- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне
Пьеса Максима Горького «На дне» богата действующими лицами. Одним из наиболее ярких персонажей данного произведения является Сатин.
Хоть мужчина и не любит рассказывать о себе, из истории жизни Сатина мы всё же узнаём, что это был хороший человек, работящий, весёлый, образованный, много читавший, даже талантливый, имел представление о чести, высоко ценил семью. Заступившись за честь своей сестры, Сатин по случайности убил человека, после чего попал в тюрьму, где научился игре в карты и жульничеству, и дальше пустил свою жизнь по наклонной. Он стал пьяницей, бездомным, и попал в ночлежку вместе с остальными героями произведения.
По отношению к другим людям мужчина довольно прямолинеен. Он говорит остальным обитателям ночлежки в лицо правду, не всегда приятную. Сатин не любитель жалости, он считает её бессмысленной, даже унизительной. Он считает, что человек сам волен творить свою судьбу, отсюда и его отношение к жалости: человек сам в ответе за все свои действия, да и для чего жалеть человека, столь прекрасное, гордое существо? Сатин считает, что человека стоит уважать, он горд быть человеком. Мужчина считает, что быть человеком – значит быть свободным. По его мнению, человек должен заниматься тем, что ему нравится, что приносит ему удовольствие, в ином случае человек лишается своей свободы и становится рабом нелюбимого труда.
Сатин привык к осуждению со стороны окружающих, повесивших на него клеймо закоренелого преступника. Именно поэтому мужчина уже не стремится исправить свою жизнь, он считает себя потерянным для общества, безнадёжным, мёртвым человеком. Потому он считает, что человеку вроде него уже вовсе не нужно к чему-то стремиться, достаточно просто жить на земле до тех пор, пока жизнь не оборвётся.
В образе Сатина во многом воплощает свои идеи сам Горький. Главное отличие Сатина от прочих персонажей пьесы состоит в том, что он считает человека прекрасным, гордым, свободным существом, способным самостоятельно строить свою жизнь, вершить свою судьбу. Устами Сатина автор призывает человека к активным действиям. При этом образ жизни Сатина совершенно противоположен его словам, ведь обустраивать и улучшать свою жизнь он сознательно отказывается. И тем не менее, именно Сатина автор вводит в роли «проповедника» правды в своей пьесе, так как из всех персонажей только он обладает достаточным внутренним стержнем для этого.
Характеристика 3
В пьесе “На дне” Максима Горького, были изображены те, кто потерял смысл жизни. В том числе Константин Сатин – обитатель “дна”.
В свою молодость Сатин был вполне приличным человеком, работал телеграфистом. Так же работал в театре, но защищая свою сестру, он совершил убийство. После чего его поймали, и он попал в тюрьму. Докатился до ночлежки, так называемого “дна”, он после выхода из тюрьмы, в которой провел четыре долгих года и семь месяцев. Он остался в ночлежке для бедняков, начал много пить. Хоть Сатин и умный, образованный человек – не смог вернуться в обычную жизнь и стал обитателем “дна”.
В ночлежке он играет в карты, жульничает – шулер. В общении Константин не любит затрагивать тему себя и своей жизни, избегает вопросов на эту тему. Когда в ночлежку попал странник Лука, который начинает всех жалеть. Все верят его обещаниям о лучшей жизни, но не Сатин. Константин все понимает и остается правым. Сатин так же сочувствует не меньше Луки, но он не видит смысла в обещаниях и простом утешении людей, только за истину будет сражаться такой герой. Говорил Луке, что не нужно унижать людей, тем, что жалеешь их, а следует уважать человека. Хотя Константин с появлением Луки, стал задумываться и о своей жизни. Когда-то Сатин был жизнерадостным человеком и любил веселить людей, но сейчас же он очень изменился и говорит, что не боится смерти. Относится ко всему скептически, стал насмехаться над всеми, кто его окружает, в том числе и над самим собой.
Сатин является полной противоположностью образа Луки, это продолжается до конца пьесы. Презирает работу, но стал бы работать там, где ему было бы по душе и комфортно, так говорил Константин. Герой отлично понимает и осознают, что нельзя продолжать жить на “дне”, в ночлежке, ведь это даже нельзя назвать жизнью. Те, кто попадут в ночлежку, останутся там, станут заложниками этих стен и угрюмой жизни.
Константин Сатин — интересный персонаж. При пребывании в ночлежке у него формируется своя точка зрения. Он своего мнения о людях, жалости и других вещах. Его поведение можно назвать жестоким, но это из-за того, что он осознал всю ту бессмысленность проживания в ночлежке для бедняков и смирился с этим.
Сатин как личность
Константину Сатину около 40 лет. Он постоялец ночлежки, в которой, кроме него, находятся и другие обитатели, попавшие туда в силу разных обстоятельств.
Но так было не всегда. По его воспоминаниям, в молодости он работал телеграфистом, был весёлым, хорошо пел и танцевал.
А сейчас это пьяница и шулер. Он почти 5 лет отсидел в тюрьме за убийство обидчика своей сестры, там научился заниматься шулерством и теперь жить честно не хочет. Но в то же время именно он говорит об истинах, которые волнуют лучшие умы человечества.
Человек он неглупый и даже довольно образованный, бывший телеграфист. Он много читал — это отличает его от остальных обитателей ночлежки.
По его мнению, а также по мнению автора, в людях, даже в самых простых, заложена потребность творчества, т. е. творческого отношения к жизни.
Сочинение про Константина Сатина
Персонаж Горького из произведения “На дне” человек по имени Сатин, прекрасно раскрытый персонаж, который несёт в себе несколько проблем и идей, на которые хотел посмотреть и обсудить с читателем автор. В его характере и образе можно выделить несколько приоритетных позиций и черт.
Сатин – мужчина средних лет, совместно проживающий с героями произведения. Вместе они вынуждены жить на задворках общества, сожительствуя со своими товарищами по ситуации, и жить, кстати, в отвратительных условиях. Однако Сатин всегда был неприхотливым человеком, привыкшим к любым условиям, лишь бы была крыша над головой.
Сатин по характеру человек прямолинейный, который привык говорить с людьми жёстко, направляя всю свою целеустремлённость и уверенность на убеждение. Также в его характере также прослеживается безразличность к окружающим его людям, которое он объясняет тем, что каждый человек владелец своей судьбы, и он не имеет право в неё вмешиваться. В этом отношении к людям видно его мировоззрение.
Он считает, что всегда лучше сказать человеку неприятную, и даже может отвратительную, правду, чем утаить от него что-то и соврать, сказав такую приятную и сладкую ложь. Придерживаясь этой точки зрения, он проживает свою жизнь хоть и без друзей и близких, но зато с чистым сердцем. Такому же мировоззрению он учит людей, с которыми сожительствует. Заставляя человека смотреть на вещи рационально, он показывает насколько же прекрасны логика и здравомыслие. Его по праву можно назвать реалистом, который здраво смотрит на вещи, с холодным расчётом анализируя всё происходящее. Привыкнув жить так, он придерживается только этого мнения, он потерял всех близких людей, так как говорил им только правду в лицо, которую, они бы не хотели слышать.
Также через образ Сатина Горький пытается передать нам свою точку зрения и своё мнение, насчёт всего происходящего. Он считает, что жизненная позиция Сатина является наиболее верной и правильной. Он призывает своего читателя придерживаться догматов правды и чести, никогда не лгать во благо, говоря только правду, ведь только правда способна действительно помочь человеку. Я считаю, что именно это автор пытался передать через образ Сатина в своём произведении “На дне”, и что именно это ясно раскрывается в образе персонажа по ходу сюжета и прошествии сюжетных деталей, раскрывающих образ.
Взгляды Сатина
Сатин — скептик и нигилист. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест выражается в страстных монологах о Человеке, но на деле он ничем полезным не занимается и призывает к этому других: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! ?росто – обременяй землю!..»
На «дне жизни» Сатин оказался добровольно, обосновался там и чувствует себя вполне нормально, пропивает и проигрывает свои возможности.
Он спорит с Лукой и осуждает его позицию «утешительной» лжи, считает её унизительной: «Л?жь — религия рабов и хозяев…». «?равда — б?г св?бодного человека!».
И кто говорит о правде? Человек, который сам живёт ложью, шулерством! Который не стыдится просить денег на выпивку у вора!
Высокопарно говорит он о свободном Человеке (с большой буквы): «?адо уважать чел?века! ?е жалеть… не унижать его жалостью…». «Человек — вот правда!». «Че-л?-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»
Но что значит слово «человек» для Сатина? «Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» То есть, уважать надо не конкретного человека с его проблемами, бедами иди радостями; не человека, нуждающегося в помощи здесь и сейчас, а только некое идеализированное представление о человеческой личности вообще. Это похоже на ницшеанскую «этику любви к дальнему»: в человеке нужно любить то, чем он может стать, и с требовательностью относиться к тому, что он есть. Иначе, любя его просто так, мы окажем ему плохую услугу. Человек в его развитии (в перспективе сверхчеловек) — это и есть, по Ницше, «дальний».
Сатин не только не сочувствует людям, он подталкивает к окончательной гибели других жителей ночлежки. Например, он как бы в шутку советует Ваське Пеплу убить содержателя ночлежки Костылева, а затем сам участвует в его избиении и призывая других: «Бей его… Лупи их!..»
Он равнодушен к людям, что проявляется в проповеди презрительного отношения к нравственным ценностям. Для многих ночлежников работа является единственной возможностью честно заработать себе на жизнь, он же не только сам отвергает такую возможность, но настраивает на это и других: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек — выше! Человек — выше сытости!..» Сатин считает, что работа должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовлетворение. С этим вполне можно согласиться. Но тут же он говорит следующее: «Сделай так, чтоб работа была мне приятна я, может быть, буду работать … да! ?ожет быть!» То есть, кто-то должен сделать для него работу приятной. А почему не самому это сделать? И вот это дважды повторенное «может быть» говорит о том, что и тогда ещё не факт, что он будет работать.
«?огда труд удовольствие, жизнь хороша! ?огда труд обязанность, жизнь рабство!» — тоже правильная формула. Но только формула, потому что не всегда труд может быть удовольствием, а вот обязанностью — всегда.
Произнося высокопарные слова, Сатин оправдывает собственную аморальность, утверждая, что честь и совесть нужны только богатым и тем, у кого есть власть. Философию «свободного человека» Сатин доводит до крайности. Он сам уже является человеком, свободным ото всего, в том числе и от морали. Поэтому и «дно» для него — норма существования.
Вариант 3
Пьеса Максима Горького «На дне» значительно отличалась от литературных произведений того времени. В пьесе показан не просто нижний слой общества. Главные герои пьесы – это люди, которых даже к этому слою нельзя отнести. М. Горький перед написанием пьесы общался и изучал людей, которые потеряли не только материальное благополучие, но и человечность. Все образы раскрыты приближенно к реальным людям и их историям. Жизненные судьбы героев могут вызвать сострадание, а место их обитания – шокировать. На дне можно встретить мечтательницу Настю, Анну, которая доживает свои последние дни, скептика Сатина и работника Луку. Все герои отличаются, но их общей чертой остается – пассивность и принятие всех жизненных обстоятельств.
Сатин – главный герой пьесы, это человек, который спустился на дно. Его жизнь не всегда была такой. Он был образованным человеком, много читал, работал в театре. Но попал в тюрьму за убийство насильника своей сестры. Теперь он всё своё свободное время пьянствует и занимается карточным мошенничеством. Он всегда хмурый и озлобленный на весь мир. От прежней жизни осталось лишь умение красиво выражаться и вставлять умные слова. Сатин значительно отличался от других жителей ночлежки. Кажется, что он абсолютно случайно здесь оказался и ему не хватает внутреннего стержня кардинально изменить свою жизнь. В душе он добрый и веселый человек, любил свою сестру, но жизненные обстоятельства изменили его внешний облик. Сатин – скептик и знает, что его уже не ждёт другое будущее. Ему удобно быть пассивным и ничего не ждать от жизни.
Монологи Сатина захватывают, он говорит об истине, добре и человеке. Сам Горький пишет, что больше нет героя в пьесе, который смог бы это сказать. Образ Сатина играет важную роль, он выражает позицию автора. И словно дополняет других персонажей ранних произведений. Созвучность с Сатаной – не случайна. Сатин не позволяет и другим героям скинуть оковы бедности и начать новую жизнь. Он свободный человек и таким чувствует себя только на дне общества, ведь призирает труд и социальные оковы. Сатин – это яркая личность, даже в тех условиях, в которые попал, он выделяется и имеет собственную жизненную позицию, умеет анализировать и делать выводы. Это и стало причиной новой жизненной позиции – скептицизма. Поэтому он есть основным антагонистом Луки, который хочет положительно повлиять на других жителей ночлежки.
Максим Горький внёс в литературу новый подход к раскрытию проблем. Перед читателем «обнаженные» герои с собственной сложной историей, которой хотят поделиться. Кажется, что они уже мертвы, а ночлежка – это ад или же место сильно отдалённое от мира людей.
Другие сочинения: <- Характеристика и образ Клеща в пьесе На дне? ГорькийОбраз и характеристика Насти в пьесе На дне ->
Вывод
Образ Сатина недостаточно убедителен. Его страстные монологи не соответствуют его поступкам, его образу жизни, поэтому и не убеждают. Горький писал, что больше некому было выразить эти идеи, поэтому он вложил их в уста Сатина.
Сам себя Сатин декларирует человеком свободным и сильным, презирает тех, кто живёт рядом с ним в ночлежке, считая их слабыми. Но на самом деле его пафос ложный, сильной личностью он не является хотя бы потому, что тюрьма его сломила. Сатин не смог вернуться к прежней нормальной жизни, а пошёл по более лёгкому пути — жульничеству, ничегонеделанию, его устраивает теперешнее состояние, он готов и дальше «обременять землю», и такой образ жизни советует другим.
Он считает, что в жизни всё зависит от самого человека, но сам с собой не справился — значит, его убеждения расходятся с его действиями.
Да, можно согласиться с тем, что монологи Сатина несут в себе истину, но они никак практически в его жизни не реализованы, а потому и остаются только лозунгами.
Характеристика образа Сатина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Характеристика героя
(К.С. Станиславский в роли Сатина, сцена из спектакля МХТ по пьесе М.Горького «На дне», 1902
)
В отличие от других Сатин уже не мечтает что-то изменить, понимает всю глубину и безнадёжность падения. Потому он весел, не скулит и не жалуется, к людям равнодушен: «Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется…» — значит, и нечего стыдиться их: живи как хочется.
Кажется, Сатин мало видит различий между ночлежкой и прочим — благополучным — миром. В ночлежке люди страдают от безделья, бесприютности, сознания своей никчёмности. В «благополучном» мире люди — рабы, рабы условностей, порядков, работы: «Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»
Сатину надоело всё мироустройство — слишком однообразное, несправедливое, предсказуемое. Это проявляется символически в его игре словами: он любит произносить малоупотребительные слова, изменять их: «Надоели мне, брат, все человеческие слова… Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз… Люблю непонятные, редкие слова…»
(Старая открытка с диалогами из пьесы «На дне» Горького
)
Сатин — герой-резонёр, перекочевавший из пьес классицизма в реализм. Горький, в ту пору — романтик, вкладывает в уста героя много высоких фраз, апофеоз которых: «Человек — это звучит гордо».
О каком человеке говорит Сатин? О Бубнове? О Насте? О Клеще? Вокруг него нет «предметов» для гордости и не о жителях ночлежки речь. Сатин говорит о другом — свободном и гордом человеке, который «за всё платит сам», «кто сам себе хозяин».
Высокие и — чего уж тут стесняться — пустые пока слова обращены в какое-то далёкое будущее. В Сатине — зачатки революционных настроений, ведь существующий мир и «человеки» для героя безнадёжны.
Главные черты характера
Когда-то Константин Сатин был веселым балагуром, душой компании. Но однажды он переступил черту, которая разделяет добро и зло. Сатин убил человека. И хотя он сделал это, встав на защиту своей сестры, преступление не могло не отразиться на его характере. В прошлом остались успешная игра на сцене, весёлые посиделки и шутки. Константин начал скатываться на дно жизни.
Сатин, живя в ночлежке, сохранил свои основные черты характера — правдолюбие и сарказм. В отличие от многих обитателей дна, он отлично понимает ущербность своего положения. Константин не признаёт жалость. При этом его нельзя назвать безжалостным человеком. Он сочувствует людям, но не проявляет это открыто. Он считает, что каждый человек должен быть свободным. Сатина можно отнести к категории людей-философов. Ему нравится рассуждать о смысле жизни и о своей миссии в этом мире, он находится в постоянном поиске.
Этого героя невозможно назвать равнодушным человеком. Он проникается сочувствием к постояльцам ночлежки, но внешне держит дистанцию. По его мнению, жалость способна унизить человека. Он оставляет право выбора за каждым, не навязывая свое мнение и предпочитая следовать своей философии.
Сатина нельзя назвать глупым человеком. Напротив, он склонен к вполне разумным рассуждениям. При этом он любит непростые для понимания, редкие слова. Обитатели ночлежки считают его речь очень необычной. При этом многие придерживаются мнения, что Сатин скрытная личность. И ему действительно присуща эта черта характера.
Сочинение: Образ Сатина в пьесе «На дне» (М. Горький)
(529 слов) Одним из самых запоминающихся и колоритных героев пьесы «На дне»является Константин Сатин — шулер и бывший каторжник, который часто беседует с обитателями ночлежки и выражает свою «правду» — особый взгляд на мир. Чтобы лучше понять замысел Горького, рассмотрим образ Сатина, одного из самых ярких персонажей пьесы, подробнее.
Листая страницы известного произведения, читатель узнает, что Константин Сатин является мужчиной среднего возраста. Этот герой придерживается очень твёрдых атеистических и нигилистских убеждений, с которыми шагает по жизни. Он пьет, мошенничает, пропагандирует лень и антиобщественный образ мышления: «Просто обременяй землю» — таков девиз Константина. Он не считает нужным работать ради блага общества, которое его презирает.
Чтобы понять героя, важно знать его предысторию. Писатель рассказывает читателю о том, как Сатин оказался в ночлежном доме: однажды Константин заступился за честь собственной сестры и совершенно случайно стал убийцей человека. Герой оказался в тюрьме. Именно там Сатин научился играть в карты и жульничать. И далее жизнь Константина окончательно сломалась: «После тюрьмы — нет ходу!». Персонаж пристрастился к алкоголю, остался без крыши над головой. В итоге Сатин очутился в ночлежном доме рядом с такими же опустившимися людьми. Из работящего, образованного, жизнерадостного человека, который имел представление о чести и семейных ценностях, он превратился в циничного бродягу.
Константин Сатин отличается довольно прямолинейным характером. Герой смело может сказать другим обитателям ночлежного дома правду в глаза, какой бы печальной и горькой она ни оказалась. Жалость не свойственна Константину. В его понимании она не имеет никакого смысла, ведь унижает личность. Сатин убеждён, что каждый человек вправе сам выбирать свою судьбу, но должен сам отвечать за свой выбор и принимать данность такой, какая она есть. Поэтому у персонажа сложилось такое отношение к состраданию. По мнению Константина, каждый человек сам отвечает за все свои поступки и сам распоряжается своей жизнью. Вполне логично, что в этом случае «правда — бог свободного человека».
Также герой убеждён, что каждый человек в жизни должен заниматься любимым делом. Его деятельность должна приносить лишь наслаждение и удовольствие. В противном случае личность потеряет свою драгоценную свободу и станет рабом нелюбимого труда.
Как показывает автор, Константин уже смирился с осуждением со стороны окружающих его людей, которые повесили на героя клеймо закоренелого преступника. В связи с этим персонаж не пытается иначе построить свою жизнь, направив ее в правильное русло. Константин Сатин ощущает себя опустившимися и потерянным человеком, он признает этот факт и, как ни странно, испытывает некую гордость, ведь не встраивается в систему общественных отношений, которая ему ненавистна. Как считает Сатин, человеку, подобному ему, нет никакого смысла стремиться к чему-то иному.
Можно утверждать, что русский писатель воплотил некоторые свои мысли, взгляды и убеждения в образе Константина Сатина. Данный герой отличается от остальных героев знаменитого произведения Максима Горького «На дне»: мы видим интеллигентного, гордого и свободолюбивого человека, получившего прекрасное образование, но ставшего жертвой дискриминации в обществе. Этот персонаж обладает способностью самостоятельно вершить свою судьбу, именно речью своего героя писатель убеждает читателя в необходимости активных действий. Но мудрые слова Сатина противоречат его жизненной позиции и образу жизни. Ведь герой сознательно отказывается от стремления к изменению своей жизни в лучшую сторону. Именно Константину Максим Горький отвёл роль «проповедника» правды в своём известном произведении, потому что, в отличие от иных героев, только он обладает внутренним стержнем для этой роли. Но его идеи не выдерживают столкновения с социальной действительностью, где «после тюрьмы — нет ходу».
Автор: Виктория Комарова
Противостояние горькой правды и сладкой лжи
Константин Сатин является антагонистом Луки, странника, жалеющего всех обитателей ночлежки и выдумывающего для каждого свою правду. Новый житель вселяет в других веру в лучшее будущее, хотя сам и не верит в то, что жизнь можно как-то изменить. Лука обещает Актеру дать адрес бесплатной больницы для алкоголиков, успокаивает умирающую Анну, поддерживает иллюзии Насти. Он жалеет людей, оказавшихся по какой-то причине на дне. Сатин, характеристика которого выдает в нем здравомыслящего человека, называет все «миражом». Кажется, он один понимает безысходность такой жизни и не верит сладким речам странника.
🗹