Описание дуба в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»


Первая встреча с деревом

Дуб, о котором идёт речь, рос на краю дороги, ведущей в усадьбу. Кроме него, в лесу было много берёз, каждая из них — в несколько раз тоньше и ниже дерева-исполина. Выступая, как талантливый художник, о размере ствола Толстой пишет, что он был «в два обхвата». Об особом отношении Льва Николаевича к этому дереву говорит описание: Толстой указывает, что кора заросла «старыми болячками». Эпитеты, которыми автор награждает «руки и пальцы дерева»:

  • «корявые»;
  • «несимметрично-растопыренные»;
  • «неуклюжие».

О самом дубе автор пишет, что он стоял между «улыбающимися берёзами», как «старый, сердитый и презрительный урод». Все деревья радуются приходу весны, и только старик-дуб не хочет слушать пение птиц и поддаваться всеобщему ликованию. Он как будто осуждает всё живое на земле, которое смеет наслаждаться солнцем и весенним обаянием. Такова неприглядная характеристика дуба.

Автор вкладывает в слова старого раскидистого дерева монолог, из которого следует, что всё хорошее, приходящее с весной, — всего лишь обман.

Дуб война и мир

Глупо желать счастья, любви, и все, кто надеется на лучшее, — беспросветные глупцы. Кажется, что дерево сетует на свою непривлекательность.

Ободранные и обломанные «пальцы», выросшие отовсюду, не могут способствовать радостному настрою. Дубу ничего не остаётся, как безмолвно сетовать на свою участь. Но он не одинок — поодаль растут почерневшие ели, которые писатель характеризует такими эпитетами:

  • «мёртвые»;
  • «задавленные»;
  • «одинокие».

Когда Андрей увидел старое раскидистое дерево, он почувствовал, что ему нужно постоять рядом, побыть наедине с дубом. Князь распорядился, чтобы карету остановили. Выйдя из неё, он попросил кучера распрячь лошадь, чтобы она могла набраться сил для дальнейшей дороги. Необходимость в уединении нужна была не для того, чтобы полюбоваться на дерево: Андрей хотел разобраться в себе и своих мыслях, понять, чего ему хочется и как жить дальше.

Лакей с кучером повиновались и нашли неподалёку место, где лошадь могла пастись. Болконский не спеша подошёл к дубу, осторожно дотронулся до его тёплой, морщинистой коры. Проведя по стволу рукой, он почувствовал, насколько право безмолвное дерево, выражающее всем своим видом укор весеннему ликованию.

Весна, женщины, любовное опьянение, радость бытия — всего этого нет, люди придумали себе иллюзию и упиваются ею.

Сочинение Характеристика и описание Дуба

Этот эпизод – один из самых важных для раскрытия образа князя Андрея… Дуб точно один из самых известных «персонажей» во всем романе! Красивый образ, полный смысла. Дуб здесь почти герой, Андрей разговаривает с ним, как с человеком. Для него это дерево точно живое существо, сначала старое, но после переродившееся.

Дуб это стоит на краю дороги, так немного «в углу». Тут же он сравнивается с березами вокруг. И он в два раза выше средней березы там, в десять раз старше и шире. Был он просто огромным, покрытый старой корой. Он выглядел он таким потрепанным жизнью, то есть годами, ветрами… На нем было полно старых «болячек», из-за которых казался сердитым стариком, особенно по сравнению с березами, которые как будто все улыбались. Еще он весь такой корявый, несимметричный, уродливый даже, но упорный в своем пессимизме… И так он отличался от окружения, так ещё и весна будто не могла на него повлиять. Все уже вокруг зазеленели, а он все такой же «зимний», но только без снега.

Андрею (и автору, конечно) кажется, что дуб говорит. Весна ассоциируется с любовью и счастьем, а всё это вместе для него – обман. Дуб разочарован, ни в какое светлое чувство не верит. Может быть, ему уже всё надоело… Но в то же время нельзя сказать, что у него нет сил, он стар, но крепко стоит на земле, ствол у него в два обхвата. Древесины там точно очень много! Почему-то он не верит даже в солнце, хотя оно уж точно есть, даже если за облаками. Себе в товарищи по несчастью он выбрал ели – они тоже не весенние, а всегда одинаковые, как застывшие.

И князь Андрей думает, что дуб в своей «позиции» прав. У героя тоже нет веры в любовь… Но мы все знаем, что всё-таки дуб этот «заразился» весной – зазеленел, проснулся к новой жизни, хотя и позже берез. И для героя это стало надеждой. Даже если этот старый дуб смог снова «полюбить» жизнь, пустить в себя энергию весны, то и человек может. И князь Андрей после всех разочарований сможет полюбить!

Теперь дуб млеет под лучами солнца, качает прекрасной кроной. Не видно старых болячек, все как будто затянулось. Его корявые ветки-пальцы тоже спрятались в сочную молодую листву. Новые веточки пробились сквозь старую кору. Он стал просто неузнаваем! Теперь он выглядел мощно и молодо, излучал радость. Всё равно он отличался от берез вокруг, но был вместе с ними в этой радостной весне.

Этот образ, его изменения стали очень важными для героя, в них он отразился сам – до и после.

Сомнения и эксперимент князя

Целый рой мыслей возник в голове Болконского. Он вспомнил слова Пьера и с досадой оперся на дуб. Думая о том, как нелепы наивные рассуждения Безухова, князь в какой-то момент засомневался. Пьер говорил с такой уверенностью, и не может ли быть так, что его слова — правда? Князь так смотрел на дерево, как будто хотел его обнять. Он понял, что Бог не просто так создал каждое творение. Умысел был в том, чтобы всё живое могло стать счастливым.

Дуб и болконский война и мир толстой

Но разве может радоваться и наслаждаться дерево, которое выглядит так уродливо? Когда-то оно было молодым, и окружающие берёзки завистью наблюдали за тем, как бушуют мощные ветви. Но это время прошло, и сейчас у дороги растёт не стройный исполин, а кряжистый старик.

В итоге Болконскому захотелось доказать и дереву, и себе, что Пьер был прав. Он начал осматривать все сучья, и наконец взгляд наткнулся на дупло.

Князю стало стыдно за мысли, а ещё он испугался, что кучер и лакей могут застать его за богопротивным делом. Оглянувшись, он понял, что слуги не вернулись, и наклонился к найденному дуплу. Убедившись, что его не облюбовали грызуны и прочая живность, Андрей принялся за дело. Он снял панталоны и начал совершать характерные движения. В этот момент ему показалось, что рядом не дерево, а молодая жена. Стыд жёг сердце, но останавливаться было поздно.

Завершив своё занятие, князь прислонился к дереву и попросил у него прощения. Потом он позвал кучера, и карета отправилась дальше. Отъезжая, он глядел на дуб, цветы и траву, над которыми старик возвышался всё так же мрачно и безмолвно. Андрей думал, что всё же корявый исполин прав: поддаваться соблазнам — удел молодых, а жизнь стариков кончена. В душе возникли грустные мысли по поводу прожитых лет. Князь решил, что поздно что-то начинать, главное — дожить остаток дней. Не стоит тревожиться, строить планы и чего-то желать.

В тексте художественного произведения Толстой выражает то, что тревожило его всю жизнь: проблемы переоценки ценностей, смысла жизни и человеческого одиночества.

В сложные периоды, когда меняется мировоззрение, душа оказывается буквально вывернутой наизнанку, и это отлично показывает первая встреча князя со старым деревом.

Образ дуба в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

1. Восхищение весенним возрождением. 2. Внутренний мир героя. 3. Целительная сила природы.

Что не знаю сам, что буду Петь, но только песня зреет. А. А. Фет В своем творчестве Л. Н. Толстой обращается к разным граням личности для того, чтобы составить ее наиболее полный портрет. Это могут быть мало уловимые движения лица: улыбка или блеск глаз. При описании же внутреннего состояния героя важно не только эмоции, но и внешние их проявления. Толстой находит другие черты, способные показать нам его ???«диалектику души», термин, который использовал Н. Г. Чернышевский при характеристике произведений великого писателя. В своем сочинении я остановлюсь на образе дуба из романа «Война и мир», который помогает нам приоткрыть душевное состояние князя Андрея Болконского. Это дерево Андрей встречает на своем пути перед тем как попадает в имение Ростовых, Отрадное. За плечами у князя может и небольшая по времени, но насыщенная по содержанию жизнь. Он видел все грани того, к чему в своем произведении обращается писатель: миру и войне. Из такого странствия Болконский вынес твердое убеждение в том, что жизнь кончена. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Увиденное дерево заставляет Болконского вновь взглянуть на пройденный им путь. Но и воспоминания не меняют его отношения к себе. Прелесть весны не воскрешает в нем прекрасных мгновений и не дает свежего дуновения новой жизни. Однако писатель, обращаясь к такому путешествию, которое Болконский затеял в Богучарово по делам сына, показывает, что именно этот дуб становится своеобразной поворотной точкой в судьбе одного из главных героев. Князь Андрей же не понимает, чему может так радоваться его, кучер Петр. И единственный, кого он находит себе в союзники, это старый дуб, который «вероятно в десять раз старше берез». Именно он еще более утвердил Болконского во мнении, что «ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Само описание дерева, которое приводит в произведении писатель, помогает нам понять, почему князь Андрей воспринял его как единственного союзника в этой красоте весеннего сказочного леса. «Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренны-ми, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Из этого описания следует, что дуб тоже многое видел в жизни. А из такой нелегкой борьбы он вынес не только разочарование, но и раны, о которых говорят болячки на его коре.

При описании этой картины Толстой ловко использует один прием. Писатель показывает, что встретились две родные души, которые смогли противостоять общему веселью. Однако же они все равно остаются одинокими: дуб — в этой лесу, Андрей — в жизни. От того, что две родные души закрылись от света и других, ничего не изменится. Ведь жизнь продолжается… Она привносит новые события и впечатления, которые постепенно затмевают любую грусть. Таким существом для князя Андрея Болконского становится Наташа Ростова. Он поражен ее искренней радостью и восхищением, тем, что окружает нас в жизни. Она так.непосредственно и без лукавства радуется обыкновенной ночи. «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть!.. Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, — туже, как можно туже — натужиться надо. Вот так!» В этом случае девушка становится не союзником, а можно сказать, противником князя Андрея. И это дает свой эффект. Болконский начинает задумываться над тем, что и повседневные, с первого раза неприметные вещи могут радовать человека. Он понимает, что простые предметы и явления природы такие, как луна, могут окрылять. Может именно в этот момент князь Андрей понимает, чему весь день так радовалась Наташа. «В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул». Когда он возвращается, едет из Отрадного, то начинает обращать внимание на то, что его окружает. Это уже не восторженность и своеобразная весенняя пробужденность природы. Весна давно вступила в свои права, на дворе — лето. И в этот момент князь Андрей никак не может найти того, с кем был недавно так одинок в царстве просыпающейся природы. Образ дуба в произведении играет большую роль. Ведь именно глазами Болконского показано данное дерево. В нем он находит союзника своей души и мыслей, своей пройденной жизни. Автор использует данный образ для того, чтобы не через реплики приоткрыть внутренний мир персонажа. Князь Андрей, такой герой, который не говорит о своих тревогах и опасениях напрямую. Только с Пьером он может себе позволить немного пооткровенничать. В этот переломный момент, когда друга нет рядом, именно через описание дерева мы поняли то, что творилось, и какие кардинальные изменения произошли в душе Болконского. Он, словно этот дуб, ожил под теплым солнцем и мог радоваться летним дням, как те березы, которые снова повстречались ему на пути. Наташа своими восхищениями у окна только дала толчок тому, чтобы в князе Андрее вспыхнул огонек. Но укрепился герой в своем мнении только в тот момент, когда вновь увидел тот корявый и «печальный» дуб. Дерево словно само радовалось жизни, которую перед ним открыла весна, и Андрей «сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Новая листва скрыла болячки и раны. Так и Болконский подумал, наверное, что его душевные раны тоже могут зарубцеваться. Поэтому он сможет не только как этот дуб преобразиться, но и начать жизнь с нового листа. Дерево словно своим примером показывало то, что горе и недоверие можно переступить, как это сделал он сам. При последовательном описании дуба автор словно показывает ступени возрождения героя. Во-первых, стоит впустить в себя то новое, что окружает нас. Это позволит не только скрыть внешние изъяны, но и убедить себя в том, что горе останется позади. Во-вторых, самое главное, что ты сам сможешь сделать так, чтобы все вокруг тебя двигалось и оживало: «Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их». И все эти этапы вместе с дубом и проходит Болконский. «»Да, это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему». И в памяти молодого человека, ведь Андрею только тридцать один год, начали всплывать только приятные моменты его жизни, которые словно говорили о том, что он может идти вперед и при этом опираться не только на темные и мрачные, но и светлые мгновения. Болконский словно понимает, что именно обновление и восхищение жизнью позволяют смело идти вперед к новым вершинам, а не прятать свою молодость и талант за «корой с болячками». Он должен жить не только для себя, но и для других так, чтобы они тоже смогли рассмотреть в нем то лучшее, что пряталось долгое время, «…чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Так встреча с дубом стала тем поворотным моментом, который показал и утвердил главного героя во мнении о том, что можно начать жизнь с чистого листа. А окружающие, возможно, помогут ему в этом, так как во время своего пробуждения он вспоминает Пьера, девочку и теперь этот воскресший дуб. Так образ дуба в повествовании играет несколько ролей. Он не только приоткрывает нам завесу тайны над внутренним миром героя, но и является персонажем, который находит свой путь возрождения князя Андрея Болконского к новой прекрасной жизни. В то же время образ дуба дает возможность автору показать нам те качества героя, которые нельзя было бы показать через описание внешности.

Помолодевший дуб летом

Стояло жаркое лето, когда Андрей, возвращаясь домой от графа Ильи Андреевича Ростова, вновь проезжал мимо места, где произошла его памятная встреча с дубом. Он вспомнил о дереве, которое вызвало так много переживаний, стал искать его взглядом, но не нашёл.

Сам того не понимая, князь любовался зелёным шатром, а через некоторое время понял, что это и есть дуб-исполин. Но как он преобразился! На дереве не было и следа старых ран, корявые пальцы скрылись за молодой порослью, а прямо из коры росли сочные листья.

Болконский понял, что это и есть тот самый раскидистый дуб. Сейчас он млел в лучах заходящего солнца, но не бушевал, а следка колыхался.

Андрей порадовался и окончательно решил, что в 31 год жизнь не заканчивается. Нужно, чтобы жили все: и князь, и Пьер, и девочка, взволнованная ночным очарованием, и остальные. В этих размышлениях Толстой показал, что в каждом человеке, даже если он сам об этом не догадывается, скрыта тяга к полноценной, насыщенной жизни.

Нужно лишь событие, которое станет отправной точкой для переоценки ценностей.

Изменение мировоззрения персонажа

Болконский прожил недолгую, но насыщенную жизнь в поисках правды и смысла жизни. Его не интересовало высшее общество с их пустыми разговорами и праздностью. Анализ чувств этого героя позволяет увидеть его перерождение, переосмысление ценностей, нравственное восхождение к идеалам.

Качества и характер

Андрей жаждал славы, он оставил беременную жену, чтобы получить признание. Этот человек не боялся смерти и потери семьи. Он участвовал в сражениях, получал сильнейшие ранения, поддерживал сослуживцев, помогал людям. Болконский участвовал в жизни крестьян, многим дал вольную. Он пережил много событий, которые сформировали его, закалили характер.

Разочаровавшись в своих мечтах, герой понял смысл жизни. Во время ранения осознал, что война бессмысленна, пуста. Лишь огромное синее небо имело для него значение. Все его честолюбивые желания тут же пропали.

Черты, характеризующие Андрея Болконского:

  • сильная воля;
  • ум;
  • рассудительность;
  • решимость;
  • патриотизм;
  • бесстрашие;
  • самообладание.

Благодаря своим жизненным исканиям герой обрел вечную истину.

Образ весеннего леса

Писатель красочно изображает весеннюю растительность, показывая, как вся природа радуется обновлению. Трава зеленела, подчёркивая синь неба, и это великолепие дополняли почки, готовые распуститься. Весна в 1809 году была ранней, однако в лесу кое-где ещё виднелись остатки снега.

Роща состояла в основном из берёз. Ветра не было, поэтому воздух хорошо прогрелся, а на солнечных участках чувствовалась жара. На полянах распустились лиловые цветы, и по ним было понятно, что весна уже вступила в свои права.

Лошадям было жарко, поэтому они потели, зато птицы не страдали, а веселились, громко возвещая всех о своей радости. Лакей и кучер тоже наслаждались свежестью и зеленью, а Андрей не разделял всеобщего ликования. Его мысли были заняты кряжистым исполином — дубом, одиноко стоявшим у дороги.

Дерево с необъятным стволом поражало размерами. Оно было в 2 раза выше берёз и в 10 раз толще. Со всех сторон торчали толстые ветки и тонкие сучья, обломанные много лет назад. По всему было видно, что дуб пережил многое. На стволе было много мест, где вместо коры рос мох. С годами дерево утратило былую красоту, поверхность створа прочертили глубокие кривые борозды и на фоне берёз дуб выглядел ужасно. Он казался нахмуренным, сердитым и угрюмым.

Общее между Болконским и «стариком»

Андрею было чуждо ликование по поводу весны, и похожие чувства, казалось, испытывало дерево. Как Болконский, так и дуб перенесли за свою жизнь много испытаний, поэтому считали веселье обманом. Вот что пришлось пережить князю за последнее время:

Андрей болконский

  • смерть жены;
  • разочарование Наполеоном, который был для него авторитетом;
  • унижение в плену;
  • поражение русской армии под Аустерлицем и Шангребеном.

Испытания оставили след в душе Андрея, проявление положительных эмоций он считал лицемерием, а счастье — выдуманной категорией. Свой возраст князь считал приличным, ему казалось, что в 31 год уже невозможно радоваться, любить и быть счастливым. Если Болконский был изуродован внутренне, то дуб — внешне, и в этом проявляется их схожесть.

Неприятие внешних правил тоже сближает князя со старым деревом. Человеческие искушения, которым Болконский решил не поддаваться до конца жизни — любовь, счастье, веселье. Правила, установленные природой и игнорируемые дубом, — весеннее обновление, рост листвы и молодых побегов. Дуб не подчиняется естественному ходу событий и стоит без листьев.

Влияние природы на Андрея

Летом князь Болконский увидел совсем другой дуб, не такой, каким он предстал весной. Дерево радостно зеленело, колыхало листвой, освещаемое ласковым весенним солнцем. Дуб не захотел мириться с надвигающейся старостью и вырастил много новых сучьев. Листва закрыла всего его изъяны и болячки.

Отрывок про дуб война и мир

Этот отрывок про дуб в «Войне и мире» показывает, как образ обновлённого дерева всколыхнул в душе Андрея жизнеутверждающие эмоции и изменил его отношение к жизни. Вместо горьких воспоминаний, появились приятные. Князь стал думать о Наташе Ростовой, о небе под Аустерлицем и победоносных моментах.

После второй встречи с деревом, которая стала судьбоносной, Болконский кардинально переменил жизнь. Он начал разрабатывать воинский устав, который не должен был содержать ошибок предыдущего документа. Главной задачей стало сделать так, чтобы боеготовность страны оказалась на высоком уровне.

Проводить работу над реформами в армии князю помогал министр Сперанский. Жизнь Андрея вступила в новый этап, стала яркой и насыщенной, а пустоту, образовавшуюся в душе после утраты жены, заполнили ростки нежного чувства к девочке Наташе Ростовой.

Противостояние весеннему возрождению

Описание дуба в романе «Война и мир» помогает понять, почему Андрей его воспринял в качестве единственного союзника среди красоты сказочного весеннего леса. Это было огромное дерево с обломанными сучьями и корой. Между улыбающихся берез он стоял со своими несимметричными ветками, как страшилище, и один лишь не желал подчиняться весеннему обаянию. Тоже многое на своем веку повидал старый дуб. Война и мир принесли ему разочарование и раны, о которых свидетельствуют повреждения на его коре.

Толстой при описании этой картины ловко применяет один прием. Он показывает встречу двух родных душ, противостоящих общему веселью. Но все равно они остаются одинокими: Андрей – в жизни, дерево — в лесу. Ничего не изменится от того, что две родные души решили закрыться от других и от света. Ведь жизнь продолжается, неся новые впечатления и события, постепенно затмевающие любую грусть.

толстой война и мир дуб

Работа на уроке

В рамках школьной программы к образу дуба ученики обращаются в 10 классе. На уроке литературы дети пишут сочинение на одну из тем, предложенных учителем. Пример: «Анализ эпизода встречи князя Андрея Болконского и дуба». В этой работе нужно обратить внимание на символику, сравнение человека и дерева, олицетворение. Содержание эпизодов в сочинении не пересказывается, зато нужно разбирать самые значимые моменты, например, разговор Андрея с дубом.

Описание дуба война и мир

На уроке педагог рассказывает, что Толстой не единственный, кто обращался к образу дерева и сравнивал его с другими живыми существами. Этот приём использовали муса Джалиль, Максим Горький и другие, а Александр Солженицын написал автобиографическое произведение «Бодался телёнок с дубом». Ученикам может быть дано задание найти интересные факты о дереве. Например, в территориальной и родовой геральдике дуб выступает как естественная негеральдическая фигура. В генеалогии он символизирует родословное древо.

Если учитель проводит открытый урок по произведению, учащиеся должны продемонстрировать навык выразительного чтения и пересказа. На основе описаний дуба у Толстого им следует проанализировать, с помощью каких приёмов писатель выражает любовь к природе.

Начало урока — вступительное слово преподавателя, далее — демонстрация репродукций, которые учащиеся подготовили к занятию. Затем школьники зачитывают доклады по вопросам, которые учитель дал заблаговременно.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: