Петербургский период творчества Пушкина: характеристика, анализ основных произведений


«Вольность»

«Вольность» (1817), одно из замечательных произведений русской политической лирики, перекликается с одноименной одой Радищева, хотя политические взгляды Пушкина более умеренные. Поэт воспевает закон, ограничивающий самодержавие, утверждает равенство перед законом царя и народа, обеспечивающие Вольность, т.е. Свободу. Соблюдая закон, царь перестает быть тираном, а народ получает реальные права. Нарушение закона и со стороны царя, и со стороны народа ведет к преступлениям. Ода содержит политические намеки на события недавнего прошлого: падение Наполеона, убийство Павла I, организованное с ведома его сына Александра, и т.д.

Доклад: жизнь Пушкина в Петербурге с 1817 по 1820 годы

После окончания лицея Пушкин был зачислен коллежским секретарем в Коллегию иностранных дел и переселился в Петербург, где жил почти безвыездно до 1820 года.

В Петербурге ему нравилось все, за исключением двух вещей: жизни в родительском доме и службы.

Пушкины всегда жили неуютно, а в Москве вообще вели кочевой образ жизни: каждый год переезжали с места на место.

Родители Александра не стремились обустроить дом, создать уют и поддерживать порядок. Отец, bel esprit — блестящий остроумец в молодости — с годами утратил былое остроумие и «гвардейство».

Мать никогда не занималась хозяйством, ей было все равно, что происходит в доме: она могла целый день бродить по полутемным комнатам и не обращать внимание на засохшие тарелки с вчерашним ужином на столе.

Если к этому добавить, что Александр был нелюбимым ребенком – не очень красивым, не с тем характером и не оправдавшим надежд, то станет понятно, почему Пушкин предпочитал проводить значительное время вне дома. Да и пригласить кого-либо домой он не мог – беспорядок был просто удручающим, и тонко чувствующий Пушкин старался избегать отрицательных эмоций.

Работой Пушкин манкировал, как тогда говорили. Да и что было делать гению в присутственном месте? Только присутствовать – мысли его были всегда далеко. И он отправлялся туда, где были его мысли и куда вели его чувства.

Да и жалование ему было положено небольшое — всего семьсот рублей в год. А, если к этому добавить, что Пушкин по нескольку раз в год писал прошение об отпуске, то станет ясно, что особого дохода эта работа не приносила.

От родителей денежных поступлений ждать тоже не приходилось: из одежды довольствовался тем, чем было. Развлекался, преимущественно, в домах своих более обеспеченных друзей на их деньги.

Но это вовсе не обременяло Пушкина – забота о хлебе насущном и деньгах его не интересовала.

Пушкин многое унаследовал от деда, и, в частности, повышенную чувственность. Еще в лицее он считался самым чувственным из мальчиков.

С годами, темперамент, полученный от предка-африканца, взял свое: Пушкин, оказавшись в Петербурге с его соблазнами, с головой погрузился в жизнь, любовь и разгул в кругу тогдашней «золотой молодежи».

И его чувственные пристрастия поддерживала дворянская распущенность нравов: куртаги, посещение салонов, карты и сердечные увлечения тогда были обычным времяпрепровождением. К тому же, он был знатоком поэзии, которая развратила его воображение.

И Пушкин, «веселый, юный эпикуреец», развлекается от души: участвует в веселых пирушках, попойках и нецензурных представлениях («Погибель Содома и Гоморры», «Изгнание Адама и Евы»). Влюбляется и предается многочисленным любовным утехам. Именно в это время распутства Пушкин пишет свою «Гаврилиаду».

А частые «любови» Пушкина породили многочисленные лирические произведения, посвященные предметам любви: Лиде, Наденьке, Лаисе, Ольге, Дориде.

Тогдашний приятель Пушкина, Всеволжский, придал этому разврату некоторую организованность, объединив «золотую молодежь» в общество «Зеленой лампы». Начинаются споры, идущие под влиянием умеренно радикальных идей.

Именно здесь, между пирами и развлечениями, Пушкин создает произведения, в которых «воспевает свободу миру» и верит в светлое будущее: «Вольность», «К Чаадаеву», «Сказки», «Деревня» и другие.

Одновременно Пушкин начинает тяготеть к романтизму и экспрессивной эмоциональности. В таком духе написаны «Торжество вакха», «Там, у леска, за ближнею долиной», «Жуковскому».

Это время – время блестящих эпиграмм, в которых он клеймит царя и его приближенных: Александра I называет «кочующим деспотом», Аракчеева – «всей России притеснителем».

Многие эпиграммы у Пушкина позаимствуют для агитации декабристы – настолько они будут хороши. А после небольшого пасквиля на князя Голицына, известного, как «Напирайте, бога ради, на него со всех сторон…», он приобрел еще одного врага – именно Голицын буде настаивать на ссылке Пушкина в Испанию.

Эти произведения не издавались, а передавались написанными от руки. В то время многие увлекались написанием эпиграмм. И большинство эпиграмм, ходивших по Петербургу, не принадлежало Пушкину, а только приписывалось ему. И это позже, перед ссылкой, сослужит ему дурную службу: в полиции, куда его пригласили для беседы, эпиграммами был забит целый шкаф.

Еще в лицее Пушкин задумал написать поэму. Сюжет – обычный: со свадебного пира красавицу-невесту похищает злой Колдун. И, естественно, жених Руслан отправляется искать возлюбленную.

Пушкин выбирает необычный стиль написания: живой, остроумный – настоящий разговор с читателем. Так тогда никто не писал, и вокруг поэмы начались нешуточные споры.

Кого-то восхищал прекрасный русский язык и плавность повествования. Кто-то находил в поэме уйму безвкусицы и называл ее «мужиком в лаптях» в благородном собрании.

Летом 1820 года вышло отдельное издание поэмы. «Руслан и Людмила» — одно из первых произведений Пушкина, получивших известность и признание на западе.

К середине 1820 года тучи над головой Пушкина уже сгустились: было твердо решено, что его следует выслать, решалось только – куда. И скоро Пушкин вынужден будет покинуть любимый Петербург и начать новый период своей жизни – необычный, романтический и плодотворный, как и положено настоящему гению.

«Деревня»

«Деревня» (1819) отразила антикрепостнические настроения поэта. В стихотворении три части, отличающиеся по лексике, ритмико-интонационному рисунку, изобразительным средствам, идейной направленности. Начинается стихотворение с идиллического изображения деревенской природы, на лоне которой поэт мечтает погрузиться в изучение трудов великих мыслителей. В этой части заметно ощущаются традиции сентиментальной литературы. Следующая часть — страстные публицистические рассуждения автора о «барстве диком», присвоившем «насильственной лозой, и труд, и собственность, и время земледельца», и «рабстве тощем». Концовка стихотворения — риторический вопрос-призыв — выражает надежду автора на отмену рабства. В основе поэтики — принцип контраста, для стихотворения характерны приподнятый тон, ораторский строй речи, использование славянизмов и античных образов.

Двойственность

Во многих произведениях А. С. Пушкина Петербург воспевается. Знаменитые строки из поэмы «Медный всадник» выражают авторское отношение: «Люблю тебя, Петра творенье».

Но Петербург оценивается А. С. Пушкиным неоднозначно. В стихотворении «Город пышный, город бедный» (1828) говорится о том, что в Петербурге витает «дух неволи», там наблюдается «скука, холод».

А. С. Пушкин описывает не только величественный Петербург, но и Петербург низкий.

Такое противоречивое отношение к Петербургу связано с тем, что А. С. Пушкин после Южной ссылки и Северной ссылки вернулся в Петербург (1827 г.) и стал свидетелем совершенно другой обстановки. А. С. Пушкин чувствовал себя несвободным.

«К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» (1818) написано в форме обращения к другу. Композиция трехчастная: первая часть — воспоминание о «юных забавах» и обманутых александровской действительностью надеждах, во второй говорится о стремлении героя к «вольности светлой», в третьей в перспективе возникают образы тех, чьи имена войдут в историю освободительной борьбы России. Основная мысль стихотворения — призыв к современникам посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Стихотворение призывало к подвигу, который воспринимался как революционное действие. Социально-публицистическое, гражданское сочетается в стихотворении с интимно-лирическим, Пушкин использует слова высокого стиля, общественно-политические термины, употребляемые в речи дворянских революционеров, для синтаксиса характерны стройность, простота, энергичность в изложении мыслей.

Литература. 10 класс (1 часть) Александр Сергеевич Пушкин. Петербург (1817—1820)

Петербург (1817—1820)

Прошли лицейские годы. Полный творческих замыслов, поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский — прочили Пушкину поэтическую славу. По выходе из Лицея поэт поселился в Петербурге с родителями на окраине столицы. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин, не обременяла его.

Покинув свою «келью» в «монастыре» (Лицее), Пушкин со всем пылом молодости окунулся в веселую и суетливую петербургскую жизнь. В щегольском костюме он являлся всему

Петербургу, который закружил его. Пушкина видят в театре, на дружеских сходках молодежи, в свете — как среди людей бывалых, серьезных, так и в кругу пирующих гусар. Круг знакомых поэта расширился, он ощутил полноту жизни, наслаждаясь молодостью, здоровьем, избытком душевных сил.

— чувство безграничных возможностей. Победоносное окончание войны вселило в общество уверенность в собственных силах. Молодые люди жаждали деятельности и перемен.

После войны в обществе возникают самые разнообразные литературные объединения и дружеские кружки. В них обсуждают меры правительства, спорят и делятся театральными впечатлениями. На дружеских пирах царило не одно бездумное веселье. Здесь велись серьезные разговоры. Участниками были разнообразные и колоритные фигуры: один — кутила и гуляка, закончивший университет и горевший вольнолюбивой страстью, другой — дуэлянт и не менее пылкий либерал, третий — отчаянный храбрец, интересный рассказчик и карьерист, четвертый — остроумный собеседник и честолюбец, не чуждый конституционных идей. Все это пестрое общество образовывало свои кружки. Пушкина видят всюду: в завершающем свое существование «Арзамасе», в окружении молодых генералов, успешно делающих карьеру, среди свободолюбцев. Он охотно читал им свои стихи. Впоследствии в отрывках из сожженной X главы «Евгения Онегина» он вспоминал:

Витийством резким знамениты, Сбирались члены сей семьи У беспокойного Никиты,

В 1819 году Пушкин стал посещать дом Н. В. Всеволожского, своего друга, любителя театра, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа», тесно связанные с ранним декабристским обществом «Союз Благоденствия». Сюда входили поэт Федор Глинка, декабрист Сергей Трубецкой, приятель Пушкина, офицер Яков Толстой и другие участники. Собрания кружка сохранялись в тайне. На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы. Каждый круг знакомых тянет Пушкина к себе.

Карамзин, Жуковский, Батюшков мечтают дать Пушкину более основательное образование, даже отправить в Геттинген или, по крайней мере, внушить серьезное отношение к жизни, к литературному труду. Их цель — сохранить дарование поэта для России. Они пытаются повлиять на Пушкина, чтобы тот вел себя соответственно своему высокому поэтическому предназначению.

Другие знакомцы Пушкина, молодые вольнодумцы (Н. Тургенев, Н. Муравьев, Ф. Глинка), требуют от него героико-аскетического поведения, морального совершенства, подчинения литературы делу либерализма и отказа от любовной лирики. Их по этическим соображениям не удовлетворяют пушкинские противоправительственные язвительные эпиграммы.

Поэт, бывая в разных кружках, ни одному из них не отдал своего сердца. Он не терпел ни нравоучений, ни покровительства. Сочувствуя либералам, арзамасцам и своим старшим друзьям-поэтам, Пушкин никогда полностью не разделял их жизненных позиций. Поэт был убежден, что человек рожден для наслаждения жизнью: ему нужна свобода. Стало быть, суровый аскетизм, самоотречение от жизненных радостей, самоограничение не принесут человеку счастья. Наслаждение жизнью требует от человека напряжения страстей, постоянного горения. Полнота переживания жизни связывалась Пушкиным с любовной страстью, чувство свободы — с ироническим отношением ко всякой регламентации, нормативности. Пушкин не терпел крайностей — ни чопорности, ни фамильярности, ни слепого подчинения какой-нибудь идее, ни ее огульного и безусловного отрицания. Знаками иронии стали шалость в литературе и «бунтарство» в быту. Это был его собственный путь в жизни и в литературе, путь, не исключающий ни либерализма, ни серьезности, но и не сводившийся к ним.

«поэтического» и бытового поведения стало то, что и наставники, и друзья-вольнодумцы относились к Пушкину с недоверием, даже с подозрительностью. В словах Карамзина, Батюшкова, иногда и Жуковского проскальзывают фразы, дающие повод думать, что поведение Пушкина казалось им не только необычным и предосудительным. Пушкин предстает для них шалопаем, наделенным блестящим дарованием, совсем таким, каким Моцарт видится Сальери. Стремясь сохранить Пушкина для России, они предпринимают усилия уберечь его и наставить на истинную дорогу. Вольнодумцы не могут довериться Пушкину, боясь, что тот из-за своей несерьезности расскажет что-то правительству. Назойливое, докучное наставничество, обидное недоверие вызывают в Пушкине душевную напряженность и повышенную раздражительность. Он живет в постоянной готовности ответить вызовом на дуэль. В петербургский период такие столкновения часты. Жена Карамзина писала Вяземскому: «У г. Пушкина всякий день дуэли…»

поэтическом или о гражданском избранничестве, но и о человеческом, предсказывал поэту историческое бессмертие, разговаривал с Пушкиным как старший брат с младшим, видел в нем равного себе собеседника, предрекал ему блестящую судьбу, прочил необыкновенную славу.

Пушкин среди декабристов

Чаадаев, как и многие другие, о чем есть достоверные свидетельства, сумел по достоинству оценить артистизм Пушкина, обаяние его личности, искрометный, пересыпанный шутками разговор. Пушкин был талантлив не только как поэт, но и как человек. Он мог нежно и преданно любить и дружить, но мог и раздражать, вызывать к себе ненависть, дерзко задевать собеседника. Карамзину, например, не смущаясь, бросил: «Итак, вы рабство предпочитаете свободе». Вспомнив об этом случае, Пушкин писал: «Карамзин вспыхнул и назвал меня своим клеветником». Генералу М. Орлову, принявшему ключи Парижа в знак его сдачи, Пушкин, разгорячись, «отпустил»: «Вы рассуждаете, генерал, как старая баба», на что М. Орлов произнес: «Пушкин, вы мне говорите дерзости, берегитесь». С Карамзиным и Орловым все обошлось, но другие не забывали пушкинские дерзости. Иные без всякого повода со стороны поэта, из одной зависти, строчили на него доносы, распускали сплетни.

Весной 1820 года до Пушкина дошел пущенный по его адресу клеветнический слух, будто поэт был секретно высечен по распоряжению правительства (позднее стало известно, что автором мерзости был Ф. И. Толстой). В ту пору Пушкин не знал имени обидчика, не мог призвать его к ответу и счел свое положение отчаянным, не зная, на что решиться — то ли покончить с собой, то ли убить императора, косвенного виновника. Пушкин бросился к Чаадаеву. Тот успокоил Пушкина и дока зал ему, что человек, которому предстоит великая судьба, обязан быть выше своих клеветников. Эпизод произошел в ту пору, когда решалась участь Пушкина. Поэт, как сообщал Карамзин И. И. Дмитриеву, «написал и распустил стихи на вольность, эпиграммы на властителей…». Один из честолюбивых завистников в своих доносах разъяснял Александру I, что в стихах содержатся выпады, относящиеся к личности императора. Пушкин был выставлен личным недругом царя. Главное оскорбление заключалось в намеке на то, что Александр I причастен к убийству отца — Павла I. Этого монарх не мог простить. Над Пушкиным сгустились тучи.

— время приобщения Пушкина к либеральным ценностям и время общения с членами тайных организаций — будущими декабристами. Творчество поэта формируется в кругу молодых вольнодумцев. Лирика Пушкина хранит как следы воздействия молодых либералов, так и следы сопротивления их программным установкам. Поэт ищет и прокладывает особый путь в жизни и литературе.

Лирика 1817—1820 годов возникает в общении с либералами и арзамасцами, питается их идеями, мнениями, суждениями. На ней лежит отпечаток политических споров, застольных разговоров. К числу наиболее громко прозвучавших в обществе вольнолюбивых стихотворений были ода «Вольность», «Сказки. Ыоёi», «К Чаадаеву», «Деревня», два стихотворения «На Стурдзу».

Ода «Вольность». Одним из самых значительных стихотворений этого периода была ода «Вольность». Само название оды должно было напомнить читателю радищевскую оду «Вольность», известную молодежи по спискам. По биографической легенде, стихотворение было начато по предложению Н. И. Тургенева, из окон квартиры которого был виден Михайловский замок, где убили Павла I. Тема стихотворения двойственна — тирания монарха и тирания народа. В оде с наибольшей силой отразился круг идей, связывавших Пушкина с Н. И. Тургеневым,— отношение к Французской революции, к русскому самодержавию. Солидарность с Тургеневым заявлена в начале оды: Пушкин гонит «изнеженную лиру» и призывает «гордую певицу» Свободы. Известно, что для Пушкина нехарактерно противопоставление любовной и гражданской лирики, но оно свойственно его старшему другу, как впоследствии и декабристам. Подчиняясь требованиям жанра, поэт пишет оду в высоком стиле (торжественная интонация и декламационная ораторская речь с риторическими вопросами и патетическими восклицаниями):

Беги, сокройся от очей, Свободы гордая певица?

Поэт полон благородного негодования, обличая «тиранов мира», попирающих естественное право на свободу, и одновременно осуждает народ, казнящий монархов. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны народ и царь. Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы. Подлинная свобода возможна при верховенстве законов и над властителем, и над народом. Для убедительности идеи Пушкин обращается к двум историческим событиям — Французской революции и убийству Павла I. В обоих случаях государи и народы Франции и России виновны в презрении закона и в гибели вольности.

«мучеником ошибок славных», т. е. всем известных. Он, как и его предок, правил Францией, не считаясь с законами. Результат для него оказался плачевным: «Главой развенчанной приник К кровавой плахе Вероломства». Возмущенный и восставший народ казнил владыку. Пушкин решительно осуждает якобинскую диктатуру и народ: «Молчит Закон — народ молчит, Падет преступная секира…» Согласно тогдашним воззрениям либералов, разделяемым Пушкиным, отношения между государями и народами определены законом:

Владыки! вам венец и трон — а не природа; Стоите выше вы народа,

Литература. 10 класс (1 часть) Александр Сергеевич Пушкин. Петербург (1817—1820)

Пушкин в Каменске среди декабристов

Нарушение закона Людовиком XVI и его предками вызвало вероломное преступление якобинцев и преступное молчание народа, вставшего на сторону злодеев. Тем самым и король, и революционеры-якобинцы, и народ виновны в кровавых событиях. Их вина усугубляется тем, что совершенное преступление приводит к новому: их презрение к закону позволило захватить власть Наполеону («самовластительному злодею»), ставшему «проклятием народов», «ужасом мира», «стыдом природы», «упреком Богу на земле».

«задумчивым певцом», в котором угадывается Пушкин, открывается не только исторический пример Франции. Благодаря Клио (музе истории), выступающей знаком высшей воли, он слышит голос истины и видит «Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец», потаенных убийц, крадущихся ночью, одновременно испытывающих и дерзость, и страх. Речь идет об убийстве Павла I, современного Калигулы, одного из зверских тиранов, который уничтожил Вольность и потому преступил Закон. Павел I — «увенчанный злодей». Но и убийцы его не достойны ни памяти, ни славы потомства. Они тоже поступили беззаконно и потому нанесли монарху «бесславные удары».

«уроком» («И днесь учитесь, о цари…»). Урок дается «задумчивым певцом», устами которого вещает сама История:

Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона

Петербургский период отмечен не одними лишь вольнолюбивыми стихотворениями. Упоение жизнью с ее радостями, вакхическими удовольствиями, любовью, дружбой проявляется едва ли не в каждом стихотворении Пушкина («Торжество Вакха», «Дорида», «Веселый пир» и др.). В одном из лучших посланий, «Кривцову», поэт славит жизнь, юность, ее наслаждения. Даже смерть не омрачает любви:

Смертный миг наш будет светел; И подруги шалунов

В Петербурге Пушкин был принят в общество «Арзамас». Со всем пылом молодости он бросился в атаку на Шишкова и поэтов его круга, но вскоре заметил, что слишком узко то основание, на котором его друзья замыслили создать национальный литературный язык. Пушкин не ограничился «средним стилем», а настаивал на привлечении языка старых церковных книг, Библии, летописей, древнерусских текстов и народных речений, услышанных им в речи простого люда на ярмарках, в церквах и монастырях, на нескончаемых российских трактах. Но эти мысли, уже взволновавшие Пушкина, найдут воплощение позднее, в пору работы над главами «Евгения Онегина», над «Борисом Годуновым», «Графом Нулиным», «Полтавой» и лирикой 1830-х годов. Итогом пушкинского творчества в петербургский период стала поэма-сказка «Руслан и Людмила». Она была начата Пушкиным, по его словам, в Лицее, а закончена в марте 1820 года. На Кавказе поэма дополнилась эпилогом, а в конце 1820-х годов — прологом.

«Руслан и Людмила». Первая поэма Пушкина была новаторским произведением. Пушкин в «Руслане и Людмиле» широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы — любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой песне Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными богатырями. Вместе с тем пушкинские герои еще очень условны. Так, Людмила больше похожа на барышню пушкинского времени, чем на степенную древнерусскую красавицу. Руслан тоже не всегда выглядит былинным или сказочным богатырем, а напоминает то витязя русской старины, то сентиментального влюбленного, то сказочного персонажа, то героя русской баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной.

Поэма «Руслан и Людмила» включает в себя разные жанры: волшебную сказку с ее характерным сюжетом, основные слагаемые которого — утрата, поиски, обретение; рыцарский эпос, былинный эпос, балладу, элегию и дружеское послание. Все эти жанры включаются в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.

«Руслана и Людмилы» держится на иронии, но она только усиливает впечатление о литературной жизнестойкости многих жанров. Пушкин не отдает предпочтения ни одному из них. Он ведет беседу с читателем и, развивая сюжет, попутно вводит в него признаки тех жанров, которые наиболее для него свойственны. Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и деятельные помощники. Сны Людмилы непременно вызывают в памяти жанр баллады. Имя Людмила тоже балладное — так звалась героиня одноименной баллады Жуковского.

Новаторский характер поэмы связан также с образом автора. Современник читателей, а не героев, автор разъясняет ход событий, иронически толкует их. Он сообщает читателям массу далеких от сюжета поэмы сведений, смеется над поступками, мыслями, намерениями, душевными движениями героев. Он, конечно же, не верит во все те чудеса, о которых рассказывает. Он молод, весел, остроумен. Поэма — его воображение, его вымысел, и он волен поступать с героями так, как ему вздумается. Благодаря образу автора история и современность в поэме связались воедино. Заметим, что тот же способ впоследствии Пушкин применил в романе «Евгений Онегин».

«Руслана и Людмилы» свой портрет со знаменитой надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя…»

Созданием поэмы «Руслан и Людмила» закончился петербургский период жизни и творчества Пушкина.

Вопросы и задания

— в Петербурге.

3. Покажите на примере анализа оды «Вольность» или идиллии-сатиры «Деревня», что Пушкину присуще жанровое мышление.

4. Проанализируйте послание «К Чаадаеву» с точки зрения стиля и проследите, как личная тема совмещается с гражданской. В чем это продвинуло вперед поэтическое словоупотребление?

5. Передайте сюжет поэмы «Руслан и Людмила». Какое начало — эпическое или лирическое — преобладает в поэме? Соблюдается ли в поэме историзм? Какую роль играет в поэме автор?

© 2000- NIV

Петербургский период в жизни Пушкина

Петербургский период в жизни А.С. Пушкина

Весной 1817 года закончился для Пушкина лицейский курс. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощания с друзьями. На память друзьям писались стихи. В одно из них, посвящённом Пущину, Пушкин писал:

Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирную, шесть лет соединенья, Печали, радости, мечты души твоей. Размолвки дружества и сладость примиренья,— Что было и не будет вновь… И с тихими тоски слезами Ты вспомни первую любовь. Мой друг! Она прошла… но с первыми друзьями Не резвою мечтой союз твой заключен; Пред грозным временем, пред грозными судьбами, О милый, вечен он!

Последние слова стихотворения оказались пророческими. Грозные времена и грозные судьбы ожидали впереди и Ивана Пущина, и Вильгельма Кюхельбекера, и самого Пушкина. И всегда, как бы тяжело ни складывалась их жизнь, голосом радости и утешения был для них голос верной лицейской дружбы.

С середины 1817 года начинается петербургский период в жизни и в творчестве Пушкина. Лицеисты разъехались по разным местам. Пушкин получил назначение на службу при министерстве иностранных дел.

В Петербурге Пушкин живёт весьма напряженной и разнообразной жизнью. Он близко сходится с будущими декабристами, знакомится с Грибоедовым, Баратынским, поэтом-партизаном Давыдовым. Укрепляется его дружба с Чаадаевым.

С 1819 года Пушкин – активный член кружка «Зелёная лампа». Своё название кружок получил по цвету лампы в комнате заседаний. Зелёный цвет её воспринимался как символ надежды. Обстановка на заседаниях была самая непринуждённая. Вот как её описывает Пушкин в стихотворении «Из письма Я.Н.Толстому»:

Вот он, приют гостеприимный, Приют любви и вольных муз, Где с ними клятвою взаимной Скрепили вечный мы союз, Где дружбы знали мы блаженство, Где в колпаке за круглый стол Садилось милое равенство, Где своенравный произвол Менял бутылки, разговоры, Рассказы, песни шалуна; И разгорались наши споры От искр, и шуток, и вина…

Обстановка непринуждённого застолья не мешала серьёзным политическим беседам и чтению стихов свободолюбивого содержания. На собраниях кружка обсуждалась «История государства Российского» Карамзина, велись дискуссии о репертуаре русской сцены, говорилось о будущем государственном устройстве России.

Пушкину здесь всё было по душе: и атмосфера веселой дружбы, и серьезные разговоры, и споры о самом важном. В собрании «Зелёной лампы» он участвовал неизменно вплоть до своего вынужденного отъезда из Петербурга в 1820 году.

Жажда познания жизни, интерес к самым разным её проявлениям – в том числе и политическим – не только не исключали, но и предполагали для Пушкина усиленную творческую деятельность. Самое прославленное произведение Пушкина первых лет петербургской жизни – ода «Вольность». В произведении Пушкин выразил свой взгляд на политические проблемы современности. Поэт верит в необходимость и благотворность свободы – и это чувство окрашивает все его стихотворение. Свобода, по его представлениям, способна принести людям благо лишь в сочетании с законом, с верностью законам:

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье…

В 1818 году было написано стихотворение «К Чаадаеву» – одно из лучших и самых волнующих стихотворений вольнолюбивой лирики Пушкина петербургского периода. Начинается стихотворение с воспоминания о прошлом, о юности:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Любовь, мечты о «тихой славе» (о славе лирического поэта, о славе философа) – все это для Пушкина в прошлом. Все эти высокие и желанные человеческие радости оказались обманом, потому что жизнь нелегка, потому что проходит «под гнётом власти роковой», под игом самодержавия. Гнёт самодержавия – это и прошлое, и настоящее. И он вызывает у поэта не просто недовольство, но прямой и страстный призыв к действию, призыв к борьбе. Призывы поэта – не только его собственные, они звучат также от имени родины, отчизны: «Отчизны внемлем призыванье». Это придаёт им особый вес и особенную силу. Служить свободе, чести, отчизне – вот к чему призывает в своем стихотворении Пушкин. Свобода, честь, отчизна – это для него самые святые и самые прекрасные понятия.

К 1819 году намечается внутренний кризис в жизни Пушкина, связанный с разочарованием в городской жизни. Жизнь в большом столичном городе выявила свои отрицательные свойства, самую страшную – особенно для поэта – неволю. Пушкин пишет Вяземскому: «Петербург душен для поэта».

Кризис, который переживал Пушкин, вовсе не означал творческого кризиса. Напротив, в эти годы и месяцы душевного разлада он ищет и находит спасительное убежище в творчестве. Он много работает, много пишет. Лучшие стихи этого времени посвящены деревне. Деревня для него — «приют спокойствия, труда и вдохновенья». Этот мотив звучит в одном из самых известных стихотворений Пушкина того времени – «Деревня».

В 1819 году Пушкин уезжает на несколько месяце в Михайловское. Он едет туда, мечтая о душевном обновлении, питая большие надежды. Поездка оказалась удачной для него. В Михайловском написано несколько прекрасных стихотворений, в том числе и «Деревня».

«Деревня» – стихотворение двухчастное и двуплановое. Первая часть стихотворения напоминает элегию, лирическое описание и раздумье. В ней содержатся дорогие для Пушкина признания:

Я твой: люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада…

Вторая часть стихотворения – это уже не только элегия, но и прямое обличение. Эта часть до 1870 года не разрешалась в печать цензурой и распространялась в списках. По своему тону и содержанию она резко контрастна первой. При этом контраст у Пушкина не просто литературный приём, а художественное выражение потрясённого чувства. Сильное волнение души и потребность выразить его естественно порождают контрастные слова и контрастные картины:

Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой, Здесь барство

дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца.

В петербургский период Пушкин написал и первую свою поэму – «Руслан и Людмила». Сюжет поэмы сказочный. Герой-богатырь Руслан отправляется на поиски похищенной невесты – Людмилы. По пути он вступает в борьбу со своими соперниками и сказочными злодеями, совершает подвиги. Между тем похищенная героиня попадает в заколдованное царство, где всеми способами борется со своим похитителем, пока в конце концов её не спасает герой. В событиях большую роль играют колдовство, чары, помощь добрых сил и препятствия, чинимые злыми силами. Однако наряду со сказочными элементами большую роль у Пушкина играет и бытовое, обыденное, современное. Например, свирепый злодей Черномор выглядит немощным стариком, а ужасная сказочная голова зевает и чихает. Авторская ирония пронизывает всю поэму и не просто разрушает привычные сказочные схемы, но и творит совсем новый, богатый неожиданностями художественный мир.

Первая поэма Пушкина – это поэтическая шалость. Но в этой шалости видны поэтическая дерзость и юная сила.

Что мы узнали?

С 1817 года А. С. Пушкин живет и весело проводит время в Петербурге, где работает над многими произведениями: «Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Руслан и Людмила» (1819). Свободолюбивые произведения стали причиной того, что А. С. Пушкин вынужденно покидает Петербург в 1820 году. Образ Петербурга отражается в произведениях А. С. Пушкина: это и величественный, и низкий Петербург. С Петербургом связан и 1827 год, когда А. С. Пушкин вернулся из ссылок в Петербург и почувствовал себя там несвободным, и период 1831-1837 гг, когда А. С. Пушкин жил в Царском Селе. Под Петербургом писатель и поэт был убит в дуэли с Дантесом.

Лирика Петербургского периодапрезентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Слайд 2

По окончании лицея Пушкин 13 июня 1817 года был зачислен коллежским секретарем в Коллегию иностранных дел и переселился в Петербург. Северная Пальмира увлекла молодого поэта шумными спорами литературных кружков, пестрым калейдоскопом театральных новинок, роскошью светских салонов и раздольем состоятельной дворянской молодежи, беззаботно растрачивающей свое время в кутежах, карточной игре, любовных похождениях. Пушкин, столько лет находившийся под стеснительным надзором лицейских аргусов и впервые предоставленный самому себе, так как его служба была формальной, жадно ринулся в водоворот столичной жизни, стремясь воспользоваться всеми ее удовольствиями.

Слайд 3

Но лицейский дух, сформировавший в своих лучших питомцах преданность просвещению и свободе, спас Пушкина от губительных соблазнов великосветской праздности, от ханжества и мистики правящих кругов. Поэт начинает тяготиться «важным бездельем» ( «Всеволожскому», 1819), «чадом большого света» ( «Послание к кн. Горчакову», 1819). Он ищет общества людей «с душою благородной, возвышенной и пламенно свободной» ( «Краев чужих неопытный любитель», 1817) и все плотнее сближается с самыми прогрессивными людьми: Н. И. Тургеневым, П. Я. Чаадаевым, П. А. Катениным и многими другими. Его все сильнее захватывают вольнолюбивые идеи освободительной борьбы. И он отдается им всей своей жизнелюбивой, жизнерадостной натурой, преисполненной духовных и физических сил. Это время стремительного развития поэтического гения Пушкина. Поэт избирается членом «Арзамаса», с деятелями которого общался уже в последние два года пребывания в лицее, становится членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», вступает в литературно-политическое общество «Зеленая лампа» (март—апрель 1819 до осени 1820).

Слайд 4

В поэзии Пушкина этой поры, приобретая все большую естественность, искренность, сердечность, продолжают звучать эпикурейские мотивы, то вакхические ( «Веселый пир», 1819), то шутливо-эротические ( «Старик», 1815; «Платоническая любовь», 1819; «Русалка“, 1819), иногда принимающие черты напускной фривольно-грубой, даже цинической бравады (“27 мая!», 1819; «Юрьеву», 1819; «Мансурову», 1819).

Слайд 5

Обращаясь к «Юрьеву», поэт пишет: «Здорово, рыцари лихие Любви, Свободы и вина!» Главной проблемой творческих вдохновений Пушкина становится социально-политическая свобода. Поэт провозглашает: «Свобода, мой кумир» ( «Веселый пир»). Проникнутый вольнолюбивым убеждением ума и сердца, он выступает против самодержавной деспотии ( «Ура! в Россию скачет Кочующий деспот», 1818). Н. П. Огарев в 1861 году в предисловии к сборнику «Русская потаенная литература XIX века», восхищаясь «звучностью» выражения юной веры Пушкина в будущую свободу, воскликнул: «Кто во время оно не знал этих стихотворений? Какой юноша, какой отрок их не переписывал?».

Слайд 6

Пушкин ополчается против самого страшного зла его времени — крепостничества ( «Деревня»).

Слайд 7

Исходя из атеистического миропонимания, он поднимает голос против «небесного царя» и духовенства. Руководствуясь просветительскими идеями, поэт разит сиятельных невежд, «почетных подлецов» ( «Послание к кн. Горчакову»), знатных палачей ( «Орлову», 1819) и даже самого царя хлесткими эпиграммами ( «На Аракчеева», 1819; «Ты и я», 1817—1820). С гордостью произносит он в послании «К Н. Я. Плюсковой» (1818): «Я не рожден царей забавить». И если «Елизавету в тайне пел» (опальную жену Александра I), то лишь за ее «добродетель». Известно, что Александра I декабристы думали заменить либеральной Елизаветой.

Слайд 8

Не состоя формально членом декабристского общества, Пушкин стал одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной мысли, он осознавал себя выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал: «И неподкупный голос мой Был эхо русского народа». Понятно, что его боевые социально-политические стихи «в печати не бывали» ( «Послание цензору», 1822), а распространялись устно и в списках.

Слайд 9

Освобождаясь от классицистской условности, наложившей заметную печать на его лицейскую лирику, проникаясь все большей задушевностью и искренностью, петербургские стихи Пушкина, воплощающиеся чаще всего в форме дружеских посланий, явно тяготеют к романтизму. Истинно романтична его устремленность к свободе, которую он восторженно называет «мечтой прекрасной» .

Слайд 10

Ода «Вольность», написанная, вероятно, в декабре 1817 года, обозначила собой новый этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы революционно-освободительному движению. Родившаяся в атмосфере дружеских бесед поэта с Н. И. Тургеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные социально-политические принципы тогда организационно подготовляемого «Союза благоденствия». В ее начальной строфе поэт отрекается от элегической ( «изнеженной») лиры и провозглашает свое желание служить гражданской поэзии. По смыслу и форме ода «Вольность» — первое последовательно декабристское произведение, его художественная декларация и прокламация.

Слайд 11

В критической литературе верно указывалось, что пафос обличения ( «самовластительный злодей!»), угроз ( «трепещите!») и призыва ( «Восстаньте, падшие рабы!») «Вольности» много выше ее политического конституционализма. Впервые это стихотворение было опубликовано Герценом в «Полярной звезде» за 1856 год (Лондон), а в России полностью лишь в 1906 году.

Слайд 12

«Деревня», написанная в июле 1819 года в селе Михайловском, посвящена крепостничеству. Это пламенная инвектива в форме социально-политического монолога, продолжающая традиции «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. Оставаясь, как и в «Вольности», конституционалистом, сторонником освобождения крестьян по «закону», мерами сверху, поэт заключает свое стихотворение надеждой увидеть в будущем, «по манию царя», «народ неугнетенный» и над отечеством зарю «свободы просвещенной». При жизни Пушкина «Деревня» печаталась лишь в первой своей части в 1824 и 1826 годах. Вторая ее часть размножалась в списках. Полностью это стихотворение впервые было напечатано Герценом за границей в 1856 году, а в России лишь в 1870 году.

Слайд 13

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: