УРОК 1
Методическая подсказка
Рекомендуем начать его с ключевого для классицизма вопроса: должны ли писатели сочинять по правилам? Мнения обычно разделяются: часть учеников – за «сочинение по правилам» (это и понятно: ведь в школе они учат правила очень часто, и для них работать «по правилам» вполне естественно), другие, напротив, говорят о том, что творчество правилам неподвластно. Конечно, у каждого из них находятся свои аргументы.
Повторение
Попросите их вспомнить, кто из известных им писателей писал «по правилам», а чье творчество резко отличалось от творчества современников. Им трудно будет ответить на этот вопрос: и прочитанного материала пока что маловато, и исторического контекста – т.е. творчества современников – они не знают. Ответы, одним словом, будут противоречивыми, и вы не забудьте это отметить. Эта противоречивость ответов и послужит мостиком к вашем рассказу о классицизме. Ведь удивительная особенность этого направления заключалась в его массовости: большинство писателей научились «писать по правилам».
Обсуждение нового теоретического материала
Спросите у своих учеников:
– Почему так произошло? Как случилось, что европейские писатели с охотой усвоили правила сочинения литературных текстов?
Конечно, необходимо напомнить, что усваивают правила «обычные» писатели, а вот открывают эти правила писатели выдающиеся, иногда даже гениальные. Но все же: прошло четыреста лет, а мы не забываем этого литературного направления, размышляем о его теоретическом обосновании, о его «правилах». Каждое новое литературное направление приходит со своими правилами, со своим манифестом, со своей теорией. Теория творчества для писателя – это его взгляд на литературный мир, на психологию творчества, на мотивацию к творчеству.
Если ребята затруднятся, помогите им сформулировать вывод о том, что правила классицизма были, вероятно, удачно сформулированы. Они легко запоминались и писателям было легко им следовать, а литературным и театральным критикам было понятно, как следует оценивать эти произведения.
Методическая подсказка
Часто разговор о классицизме в школе начинается с истории. Школьникам рассказывают о возрождении интереса к античному, «классическому» искусству, добавляют в рассказ сведения о Декарте, о его учении о разуме. Справедливо подчеркивают, что в основе классицизма лежит стремление писателей призвать к разумному, рассудительному поведению, которое легко понять и объяснить. Все эти аргументы представлены в статье из учебника «Классицизм». Однако глава из учебника – это еще не рассказ учителя. Общение на уроке должно взаимодействовать с учебником и учебными пособиями. Можно, конечно, и так. Но ребята остаются при этом в недоумении: почему же писатели стали писать по одним и тем же правилам? Как получилось, что эти правила стали универсальными? При подходе, который мы предлагаем, ребята понимают, что обращение к правилам и законам классицизма тоже было рассудочным. Классицизм устанавливал общую систему эстетических ценностей, иными словами, утверждал, что такое хорошо в искусстве, а что такое плохо.
Теперь можно переходить к трактату Н. Буало «Поэтическое искусство». Расскажите об этом писателе: ведь он был настоящим литератором, стремился властвовать над умами, влиять на публику, а главное – на французского короля и придворную знать, аристократов – самую заинтересованную в литературных новинках публику.
Прочтите с ребятами фрагмент из «Поэтического искусства».
– К кому обращено это воззвание? (Конечно, не только к обычным читателям, а прежде всего – к писателям.)
– К чему призывает автор своих читателей?
Эти вопросы становятся разъяснением домашнего задания:
- Прочитать фрагменты из «Поэтического искусства» Н. Буало и коротко сформулировать заложенные в них автором идеи.
- Прочитать статью «Классицизм» в учебнике 8 класса.
Признаки классицизма в комедии «Горе от ума»
Черты классицистической комедии отображены в условных образах с типичными характерами. Они сформированы на основании живой реальности, традиционные аспекты придают героям индивидуальность и единство одновременно.
Использование имен-масок помогает Грибоедову подчеркнуть основные особенности персонажей. Чацкий – главный герой, символизирующий веру в лучшее, стремление к переменам. Персонаж Фамусова – его антипод. Он привык к традиционному устою в жизни, боится любых изменений. Классицизм в литературе характеризовался определенными принципами:
- Принцип тройного единства;
- Соответствие размеров глав;
- Простой, доступный сюжет;
- Лаконичная композиция;
- Важная черта – ясный, понятный язык;
- Соответствие изъяснений и выбранного стиля;
- Стройная, логическая последовательность.
Признаки классицизма в «Горе от ума» просматриваются на протяжении всего произведения. Их можно заметить в диалогах между актерами, общей стилистике написания.
УРОК № 2
Он начинается с проверки домашнего задания.
Ребята читают свои интерпретации идей Н. Буало, высказанных в прочитанных дома отрывках.
Учитель может прочитать вслух какой-то иной фрагмент из «Поэтического искусства».
Например, из «Песни Четвертой» от слов «Не нужно подражать нелепому глупцу…» до слов «Пускай ваш труд хранит печать души прекрасной// Порочным помыслам и грязи непричастной…»
Не нужно подражать нелепому глупцу, Своих плохих стихов ретивому чтецу, Который с рвением, на бешенство похожим, Их декламирует испуганным прохожим; Чтоб от него спастись, они вбегают в храм, Но муза дерзкая их не щадит и там. Я повторяю вновь: прислушивайтесь чутко К достойным доводам и знанья и рассудка, А суд невежества пускай вас не страшит. Бывает, что глупец, приняв ученый вид, Разносит невпопад прекрасные творенья За смелость образа и яркость выраженья. Напрасно стали бы вы отвечать ему: Все доводы презрев, не внемля ничему, Он, в самомнении незрячем и кичливом, Себя ценителем считает прозорливым. Его советами вам лучше пренебречь, Иначе ваш корабль даст неизбежно течь. Ваш критик должен быть разумным, благородным, Глубоко сведущим, от зависти свободным: Те промахи тогда он сможет уловить, Что даже от себя вы попытались скрыть. Он сразу разрешит смешные заблужденья, Вернет уверенность, рассеет все сомненья И разъяснит потом, что творческий порыв, Душою овладев и разум окрылив, Оковы правил сняв решительно и смело, Умеет расширять поэзии пределы. Но критиков таких у нас почти что нет; Порою пишет вздор известнейший поэт: Стихами отличась, он критикует рьяно, Хоть от Вергилия не отличит Лукана. Хотите ли, чтоб вас вполне одобрил свет? Я преподать могу вам дружеский совет: Умея сочетать полезное с приятным. Пустячных выдумок читатели бегут И пищи для ума от развлеченья ждут. Пускай ваш труд хранит печать души прекрасной, Порочным помыслам и грязи непричастной: Сурового суда заслуживает тот, Кто нравственность и честь постыдно предает, Рисуя нам разврат заманчивым и милым.
– Какие правила предлагает автор в прочитанном фрагменте?
– Как вы понимаете призыв Буало «Изучайте двор и знакомьтесь с городом!»
Методическая подсказка
Важно не просто сформулировать правила, «классицистические единства», а показать, почему их придерживались, для чего эти правила использовали. Расскажите ребятам об иерархии жанров. Предложите им подискутировать, почему иерархия была выстроена именно таким образом: почему трагедия считалась выше комедии?
Помните точные слова о Н. Буало, сказанные известным исследователем Б. Виппером:
««Поэтическое искусство» Буало оказало очень большое влияние на формирование литературы классицизма не только во Франции, но и за ее пределами. Многие идеи Буало были восприняты французскими теоретиками классицизма XVIII в. — Вольтером, Мармонтелем, Лагарпом; на авторитет Буало опирались в Германии Готшед («Опыт критической поэтики для немцев», 1730), в Англии Поп («Опыт о критике», 1711), в России Кантемир, Сумароков и Тредиаковский (последнему принадлежит первый русский перевод «Поэтического искусства»).
С годами Буало вырос в фигуру, как бы олицетворяющую собой французский классицизм XVII в. На самом деле поэтика Буало, по заключенным в ней идеям и эстетическим тенденциям, у же творческих достижений крупнейших писателей Франции, его современников — Мольера, Лафонтена, Расина. Она не обобщает исчерпывающе их замечательных художественных достижений, в которых противоречия действительности раскрываются острее и резче, чем это допускалось канонами, сформулированными в «Поэтическом искусстве». К тому же это произведение не представляет собой последнего слова и в развитии эстетической мысли самого Буало. В поздних теоретических работах, написанных на рубеже XVII и XVIII вв., Буало, исследуя природу и источники прекрасного, наряду с разумом все большее значение уделял эмоциям, чувству. В то же время он не был склонен в эти годы так безоговорочно ставить оценку художественных произведений в зависимость от вкусов и суждений современной светской элиты. Время и история представляются ему теперь более надежным и справедливым судьей» .
Вообще, тема «Классицизм» дает отличные возможности развивать устную речь ребят, их способности отстаивать свое мнение.
Теперь наступает время для работы со статьей «Классицизм». После того как школьники обсудили, для чего писателям были нужны правила, настало время разобраться, а в чем же эти правила состояли.
Опыт показывает, что три единства школьники запоминают легко. Но были и другие правила. Например, в драме не должно было быть декораций: все события игрались на черном фоне. Пьеса должна была состоять из пяти действий, и т.д.
– Кому помогало соблюдение правил, обычному писателю или талантливому художнику?
– Кому эти правила мешали?
– Были ли эти правила на пользу искусству?
Домашнее задание
Прочитать сцены из комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», представленные в учебнике. Ознакомиться с биографией писателя.
УРОК № 3
Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»(сцены из комедии)
Начинаем урок с повторения:
– Какие жанры в классицизме относились к высоким, а какие к низким? (ребята обычно легко отвечают на этот вопрос)
– Почему комедия относилась к низким жанрам? (тут всегда приходится обращаться к материалам предыдущего урока: развлекательные жанры в европейской культуре по традиции считались не слишком престижными, это касалось и драматургов, и актеров).
– Значит ли это, что читателям и зрителям не нравились комедии? (После споров вокруг предыдущего вопроса на этот гораздо легче ответить: конечно, нравились, но культурная традиция на первое место ставила трагедии. Главное – на первое место трагедии ставила классицистическая теория)
Следуя эстетическим принципам классицизма, комедия должна отвечать следующим требованиям:
- комедия считалась низким жанром;
- героями комедий были простые люди, мещане с низменными интересами; каждый из них должен был обладать каким-то одним пороком;
- как правило, комедия призвана была отражать современную действительность, а также высмеивать человеческие недостатки;
- в драматическом произведении (в том числе и комедии) необходимо было соблюдать единства места, времени и действия (события пьесы должны были разворачиваться в течение суток и в одном месте; основное действие нельзя было осложнять другими, в основе комедии должен был лежать только один конфликт (столкновение));
- герои в комедиях, как и в других произведениях классицизма, делились только на положительных и отрицательных и т.д.
Методическая подсказка
Как всегда, изучение драматического произведения мы сопровождаем просмотром фрагментов. Постарайтесь, чтобы фрагменты не повторяли главы из учебника, а дополняли бы знание школьников о комедии «Мещанин во дворянстве».
Просмотр занимает 15-20 минут. После этого мы обращаемся к рубрике «Решаем читательские задачи»:
- Чем привлекателен для окружающих г-н Журден?
- Как окружающие отзываются о г-не Журдене?
- Как относится автор к своему герою? Что говорит о таком отношении автора?
- Какая часть пьесы представляется вам более важной – действие с диалогами или танцы? Вспомните историю создания этой комедии: что было важнее автору и заказчикам?
- А.С. Пушкин говорил о том, что высокая комедия порой смыкается с трагедией. В каких сценах «Мещанина во дворянстве» зритель чувствует это сближение жанров?
- Кто из героев комедии противопоставлен господину Журдену?
- Какие события заставляют Журдена усомниться в собственной правоте? Найдите поворотный момент в пьесе, сцену, в которой герой «прозревает» (она должна быть продемонстрирована на экране в ряду других сцен, чтобы у школьников была возможность выбора).
После этих вопросов, которые обычно не оказываются трудными, переходим к проблемному вопросу:
Мы уже знаем, что Мольер был драматургом классицистского направления. Работая над образом, он отбирал только те черты, которые были необходимы для изображения определенных типов. Классицизм не стремился к полному и разностороннему изображению характеров. На эту особенность указывал Пушкин, когда говорил: «У Мольера Скупой скуп – и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен». Какую черту господина Журдена можно назвать самой главной?
Выделяя «самую главную» черту школьники спорят, дискутируют. Задача учителя – связать их размышления и споры с главной темой: эстетической теорией классицизма, а также заинтересовать жизнью и творчеством Мольера, и сегодня порой современного писателя.
Домашнее задание
Прочитать биографию М.В. Ломоносова в учебнике.
Основные правила классицизма
И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.
В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции.
Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).
Волнует зримое сильнее, чем рассказ,
Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.
(Н.Буало)
УРОК № 4
М.В. ЛОМОНОСОВ. ТЕОРИЯ ТРЕХ ШТИЛЕЙ (2 Ч.)
На изучение творчества М. В. Ломоносова отводится 2 часа.
Методическая подсказка
Данный вариант планирования предполагает знакомство учащихся с личностью писателя. В центре внимания учащихся будет личность Ломоносова и его историческая роль в развитии русской литературы и филологической науки.
Восьмиклассники будут знакомиться с литературной деятельностью писателя, выразительно читать и интерпретировать художественный текст, обсуждать проблемы, волнующие Ломоносова, работать с литературоведческими понятиями, обмениваться мнениями, давать оценку литературной деятельности и вкладу писателя в развитие литературы.
Основной материал, с которым проводится работа, – статья о писателе, вопросы и задания в рабочей тетради.
На первом уроке учитель может познакомить школьников с оценкой личности Ломоносова известными критиками и писателями, предполагающей дальнейшие вопросы к учащимся: чем Ломоносов заслужил такую высокую оценку?
Что вам известно о нашем великом соотечественнике?
Цитаты могут быть, к примеру, такими: «Ломоносов был не только поэтом, оратором и литератором, но и великим ученым. Обширная область естествознания сильно манила его пытливый ум» (В.Г. Белинский), «Современники могли только удивляться ему; мы судим, различаем и тем живее чувствуем его достоинство… Если гений и дарования ума имеют право на благодарность народов, то Россия должна Ломоносову монументом» (Н.М. Карамзин).
Учащиеся могут опираться на статью в учебнике, посвященную М.В. Ломоносову, «Личное и государственное в поэтическом творчестве Ломоносова». Рекомендуется перед этим уроком дать им статью для прочтения и ознакомления в качестве домашнего задания. Они должны отметить в ней основные вехи его творчества. Учащиеся обращают внимание на теоретические работы «Письмо о правилах российского стихотворства», «Российская грамматика», «О пользе книг церковных в российском языке», поэтические произведения – оды и трагедии; исследование в области системы нового языка, разработку теории «трех штилей», на особенности поэзии: поэзия государственных дел, призыв к правителям установить нужные и хорошие законы самим соблюдать их и подчиняться этим законам.
На данном этапе целесообразно разъяснить учащимся, что представляет собой жанр оды. Учитель отмечает, что оды чаще всего у Ломоносова написаны ямбом. Чтобы вспомнить, что собой представляет ямб, учитель может заранее подготовить строчки из стихотворений Ломоносова или других поэтов и дать учащимся задание определить размер данных строк и убедиться в том, что ямб – это стихотворный размер с ударением на последнем слоге в стопе, и определить особенность таких произведений (торжественность, восторженность речи), выполняя эту работу, учащиеся вспоминают, как определять размер стиха. В методических рекомендациях для 7 класса подробно рассматривается работа со стихотворными размерами. Обратитесь к этой статье прежде чем говорить о различных стихотворных размерах. Сказанное в ней относится не только к произведениям, включенным в программу в 7 классе: материал статьи вам будет полезен вплоть до завершения курса литературы в 11 классе.
Далее обращаемся к тексту «Оды на день восшествия…» (1747). Настало время для образцового учительского прочтения вслух. Учителю целесообразно самостоятельно прочитать учащимся отрывок из оды с пояснением некоторых устаревших слов и дать задание учащимся доказать, что это произведение написано именно ямбом.
Эта работа будет завершением первого урока.
Домашнее задание
Учащиеся отвечают на вопросы 4 и 5 в рабочей тетради
4. Вспомните, каковы особенности стихотворного размера ямб. Перечислите известные вам стихотворения, написанные ямбом, и запишите их авторов и названия.
5. Запишите определение:
Ода – это…
Читают статью о теории «трех штилей».
УРОК № 5
Второй урок по этой теме следует начать с проверки устного домашнего задания. В этом помогут вопросы рубрики «Решаем читательские задачи». Учащиеся говорят о том, что по теории «трех штилей» церковно-славянские слова делятся по трем стилям в зависимости от жанра произведения: высокий стиль – общие слова для церковно-славянского и русского языка (жанры: героические поэмы, оды);
Средний стиль – общеупотребительные слова (жанры: театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, сатиры, описания памятных дел и благородных учений);
Низкий стиль – исконно русские слова (жанры: комедии, эпиграммы, песни, прозаические дружеские письма, описания обычных дел).
Далее учащиеся отвечают на вопрос 3 в рабочей тетради, обобщают полученные теоретические сведения.
3. На чем основано, согласно теории Ломоносова, различие стилей, соотнесенное с системой различных жанров?
На следующем этапе урока целесообразно провести работу с текстом, обратившись к отдельным отрывкам из «Оды», с доказательством того, что это произведение высокого стиля и что оно носит торжественный характер и относится к поэзии государственных дел. Учащиеся определяют, к чему автор призывает императрицу, какие надежды возлагает на нее. Конечно, если кто-то из учеников подготовит краткую справку о том, насколько оправдались ожидания поэта, последовала ли императрица его призывам, это украсит урок, введет в него историческую нотку, покажет сложные взаимосвязи поэзии и реальной политической жизни, литературы и власти в России.
На завершающем этапе урока обобщаем разговор о Ломоносове и его заслугах перед филологией. Учащиеся отвечают на вопросы 1 и 2 в рабочей тетради.
1. Как назывались книги, посвященные созданию русского литературного языка в теории литературы?
2. Какие слова и научные выражения прочно утвердились в русском языке благодаря учениям Ломоносова?
Домашнее задание
Прочитать включенную в учебник «Оду» целиком, по желанию выучить понравившийся отрывок. Фонвизин. Недоросль (2 ч.)
УРОК №6
Эстетические принципы комедии классицизма. Д.И. Фонвизин и его политическая сатира в «Недоросле». Положительные герои пьесы.
Вступительная беседа
Рассказ о творчестве Д.И. Фонвизина желательно начать с повторения сведений о классицизме.
Затем ученикам можно предложить вспомнить определение комедии (драматическое произведение, в котором изображаются жизненные положения или характеры, вызывающие смех) и комического (смешное в жизни и изображение смешного в искусстве), а также основные особенности комедии классицизма.
В свое время теоретики предложили такую классификацию комедии: комедия нравов, характеров, положений. Практика показала, что подобное разделение отчасти условно. Чем талантливее был автор, тем более органично сливались в его творении элементы. Именно таким автором был Д.И. Фонвизин, который еще в 18 веке сумел соединить комическое и трагическое. В.О. Ключевский, в статье «Недоросль Фонвизина», так описывал главную героиню комедии «Недоросль»: «Не комична ли сама хозяйка дома, госпожа Простакова, урожденная Скотинина? Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически: в продолжение всех пяти актов пьесы с крепколобым, истинно скотининским терпением ни разу она не смигнула с той жестокой физиономии, какую приказал ей держать безжалостный художник во все время неторопливого сеанса, пока рисовал с нее портрет. Зато она и вдвойне не комична: она глупа и труслива, т. е. жалка – по мужу, как Простакова, безбожна и бесчеловечна, т. е. отвратительна – по брату, как Скотинина. Она вовсе не располагает к смеху; напротив, при одном виде этой возмутительной озорницы не только у ее забитого мужа, но и у современного зрителя, огражденного от нее целым столетием, начинает мутиться в глазах и колеблется вера в человека, в ближнего.»
Работа с материалами учебника
А.С. Пушкин писал в «Евгении Онегине»: «Волшебный край! Там в стары годы,/ Сатиры смелый властелин,/ Блистал Фонвизин, друг свободы». Почему А.С. Пушкин называет Д.И. Фонвизина «смелым властелином» сатиры и «Другом свободы»? Что вы о нем знаете? Как называлась первая комедия автора, которая принесла ему известность?
Почему комедия «Недоросль», написанная в 1782 году, прославила Д.И. Фонвизина на века?
(Отвечая на эти вопросы, учащиеся могут использовать материалы статьи учебника о Д.И. Фонвизине и его произведениях).
Методическая подсказка
Драму не только читают, но, прежде всего, ставят на сцене. Комедия Д.И. Фонвизина является драматическим произведением. Затруднительным при чтении любого драматического произведения всегда было отсутствие любых авторских оценок. Поэтому читатель (зритель) должен активно включаться в действие, самостоятельно давать оценку, видеть и слышать все происходящее на сцене.
Итак, обратимся непосредственно к комедии «Недоросль» В ней Д.И. Фонвизин выделяет несколько важных тем: тема чести и достоинства, тема назначения человека и его роли в жизни общества, тема воспитания молодого поколения, а также тема безнаказанности «зловредных» помещиков и др.
Познакомившись с героями комедии, условно разделим их, следуя эстетике классицизма, на положительных и отрицательных. Далее учащиеся переходят к более подробному рассмотрению положительных героев «Недоросля».
Вопросы и задания для обсуждения
1. Попробуйте сформулировать основной конфликт пьесы. (Борьба прогрессивных дворян с деспотичными, невежественными помещиками).
2. Перечислите всех положительных персонажей, которые оказались в поместье Простаковой, чтобы отстаивать свои взгляды. (Стародум, Милон, Правдин). Расскажите о каждом из них. (Правдин приехал по приказу наместника расследовать безобразия, творимые Простаковой, молодой офицер Милон, влюбленный в Софью, прибыл в поместье с полком солдат, Стародум же, приобретя в Сибири немалое состояние, возвращается к своей племяннице). Комедия «Недоросль» тесно связана с эстетикой классицизма. Поэтому было бы уместно обратить внимание учащихся на то, что все персонажи оказываются в одном месте и в одно время.
3. Среди образованных и здравомыслящих героев пьесы особо выделяется Стародум. Для Фонвизина, выросшего в «честной дворянской семье», честность была не пустым словом. Стародума Фонвизин считал «другом честных людей». Почему? (Стародум с детства усвоил наказ отца: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». Стародум оставил службу при дворе и отправился в Сибирь, где разбогател благодаря собственному труду «без подлой выслуги, не грабя отечества». Образ Стародума для Фонвизина был очень значим: устами этого «резонера» (так называли персонаж, которому автор поручал высказывать наиболее ответственные мысли в пьесе) писатель старается донести свои сокровенные мысли).
4. Рассмотрите сцены (действ.3, явл.1; действ.3 явл.2; действ.5, явлен.1), в которых положительные герои излагают свои взгляды. Можем ли мы утверждать, что эти сцены носят комедийный характер? Какие чувства они вызывают? (Автор в комедию включил некомедийные сцены, чтобы выразить новый просветительский взгляд на человека. Именно поэтому положительные персонажи «Недоросля» в основном ораторствуют, а не действуют на сцене. Этим Фонвизин проповедует прежде всего такие ценности личности, как патриотизм, понимание долга перед отечеством, гражданское мужество и т.д.)
5.В комедии есть «высокий женский образ – идеал девичества, добродетельный и лучезарный образ Софьи». Автор не случайно обращается к этому имени, София – матерь Веры, Надежды и Любви. Почему? (В этом имени «слышна нам некоторая печаль по утерянному, что прежде всегда было»…)
Домашнее задание
Найдите в тексте высказывания героев о служении Отечеству, о нравах при дворе, о знатности и богатстве, о достоинстве человека. Какие из них могут быть интересны и важны современному человеку?
2 урок. Отрицательные персонажи комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Проверка домашнего задания
Восьмиклассники приводят примеры высказываний героев на предложенные темы. Высказывания Стародума, ставшие афоризмами, можно записать в тетрадь, объяснив их смысл . (Например, «…не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.», «Имей сердце, имей душу, и будешь человек на все времена. На все прочее мода…»).
Методическая подсказка.
Традиционно, работая над «отрицательными» персонажами, учитель помогает учащимся осмыслить «реализм сатирического изображения» героев пьесы. Ученикам можно предложить вспомнить основные способы создания комического в пьесе и найти их в тексте.
В качестве примера можно назвать закон несоответствия мнимого истинному. Одним из первых в русской литературе мастерски использовал несоответствие в своих комедиях Д.И. Фонвизин. Так, героиня комедии «Недоросль», Простакова, всячески пытается показать гостеприимство своего дома и достоинства Митрофана, любезничая с Софьей и льстя Стародуму. Но долго играть она не в силах. Понимая, что Софья ускользает из рук, Простакова показывает свое истинное лицо. Г.Г. Красухин, долгое время возглавлявший газету «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»), прокомментировал один из диалогов на своей странице в фейсбуке: «Вот разбираем мы фонвизинский «Недоросль». Доходим до сцены, где г-жа Простакова приказывает служанке Еремеевне дать «позавтракать ребёнку». Еремеевна отвечает, что Митрофанушка уже «пять булочек скушать изволил». «Так тебе жаль шестой, бестия?» – возмущена Простакова. Не жаль, но, по сообщению Еремеевны, Митрофан всю ночь маялся животом. Что же он съел, интересуются мать и дядя? «Да что! – вспоминает Митрофан, – солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть». «Ночью, – добавляет Еремеевна, – то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил». Для современного читателя эта сцена не звучит так гротескно-комично, как для зрителя XVIII века. Между тем, по воспоминаниям современников Фонвизина, зрители в голос рыдали, слушая Митрофанушку и Еремеевну. «Ломтик» Митрофанушки – это не что иное, как официальная кухонная мера – «ломоть», который означал кусок толщиной в палец или в дюйм (2,5 см), отрезанный во всё сечение солонины. Весит он примерно 200-250 грамм. Три ломтика, съеденные Митрофаном, – это 600-750 грамм солёно-вяленого, тяжёлого, трудно усвояемого мяса. «Подовый» – пирог. подовый – это испечённый на поду, т.е. на «дне» русской печи, прямо над горнилом (топкой). В конце XVIII века их пекли небольшими, но высокими; начиняли мясом с луком или капустой с яйцами. Тесто замешивалось крутое. Запекали на сковороде на говяжьем сале и кипятке. Вес одно такого пирога достигал фунта (409 грамм). Легко сосчитать, что, съев шесть подовых, Митрофан утяжелил желудок 2,5 килограммами мучных продуктов. Ну, а «кувшин» в то время был двух объёмов – на 3 или на 5 литров. Ясно, что, прикидывая раблезианский аппетит Митрофана, зрители, конечно, склонялись к пятилитровому «кувшинцу». Не забывайте: «Недоросль» – прежде всего комедия, и зрители обожали Фонвизина за его умение развеселить. Для современников многое в пьесе звучало куда смешнее, чем сегодня.
Вопросы и задания для обсуждения.
1. Учитель или заранее подготовленный ученик читает первую сцену 1 действия. Что смешного в этой сцене? О чем заставляет задуматься? (С самого начала пьесы мы знакомимся с семьей Простаковых. Митрофан примеряет кафтан. Крепостной Тришка вступает в спор с барыней и, прекрасно зная ее деспотичный характер, вступает с ней в спор. Тришка – самоучка, он понимает, что заказ лучше отдать настоящему портному. Прибежавший супруг вообще ничего не может сказать Простаковой, дабы не навлечь на себя гнев жены. А брат Простаковой , Скотинин, неожиданно хвалит кафтан, но лишь по причине предстоящего своего сговора с Софьей… В «Недоросле», как и в жизни, смешное существует рядом с серьезным, а иногда и с трагическим. Таким образом Д.И. Фонвизин отходит от основного правила классицизма, приближая комедию к действительности).
2. Прочитайте по ролям действие 3, явления 6, 7, 8 (уроки Митрофана) и действие 4 явление 8 (экзамен). Ответьте на вопрос учебника №1. Сформулируйте одной фразой жизненные интересы Митрофанушки (греч «похожий на мать»). Как они сформировались? К чему может привести такое воспитание? (Фраза эта всем известна: «не хочу учиться, хочу жениться». И принадлежит она Митрофану , любимому сынку госпожи Простаковой. Митрофан не просто болван – обжора, он всегда все выгадывает в свою пользу. Это дитя «деликатного сложения» ничем не обременено. Смех вызывают сцены, когда взрослый детина робеет перед кулачищами Скотинина и прячется за спину няньки Еремеевны. А сцены учебы и экзамена Митрофана поражают всех тупостью героя, который рассуждает о дверях, «котора прилагательна»… К сожалению, чрезмерная материнская любовь и забота приводят к предательству героя. В финале комедии, совершив всякие злодеяния ради своего ненаглядного дитяти, Простакова в надежде бросается к сыну. Но Митрофан ей отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»)
3. Попробуйте устно подготовить рассказ о Простаковой. Каково ваше отношение к ней? Многие исследователи творчества Д.И. Фонвизина считали образ Простаковой – самым «замечательным достижением». Почему? (Действительно, в образе Простаковой многие прежде всего видят невежество помещицы, ее уверенность в своей власти. Характер героини показан разносторонне. Она способна меняться в зависимости от обстоятельств. Обратите внимание на то, как грубо Простакова разговаривает с крепостными! А вот перед Стародумом она явно заискивает. Вряд ли надо доказывать, с какой нежностью и беззаветной любовью относится помещица к своему единственному сыночку, чем калечит его нравственно. Мы видим, как глубоко страдает Простакова, когда сын отворачивается от нее в финале пьесы. Ее образ вызывает сочувствие, несмотря на ее подлые поступки).
4. Попробуйте ответить на вопрос учебника: Какое место в системе персонажей пьесы занимает в комедии Скотинин? (Тарас Скотинин –тупой, циничный, упрямый крепостник. О себе он говорит: «как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотишь». Теплоту и нежность он проявляет только к свиньям, даже будущую жену Скотинин сравнивает со свиньями («для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку»). Узнав, что Софья богата, от жадности Скотинин готов уничтожить любого соперника, даже собственного племянника. При этом Скотинин, с его безотчетной любовью к свиньям, не просто смешон, но и отвратителен).
5. Обобщая изученное, учитель предлагает восьмиклассникам ответить на вопросы учебника:
– Широко известен исторический анекдот о том, что князь Потемкин, восхищенный комедией «Недоросль», сказал Фонвизину: «Умри, Денис, – лучше не скажешь!» Как вы понимаете эти слова?
– Как вы думаете, почему комедия заканчивается словами Стародума «Вот злонравия достойные плоды!»
6. Для создания комического эффекта отрицательных персонажей Д.И.Фонвизин использовал говорящие имена и фамилии, сравнения с животными, разоблачения и саморазоблачения героев, а также создание комических ситуаций и речевые характеристики персонажей. Найдите в тесте примеры.
(Говорящие имена и фамилии: Митрофан – подобный матери (греч), Тарас (Скотинин) – приводящий в смятение (греч); сравнения с животными: Скотинин говорит, что хочет завести своих поросят, сравнивая их с детьми; Простакова сопоставляет себя с собакой, а Митрофана с щенком («Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала? Изволил пожаловать неведомо к кому, неведомо кто»); саморазоблачение: Простакова говорит о том, что пригрели у себя сироту Софью, Простаков проговаривается, что они надзирают за Софьюшкими имениями как за своими; Вральман, скрывающий, что был кучером, проговаривается: «Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. ПЫФАЛО, НЕ СОЙТУ НИ НА МИНУТУ С КОСЕЛ»; создание комических ситуаций: объевшегося Митрофана «схватило после ужина», драка Простаковой со Скотининым, урок математики, «экзамен» Митрофана и т.д.).
7. В конце урока учитель просит учащихся повторить эстетические принципы комедии классицизма. Всем ли требованиям классицизма отвечала комедия Д.И. Фонвизина? В чем новаторство драматурга?
Главные герои изображены объёмно, многосторонне, в пьесе звучат не только комические, но и драматические, а иногда и трагические ноты. Комедия Д.И. Фонвизина способствовала дальнейшему развитию русской драматургии.
8. Вот уже не одно поколение русских школьников читают произведения Д.И. Фонвизина. На фонвизинских сочинениях учились думать и писать А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Пришвин … Почему же пьеса Д.И. Фонвизина интересна людям каждой новой эпохи?
(Созданные драматургом персонажи остаются «живыми», потому что живы их пороки. Даже имя героя «Недоросля» Митрофана стало нарицательным. Многих фонвизинских героев и сейчас можно встретить в нашей жизни).
Исторические корни классицизма
История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.
Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.
«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.
Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду (торжественое песенное (лирическое) стихотворенье, воспевающее славу, хвалу, величие, победу и пр.), трагедию (драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами), эпос (изображает действия или события в объективно повествовательной форме, характеризуется спокойно созерцательн. отношением к изображаемому предмету) и низшие – комедию (драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде), сатиру (вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения).
Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.
Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.
🗹