Появление необычной книги
Первый назывался «Миргород». В него вошли повести «Вий», «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». А следом выходит еще одна книга, очень необычная. Она называется «Арабески». И в нее входят не только художественные произведения, но статьи и очерки Гоголя. Это что-то вроде собрания пестрых глав, если перефразировать цитату Александра Сергеевича Пушкина.
Именно в этом сборнике напечатаны три повести, которые в критике получили название Петербургских (по месту действия сюжетных линий). Сам же Николай Васильевич так их не называл. Однако это словосочетание закрепилось на многие десятилетия, актуально оно и сейчас.
Шинель
Темой этой повести является протест общественным порядкам, которые ограничивают личность, а также продолжает удерживаться тема неравенства населения.
Акакий Башмачкин – живет работой, ничем не выделяется, даже голоса его почти никто никогда не слышал.
Портной Григорий Петрович – крепостной, свои обязанности выполняет хорошо, но много пьет, за что на него ругается его жена.
Значительное лицо – человек, который мог помочь Башмачкину, но он хотел показать свою гордость, и прогнал его.
Мать Башмачкина – чиновница, хорошая женщина.
Отец Башмачкина – Акакий.
Жена Петровича – та, что ругалась с Петровича за то, что тот пьет
Приведение чиновника – отобрал у чиновника шинель – это и есть сам Башмачкин, после своей смерти.
Башмачкин, ничем не выделяющийся чиновник, которого все унижали понял, что его шинель пришла в негодность и он стал копить на новую, так как старую починить уже было невозможно. Понимая, что может купить себе новую шинель делало его радостнее, «живее».
Спустя полгода упорной работы, нужная сумма была накоплена. Он купил новую шинель, но не проходил в ней и дня, по очередному возвращению домой после работы он наткнулся на грабителей, которые и забрали у него шинель.
В полиции не принялись разбираться с этим делом, собственно говоря, как и значительное лицо, которое даже не выслушало его. По дороге домой Акакий попал в сильную метель, но он был в своей старой дырявой шинели с дырками, он замерз и умер от холода.
Вскоре он предстает перед нами в виде призрака и стал появляться в том месте где его ограбили. Призрак стал мстить людям и также отбирал у них шинели. Потом он увидел шинель на значительном лица и снял ее с него, после чего он был доволен и больше не появлялся в этом городе.
Повести, включенные в собрание сочинений
Проводя анализ «Петербургских повестей» Гоголя, необходимо отметить произведения «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Хотя этот цикл повестей воспринимается несколько иначе, так как сегодняшнему читателю более привычно включать в него еще несколько творений Николая Васильевича.
Это произведение «Нос», которое впервые было опубликовано в пушкинском журнале «Современник». Еще «Шинель», пришедшая к публике уже в 1842 году, когда автор готовился к изданию первого своего прижизненного цикла сочинений. Делая анализ повести «Вий» Гоголя, «Портрет» и других творений Николая Васильевича, вся читающая Россия уже знала и понимала, что этот писатель преемник Пушкина. Он именно тот литератор, который должен принять от Александра Сергеевича эстафету.
Анализ «Петербургских повестей» Гоголя
Николай Васильевич — человек и писатель трех культур: малороссийской, российской и итальянской. И когда он из своей Полтавщины приезжает в Петербург, он смотрит на этот мир русской столицы глазами гостя и постороннего. Именно поэтому название «Петербургские» в этом цикле повестей означает нечто большее, чем просто место действия.
Все события, описанные в этих замечательных произведениях, очень простые, здесь присутствует много бытовых зарисовок. Однако делая анализ «Петербургских повестей» Гоголя, мы видим, что автор сознательно шел на упрощение сюжета и фактуры. Он придавал этому огромное значение.
По словам самого писателя, чем предмет обыкновеннее, тем больше надо иметь таланта и воображения, чтобы сделать из него нечто неординарное, но в то же время не лишенное истины. А именно это и было для Николая Васильевича важной задачей — подарить читателю не только наслаждение при прочтении своих книг, но и максимально приблизить его к этой истине.
Портрет
Гоголь все также придерживается темы неравенства населения, но при этом добавляется тему творчества и добра и зла, что полностью отражает Петербург.
Чартков Андрей Петрович – художник, который после покупки портрета одного смуглого мужнины, перешел на портреты, начал рисовать их на заказ.
Отец художника Б. – художник. Пишет картины для церкви, но написал портрет ростовщика, после которого поменялось творчество Чарткова.
Художник Б. – сын художника. Во второй части рассказывает историю.
Ростовщик – смуглый мужчина, с необыкновенно правильными чертами лица, которого рисовал отец художника Б.
Чартков купил в одной дешевой лавке портрет, его привлек нарисованный человек, а именно его необыкновенные глаза. Что самое странное в этом портрете был найден тайник с золотыми монетами. И Андрей Петрович решил стать портретистом.
Спустя какое-то время Чартков стал замечать, что его картины все хуже и хуже, начал завидовать другим портретистов, а впоследствии вообще тал уничтожать их работы. Зависть довела его до того что у него начались припадки от чего он и умер.
В итоге оказалось, что эти деньги были «заговорены», то есть они делали людей завистниками, жадными. В один момент времени ростовщик времени, и его дух переселился в картину и сводил с ума своими глаза людей.
Знаменитое описание исторической части города
Петербург – это место, где сталкиваются противоположности, добро и зло оказываются перемешанными причудливейшим образом. Делая анализ повести Гоголя «Невский проспект», читатель в первую очередь видит ярчайшее, знаменитое описание этой части города. Его легко сопоставить с лирическими изображениями Днепра или украинской ночи из цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Но в самом начале описания присутствует фраза: «Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей…» Делая анализ «Петербургских повестей» Гоголя, на нее необходимо обратить внимание. Слова «бледных» и «чиновных» указывают на то обстоятельство, что Невский проспект – это то место, где человек сталкивается с обманом.
В другой части повествования Николай Васильевич говорит прямо жесткие и страшные слова: «Какой-то демон искрошил весь мир на множество различных кусков и все без толку смешал вместе». Мир Невского проспекта представляет собой образ, лишенный цельности, а нечто демоническое выглядывает из-за каждого поворота.
Сюжетные и идейные линии
Какие идейные линии содержат «Петербургские повести» Гоголя? Анализ повестей говорит о том, что в них очень ярко обозначен мотив соблазна. Например, в «Невском проспекте» один из его героев, художник Пескарев, пойдя вслед за красавицей, вдруг понимает, что ее внешнее очарование вовсе не означает добродетели. Симпатичная мишура не обозначает внутренней сущности.
Поверхностные и глубинные свойства в человеке разобщены. И это очень ярко видно здесь, в центре Петербурга, на Невском проспекте, где каждый час прогуливаются разные люди — то дворники, то высокие чиновники, то беднота. И в этом и состоит та парадоксальная сущность этого средоточия российской столицы.
Краткое содержание
«Невский проспект»
Двое приятелей, поручик Пирогов и художник Пискарёв, отправились на прогулку по Невскому проспекту, чтобы невинно пофлиртовать с девушками. Пирогову понравилась очаровательная блондинка, и он, «уверенный, что нет красоты, могшей бы ему противиться», отправился за ней попытать счастья.
Ранимого и чувствительного Пискарёва зацепила утончённая красота брюнетки в дорогом плаще. Он был уверен, что незнакомка — знатная дама, но на деле та оказалась проституткой. Девушка была чудо как хороша — «она была свежа; ей было только семнадцать лет; видно было, что ещё недавно настигнул её ужасный разврат», однако Пискарёв был глубоко разочарован.
Вернувшись домой, художник не переставал думать о красавице. Ему было больно осознавать, что такая неземная, чистая красота могла оказаться во власти разврата. Когда Пискарёв уснул, ему привиделось, будто брюнетка на самом деле была не проституткой, а знатной дамой с таинственным прошлым.
Этот сон оказался так прекрасен, и так «отвратительна действительность», что Пискарёв решил как можно больше спать, чтобы в сновидениях наслаждаться обществом прекрасной девушки. Отныне он «можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне». Чтобы справиться с нервным расстройством и бессонницей, художник стал принимать опиум. Благодаря наркотику сны с участием брюнетки стали ещё более яркими и красочными.
Когда Пискарёв увидел сон, в котором незнакомка предстала в образе его жены, он отправился в публичный дом и сделал ей предложение. Художник хотел совершить благородный поступок: подарить проститутке честную жизнь и одновременно вернуть «миру прекраснейшее его украшение», однако девушка решительно отказал ему. Она не собиралась выходить замуж за бедняка, чтобы тяжело работать и прозябать в нищете.
В страшном отчаянии Пискарёв вернулся домой, где покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло бритвой. Тело его было обнаружено только через неделю. Над могилой художника «плакал один только солдат-сторож, и то потому, что выпил лишний штоф водки».
Тем временем Пирогов, отправившийся за блондинкой, узнал, что она была немкой, женой немца-жестянщика Шиллера. На следующий день поручик заказал у Шиллера шпоры и принялся регулярно наведываться в мастерскую, заигрывая по возможности с его белокурой супругой.
«Жена Шиллера, при всей миловидности своей, была очень глупа» и не поняла намёков Пирогова. Тогда он, улучив момент, стал распускать руки. За этим занятием его застал пьяный Шиллер с двумя своими приятелями и изрядно поколотил любвеобильного поручика. Пирогов хотел было жестоко отомстить обидчику, но уже к вечеру того дня отошёл и совершенно позабыл об этом досадном происшествии.
«Нос»
Однажды утром цирюльник Иван Яковлевич обнаружил за завтраком в хлебе чей-то нос и очень испугался: «нос был не чей другой, как коллежского асессора Ковалева, которого он брил каждую середу и воскресенье».
Желая поскорее избавиться от страшной находки, он поспешил к набережной — «не удастся ли как-нибудь швырнуть его в Неву?». Швырнув в реку тряпку с носом, цирюльник облегчённо вздохнул. Вскоре возле него появился квартальный надзиратель и принялся строго допрашивать о случившемся. Что произошло вслед за этим допросом, «решительно ничего не известно».
Тем же утром майор Ковалёв, глядя на себя в зеркало, «к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место». Он решил заявить о пропаже носа и «полетел прямо к обер-полицмейстеру».
Неожиданно Ковалёв увидел свой нос в богатом мундире высокопоставленного чиновника. Бедняга не знал, что и думать: его собственный «нос, который ещё вчера был у него на лице, не мог ездить и ходить, — был в мундире». Ковалёв потребовал у носа, чтобы тот вернулся на своё законное место, но тот сделал вид, что ничего не понял, и поспешил скрыться.
К счастью, полицейский вовремя смог поймать нос, который «уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу», и вернуть его Ковалёву. Вот только нос ещё долгое время не хотел прирастать к лицу, чем доставил своему владельцу массу хлопот.
Между тем история с пропажей носа стремительно разошлась по Петербургу, «были чрезвычайно рады все светские, необходимые посетители раутов, любившие смешить дам».
«Портрет»
В картинной лавке бедный художник Чартков за последние гроши приобрёл поразивший его портрет, на котором был изображён «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым».
Самой выразительной частью лица старика были тёмные, пронзительные глаза, которые, казалось, были живыми. Ночью Чарткову привиделось, будто старик ожил и принялся пересчитывать свёртки с золотыми монетами. Художнику удалось забрать один из свёртков, и на эти деньги он решил заняться совершенствованием своего мастерства.
Чартков приоделся, снял приличную квартиру и стал модным в городе портретистом. В погоне за славой и деньгами он растерял свой талант, поскольку писал портреты в угоду заказчику.
Художник попытался было вернуть утраченные им способности, но «кисть невольно обращалась к затверженным формам, руки складывались на один заученный манер». Осознав своё ничтожество, Чартков люто возненавидел талантливых мастеров. Он скупал самые прекрасные картины, чтобы дома уничтожать их. От зависти и ненависти рассудок Чарткова помутился, и он скоропостижно скончался от припадков бешенства.
Впоследствии стало известно, что злосчастный портрет старика с пронзительными, живыми глазами написал художник-самоучка. Ему позировал жадный, злобный ростовщик, деньги которого вызывали в людях самые отвратительные порывы. После смерти ростовщика его душа поселилась в портрете, который сводил с ума всех владельцев.
«Записки сумасшедшего»
Дождливым осенним днём мелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин отправился, как обычно, в департамент. По дороге он встретил юную дочку директора департамента, которая пленила сердце скромного чиновника. Рядом с девушкой шла её маленькая собачка Меджи. Неожиданно Поприщин понял, что слышит разговор Меджи и собачки Фидель, которые обсуждали последние новости.
На следующий день дочь директора пришла навестить отца в департамент. При виде её Поприщин потерял дар речи. Когда девушка случайно уронила платок, он «кинулся со всех ног, подскользнулся на проклятом паркете и чуть-чуть не расклеил носа».
Чувство Поприщина к директорской дочке не осталось незамеченным, и начальник отделения отчитал его за дерзкие мечты: «ведь ты нуль, более ничего». Но счастливый Поприщин не обращал никакого внимания на его слова, куда большей проблемой для него была его бедность: «достатков нет — вот беда».
Оказавшись в доме директора по делам службы, Поприщин попытался заговорить с Меджи, но та лишь «поджала хвост, съёжилась вдвое». Заметив изорванную в клочки бумагу, он решил, что это переписка Меджи и Фидель. Из неё влюблённый узнал, что директорскую дочку зовут Софи, и она собиралась выйти замуж за камер-юнкера Теплова, а над ним открыто смеялась.
Любовные переживания настолько сильно истощили Поприщина, что он стал считать себя королём Испании. Он перестал вставать в присутствии директора, а на документах стал ставить подпись «Фердинанд VIII». Когда же Поприщин проник в директорский дом и сильно испугал Софи своим поведением, его забрали в сумасшедший дом.
«Шинель»
Преклонных лет чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин всю свою жизнь прослужил в департаменте на одной должности, все считали, что он «родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». В департаменте его никто не уважал, а начальники «поступали с ним как-то холодно-деспотически».
Когда Башмачкин обнаружил, что его старая шинель совсем протёрлась и не подлежала починке, он очень расстроился. Чтобы насобирать нужную сумму, он решил «изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи…, ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее…, чтобы таким образом не истереть скоровременно подмёток; как можно реже отдавать прачке мыть белье».
Спустя полгода всяческих лишений Башмакин накопил деньги и пошил новую шинель. Вот только радовался долгожданной обновке чиновник совсем недолго: в тот же вечер его ограбили на улице.
В полиции даже не попытались помочь несчастному чиновнику. Он обратился за помощью к генералу, но был с криком изгнан вон. В расстроенных чувствах Башмачкин кинулся на улицу, где бушевала метель. На следующий день он «весь распух и слёг в постель», а вскоре скончался от горячки.
Вскоре после смерти чиновника по Петербургу поползли слухи, будто его призрак бродил по городу и снимал с прохожих шинели.
Сюжетная линия произведения «Нос»
Делая анализ повести Гоголя «Нос», читатель сталкивается с еще более причудливым миром. Здесь речь идет о событиях совершенно невозможных. Нос, отделившись от своего владельца, чиновника, называющего себя майором, начинает разъезжать по улицам. Этот текст очень трудно воспринимать.
Как, допустим, понять такую фразу, как «Нос спрятал подбородок в воротник». Это удивительное свойство гоголевской реальности, которое наводит на очень разные размышления.
Как бы необычно ни выглядела для читателя та жизнь, которую изображают «Петербургские повести» Гоголя, анализ произведений говорит о том, что практически в каждой повести этого цикла присутствует некая притча. В «Носе», например, это реализуется посредством гротеска. Само это слово обозначает нечто фантастическое, комическое, уродливое начало, которое заложено в самой действительности, но не является в явном облике.
Анализ повести Гоголя «Нос» заставляет задуматься, где та мера, которая вынуждает человека почувствовать себя ущербным. Чего нужно лишиться, чтобы перестать себя ощущать самим собою — репутации, родных, карьеры? В произведении «Нос» персонаж, лишившийся этой части тела, теряет свое достоинство, вес в глазах общества, и именно эту ущербность автор и передал посредством гротеска.
Образ маленького человечка
Проведя анализ повести Гоголя «Шинель», читатель немедленно сопоставит образ Акакия Акакиевича с пушкинским станционным смотрителем. Маленький человек – это стержневой герой русской литературы, который появляется потом в очень многих произведениях разных прозаиков.
Небольшой человек – это достаточно сложно устроенная личность. Человек как будто бы превращенный в вещь этим большим городом, который несопоставим с потребностями конкретного персонажа. Он то ли нуждается в сочувствии, то ли является человеком праведным и угнетенным внешней реальностью, которая для него чужая и холодная.
Именно эта метафора является для повести ключевой. А возможно, это просто примитивная личность, которой необходимо простое снисхождение. На самом деле – это простой человек, который нуждается в частичке тепла и внимания, как и все существа, наполняющие мир. И не найдя ее, он, к сожалению, погибает.
Другие персонажи
- Брюнетка — юная проститутка, очень красивая, корыстолюбивая, надменная.
- Блондинка — немка, жена немца-жестянщика, хорошенькая и глупенькая молодая женщина.
- Шиллер — немец, жестяных дел мастер, пунктуальный, консервативный, обстоятельный.
- Иван Яковлевич — цирюльник, запойный пьяница неопрятного вида.
- Ростовщик — смуглый старик с пронзительным взглядом, изображённый на портрете, приносил лишь горе своим владельцам.
- Директор департамента — важная персона, немногословный и честолюбивый человек.
- Софи — дочь директора департамента, юная легкомысленная красавица, в которую был влюблён Поприщин.
Таинственный и величественный город
Не только анализ повести Гоголя «Записки сумасшедшего» приводит читателя к мысли, что Петербург Николая Васильевича – это город, где фантастическое и реальное находятся рядом. В каждом творении автора, находящемся в цикле «Петербургские повести», возможны самые необычные происшествия.
Здесь искатели карьеры и денег сосуществуют рядом с искренними и чистыми людьми. Горячка, сумасшествие и смерть находятся близко от высокого служения искусству, каких-либо добрых качеств человека. Таким открывается писателю подлинный облик этого таинственного и великолепного города.
1830-е годы, когда появились «Петербургские повести», – это вершинная эпоха творчества Гоголя. Затем начинаются уже совсем другие времена. Николай Васильевич сталкивается с различными трудностями, он воспринимается уже как трагическая фигура. А именно в эти годы автор воспринимается как преемник Пушкина, как главный русский писатель, который представляет собой ориентир для всей российской литературы.
🗹