История создания комедии «Ревизор» — замысел и премьера произведения

Великий русский классик, драматург, публицист, поэт и критик Николай Васильевич Гоголь (урождённый Яновский) за свою жизнь написал немало произведений. Многие из них входят в обязательную школьную программу, а также стали основой великолепных спектаклей, фильмов, постановок. Одно из самых ярких произведений Гоголя – комедия в 5 актах «Ревизор». История создания «Ревизора» интересна и необычна. Предлагаем читателю ознакомиться с рождением нетленной классики и окунуться в мир гениального писателя Николая Васильевича Гоголя.

Немного биографии

Великий классик русской литературы родился 20 марта 1809 года в Сорочинцах (Полтавский уезд). Отец Николая Васильевича, Василий Афанасьевич, был госслужащим и совмещал свою деятельность с драматургией и писательством. Любимым его занятием было написание сценариев для домашних спектаклей. Именно отец привил юному Николаю любовь к литературе, и отчасти история создания «Ревизора» и других гениальных произведений Гоголя началась именно тогда, когда Николай был ребёнком.

Мать Николая Васильевича Гоголя, Мария Ивановна, была вдвое младше своего супруга. Пара обвенчалась, когда невесте было всего 14 лет. Она была очень привлекательной дамой, верившей в мистику и оккультные науки.

Всего в семье было 12 детей, шестеро из них умерли либо при рождении, либо в младенчестве. Первые двое сыновей были мертворожденные, Гоголь же был третьим, выстраданным и желанным ребёнком — первым, кто родился здоровым…

Издания

Всего Гоголем было написано два неокончательных варианта комедии, две редакции — первая и вторая. При жизни Н. В. Гоголя было напечатано три издания «Ревизора»:

  1. Первое издание. «Ревизор». Комедия в пяти действиях, соч. Н. В. Гоголя. СПб., 1836.
  2. Второе, исправленное, с приложениями. «Ревизор», комедия в пяти действиях, соч. Н. Гоголя. СПб.,1841.
  3. Третье издание. Соч. Николая Гоголя, т. IV. СПб., 1842, стр. 1- 216, «Ревизор» и приложения.

В 1855 году, спустя год после смерти Гоголя, вышло четвертое издание «Ревизора» включающее исправленные самим драматургом в 1851 году корректуры.

Знаменательная встреча

История создания комедии «Ревизор» берёт своё начало в 1834 году. Гоголь был уверен, что комедийный жанр – это будущее русской литературы. Обсудить это он решает с Александром Сергеевичем Пушкиным, и тот, в свою очередь, рассказывает ему историю-анекдот о лже-ревизоре, который прибыл в город Устюжна и лихо обобрал всех его жителей. История создания комедии «Ревизор» Гоголя не существовала бы, если бы не та знаменательная встреча.

Рассказ Пушкина о ловком мошеннике необычайно поразил Николая Васильевича, и он задумал написать об этом произведение, которое вылилось в остросюжетную комедию на 5 актов. К слову, тема пьесы в то время была необычайно актуальной – то и дело проскальзывали известия о том, что в разных уголках России удалые и предприимчивые господины, прикинувшись ревизорами, обкрадывали народ до нитки. К слову, история создания «Ревизора» Гоголя находит своё отражение и в наши дни. Достаточно провести параллели.

История создания комедии «Ревизор» и краткие выводы

Комедия Гоголя «Ревизор» высмеивает пороки общества того времени, в котором была написана — начало-середина XIX века. Пьесу потому и ставить долгое время отказывались. Лучше чем сказал сам автор о ней не скажешь: «я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Комедия с первых дней на сцене расположила к себя зрителя. Многие реплики разлетелись по России крылатыми фразами и встречаются в русской речи по сей день:

  • «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!»
  • «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»

Муки творчества и удачный финал

Во время сочинения комедии Гоголь переживал все грани мук творчества: история создания «Ревизора», описанная учёными-литераторами, утверждает, что писатель даже хотел бросить своё произведение неоконченным. О своих терзаниях Николай Васильевич часто писал Пушкину, но тот настойчиво убеждал его закончить пьесу. Гоголь внял советам Александра Сергеевича, и уже в 1034 году в доме у Василия Жуковского он читал своё творение перед Пушкиным, Вяземским, Тургеневым и другими литераторами. Пьеса вызвала необыкновенный восторг у слушателей и впоследствии была поставлена на сцене. Именно так сложилась история создания комедии «Ревизор», кратко сюжет которой мы опишем в этой статье.

Сюжет, подсказанный Александром Сергеевичем

Тема, которую Пушкин предложил Гоголю в качестве основного комедийного сюжета, в реальности произошла с издателем журнала «Отечественные записки». Тогда Свиньин находился в Бессарабии. Существует 2 версии того, какой же пушкинский рассказ был взят за основу:

  1. Повествование о П. П. Свиньине, которого в одном из уездных городов местные чиновники приняли за правительственного проверяющего.
  2. Рассказ писателя о своей жизненной ситуации, когда Александра Сергеевича приняли за ревизора по приезде в Нижний Новгород. Тогда он приехал, чтобы собрать достаточно материала о бунте под предводительством Пугачева.

Полученной информации было достаточно Гоголю для воплощения замысла, вынашиваемого годами. Анекдотичные ситуации (по отдельности либо в комплексе) стали основой сюжетной линии.

В пьесе участвовали…

Действующих лиц в произведении немало. Мы расскажем о каждом из них.

  • Сквозник-Дмухановский Антон Антонович. Городничий главного уездного города N, который уверенно закрепил своё положение в обществе и чувствует себя едва ли не хозяином жизни. Он знает все грешки местных чиновников и манипулирует этими знаниями себе на выгоду. Помимо этого, он позволяет себе различные вольности – например, бесплатно берёт любой товар на рынке, а также обкладывает купцов высокими налогами и обязует нести ему на именины угощения. Одним словом, чувствует себя весьма вольготно. К слову, история создания «Ревизора» Гоголя утверждает, что образ городничего – это тонкий намёк на образ государственной власти России.
  • Анна Андреевна – жена Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского.
  • Марья Антоновна– дочь городничего, смекалистая и острая на язычок юная барышня.
  • Мишка – слуга Сквозник-Дмухановского.
  • Хлопов Лука Лукич– смотритель учебных заведений.
  • Ляпкин-Тяпкин Аммос Фёдорович– местный судья.
  • Земляника Артемий Филиппович – попечитель богоугодных заведений.
  • Шпекин Иван Кузьмич – почтмейстер.
  • Бобчинский Пётр Иванович и Добчинский Пётр Иванович – зажиточные помещики.
  • Хлестков Иван Александрович – петербуржский чиновник.
  • Осип – слуга Хлестакова.
  • Гибнер Христиан Иванович – местечковый лекарь.
  • Коробкин Степан Иванович, Растаковский Иван Лазаревич и Люлюков Фёдор Иванович – чиновники в отставке, почётные персоны города.
  • Уховёртов Степан Ильич – пристав.
  • Держиморда, Пуговицын и Свистунов – представители полиции.
  • Абдулин – местный купец.
  • Пошлепкина Февронья Петровна – слесарша.
  • Трактирный слуга, просители, мещане, купцы и гости города N.

История создания пьесы «Ревизор» длилась несколько лет и вылилась в целых пять актов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Акт первый

Хлестаков Иван Иванович со своим верным слугой Осипом направляется из Петербурга в Саратов и, проезжая мимо уездного городка N, решает передохнуть от дороги и перекинуться в карты. В результате несчастный проигрывает и остаётся без копейки в кармане.

Тем временем руководство города, погрязшее по самые уши в воровстве казны и взятках, в ужасе ожидает прибытия строгого ревизора. О приезде важной персоны узнал городничий Сквозник-Дмухановский из полученного письма. Антон Антонович устраивает в своём доме собрание чиновников, зачитывает письмо и раздаёт им указания. Городские богачи Добчинский и Бобчинский, волей случая узнав о новом постояльце гостиницы Хлестакове, приходят к выводу, что он и есть тот самый ревизор. В панике помещики докладывают о нём Антону Антоновичу. Начинается форменный переполох. Все те, у кого «рыльце в пушку», начинают лихорадочно прикрывать свои делишки, сам же городничий после долгих раздумий решает встретиться с ревизором лично.

К слову, ужас чиновников легко понять – история создания комедии «Ревизор» Гоголя говорит о том, что во времена написания этого произведения все очень боялись ревизоров. Этот страх был неискореним, и тем не менее власть имущие и чиновники продолжали грешить и красть, тем самым находясь буквально на лезвии бритвы. Неудивительно, что персонажи Гоголя запаниковали – никто не хотел понести наказание.

Акт второй

В то же время оголодавший и проигравшийся в пух и прах Хлестаков, обосновавшийся в эконом-номере самой дешёвой гостиницы, думает о том, как и где разжиться едой. Ему удалось умолить трактирного слугу подать ему супа и жаркого, и, съев всё без остатка, он довольно нелестно высказывается о количестве и качестве поданных блюд. Внезапно для Хлестакова в его номере появляется внушительная фигура городничего. Сквозник-Дмухановский уверен, что Иван Александрович – тот самый страшный ревизор. А Хлестаков в панике думает, что Антон Антонович явился по его душу за неуплату по наводке хозяина гостиницы.

Городничий тем временем ведёт себя весьма странно: робеет перед Хлестаковым и заискивающе даёт тому взятку. Иван Александрович не осознаёт, что его приняли за проверяющего, и приходит к выводу, что городничий – хороший человек с добрым сердцем, который одалживает ему деньги в долг. А Антон Антонович рад до небес из-за того, что ему удалось всучить незваному гостю взятку. Городничий решает сыграть роль наивного дурачка, чтобы узнать о планах ревизора. Однако Хлестаков, не ведая сути вещей, ведёт себя просто и непосредственно, окончательно запутывая городничего.

Антон Антонович приходит к выводу, что Хлестаков – хитрый и умный тип, с которым нужно держать «ушки на макушке». Чтобы разговорить Ивана Александровича, он приглашает его посетить богоугодные заведения в надежде на то, что алкоголь развяжет ревизору язык.

История создания комедии «Ревизор» переносит нас в обычный городок тех времён. В этом произведении Гоголь раскрывает нам все тонкости жизни города. Помимо этого, писатель обрисовывает архитектуру, нравы жителей. Согласитесь, спустя столько лет ничего не изменилось – разве что городничий теперь зовётся мэром, трактир – отелем, а богоугодное заведение – рестораном… История создания «Ревизора» началась давно, но тема пьесы актуальна доныне.

Премьера

Сценическая судьба пьесы сложилась не сразу. Добиться разрешения на постановку удалось лишь после того, как Жуковский сумел убедить лично императора, что «в комедии нет ничего неблагонадёжного, что это только весёлая насмешка над плохими провинциальными чиновниками»
.

Премьера комедии «Ревизор» состоялась 19 апреля [1 мая] 1836 года в Александринском театре (Петербург). В зале присутствовал сам Николай I. Говорят, что, после премьеры «Ревизора» император заявил:

«Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!». — Николай I, после премьеры «Ревизора»

Императору постановка очень понравилась, что, вероятно, благотворно сказалось на цензурной судьбе произведения. Хотя комедия поначалу была запрещена, но после апелляции получила высочайшее дозволение к постановке на российской сцене.

Государь император с наследником внезапно изволил присутствовать и был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души. Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество. — Из дневника А. И. Храповицкого (инспектора репертуара русской драматической труппы)

Сам же Гоголь был разочарован петербургской постановкой комедии и отказался принимать участие в подготовке московской премьеры. Особенно автор был недоволен игрой Николая Осиповича Дюром — исполнителем роли Хлестакова (псевдо-ревизора). После премьеры в Петербурге Гоголь писал:

«Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде… целой шеренги водевильных шалунов…» — Н.В. Гоголь

25 мая 1836 года состоялась московская премьера «Ревизора». Представление должно было состояться в Большом театре, но под предлогом ремонта спектакль дали на следующий день в Малом, где «лож вполовину менее, и публики также»

. Таким образом в зале оказалась преимущественно
«публика высшего тона»
, которую спектакль
«не занял, не тронул, только рассмешил слегка»
. Гоголь на московскую премьеру не явился.

Несмотря на отсутствие автора и полное равнодушие дирекции театра к премьерной постановке, спектакль прошёл с огромным успехом.

Гоголь писал М. С. Щепкину после обеих премьер комедии:

«Действие, произведённое ею [пьесой «Ревизор»], было большое и шумное. Всё против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший признак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия». — Собр. соч., т. 6, 1950, стр. 232.

Акт третий

После попойки изрядно захмелевший лже-ревизор попадает в дом городничего. Познакомившись с женой и дочерью Антона Антоновича, Хлестаков пытается произвести на них впечатление, рассказывая о том, какой важный чин он занимает в Петербурге. Войдя в раж, Иван Александрович поведал о том, что он пишет оперы под псевдонимом, даёт приёмы и балы с дорогими угощениями, а также сочиняет музыку. Умная Марья Антоновна откровенно смеётся над выдумками гостя и метко уличает его во вранье. Однако Хлестаков даже не краснеет и отправляется на боковую.

Акт четвёртый

Наутро проспавшийся Хлестаков ничего не помнит. Тем временем к нему выстраивается очередь нагрешивших представителей власти, жаждущих дать ему взятку. Иван Александрович принимает деньги, будучи твёрдо уверенным, что берёт их в долг и всё вернёт до копеечки по приезде домой. Наивный Хлестаков понимает, что к чему, только тогда, когда к нему потянулись простые горожане с жалобами на городничего. Он категорически отказывается брать подношения в виде взяток, однако его слуга, Осип, проявляет недюжинную настойчивость и смекалку и забирает всё.

Выпроводив гостей, Хлестаков просит у Сквозник-Дмухановского дать согласие на бракосочетание с его дочерью, Марьей Антоновной. Естественно, городничий с радостью соглашается. В тот же день Хлестаков вместе с Осипом и всем добром покидает городок.

Акт пятый

Антон Антонович и остальные официальные лица города вздохнули с облегчением. Городничий, предвкушая скорое родство с ревизором, представляет себя живущим в Петербурге в чине генерала. Он собирает в своём доме гостей, чтобы во всеуслышание объявить о помолвке своей дочери с Хлестаковым. Однако вдруг почтмейстер преподносит городничему неприятный сюрприз – письмо, в котором обнаруживается, что Хлестаков на самом деле – просто мелкий чиновник. Обескураженный Антон Антонович пытается прийти в себя, но его настигает новый удар – в гостинице остановился настоящий ревизор, который вызывает городничего «на ковёр». Финал пьесы – немая сцена…

Вот так выглядит краткая история создания «Ревизора» вкупе с содержанием.

Первые зарубежные постановки

  • Париж — «Порт-Сен-Мартен» (1853), театр «Эвр» (1898), театр «Режан» (1907), Театр Елисейских полей (1925), театр «Ателье» (1948); Лейпцигский театр (1857)
  • Берлин — Придворный театр (1895), «Шиллер-театр» (1902, 1908), Нем. театр (1907, 1950. 1952);
  • Прага — Временный театр (1865), Национальный театр (1937), Реалистический театр (1951)
  • Белград — Королевский театр (1870, 1889), Краковский театр (1870);
  • Вена — «Бургтеатр» (1887, 1894), «Йозефштадттеатр» (1904), Свободный театр (1907), театр «Скала» (1951). «Фолькстеатр» (1957);
  • Брюссель — «Нуво театр» (1897), Королевский театр (1899);
  • Дрезден — Придворный театр (1897), Шведский театр, Гельсингфорс (1903);
  • Лондон — «Стейдж театр» (1906), «Барнс театр» (1926);
  • Варшавская филармония (1907)

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: