История любви аркадия. Cочинение «Зачем в романе «Отцы и дети» представлена история счастливой любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой

Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий, герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», знакомятся и с ее сестрой Катей, молодой молчаливой девушкой. И Базаров, и Аркадий интересуются Анной Сергеевной, но сама хозяйка предпочла свой досуг проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым. Поэтому Аркадий вынужден общаться с Катей, преодолевая робость и замкнутость девушки. Базаров сразу обратил внимание Аркадия на незаурядность личности Кати, но потребовалось время, чтобы Аркадий сам в этом убедился.

Сцена объяснения Аркадия и Кати — кульминационная в их взаимоотношениях. Сидя в саду, в тени высокого ясеня, они молчат, но, как отмечает автор, в их молчании чувствовалось «доверчивое сближение: каждый из них как будто и не думал о своем соседе, а втайне радовался его близости». Катя соглашается со словами Аркадия, и это дает ему возможность про себя сравнить ее отношение к его мыслям и отношение к ним Базарова -нетерпимое, резкое безапелляционное. Катя любит лирику Гейне, но не сатиру и считает, что любовь к сатире Аркадия -это «старые следы» его направления.

Внутренне соглашаясь с ней, Аркадий поражается про себя: «Если б Базаров это слышал!» И действительно, Катя делает вывод, что он уже не находится под влиянием Базарова: он не ссорится со стариками, провождает тетушку в церковь: «Не мог же я отказать!» Привычки, воспитанные с детства, уважение к старшим преобладают над атеистическим мировоззрением. И Катя чувствует, что Базаров «чужой» и Аркадию, и ей самой: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя отмечает, что сестра ее также освободилась от влияния Базарова и стала лучше относиться к Аркадию, и Аркадий снова поражен: откуда в такой молодой девушке такая наблюдательность? Причина проста: Катя много жила одна и много размышляла о жизни. И больше всего радует Аркадия ее замечание о том, что она, Катя, не богата — ведь имение досталось сестре от покойного мужа. Аркадию нравится и то, как просто Катя об этом говорит, и отсутствие в ней тщеславия и сам этот факт: ему не хотелось бы чувствовать материальное неравенство свое и Кати. Он с восторгом открывает в девушке массу достоинств: она умна, горда, независима, хотя и чувствует себя несколько приниженно по сравнению с сестрой. «…Я вас не только на вашу сестру -ни на кого в свете не променяю», — говорит Аркадий девушке, быстро после этого удалившись, «как бы испугавшись слов, сорвавшихся у него с языка».

Как тонкий психолог и художник, Тургенев подводит героев к осознанию того, как они духовно близки друг другу, как готовы освободиться от того влияния, что сковывает их души, решая чувствовать себя самими собой. Поэтому естественно выглядит после этого и признание Аркадия в любви Кате, чего никак не ожидала Анна Сергеевна, и расставание его с Базаровым, и возврат в традиционный круг «отцов».

Роман И. С. Тургенева в жанровом отношении многопланов. Во-первых, это семейный роман, так как в нём показаны взаимоотношения родителей и детей в семье. Во-вторых, он социально-идеологический, потому что отражает борьбу либералов-дворян и разночинцев. В-третьих, психологический, так как автор глубоко раскрывает внутренний мир своих героев, создаёт психологически точные типы людей.

И, наконец, мы можем назвать произведение Тургенева философским, вследствие того что писатель обращается к вечным темам жизни и смерти, смысла человеческого существования.

Эпизод «Объяснение Аркадия и Кати» помогает читателям понять, почему младший Кирсанов, боготворивший своего «учителя» — друга Базарова, отказывается от своих прежних убеждений и оставляет гордого и самолюбивого нигилиста в одиночестве. Почему застенчивая и робкая Катя оказалась сильнее не только самоуверенного Базарова, но и своей сестры Анны Сергеевны Одинцовой?

Именно под влиянием Кати Аркадий оставляет «сатирическое направление» и начинает искать идеалы не там, где искал их прежде. Он находит их в семье, которую создаёт, как мы узнаём из последней главы, с Катей.

Из лагеря «детей» он переходит в лагерь «отцов». У него рождается сын, он становится «рьяным хозяином».

Обратимся к эпизоду «Объяснение Аркадия и Кати» и попытаемся понять, как раскрываются в нём характеры действующих лиц романа.

Важное значение имеет место действия, та обстановка, в которой происходит разговор молодых людей. Высокий ясень, в тени которого на дерновой скамейке сидят Аркадий и Катя; бледно-золотые пятна света на садовой дорожке и на жёлтой спине борзой собаки Фифи, и «небольшая семейка воробьёв», которых девушка кормит, бросая им крошки белого хлеба, — всё в этой картине создаёт атмосферу покоя, умиротворения и гармонии. Молодым людям очень хорошо рядом друг с другом, между ними искренние и доверительные отношения. Они сходятся во многих взглядах, одинаково любят природу, искусство. С Катей Аркадий может быть самим собой. Он не боится, что какое-либо его высказывание вызовет неприятие или осуждение. Вспомним знаменательный разговор друзей у стога сена, когда Аркадий сравнил движения сухого кленового листа с полётом бабочки, а Базаров его прервал: «О мой друг Аркадий Николаевич!.. об одном прошу тебя: не говори красиво». Общаясь с Катей, молодой Кирсанов может позволить себе «говорить красиво»: «Не находите ли вы… что «ясень» по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он». Катя соглашается с ним, и Аркадий с удовольствием думает: «Вот эта не упрекает меня за то, что я красиво выражаюсь».

Младшая сестра Одинцовой очень наблюдательна, её высказывания о людях верны и точны. Например, она хорошо понимает чуждость Базарова не только ей, но и Аркадию: «Он хищный, а мы с вами ручные», «Хищные» — это сильные, независимые натуры, стремящиеся переделать мир. Катя и Аркадий –« ручные», потому что они обладают простотой нрава, они не собираются разрушать старое, а лишь продолжать прежнее, развивать его. Девушка отмечает, что её сестра изменила своё отношение к Аркадию, стала к нему «расположена». Гордая и независимая Анна Сергеевна тоже находилась под влиянием Базарова, «но над ней никто долго взять верх не может».

Молодые люди даже думают одинаково, сходясь на том, что независимость им не нужна. Умная и чуткая Катя намекает Аркадию, что между ним и её сестрой могут быть какие-то чувства. Она самостоятельна, сдержанна, умеет владеть собой. Автор передаёт её скрытые переживания через жест. Из-за волнения она начинает бросать воробьям крошки слишком резко: «взмах её руки был слишком силен, и они улетали прочь, не успевши клюнуть». Именно в эту минуту Аркадий понимает внутреннее состояние девушки и произносит почти признание в любви: «…знайте, что я вас не только на вашу сестру, — ни на кого не променяю».

Прав был Базаров, говоря о Кате: «… а твоя и за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в руки заберёт…» Анна Сергеевна ничего не подозревает о чувствах молодых людей и имеет «виды» на Аркадия. Она снисходительна по отношению к младшей сестре, не догадываясь о том, что это «молодо – зелено» одержит над ней победу. Одинцова советует Кате примерить новые ботинки: «… а у тебя ещё такие прелестные ножки!» А восемнадцатилетняя девушка в эту минуту думает: «… прелестные ножки, говорите вы… Ну, он и будет у них».

Из эпизода «Объяснение Аркадия и Кати» можно сделать вывод, что эти герои составляют психологическую пару, обладая мягким и простым характером. У них родственные души.

Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод Слетами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, Кто славы, денег и чинов Спокойно в очередь добился, О ком твердили целый век: N.N. прекрасный человек. А. С. Пушкин

Не секрет, что нравственные принципы человека вполне могут проявиться в любви. Раскрывая образ нигилиста Базарова — главного героя романа, Тургенев описывает трагическую историю его любви к губернской красавице Одинцовой, а рядом для контраста писатель развёртывает историю счастливой любви Аркадия Кирсанова (университетского друга Базарова) и Кати Локтевой (младшей сестры Одинцовой). Почему же первая история кончилась разрывом, а вторая — свадьбой? Из всевозможных причин-объяснений следует выделить три главные: материальное положение героев, их характеры и убеждения.

Аркадий Кирсанов — внук генерала, наследник своего отца и дяди, родственник (правда, дальний) важных петербургских чиновников Колязиных. Хотя Николай Петрович всё время жалуется на хозяйственные проблемы, Кирсановы владеют большим степным (чернозёмным) имением, которое при правильном управлении может приносить вполне приличный доход. Одним словом, Аркадий — жених хоть куда. Базаров — внук дьячка, сын полкового лекаря, получившего за добросовестную службу потомственное дворянство и не заведший никаких влиятельных друзей и покровителей. Следовательно, молодой нигилист может унаследовать от родителей только крошечное имение в двадцать две крестьянские души. Иными словами, Аркадий с рождения избавлен от суровой «борьбы за жизнь» и волен выбирать себе любое поприще: государственную службу, управление родовым имением, спокойные семейные радости или прожигание жизни, в то время как бедняк Базаров должен, если пожелает, сам добиваться всего в жизни.

Материальное положение Анны Сергеевны Одинцовой и Кати Локтевой тоже разное, хотя они родные сёстры. Их отец, блестящий аферист и картёжный игрок, промотал в Петербурге и Москве всё состояние семьи и умер, оставив дочерям маленькое имение в одну деревеньку. Однако Анна Сергеевна, двадцатилетняя красавица с блестящим столичным воспитанием, принадлежащая по материнской линии к княжескому роду, вышла замуж за богатого сорокашестилетнего

(XV) помещика Одинцова и после его смерти стала богатой вдовой, всё ещё молодой и красивой. Анна Сергеевна с самой смерти отца взяла на себя заботу о младшей сестре, и Катя ни в чём не нуждалась по милости Одинцовой (XXV), но при этом Катя по-прежнему владела только половиной отцовской деревни, то есть была бедная невеста, почти бесприданница.

Следует отметить, что молодые герои романа — люди широких взглядов, для них бедность друга или любимого человека не имеет первостепенного значения. Богатый наследник Аркадий Кирсанов подружился с бедным студентом Базаровым, женился на Кате, не думая о её приданом. Базаров влюбился в богачку Одинцову, покорённый её красотой и интеллектом, а она увлеклась им, и в её рассуждениях о «лекаре» мысли о его бедности вообще не возникало.

В обеих историях любви характеры героев сыграли более серьёзную роль, чем материальные соображения. Аркадий добродушен, покладист, чувствителен, в меру умён и наблюдателен — словом, молодой человек, «приятный во всех отношениях». Протанцевав на балу мазурку с Одинцовой, он влюбился в молодую вдову с «изящным смирением» (XIV), то есть томно вздыхал о ней и не смел надоедать своими ухаживаниями. Молодой Кирсанов наивно поддался на хитрость Базарова, который, чтобы удалить молодого соперника, по приезде в Никольское сразу обратил его внимание на Катю: «…эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и всё что хочешь» (XVI). Аркадий легко запутывается в своих сердечных делах: он, «который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей» (XVII). Может быть, благодаря своему мягкому, лёгкому характеру молодой Кирсанов понравился Кате, а уж она помогла ему понять, в чём его счастье.

Однажды Катя попросила Аркадия: «Не сравнивайте меня с сестрой… это для меня слишком невыгодно» (XXV). Однако она явно скромничает: она очень похожа на Анну Сергеевну рассудительностью, сдержанностью, решительностью. Она так умно ведёт себя с молодым Кирсановым, что он, вздыхая об Одинцовой, незаметно привязывается к младшей сестре: «Катя смутно понимала, что он искал какого-то утешения в её обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивой дружбы» (XVII). Прощаясь с Аркадием навсегда, Базаров произносит: «…я на Катерину Сергеевну надеюсь. Посмотри, как живо она тебя утешит» (XXVII). И Базаров прав. «Ручному» Аркадию нужен верный друг и руководитель. Как только Базаров уходит из жизни молодого Кирсанова, его место занимает Катя: уже вечером после отъезда университетского друга Аркадий начал подчиняться невесте, «и Катя это чувствовала и не удивлялась» (XXVI).

Именно Катя выбирает Аркадия себе в спутники жизни, хотя он сам уверен в обратном. Именно она объясняет Аркадию разницу между ним и Базаровым: «…вы ему чужой. (…) Он хищный, а мы с вами ручные» (XXV), однако делает это очень тактично, потому что сама принимает сторону Аркадия («мы с вами»). При этом не кто иной, как Катя напоминает мужу о Базарове в конце романа во время торжественного обеда.

Базаров по характеру — полная противоположность Аркадия: суров, самоуверен, решителен, замечательно умён и целеустремлён, при этом честен и искренен. Он не стал, подобно своему другу, «придаваться тихому унынию» (XVII) любви, не стал обманываться насчёт своих чувств к Анне Сергеевне, о чём и заявляет молодому Кирсанову: «Э, да ты, я вижу, Аркадий Николаевич, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди: цып, цып, курочка, а как только курочка начинает приближаться, давай бог ноги! Я не таков» (XXI). Он, позлившись немного на себя за романтическую любовь, в которую раньше не верил, решительно признался Одинцовой в своих чувствах. Его страсть была так велика, что захватила и одновременно испугала Анну Сергеевну: «…страсть в нём билась, сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей… Одинцовой стало страшно и жалко его» (XVIII). Молодого нигилиста отличает внешняя сдержанность и внутренняя гордость («сатанинская гордость», как выразился Павел Петрович — X): Базаров внешне спокойно воспринял отказ Анны Сергеевны (XIX), но гордо отказался от её жалости-милости (XXVI).

Гостя у родителей, он заявляет Аркадию: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передомной, (…) тогда я изменю своё мнение о самом себе» (XXI). Однако гордый нигилист лукавит — он уже встретил такого человека. Это Одинцова, и по силе характера («…характер у неё был свободный и довольно решительный» — XV) она не уступает Базарову. Анна Сергеевна, будучи ещё молодой женщиной, уже испытала и успешно преодолела множество трудностей: разорение семьи, шесть лет жизни с мужем, которого «она едва выносила» (XVI), злоязычие уездных сплетников, ответственность за судьбу младшей сестры, управление имением. Ум и интерес к жизни, мягкость и самостоятельность в мыслях (к Базарову она «благоволила, хотя редко с ним соглашалась» — XVII), отвращение к пошлости и терпимость к чужим недостаткам, красота и чувство собственного достоинства — такое сочетание качеств характера в Анне Сергеевне делает справедливой первоначальную оценку, данную ей на балу Базаровым: «Это что за фигура? (…) На остальных баб не похожа» (XIV). Не удивительно, что Базаров нашёл только в Одинцовой, а не в ком другом (включая родителей) единственного в романе человека, с которым мог серьёзно и откровенно говорить на любую тему, начиная с устройства российского государства, продолжая вопросами медицины, ботаники, кончая проблемами счастья, любви, собственного будущего.

Страница: [ 1 ]

Легендарное произведение всех времен Тургенева «Отцы и Дети» охватывает множество тем и проблем. Но основная проблема, которая посетила каждого героя произведения, — это проблема любви. Любовь в жизни героев в романе «Отцы и Дети» играет очень большую роль. Но каждый персонаж испытывает чувство по-своему, не так как все. Итак, рассмотрим героев по отдельности.

Сперва поговорим о главном герое Евгении Базарове.

Любовь к Одинцовой очень непроста. Всю жизнь он презирал это чувство, но столкнувшись с ним, ничего с собой не может поделать. Любовь в его жизни перевернула все. Все его прежние взгляды оказались неверными. Это его и погубило.

Что же касается отношений Аркадия с Катей, то их любовь меняет героя, и его жизнь становится гораздо лучше. Ведь именно с Катей Аркадий может стать таким, какой он есть, и перестать претворятся, как это было в дружбе с Базаровым.

Николай Петрович Кирсанов – это довольно таки трагичная личности. После смерти жены, ему было крайне тяжело. И ту любовь, нежность и красоту, которых ему так не хватало по жизни, он нашел в молодой Фенечке.

Павел Кирсанов – это еще более трагичная персона.

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема любви в романе «Отцы и дети» раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе «Отцы и дети» помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, — скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это «пустота» и «распущенность». Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» становится роковой.

Краткое описание персонажей

Евгений Базаров

Главный герой. Около 30-ти лет
Студент-нигилист из разночинцев («люди разного чина и звания»), отрицающий практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки. Базаров – холодный, резкий, жесткий человек. Он не дворянин, но гордится своим простым происхождением. Базаров учится на врача, увлекается естественными науками.

В политическом отношении революционер-демократ, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей.

Василий Иванович Базаров

Отец Базарова. 61 год
Отставной военный лекарь. Небогат. Управляет небольшим имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.

Арина Власьевна Базарова

Мать Базарова
Добрая и неглупая женщина, хорошая хозяйка. Дворянка по происхождению. Владелица небольшого имения, которым управляет ее муж.

Аркадий Кирсанов

Друг Базарова. 23 года
Молодой дворянин, выпускник Санкт-Петербургского университета, младший товарищ Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей. Любит природу и искусство.

По ходу романа Аркадий влюбляется в Анну Одинцову, но позже понимает, что на самом деле любит ее сестру Катю и женится на ней. Со временем Аркадий становится отцом семейства и трудолюбивым хозяином.

Николай Петрович Кирсанов

Отец Аркадия. 44 года
Помещик, либерал, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. Сын боевого генерала Пиотра Кирсанова, но не пошел по стопам отца, так как еще в юности сломал ногу и на всю жизнь остался«хроменьким». Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской. Любимая жена Николая Петровича скончалась 13 лет назад, и теперь он живет вдвоем с братом Павлом. В начале романа он стыдится своей любви к дочери своей экономки, крестьянке Фенечке, но затем женится на ней. Николай Петрович очень любит своего сына Аркадия. От Фенечки у него рождается еще один сын — Митя.

Павел Петрович Кирсанов

Дядя Аркадия. Около 45-ти лет
Отставной офицер , аристократ, бывший «светский лев». Гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Застав Базарова целующего Фенечку, Павел Петрович вызывает «этого волосатого» на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в бедро.

Анна Сергеевна Одинцова

Возлюбленная Базарова. 26 лет
Богатая двадцативосьмилетняя вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Красивая, умная, независимая женщина. После смерти родителей воспитывала сестру Катю. Она симпатизирует Базарову, но после его признания в любви, не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви. В девичестве — Анна Локтева.

Катя Локтева

Младшая сестра Одинцовой. Около 20-ти лет Екатерина Сергеевна Локтева — небогатая дворянка, младшая сестра Анны Одинцовой. Добрая, умная девушка с сильным характером. Она любит музыку и природу. В конце романа выходит замуж за Аркадия Кирсанова.

Фенечка

Любовница Н. Кирсанова. Около 23-х лет
Фенечка (Федосья Николаевна) — молодая крестьянская девушка. Дочь Арины Савишны, экономки Николая Петровича Кирсанова. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребёнка. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. В конце романа Фенечка выходит замуж за Николая Петровича.

Княгиня Нелли Р.

Возлюбленная П. Кирсанова
Давняя возлюбленная Павла Петровича Кирсанова. У них не складываются отношения. После разрыва Павел Петрович теряет смысл жизни и спустя много лет он по-прежнему помнит о княгине.

Виктор Ситников

«Ученик» Базарова
Молодой мужчина, приятель Кукшиной и Базарова. Он считает себя учеником Базарова. Следует моде во всем: и в одежде, и во взглядах. Сын богатого купца, но при этом стесняется своего происхождения.

Кукшина

Знакомая Базарова
Евдоксия (Авдотья) Никитишна Кукшина — знакомая Базарова, Кирсанова и Ситникова. Молодая помещица; некрасивая, невзрачная и неопрятная женщина. Она живет отдельно от мужа и считает себя женщиной прогрессивных взглядов и борцом за права женщин.

Слуга Петр

Слуга в доме Кирсановых, в частности он служит камердинером (личным слугой) Николая Петровича Кирсанова. Глупый и самолюбивый человек с бирюзовой сережкой в ухе, и напомаженными разноцветные волосами. Считает себя образованным, «усовершенствованным» слугой, только потому что умеет читать «по складам» (т.е. по слогам).

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна — вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Главные герои романа

  • Евгений Базаров (ок. 30-ти лет) — главный герой романа. Молодой лекарь-студент, «разночинец», нигилист, отрицающий авторитеты и традиционные порядки.
  • Аркадий Кирсанов (23 года) — молодой дворянин, друг Базарова.
  • Павел Петрович Кирсанов (ок. 50-ти лет) — дядя Аркадия, бывший светский лев, красивый и строгий мужчина.
  • Николай Петрович (44 года) — отец Аркадия, помещик, вдовец.
  • Анна Сергеевна Одинцова (28 лет) — молодая богатая помещица, вдова, возлюбленная Базарова.
  • Катя Локтева (ок. 20-ти лет) — младшая сестра Одинцовой.
  • Фенечка (ок. 23-х лет) — любовница Николая Петровича из «низов», мать его внебрачного сына Мити, впоследствии его жена.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй — одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой — безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Отцы и дети. Как герои романа относятся к любви и к женщине вообще?

Отношение к женщине, к связям любовным героев «Отцов и детей» рознятся и вызывают споры ожесточенные.

  1. Евгений Базаров. Тут нужно смотреть до и после общения с Одинцовой. В начале романа твердое убеждение, что дама красивая — дурной собеседник. Женщина же с мужским разумом видится слишком непривлекательной для любви, которую нигилист понимает как акт физиологический. Анна Сергеевна сломала стереотип и вызвала к себе привязанность страстную: общность интересов и «богатое тело». Даже во время чувств, обуревавших его, Евгений Васильевич продолжал считать, что нельзя бабе власть над собой давать, ругал-клял себя за слабость. Старый тут не сработал принцип, гласивший, что не получилось толку добиться от понравившейся барышни, так только отвернуться и идти дальше, благо много женщин. Сладить удалось как-то с чувствами, но перед смертью хотел герой с Одинцовой попрощаться, а не с кем другим. Подробности можно прочитать в главе 17. Но даже новые переживания не мешают Евгению просто так поцеловать Федосью Николаевну. Как не видел ничего особенно важного в самих ласках, так и осталось. Поцелуй — эпизод незначительный для нигилиста.
  2. Анна Одинцова. Считала, что «любовь чувство напускное», ценила больше благополучие, комфорт. Брак для нее — проблем решение. Идет с умом холодным, достойным мужчины, по доступной для женщины того времени дороге. Независима, но умеет подладиться к более сильному в своих целях. Формально — стереотип женский соблюден, на деле — игра в своих интересах.
  3. Николай Кирсанов. Уже в первой главе видим описание счастья безмятежного с мамой Аркаши. Уже тот факт, что деревня Марьино в честь жены хозяина названа, говорит о многом. И грёзы его посещают о покойнице, несмотря на то, что уже была любовница Фенечка с сыном Митей. Не может человек жить бобылем, вот и сошелся с прислугой. Новую подругу любил, но стеснялся ее перед братом, перед старшим сыном. Когда семья одобрила его связь, легко повел под венец свою девушку.
  4. Аркадий Кирсанов. Весь его нигилизм рушится при встрече с Катей. Да и Базаров понимает, что призвание его друга — гнездо вить, под каблуком жены ходить. В этом схож с отцом, Николаем Петровичем, Кирсанов-младший.
  5. Павел Кирсанов — рыцарь самый настоящий, из трубадуров, что Базаровым презираются. В главе 7 можно прочесть рассказ о том, как почти 10 лет гонялся офицер за светской кокеткой, княгиней Р. по всей Европе, как дал задурить себе голову, забыв о карьере, об интересах своих. После того, как Нелли дала ему отставку, Павел Петрович раскис и сбежал от толчеи светской в деревню. Там полюбил тихо подругу брата, дрался из-за нее на дуэли с Базаровым, а потом благородно удалился, чтобы не мешать счастью Николая и его жены молодой. Принципы и тут видны.
  6. Евдоксия Кукшина. Второстепенный персонаж, но в некотором роде — особенный. Женщина эмансипированная, феминистка, ломающая стереотипы. Эта дама сама решила как жить: в беспорядке домашнем, но зато с шампанским; без идеального, со вкусом подобранного туалета, но зато почитывая Мишле на досуге. Сбежавшей от мужа женой, изучающей что-то не естественные науки, так архитектуру. Тетка получилась у Тургенева комичная, в ее действиях слишком много рисовки, игры на публику. Но то, что человек сам выбрал себе судьбу, не считаясь со стандартами «женского счастья», заслуживает некоторого уважения.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были «охотниками до женщин», однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны «не добьешься толку», однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и «еще мучительнее» к ней привязался. Эта история любви в романе «Отцы и дети» проходит через всю его жизнь. Базарова тоже «мучила и бесила» любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор о Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Испытание любовью выдерживают не все герои И.С. Тургенева. Обратимся к роману «Отцы и дети».

Автор: Савчук Ирина Владимировна

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Цель урока: выявление обучающимися основных изменений внутреннего мира героев, вызванных воздействием их любви к женщине, наблюдение за результатом испытания персонажей любовью; развитие представления обучающихся об основных творческих приемах И.С.Тургенева, используемых им с целью более полного раскрытия характеров своих персонажей (портрет, диалог, деталь).

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Преподаватель. Добрый день! Начнём наш урок.

В эти ноябрьские дни наша страна и вся литературная общественность отмечают 200-летие со дня рождения великого классика русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева. Его имя относится к тем большим русским писателям XIX века, благодаря которым отечественная литература вырвалась на звездную орбиту. Великолепный мастер слова, он в совершенстве владел русским языком, благодаря чему создал изумительные по своей красоте картины русской природы и жизни русских людей. Сегодня мы с вами на уроке продолжаем разговор о, пожалуй, самом известном его романе – «Отцы и дети». Предметом нашего пристального внимания предыдущих уроков была личность Евгения Васильевича Базарова, человека незаурядного, сильного, гордого, волевого, имеющего на все собственную точку зрения, которую он пытается отстаивать. Евгений Базаров — самый привлекательный, самый значительный, но и самый противоречивый герой тургеневского романа. Он, в отличие от «не настоящего нигилиста», своего друга Аркадия Кирсанова, нигилист самый что ни на есть настоящий.

Вспомним, что же такое нигилизм? Кто такие нигилисты?

Предполагаемый ответ. Слово «нигилизм» в переводе с латинского означает «ничто, ничего». Аркадий Кирсанов так определял значение данного слова: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». На замечание своего отца по поводу того, что «это слово означает человека, который…который ничего не признаёт», Аркадий возражает: «Который ко всему относится с критической точки зрения».

Преподаватель. Чем занимался Базаров?

Предполагаемый ответ. Евгений Васильевич Базаров готовится стать уездным лекарем. Он увлекается естественными науками: химией, биологией, анатомией. В гостях у друга – Аркадия – он не теряет времени зря: продолжает заниматься, каждое утро ходит на болото, ловит лягушек, проводит над ними эксперименты.

Преподаватель: Каково отношение Базарова к искусству?

Предполагаемый ответ. Базаров не признает искусства. Он вообще не приемлет всего, что носит отпечаток художественности.

Преподаватель. Вспомните его высказывания по поводу поэзии, живописи.

Предполагаемый ответ. Однажды, беседуя с Павлом Петровичем, Базаров произнес: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Известно еще одно его высказывание: «По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит…» На вопрос дяди Аркадия: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» Базаров восклицает: «Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!»

Преподаватель. Вспомним, как Базаров реагирует на услышанную им игру отца Аркадия на виолончели?

Предполагаемый ответ. Он смеётся и высказывает свое недоумение по этому поводу: «Помилуй! В сорок четыре года человек, pater familias, в …м уезде – играет на виолончели!»

Преподаватель. Как реагирует Евгений, узнав, что Николай Петрович увлекается поэзией, читает Пушкина.

Предполагаемый ответ. Он недоволен, считает это занятие несерьезным делом. Взамен Пушкина, Базаров предлагает порекомендовать Николаю Петровичу книгу немецкого материалиста Бюхнера «Материя и сила», уверенный в пользе от её прочтения.

Преподаватель. Какое слово употреблял Базаров применительно ко всему, что носило отпечаток чувства, художества?

Предполагаемый ответ. Романтизм. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художества». Данные понятия Евгений Васильевич ставил на одну ступень значимости. Гниль и романтизм для него равнозначны. Слова «художества» и «романтизм» носят для него негативный оттенок.

2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

Преподаватель. Мы уже не раз отмечали на предыдущих уроках, что при раскрытии характеров своих героев, выявлении истинных качеств их души Тургенев использует ряд характерных для его творческой манеры приемов: это портретная характеристика, диалоги и наличие деталей. С каждым из этих приемов мы уже сталкивались, анализируя образы различных персонажей романа. Но есть у Тургенева еще один излюбленный прием, которым он неизменно пользуется для более глубокого раскрытия образа героя. В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине. «Отцы и дети» не исключение. Почему любовь? Потому что это самое чистое, самое святое чувство на свете, чувство, способное изменить человека. Именно в любви раскрывается душа и личность человека, обнажая все истинные, «спрятанные» качества.

Вы уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Предполагаемый ответ. О любви.

Как вы предлагаете обозначить тему сегодняшнего урока?

Предполагаемый ответ. Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Любовь как критерий подлинности характера героя».

Преподаватель. Я полностью с вами согласна. Подытожив все сказанное вами, предлагаю обозначить тему нашего сегодняшнего урока как «Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Тема урока отображается на слайде в электронной презентации.

Преподаватель. Чем же мы, исходя из обозначенной темы, должны заниматься на уроке? Какова цель нашего урока?

Предполагаемый ответ. Проследить, как герои романа проходят испытание любовью и как под воздействием любви к женщине меняется внутренний мир основных персонажей.

Преподаватель. Какие задачи мы должны решить для достижения данной цели?

Предполагаемые ответы:

  • Определить какие герои проходят в романе испытания любовью.
  • Проанализировать взаимоотношения героев, между которыми возникло чувство.
  • Проследить, как меняется душевное состояние героев и их поведение до встречи с предметом обожания и во время испытываемого ими чувства любви.
  • Сделать вывод о том, как изменился тот или иной персонаж под воздействием охватившего их чувства, как прошел он испытание любовью.

Преподаватель. И, конечно же, мы сконцентрируем свое внимание на испытание любовью центрального персонажа романа: посмотрим, как выдержит испытание любовью Евгений Базаров.

Цель урока отображается на экране презентации, преподаватель ещё раз обращает на неё внимание студентов.

3. Работа над новой темой

Преподаватель. Сколько сюжетных линий, связанных с темой любви, присутствует в романе. Назовите их.

Предполагаемый ответ. Четыре сюжетные линии. Это отношения между Николаем Петровичем и Фенечкой, Аркадием Кирсановым и Катей Локтевой, Павлом Петровичем и княгиней Р., Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой.

Преподаватель. Предлагаю поговорить о каждой любовной линии отдельно, называя при этом концепты, характеризующие отношения каждой из пар. Для этого необходимо вспомнить, что мы называем концептами?

Предполагаемый ответ.

  • Это основные понятия в нашем сознании, сгустки сознания.
  • Их содержание может разниться в зависимости от жизненного опыта, культурного уровня его носителя.
  • Концепты – это наши ментальные образования, сформировавшиеся под воздействием наших культурных ценностей, жизненных ориентиров.

Преподаватель. Совершенно верно. Попробуем, говоря о взаимоотношениях героев, анализируя их чувства, переживания, ощущения, внутренний мир, вычленять из авторского текста концепты, служащие главной характеристикой их любви. При этом у себя в тетради будем строить концептную карту любви героев романа.

На протяжении урока обучающиеся, обращаясь к тексту романа, определяют базовые концепты, записывают их, строя таким образом концептную карту взаимоотношений героев.

Обратимся к истории взаимоотношений Павла Петровича Кирсанова и таинственной княгини Р. Каким был Павел Петрович до встречи с княгиней, какой образ жизни он вел?

Предполагаемый ответ. Павел Петрович еще с детства отличался «замечательной красотой», он был самоуверен и смел. В двадцать восемь лет стал уже капитаном. Он любил общество, свет, легко нравился женщинам. Добившись успеху с какой-нибудь красавицей, легко с ней расставался. Он жил легко, победоносно шагая по жизни, блестящая карьера его ожидала, как вдруг вся его жизнь изменилась после встречи с таинственной княгиней Р.

Преподаватель. Где познакомился Павел Петрович с княгиней Р. и какие отношения были между ними?

Предполагаемый ответ. Они познакомились на балу, где потанцевал с ней и влюбился в неё страстно. Он скоро достиг победы в отношениях с ней, но эта легкость не охладила его. Он ещё мучительнее и крепче привязался к этой женщине. А она то страстно его любила, то охладевала к нему Он страдал, негодовал и в то же время стыдился своих чувств. Он следовал за нею повсюду, куда бы она ни уезжала. Кирсанов подарил княгине кольцо с изображением на нем сфинкса, сказав ей, что сфинкс – это она. Через некоторое время Кирсанов узнает, что княгиня умерла. Вскоре он получает от неё кольцо с перечеркнутым изображением сфинкса.

Преподаватель. Попробуем подобрать из текста слова и словосочетания, характеризующие любовь Павла Петровича, и преобразуем их в концепты, которые запишем в нашу концептную карту.

Предполагаемые ответы. Влюбился страстно, горькая досада, сердце все ныло, еще мучительнее привязался, еще крепче, он терзался и ревновал, он стыдился самого себя, он негодовал за свое малодушие, огонь вспыхнул. Концепты: страсть, мучение, привязанность, горькая досада, уныние, терзание, ревность, стыд, негодование, малодушие.

Обучающиеся записывают концепты в концептную карту (рис. 1).

Рис.1. Концептная карта «Отношения Павла Петровича и княгини Р.»

Преподаватель. Каким одним общим концептом можем мы охарактеризовать любовь Павла Петровича Кирсанова? Что это была за любовь?

Предполагаемый ответ. Любовь-наваждение, или любовь-болезнь.

Обучающиеся записывают этот обобщающий концепт в карту.

Преподаватель. Скажите, изменила ли Павла Петровича любовь к княгине? Каким он стал?

Предполагаемый ответ. Если до встречи с княгиней Павел Кирсанов был светским человеком, любившем блестящее общество, с легкостью делающим себе карьеру, то теперь он стал нелюдим, ощущал себя человеком без будущего, у которого остались только сожаления и воспоминания. Павел Петрович заживо себя похоронил, автор называет его «живым мертвецом». Жизнь, любовь к княгине, испытания любовью сломили его.

Преподаватель. А теперь обратимся к другим персонажам. Рассмотрим историю любви Николая Петровича и Фенечки. Как они встретили друг друга?

Предполагаемый ответ. Николай Петрович и Фенечка познакомились три года тому назад. На постоялом дворе он встретил женщину, содержательницу этого двора, которую пригласил к себе в дом в качестве экономки. Та согласилась и переехала в Марьино вместе со своей дочерью Фенечкой, которой минул уже семнадцатый год. Однажды мать девочки попросила Николая Петровича помочь своей дочери, которой искра из печки попала в глаз. Тот согласился. Эта встреча с Фенечкой запомнилась Кирсанову. Девушка произвела на него большое впечатление. После того, как мать её умерла, между Феодосьей Николаевной и Николаем Петровичем завязались нежные, добрые отношения, переросшие вскоре в любовь.

Преподаватель. Какие отношения были между ними? Попробуйте так же, как и с предыдущей парой, обозначить их концептами и записать.

Предполагаемые ответы. Забота, нежность, доброта, чистота, почтительность, искренность, уважение, семья, сын.

Преподаватель. Каким одним общим концептом можем мы охарактеризовать любовь Николая Петровича Кирсанова и Фенечки? Что это была за любовь?

Предполагаемый ответ. Любовь-семья, уважение.

Обучающиеся записывают этот обобщающий концепт в карту (рис. 2).

Рис. 2. Концептная карта «Отношения Николая Петровича и Фенечки»

Преподаватель. Изменился ли Николай Петрович после встречи с Фенечкой? Как он прошел испытание любовью?

Предполагаемый ответ. До встречи с Феодосьей Николай Петрович был погружен в уныние, одинок, чувствовал себя несчастным человеком. Любовь к Фенечке вернула его к жизни. Он вновь полон надежд, планов, у него подрастает сын Митя, которого он очень любит. Любовь Фенечки вернула Кирсанова к жизни.

Преподаватель. Поговорим о паре Аркадий Кирсанов — Катя Локтева. Как развивались их отношения?

Предполагаемый ответ. Аркадий встретил Катю у Одинцовой, погостить к которой он приехал со своим другом Базаровым. Изначально Аркадию кажется, что он влюблен в Анну Сергеевну, но в дальнейшем он разбирается в своих чувствах и понимает, что любит её сестру Катю.

Преподаватель. Обратимся к тексту и найдем в нем слова и словосочетания, характеризующие их отношения. Преобразуем их в концепты.

Предполагаемый ответ. Сказывалось доверчивое сближение, тайно радовались, казался спокойнее, нравится, когда смеется, готов покоряться, дружелюбно сходятся, это радует, важный и светлый взгляд, улыбнувшись.

Концепты: доверие, радость близости, спокойствие, дружба, покорность, уважение, семь, сын.

Преподаватель. Подберите один общий концепт, характеризующий их любовь. Как её можно назвать?

Предполагаемый ответ. Это любовь-семья, дружба.

Обучающиеся продолжают записывать концепты в концептную карту (рис. 3).

Рис. 3. Концептная карта «Отношения Аркадия и Кати»

Преподаватель. Изменился ли Аркадий Кирсанов после встречи с Катей? Как он прошел испытание любовью?

Предполагаемый ответ. Аркадий, ранее считавший себя нигилистом, отказался от своих прежних убеждений. До встречи с Катей он пытался во всем подражать своему другу Базарову, разделял его взгляды и убеждения. Познакомившись с Катей, он приобрел другие ценностные ориентиры. На поверхность его души вырвались качества, которые он пытался скрыть: юношеский восторг, романтизм, восхищение прекрасным. Этим переменам способствовала любовь Кати. «Мы с вами ручные», — сказала как-то она ему. И действительно, Катя Локтева приручила Аркадия Кирсанова, сделала его покладистым, добрым, отзывчивым. Любовь к Кате преобразила жизнь Аркадия, сделала её яркой, наполненной жизнеутверждающим смыслом.

Преподаватель. А теперь предлагаю поговорить о главном герое романа, о Евгении Васильевиче Базарове и его чувствах к Анне Сергеевне Одинцовой. Но для начала давайте вспомним, что Базаров говорил о любви? Как он относился к этому чувству?

Предполагаемые ответы. Базаров считал любовь чепухой. Между мужчиной и женщиной он видел возможность только физических отношений. Он не видел в женщине никакой загадки, тайны. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться…загадочному взгляду?»

В отношениях между мужчиной и женщиной Базаров – физиолог.

Базаров говорил: «Нравится тебе женщина…старайся добиться толку; а нельзя – ну, не надо, отвернись – земля не клином сошлась».

Преподаватель. Где и при каких обстоятельствах Евгений познакомился с Одинцовой?

Предполагаемый ответ. Базаров видит Одинцову на балу. Она производит на него впечатление своим внешним видом. Она красива, стройна, величественна. Базаров заинтересован.

Преподаватель. Какие высказывания в адрес Одинцовой допускает Базаров? Найдите ответы в тексте.

Предполагаемый ответ. Говорит об Одинцовой, что она «ой-ой-ой!», «у неё такие плечи, каких я не видывал давно», «Посмотрим к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». Базаров цинично выражается в адрес Одинцовой, как бы боясь впустить в свое сердце нежное, искреннее чувство.

Преподаватель. Происходят ли изменения в поведении Базарова?

Предполагаемый ответ. Да, поведение главного героя меняется. При разговоре с Анной Сергеевной Евгений Васильевич смущается, немного робеет, даже краснеет, чему сам очень удивляется.

Преподаватель. Чем объясняются такие перемены в поведении Евгения Базарова?

Предполагаемый ответ. Причиной таких изменений было «чувство, внушенное Базарову Одинцовой, чувство, которое его мучило и бесило…».

Преподаватель. Как сам герой воспринимал эти перемены в себе?

Предполагаемый ответ. Это его очень злило и бесило. Мы можем найти в тексте следующие подтверждения его перемен, а также его отношения к ним. «Новизна», «кровь его загоралась», «что-то другое в него вселилось, чего он не допускал», «сознавал романтика в самом себе», «ходил.., браня и её и себя», «топал ногою», «скрежетал зубами», «грозил себе кулаком».

Преподаватель. Действительно, Базаров, считавший любовь белибердой и чепухой, вдруг полюбил сам. Но он не хочет признавать в себе этого чувства, так как это противоречит его внутренним убеждениям. Именно поэтому он злится, бешено шагает по лесу, ломая ветки, и грозит себе кулаком.

Обозначим концепты, характеризующие отношения Базаров – Одинцова.

Предполагаемые ответы. Мучение, бешенство, страсть, ярость, сдержанность, напряженность, злость.

Преподаватель. Базаров пытается побороть в себе эти чувства, заглушить. Чем становится для него любовь к Одинцовой? Назовите концепт, характеризующий чувства, неожиданно вспыхнувшие в сердце героя.

Предполагаемый ответ. Это любовь – испытание. (рис. 4).

Рис. 4. Концептная карта «Отношения Базарова и Одинцовой»

Преподаватель. Кульминацией в отношениях Базарова и Одинцовой является сцена объяснения в любви. Предлагаю вашему вниманию просмотр фрагмента художественного фильма «Отцы и дети», снятого в 1983 году режиссером В. Никифоровым. При просмотре обратите внимание на то, какими средствами выразительности и художественными приемами режиссеру удается передать внутреннее состояние героев, так ярко переданное И.С. Тургеневым в своем романе.

Обучающиеся смотрят фрагмент художественного фильма.

Преподаватель. Удалось ли актерам передать то напряжение, которое испытывали герои романа?

Предполагаемый ответ. Да, актеры своей интонацией пытались передать накал страсти, напряжение и, вместе с тем, некую злобу, бессилие перед накалом чувств. Очень хорошо подобрана музыка, её звучание усиливает напряжение и состояние бессилия перед эмоциями.

Преподаватель. Обратите внимание, какие два предмета – две детали – присутствуют в сцене признания? На их фоне мы видим фигуру Одинцовой? Почему и режиссер, и сам автор рисуют нам эти детали?

Предполагаемый ответ. Мы видим Одинцову то на фоне окна, то на фоне зеркала. Автор романа вводит такие детали не случайно. Окно символизирует свободу, открытость чувств. Зеркало – это взгляд в себя, самолюбование, в какой-то степени эгоизм. Одинцова мечется между зеркалом и окном. Что же она выбирает?

Для этого предлагаю прочесть внутренний монолог Анны Сергеевны после объяснения с Базаровым (окончание главы XVIII).

Обучающиеся читают от слов «Она до обеда не показывалась» до слов «спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Преподаватель. Что же выбирает Анна Сергеевна?

Предполагаемый ответ. Она выбирает зеркало, т е. «себя», свое спокойствие и комфорт. Базаров после объяснения спешно покидает Анну Сергеевну.

Преподаватель. Можем ли мы сказать, что Базаров все-таки изменился? Где мы это видим?

Предполагаемый ответ. В сцене последнего свидания Базарова и Одинцовой.

Преподаватель предлагает обучающимся прочесть по ролям сцену последнего свидания Базарова и Одинцовой. Обучающиеся читают отрывок из главы XXVII (от слов «Ну, спасибо…», до слов «Анна Сергеевна тихо вышла»).

Преподаватель. Какие изменения, произошедшие в Базарове, мы видим?

Предполагаемый ответ. Евгений Васильевич говорит, как романтик («Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»), он даже говорит некие комплименты Анне Сергеевне («Какая молодая, чистая и свежая»). Он уже открыто, не сопротивляясь говорит Одинцовой о своей любви. Мы видим, что любовь к Анне Сергеевне изменила, преобразила Базарова, вывела на поверхность все то, что так тщетно пытался скрыть от всех и самого себя в том числе Евгений Базаров.

4. Включение нового знания в систему имеющихся знаний

Преподаватель. Давайте обратимся к построенной нами концептной карте. Посмотрите: перед нами четыре вида отношений между мужчиной и женщиной. Предлагаю сравнить концепты, характеризующие любовь «отцов» и «детей». Какие выводы можно сделать? Чьи концепты наиболее схожи?

Предполагаемый ответ. Два главных оппонента в романе Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров, оказывается любят одинаково. Их любовные истории похожи и во многом перекликаются.

Кирсанов встречает княгиню Р. на балу, Базаров также впервые видит Анну Сергеевну на балу. Каждого из них очень быстро поглотили чувства. Для каждого из них любовь стала мукой, терзанием, болезнью, наваждением. Наблюдаются даже некие переклички в отношениях между героями: Павла Петровича притягивает загадочный взгляд княгини, Базаров же, отрицая магию любви, после общения с Одинцовой задумается: «Может, и вправду, в ней есть какая-то загадка?»

Княгиня вернула Павлу Петровичу кольцо с перечеркнутым сфинксом, Одинцова, разговаривая с Базаровым, часто держит руки скрещенными на груди.

Любовь становится мукой и для Павла Петровича, и для Базарова. Старший Кирсанов со временем «ещё мучительнее привязался к княгине», любовь «мучила и бесила» Базарова.

Преподаватель. Одинаково ли выдержали испытание любовью Павел Петрович и Евгений Базаров?

Предполагаемый ответ. Нет. Кирсанов сдался, потерял вкус к жизни, превратился в живого мертвеца. Базаров переносит отказ любимой достойно (зная, что Одинцова не любит его, отказывается от протянутой к нему руке Анны Сергеевны со словами: «Нет!…Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал»).

5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

Вот и подошел к концу наш урок. Мы сегодня говорили о теме любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», о том, как это прекрасное чувство, по мысли Тургенева, меняет человека, обнажает его истинные чувства, показывает человека таким, каков он есть на самом деле.

Давайте еще раз отметим изменения, которые произошли с героями романа вследствие воздействия на них любви.

(Обучающиеся еще раз тезисно обозначают изменения, произошедшие в поведении героев, в их мироощущении).

Преподаватель. Давайте посмотрим, кто же счастлив в романе, кому любовь принесла уверенность, спокойствие, счастье и явилась основой создания семьи?

Предполагаемый ответ. Николаю Кирсанову и его сыну Аркадию. Они счастливо живут в семьях, растят детей. По мнению И.С. Тургенева, счастлив лишь тот, кто сам умеет любить и прощать, кто проявляет человеческие качества поверх поколенческого конфликта, кто верен общечеловеческим ценностям. Такими героями в романе являются Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий Николаевич.

Преподаватель. До сих пор в литературоведческих кругах ведутся споры о том, как прошел, выдержал испытание любовью Евгений Базаров.

Обратите внимание на экран. Перед вами два высказывания, касающиеся одного и того же вопроса. Прочтите их.

(На экране появляется слайд, на котором выведены слова литературоведа С.М. Петрова и высказывание известного исследователя творчества И.С. Тургенева П.Г. Пустовойта (рис. 5). Обучающиеся зачитывают их).

Рис. 5. Слайд с изображением высказываний известных литературоведов об отношении И.С. Тургенева к своему герою.

Преподаватель. С каким из этих высказываний вы согласны? Перепишите его себе в тетрадь. У вас на столах листы бумаги с данными цитатами. Уходя с урока, подложите мне на стол их, оставив предварительно отметку напротив того высказывания, которое вы считаете справедливым.

Преподаватель оценивает работу студентов на уроке, выставляет отметки.

6. Инструктирование о выполнении домашнего задания

Преподаватель. На следующем уроке мы продолжим разговор о романе «Отцы и дети», а именно о его главном герое Евгении Васильевиче Базарове. Перечитайте, пожалуйста, дома последние главы романа, связанные с болезнью Базарова и его уходом из жизни. Д.И. Писарев писал: «Умереть так, как умер Базаров, — все равно, что сделать великий подвиг». Подумайте, согласны ли вы с его высказыванием? Составьте устный ответ на данный вопрос, обосновывая при этом свое мнение.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство — движущая сила и опора. Тема любви в романе «Отцы и дети» Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Все персонажи

  • Семья Базаровых
    Евгений Васильевич Базаров — студент-нигилист из разночинцев, отрицающий практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки. (Цитаты)
  • Василий Иванович Базаров — отец Евгения, бывший полковой лекарь. Небогат. Управляет имением жены. (Цитаты)
  • Арина Власьевна Базарова — мать Евгения, простая, добрая, суеверная женщина, дворянка.
  • Семья Кирсановых
      Аркадий Николаевич Кирсанов — друг Евгения Базарова. Выпускник Санкт-Петербургского университета. (Цитаты)
  • Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, добрый и сердечный помещик средней руки. (Цитаты)
  • Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия. Отставной офицер, аристократ. (Цитаты)
  • Петр (Пиотр) Кирсанов — покойный дедушка Аркадия. Генерал-майор. В его дивизии служил отец Евгения Базарова.
  • Агафоклея Кузьминишна (в девичестве — Колязина) — покойная бабушка Аркадия. Жена генерала Петра Кирсанова.
  • Мария Кирсанова — мать Аркадия. Умерла за 13 лет до начала повествования. Павел Петрович назвал в ее честь свое имение — Марьино.
  • Митя — шестимесячный сын Николая Кирсанова и Фенички.
  • Семья Локтевых (Одинцовых)
      Анна Сергеевна Одинцова (в девичестве — Локтева) — молодая богатая вдова-помещица. Первая и последняя, безответная любовь Евгения Базарова. (Цитаты)
  • Катя Локтева — младшая сестра Одинцовой.
  • Сергей Николаевич Локтев — отец Анны и Кати. Известный красавец, аферист и игрок. Умер за 8 лет до начала событий романа, оставив своим дочерям крошечное состояние.
  • Княжна Авдотья Степановна — тетка Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
  • Фенечка (Федосья Николаевна) — любовница Николая Петровича из «низов», мать его внебрачного сына Мити, впоследствии его жена. (Цитаты)
  • Арина Савишна — покойная мать Фенечки. Экономка Николая Кирсанова.
  • Княгиня Нелли Р. — покойная возлюбленная Павла Петровича.
  • Виктор Ситников — молодой человек, подражающий Базарову, крикливый и шумный.
  • Евдоксия Кукшина — «настоящая эмансипе». Неаккуратная и неприятная женщина, воображающая себя передовой.
  • Порфирий Платоныч — сосед Одинцовой, который часто приезжал к ней поиграть в карты. Любитель рассказывать анекдоты.
  • Петр — слуга в доме Кирсановых.
  • Прокофьич — слуга в доме Кирсановых.
  • Дуняша — служанка при Фенечке.
  • Тимофеич — приказчик (помощник) Василия Ивановича Базарова. Потертый и проворный старичок.
  • Федька — слуга в доме Базаровых.
  • Матвей Ильич Колязин — чиновник в городе. Дальний родственник Аркадия Кирсанова по материнской линии. Прогрессист из «молодых», то есть ему недавно минуло сорок лет, но он уже метил в государственные люди. «Будучи уже тузом, не походил на большую часть тузов».
  • Илья Колязин — важный чиновник в Петербурге, под присмотром которого росли братья Петр и Павел Кирсановы. Двоюродный брат Агафоклеи Кузьминишны Кирсановой.
  • Бурдалу — прозвище местного губернатора, «прогрессиста и деспота». Прозван так с намекам на «бурду» — мутное безвкусное жидкое кушанье.
  • Взаимоотношения Аркадия и Кати

    Тема любви в романе «Отцы и дети» представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

    🗹

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: