- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- История любви Базарова и Одинцовой
Один из представителей нигилизма Евгений Базаров впервые увидел прекрасную Анну Одинцову на бале у Кукушкиной. Анна заинтересовала Евгения тем, что она отличалась от других женщин. Познакомившись, история Анны стала неожиданной для Евгения, ведь она справилась с разорением своего имения и стала успешной особой, при этом трагично потеряла своего мужа после 6 лет совместной жизни. Базаров, после знакомства с Анной, изменился. Он часто проводил время при разговорах с ней о медицине, а она была готова поддержать такой разговор, ведь разбиралась в науках. Они часто гуляли по саду проводя время в месте. Аркадий, как друг Базарова, видя их отношения, начал ревновать им.
Во время тога как Евгений проживал в имении, в его разуме произошли изменения, а именно он стал влюбляться в Анну. Он всё время представлял, как её объятья грёют его. Время шло, а они ни как не могли открыться друг другу. Вскоре Анна узнаёт об отъезде Евгения домой, ведь его родители желали видеть его дома. На этом фоне у них приключился откровенный разговор. При разговоре они делятся друг с другом, чего хотят добиться в своей жизни. Базаров делает попытку объяснится в любви к ней, но в ответ услышал отказ. Анна считала это решение правильным, так как без Евгения ей казалось, будет спокойней. Он сообщает ей что может остаться, но если она полюбит его, но это желание не сбылось и Евгений покинул имение, отправившись домой к родителям. Прощаясь, Одинцова сообщила о надежде дальнейшей встречи с ним. Аркадий был поражён, как их расставание сказалось на душевном состоянии Евгения.
Во время пребывания дома, родители узнали о душевном состоянии Евгения и пытались вести себя сдержанней. Вскоре ему наскучило находится дома и он решил посетить Никольск. Вскоре встретив всех жителей имения она понял что ему там не рады, а Анна также показала недовольство его присутствия. Это безразличие заставило его покинуть имение и отправится к Кирсановым, где он полностью отдался опытам с лягушками.
Находясь в имении Кирсановых, он постоянно думает об Одинцовой. От скуки и отсутствия любви в его жизни он начал практиковать лечение больных на дому. Однажды, делав операцию он подхватил тиф у одного из пациентов. Вскоре у него началась высокая температура и он вызвал Одинцову к себе. При смерти о сообщил ей о тех настоящих чувствах, которые были к ней.
«Отцы и дети» Тургенева
Роман был написан в 60-е годы XIX века и сразу покорил мир своими молодежными идеями. Тогда, как и сейчас, Базаров — пример нового, современного человека. Но, как показал автор, не к такому примеру нужно стремиться. Тем не менее, главный герой пленил сердца многих читателей. Он всегда имел что сказать, его реплики четкие, а диалоги с ним интригуют. Важно то, что в романе Иван Сергеевич показал, как легко может быть уничтожена жизнь из-за неправильной трактовки.
Недаром произведение называется «Отцы и дети». Главный герой пренебрежительно относится не только к старшим по возрасту, но и к своим родителям. В мыслях он уважает многих взрослых, а вот на деле дерзит. «Отцы и дети» Тургенева показали, как различаются идеалы разных поколений и как деградирует с каждым годом молодежь.
Внешность и характер
Одинцова красива, выглядит даже младше своего возраста — Тургенев подчёркивает девическое выражение её чистого и свежего лица. Волосы она гладко зачёсывала за уши и открывала высокий лоб.
Движения Одинцовой плавны и естественны.
Она умная женщина (по словам Базарова, «баба с мозгом»), умела скрывать свои чувства, её лицо было приветливым, но невозмутимым. Анна Сергеевна умела с участием выслушать человека, но сама говорила мало. Некоторую её холодность Базаров охарактеризовал словом «замороженная».
Многие считали Одинцову прелестной женщиной, особенно восхищался ею Аркадий. Сестра Катя говорила, что Анна очень горда и более всего дорожит своей независимостью. К природе Одинцова, в отличие от Кати, была равнодушна, но любила роскошь и комфорт, неспешную жизнь, порядок и чистоту.
К светской жизни Анна Сергеевна также была равнодушна и избегала поездок в город. Ей всего 28 лет, но она признаётся, что уже устала от жизни и чувствует себя несчастной. У неё нет охоты жить. Возможно, усталость от жизни появилась оттого, что она никогда никого не любила. Когда в неё влюбились молодые приятели Аркадий и Евгений, она не ответила взаимностью ни одному из них: Аркадий был слишком молод для неё, а Базаров слишком сложен. Некоторые чувства к нему у неё всё-таки возникли, но она выбрала спокойствие. Базаров понимал, что госпожа Одинцова хочет полюбить кого-то, но в силу характера не способна на это, и в этом её несчастье.
Сам же Базаров, отрицавший любовь и заменявший её физиологией, сразу же, при первой встрече с Одинцовой, испытал к ней некое чувство, которое его самого сконфузило. Он рассердился на себя, подумав: «Вот тебе раз! бабы испугался!» и начал говорить преувеличенно развязно.
Именно с этого момента начинается внутренний конфликт Базарова и его постепенный отход от принципов нигилизма.
Рождение чувств
Но встреча Базарова с Одинцовой расставляет новые приоритеты. Молодая, красивая и богатая вдова Анна сразу захватывает Евгения. Чувства, как ему кажется, взаимны, но женщина решает сохранять спокойствие и не развивать любовь. Герой, плененный своими правилами, решает также оставаться верным принципам. Он убегает от любви к родителям. Но высокие чувства победили жизненные стереотипы. Любовь Базарова к Одинцовой заставляет его вернуться в дом Аркадия.
От грусти герой соблазняет чужую женщину, за что его вызывают на дуэль. С течением обстоятельств счастливы все, кроме Евгения. Анна не отвечает на чувства, и читатели теряют надежду на то, что сложится пара Базаров и Одинцова. Взаимоотношения не налаживаются, поэтому герой окончательно прощается с любимой и другом, сжигает мосты и возвращается домой.
Базаров и нигилизм
Нигилизм Базарова предусматривал то, что он не верил в любовь со всеми ее проявлениями. Поэтому он долгое время пытается скрыть свои чувства к Одинцовой. Фактически он обманывать самого себя. Евгений долгое время сопротивляется тому, что в него «вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».
Противоречивый характер поступков и истинных желаний автор романа передал отчетливо: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».
Несмотря на то что Евгений Базаров пытался скрыть от себя собственные чувства, он понимал, что «отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил».
То, что Базаров влюбился в Одинцову, тем самым признавая существование любви, говорит о несостоятельности теории Базарова-нигилиста. Автор специально испытывает главного героя любовью, чтобы показать читателю то, что его теория никак не совпадала с реальной жизнью.
Окончание истории, что так и не началась
Дома Базаров тонет в работе на несколько дней. Но грусть и чувство догоняют его и понемногу становятся сутью жизни. Из-за невнимательности он заражается от покойного тифом и осознает свою близкую смерть, поэтому решает попросить любимую приехать и попрощаться с ним.
В предсмертной беседе герой признает, что отношение Базарова и Одинцовой не сложились в большей степени из-за его характера. Он осознает, что его жизненные кредо мешали строить отношения, но сожаления по этому поводу молодой человек выражает мало. Покидая этот мир, главный герой не удовлетворен тем, на что потратил свою жизнь. Но дай ему судьба еще один шанс переписать свою историю по-новому, он, видимо, не изменил бы ни единого взгляда. Отношения Базарова и Одинцовой были обречены с самого начала. После этого печального события в романе играют несколько свадеб. Но чувства как будто постановочные. Анна Сергеевна снова выходит замуж по расчету.
В итоге, на могилу Базарова приходят только старые и страдающие родители, которых он так не уважал при жизни.
История любви Базарова и Одинцовой
Одна из сюжетных линий композиционной структуры произведения связана со взаимоотношениями главного героя романа Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой, умной, молодой, вдовствующей женщиной.
Раскрытие любовной фабулы в произведении представляется в целях изображения многогранного и полного образа основных персонажей, поскольку в неразделимом единстве личного и общественного состоит основа тургеневских романов.
Любовные отношения героев описываются лишь в одной из этапов повествования в романе для демонстрации яркого движения содержания.
Писатель изображает столкновение двух сильных личностей, совместное общение которых в дальнейшем перерождается в настоящее чувство, ставшее для главного героя, имеющего определенную позицию в отношении привязанности к женщине, невероятным потрясением.
Будучи героем-одиночкой, не признающим проявление человеческих чувств и душевных переживаний, Базаров болезненно ощущает нахлынувшее его чувство и пытается замаскировать его своей развязностью, многословием и вульгарностью. В душе героя просыпаются дремлющие до поры страстные и мощные порывы, открывающие перед ним новые черты мирового существования.
Анна Одинцова является расчетливой натуры, которая испытывает к Базарову неподдельный интерес с желанием познать неизведанное, но не в ее правилах лишать себя покоя и комфорта, распланированного ее жизненной позицией. Любопытство женщины и стремление изведать собственные силы бросают Одинцову навстречу чувствам Базарова, однако, поняв, что интерес к мужчине потерян, Анна начинает испытывать испуг и отказывается от дальнейшего развития любовных отношений. Для Анны Одинцовой появление в ее жизни Базарова – явление временное, непостоянное, поскольку в ее душе царская холодность и равнодушие.
Имея разное отношение к любовным чувствам, данные отношения не имеют перспективы, именно поэтому герои расстаются. При этом для Базарова привязанность к женщине становится неким рубежом, благодаря которой в мужчине открываются новые эмоциональные качества в виде глубокого, значительного и мощного переживания, заставляющего Базарова самосгораться и становиться сильнее.
Писатель демонстрирует на примере образа Базарова человека, способного на настоящую, большую, проникновенную, страстную любовь, несмотря на его общественно-политические нигилистические взгляды.
Евгений Базаров: роль, которую он пронес через всю жизнь
Один из главных героев романа Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Читая произведение, возникает двоякое впечатление от персонажа. Причем двойственное восприятие этой личности преследует сразу после знакомства. С одной стороны, мы видим его холодный, сухой характер, с другой, интуиция постоянно подсказывает, что фигура полностью не раскрыта. Привкус того, что где-то в глубине души Базаров удивит нас своими рыцарскими поступками, остается. Но неоднозначная оценка держит нас в напряжении до конца книги. Позже некоторые разъяснения дают любовь Базарова и Одинцова.
Внешний вид героя полностью соответствует его лицу. Заостренный нос, большие зеленые глаза, широкий плоский лоб на худом лице, что обрамлено бакенбардами, темно-белокурые волосы и улыбка, за которой плохо маскируется светлый ум, самоуверенность и достоинство. Именно таким предстает перед нами персонаж впервые. Его образ манит определенной загадочностью.
И все бы ничего, но в дальнейшем перед нами предстает другой, настоящий Базаров, черты характера которого сначала были незаметны. Он свысока, гордо на всех смотрит, не признает святости брака и любви, не верит в авторитет и считает ниже своего достоинства доказывать свою точку зрения другу или врагу.
Тем не менее, мы можем наблюдать новые вспышки характера сразу после того, как вспыхнул роман Базарова и Одинцовой. Взаимоотношения, что возникли между молодыми людьми, меняют привычный для них мир.
ilovs.ru Мир женщины. Любовь. Отношения. Семья. Мужчины.
Любовь Базарова и Одинцовой.
Роман «Отцы и дети» построен на взаимоотношениях отцов и детей. Но и здесь автор раскрывает разные точки зрения о любви. Как маленькая любовь может превратиться в большую любовь. Как человек независимый, не признающий женщин, эгоист, может оказаться беззащитным перед ней. Этот роман показывает, на что может пойти человек, встретив свою половинку.
На мой взгляд, любовь Базарова к Одинцовой была безответной. Несомненно, Одинцовой было приятно общество Базарова, ей нравилось выслушивать его мнения, спорить с ним. Но она никогда не признавалась ни себе, ни ему, что любит. Может быть, она слишком горда и боится потерять свою независимость, поэтому не признавалась. А может быть, она вовсе и не любила. По моему мнению, она его не отпускала и не приближала к себе. Она боялась потерять его общество, но и ранить его сердце ей тоже не хотелось.
До встречи с Одинцовой, Базаров придерживался отрицательной точки зрения насчёт любви и брака. Он считал, что никакая женщина не достойна, чтобы о ней говорили в мужском обществе, никакая женщина не способна подчинить его себе. Он не понимал любви, не признавал романтики. Ему казалось, что только слабохарактерные люди способны на романтику. Сам себя он считал вольным, с сильным характером. По натуре он был самоуверенным человеком, прямолинейным. Он никогда не робел перед женщинами и считал это ниже своего достоинства.
Когда Базаров встретился с Одинцовой, всё переменилось. Он стал робеть перед женщинами, что явно заметил его друг Аркадий. Сначала, он не признавал своей любви, но ему хотелось общаться с Одинцовой, в нём проснулась романтика (что для него нехарактерно).
Наконец, он поймал себя на мысли, что любит эту девушку, и в какой-то момент он признался ей. Он даже не сдержался, чтобы не обнять её. Но она не ответила ему ни да, ни нет.
Перед смертью Базаров захотел увидеть Анну и она приехала. Но даже, когда он умирал, она не призналась ему в любви.
Я считаю, что Базаров достоин уважения. Он смог переступить через себя, через свои принципы и признаться Одинцовой в любви. В этот момент он оставил свою гордость, независимость перед женщинами и открыл ей свою душу. А Одинцова не смогла. У неё не хватило силы воли это сделать. Мне кажется, что эти герои очень похожи друг на друга. Оба самостоятельные, гордые, эгоистичные. Но в конце Базаров меняет своё отношение к Одинцовой, а она нет. Если бы она отбросила свою независимость и гордость, то я уверена, что конец этого романа был бы не таким грусным.
Я считаю, что Базаров достоин уважения. Он смог переступить через себя, через свои принципы и признаться Одинцовой в любви. В этот момент он оставил свою гордость, независимость перед женщинами и открыл ей свою душу. А Одинцова не смогла. У неё не хватило силы воли это сделать. Мне кажется, что эти герои очень похожи друг на друга. Оба самостоятельные, гордые, эгоистичные. Но в конце Базаров меняет своё отношение к Одинцовой, а она нет. Если бы она отбросила свою независимость и гордость, то я уверена, что конец этого романа был бы не таким грусным.
Одним из самых важных моментов произведения Тургенева Отцы и дети является Объяснение Базарова с Одинцовой. Именно в этом моменте мы можем понять, что представляет собой Базаров, но еще более важное Одинцова. Здесь можно уловить их намерения и чувства, которые таятся глубоко в сердце.
Итак, Базаров был в гостях у Одинцовой. И однажды утро Анна Сергеевна позвала к себе в комнату своего гостя, чтобы побеседовать, лучше узнать, что творится у него внутри.
Они говорили о счастии. Одинцова утверждала, что никогда не чувствовала себя по-настоящему счастливой. Она заметила, что и Базаров какой-то подавленный. Спросив его о причинах его скудного настроения, она услышала признание любви. Я думаю, Одинцова и раньше догадывалась о чувствах Базарова, но пыталась не замечать этого. Она понимала, что где-то глубоко внутри нее есть такое же чувство к Базарову. Но она отвергает ее, объясняя это тем, что хочет спокойной жизни.
Для Базарова это признание значило очень много. Он произносит эти слова не с интонацией победителя, а наоборот – проигравшего. Ведь это признание поставило крест на его идейных соображениях. Все, во что он верил ранее, рухнуло в один миг.
Итак, в этом отрывке мы узнали героев с другой стороны. Базаров здесь мне действительно понравился, и я смогла выразить сочувствие к этому герою. А Одинцова меня очень разочаровала. Ведь она любила Базарова. Если бы она не испугалась и отдалась воле чувств, все могло закончиться совершенно по-другому.
Обновлено: 2017-07-24
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Ответ оставил Гость
Нигилист Базаров и любовь — вещи несовместимые. Но вдруг в его жизни появляется Одинцова. Уже после бала он понял, «что тут что-то не ладно». А после первых минут более близкого знакомства с Одинцовой он был околдован её красотой и умом. Анна Сергеевна была настолько умна, чтобы Базарову было интересно с ней общаться, и настолько красива, чтобы понравиться ему. Когда одному человеку интересно с другим, когда тот ему нравится, возникает любовь. Это и начало происходить с ним: он стал вдруг многословен, «старался занять свою собеседницу». Когда друзья после этой встречи возвращались домой, Евгений, всё ещё пытаясь выйти из-под власти Одинцовой, уже признаёт её красоту и опережает желание Аркадия поехать в Никольское. Вскоре Базаров понял, что влюбился. И изо всех сил старался искоренить в себе это рыцарское «чувство, которое его мучило и бесило и от которого он отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хоть отдалённо намекнул ему на возможность того, что в нём происходило». Евгений боролся с самим собою: он «высказывал равнодушие ко всему романтическому», но «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Он бранил «вполголоса и её, и себя» за происходившее между ними, но в его голове то и дело возникал образ Одинцовой. Он говорил, что надо было посадить «в жёлтый дом Тоггенберга со всеми миннезингерами и трубадурами», но спустя несколько дней сам принял участие в рыцарском турнире, сразившись на дуэли с Павлом Петровичем. Причиной всем страданиям Базарова был сам нигилист, его вульгарно-материалистический подход к жизни противоречил тому прекрасному чувству, которое возникло вдруг у него в душе. Евгений с бешенством понимал, что человек и лягушка не одно и то же, что, несмотря на анатомию глаза, существует загадочный взгляд, что нашёлся человек сильнее него, и, значит, он не бог, ему-то горшки обжигать и следует. Ночь, проведённая Евгением у Одинцовой, показала его неспособность открыть свою душу и выпустить на волю своё чувство, это, как он сам говорит, не по его части. Действительно, может ли такой материальный человек как Базаров позволить себе такую непростительную роскошь, как любовь, да он лучше будет мучить и терзать себя, но ни за что не позволит себе это. Логической кульминацией отношений между ним и Одинцовой стало всё-таки сделанное им объяснение. Но как он его сделал! Это было не страстное признание истинно любящего человека, который уже жить не может без неё. Это было гневное и безумное обвинение Одинцовой за то, что она своей красотою и умом заставила Базарова полюбить её. В тот момент в душе у него было не лёгкое «трепетание юношеской робости», а «страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». Евгений, прожив всю жизнь нигилистом и издеваясь над влюблённостями Аркадия, настолько изуродовал свою душу, что сам уже не был способен не только на глубокое, сильное, красивое чувство, но и на хоть какую-нибудь любовь, кроме этой злобной страсти. Спустя некоторое время произошла новая встреча Одинцовой и Базарова. «Оба уже не первой молодости», «оба умны». Одинцова заметно постарела и с приездом Аркадия «опять попала в свою колею, свою настоящую роль, роль тётки, наставницы, матери». Базаров «давно опомнился» и хотел доказать себе и Аркадию, что «любовь.. . ведь это чувство напускное». Но, несмотря на его внешнее охлаждение к Одинцовой, его всё равно тянуло к ней, и поэтому Базарову пришлось смириться с ролью отца, н
Отношение писателя к главному герою «Отцов и детей» очень непростое. Там, где Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы», он побеждает. И автор разделяет его позицию. Но вот Базаров оказывается в непривычной для себя ситуации — он влюбляется, то есть вступает в ту утонченную сферу, существование которой всегда отрицал. От его уверенности не остается и следа. Перед читателем совсем иной человек. Случайно ли отрицатель возвышенных чувств оказывается в их плену? С приезда в поместье Одинцовых начинается смятенность Базарова, меняется его внутреннее состояние. Не без усмешки он думает: «какой я смирненький стал», а после пребывания в усадьбе «дней пятнадцать» у него стала появляться небывалая прежде тревога: «он легко раздражался, говорил нехотя». Романтической чертой считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота. Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Любовь к Одинцовой — начало трагического возмездия заносчивому Базарову: любовь раскалывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой — страстно и одухотворенно любящий человек, впервые столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Совсем недавно он заметил по адресу Одинцовой: «Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр». Теперь наступила пора взволнованных раздумий… И как только Одинцова разрешает ему откровенность, он в страстном порыве признается: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно». Базаров захвачен чувством. «Страсть в нем билась, сильная, тяжелая, — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». А Одинцова, под влиянием «уходящей жизни, желания новизны… заставила себя дойти до известной черты» и спокойно отступила. После своего признания Базаров всю ночь «не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней. Сумрачно и резко выдавался его похудевший профиль из-под нахлобученной фуражки».
В исходе объяснения этих людей все показательно: разнородность переживаний, полярность жизненных установок, наконец, главное — значение произошедшего для их судьбы. Одинцова снова уходит в свой уютный мирок, а позже вступает в выгодный брак «по убеждению». Базаров мучительно ощущает потерю, пытается еще раз поговорить с ней, заставляет себя назвать любовь «чувством напускным», но перед смертью прощается с Одинцовой, как если бы прощался с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия. Материал с сайта
Переживания Базарова, их страстность, цельность вызывают наше восхищение. И в любовном конфликте он выглядит личностью. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной. Мы становимся свидетелями еще одной способности Базарова к глубоко критичному самоанализу и переосмыслению прежних убеждений. Все то, что он отвергал: мечтательность, любовь к философии, поэзию — это, оказывается, не праздные занятия аристократов, как думал Базаров, а вечное свойство человеческой природы, культуры. Жизнь оказалась сложнее того, что о ней знают «физиологи». Для Базарова наступает время переоценки ценностей, скажем прямо — нелегкое время. Все тургеневские герои проходят испытание любовью — своего рода проверку на жизнеспособность. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Часто любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой, но в идеале она делает человека сильнее, красивее. После признания Базарова Одинцовой наше отношение к тургеневскому герою меняется к лучшему, но, к сожалению, мы понимаем, что эти люди не могли бы быть вместе.
Почти по-пушкински прощается Базаров с Одинцовой и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Любовь Базарова сделала его ближе и понятнее читателям, но не приблизила Одинцову к нему…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- почему базаров и одинцова не могли быть вместе?
- почему не состоялась любовь базарова и одинцовой
- как меняется базаров в усадьбе у одинцовой
- сочинение могли ли быть вместе базаров и одинцова
- почему одинцова отвергла любовь базарова
Не понравилось сочинение? У нас есть еще 10 похожих сочинений.
Никогда. Обе эти фигуры слишком трагичны, чтобы к ним была применима формула «они жили долго и счастливо и умерли в один день». Вообще, Базарова невозможно представить в роли верного мужа или нежного отца. Сама же Одинцова, видимо, не способна любить, если уж она не смогла полюбить такого во всех смыслах подходящего ей человека, как Евгений Базаров. К тому же это два слишком сильных характера: они не смогут подавить друг друга, а подчиняться не согласятся.
Любовь к Одинцовой настолько сильна, что сумела сломить все хваленые принципы и убеждения Базарова. Он считал себя сильной несгибаемой личностью, а оказался обычным человеком, подвластным обычным чувствам.
Встретив Одинцову, он с самого начала теряется и начинает вести себя неуверенно и неестественно. Стоит только вспомнить, как он, пытаясь скрыть от самого себя смущение, вызванное в нем этой незнакомой, загадочной и красивой женщиной, пытается отделаться от Аркадия циничными фразами. Но он и сам не верит себе, называя Одинцову бабой и расхваливая ее «богатое» тело. На самом деле чувства его куда более возвышенны, чем он сам от себя мог ожидать. Это и злит Базарова. Он, сначала если и рассчитывавший на что-то, то не больше, чем на мелкую интрижку с понравившейся ему женщиной, попал под ее власть. Чем больше Базаров проводит времени с Одинцовой, тем больше влюбляется в нее. Это неудивительно. Только такую женщину, умную, сильную, волевую и мог полюбить самоуверенный человек, подобный Евгению Базарову. Он начинает совершать совершенно не свойственные ему поступки. Например, дипломатически отводит внимание Аркадия от Анны Сергеевны и пытается направить его на Катю. Хотя и без этого Базаров в глазах Одинцовой стоит неизмеримо выше Аркадия Кирсанова; она предпочитает именно его общество, беседы и прогулки именно с ним. Есть только одна преграда на пути к их отношениям. Это сама Анна Сергеевна. Она независима, даже слишком, и она одинока по своей природе. Это слышится даже в звучании ее фамилии.
Для Одинцовой отношения с Базаровым лишь игра. Правда, она наслаждается этой игрой, Базаров ей нравится, он ей интересен. Они удивительно понимают друг друга. Только Одинцова все время играет, а Базаров серьезен. В этом огромная разница между ними. Анна Сергеевна, продолжая игру, вызывает Базарова на объяснение, практически вырывает у него признание в любви. Самое удивительное, что для нее самой его признание оказывается совершенно неожиданным и пугающим. Ее игра внезапно прекратилась, она поняла, что то, что происходит сейчас — серьезно, и шутить с таким страшным в минуты страсти человеком не следует.
С того вечера, как состоялось объяснение, начались невыносимые муки Базарова. До этого хоть маленькая надежда на взаимность жила в его сердце, как у всякого влюбленного. Герой, сам того пе желая, попадает под влияние столь ненавистного ему романтизма.
Писарев в своей статье о Базарове анализирует его отношения с Одинцовой, любовь героя к ней. Он пишет о том, что Базаров никогда не подчинит свою любовь каким-то условиям. Он не с танет сдерживать себя, и если будет любить, то любить всей душой, без всяких компромиссов и уступок со стороны женщины. Конечно, Одинцова могла бы снизойти к нему, пожалеть, но он почувствовал бы в ней фальшь. Такие отношения не были бы ему нужны. Чувства его серьезны, и ему нужен серьезный ответ на них. Но у Одинцовой совсем иной склад характера, совсем другая душа. Она была замужем, но по расчету. В конце романа Чургспев упоминает еще об одном ее замужестве и даже делает предположение, что супруги смогут полюбить друг друга, или, вернее, «доживутся до любви». Но гораздо вероятнее, что Одинцова так никогда и не сумеет испытать это чувство.
После объяснения Базаров еще два раза видится с Одинцовой. Когда он заезжает к ней в имение, они стараются вести себя, как положено взрослым, серьезным, владеющим собой людям. Иными словами, делают вид, что тот их разговор не играл никакой роли. Они и сами верят своим словам. Только ни одному, ни другому не забыть того тягостного момента. Другое дело, что Базаров — личность с железной волей — умеет управлять если не своими чувствами, то своими действиями. Ему не нужны жалость или снисхождение. Если он не может получить в ответ то же, что дает сам, то ему лучше отказаться от всяких попыток сближения и уйти.
Базаров оказывается сломленным этой любовью. В конце романа мы видим его в состоянии крайней подавленности и депрессии. Он то лихорадочно работает, то совсем ничего не делает. Трудно было представить себе такой исход в начале книги. Казалось, Базаров вообще не способен к сентиментальности, к любви или к отчаянию. Он отрицал все, но отрицать любовь и смерть не мог. Это они отрицали его.
Его несчастье в том, что он не мог полюбить женщину иную, чем Одинцова. Ее несчастье в том, что такая женщина, как она, не могла ответить на чувства Базарова. Эти два персонажа по определению должны были быть несчастны. Так и случилось. Им не могло быть хорошо порознь, но и вместе тоже. По большому счету, смерть Базарова — лучший выход для него. Что касается Одинцовой, то она на всю жизнь так и осталась одинокой среди окружающих. Слишком чужда она была действительности.
Анна Одинцова — вызов, наказание и награда для Базарова
В пространстве, в котором живет главный герой, не было места для любви, пока он не встретил Анну Сергеевну. Холодная, расчетливая вдова — Базаров в женском образе.
Аристократка, которую полюбил Евгений, горда и умна. Умерший старый муж оставил ей большое материальное состояние. Это позволяет ей жить независимо и делать то, что вздумается.
Еще двух таких похожих и разных людей в мировой литературе не найти. История любви Базарова и Одинцовой — рецензия на книгу «Как не нужно жить». Молодая женщина, привлекательная, не имеет цели в жизни. Она существует между временем, не различая дня и ночи.
Едва заметная улыбка и осиная талия — Одинцова, как и Базаров, умела себя эффектно подать. Но в отличие от главного героя, женщина действительно не умеет любить. Или сердце ее окаменело еще в детстве? А возможно, причиной стали новые течения в обществе? Важно только то, что Базаров не сразу признался в своих чувствах, а любовь у Анны так и не возникла.
О том, что бессердечная женщина была равнодушной, говорит и ее отношение к молодому человеку. Он для нее — забава. Безразличие к его смерти пугает читателей. Для Одинцовой (даже сама фамилия говорит о многом) были далеки такие чувства, как горе и радость. Роман заканчивается ее браком с новой выгодной партией.
Рассуждение 2
В своих произведениях И.С. Тургенев воспевает любовь как силу, противостоящую главным врагам человечества — эгоизму и равнодушию. Своих героев автор “испытывает любовью», в результате чего они либо осознают ложность своих убеждений, либо обрекают себя на одиночество. Персонажи романа “Отцы и дети” не стали исключением.
Евгений Базаров, ключевая фигура произведения, из «новых людей», для которых на первом месте в жизни стоит наука. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — заявляет будущий врач. Евгений подавляет окружающих обширными знаниями, логикой и уверенностью в себе. Открыто говорит об убеждениях; основной целью нигилистов считает «место расчистить»: сломать всё старое, а уж строить — не их дело. «Великий охотник до женщин» видит в женщинах лишь внешнюю красоту. Для него любовь — «вздор» и физиология. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе», — говорит Евгений.
Таким человеком оказывается красавица Одинцова. «Баба с мозгом» многое испытала в жизни, образована, интересуется наукой, читает хорошие книги. Неожиданно для себя Базаров нашел в ней интересную собеседницу, способную без высокомерия и кокетства поддержать разговор на разные темы от устройства государства российского до проблем психологии. Доброта, такт, забота о сестре раскрывают душевные качества Одинцовой.
Базаров с горечью понимает, что влюблен и то, что раньше считал «белибердой», теперь есть неотъемлемая часть его самого. После душевных колебаний, Базаров отказывается от прежних нигилистических убеждений и признается Одинцовой в любви.
Однако «дама сердца» на объяснение героя отвечает отказом. Анна никогда раньше не испытывала глубоких чувств, ее первый брак был по расчету, она едва выносила супруга. Поэтому ей сложно разобраться в чувствах к Базарову. Евгений «занимал её, она много о нём думала», но не готова лишиться покоя и независимости. Фиктивный брак без мешающих жизни чувств кажется ей намного комфортнее страстных и бурных эмоций.
Как несентиментальный и волевой человек, Базаров мужественно принимает отказ и находит три «лекарства от любви». Во-первых, призывает на помощь ум и гордость. «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (…) Мужчине некогда заниматься такими пустяками», — рассуждает Базаров. Во-вторых, уезжает к родителям и возвращается к медицинской практике. В-третьих, заводит лёгкую интрижку с хорошенькой женщиной.
Только победить глубокое искреннее чувство не так просто. Одной решимости и силы воли недостаточно. Спустя месяц после объяснения с Анной Базаров заразился трупным ядом. Но у местного врача не оказалось адского камня, а сам Базаров, зная, что есть другое спасительное средство, не воспользовался им. Возможно, осознавая, что добиваться взаимности ему не позволит гордость, а жить с безответным чувством нет сил, Евгений предпочёл скоропостижную смерть.
Анна успевает проститься с умирающим Базаровым. И даже в этот момент она не может разобраться в своих чувствах. Сильные эмоции пугают ее. После смерти Евгения Одинцова выходит замуж по расчету, по «убеждению». Словно доказывая самой себе, что в отношениях с Базаровым поступила правильно.
Историей Базарова и Одинцовой Тургенев опровергает убеждения нигилизма. Отрицая любовь, чувства, человек сам себя обкрадывает.
Именно любовная линия вывела роман “Отцы и дети” за пределы конфликта поколений и сделала его актуальным и в наши дни.
Другие темы: <- Герасим из рассказа Муму? ТургеневИспытание любовью в романе Отцы и дети ->
`
В мире литературы
Есть клише, по которым пишут главных героев. И именно такие герои впоследствии становятся самыми популярными. Под эту линейку были созданы и герои Тургенева. Это бездушные молодые парни и девушки, которые не мечтают о любви.
Были мужчины и более холодные, замкнутые, чем Евгений. Многие влюбленные мировой литературы отличались друг от друга: Дарси и Лиззи Беннет, Рочестер и Джейн Эйр, Ретт Батлер и Скарлетт, среди них и герои Тургенева — Базаров и Одинцова. Взаимоотношения последних были обречены на провал. Стены, что они соорудили, было невозможно разрушить даже с помощью любви.
Критика на выбор главного героя
Отношение Базарова и Одинцовой к жизни критики восприняли неоднозначно. С одной стороны, молодые люди остаются верны себе, а за ними стоят новые грандиозные теории. Базаров — представитель нового общества, независимого, свободного от искусственно насажденных авторитетов. Он и его сторонники растят идеи, опережающие свое время. Отказаться от них — означало бы невозможность свободно развиваться.
С другой стороны — высота любви проверена тысячелетиями. Именно это прекрасное чувство вдохновляло творить. Поэтому выбор героя в пользу так называемого прогрессивного общества является низким и неразумным. Базаров однозначно мог достичь больших результатов, отказавшись от своей теории.
Чувства, изменяющие мир
Наверное, самое тяжелое, что может пережить человек — это вероломство собственных принципов. Но еще хуже остаться наедине со своими правилами, проигнорировав любовь.
На протяжении всего произведения протягивается необычная, небудничная линия симпатии двух персонажей. Эти главные герои — Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых ярко вспыхивают и постепенно идут по наклонной вниз.
Красота персонажа однозначно противоречива. По всем критериям тогдашнего мира он не дотягивает до эталона совершенства. Но стоит ему только открыть рот, что, заметим, делает он довольно редко, как течение его мыслей, сила характера в словах и уверенность в своей правоте покоряют. Несмотря на холод, исходящий от главного героя, Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых были очень сложными, все же сумели загореться друг к другу чувствами.
Базаров стоит перед выбором: остаться верным своим принципам или упасть до состояния, за которое всегда презирал людей. Быть романтиком и счастливо влюбленным — значит быть низким. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — как-то выражает свои мысли другу Базаров.
К сожалению, Базаров и Одинцова испытание любовью не прошли. Однако в произведении Тургенева «Отцы и дети» ярко выражена извечная тема большой и широкой человеческой души.
Любовь в романе Базаров и Одинцова
Любовь – это прекрасное чувство. Когда она наполняет человека, она заставляет его душу расцветать. Во многих литературных произведениях встречается тема любви. Какую же роль она играет в романе И. С. Тургенев. «Отцы и дети»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к произведению.
В романе присутствуют и описываются четыре линии любви: Николай Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя, Павел Петрович и княгиня Р., Базаров и Одинцова.
Николай Кирсанов и Фенечка несомненно достойный пример нежной и счастливой любви.
Несмотря на разное социальное положение: он дворянин, она дочь экономки, они вместе и живут счастливо. Это не мешает им жить счастливо и иметь ребенка, и пожениться в конце произведения. Таким образом, автор доказывает нам, что разница в сословии, а тем более в возрасте не может быть препятствием для любви.
Вторая линия в чем-то похожа на первую. Она имеет такой же счастливый конец. Аркадий и Катя были рады находиться в обществе друг друга. И.С. Тургенев показывает на примере Аркадия несостоятельность теории Базарова. Кирсанов поддается чувству любви и в итоге отказывается от нигилизма в пользу спокойной и счастливой семейной жизни, повторяя пример своего отца. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Любовь Павла Петровича является трагичной « … человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина…». В словах Базарова есть доля правды. Петру Петровичу не стоило подавать в отставку и «гоняться» за княгиней. Любовь действительно важное чувство, но оно не должно превращаться в самоцель человека, иначе это его погубит. Подобное случилось с Павлом Петровичем. Я считаю, что любовь должна приносить радость, а не разочарования и страдания.
Очевидно, что самой главной линией любви в романе является чувство Базарова к Одинцовой. Главный герой произведения – нигилист. Он отрицает все: природу, искусство, религию, авторитеты, красоту, в том числе и любовь. Он все рассматривает с практической точки зрения «… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…». Это происходит до тех пор, пока он не встречает Анну Сергеевну. Тогда сердце и берет верх над его разумом. Теория Базарова начинает разрушаться. Автор подвергает его испытанию любовью для того, чтобы показать его внутренний конфликт. Сердце говорит о любви, а разум о нигилизме. В конце концов любовь побеждает и герой признается в ней «…Ну что же мне вам сказать … я любил вас! … ». вспоминает он и о родителях «… Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». Чувства Базарова во второй раз доказывают несостоятельность его теории, в которой разуверился и он сам.
Таким образом, любовь в романе « Отцы и дети » показывает чувства героев, через нее проявляются их поступки, она помогает разобраться в себе и выбрать правильный путь. Все герои романа подвергаются испытанию любовью, но не все его проходят.
Полезный материал по теме:
- Базаров и Одинцова: взаимоотношения и история любви
- Базаров и Кирсанов в романе «Отцы и дети»
- Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в романе «Отцы и дети»
- О чем спорят Евгений Базаров и П.П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети», спор базарова и кирсанова текст кратко
- Почему Одинцова приходит к умирающему Базарову и поцеловала его?