление: «Она поразила… достоинством своей осанки. … спокойно и умно … глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Поэтому, на мой взгляд, несколько наигранно звучат его реплики в адрес Одинцовой, циничные и искусственно равнодушные: «баба с мозгом», «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа», «только у ней такие плечи, каких я не видывал давно» и т. д. Анна Сергеевна сразу же понравилась Базарову. Его симпатия усилилась, когда он начал беседовать с ней. Евгений Васильевич понял, что перед ним умная и образованная женщина, знающая себе цену. Одинцова проявила себя как интересный и «острый» собеседник, личность, имеющая свою точку зрения, обладающая своим мировоззрением. Она предстала перед Базаровым как равноценный, равный ему человек. Кроме всего прочего, Анна Сергеевна была просто очень красивой женщиной, умеющей «нести» свою красоту. В результате всего этого, постепенно, Базаров начинает осознавать, что он… влюбился! Сцена его признания Одинцовой (18 глава романа) овеяна драматическими тонами. Интересно, что инициатором откровенных бесед «по душам» с героем становится Анна Сергеевна. Она упорно добивается того, чтобы Базаров открыл ей душу, рассказал о своих планах на будущее, о своих чувствах, впечатлениях. Мы замечаем, что больше всего ее интересует, какое впечатление она произвела на Евгения Васильевича. Чем это объясняется? Самолюбием красивой женщины, ищущей подтверждение своей прелести? Конечно, и этим тоже. Но, на мой взгляд, не только этим. Одинцова и сама испытывает большую симпатию к Базарову, если не сказать больше — она влюблена в героя. И путем долгих уловок эта женщина «выуживает» признание Базарова в его чувствах к ней. Но чего эти простые слова стоили Евгению Васильевичу! Тургенев описывает состояние своего героя: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» Важным здесь мне кажется упоминание злобы. Почему герой злился, на кого? Я думаю, что на Одинцову и на самого себя, в первую очередь. Ведь что значит любовь для Базарова-нигилиста? Он отрицал это чувство, считал его уделом изнеженных, никчемных аристократов. О себе Базаров был другого мнения: он, сильный, способный управлять своей жизнью, никогда ничего подобного не будет испытывать. Потому что любовь делает человека жалким, да и вообще, этого возвышенного чувства не существует в природе. Есть лишь зов плоти, физиология. А теперь Базаров убедился, что и он подвержен «этой болезни». Его влюбленность обозначает полный крах его теории, полное разочарование в себе самом. Любовь к Одинцовой — настоящая трагедия для героя, которая усиливается тем, что Одинцова никогда не решится на взаимные чувства. Мы понимаем, что эта женщина влюблена в Базарова. Автор отдельными штрихами показывает нам это: «Или?» — произнесла она вдруг, и остановилась, и тряхнула кудрями… Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственною улыбкой на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…» Но Одинцова решает, что «спокойствие все-таки лучше всего на свете», и отказывается от своих чувств. Герои перестают общаться. Базаров пытается прийти в себя, полностью уйдя в медицину. Но чувство его живо. Можно сказать, что оно во многом стало причиной гибели героя — после этого потрясения Базаров так и не сумел восстановиться, пересмотреть свои взгляды, начать созидать. Лишь еще один раз герои встречаются — перед смертью, зная, что он умирает, Базаров просит Одинцову прийти к нему. Именно эту женщину Евгений Васильевич просит позаботиться о его родителях, которых на смертном одре он начал ценить и уважать, именно ее он просит поцеловать себя на прощание. И Анна Сергеевна делает это, несмотря на риск заразиться. Мы понимаем, что оба героя несчастны. Они отказались от взаимного и глубокого чувства, обрекли себя на одиночество и смерть. Таким образом, взаимоотношения Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети» несут очень важную идейную нагрузку: они раскрывают характеры героев, помогают осветить многие проблемы. Но главная их функция заключается в развенчании нигилистической теории. Базаров не выдерживает «испытания любовью», осознавая, что его взгляды на мир и на себя глубоко ошибочны. Они не имеют ничего общего с действительной жизнью, ведут к разрушению и, в первую очередь, нравственной смерти.
Евгений Базаров: роль, которую он пронес через всю жизнь
Один из главных героев романа Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Читая произведение, возникает двоякое впечатление от персонажа. Причем двойственное восприятие этой личности преследует сразу после знакомства. С одной стороны, мы видим его холодный, сухой характер, с другой, интуиция постоянно подсказывает, что фигура полностью не раскрыта. Привкус того, что где-то в глубине души Базаров удивит нас своими рыцарскими поступками, остается. Но неоднозначная оценка держит нас в напряжении до конца книги. Позже некоторые разъяснения дают любовь Базарова и Одинцова.
Внешний вид героя полностью соответствует его лицу. Заостренный нос, большие зеленые глаза, широкий плоский лоб на худом лице, что обрамлено бакенбардами, темно-белокурые волосы и улыбка, за которой плохо маскируется светлый ум, самоуверенность и достоинство. Именно таким предстает перед нами персонаж впервые. Его образ манит определенной загадочностью.
И все бы ничего, но в дальнейшем перед нами предстает другой, настоящий Базаров, черты характера которого сначала были незаметны. Он свысока, гордо на всех смотрит, не признает святости брака и любви, не верит в авторитет и считает ниже своего достоинства доказывать свою точку зрения другу или врагу.
Тем не менее, мы можем наблюдать новые вспышки характера сразу после того, как вспыхнул роман Базарова и Одинцовой. Взаимоотношения, что возникли между молодыми людьми, меняют привычный для них мир.
Анна Одинцова — вызов, наказание и награда для Базарова
В пространстве, в котором живет главный герой, не было места для любви, пока он не встретил Анну Сергеевну. Холодная, расчетливая вдова — Базаров в женском образе.
Аристократка, которую полюбил Евгений, горда и умна. Умерший старый муж оставил ей большое материальное состояние. Это позволяет ей жить независимо и делать то, что вздумается.
Еще двух таких похожих и разных людей в мировой литературе не найти. История любви Базарова и Одинцовой — рецензия на книгу «Как не нужно жить». Молодая женщина, привлекательная, не имеет цели в жизни. Она существует между временем, не различая дня и ночи.
Едва заметная улыбка и осиная талия — Одинцова, как и Базаров, умела себя эффектно подать. Но в отличие от главного героя, женщина действительно не умеет любить. Или сердце ее окаменело еще в детстве? А возможно, причиной стали новые течения в обществе? Важно только то, что Базаров не сразу признался в своих чувствах, а любовь у Анны так и не возникла.
О том, что бессердечная женщина была равнодушной, говорит и ее отношение к молодому человеку. Он для нее — забава. Безразличие к его смерти пугает читателей. Для Одинцовой (даже сама фамилия говорит о многом) были далеки такие чувства, как горе и радость. Роман заканчивается ее браком с новой выгодной партией.
Характеристика Одинцовой
Жизнь Анны Сергеевны Одинцовой, ставшей главным любовным интересом Евгения, была наполнена печальными событиями. Небогатое детство, ранняя потеря матери, необходимость заботиться о маленькой сестре Екатерине и другие трагические обстоятельства заставили девушку рано повзрослеть.
Несмотря на все перипетии судьбы, Анне удалось получить хорошее образование, которое негде было применить в условиях ее жизни в захудалом загородном поместье, оставшемся в качестве наследства после смерти обанкротившегося отца.
Когда девушке исполнилось восемнадцать лет, она познакомилась с богатым помещиком Одинцовым. Мужчина не обладал привлекательной внешностью или другими интересными качествами, но смог завоевать внимание юной красавицы, предложив ей спокойную, обеспеченную жизнь без горя и тревог. Брак, который продлился около шести лет, закончился внезапной смертью Одинцова. Своей молодой жене он оставил все состояние, которым владел.
Несмотря на то что у Анны не было особой любви к мужу, она тяжело пережила его трагический уход. Чтобы развеяться, она отправилась в путешествие по Европе, однако ей не понравились заграничные реалии. Спустя некоторое время, женщина вернулась на родину, в свое поместье. Одинцова вела размеренное, уединенное существование, изредка выезжая на балы или за покупками в крупный губернский город, расположенный по соседству с Никольским.
Женщина сама управляла большим имением, доставшимся ей от покойного мужа. Кроме того, она посвящала немало времени воспитанию Екатерины, стремилась дать ей хорошее образование и устроить ее будущую жизнь.
На момент действия романа Анне Сергеевне исполнилось двадцать восемь лет, она на два года младше Евгения. Описание внешности женщины:
- стройная фигура с покатыми плечами;
- высокий рост;
- великолепная, царственная осанка;
- умное лицо со светлыми глазами;
- взгляд, наполненный ласковой и мягкой силой;
- длинные темные волосы.
Одинцова обладала независимым характером, не обращала особого внимания на ухаживания многочисленных кавалеров, плененных ее красотой. Женщина не стремилась повторно выйти замуж, жила в свое удовольствие и чувствовала себя самодостаточной и без отношений. С мужчинами вела себя спокойно и ровно, нередко участвовала в серьезных дискуссиях, не боялась высказывать свое мнение, к которому прислушивались.
В мире литературы
Есть клише, по которым пишут главных героев. И именно такие герои впоследствии становятся самыми популярными. Под эту линейку были созданы и герои Тургенева. Это бездушные молодые парни и девушки, которые не мечтают о любви.
Были мужчины и более холодные, замкнутые, чем Евгений. Многие влюбленные мировой литературы отличались друг от друга: Дарси и Лиззи Беннет, Рочестер и Джейн Эйр, Ретт Батлер и Скарлетт, среди них и герои Тургенева — Базаров и Одинцова. Взаимоотношения последних были обречены на провал. Стены, что они соорудили, было невозможно разрушить даже с помощью любви.
Критика на выбор главного героя
Отношение Базарова и Одинцовой к жизни критики восприняли неоднозначно. С одной стороны, молодые люди остаются верны себе, а за ними стоят новые грандиозные теории. Базаров — представитель нового общества, независимого, свободного от искусственно насажденных авторитетов. Он и его сторонники растят идеи, опережающие свое время. Отказаться от них — означало бы невозможность свободно развиваться.
С другой стороны — высота любви проверена тысячелетиями. Именно это прекрасное чувство вдохновляло творить. Поэтому выбор героя в пользу так называемого прогрессивного общества является низким и неразумным. Базаров однозначно мог достичь больших результатов, отказавшись от своей теории.
Чувства, изменяющие мир
Наверное, самое тяжелое, что может пережить человек — это вероломство собственных принципов. Но еще хуже остаться наедине со своими правилами, проигнорировав любовь.
На протяжении всего произведения протягивается необычная, небудничная линия симпатии двух персонажей. Эти главные герои — Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых ярко вспыхивают и постепенно идут по наклонной вниз.
Красота персонажа однозначно противоречива. По всем критериям тогдашнего мира он не дотягивает до эталона совершенства. Но стоит ему только открыть рот, что, заметим, делает он довольно редко, как течение его мыслей, сила характера в словах и уверенность в своей правоте покоряют. Несмотря на холод, исходящий от главного героя, Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых были очень сложными, все же сумели загореться друг к другу чувствами.
Базаров стоит перед выбором: остаться верным своим принципам или упасть до состояния, за которое всегда презирал людей. Быть романтиком и счастливо влюбленным — значит быть низким. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — как-то выражает свои мысли другу Базаров.
К сожалению, Базаров и Одинцова испытание любовью не прошли. Однако в произведении Тургенева «Отцы и дети» ярко выражена извечная тема большой и широкой человеческой души.
🗹