«Все мы вышли из гололевской «Шинели»» — что значит эта фраза и кто ее произнес? Эти слова часто приписывают Достоевскому, тогда как произнес их французский писатель и дипломат Эжен Мельхиор де Вогюэ. Характеристика Акакию Акакиевичу Башмачкину автором дана была на первый взгляд однозначная: маленький человек, способный мечтать лишь о новой шинели. Но почему герой Гоголя стал одним из самых значимый и важных персонажей в русской литературе?
Повесть «Шинель» была написана на основе «канцелярского анекдота». Некий чиновник долго копил на ружье, потеря которого стала для него настоящей трагедией. «Шинель» — повесть о жалком, забитом чиновнике. В ней есть типичный гоголевский юмор, но вместе с тем это глубокое произведение, пронизанное гуманизмом.
Вечный титулярный советник
Характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина дана в первом абзаце повести. Это был ничем не примечательный человек, титулярный советник. Здесь стоит сказать несколько слов о чине Башмачкина.
В дореволюционной России существовала классификация званий. Каждому чину соответствовало определенное значение и статус. Титулярный советник имел немного возможностей продвинуться по карьерной лестнице. Жалование ему причиталось небольшое. Так, Башмачкин получал в год 400 рублей, чего едва хватало на скудное питание и проживание в скромной петербургской квартире. Можно сказать, что Башмачкин нищенствовал, как и сотни подобных ему мелких чиновников.
Важнее титулярного советника был коллежский. Беда в том, что этот чин был для Акакия Акакиевича недосягаем. Коллежским советником мог стать человек с дворянским происхождением. Гоголевский герой, по всей видимости, был разночинцем.
Характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина: скромный, ничем не примечательный чиновник, не имеющий выдающихся способностей, честолюбия и каких-либо устремлений в жизни. Таких, как он, называли «вечными титулярными советниками». Башмачкин был обречен занимать незначительную должность в департаменте. Но это его отнюдь не огорчало.
Образ и характеристика Акакия Акакиевича
Надо сказать, что в нашем мире было и есть много несправедливости. Некоторые купаются в роскоши и богатстве, а кто-то, подобно пчёлке, до изнеможения трудится в поте лица, чтобы только не настал чёрный день.
Подобного страдальца и представил нам признанный классик русской литературы Н.В. Гоголь в своей повести “Шинель”, в ней он выдвинул на первый план образ маленького, никем не приметного человека.
Доля определенного сарказма присутствует в жизни главного героя уже с первого дня его появления на свет.
Произошло это 23 марта и тут же у его матери возникли трудности, какое же имя дать ребёнку, все представленные имена в календаре были настолько нелепы по звучанию, что матери пришлось в отчаянии дать своему сыну имя такое же как и у его отца. Во время крещения ребёнок заплакал, так, будто уже чувствовал все тяготы предстоящей жизни.
В то, какие трудности Акакию пришлось пережить в период детства и юности автор решил нас не посвящать. Гоголь знакомит нас уже со взрослым мужчиной, описание внешности которого производит впечатление жалкого, больного старика.
Это был невысокий, рыжеватый, подслеповатый, лысоватый человек, цвет лица которого называли “геморроидальным”. Автор считает причиной подобного раннего старения “петербургский климат”.
То, во что был одет Акакий заставляет сочувствовать герою. Это были заношенные, не совсем чистые, поблекшие вещи. Но его это нисколько не смущало, главное было то, чтобы было в чем выйти на любимую работу.
Акакий Акакиевич Башмачников не имел никого из родных и близких. Занимал должность титулярного советника, переписывал бумаги в департаменте за невысокое жалованье. Данная работа и отсутствие повышения его нисколько не волновало, он радовался тому, что переписывал тексты, у него были даже свои любимые буквы.
Он настолько привык к своей работе, что любое предложение о повышении вызывало у него отторжение, малейшее изменение казалось ему невыполнимым, и он желал оставаться в своей зоне комфорта.
Его жизнь для современного человека может показаться лишенной всякой радости, везде и всегда он думал только о работе, вёл отстраненный образ жизни, не посещал никаких культурных мероприятий в отличие от своих коллег.
Несмотря на добросовестное выполнение своих обязанностей со стороны коллег постоянно выслушивал нелицеприятные обсуждения и покорно терпел всякого рода издевательства.
В образе главного героя слились настоящие черты христианской личности: покорность, честность, любовь к труду, умение стойко переносить все тяготы жизни, но все же всему есть предел и столкнувшись с очередными неприятными событиями герой уже оказывается не в силах их вынести.
Любимое дело Башмачкина
Акакий Акакиевич с утра до вечера выполнял несложную работу: переписывал бумаги. Он это занятие очень любил, о другом и не мечтал. Башмачкин брал работу на дом. В спешке ужинал, не чувствуя вкуса еды, и снова садился за переписывание бумаг. Однажды один сердобольный начальник доверил ему более значимое задание. Нужно было не только переписать документ, а еще поменять название и несколько глаголов. Но Башмачкин не справился. Весь вспотел, перенервничал, затем произнес: «Нет уж, дайте мне что-нибудь переписать».
Характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина дополнит описание внешности. Он был небольшого роста, лысоват, с геморроидальным цветом лица. Этот человек очень давно работал в департаменте. Так давно, что молодым чиновникам казалось, что он таким и появился на свет — с лысиной и в вицмундире.
Внешность
Внешность Акакия не была презентабельной. Вид у него неказистый. Такого увидишь и мимо пройдешь. Роста низенького. Лысоват. То, что осталось от былой шевелюры было цвета ржавчины. На щеках прорисовывались глубокие морщины. Мужчина был подслеповат. Ему приходилось постоянно щуриться. Виновником преждевременного старения автор считал Петербургский климат.
…Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…
Одежда Башмачкина поизносилась. Приходилось ходить в чем есть. Шинель выцвела, виднелись дыры. Она была грязной и неглаженой. На костюме всегда можно было обнаружить торчащую нитку или сенца кусочек.
«Зачем вы обижаете меня?»
Эта фраза стала ключевой в образе Акакия Акакиевича Башмачкина. Характеристику маленького человека первым дал Пушкин в повести «Станционный смотритель». Что это за тип литературного персонажа? Это образ социально незащищенного человека, несчастного, одинокого, жалкого.
В департаменте Башмачкина не уважает даже сторож. Начальники небрежно бросают на стол ему бумаги, даже не удосуживаясь произнести: «Перепишите, пожалуйста». Над гоголевским титулярным советником потешаются молодые чиновники. Правда, один из них однажды, услышав от Башмачкина фразу: «Зачем вы обижаете меня?», был глубоко поражен. В этих словах он услышал «Я брат твой». Молодой чиновник впредь не позволял себе грубых шуток в адрес Башмачкина. А образ маленького несчастного человека он еще долго не мог забыть.
В повести Гоголя есть два образа Башмачкина: внешний и внутренний. Первый – замкнутый, нелюдимый чиновник, старательно переписывающих бумаги. Внутренний человек в образе Акакия Акакиевича Башмачкина совсем другой. Он жизнерадостный, открытый. Достаточно вспомнить состояние чиновника после приобретения шинели.
Взаимоотношения с другими людьми
Акакий Акакиевич не нуждается в общении с другими людьми, ему хватает того дела, которым он занимается. Даже дома он переписывает бумаги. Для Башмачкина это занятие становится смыслом всей жизни.
Из-за своей непохожести на остальных Акакий Акакиевич терпит насмешки со стороны сослуживцев. Они откровенно потешаются над ним, бросают бумажки и придумывают различные истории. Как правило, Башмачкин никак не реагировал на действия других людей, но когда ему мешали заниматься любимым делом, он вопрошал: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Цель Башмачкина
Отдельного внимания заслуживает предмет одежды, название которого вынесено в заглавие повести. Шинель здесь не просто вещь, которая, если она сшита хорошо и добротно, спасает от суровых петербургских морозов. Это образ, символизирующий социальное положение чиновника. У Башмачкина была худая шинель, которая вовсе не спасала от непогоды. Потом он, наконец, решился заказать новую. Для человека, который получает в год жалованья в размере четырехсот рублей, это совсем непросто.
Описание Башмачкина Акакия Акакиевича, представленное выше, дополнит манера изъясняться. Чиновник был крайне косноязычен. Имел обыкновение выражать свои мысли предлогами и наречиями. Часто совсем не заканчивал фразу, произносил нечто вроде: «это совершенно того… право».
Нечто подобное он изверг в доме Петровича, портного, который уже не раз штопал ему старую шинель. Тот отказал в очередной раз ставить заплаты и посоветовал сшить новую. Так у Башмачкина появилась цель.
Он начал копить на новую шинель. Акакий Акакиевич перестал пить чай по вечерам, не зажигал свечей, ступал осторожнее, дабы не испортить подметки на сапогах, прачке отдавал свое белье все реже. Дома ходил в халате, чтоб не сносить костюма и застраховать себя от возможных трат.
Он так долго мечтал о новой шинели, что всей душою полюбил ее. Еще до того, как накопил на сукно и работу портного. Каждый день он отправлялся к Петровичу, дабы обсудить обновку. Шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина стала не просто вещью, а любимой подругой, почти живым существом.
Смерть и посмертное существование
Лишившись шинели, Акакий Акакиевич ещё не может поверить, что вновь обречён на прежнюю скудную, лишённую смысла и мечты жизнь. Но «одно значительное лицо» невольно укрепило его в этом убеждении. На приёме у него Башмачкин в полной мере ощутил своё бесправие, незначительность, ничтожность. И без того боязливому человеку словно указали, что люди, подобные ему не вправе желать лучшего. Их удел — всегда пребывать в убожестве. Растерянный, простывший, раздавленный морально, герой возвращается в своё мрачное жилище, чтобы умереть, проклиная в предсмертном бреду несправедливый мир и персонально «значительное лицо».
Финал повести фантастичен. Автор увенчал «Шинель» жутким видением: призрак снимает шинели и шубы с богачей. Неприметный физический облик, убогий быт, ограниченность, неразвитость человека не должны лишать его в глазах окружающих права на достоинство. Какой бы маленькой, скромной, робкой, неразвитой не была при жизни душа Башмачкина, но она была. Не способный к высоким помыслам или сильным чувствам внутренний мир Акакия Акакиевича был полон переживаниями и мечтами, особыми, непонятными или ничтожными для других, но важными для него. И утратив свою земную жалкую оболочку, эта душа предстала в своём грозном величии.
Счастливый чиновник
Итак, Башмачкин несколько месяцев голодает: копит на новую шинель. Наконец, она готова. Петрович приносит поутру Акакию Акакиевича обновку. Чиновник в совершенно праздничном настроении отправляется в департамент. Удивительным образом там все узнают о новой шинели Акакия Акакиевичя, о том, что старой, которую, к слову сказать, называли капотом, уже не существует. Башмачкина поздравляют, к нему проявляют внимание, чего за многие годы работы в департаменте никогда не было. Более того, начальник приглашает Акакия Акакиевич на именины.
Начало истории
Произошедшая с Башмачкиным Акакием Акакиевичем история открывается рассказом о том, как он родился и был причудливо назван, а затем переходит к описанию его службы в качестве титулярного советника.
Подсмеиваясь над героем, многие молодые коллеги докучают Акакию Акакиевичу, толкают под руку, осыпают бумажками, и лишь когда совсем становится невмоготу, он просит оставить его в покое преклоняющим на жалость голосом.
Башмачкин, чья служба заключается в переписывании бумаг, выполняет свои служебные обязанности с любовью и даже, придя домой с работы и поев наскоро щей, достает баночку с чернилами и снова переписывает принесенные с собой листы, а если таковых не оказывается, снимает нарочно для себя копию документа с каким-нибудь замысловатым адресом. Приятельства, услады, развлечений для этого человека не существует. Он ложился спать, всласть написавшись, предвкушая с улыбкой завтрашнее переписывание.
Трагедия Башмачкина
Но счастье маленького чиновника было кратковременным. В новой шинели он отправляется на именины к столоначальнику. Здесь его снова поздравляют с обновкой, уговаривают выпить. После двух бокалов шампанского жизнь Акакию Акакиевичу представляется в радужных красках. Однако он помнит, что уже поздний час, пора домой. Башмачкин незаметно покидает дом столоначальника. По пути домой встречает грабителей, которые снимает с него шинель.
Неожиданный случай
Продолжается история, по которой мы составили краткое содержание. «Шинель» Гоголя описывает нам следующие произошедшие в жизни главного героя события. Это размеренное существование однажды нарушает неожиданный случай. Как-то утром, после многочисленных внушений, которые сделал мороз в Петербурге, Акакий Акакиевич, осмотрев свою шинель (которая уже настолько потеряла свой вид, что ее давно именовали капотом в департаменте) замечает, что на спине и плечах она совсем сквозит. Тогда Башмачкин решает отнести ее к Петровичу, портному, чья биография и повадки вкратце излагаются автором.
Этот человек осматривает шинель и заявляет, что невозможно ничего поправить, придется шить новую. Потрясенный ценой, которая была названа портным, Акакий Акакиевич решает, что для визита выбрал неудачное время, и в следующий раз является тогда, когда, по его расчетам, этот портной должен быть пьян и, следовательно, более сговорчив. Но Петрович не уступает.
Призрак
Когда чиновника не стало, никто этого не заметил. О его смерти в департаменте узнали лишь спустя четыре дня после похорон. Башмачкины встречались, конечно же, не только среди чиновников XIX века. Подобные люди, загнанные, несчастные, незащищенные, есть и сегодня.
Гоголь завершил историю фантастическим финалом. Его герой, в награду за неприметную жизнь, после своей смерти еще прожил несколько дней. Вскоре по Петербургу пошли слухи о призраке. Это был мертвец-чиновник, который искал пропавшую шинель. Он наводил страх на горожан, а исчез лишь после того, как встретил того самого генерала, наведшего на него страх незадолго до смерти. Призрак снял со значительного лица шинель, после чего исчез навсегда. Начальник, человек, по сути, не злой, еще долго не мог простить себе смерти Башмачкина.
? Башмачкин и значительное лицо
Кто-то подсказал Акакию Акакиевичу, что ему следует обратиться за помощью к «одному значительному лицу», которое могло бы ускорить дело о розыске заветной шинели. Значительное лицо был человек неплохой, но «получивши генеральский чин, он как-то спутался, сбился с пути и совершенно не знал, как ему быть». Он вечно боялся уронить свое достоинство и потому был необычайно строг с подчиненными. Акакий Акакиевич в силу своей обычной невезучести явился к значительному лицу в неблагоприятный момент. Генерал принимал у себя товарища детства, и приход Башмачкина давал повод продемонстрировать старому знакомому свою административную значительность. Продержав Башмачкина в передней изрядное время, значительное лицо с неудовольствием выслушал косноязычную речь чиновника. «Генералу, неизвестно почему, показалось такое обхождение фамильярным», и он счел необходимым сурово отнестись к смиренной просьбе посетителя.
«Что вы, милостивый государь… не знаете порядка? куда вы зашли? не знаете, как водятся дела?» – начал он распекать Башмачкина и закончил совсем уж устрашающим обращением: «Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это, понимаете ли это? я вас спрашиваю».
Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять: если бы не подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения. А значительное лицо, довольный тем, что эффект превзошел даже ожидание, и совершенно упоенный мыслью, что слово его может лишить даже чувств человека, искоса взглянул на приятеля, чтобы узнать, как он на это смотрит, и не без удовольствия увидел, что приятель его находился в самом неопределенном состоянии и начинал даже с своей стороны сам чувствовать страх».
Башмачкин вышел от генерала ни жив ни мертв. Разгоряченный, не помня сам себя, он побрел по продуваемой всеми ветрами зимней улице и, придя домой, слег в жесточайшей горячке. Несколько дней пролежал он в бреду, и все его «беспорядочные слова и мысли ворочались около одной и той же шинели». Наконец он испустил дух.
Петрович
Портной, бывший крепостной по имени Григорий. Имел кривой глаз и рябизну по всему лицу, но значился хорошим мастером своего дела. Имел жену, любил выпить. Когда Башмачкин пришёл к нему чинить шинель, он сообщил ему, что починить её уже нельзя, надо шить новую. И назвал цену — 150 рублей. После этого Акакий Акакиевич начал копить деньги, постоянно заходя к Петровичу поговорить о будущей шинели. И когда он накопил деньги, Петрович сшил ему замечательную шинель.
Популярные сочинения
- Сочинения по творчеству Лескова
Одним из известных русских писателей 19 века является Николай Семенович Лесков. Свои первые произведения он написал уже в зрелые годы. Это были короткие публицистические статьи для журналов о медицине - Сочинение по картине Айвазовского Обоз чумаков
И.К. Айвазовский известен многим как мастер морских пейзажей. Однако талантливый человек талантлив во всем, потому у мастера кисти существовали и другие, совершенно не связанные с водной гладью, работы. - Сочинения по картинам Васильева
Описание картин Васильева
Цитаты
«Ребенка окрестили; причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».
«Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».
«Впрочем, место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими еще значительнейшими. Но всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное».
Экранизации
Актер Андрей Костричкин
Первая экранизация «Шинели» вышла в СССР в 1926 году. В основу сценария этого черно-белого немого фильма легли две повести Гоголя — собственно «Шинель» и «Невский проспект». Роль Акакия Башмачкина сыграл актер Андрей Костричкин.
В 1952 году в Италии вышел фильм «Il Cappotto» («Шинель») режиссера Альберто Латтуада. Это вольная интерпретация гоголевской повести, где местом действия становится Северная Италия, а временем — 30-ые годы ХХ века. Роль главного героя исполняет актер Ренато Рашель.
Ренато Рашель в роли Акакия Башмачкина
Персонаж носит имя Кармине де Кармине и служит в муниципалитете, где получает крошечную зарплату. Герою нужно новое пальто, но на покупку нет денег. Немного подзаработав, герой заказывает-таки пальто и в обновке отправляется на праздник в честь Нового года. По дороге домой герой подвергается нападению грабителей, которые отнимают у него пальто. Окружающие отказывают Кармине в помощи, и тот умирает от горя.
Следующая экранизация вышла в 1954 году в Великобритании под названием «Пробуждение». Это короткометражный фильм, где главную роль сыграл Бастер Китон, а сюжет повести значительно изменен. Режиссер включил в сценарий аллюзии на антиутопию «1984» Джорджа Оруэлла.
Ролан Быков в фильме «Шинель»
В 1959 году вышла еще одна советская экранизация с Роланом Быковым в главной роли.
🗹