Жаждущий свободы народ, обладающий храбростью и сильной волей, был воспет Максимом Горьким в рассказе «Старуха Изергиль». Характеристика Данко раскрывает его как смелого человека с чистой душой. У всех героев произведения есть сверхчеловеческие качества, которые нужны, чтобы выделить гуманистическую составляющую человеческой натуры. От старухи Изергиль рассказчик узнал про храброго Данко, который ради других людей пожертвовал своей жизнью.
Зарождение образа героя
Максим Горький долгое время вынашивал в голове прообраз героя своего будущего произведения. В первую очередь на его формирование повлияло путешествие писателя по Бессарабии и Румынии, а Данко — не что иное, как цыганское имя, которое в переводе означает «младший сын» или «цыганёнок». Уже после публикации «Старухи Изергиль» автор поделился, что для него образ Данко тесно связан с реальным прототипом — Августом Стриндбергом, шведским писателем, публицистом рубежа XIX и XX веков: оба «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе».
Есть у образа главного героя и более древний предшественник — Прометей, титан в античной мифологии, который даровал людям огонь. С Данко его связывает жертвенность и общая стихия. Исследователь Ирина Ерёмина отметила, что ещё одним источником для Горького стал труд Эмпедокла «О природе», где сказано, что огонь — вечен и даже разумен.
История создания
Ранняя творческая биография Максима Горького наполнена произведениями с романтическими мотивами. Повесть «Старуха Изергиль» встала в ряд с рассказами «Челкаш» и «Максим Чудра», в которых авторское восхищение силой человеческой личности достигло апогея. На создание очередного произведения писателя вдохновили путешествия по Южной Бессарабии, где он оказался весной 1891 года. «Старуха Изергиль» даже начинается со слов
«Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу».
Скорее всего, рождение литературного труда пришлось на осень 1894 года. Уже через несколько месяцев он был представлен на суд читающей публики в «Самарской газете», растянувшись на три номера.
Писатель Максим Горький
Композиция рассказа сложная и интересная. Автор смешал две легенды (о Ларре и о Данко), которые объединены главным персонажем – старухой Изергиль. Максим Горький выбрал для произведения «сказовую» манеру написания. Впрочем, этот прием, позволяющий вызвать у читателя чувство реалистичности происходящего, он уже успел опробовать раньше.
Древняя старуха выступила в роли героини-рассказчицы, повествующей о легендах, а заодно и о своих любимых мужчинах, с которыми довелось повстречаться на жизненном пути. Две полярные концепции бытия, скрытые в легендах, обрамляют идеологический центр рассказа. Автор попытался определить ценность человеческой жизни, ответить на вопросы о границах свободы личности.
Данко освещает путь своим сердцем
Персонаж Данко появился благодаря увлечению писателя трудами Фридриха Ницше. В начале творческого пути Алексей Максимович проявлял интерес к героям-индивидуалистам, наделенным мятущимся духом.
Читатели приняли произведение с восторгом. К такому признанию писатель был готов, ведь он и сам с любовью отнесся к «Старухе Изергиль»: в письме, адресованном Антону Чехову, автор говорит о красоте и стройности рассказа, признает его лучшим из своих работ.
Внешность Данко
Как только Данко появляется в рассказе, Горький отмечает, что герой — молод и красив, и что «красивые — всегда смелы». Этот факт сближает образ Данко с ницшеанским сверхчеловеком, где важны все составляющие — внутренние и внешние. Через внешний идеал транслируется стихия персонажа — «в очах его светилось много силы и живого огня». Именно поэтому целое племя, попавшее в беду, решило следовать за, казалось бы, неопытным юношей. И даже большие трудности в пути, утомившие соплеменников Данко, самого героя закаляли всё больше: он всегда был бодр и ясен.
Конфликт, который возник во время грозы между ведомыми и ведущим, злость и ненависть, полившиеся в душу Данко из уст людей, на мгновение «погасили» его сердце. Однако, согласно взглядам Горького, подобных героев ничто на свете сломить не может, поэтому в очах юноши вновь загорелся «могучий огонь».
Во внешнем образе Данко писатель отмечает лишь три главные детали — молодость, красота, горящие глаза. Герою легенды не требуется более подробная характеристика, потому что его суть заключена во внутреннем содержании. Зеркалом души является взгляд, который отражает внутреннюю силу, уверенность, смелость, любовь, готовность погибнуть ради светлого будущего.
Сочинение 2
Произведение «Старуха Изергиль» Горького, посвящена людям с горящими сердцами Главным героем этого произведения является Данко. Это физически крепкий и здоровый юноша, он был большим человеком, который смог пожертвовать собой и ради других людей принес свою жизнь в жертву во имя добродетели.
У Данко было храброе и мужественное сердце и несгибаемый характер. Если речь шла об угрозе любимым им людей, он не думал о себе. Также он испытывал и сострадание к окружающим. Он обладал качествами лидера. Он смог сплотить людей и повести за собой. Люди поверили в него, и пошли за ним. Он свято верил в традиции и уважал старших. Даже когда люди перестают верить в успех, Данко не перестает верить в успех, их предприятия.
Данко мечтал жить не для себя, а для народа. И вот когда он вместе со своим племенем заблудился в лесу, понял, что пришло его время. Он вынул из своей груди сердце и освятил им дорогу людям, которые вышли из леса, а Данко погиб. Он стал героем, который стал счастлив лишь после того как исполнил чужую мечту.
Но, даже имея всё эти четы характера, Данко был одинок, и имел конфликт с толпой. Огорчает то, что спасенные им люди отнеслись к этому не как к факту геройства, а как к его обязанности. Когда люди вышли из темного леса, они начали радоваться и ликовать. Никому не было дела до окровавленного юноши, который умирает, но этого никто не заметил. Но даже понимая, что он умирает, Данко ни на грамм не усомнился в своем поступке, он умер счастливым. Он прожил свою короткую жизнь, по принципу жить во имя самопожертвования.
Образ Данко олицетворяет революционное начало, которое появилось в тот временной период, когда было написано это произведение. Народ живший в непригодных для этого местах, олицетворяли рабочий класс и крестьяне, а Данко был надеждой людей на лучшее будущее.
История Данко это история сверхчеловека, нового поколения. Его образ является собирательным и символичным. Фигура Данко представляет героя, это личность, обладающая внутренней уверенностью. Именно такие люди и двигают мир вперед. Они не ждут взамен ничего для себя, они приносят себя в жертву ради других.
Выведя людей из темноты, Данко подарил им свет. Но у людей осталась в темнота внутри. Ведь именно человек гонимый страхом и раздавил сердце Данко, наступив на него. Дпнко это мужчина, который обладал лучшими качествами. Если в обществе будут присутствовать в нашем мире, то мир станет лучше.
Подвиг Данко
Легенда начинается с момента, когда племя весёлых, сильных, смелых людей прогнали из степи в лесную чащобу полчища врагов. С этого момента народ жил во тьме: их новый «дом» окружали зловонные болота, буреломы, высокие деревья, через кроны которых практически не проглядывает солнце. Перед людьми встал выбор: вернуться на прежнее место и погибнуть, сражаясь, или отправиться дальше по неизведанной, не менее тёмной тропе. Отчаяние и боязнь что-то изменить привели племя к мысли сдаться чужеземцам. И лишь один решил испытать судьбу и взять на себя ответственность за всех — Данко.
Желая спасти соплеменников, юноша повёл их через чащу. Лес сгущался, дорога становилась всё более опасной, но Данко всегда был впереди и ни разу не засомневался в своём поступке. Когда гроза охватила всё вокруг, пугая холодным светом молний и громом, обессиленные люди начали судить героя. Горькая правда из его уст: «Что сделали вы в помощь себе?» окончательно разозлила соплеменников — они готовы были убить его. Данко осознал их намерения, но это не сломило его: он всё ещё был готов пожертвовать собой ради своих потенциальных убийц. И тогда юноша разорвал себе грудь и вытащил оттуда горящее сердце, подобное яркому солнцу. Как только огонь Данко привёл племя к выходу из леса, герой умер, но его подвиг остался незамеченным, а сердце растоптал один осторожный человек.
Романтические мотивы
Легенда завершается красивейшей аллегорией: любовь Данко к людям была настолько сильна, что он разорвал собственную грудь и достал из неё сердце. Оно осветило путь соплеменников среди грозы и темноты. Люди увидели, что лес закончился, обрадовались и забыли о своём избавителе. Он вывел их на свет и умер, не услышав ни слова благодарности. Кто-то из людей неосторожно наступил на пылающее сердце, и искры взметнулись в ночной мгле. Никто не заметил даже этого. Но не ради благодарности был совершён этот подвиг, а ради любви к людям.
Значение образа в легенде
Племя Данко — обычные люди, которым свойственно впадать в отчаяние, бездействовать, злиться, обвинять других в собственных бедах. Тем не менее, они нашли своё спасение в юноше, доверились ему и шли, пока силы окончательно не покидали их. Однако соплеменники сразу забыли о своём смелом вожаке, как только они избавились от насущных проблем. Его тело осталось лежать на земле, сердце — раздавлено. Спустя время о нём сложат легенду, которая будет обрастать новыми подробностями, но в момент спасения никто не вспомнил о Данко.
Интересные факты
- В 1967 году по мотивам произведения Горького на студии «Киевнаучфильм» был создан мультфильм «Легенда о пламенном сердце». Режиссер Ирина Гурвич взяла за основу легенду о Данко. Спустя два года работу признали лучшим фильмом для юношества на зональном смотре, который проходил в столице Армении.
- «Старуха Изергиль» – второе произведение, написанное Алексеем Пешковым под псевдонимом Максим Горький. Первым в списке значится «Челкаш».
Памятник Данко в Кривом Роге, Украина
- Мифическому герою Данко посвящен памятник, установленный в Кривом Роге в 1965 году в честь 100-летия со дня рождения Максима Горького. Сначала скульптура украшала площадь Горького, затем, в связи с реконструкцией площади, ее перенесли на проспект Гагарина. Памятник создал заслуженный художник Украинской ССР, скульптор Александр Васякин.
- В конце 1990-ых годов на небосклоне российской эстрады зажглась новая звездочка по имени Данко. Под псевдонимом скрывается певец Александр Фадеев, в репертуаре которого такие песни, как «Малыш», «Осень», «Ты моя девочка» и другие.
Отличие Данко от Ларры
Старуха-рассказчица особо подчёркивает, что Данко красив. «Красивые — всегда смелы». Здесь и проявляется самое существенное различие между героями Изергиль. Ларре красота и храбрость дают, по его мнению, право стоять выше остальных, брать силой то, что ему хочется, пренебрегать законами сообщества. Данко, напротив, ставит на службу племени всё, чем владеет: страстность, красоту, отвагу, умение убеждать, свои лидерские качества. И у того, и у другого хватает независимости, чтобы иметь собственное мнение, отличное, а то и противоположное взглядам других. Но Ларра смотрит на единоплеменников как на низших, он противопоставляет себя окружающим. Для Данко важно убедить всех в своей правоте. Ему нужно, чтобы люди действовали сообща, заодно с ним.
Популярные сочинения
- Сочинение Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» по жанру относится к поэме, автором которой стал великий писатель Николай Алексеевич Некрасов. В своем произведении он затронул значимое событие, а именно закон об отмене крепостного - Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова
Бэла – центральная героиня романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Девушка стала жертвой манипуляций и игр Григория Печорина с чувствами других людей. - Страница моего дневника, один школьный день сочинение (4, 7 класс)
Дорогой дневник, сегодня понедельник. Снова началась очередная учебная неделя. Я болела целую неделю и сегодня мой первый день в школе после больничного.
Анализ рассказа «Легенда о Данко»
В 1888 году Ницше сошел с ума, когда увидел, как на улице извозчик бьет кнутом лошадь. После этого он был помещен в клинику и завершил свои дни практически в полном помешательстве. Тем не менее, идеи немецкого философа распространились довольно активно и до сих пор будоражат умы, являются предметом для рассмотрения и обсуждения.
Горький являлся одним из тех, кто довольно ярко воспринял мысли Ницше и постарался переложить его на собственный лад. Эти попытки отыскали свое отражение в различных произведениях писателя, в частности в Старухе Изергиль 1895 года.
По сути, легенда о Данко, которая завершает трилогию рассказов излагаемых Изергиль герою, вполне может читаться как краткий конспект Так говорил Заратустра. Многие мысли оттуда частично повторяются. Да и сам образ Данко намекает ни на кого иного как на ницшеанского сверхчеловека.
Конечно, мы можем здесь видеть и вечные темы и более-менее стандартизированный образ героя-праведника, который ведет людей сквозь тьму. Таким был платоновский философ, которому удалось выбраться из пещеры, такими могут рассматриваться даже исторические личности наподобие Галилея или Коперника.
Тем не менее, возвращаясь к сравнению Заратустра – Данко мы можем наблюдать совпадение сюжетных ходов и некоторых концептуальных деталей. Например, Данко также вдохновляет людей, которые устали своим сердцем. По сути, Горький тут рисует последних людей, которые «смотрят и моргают» они бездушны.
Также Данко не говорит о каком-то высшем начале, он говорит о высшем человеке, сверхчеловеке, которого собой и являет или как минимум представляет собой переход к этому существу.
Ницше писал про Бога, который умер от сострадания к людям и, когда мы видим как люди останавливают Данко в лесу и обвиняют его, хотят его погубить, то этот герой в итоге проникается состраданием.
Он посмотрел на людей и увидел только зверей, он выслушал обвинения и рассказал о своей способности вести людей и сам укорил их за овечью покорность и неумение сберечь сил для трудного пути, но в итоге он бушует яростью, которая меняется спокойствием от сострадания к людям.
Именно сострадание и уничтожает самого Данко, он остается втоптанным в грязь, остается безмолвным свидетелем своего времени, который точнее других мог рассказать людям о них самих, но эти рассказы останутся втоптанным в грязь безмолвием.
Возможно, в таком исходе Горький отмечал некоторую трагичность идей сверх человека, он говорил о людях, которые будучи выведенными из леса, забудут обо всех трудностях поиска света, об истинной цели. У этих людей останется только осторожность, которая растопчет гордое сердце Данко, еще недавно освещавшее путь.
Вывод
Образ Данко из рассказа «Старуха Изергиль» — это образ-символ, один из самых ярких и воодушевляющих в русской литературе. Он воплощает представление о подлинной свободе, о мужестве самопожертвования, о великой цели человеческого существования. Проще мысль М. Горького звучит так: жить можно и для себя (так прожила свой долгий и яркий век сама Изергиль), но умирать стоит ради людей и их счастья. «В жизни всегда есть место подвигу».
Характеристика образа Данко может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Призыв Данко взять судьбу в свои руки
Жизнь в темноте густых чащ, куда не проникают лучи солнца, где воздух отравлен испарениями болот, оказалась не по силам племени, привыкшему к простору степей. Люди предались унынию, когда многие из них стали умирать от голода и болезней. Они пали духом и уже были готовы согласиться на рабскую долю под властью врага, на отказ от свободы ради выживания. Гордость и смелость сородичей Данко не выдержали серьёзных испытаний. В этот момент герой обратился к ним с призывом взять судьбу в свои руки. Лес, который убивает их, не бесконечен. Нужно собраться с силами и пройти его до конца. Там, где закончится чаща, народ ждёт другая жизнь. Герой молод, но его слова находят отклик в сердцах, люди обретают надежду.
🗹