Главные герои
Костылев Михаил Иванович
Михаил Иванович Костылев — содержатель ночлежки. Ему 54 года. Это лживый, двуличный человек. Он хочет казаться честным, но тайно скупает и продаёт краденые вещи. Костылев очень жаден, наживается на обездоленных людях и краденых вещах. Он грубо обращается с женой и её сестрой, но ему приходится заискивать перед Пеплом, да и перед другими обитателями ночлежки, знающими о его нечестных делах.
Костылева Василиса Карповна
Василиса Карповна Костылева — жена содержателя ночлежки, она гораздо моложе его, ей 26 лет. Василиса изменяет Костылеву с вором Васькой Пеплом. Эта красивая женщина вышла замуж за Костылева из-за денег. Нрав у неё жестокий, она властолюбива, ненавидит мужа, сестру, которую ревнует к Пеплу. Обитатели ночлежки боятся именно её, а не хозяина.
«Баба лютая», — говорит о ней Бубнов.
Наташа
Наташа — 20-летняя сестра Василисы Карповны, хорошая, добрая девушка. Ей очень тяжело живётся в семье Костылевых, хозяева ночлежки над ней издеваются, бьют, но девушке некуда идти от них. Когда Пепел предлагает ей уехать вместе в Сибирь, она отказывается, так как не любит его. Но по совету Луки Наташа всё же соглашается стать женой Пепла. Когда Васька случайно убил Костылева и выставил Василису своей сообщницей, чтобы отомстить ей, Наташа поверила, что они состояли в сговоре. Перед убийством Костылева хозяева ночлежки били Наташу и опрокинули на неё самовар. С ожогами девушка попала в больницу, в ночлежку она больше не вернулась.
Медведев Абрам Иванович
Абрам Иванович Медведев — 50-летний дядя Василисы и Наташи, служащий участковым полицейским. Он ухаживает за Квашнёй, живущей в ночлежке, но та отказывается выйти за него замуж.
Медведев отлично знает, что Василиса бьёт Наташу, но не заступается за девушку, так как считает, что в «семейное дело» не нужно вмешиваться.
Он, зная, что Костылевы имеют общие дела с вором Пеплом, не пресекает их беззаконные действия. В конце пьесы Медведева уволили со службы, вероятно, за недобросовестное отношение к работе. Он женился на Квашне, которая за пьянство стала его бить.
Васька Пепел
Васька Пепел — 28-летний вор, живущий в ночлежке Костылева. Его с детства называли вором, так как отец его был вором и часто сидел в тюрьмах. Пепел говорит: «…оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…»
Пепел сейчас ворует по наводке Костылевых, а затем они же скупают у него краденое. Василиса Костылева — любовница Пепла, но в последнее время он к ней охладел. После разрыва с ней он не соглашается на предложение Василисы убить её мужа. За это она обещает ему деньги и женить на своей сестре Наташе, которая нравится Василию. Но всё же Костылева, хоть и нечаянно, Пепел убил и сел за это в тюрьму. Он выставил Василису своей сообщницей, и та тоже оказалась в тюрьме. А Наташа, подумав, что её сестра Василиса и Пепел действовали заодно, отвернулась от Васьки.
Так случайность не позволила Пеплу изменить свою жизнь, а ведь он хотел так жить, чтобы мог сам себя уважать.
Клещ Андрей Митрич
Андрей Митрич Клещ — 40-летний слесарь. Он уже полгода вместе с женой Анной живёт в ночлежке. Клещ трудолюбив, не уважает тех, кто не работает, мечтает вырваться из нищеты. Он ненавидит всех обитателей ночлежки и свою жену, к которой стал относиться ещё хуже после того, как она заболела. Клещ ставит себя выше всех окружающих, так как у него есть ремесло. Но после смерти жены ему приходится, чтобы похоронить её, продать свои инструменты. Он не может сейчас работать и постепенно примиряется с жизнью в ночлежке.
Анна
Анна — жена Клеща. Эта 30-летняя женщина очень больна. Чахотка довела её до того, что она еле вставала с постели. Анна уверена, что заболела из-за того, что, живя с мужем, всё время терпела от него обиды и побои. Но всё же, несмотря на такое отношение, она не переставала о нём заботиться.
Настя
Настя — девица 24 лет, живёт она в ночлежке, занимается проституцией, сожительствует с Бароном, тоже живущим в ночлежке. По его мнению, она добрая, но глупая. Настя даёт ему деньги на выпивку, терпит пренебрежительное отношение этого обедневшего дворянина. Девушка очень чувствительна, плачет от жалости к героям книг, читает она только романы о любви. Настя сочинила историю о любви и рассказывает, что в её жизни была настоящая любовь. Девушка тяготится своей нынешней жизнью и надеется уйти из ночлежки.
Квашня
Квашня — женщина лет под 40, торговка пельменями, живёт в ночлежке. За ней ухаживает полицейский Медведев, но она не хочет с ним венчаться. 8 лет Квашня была замужем, супруг её бил. Оставшись вдовой, она не хочет вновь выходить замуж, но всё же в конце пьесы Квашня стала женой Медведева, понадеявшись на его помощь в нелёгкой жизни. Но Медведев увлёкся выпивкой, и Квашня за это стала его бить.
Бубнов
Бубнов — бывший картузник, ему 45 лет. Сейчас он живёт в ночлежке и со своим положением смирился. Этот спокойный человек хорошо разбирается в людях, так как имеет достаточный жизненный опыт. Но он никогда не даёт советов, поскольку не склонен взваливать на себя ответственность за чужую судьбу.
Бубнов — приверженец бесперспективной и циничной «правды жизни» и убеждён в непредсказуемости судьбы человека. Он не склонен к жалости, но у него твёрдые нравственные устои: неспособность на обман, подлость, преступление.
Подробная характеристика Бубнова здесь.
Барон
Барон — 33-летний обитатель ночлежки. По происхождению он дворянин, из-за этого и получил своё прозвище. Весь свой капитал он растратил, затем, служа в казённой палате, растратил деньги и отсидел за это в тюрьме. Этот образованный человек стал пьяницей, у него нет документов. Он состоит в любовной связи с Настей, пренебрежительно к ней относится из-за её простого происхождения. Барон не только высокомерен, но и неблагодарен — берёт у Насти деньги на выпивку, но называет девушку мразью. В жизни он ничего хорошего для себя уже не ждёт.
Сатин Константин
Константин Сатин — человек лет 40, в молодости служил телеграфистом. Затем он убил обидчика сестры, отсидел в тюрьме около 5 лет, там его обучили шулерству и сейчас он не хочет жить честным трудом.
От остальных обитателей ночлежки Сатин отличается своей начитанностью. Он довольно умён, но свои умственные способности нигде не применяет, его кредо: «Просто — обременяй землю!..»
Сатин высокопарно говорит о Человеке, о правде, но сам живёт за счёт обмана, шулерства и равнодушен к людям.
Подробная характеристика Константина Сатина здесь.
Актёр
Актёр — слабохарактерный, нервный человек. Ему около 40 лет, он бывший артист. Пристрастившись к алкоголю, Актёр потерял работу, дом, своих близких людей и даже своё имя. У него стала плохая память, пьянство подорвало его здоровье, о чём он постоянно сообщает почему-то с гордостью.
Почувствовав поддержку со стороны странника Луки, Актёр воспрянул духом. Он поверил, что его смогут излечить от алкоголизма, и стал копить деньги на поездку в город, где есть такая клиника, начал даже работать, чтобы собрать деньги на поездку. Когда Лука исчез из ночлежки, так и не сообщив, в каком городе находится эта клиника, Актёр решил, что жизнь его кончена, и повесился.
Подробная характеристика Актёра здесь.
Лука
Лука — 60-летний странник, остановившийся в ночлежке на отдых. Он пробирается на Украину, где, по слухам, открыли новую веру.
Живёт он по принципу: «Человека пожалеть надо». Лука видит тех, кто нуждается в участии, кому нужна поддержка, и помогает им пережить обиды и неудачи. Такие люди под его влиянием становятся лучше, начинают верить в себя. Его бескорыстная и утешительная помощь не нужна Сатину, Бубнову, Барону и Клещу, поэтому он с ними почти не общается.
Утешительные речи Луки помогают обитателям ночлежки смириться с пустым, безрадостным существованием в надежде на то, что впереди у них лучшая жизнь.
Подробная характеристика Луки здесь.
Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам
В ночлежку для бездомных людей, уже не ждущих от жизни ничего хорошего, пришёл странник. Он утешил, кого мог, дал надежду отчаявшимся, а потом ушёл. Скоро стало ясно, что надежды не имеют под собой почвы, сами люди не готовы измениться и подняться со дна жизни.
Акт 1
Действие разворачивается весенним утром в грязной ночлежке, в подвале. В центре стоит стол, за которым хозяйничает Квашня, торговка пельменями. Женщина говорит о своём ухажёре, который к ней сватается, но замуж за него она не собирается. Не так давно умер муж Квашни, тиранивший её при жизни. Теперь она счастлива и терять свободу не желает. Клещ возражает, что она всё равно выйдет замуж. Квашня возмущена, она бросает собеседнику обвинение в смертельной болезни жены.
Вывод
Каждый читатель вынесет для себя свой определенный вывод. Пьеса «На дне» может помочь человеку понять, что в жизни стоит всегда к чему-то стремиться, потому что это дает силы идти дальше, не оглядываясь назад. Не останавливаться с мыслями, что ничего не получится.
На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.
История создания
Пьеса была написана в трудное для страны время — 1902 годы. В России в девяностых годах девятнадцатого века не на шутку разросся экономический кризис. Многие обнищавшие, разорившиеся крестьяне после неурожая уезжали из деревень и отправлялись на поиски заработка.
Закрылись заводы и фабрики. Без средств на проживание и крыши над головой оказались тысячи бедных людей. Из-за этого появилось много бездомных людей, оказавшихся на самом дне.
Владельцы трущоб, решили использовать такое выгодное положение и извлечь выгоду из ситуации. Они сделали из них ночлежки, где могли проживать бездомные, безработные, воришки, бродяги, люди у которых просто не было денег и другие, за определённую сумму.
В декабре 1902 года пьеса была поставлена на сцене известного театра МХАТ с участием Станиславского. Автор желал показать моральные, нравственные и духовные проблемы общества. А также увеличить уровень культуры всех классов населения. Постановка вызвала споры и большую шумиху. О пьесе говорили, с завистью или восхищением, обсуждали, сомневались.
Постановки и экранизации
Первая постановка драмы «На дне» состоялась в 1902 году. До 1905 года она разрешалась с купюрамиКУПЮРА — сокращение, пропуск в тексте литературного или музыкального произведения., но в 1903-м она прошла в семи театрах (в провинциях и в столице). В последующие годы «На дне» ставили многие провинциальные и столичные театры. Постановки за рубежом проходили в Берлине, Гельсингфорсе, Кракове, Париже, Токио, Нью-Йорке, Лондоне и многих значимых городах Запада и Востока.
Первая экранизация пьесы Горького «На дне» в СССР — фильм-спектакль (МХАТ) в 1952 году.
В 1972-м — экранизация спектакля Московского театра «Современник».
В 1987-м — «Без солнца» (Ю. Карасик) и «На дне» (А. Петросян). В 2014-м — «На дне» (В. Котт), вольная интерпретация.
За рубежом пьеса была экранизирована в Венгрии, Японии (дважды), Франции, Китае.
Бывшие люди
Максим Горький часто наблюдал за людьми. Когда писатель был ребенком, ему удалось погрузиться в мир, наполненный всевозможными личностями. Также он видел и «дно» жизни, людей брошенных на произвол судьбы. Именно эти первые впечатления особенно сильно повлияли на его творчество. Поначалу автор хотел идеализировать «бывших людей», но в итоге переделал свою работу, перестав романтизировать образы персонажей, а показывая всю жестокость их обитания.
Пьеса Горького изображает ночлежку Костылева и лишенных всего жителей этого мрачного места. Общество сформировало официальную пропаганду о существовании ночлежки. Было решено, что туда попадают те, кто обязательно обладает какими-то пороками, люди, неспособные приспособиться к социальному устою. Автор же пытался доказать обратное: что даже в таком злачном месте, человек старается сохранить достоинство и то хорошее, что у него осталось:
- Настя мечтает не о еде или богатстве, а о большой любви.
- Клещ отличается трудолюбием и честностью в работе и др.
Уже на основе таких фактов, читатель формирует вывод, что многие из этих людей не способны были сами провалиться «на дно». Если бы обстоятельства повернулись по-другому, каждый мог стать достойным членом общества. Судьба несчастных кроется только в неправильном отношении мира к людям тех времен.
Анализ произведения
Максиму Горькому всегда была интересна личность человека, его внутренний мир, чувства, мечты, слабости, сильные стороны и многое другое. Именно характеристика героев «На дне» показала все их желания и мысли, их отношения друг с другом. Автор изобразил людей, отвергнутых обществом, изгоев, живущих в прошлом и не собирающихся стремиться в будущее.
Оказавшись внизу им больше не нужно держать себя в рамках приличия, выглядеть опрятно или вести себя сдержанно. Потеряв ценности, установленные обществом, он теряется и выпадает из реальности. Жизнь может сломать любого, и герои не стали исключением. Ведь все мы состоим из крови и плоти, у каждого есть слабости и сильные стороны. Хотя и у персонажей есть свои положительные качества. Например, спор между Сатиным и Лукой показывает их глубокую сущность, начитанность, они богаты, но духовно.
🗹