Философская лирика М.Ю. Лермонтова — основные темы и мотивы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Философская лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни, о предназначении человека, о вечном противостоянии зла и добра, темного и светлого в личности каждого.

Философскую лирику Лермонтова можно разделить на три основных темы: библейская, тема борьбы противоположностей и поиск себя, гармонии жизни. Для каждой представленной темы характерны свои особенности и черты.

Образ Бога, богоборческие мотивы, проблема неверия – все это присуще библейской лирике поэта. Так, в стихотворении «Благодарность» лирический герой насмешливо благодарит Всевышнего за подаренную жизнь, которая кажется ему мучительной, тяжелой и горькой. Герой обвиняет Бога «за горечь слез, за мучение страстей, за месть врагов и клевету друзей». Таким образом, Бог представлен в стихотворении Лермонтова всесильным, но несправедливым. По мнению поэта, Господь повинен в человеческом несовершенстве. Такое суждение ярко противоречит библейскому вероучению. Такие мотивы слышны и в других стихотворениях Лермонтова: «Мой демон», «Я не ангелов и рая», «Земля и небо».

Однако не всегда лирический герой находится под властью неверия. Наступает время, когда он становится на путь, идущий к Богу. Его сердце снова наполняется верой. Лирический герой просит Всевышнего не обвинять его за то, что он так любит жизнь, наполненную страстями. И не карать его за заблуждения, которых он «бродит… далеко» от Бога (стихотворение «Молитва»). Таким образом, библейская лирика поэта наполнена тревожными исканиями души истиной верой.

Тема борьбы противоположностей, светлого и темного, добра и зла присуща философским стихотворениям поэта. Ярким примером такого противостояния является знаменитый «Парус». Лирический герой – белый одинокий парус, мечется средь волн и «просит бури», словно человек находящийся в плену земных страстей. Он одновременно жаждет новых потрясений – бурь, и в тоже время пытается обрести счастье. Так как эти понятия несовместимы, то душа продолжает метаться, искать и не находить выхода.

Как многие писатели и поэты, Лермонтов искал в себе гармонию с окружающим миром. И такая призрачная, хрустальная гармония показана поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Стихотворение наполнено возвышенными, нежными чувствами. Душа, природа и Бог сливаются воедино. Такие минуты способны преобразить жизнь лирического героя:

И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Философская лирика Лермонтова — неоценимое достояние русской литературы. Поэт отвечает на вечные вопросы жизни и смерти, веры и неверия, поисков себя и постижения счастья. На основе рассуждений поэта можно сделать личные выводы о неповторимой красоте бытия.

Сочинение

Глубокой философией пронизано любое произведение Лермонтова. Его верно мечущаяся душа постоянно тоскует, но не может найти того, чтобы могло бы утолить печаль. Поэт страдает от желания найти и познать настоящую, искреннюю любовь, но не может этого сделать. Его современники очерствели, чистота отношений и глубокой привязанности для них недоступна. Поэтому автор не может встретить вторую половину. Ему остается только рассуждать о смысле любви. Наблюдать за ней со стороны, мечтать о ней, но так и не прикоснуться к этому чувству. Множество стихотворений посвящены именно этим поискам.

Родину Лермонтов разделяет на обычный люд и дворян. Он не может найти себе место ни с теми, ни с другими. Поэтому презирает всех. И считает себя изгоем. В стихотворении «Пророк» это отношение явно заметно. Автор видит все пороки общества, пытается показать их окружающим. Но его не признают, насмехаются над ним. Поэтому он, поникнув головой, вынужден влачить свое бренное существование. Четко прослеживается связь поэта с этим стихотворением. В образе пророка явно читается, что Лермонтов рассказывает о себе.

Он – покинутый странник. В его произведениях явно видны страдания и муки одиночества. Пока другие писатели посвящают свои работы поискам смысла жизни, рассуждениям, для чего был создан человек и мир в целом, Лермонтов ищет ответы на другие вопросы. Он обращается именно к себе, хочет узнать не о судьбе человечества, а о своей собственной жизни. Для него весь мир слишком тесен, нет в нем места для одного такого человека как автор. К этому выводу он приходит в стихотворении «Монолог». Он особо выделяет, что душа сильно подвержена порокам, что в мире нет места для любви и дружбы.

Поэт часто обращает свой взор к Богу, высшим силам. В его «Благодарности» явно видно, что он не рад дару жизни. Что существование гнетет его. Что Всевышний виновен в людских пороках. При этом в некоторых произведениях автор восторгается его творениями.

Создается четкое ощущение, что Лермонтов восхищается окружающим миром, природой, людьми. Но не может стать его частью. Чувствовал он себя отверженным всеми. Поэтому все его работы пронизаны тонким намеком на то, что он хочет покинуть этот мир. В одном стихотворении он прямо и говорит, что веселее будет умереть, чем жить. Он – всеми униженный и отвергнутый вечный странник. Его никогда не примут, у него не будет семьи и близких друзей. Но он готов пожертвовать собой ради такого прекрасного, но несовершенного мира.

Зрелый период творчества поэта

Уже в ранних сочинениях Лермонтова передовая критика увидела страстное желание дать оценку происходящим историческим событиям, понять истинное предназначение поэта в обществе и силой своей прозорливости угадать пути, ведущий к «полному блаженству» и добру. Период с 1836 года по день смерти считается временем зрелого творчества Лермонтова. Философия политической обстановки в современной ему России выразилась в стихотворениях «Смерть поэта» и «Прощай, немытая Россия».

«Прощай, немытая Россия»

Россия, по мнению поэта, является страной «рабства и господ», где душится любая прогрессивная мысль. Тяжело переживая гибель своего поэтического учителя, Лермонтов угрожает «наперсникам разврата», тем, кто погубил Пушкина, «божьим судом». Это справедливый и неподкупный суд, который вынесет справедливое наказание «свободы, гения и славы палачам».

В других стихах поэт одухотворяет мир природы, советуется с ней, как с верным другом, передает свою душевную боль:

Лермонтов пишет стихи

Глубоко и задушевно звучит стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем воплотились и особенности его мировоззрения, и смелая поэтическая фантазия. Поэт хочет избавиться от душевных страданий хоть на минуту, но в то же время он страстно желает жить по-другому. Забвение изображается в виде сна, где слышатся людские голоса, и хочется туда, где прекрасная природа, мир и любовь. В стихотворении очень ярко выражена мечта о счастье человечества. Зрелая лирика Лермонтова говорит о печали, одиночестве, ненужности человеческой жизни:

  1. Настроения многих передовых людей, современников поэта, выражены в стихотворении «И скучно, и грустно».
  2. Воображение Лермонтова занимает образ узника, пленного рыцаря «Узник», «Гляжу на прошлое с тоской», «Благодарность».

Лермонтов восхищается человеческой нежностью и состраданием, дружбой и красотой женщины: «Договор», «Памяти Одоевского», «Спеша на север издалека». В женщине, в отличие от своих поэтических современников, поэт видит личность, способность к нежности и заботе, богатство внутреннего мира: «Соседка», «Слышу ли голос твой» и другие стихотворения.

Рассуждение

Философия как особая форма восприятия мира была присуща всем представителям Золотого века. За писателями и поэтами ХІХ столетия даже утвердился статус пророков, жаждущих истины и гармонии, просвещающих и обучающих своих читателей. Михаил Юрьевич Лермонтов – таинственная «луна» на небосклоне русской литературы, представитель Золотого века, который был не только поэтом, но и философом по своей сути.

Он, слишком молодой, и слишком талантливый человек своей эпохи, искал золотую середину не только в своей поэзии, но и в личной жизни. Он, мятежен и тих, лиричен и резок, благочестив и порочен, порою трагичен, находился в постоянных философских размышлениях. О чем думал и писал гениальный поэт? Конечно же о человеке, об его внутренней борьбе, отношение к жизни, борьбе добра и зла, гармонии. Поэзия «Парус» именно о такой борьбе, поиске себя. Лирический герой «не ищет счастья, и не от счастия бежит», он мятежен и просит бури, но есть ли в бурях покой? Где золотая середина? Ее нужно искать. Ведь «под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…». Возможно, для кого-то счастье – это штиль и простое созерцание красоты, а кому-то нужен всплеск эмоций и буря.

В стихотворении «Пророк» Михаил Лермонтов поднимает проблему сложной жизни поэта и вечного странника, которого не смогло до конца понять и принять общество: «провозглашать я стал любви и правды чистые ученья. В меня все ближние мои бросали бешено каменья». И как следствие пишется стихотворение «Молитва», где лирический герой обессилен и печален, он просит Бога забрать у него талант, избавить «от страшной жажды песнопенья», он желает пойти трудным путем спасения и поиска истины. Но стоит ли боятся жизни? Ведь чаша бытия может быть пустой, без сладкого напитка под названием «мечта». М. Лермонтов сумел ответить на этот вопрос, написав стихотворение «Я жизни не боюсь». Устами лирического героя поэт говорит, что не стоит бояться жизни, ведь «своим бодрящим шумом она дает гореть, дает светиться думам».

Отдельное внимание также следует уделить библейской философии Михаила Лермонтова. В чем ее суть? Наверное, в борьбе добра и зла, светлого и темного начала в душе каждого человека. В стихотворении «Я не для ангелов и рая» лирический герой некоторое время борется с неверием в себя, темными силами, утверждая, что лишь всесильный Бог знает для чего он живет, страдая. Постепенно «темные» мотивы в стихотворениях Лермонтова поменялись на более светлые и жизнеутверждающие. В стихотворении «Молитва» (В ми -нуту жизни трудную…) лирический герой от всего сердца твердит молитву и вдруг «с души, как бремя скатится сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко…».

Следовательно, несмотря на все сомнения, человек тянется к всему светлому и прекрасному, и это дает надежду на лучшее.

10 класс

Изучение стихотворений Лермонтова в школе

При анализе философской лирики Лермонтова на уроке в 10 классе, важно объяснить учащимся, что характерные для поэта пейзажные миниатюры нередко несут в себе размышления о патриотизме, человеческой душе, любви и дружбе. Краткие презентации о годах жизни поэта, предшествовавших написанию того или иного стихотворения, дадут не только дополнительные сведения, но и помогут школьникам понять взаимосвязь биографии и творчества поэта, влияние личных переживаний на его мировоззрение.

«Ветка Палестины»

При изучении темы взаимоотношений человека и природы можно взять нехрестоматийное произведение «Ветка Палестины». Кто-то из ребят подготовит сообщение об истории создания стихотворения, связанного с А. В. Муравьевым и Э. А. Шан-Гирей. Обязательно на занятии выразительное чтение учителя или прослушивание в актерском исполнении. После беседы с классом учитель рассказывает о ситуации, отраженной в сказаниях о Христе.

За всем этим — судьба поэта, и, обращаясь к ветке с вопросами, он задает их себе. Лермонтов, в отличие от благостного мифологического сюжета, ощущает тревогу. И если ветка «заботой тайною хранима», то поэт совершенно беззащитен. Мифология здесь обращается в философию символа и психологию человека — в порывы души, ощущение новых душевных испытаний. Отсюда чувство грусти. Но стоит понять и другое: счастья и «отрады» достигнет только тот, кто выдержит все эти испытания.

Ценность слияния с природой и непостоянность состояния очень хорошо выражены в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива», где говорится о природе в разные времена года. Герой ощущает радость жизни одинаково летом, осенью и весной, так как каждое время года по-своему прекрасно, и несет жизнь. Но только появляется слово «тревога» — и все возвращается на круги своя: мысль лирического героя идет от души к природе. Тревога уходит — и в мироздании утверждается все самое прекрасное и совершенное.

Смешанные мотивы

У Лермонтова немало таких многоплановых произведений, перед которыми встаешь в тупик:о чем оно? к какой теме причислить? Например, стихотворение «Спеша на север издалека…». Первая строка вроде о Родине. Путник стремится скорее попасть в родную сторону, на север. Описание Казбека и Кавказа и обращение к нему напоминает о любви Лермонтова к Кавказу. Затем поэт говорит о своем беспокойстве, в том, что его забыли или помнят. Это – тема дружбы, взаимоотношений между людьми. Последние строки стиха – одиночество.

Гражданская лирика

Мотив борьбы с самодержавием в лирике Лермонтова проскальзывает, но таких стихотворений немного. Вершиной гражданской лирики можно назвать стихотворение «На смерть поэта».

До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:

После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.

В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.

В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.

Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.

Любовная лирика

Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.

Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:

  • «Она не гордой красотою…»,
  • «Мы случайно сведены судьбою…»,
  • «Оставь напрасные заботы…».

Назовите основной мотив творчества М.Ю. Лермонтова – ответ на тест

В тестах часто встречается задание – назовите основной мотив в творчестве Лермонтова. Рассмотрим принципы лирики девятнадцатого века. Романтический пафос – характерная черта поэзии этого времени. Творчество Михаила Юрьевича часто содержит романтические ноты. Он восхищается свободой, волей, подвигами, героизмом. Популярное направление – описание красот природы.

Поэт говорит о невозможности найти применение в жизни. Люди вынуждены были уезжать за границу, идти воевать, они чувствовали себя непонятыми обществом. Россия переживала переломный момент, что сказывалось на жителях страны. На фоне этих обстоятельств сформировались основные направления лирики Лермонтова:

  • Поэзия с ее высочайшим предназначением, сложностью поэтов. Пример: стихи «Поэт», «Пророк»;
  • Самодержавие, жизнь представителей высших сословий и народа, осознание смысла существования молодым поколением. Произведения «Бородино», «Дума», «Смерть поэта»;
  • Чувство сострадания, любви. Пример: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет»;
  • Проблема взаимоотношений между автором и миром, ощущение разочарования, горечь, тяготы одиночества: «Утес», «Горные вершины»; «Листок»;
  • Стремление к борьбе, свободной жизни: «Узник», «Парус».
🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: