Как написать сочинение на тему: «Почему нужно говорить правду». Примеры сочинений для учеников средней школы.
Выбор между правдой и ложью не всегда легко дается даже взрослым, уверенным в своих поступках людям. А когда задача сделать подобный выбор и оформить его в виде сочинения становится перед школьниками, все усложняется еще больше.
Детям свойственно сомневаться и ошибаться, и это нормально. Чтобы ребенок смог правильно изложить и красиво преподать свои мысли, в статье предлагаются лучшие аргументы для сочинения: «Почему нужно говорить правду» и несколько готовых работ на эту тему.
Ложь самому себе
Карен Хорни писала, что человек достигнет успехов в самопознании лишь в той мере, в какой он безжалостно правдив по отношению к себе. В уста старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский вложил предостерегающие слова: «Главное, самому себе не лги те. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе, и к другим. Не уважая же никого, перестаёт любить, а что бы, не имея любви, занять себя и развлечь, предаётся страстям и… доходит совсем до скотства в пороках своих, а все от беспрерывной лжи и людям, и себе самому».
Монологическое высказывание
В школе может понадобиться и речевое умение ученика, если задание подразумевает выступление с докладом на уроке. Подготовиться к нему и успешно выполнить можно по следующей схеме:
- сформулировать основную мысль (что же всё-таки лучше: всегда говорить истину или иногда прибегать к умалчиванию);
- убедиться, что тема в тексте раскрыта полностью;
- подтверждать свои высказывания;
- приводить уместные цитаты;
- соблюдать логическую последовательность в изложении мыслей;
- помнить о грамотности.
Слушатели могут задавать вопросы и выражать несогласие с аргументами оратора. И при отстаивании своего мнения нужно помнить, что каждый имеет право сам выбирать, нести в мир только правду или иногда разбавлять её утаиванием и даже искажением фактов. Однако нужно переставать осуждать тех, кто имеет отличные точки зрения и учиться уважать их.
Главное, помнить, что при выборе правды нужно уметь не перепутать её с бестактностью. Ведь иногда окружающие не нуждаются в том, чтобы узнать чужое мнение, и оно может быть не только неприятным, но и неуместным.
Сочетаемость слова «ложь».
Поверить в ложь, погрязнуть во лжи, уличить во лжи, изобличить ложь, наказать за ложь, поймать кого-либо на лжи, страдать, мучиться от лжи.
Ложь какая? Эпитеты.
Возмутительная ложь, постыдная ложь, бессовестная ложь, наглая ложь, невинная ложь, спасительная ложь, очередная ложь, беззастенчивая ложь, откровенная ложь,
Выражения со словом «ложь».
Сказка — ложь, да в ней намек (посл.). У лжи короткие ноги (афоризм) — ложь недолговечна, ее легко разоблачить. Ложь на длинных ногах — лжи легко верят, она быстро распространяется.
Сущность и причины
Множество людей использует такой прием по причине банального страха, который не является синонимом чего-то постыдного. Наоборот, он помогает сдерживать неконтролируемые инстинкты и способствует выживанию в этом мире. Стремление человека к безопасности и комфорту вполне естественно и именно страх лишения этих и других благ заставляет прибегать к обману. Ложь также может стать мотивом из-за страха утраты доверия, авторитета, любимого человека.
Иногда правда может:
- расстроить;
- оскорбить;
- испугать;
- спровоцировать какие-либо непредсказуемые действия.
Чтобы избежать таких последствий, приходится идти на обман. Например, чтобы не огорчать родителей, можно не докладывать им о каких-то личных проблемах. Школьники также часто используют такой прием, скрывая от родителей мелкие шалости или плохие оценки.
Ярким примером лжи во благо из литературы служит рассказ А. И. Куприна «Святая ложь». В центре повествования судьба маленького человека, которого жизненные обстоятельства довели до полнейшего краха. Будучи беспричинно уволенным со службы, Иван Иванович лишается всяких средств к существованию. Ютится в съемном углу, где и влачит свою однообразную жизнь.
Однако, навещая матушку в богадельне, бывший писарь с упоением и важностью повествует, насколько хороши его служебные и личные дела. Так продолжается долгие годы и мать, давно догадавшаяся об истинном положении вещей, не может, в свою очередь, нанести сыну травму, боясь задеть его чувства. Такая «зеркальная» забота может быть оправдана с точки зрения морали исключительно любовью к близкому человеку. Не напрасно автор именует ее святой ложью.
Этот вид обмана вызывает очень много споров и противоречий. Кто-то называет его единственно возможным решением в безвыходных ситуациях, а кто-то настаивает на правде, к чему бы она ни привела.
Эта тема широко представлена в произведениях русских классиков. В каждом из подобных сюжетов автор помещает своего персонажа в обстоятельства, где обман оказывается единственным выходом из сложной ситуации.
«Ложь во благо»
Ложь – намеренно искаженная истина. В общем и целом ложь вредна и аморальна. Однако уже в древности возникло понимание того, что из правила правдивости могут и должны существовать исключения (в «Словаре по этике» это понимание, по-видимому, не поддерживается).
Так, согласно Платону, Сократ в одной из бесед с учениками пришел к выводу, что лгать хорошо, если это вредно для врагов и полезно для друзей. Надо полагать, что правило правдивости подчинено принципу добра и должно с ним согласовываться, допуская исключение в тех случаях, когда вступает с ним в противоречие. Разве можно всегда говорить все, что думаешь о себе и о других, быть до конца откровенным со всеми или резать в глаза «правду- матку»? Можно ли смертельно больному человеку сказать правду о его болезни, невзирая на то, в состоянии ли он вынести эту правду? Очевидно, что не всегда отступление от требования правдивости является аморальным. Тем не менее такое отступление – лишь исключение, которое, как говорится, подтверждает правило, а не опровергает его.
Примерные сочинения по теме «Легко ли говорить правду»
Сочинение 1.
Легко ли говорить правду?
Правда и ложь. Они живут даже не рядом с нами, а вместе, раскрываются в нашем поведении, в отношении друг к другу. Многие лгут постоянно. Я тоже о себе не могу сказать, что всегда честен. Почему же мы это делаем? Вроде и не очень плохие люди. Видимо, зависит от обстоятельств. Скрывая правду, иногда уходим от ответственности. Ложь помогает нам казаться лучше в глазах окружающих нас людей. Иногда ложью облегчаем свою жизнь, как нам кажется. Хотим перед близкими снизить какую-то вину. Ингода бывает и так: правду говорить тяжело из-за прекращения общения. Конечно, мы понимаем, что ложь не украшает человека. Это некрасиво, нечестно. Тема сочинения заставляет задуматься над вопросом: что же тогда делать, чтобы не потерять человеческое достоинство? Ответ один: надо жить так, чтобы не появлялась необходимость лгать. Нужно не переступать закон, вести себя соответствующим образом, тогда не надо будет говорить неправду. Это трудно, особенно в наше время. Но это возможно. И в этом убеждает нас художественная литература.
Эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является пословица «Береги честь смолоду». Во время изучения этого произведения мы и начинаем впервые серьёзно задумываться о таких нравственных понятиях, как честь, гордость, человеческое достоинство, совесть, честность. Человек чести – значит, справедливый, благородный, честный. Отец Петра Гринева, главного героя повести Пушкина, был честным служакой, с чувством собственного достоинства. Служба для него – это долг, хотя для других это было средством сделать карьеру. Поэтому, прощаясь с сыном, отец сказал ему: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь — смолоду».
Выполняет ли сын завет отца? Да. Он попадает в разные ситуации, но всегда с честью выходит из них. Своей чистой совестью, честностью, смелостью Гринёв смог покорить даже Пугачёва, предводителя народного восстания. Но рядом с Гринёвым оказывается и другой герой – Швабрин, бесчестный и лживый человек, полная противоположность Гринёва. Если Гринёва мы уважаем, то Швабрин вызывает возмущение и отвращение. Первая его ложь – это месть Маше Мироновой, отказавшей Швабрину. Не сумев добиться любви Маши, он клевещет на неё, говоря о том, что девушка способна продать себя за безделушки. Гринёв принимает это за оскорбление, превыше всего он ставит честь возлюбленной, её имя, и поэтому идёт отстаивать эту честь со шпагой в руке. Швабрин не останавливается на этом. Он стремится помешать счастью девушки, пытаясь с помощью угроз, силы и обмана заставить её выйти за него замуж. А самое страшное, спасая свою жизнь, Швабрин одним из первых присягает на верность самозванцу Пугачёву. И когда об этом узнаёт императрица, Швабрин, представ перед судом, лжесвидетельствует
против Гринёва, который на самом деле отказался служить самозванцу, честно заявив: « Я природный дворянин. Я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Совесть и честность не позволили ему ответить по-другому. А Швабрину было нелегко сказать правду, поэтому он решил оболгать другого.
Такие люди, которые не прибегают ко лжи, заслуживают народное уважение. Когда говоришь правду, легче жить. Лгать – это значит усложнять себе жизнь. Поэтому надо быть честным. К такому выводу подводит нас наша русская литература.
Сочинение 2
Легко ли говорить правду?
Легко ли говорить правду? Наверное, это зависит от ситуации и от самого человека. Для некоторых ложь стала нормой жизни. Наше современное общество пропитано ложью. Ложь пропитала почти все сферы человеческой деятельности. Средства массовой информации позволили себе писать лживые статьи. Появилась так называемая «жёлтая пресса». И о ней спокойно говорят люди. Почему-то никто не наказывает за лживые статьи, появляющиеся даже в таких газетах, как «Комсомольская правда». Лгут депутаты, обещая перед выборами «свернуть горы», лгут разные фирмы, отправляя людям надежды на выигрыш «в миллион рублей», лгут в аптеках, продавая вместо настоящих лекарств подделку. Иногда просто становится страшно, кому верить и где найти правду. К счастью, есть, конечно, и правдивые, честные люди, не допускающие никакой лжи. На таких ещё держится и земля наша. Говорить правду, жить честно и праведно намного легче, свободнее. Пусть трудная будет жизнь, зато честная.
Но я хочу поговорить немного о другой лжи. В начале 20 века с именем М. Горького появилось понятие «ложь во спасение». Нужна ли такая ложь –вопрос, заданный Горьким в пьесе «На дне». Главными героями пьесы являются Лука и Сатин. Единственные слова, исходящие из уст Луки – слова утешения. Эти утешения герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может обрести в Сибири. Хроническому пьянице Актёру – о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!.. Смерть – она всё успокаивает… Помрёшь – отдохнёшь…» . Сатин не хочет мириться со словами Луки, называя это ложью. Нужна ли такая ложь? Помогла ли хоть кому-нибудь она? Например, Анна слушает Луку, просит его говорить, но перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пепел попадает на каторгу за убийство Костылёва. Актёр после ухода старика потерял веру и повесился. Благодаря Луке, у людей появилась какая-то вера, но тут же исчезла. Да и сам Лука не верит собственным словам, вернее, в переустройство жизни. И всё-таки утешительная ложь, наверное, иногда нужна. Для облегчения страданий, для успокоения души. Тем более, если более детально анализировать произведение Горького, нужно сказать, что не всё в словах Луки было ложью.
Возьмём второго героя – Сатина. У него другая жизненная позиция. Сатин – борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода в простом утешении людей и бесповоротно отрицает ложь, называя её «религией рабов и хозяев»: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!». Именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: «Человек – свободен, он за всё платит сам».
Трудно однозначно ответить, какая правда нужна. Но ясно одно: допустима ложь только «утешительная». Во всех остальных случаях главным нравственным критерием настоящего человека всегда была и будет честность, которая близка к понятию чести и достоинства. С ложью жить всегда труднее. Правдивая жизнь – это жизнь с гордо поднятой головой, значит жизнь честная, по прямой дороге.
Сочинение 3
Легко ли говорить правду?
Тема сочинения заставляет задуматься над вопросом, легко ли говорить правду. Мне кажется, легко. Правда есть правда. Другое дело, какая правда, в какой ситуации. Если правда о том, что ты совершил плохой поступок, но об этом должны знать, то её говорить трудно. Стыдно потому что. Здесь нужна сила воли, мужество, если хотите. Скрыть что-то плохое о себе всегда легче, особенно не очень честному человеку. Совесть его не мучает, никто не знает и ладно. Соврал, поверили, и хорошо. Проблемы правды и лжи – это нравственные проблемы. Поэтому писатели и поэты давно поднимают их в своих произведениях.
Есть у Алексея Толстого замечательное произведение – рассказ «Русский характер». Оно как раз подходит к нашей теме. Без слёз это произведение читать невозможно. Думаю, что стоит передать краткое содержание, чтобы понять главную мысль, и посмотреть, как раскрывается писателем проблема правды и лжи. Главный герой рассказа Егор Дрёмов. Действие происходит весной 1944 года. Егор Дрёмов – человек сдержанный, скромный. Воюет как все. И вот он тяжело ранен в бою. Пришлось делать пластические операции, которые до неузнаваемости изуродовали его лицо и голос.
Самым напряжённым моментом является приезд Егора домой. Приезжает к самым близким людям, а они его не узнают. И открыться, сказать правду
он не может. Почему нелегко было ему сказать правду? Жалость и настоящая сыновняя любовь к старым родителям не позволила ему сразу открыться: «Егор Дрёмов, глядя в окошечко на мать, понял, что невозможно её испугать. Нельзя, чтобы у неё отчаянно задрожало старенькое лицо». Кроме того, он надеялся, что отец и мать без объяснения догадаются, что к ним приехал сын. Поведение матери за ужином вроде бы подтверждает ожидания Егора. Замечая мельчайшие детали, Мария Поликарповна как будто начинает подозревать правду: гость без приглашения сел как раз на то место, где всю жизнь сидел сын, и его движения во время еды были вроде бы знакомы: «И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо её болезненно задрожало».
Не признался он и невесте Кате. Хотел, но увидел, как она вздрогнула, испугалась, и тоже решил не говорить. И даже решил уехать побыстрее. Обидно было в душе, что не узнали его. Даже отчаяние какое-то наступило. Но больше всего он берёг мать. «Пусть она подольше не знает о моём несчастье». Ну а про Катю решил просто забыть.
Развязка рассказа счастливая. Мать всё-таки догадывается, что приезжий офицер был её сыном. Катя Малышева вместе с Марией Поликарповной приезжает в полк навестить Егора и этим поступком доказывает без лишних слов свою любовь и верность жениху.
Подводя итог своим размышлениям, скажу, что не надо было скрывать правду. Шрамы ведь не говорят о плохих поступках. С одной стороны, Егор жалел мать, но он не подумал, что для матери главное – живой сын. Неважно, как он выглядит. Тем более сын вырос настоящим человеком. Получается, что во всех случаях, правду говорить тяжело, но надо.
Конец формы
Правда у каждого своя
Земля в настоящее время поглощена религиозными спорами, географическими разногласиями, беспорядками и так далее. Сострадание и понимание — это то, чего порой так не хватает. Так легко быть поглощенным собственной точкой зрения и убеждениями в своей правоте, что это может привести к полному непониманию своего соседа. Каждый видит этот мир через свой уникальный объектив, и другая жизнь будет выглядеть по меньшей мере странно. У каждого своя правда. И не стоит об этом забывать.
Каждый человек имеет свой уникальный набор взглядов. Убеждения одного человека могут отличаться от убеждений другого, но это не делает их менее обоснованными. У всех есть свой мир и определенные истины. Можно не понимать чьих-то действий, но это вполне объяснимо, просто кто-то видит мир с совершенно другой точки зрения. Один видит черное, другой белое. Правда может быть искажена, если смотреть на нее под разными углами.
Выражение сочувствия
К.М. Симонов в повести «Дни и ночи» очень тонко касается грани, на которой балансирует правда и обман. Герой повести капитан Сабуров в минуты затишья отвечает родным павших солдат. Писатель акцентирует внимание, что Сабуров не проигнорировал эти письма, как сделало бы большинство, не желающих брать на себя это бремя.
Его терзает мысль, что само сообщение о смерти бойца перевернет весь смысл жизни осиротевшей семьи, поэтому он пишет так, чтобы вдова и дети, читая это письмо, почувствовали, что написано оно близким человеком, разделяющим их горе.
Маленькое преувеличение относительно подвига убитого бойца и последних его слов рассматривается им не как фантазия, а как утешение и облегчение страданий.
Следовательно, ложь неоднозначна и может выступать как в роли убийцы, так и целителя, иначе философ древности Платон не стал бы называть ее лекарством. Лживость может привести к серьёзным последствиям.
«Истина похожа на льва. Вам не нужно защищать его. Освободите его. Он будет защищаться сам»
Вышеприведенная цитата приписывается святому Августину. Многие с ним не согласны, так как считают, что лев из этой метафоры уязвим, и нам нужно бороться, чтобы защитить его. Этические истины являются очень субъективными и поэтому спорными. Нельзя отнимать жизнь — это истина. Но как тогда относиться к убийствам чести? Те, кто их совершает, ведут себя неправильно в соответствии с этической истиной, но они по-своему правы, так как для них принесение бесчестия в семью является более тяжким преступлением, чем убийство.
Множество этических разногласий существует вокруг абортов, эвтаназии и смертной казни. Если этические истины могли бы защитить себя, разве они не убедили бы нас во всех их достоинствах? Если смотреть с этой точки зрения, то защитники своей правды должны отстаивать свое мнение. Эти активисты не только способны убедить в своей правоте, но и повлиять на большое число единомышленников.
Вероятно, святой Августин имел в виду библейскую истину, в которую верил, — что истина его бога победит и без его защиты. Понятно, что на данный момент в истории человечества этого не произошло, учитывая широкий круг убеждений и недостатков, которыми обладают люди нашей планеты. Истина святого Августина этична и логична, и, может быть, она может защитить себя, но все равно будут те, кто с этим не согласится.
Разные люди — разная правда
У каждого своя правда, своя жизнь, свои планы: и у чиновника, и у полицейского, и у служащего, и у преподавателя, а также ребенка и взрослого, мужчины и женщины. Откуда такие различия?
Многое зависит от желаний, предпочтений и интересов, большая часть из которых противопоставлены друг другу.
Например, чиновник желает покоя и денег, а служащий — социальной справедливости. Сотрудник полиции хочет поймать, а воришка – не попасться. Малыш хочет играть, а взрослый устал после работы и мечтает выспаться. Основой для такой правды служит личный интерес. И здесь происходит элементарная подмена понятий.
В каждой шутке есть доля правды (истины)
Это выражение является достаточно распространенным, многие его слышали не раз. Но есть похожее выражение, которое звучит как: «В каждой шутке есть доля шутки». Что бы это могло означать?
Несмотря на то что второй вариант является новоделом, уже обе фразы считаются довольно избитыми. Вполне вероятно, что смысл выражения состоит в том, что любая шутка — это приукрашенная или завуалированная правда. Хотя иногда не стоит в простых вещах искать тайный смысл, иногда банан — это просто банан.
🗹