Тема, основная мысль и композиция
Сонет имеет эпиграф французского символиста Малларме, который утверждает, что сущность вещей не раскрывается в обыденной речи. Как же тогда её раскрыть? Об этом сонет Брюсова.
Сонетная форма предполагает 2 катрена и 2 терцета. Первый катрен задаёт тему, тезис. Автор рассуждает о цветке, у которого связаны форма и содержание, внешнее и внутреннее, контур и запах. Эта мысль получает развитие в образе бриллианта, суть которого недоступна взгляду, пока огранка не сделает совершенной форму.
Во втором катрене тезис развивается дальше. Лирический герой подступает, наконец, к тому, что его волнует, переходя от материальных образов к абстрактным. Возникает утверждение, что изменчивые фантазии застывают в отточенных фразах.
Первый терцет, казалось бы, не содержит противоречий, в нём нет ожидаемого перелома. Лирический герой мечтает, чтобы и его мечты воплотились в слове. Но антитезис к первоначальному тезису о единстве формы и содержания всё же представлен: важность формы на первом месте. Не доходят к свету мечты, не воплощённые в слове, исчезают, умирают.
Синтез второго терцета – история об издании стихов лирического героя и о восприятии их другом. Сонет – вот совершенная форма, с точки зрения лирического героя. То есть «Сонет к форме» — это сонет о сонете как совершенной форме. Так форма и содержание сливаются, но форма, согласно учению символистов, оказывается ведущей.
Тема стихотворения вынесена в заголовок. Это сонет не столько к форме, сколько о форме. В том числе – стихов.
Основная мысль стихотворения: совершенная форма – единственное условие правильного восприятия смысла художественного произведения.
Венки сонетов Брюсова
Венок сонетов представляет своего рода поэму из 15 сонетов, выстроенных в определенной последовательности. Главный сонет – магистрал – замыкает композицию, но создается в первую очередь. Он содержит в себе замысел, основную идею всего венка сонетов. Уже после него пишутся остальные 14 сонетов, причем каждый должен открываться и завершаться строкой из магистрала следующим образом:
- начало сонета №1 – первая строка магистрала, окончание – его вторая строка,
- начало сонета №2 – вторая строка магистрала, окончание – третья строка,
- все дальнейшие сонеты поочередно следуют этому порядку,
- сонет №14 открывается тринадцатой строкой магистрала и завершается его четырнадцатой, последней строкой.
Таким образом, замыкается кольцо срок (отсюда и название – венок), и квинтэссенция поэмы раскрывается в последнем 15-ом сонете.
Эта изысканная форма построения, представляющая вызов для поэтов, была изобретена еще в XIII веке, на родине сонета – в Италии. Она требует от поэта высочайшего мастерства: ввиду трудностей с подбором рифм и из-за жестких правил архитектоники не каждому удается с ней справиться.
В творчестве Брюсова есть два замечательных сонетных венка: «Роковой ряд» и «Светоч мысли».
«Роковой ряд»
«Роковой ряд» был написан Брюсовым в 1916 году в рекордно короткие сроки: всего один неполный день, как писал сам автор в дневнике – полчаса на сонет.
Венок обобщает любовную тему в творчестве автора. Сонеты, входящие в цикл, озаглавлены женскими именами и посвящены реальным женщинам, вероятно, возлюбленным и музам поэта.
Первый сонет «Рокового ряда» начинается следующими строками:
Четырнадцать имен назвать мне надо… Какие выбрать меж святых имен, Томивших сердце мукой и отрадой?
Внешность героинь сонетов представлена в общих чертах и несколько однообразно, а имена зашифрованы (в названиях сонетов – преимущественно уменьшительные формы: Леля, Маня, Таня и др.), поэтому неизвестно, кому конкретно адресованы стихи. Но, возможно, среди них есть увлечения молодых лет автора: Елена Маслова и Наталья Дарузес, более позднего периода: Мария Ширяева, Людмила Вилькина, Надежда Львова и другие, а также супруга поэта – Иоанна Брюсова.
В магистрале венка, озаглавленном «Заключительный», Брюсов подводит итог своим размышлениям о «священных образах» бывших возлюбленных, прошедших «туманным строем» в его воспоминаниях и причинивших тоску и боль, но вместе с тем ставших счастьем и усладой.
Четырнадцать назвать мне было надо Имен любимых, памятных, живых! С какой отравно-ранящей усладой Теперь, в тоске, я повторяю их!
Но боль былую память множить рада; О, счастье мук, порывов молодых, Навек закрепощенных в четкий стих! Ты – слаще смерти! ты – желанней яда!
Как будто призраков туманный строй В вечерних далях реет предо мной,— Но каждый образ для меня священен.
Вот близкие склоняются ко мне… В смятеньи – думы, вся душа – в огне… Но ты ль, венок сонетов, неизменен?
Стоит отметить, что в магистрале использована неканоническая схема рифмовки в катренах (АВАВ АВВА), а терцеты рифмуются по традиционной для французского сонета схеме (ССD EED). Также Брюсов отошел от канона, когда спустя три года написал еще один, шестнадцатый сонет венка, озаглавленный «Кода». Дополнительный сонет, посвященный очередной возлюбленной, однако, не вносит ничего нового в концепцию этого венка.
«Светоч мысли»
«Светоч мысли» состоит из пятнадцати сонетов-частей, соответствующих этапам развития цивилизации и озаглавленных «Атлантида», «Халдея», «Египет», «Эллада» и т. д. «Светоч» здесь означает носителя высоких идей свободы, истины, человеческого разума. Таким образом, главная тема всего произведения – главенство разума, идеи просвещения в обществе.
Для венка характерны торжественность, пафос, использование слов высокого стиля и устаревших слов. Его магистрал звучит следующим образом:
Над буйным хаосом стихийных сил Сияла людям Мысль, как свет в эфире. Исканьем тайн дух человека жил, Мощь разума распространялась в мире.
Прекрасен, светел, венчан, златокрыл, Он встал, как царь в торжественной порфире. Хоть иногда лампады Рок гасил, Дух знанья жил, скрыт в дивном эликсире.
Во все века жила, затаена, Надежда – вскрыть все таинства природы, К великой цели двигались народы.
Шумя, Европу обняла война… Все ж топот армий, громы артиллерий Не заглушат стремленья к высшей сфере.
В сонете (как и во всем цикле) показано поступательное историческое развитие народов, стремление разума перейти из «хаоса стихийных сил» к «высшей сфере».
Тропы и образы
Эпитеты стихотворения характеризуют и предмет изображения в поэзии, и саму суть совершенной поэзии. Тонкие властительные связи, изменчивые фантазии, желанные черты воплощаются в отточенной и завершённой фразе, буквах спокойной красоты.
Синтаксический параллелизм в катренах позволяет сопоставить единство формы и содержания цветка, ценности алмаза и красоты его огранки, мысленной фантазии и её воплощения в фразе. Быстротечность изменчивых фантазий в стихотворении сравнивается с облаками в небе. И к фантазиям, и к облакам применяется метафора «бегут», а фантазии каменеют в совершенных фразах (метафора).
В первом терцете основное внимание уделяется мечтам, которые как будто обладают собственной волей (олицетворение). Мечты доходят до слова и до света (метафора рождения мысли, её формулировки и словесного воплощения). Желанные черты – это совершенная форма, которая необходима для воплощения мыслей.
В последней строфе появляется образ друга. Это единомышленник, способный увидеть красоту стиха, готовый упиться им (метафора). Как известно, желанный том, в который должен был войти сонет, так и не был издан.
В сонетном замке поэт как будто вовсе забывает о содержании. На единомышленника производят впечатление стройность сонета (композиция, размер, рифмовка) и «буквы спокойной красоты» (очевидно, звукопись). Таким образом, Брюсов воплощает идею о том, что форма чрезвычайно важна.
Место сонета в творчестве Валерия Брюсова
На изломе эпох русская поэзия устремилась к экспериментам и новаторским преобразованиям. Жизнь становилась похожа на театральное представление, а каждый поэт выступал сразу в нескольких ролях, избирая, в зависимости от ситуации, наиболее подходящую.
На волне необычайного культурного подъема и исторических перемен поэты искали литературные формы, которые соответствовали бы стремительному темпу новой жизни и вместе с тем отличались оригинальностью стиля. Неудивительно, что краткий и четко выстроенный сонет вновь возник из забвения.
Одним из главных популяризаторов сонета – как в теории, так и на практике – стал Валерий Брюсов, называвший сонет «идеальной формой». Благодаря его усилиям, как и ряда других поэтов-современников, поэтическая школа русского символизма максимально близко подошла к классическому сонету.
В сонетах Брюсова полнее всего отразилась доминирующая тема его творчества – драматический диалог Жизни и Смерти, их вечное противостояние. Поэт проводит параллели между страстью и смертью, а в качестве способов преодолеть последнюю рассматривает поэзию и любовь. Вместе с тем, творец, поэт, по мнению Брюсова, несовместим с земной суетностью и толпой.
Существенная часть брюсовских сонетов – это послания (например, сонеты к Бальмонту, Северянину), посвящения (сонет на смерть Скрябина), портреты, надписи в альбомах, все вместе образующие что-то вроде диалога с предшественниками и современниками. Брюсов обращается к библейским и мифологическим образам («Моисей», «К Пасифае»), историческим личностям («Клеопатра»), известным персонажам мировой литературы («Дон-Жуан»).
Среди всей совокупности сонетов, написанных Брюсовым, особняком стоят циклы сонетов, так называемые венки.
Размер и рифмовка
Рифмовка данного сонета такова: аББа аББа вГвГГв. Это классический сонет с вариативной рифмовкой в терцетах. Сонет написан пятистопным ямбом со множеством пиррихиев.
- «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
- «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова
- «Женщине», анализ стихотворения Брюсова
- «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова
- «Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова
- «Нить Ариадны», анализ стихотворения Брюсова
- «Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова
- «Сумерки», анализ стихотворения Брюсова
- «Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова
- «Работа(Единое счастье — работа…)», анализ стихотворения Брюсова
- «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова
- «Кинжал», анализ стихотворения Валерия Брюсова
- «К Медному всаднику», анализ стихотворения Брюсова
- «К самому себе», анализ стихотворения Брюсова
- «Близким», анализ стихотворения Брюсова
По произведению: «Сонет к форме»
По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич
Анализ 2
Произведение «Сонет к форме» — это отличный пример творения символистов. Хоть и на момент создания Валерий Брюсов был очень молод, в стихотворении прослеживается его огромный талант. Стихотворение ставит целью раскрыть суть, идею символизма. Его можно отнести к философской лирике.
Эпитеты — постоянные гости стихотворений Брюсова, они нужны поэту, поскольку имеют большую роль в произведениях символического направления. Эпитет в произведениях способствует более яркому раскрытию образа, он детализирует суть, для того чтобы достичь стройности мыслей, появившихся в голове человека.
Любой поэт без исключения, своими произведениями стремится к вечности. Брюсов уделял этому вопросу большое внимание. В нём не было сомнений в том что можно создать сотни стихотворений, и все они могут быть написаны зря, они не станут предметом для восхищения, никто не будет стремиться подражать стихотворениям. А происходит это из-за того что читатель не понял, какие мысли вложил поэт в своё творение. С другой точки зрения, даже если стихотворения обладают простотой, доступны для понимания широким кругом, они всё же не вызывают нужного восхищения, ибо даром стихосложения обладает абсолютно любой человек.
Валерий Брюсов считает, что произведение должно иметь какую-нибудь неординарную мысль, поданную в крайне тонкой и безупречной в своем величии форме. Только с соблюдением данных условий, на свет появляются лучшие стихи, впоследствии становящихся достоянием мировой литературы, новым этапом в её развитии.
До конца своей жизни, поэт Брюсов стремился воссоединить в своих произведениях форму с содержанием. Он тщательно выбирал слова для любого своего творения и стремился превратить его в шедевр.
Валерий Брюсов является талантливый поэтом, подарившим России новейшее течение в литературе, такое как символизм. В основном поэт концентрировал свое внимание на различные актуальные, волнующие человека проблемы человека: от простых личных переживаниях человека — тем влюбленности, любви к Родине, одиночества, до более важных тем, вроде власти, культуры, искусства, войны и иных потрясений. Валерием Брюсовым была развита и усовершенствована культурная жизнь России. Благодаря поэту, выходили в печать новейшие сочинения писателей-символистов.
Анализ стихотворения Сонет к форме по плану
🗹