Время действия пьесы Максима Горького «На дне» — конец 18-го века. Автор ярко демонстрирует последствия экономического кризиса в стране на тот период, а именно то, как крах экономики отразился на судьбах простых людей.
Конец 19 века выдался трудным для жителей российских городов. Человек зачастую оставался без работы и крова, голодал, бедствовал и постепенно опускался на дно, теряя свой нравственный облик.
Именно таких персонажей собрал под одной крышей автор. Среди них читатель встречает и пьяницу-картузника, о котором пойдёт речь далее. В этой статье дается подробная характеристика образа Бубнова. Этот герой со своей обречённой философией фаталиста занимает в пьесе одно из важных мест.
Смысл образа
Автор попытался показать человека, проповедующего фатализм, как жизненную позицию. Бубнов не стремится казаться лучше. Он жесток и бессердечен. В образе легко увидеть, что происходит с людьми, когда они теряют человеческую суть. Животное происхождение становится ярко видимым. Все, к чему стремилось человечество многие века, теряется за дни. Цивилизация, образование, культура остаются где-то в прошлом или за стеной. Персонаж пассивен внутри и внешне. Он не верит в себя и распространяет позицию бессмысленности жизни. Все исчезнет, сотрется, станет пылью. Зачем стремится к чему-то? Люди – лишние существа на Земле
Циничный фатализм героя пугает, но не ставит читателя в тупик. Зритель начинает спорить, даже постояльцы ночлежки не придерживаются его позиции.
Место Бубнова в идеологическом конфликте
Из действующих лиц драмы Бубнов более всего близок к Сатину. На дне жизни оба оказались практически по своей воле и не стремятся вернуть прежнее благополучное существование. Но в этом кажущемся сходстве кроется огромная разница. Бывший телеграфист Сатин когда-то убил человека, обидевшего его сестру. Бубнов, оставил дом, семью, мастерскую, чтобы не стать убийцей или не подтолкнуть к преступлению неверную жену и её любовника. Убийство, которое совершил интеллигентный, образованный человек Сатин, невозможно для мастерового Бубнова. Это многое говорит о его моральных качествах. Впрочем, убеждённый фаталист, он часто демонстрирует своё равнодушие к смерти. О скончавшейся Анне он говорит: «Кашлять перестала, значит». И после добавляет: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?»
Внезапно открывшаяся в Актёре и Пепле вера в лучшее будущее, в правду, о которой вещает Лука, бывалого ночлежника сильно раздражает: «И чего вы оба мелете? Не пойму… Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем?». Бубнов не может поверить в спасительную силу надежды, в слова Луки о нужности каждого, живущего на земле, о том, что люди родятся «для лучшего», что «человека пожалеть надо». Он убеждён в случайности, непредсказуемости, бесполезности существования: «Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
Бубнов — пьяница, и, по собственному признанию, лентяй, но человек трезво мыслящий, рассудительный. В пьяном состоянии у него бывают порывы великодушия, приступы беззаботного веселья, хотя большей частью он груб и несколько циничен. Он не строит иллюзий, не склонен к жалости, но имеет твёрдые нравственные устои, не способен на подлость, обман, преступление. Образ Бубнова в пьесе М. Горького «На дне» представляет собой практическую оппозицию взглядам Луки, его спасительному мифотворчеству. Веру Сатина во всесилие человека он тоже не разделяет, считая человека безвольной игрушкой в руках судьбы.
Характеристика образа Бубнова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Появление «на дне»
Судьба мужчины вызывает жалость только сначала. Бубнов имел свое ремесло. Это была скорняжная мастерская. На него работал мастер. Бубнов признает, что работник был талантлив. Умудрялся из шкур собак и кошек создать экзотические меховые изделия. Встает сразу вопрос? Из чего делал свои меха Бубнов, не живодерня ли его заведение? Поэтому, возможно, дальнейший рассказ вызывает чаще усмешку. Жена полюбила мастера. Что стал делать оскорбленный муж? Бить женщину. Наглядный пример цинизма и жестокости. Чем он мог бы завершиться – ответ в пьесе, в образе Анны или сестры хозяйки Насти. Жена Бубнова сильнее по характеру. На ее защиту встал мастер. Злобные драки привели к мысли об убийстве. Бубнов хвастается, он сумел вовремя остановиться, не пошел по пути каторжника. А может это трусость? Слабость привела Бубнова в ночлежку, выкинула «за борт».
Кто жил в ночлежках?
Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители «дна». Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы «На дне» — именно такие люди.
Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила — это все находит отражение в произведении. Герои пьесы «На дне» — люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди «дна», изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его — каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же «на дне» жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?
Бубнов и Лука
Два постояльца спорят о правде и лжи. Зачем человек врет? Бубнов считает, что ложь – это попытка подкрасить душу. Говорить лучше только правду, какой бы жестокой она ни была. Совесть также не нужна каждому. Богатые должны ее имеет, а бедным она ни к чему. Нет у мужчины уважения и трепета перед смертью. На просьбу больной женщины он отвечает грубо;
«…шум — смерти не помеха…».
Классик наделяет персонаж трезвым взглядом на вещи. Он достаточно умен. Характеристика, которая звучит из уст персонажа, чаще правильная, точная. Пугает его бессердечие. Все видит, понимает, но никого не поддерживает. Что это? Ответ на предательство близкого человека или позиция, которая привела к предательству? Каждый выбирает свое мнение.
Популярные сочинения
- Родион Раскольников и Соня Мармеладова — сочинение
Эти два главных героя показывают два пути нравственного падения и возрождения, показанные Достоевским в романе. Родин Раскольников и Соня Мармеладова очень непохожи друг на друга. - Сочинение Мое любимое животное кошка
У нас в семье 7 таких любимых животных. 3 серых, одна рыжая, одна чёрная, 2 трёхцветных. Моя мама тоже любит кошек. Мы с ней подбираем животных на улице или прямо в подъезде - Мой любимый литературный герой — сочинение
Данный персонаж хоть и является выдуманным, но не перестает притягивать внимание чуть ли ни каждого человека на планете Земля.
Характер персонажа
Автор называет героя господином. В слове много сарказма и горечи. Господин – без дома, без семьи, без имущества. В итоге, это еще и человек без будущего. Руки скорняка были вечно желтыми от краски, а стали грязными. Мужчина сидит на нарах и пытается выкроить шляпу из старых брюк. Набор рваных тряпок выглядит нелепо. Понятно, почему жилец не платит за ночлежку. Он разучился шить. Живет у Костылевых «из милости», уже не может сосчитать, сколько должен. Господин ленив, «…страсть как работать не люблю!», поэтому и живет в долг.
Другая черта характера – любовь к пьянству. Впадает в запой и не выходит из него. Интересно то, что на человека становится похож, только когда пьян.
Голая скотская суть человека – стержень внутри каждого. Сколько ни приукрашивай поступки, ни меняй внешность, суть остается. Такую позицию Бубнова не принимает автор. Равнодушие приводит к смерти, потери человеческих черт. Желание жить, мечтать и надеяться – качества, от которых нельзя отказываться, останавливаясь в развитии.
Что погубило жизни этих людей?
Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел — представитель «воровской династии». Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну «казенную палату», в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении — это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.
Кого винят обитатели ночлежки?
Практически все герои пьесы «На дне» склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.
Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: «А почему погиб? Веры у меня не было…»
Существовал ли шанс жить другой жизнью?
Создавая образы героев пьесы «На дне», автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.
Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы «На дне» не воспользовались им.
Роль Луки в произведении
Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.
Характеристика и образ героя
Бубнов описывается, как заложник судьбы, однажды вышедший с ней на неравный бой. Когда-то имея свою мастерскую по пошиву мехов, он неплохо зарабатывал был женат, был самодостаточен. Но измена жены с ловким мастеровым сломала его жизнь. Кроме того, мастерская принадлежала жене и после тяжелой борьбы с рукоприкладством, Бубнову пришлось бросить всё и уйти в подвал. Начать всё с нуля, подняться с колен человек не смог. Опускаясь ниже, Бубнов взялся за бутылку. В свои 45 он не видел смысла делать жизнь лучше. Запой — его нормальное состояние. Как говорится в произведении, именно пьяным он ещё остаётся человеком.
Однако жизнь, в которую он окунулся меняет его, превращая в бесчувственного человека с нотами жестокости. Когда умирающая Анна просила тишины, он отвечал, что шум не помеха для смерти. Показывая всем своим видом, что он плохой, бездушный и черствый человек, Бубнов выказывал свой протест жизни, которая отобрала у него всё, чего он добился сам. Он не стеснялся перечислять свои недостатки, постоянно напоминал, что он плохой. Недоверие к людям, ко всем в обществе и личная боязнь нового предательства не давали Бубнову очнуться и выйти из состояния агрессии и уныния. В итоге, человек начал постепенно и верно привыкать к существованию, но не жизни. Можно заметить, что это не единственный и, далеко не вымышленный персонаж в череде «бедных людей» разных времён и произведений великих Писателей.
Такие, как Бубнов далеко не редкость. По человеческому фактору, впрочем, не меняется ничего из столетия в столетие. После удара судьбы, впадая в депрессию, люди, некогда преуспевающие в жизни, кидаются на дно и деградируют, хоть и не резко. Изначально Бубнов кидается в бой, решив, что может помочь делу кулаками, физической расправой. Мыслил убить жену, но передумал. Он ушел в себя и в его страданиях не было поддержки. Запой не преподносил человеку жизненных уроков, не подавал идеи одуматься. В итоге, плыть по течению без намёка на борьбу, оказалось гораздо легче, чем выбираться из грязи, в которую герой, увы, загнал постепенно себя самостояельно.
🗹