Какую роль играет природа в жизни героев романа Толстого «Война и мир»?


Введение

Использование писателем картин природы всегда обогащает его творчество в идеологическом и художественном плане. Ландшафт может выполнять различные функции: Это необходимо для тонкого психологического анализа состояния героев, для валоризации картин события, для яркого описания среды, в которой используется то или иное действие. Картины природы могут быть использованы для выражения любого представления об авторе или его чувствах и переживаниях, играть идеологическую и композиционную роль, т.е. способствовать раскрытию идеи произведения. Создавая тот или иной пейзаж, можно судить об отношении писателя к своим персонажам, его взглядах на природу, их роли в жизни общества и человека. Поэтому ландшафт является одним из основных средств психологического анализа.

Образ дуба как аллегория

Свою роль в становлении характера и его описании играет и аллегория дуба. Это дерево символ силы, мужества, непобедимости русского народа. В романе же он подчеркивает основные черты Андрея Болконского.

Впервые персонаж встречается с деревом в момент, когда его мучили тревоги, он был подавлен и не готов принимать важные решения. В это время дуб показывается старым, чахлым и полностью высохшим. Он так же, как и человек, пережил буран, пургу и ветра.

Но в скором времени мужчина встречает свою новую любовь. Он обновляется, начинает вновь радоваться жизни и менять что-то в ней. И дерево чудом оживает, распускает листья и начинает отпускать новые ветви. Оно показывает новую весну в жизни человека во всех ее красках.

Но функция прекрасных пейзажей не только в том, чтобы передать настроение героев. Читатель через изображение природы может прочувствовать трагедии и события, которые происходят в произведении, прикоснуться к реалиям жизни, описываемой в повести.

Природа для Толстого

Для Толстого природа — это высшая мудрость, воплощение нравственных идеалов и истинных ценностей. Естественный», любящий природу человек был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик персонажей Толстого является их отношение к природе. Она органично вписывается в жизнь «ищущих» героев Льва Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает им переосмыслить, пересмотреть и даже изменить свою жизнь.

С точки зрения философа Толстого, природа олицетворяет величие и вечное обновление жизни, добрые начала бытия, и таким образом, по воле автора, становится свидетелем и участником духовных поисков героев.

Литература для всех

Пейзаж и его функции в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Пейзаж у Толстого всегда реалистичен, четок, очень конкретен. Вместо тургеневских полутонов, оттенков красок здесь мы встречаем четкие, определенные линии, очертания предметов, внимание к основному цвету. Но, как и в романах Тургенева, природа у Толстого дается в восприятии героя. Писатель подчеркивает глубокую, действенную связь между картинами природы и сложной душевной жизнью человека. И этим пейзаж у Толстого напоминает нам пейзажи, созданные Лермонтовым в романе «Герой нашего времени».

Наиболее важная функция пейзажа в романе — это обозначение внутреннего состояния героев, состояния их дум и чувств. Так, восприятие природы определяет многие душевные движе­ния Андрея Болконского. Однажды «открытое им» бес­конечное, голубое небо сопровождает затем все взлеты и падения героя, представляется ему в минуты величайшего счастья и неизбывного горя.

Впервые это высокое, торжественное небо с бегущими по нему облаками явилось князю Андрею, когда он, раненный, лежал на Аустерлицком поле. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизме­римо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. „Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей… Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба»». Образ неба, символизирующего вечность, здесь создается благодаря характерным эпитетам («бесконечного неба», «неизмеримо высокого» неба), метафоре («тихо ползущими по нем серыми облаками»).

Торжественное, величавое и равнодушно-безмятежное небо открывает Болконскому всю суетность и ничтожность его честолюбивых помыслов. И в этом плане пейзаж здесь имеет сюжетообразующее значение. Князь Андрей переживает душевный кризис, определивший весь последующий этап его жизни. Честолюбивые помыслы и активное участие в общественной жизни сменяются в Болконском бездействием, равнодушием ко всему. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол», — говорит князь Андрей приехавшему к нему Пьеру.

Безухов убеждает его в том, что есть Бог, истина, добродетель, призывает его любить и верить. Заодно с Пьером и природа, которая как будто просит князя Андрея поверить другу. Болконский смотрит на красный отблеск солнца по синеющему разливу, прислушивается к тишине, и ему кажется, что волны, со слабым стуком ударяясь о дно парома, приговаривают: «Правда, верь этому».

И после разговора с Пьером князь Андрей «в первый раз после Аустерлица… увидал то высокое, вечное небо, которое он видел на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Тот же самый мотив неба возникает и в другом пейзаже романа, когда князь Андрей приезжает в Отрадное. «Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревьями была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе».

Здесь Толстой использует эмоционально-цветовые эпитеты (ночь «свежая и неподвижно-светлая», «серебристо-освещен­ные» и «черные» деревья, «ярко-белый ствол»), сравнение (лунный свет ворвался в комнату так, «как будто он настороже у окна давно ждал», когда отворят окна). Кроме того, здесь мы можем отметить четкое месторасположение в пространстве всех предметов, картин, составляющих пейзаж.

Пейзаж этот, кроме того, раскрывает внутренний облик Наташи, желающей улететь в небо, и поэтизирует зарождающееся в князе Андрее чувство любви. Пейзажи, поэтизирующие любовь в романе, традиционно лунные (загадочная святочная ночь оттеняет взаимное чувство Николая и Сони).

Чувства Болконского после разрыва с Наташей писатель снова передает через восприятие героем бесконечного, голубого неба: «…тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного».

Образ неба является лейтмотивным для князя Андрея. В этом образе — величие, иде­альность, бесконечность стремления и отрешенность, холодность. Оборотная сторона рассудочности, рациональности, строгости героя — это жажда чего-то абсолютного и вечного, жажда «небесного» совершенства. Но совершенство это должно открыто проявлять себя в явлениях жизни, идеал должен совпадать с реальностью. НО разрыв между «небом» и земной реальностью для героя непреодолим, и в этом глубочайший трагизм образа Болконского.

В своей жизни князь Андрей пробует преодолеть этот разрыв, и Толстой вновь оттеняет состояние героя пейзажами. По опекунским делам своего сына Болконский едет в рязанские имения, и Толстой рисует здесь великолепную картину весеннего леса. «Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба… В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из прошлогодних листьев, подни­мая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы».

Однако Болконского не трогает «обаяние весны». Вот он заметил старый огромный дуб, с обломанными суками, глядящий «каким-то старым, сердитым и презрительным уродом». «Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, как будто чего-то ждал от него. Эти ожидания героя — желание еще раз утвердиться в мысли о бесполезности и бессмысленности жизни. Князь Андрей здесь чувствует гармоническое соотношение природы и своего состояния, он окончательно укрепляется в своих безнадежных мыслях. Закрепляя настроение героя, природа придает мыслям Болконского печально-торжественный лад. Он ощущает какую-то мудро-справедливую закономерность своего состояния.

Однако уже выбранный писателем природный образ символизирует заблуждение героя. Дуб всегда считался символом крепости и прочности жизни, долголетия. В этом смысле «старые болячки» на могучем, сильном дереве противоестественны. Толстой здесь как будто подчеркивает преждевременность духовного старения героя, намекает на его богатый внутренний потенциал, на внутреннюю силу его, дающую возможность выхода из душевного кризиса. В Отрадном Болконский видит Наташу, беспечную и счастливую, слышит невольно ее разговор с Соней, и в душе его поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

Возвращаясь обратно, князь Андрей не узнает старого дуба. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. „Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления». Истоки толстовского параллелизма в описаниях человека и природы — в народной поэзии. В народной песне герои часто сравниваются с образами могучего дуба, плакучей ивы, рябины, «в поэтике народной песни большую роль играют солнце, звезды, месяц, заря, закат — в связи с описанием человеческих переживаний»5. Пейзажи раскрывают нам душевные состояния и другого героя, Пьера Безухова. Так, зарождающееся чувство любви к Наташе, еще не вполне осознаваемое им самим, Толстой оттеняет описанием зимней морозной ночи, когда Пьер покидает дом Ростовых. «Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба… стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив, Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду… Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

Однако в этом пейзаже заключен более глубокий смысл. «Звезда 1812 года — звезда счастья для Пьера и Наташи. И она, звезда 1812 года, взошла над Россией, это звезда русского народа, это — звезда истории. Она пророчит беды и торжество всему народу в его исторической жизни и герою романа — в его жизни.

Пейзажи, открывающие сцены сражений, нередко символизируют грядущий исход битвы. Так, например, Аустерлицкое сражение в романе предваряет картина все время усиливающегося тумана. «Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет»; «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места — обрывами и скатами… Но долго шли колонны все в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы… Каждому солдату приятно становилось на душе от того, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших»; «Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска». В этом тумане Ростов все время обманывается, «принимая кусты за деревья и рытвины за людей».

Пейзаж этот многозначен: туман символизирует в этом эпизоде человеческие заблуждения, неизвестность, неопределенность исхода сражения, ошибочность мнений русских офицеров. Солдаты идут «неизвестно куда» — уже этой фразой писатель намекает на возможность неблагополучного ис­хода Аустерлицкого сражения.

Русские войска, воодушевленные присутствием императора, уверены в предстоящей победе. И Ростов, и Денисов, и ротмистр Кирстен, и князь Долгоруков, и Вейротер, и сам АлександрI — все рассчитывают на благополучный исход сражения. «Девять десятых людей русской армии в то время были влюблены… в своего царя и в славу русского оружия», — пишет Толстой. Собственное поражение предполагает лишь один Кутузов, четко осознавая, что русские войска идут наугад, не зная точно, где находятся французы.

Пейзаж же, сопровождающий Наполеона, символизирует его грядущую победу в Аустерлицком сражении. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана… Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой белой руки… и отдал приказание начинать дело».

Огромное, ослепительное солнце, соотнесенное с образом Наполеона, напоминает нам о «короле-солнце» — Людовике XIV. Об этом же говорит и багровый цвет солнца, ассоциирующийся у нас с царственным пурпуром. Солнце в этом пейзаже символизирует особое положение императора среди французских войск, честолюбие Наполеона, его самомнение, его «искусственный мир призраков… величия».

Характерен также пейзаж, предваряющий Бородинское сражение. Пьер, приехавший на Бородинское поле, поражен красотой открывшегося зрелища. «…Вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, …кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде — спереди, справа и слева — виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно». На Бородинском поле стоял «тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него».

Великолепная картина эта подчеркивает красоту русской природы, символизируя собой Россию, все то, что русские солдаты должны были отстоять на Бородинском поле. Ощутимо звучит в этом пейзаже мотив противостояния разумности природы и неразумности человеческих устремлений, несущих в себе противное человеческой природе, смерть и страдания. Кроме того, величественная картина природы здесь усиливает впечатление торжественности происходящего, подчеркивает значительность данной минуты.

Характерно, что, как и перед Аустерлицким сражением, на Бородинском поле — «туман и дым». Однако туман этот вскоре «тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца». Писатель как бы намекает нам на призрачность планов Наполеона, на то, что мечты французов о завоевании России могут растаять, подобно утреннему туману.

Характерно, что солнце здесь — «застилаемое дымом». Так как солнце в какой-то степени соотносится с образом Наполеона в романе, то пейзаж этот символизирует грядущее моральное поражение французских войск и смятение императора, когда «ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие».

Пейзажи в романе раскрывают и философские взгляды Толстого. Так, заключительный пейзаж сцены Бородинского сражения подчеркивает губительное влияние человеческой цивилизации, приведшей к бессмысленным войнам. «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь. Что вы делаете?»

Как отмечает дореволюционный исследователь Рождествин, у Толстого чувство природы развивалось под влиянием Руссо. Природа и цивилизация противопоставлены в созна­нии писателя. И этим Толстой напоминает нам Лермонтова, в творчестве которого мир природы противопоставлен миру человеческой жизни.

Итак, функции пейзажа в романе Л.Н. Толстого разнообразны. Являясь элементом композиции, описания природы создают фон, на котором происходит действие, предваряют те или иные события, создают определенное настроение, выступают в качестве средства характеристики героев, их внутреннего состояния. В пейзажах писатель выражает свои философские взгляды, отношение к историческим событиям, свою любовь к России.

Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Пейзаж играет главную роль в романе «Война и мир», он помогает писателю показать всю мелочность и нелепые мечты принца Андреаса фон Рума, … На поле боя перед лицом смерти князь Андреас понял, что идолы и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним было не что иное, как небо — высокое, неясное, но все еще неизмеримо высокое, с мягкими ползучими серыми облаками… Да! Все пустые, все обманчивые, за исключением этого бесконечного неба. Ничего, ничего, кроме него. Но нет ничего, ничего, кроме тишины, тишины… И слава Богу!» Теперь, когда он так близок к своему кумиру — Наполеону, — князь Андрей понимает всю незначительность этого «маленького человека», которому он подражал. Всё это поверхностно и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье и воспитании сына. Князь Андрей верит, что его жизнь окончена. Нет надежды на счастье.

Как бы отголоски его мыслей, старый могучий дуб стоит в цветущей березовой роще. Его сука высовывается в разные стороны, уродливая на фоне молодых берез. Дуб, кажется, говорит: «Весна, любовь и счастье! И как можно не устать от одних и тех же глупых, бессмысленных обманов… Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…» «Да, он прав, этот дуб прав тысячу раз, — подумал князь Андрей, — пусть другие, молодые люди, снова отдадут себя этому обману, и мы знаем, что жизнь, наша жизнь окончена! Он решил жить спокойно и безмятежно, жить в его возрасте, никому не причинять вреда, заботиться о близких, выполнять свой отцовский долг.

Но как радикально изменились мысли князя Андрея после посещения Отрадного и встречи с Наташей. Ее ночная беседа с Соней, которую князь случайно услышал, открывает ему душу этой девушки. Ее энтузиазм и восхищение жизнью невольно переносится на Болконский. Он начинает понимать ценность жизни, каждый ее момент. На обратном пути он видит тот же самый дуб, но какой! «Старый дуб, полностью преображенный, протянувшийся с палаткой пышного, темно-зеленого цвета, немного покачивался в лучах вечернего солнца. Ни кривых пальцев, ни болезненных пятен, ни старой скорби и недоверия — ничего не было видно. «Да, это тот же самый дуб», — подумал принц Андрей, и он вдруг нашел неразумное весеннее ощущение радости и обновления.

Вся жизнь течет в сознании принца. Он уверен, что сейчас не время «хоронить» себя. Он полон сил, ему всего тридцать один год, он может не только помогать своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что он способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, ему нечего хоронить себя в деревне, он должен ехать в столицу, где проходит политическая жизнь.

Примечательно, что только лучшие герои Толстого близки к природе, они чувствуют свою связь с природой, свое «духовное родство». Отрицательные герои далеки от природы, от всего природного и красивого. Они не только не воспринимают природу с ее величественной и спокойной красотой, но и даже не подозревают о ее существовании.

Таким образом, Лев Толстой содержит описание природы не только как фона, природы — актера, который помогает раскрыть лучшие качества любимых героев, подчеркивая их духовность, высокие импульсы и стремления.

Князь Андрей и красота небосвода

Если разобраться с тем какое значение имеет пейзаж в романе, то можно понять, что он важен не только для читателя, который с его помощью может понять настроение персонажей и их основные черты характера. Также природа и ее описание крайне важны для самих героев, которые при помощи красивых пейзажей и взгляда на них принимают наиболее важные решения в своей жизни. Даже первый поцелуй Наташи Ростовой сопровождается ярким солнечным светом и теплым ветерком.

Образы природы огромную роль сыграли в становлении Андрея Болконского и перемене его взглядов на жизнь. Чтобы показать развитие характера князя, автор использует пейзажные образы, которые в дальнейшем стали яркими символами.

Символический смысл имеет взгляд Болконского, направленный в небо, во время обдумывания своих мыслей. В это время молодой человек испытал крушение своих прежних чаяний и идеалов, а также осознание истинной сущности человеческих отношений. Пейзаж помогает показать:

  • насколько глубоки внутренние психологические переживания героев;
  • как сильно они хотят найти своем место в жизни.

Читатель может вместе с князем смотреть в небо и понимать его действие на мысли и переживания молодого человека. Ведь в этот момент нет ничего, кроме этого бескрайнего небосклона, нет ничего важнее тишины и той красоты, которой он восторгается. Именно глядя на то, как плывут белоснежные облака, мужчина понимает, насколько важна жизнь в любом ее проявлении.

Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев

Природа помогает Болконскому переосмыслить или даже внезапно изменить свою жизнь, становится импульсом для духовного исцеления в кризисные моменты его жизни.

Раненый в Аустерлице, князь Андреас видит над собой «высокое небо, неясное, но все еще неизмеримо высокое, над которым мягко ползут серые облака». И военный подвиг, который только что совершил Болконский, и битва, которая продолжается рядом с ним, и даже боль от его ранений угасают на заднем плане в сознании героя. Он переживает моменты безграничной внутренней гармонии, его душа открывает очень простые, до сих пор непонятные истины: «Как я мог не видеть перед этим высоким небом? И как я счастлива, что наконец-то узнала его. Да! Все пусто, все обманчиво, кроме этого бесконечного неба».

После травмы и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, мечтает ни о чем, ничего не ждет от жизни. По дороге в Отрадное он видит «огромный, два дубовых пояса, со сломанными… сучки и сломанная кора, заросшая старыми ранами», которая «злобный и презренный урод» стоит между другими деревьями. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе воплощение собственной души. Дуб как бы говорит: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», — а в голове у героя ползут грустные мысли: О, он хочет «жить своей жизнью, не делая зла, не беспокоясь и не загадывая желаний».

В Отрадном Болконский впервые встречается с Наташей, а ночью, когда он открывает окно, невольно становится свидетелем разговора с Соней. Таинственная и радостная красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, пробуждает воображение («Чтобы она присела на корточки и улетела»). Она пытается порвать со своей прозаичной подругой, объяснить свою невыразимую красоту зловещей чудесной ночью, но Соня отвечает «неохотно». Но в душе князя Андрея возникает «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

По возвращении из Отрадного Андрей снова сталкивается с дубом, который «так странно и запоминаемо поразил его», но на этот раз старое дерево предстает перед ним как бы в другой форме: «Старый дуб, полностью преображенный, протянул палатку сочной, темно-зеленой млели, слегка раскачивающейся в лучах вечернего солнца. Ни костлявых пальцев, ни болей в горле, ни старой грусти, ни недоверия — ничего не было видно. Сочные, молодые листья прорвались сквозь вековую твердую кору без узлов… «И князь Андреас вдруг обнаруживает желание жить с другими и для них, понимает, что «жизнь в тридцать один не курят».

В «Войне и мире» пейзаж также показан в традиции Пушкина — с точки зрения хозяина, жизнь которого освещена традиционными развлечениями природы. Перед тем, как охотиться на волка, Николай Ростов увидел «такое утро, которое не могло быть лучше для охоты: как будто небо таяло и тонуло в землю без ветра». Единственным движением в воздухе было спокойное движение сверху вниз, с микроскопическими каплями или туманом, спускающимся вниз. Прозрачные капли, подвешенные на голых ветвях сада… Земля… … сплавленная с тусклой и влажной крышкой тумана. «

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки к природе, чувствуют связь с ней. Негативные персонажи далеки от природы, от всего природного и красивого. Они не только не воспринимают природу с ее величественной и спокойной красотой, но и даже не подозревают о ее существовании. В романе «Война и мир» читатель никогда не увидит в лоне природы Елену, Анну Павловну, Юлию Карагину, князя Василия, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого значения. Психически опустошенный, морально уродливый, когда говорят о природе, это напряженно и неправильно. Но главные герои романа воспринимают этот гармоничный мир совершенно иначе, близко к идеалу писателя — «естественного человека». Эти люди духовно прекрасны, ищут счастья, внутренне близки к людям и мечтают о полезной деятельности. Их жизненный путь — это путь страстного стремления, ведущего к истине и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстого раскрывается через их восприятие природы.

Дуб летом

После встречи с юной графиней Ростовой душа героя встрепенулась, ему захотелось жить. По дороге домой, уже в июле, князь искал глазами силуэт знакомого дуба у края дороги. Но чуть не пропустил дерево, потому что оно преобразилось. Крона стала темно-зеленой, листва шумела уверенно, жизнеутверждающе, переливая оттенками в вечерних лучах солнца. Было видно, что дуб согрелся, он довольно колыхал могущественными ветками.

Картина предстала прекрасная, под густой листвой не стало видно ран, обломанных сучьев. Жизнь промелькнула перед Болконским, состоящая из коротких мгновений, как печальных, так и победоносных. Перед ним возникло свежее лицо Наташи Ростовой, которая умела любить всех и все вокруг, раскрывая этим смысл счастья.

Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей.

С этого момента мужчина меняет свою жизнь. Руководимый желанием делиться боевым опытом во благо государства, Болконский занимается составлением нового военного устава. Вместе с министром обороны Сперанским Андрей осуществляет армейские реформы, начиная новый этап своей жизни. Зерно романтического влечения к девушке Наташе уже брошено в его душу и скоро взойдет. Образ дуба в этом эпизоде автор изобразил, как символ возрождения.

Пейзаж в исторических событиях

При освещении исторических событий, повлиявших на упадки мировой истории, Толстой использует образы природы, чтобы понять смысл и значение события, дать ему моральную оценку. Панорама, которую Пьер видел утром перед битвой, и описание Бородино-Зеро после битвы оцениваются Толстым с точки зрения историка, летописца, философа и патриота.

Толстой изображает пейзаж под таким углом, что призывает читателя сделать выводы о природе самой войны. Писатель был стойким противником войны и видел в этом бессмысленное и жестокое насилие против естественного хода истории. Ландшафт в романе должен подтвердить обоснованность этой позиции.

Когда Пьер поднялся на холм, он замер в восхищении: «На горизонте были видны далекие леса, которые завершают панораму, выточенные точно из драгоценного желто-зеленого камня, с их изогнутой линией вершин…». В результате битвы мирный, дружелюбный, разноцветный пейзаж сменяется мрачным, безрадостным образом. После Битвы на Лугах и Зеро, «где сотни лет собирали урожай и пасли скот, крестьяне», пропитались кровью и смертью.

Картина лунной ночи в Отрадном, небо Аустерлица и Бородинского нуля, охотничьи картины и описание старого дуба — классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые принесли имя Толстого в гармонию с именами великих русских мастеров пейзажа.

Природа глазами Наташи

Ночь в Отрадном запала в душу Андрею великолепием и одухотворенностью. В ней созидательная сила будущего, вдохновение на новый жизненный этап, который для Болконского является сложным выбором. Фраза, которая заставила мужчину влюбиться еще не осознанно, на уровне чувства, не поднявшегося на поверхность сознания, не оформившейся в мысль, звучала из уст Наташи так:

Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!

Особо трепетно Лев Толстой описывает ночь перед Рождеством, когда семья Ростовых едет на святой ужин. Из-под пера автора дорога превращается в сказочный путь:

Вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: