Сочинение Хозяева жизни и жертвы в пьесе Гроза Островского


Обличие хозяев жизни в драме гроза. “Хозяева” жизни и их “жертвы” в пьесе Островского “Гроза”

Какие свойства личности Костылёва проявляются в его общении с ночлежниками?

Костылев – хозяин ночлежки, где нашли приют «бывшие» люди, «хозяин жизни». Он всеми силами пытается показать свое превосходство, но вот не задача – он боится ночлежников! Особенно Пепла и Сатина. Зная, что Василиса изменяет ему с Пеплом, он делает вид, что не замечает этого, и дело не в чувствах – он боится того, что придется драться с Васькой. Костылев, кроме того, что труслив, еще и жаден. Он готов «содрать» последнее с Клеща, прикрываясь богом, никогда не простит долга Актеру. Перед нами лицемер, который прикрывается добротой и набожностью, чтобы прикрыть свою жадность. Лицемерит он и в отношении с ночлежниками: перед Пеплом и Сатиным заискивает, над слабыми издевается и хамит им, проявляя еще и хитрость.

В каких произведениях русской литературы отображены взаимоотношения «хозяев жизни» с их жертва¬ми и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М.

Горького «На дне»?

С пьесой Горького «На дне», изображающей отношения «хозяев жизни» и их жертв, перекликается немало произведений русской литературы. Например, в пьесе Островского «Гроза» мы видим «хозяев жизни» Дикого и Кабаниху и их жертв – Катерину, Тихона, Бориса и других. Самодуры Дикой и Кабаниха делают жизнь других персонажей невыносимой. Тихон и Катерина живут не своей жизнью, как поступить, им диктует маменька. Борис отказывает в помощи Катерине из-за страха перед дядей. Одна Катерина не выдерживает этого гнета и, не видя иного выхода, бросается с обрыва. Дикой и Кабаниха не боятся своих жертв, в отличие от Костылева, который вредит исподтишка.

Но финал «Грозы» заставляет и их усомниться в абсолютизме своей власти.

Еще одна произведение на эту тему – «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Рассмотрим отношения Свидригайлова и Дуни. Свидригайлов считает, что бедная Дуни, вынужденная держаться за место в доме его жены, будет подчиняться его желаниям. Когда же девушка отказывает ему, он очерняет ее. Он подобно Костылеву считает, что может распоряжаться жизнью своей «жертвы» и вправе требовать от нее удовлетворения своих желаний. И даже когда замысел проваливается, Свидригайлов не отступает от задуманного. Он хитер, как и Костылев, и выжидает удобного момента. Но Свидригайлов, несмотря на все совершенное зло, оказывается благородней Костылева: он находит в себе силы отпустить Дуню и оставить деньги сиротам.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Обновлено: 2018-08-16

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter
. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Во многих своих драмах Островский изображал социальную несправедливость, человеческие пороки и негативные стороны. Бедность, алчность, бесконтрольное желание быть при власти – эти и многие другие темы можно проследить в пьесах «Свои люди сочтёмся», «Бедность не порок», «Бесприданница». «Грозу» также следует рассматривать в контексте вышеперечисленных произведений. Мир, описанный драматургом в тексте, критики назвали «тёмным царством». Оно представляется неким болотом, из которого невозможно найти выход, которое засасывает человека всё сильнее, убивая в нём человечность. Таких жертв «тёмного царства» в «Грозе» на первый взгляд совсем немного.

Первая жертва «тёмного царства» – Катерина Кабанова. Катя частая и честная девушка. Её рано отдали замуж, но полюбить мужа ей так и не удалось. Несмотря на это, она всё же старается найти в нём положительные стороны, чтобы сохранить налаженные отношения и сам брак. Катю терроризирует Кабаниха, одна из ярких представительниц «тёмного царства». Марфа Игнатьевна оскорбляет невестку, всеми силами стараясь сломить её. Однако не только противостояние характеров делает Катерину жертвой. Это, конечно же, и обстоятельства. В «тёмном царстве» честная жизнь априори невозможна. Здесь всё строится на лжи, притворстве и лести. Силён тот, у кого есть деньги. Власть в Калинове принадлежит богачам и купцам, например, Дикому, чья моральная планка очень низка. Купцы обманывают друг друга, воруют у простых жителей, стремясь к собственному обогащению и увеличения своего влияния. Мотив лжи часто встречается и при описании бытовой жизни. Варвара говорит Кате, что только ложь скрепляет семью Кабановых, а Борис удивлён желанием Кати рассказать Тихону и Марфе Игнатьевне об их тайных отношениях. Катерина часто сравнивает себя с птицей: девушка хочет вырваться из этого места, но возможности нет. «Тёмное царство» найдёт Катю где угодно, ведь оно не ограничивается рамками вымышленного города. Выхода нет. Катя принимает отчаянное и окончательное решение: либо жить честно, либо никак. «Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!» Первый вариант, как говорилось ранее, невозможен, поэтому Катя выбирает второе. Девушка совершает самоубийство не столько потому, что Борис отказывается брать её в Сибирь, сколько потому, что понимает: Борис оказался такой же, как и другие, а жизнь, полная упрёков и позора больше продолжаться не может. «Вот вам ваша Катерина. Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» – с этими словами Кулигин отдаёт тело девушки семье Кабановых. В этой реплике важно сравнение с всевышним судьёй. Оно заставляет читателя и зрителя задуматься о том, насколько прогнил мир «тёмного царства», что даже Страшный Суд оказывается милосерднее, чем суд «самодуров».

Жертвой в «Грозе» оказывается и Тихон Кабанов. Очень примечательна фраза, с которой Тихон появляется в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Жертвой его делает деспотизм матери. Сам по себе Тихон добрый и, в некоторой степени, заботливый. Он любит Катю и жалеет её. Но авторитет матери непоколебим. Тихон – безвольный маменькин сынок, которого чрезмерная опека Марфы Игнатьевны сделала зибитым и бесхарактерным. Он не понимает, как можно противиться воли Кабанихи, иметь собственное мнение или прочее. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – так Тихон отвечает матери. Тоску Кабанов привык топить в алкоголе (он нередко выпивает с Диким). Его характер подчёркивает имя. Тихон не в состоянии понять силу внутреннего конфликта своей жены, не может ей помочь, однако, желание вырваться из этой клетки у Тихона есть. Например, он рад своему отъезду на коротких 14 дней, ведь всё это время у него есть шанс быть самостоятельным. Над ним не будет «грозы» в виде контролирующей матери. Последняя фраза Тихона говорит о том, что мужчина понимает: лучше умереть, чем жить такой жизнью, но на самоубийство Тихон решиться не может.

Кулигин показан как мечтающий изобретатель, ратующий за общественное благо. Он постоянно думает о том, как бы улучшить жизнь города, хотя прекрасно понимает, что никому из жителей Калинова это не нужно. Он понимает красоту природы, цитирует Державина. Кулигин образованнее и выше простых обывателей, однако, он беден и одинок в своих стараниях. Дикой лишь смеётся над ним, когда изобретатель говорит о пользе громоотвода. Савл Прокофьевич не верит, что деньги можно заработать честным путём, поэтому открыто издевается и угрожает Кулигину. Возможно, Кулигин понимал истинные мотивы самоубийства Кати. Но он предпринимает попытки смягчить противоречия, найти компромисс. Перед ним нет выбора либо так, либо никак. Молодой человек не видит активного способа противостоять «самодурам».

Жертвами в пьесе «Гроза» выступают несколько персонажей: Катерина, Кулигин и Тихон. Бориса нельзя назвать жертвой по двум причинам: во-первых, он приехал из другого города, а во-вторых, по сути, он такой же лживый и двуличный, как и остальные жители «тёмного царства».

Приведенным описанием и списком жертв «тёмного царства» могут воспользоваться ученики 10 классов при написании сочинения на тему «Жертвы тёмного царства в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Островский А. Н.

Сочинение по произведению на тему: Хозяева и жертвы “Темного царства”

Действие драмы “Гроза” происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые,

Дореформенные времена (пьеса написана в 1859 г.). Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Но за внешним спокойствием жизни кроются суровые,

Мрачные нравы. Центральными фигурами этого “темного царства” невежества и произвола являются в драме .

Дикой — купец-самодур. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно тяжело приходится домашним, которые, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец затравил Дикой своего племянника, Бориса, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости. Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними.

Сдерживает свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит ровню себе, в том числе и перед Кабанихой. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость — вот те черты “жестоких нравов”, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя “темного царства”.

Кабаниха прежде всего ханжа. Она прикрывает и оправдывает все свои действия идеалами

Патриархальной, церковной, домостроевской старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления “своей воли”. Деспотизм ее в

Домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои

Жертвы изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо. Семью она доводит

До полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а

Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный, человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.

Кабаниха, наряду с Диким, является суровой охранительницей устоев “темного царства”.

Центральным в драме “Гроза” является образ Катерины. Натура поэтически-мечтательная,

Впечатлительная, с характером по преимуществу “любящим, идеальным”, по

Определению Добролюбова, Катерина обладает в то же время пылкой и страстной душой. Она борется между двумя чувствами: любовью к Борису и сознанием “незаконности” этой

Любви. Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с

Опостылевшей ей средой и жизнью. После родительского домашнего рая Катерина

Попадает в обстановку, от которой веет мертвящим холодом и бездушием. Попытки

Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и

Недалекость Тихона. Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования.

Катерина готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать. Катерина не хочет и не может таить своего “греха”. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против “темного царства”. По словам Добролюбова, в ее трагическом конце “дан страшный вызов самодурной силе.”

Светлым лучом в “темном царстве” можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий о том, чтобы найти вечный двигатель. Кулигин думает не о своей личной выгоде, а о благоустройстве родного города, о положении бедняков и т. п Кулигин, поэт, романтик, одинок в городе со своим восторженным отношением к природе. Кулигин и Катерина, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак над мертвым “темным царством”.

К жертвам “темного царства” в пьесе относятся Тихон и Борис. Тихон с детства привык во всем повиноваться своей матери. Единственное заветное желание Тихона — это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под ее опеки, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему любит жену. Он от всей души жалеет ее и желает облегчить ее тяжелое положение. Но человек он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. Душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен.

Отказав ей в поддержке в самый критический момент ее жизни, он невольно становится

Одним из виновников ее гибели.

Борис искренно, по-настоящему любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но у него недостает решимости отстоять свою любовь, он не в силах помочь ей. Так “темное царство”, превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье, обрекло обоих на то, чтобы “жить да мучиться”.

В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов того времени —

Освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

“Гроза”, как вы знаете, представляет нам идиллию “темного царства”, которое мало-помалу освещает нам Островский своим талантом. Люди, которых вы здесь видите, живут в благословенных местах: город стоит на берегу Волги, весь в зелени; с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами; летний благодатный день так и манит на берег, на воздух, под открытое небо, под этот ветерок, освежительно веющий с Волги. И жители, точно, гуляют иногда по бульвару над рекой, хотя уж и пригляделись к красотам волжских видов; вечером сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами; но больше проводят время у себя дома, занимаются хозяйством, кушают, спят, – спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь, какую они задают себе. Но что же им делать, как не спать, когда они сыты? Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли может изменяться как ему угодно, мир может начать новую жизнь на новых началах, – обитатели города Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире. Смолоду еще показывают некоторую любознательность, но пищи взять ей неоткуда: сведения заходят к ним только от странниц, да и тех уж нынче немного, настоящих-то; приходится довольствоваться такими, которые “сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали”, как Феклуша в “Грозе”. От них только и узнают жители Калинова о том, что на свете делается; иначе они думали бы, что весь свет таков же, как и их Калинов, и что иначе жить, чем они, совершенно невозможно. Но и сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную. Феклуша принадлежит к партии патриотической и в высшей степени консервативной; ей хорошо среди благочестивых и наивных калиновцев: ее и почитают, и угощают, и снабжают всем нужным; она пресерьезно может уверять, что самые грешки ее происходят оттого, что она выше прочих смертных: “простых людей, – говорит, – каждого один враг смущает, а к нам, странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено, вот и надо их всех побороть”. И ей верят. Ясно, что простой инстинкт самосохранения должен заставить ее сказать хорошего слова о том, что в других землях делается. И это вовсе не оттого, чтобы люди эти были глупее и бестолковее многих других, которых мы встречаем в академиях и ученых обществах. Нет, все дело в том, что они своим положением, своею жизнью под гнетом произвола все приучены уже видеть безотчетность и бессмысленность и потому находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований в чем бы то ни было. Задать вопрос – на это их еще станет; но если ответ будет таков, что “пушка сама по себе, а мортира сама по себе”, – то они уже не смеют пытать дальше и смиренно довольствуются данным объяснением. Секрет подобного равнодушия к логике заключается прежде всего в отсутствии всякой логичности в жизненных отношениях. Ключ этой тайны дает нам, например, следующая реплика Дикого в “Грозе”. Кулигин, в ответ на его грубость, говорит: “За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?” Дикой отвечает вот что: “Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, – вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю”. Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее (хотя воображение образованного европейца и не умеет представить себе ничего хуже анархии). Положение общества, подверженного такой анархии (если только она возможна), действительно ужасно. В самом деле, что ни говорите, а человек один, предоставленный самому себе, не много надурит в обществе и очень скоро почувствует необходимость согласиться и сговориться с другими в видах общей пользы. Но никогда этой необходимости не почувствует человек, если он во множестве подобных себе находит обширное поле для упражнения своих капризов и если в их зависимом, униженном положении видит постоянное подкрепление своего самодурства. Но – чудное дело! – в своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу своим прихотям, ставя ни во что всякие законы и логику, самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Все, кажется, по – прежнему, все хорошо: Дикой ругает кого хочет; когда ему говорят: “как это на тебя никто в целом доме угодить не может!” – он самодовольно отвечает: “вот поди ж ты!” Кабанова держит по-прежнему в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест ее, как ржа железо, считает себя вполне непогрешимой и ублажается разными Феклушами. А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь Кулигина; но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы они уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которой они одолеть не могут, к которой даже и подступить не знают как. Они не хотят уступать (да никто покамест и не требует от них уступок), но съеживаются, сокращаются; прежде они хотели утвердить свою систему жизни, навеки нерушимую, и теперь тоже стараются проповедовать; но уже надежда изменяет им, и они, в сущности, хлопочут только о том, как бы на их век стало… Кабанова рассуждает о том, что “последние времена приходят”, и когда Феклуша рассказывает ей о разных ужасах настоящего времени – о железных дорогах и т. п., – она пророчески замечает: “И хуже, милая, будет”. – “Нам бы только не дожить до этого”, – со вздохом отвечает Феклуша. “Может, и доживем”, – фаталистически говорит опять Кабанова, обнаруживая свои сомнения и неуверенность. А отчего она тревожится? Народ по железным дорогам ездит, – да ей-то что от этого? А вот видите ли: она, “хоть ты ее всю золотом осыпь”, не поедет по дьявольскому изобретению; а народ ездит все больше и больше, не обращая внимания на ее проклятия; разве это не грустно, разве не служит свидетельством ее бессилия? Об электричестве проведали люди, – кажется, что тут обидного для Диких и Кабановых? Но, видите ли, Дикой говорит, что “гроза в наказанье нам посылается, чтоб мы чувствовали”, а Кулигин не чувствует или чувствует совсем не то, и толкует об электричестве. Разве это не своеволие, не пренебрежение властью и значением Дикого? Не хотят верить тому, чему он верит, – значит, и ему не верят, считают себя умнее его; рассудите, к чему же это поведет? Недаром Кабанова замечает о Кулигине: “Вот времена-то пришли, какие учителя появились! Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!” И Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения, что их сохраняют уже неохотно, только поневоле, и что при первой возможности их бросят. Она уже и сама как-то потеряла часть своего рыцарского жара; уже не с прежней энергией заботится она о соблюдении старых обычаев, во многих случаях она уже махнула рукой, поникла пред невозможностью остановить поток и только с отчаянием смотрит, как он затопляет мало-помалу пестрые цветники ее прихотливых суеверий. Оттого, разумеется, внешний вид всего, на что простирается их влияние, более сохраняет в себе старины и кажется более неподвижным, чем там, где люди, отказавшись от самодурства, стараются уже только о сохранении сущности своих интересов и значения; но в самом-то деле внутреннее значение самодуров гораздо ближе к своему концу, нежели влияние людей, умеющих поддерживать себя и свой принцип внешними уступками. Оттого-то так и печальна Кабанова, оттого-то так и бешен Дикой: они до последнего момента не хотели укротить своих широких замашек и теперь находятся в положении богатого купца накануне банкротства.

Другие сочинения:

  1. В атмосфере “темного царства”, под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться. Под давлением этой темной силы развиваются характеры Read More ……
  2. Литератор Юрьев отмечал: “Грозу” не Островский написал, “Грозу” Волга написала”. Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного Read More ……
  3. В драме Островского “Гроза” широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы делятся на Read More ……
  4. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество Read More ……
  5. Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев. Так, оказавшись в Read More ……
  6. А. Н. Островский считается новатором отечественной драматургии. Пожалуй, он первый, кто показал в своих произведениях мир “темного царства”. В своем очерке “Записки замоскворецкого жителя” писатель как бы “открыл” страну “до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников Read More ……
  7. Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфере действительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки Read More ……
  8. Основой конфликта пьесы А. Н. Островского “Гроза” является противостояние темной и невежественной купеческой среды со светлой личностью. В итоге побеждает “темное царство” города Калинова, которое, как показывает драматург, очень сильно и имеет огромное влияние. Что же представляет собой это “темное Read More ……

Хозяева и жертвы “темного царства”
ХОЗЯЕВА И ЖЕРТВЫ “ТЕМНОГО ЦАРСТВА”

Действие драмы “Гроза” происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена (пьеса написана в 1859 г.). Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Но за внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. Центральными фигурами этого “темного царства” невежества и произвола являются в драме Дикой и Кабаниха.

Дикой — купец-самодур. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно тяжело приходится домашним, которые, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец затравил Дикой своего племянника, Бориса, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости. Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними.

Сдерживает свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит ровню себе, в том числе и перед Кабанихой. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость — вот те черты “жестоких нравов”, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя “темного царства”.

Кабаниха прежде всего ханжа. Она прикрывает и оправдывает все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления “своей воли”. Деспотизм ее в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои жертвы изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо. Семью она доводит до полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный, человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.

Кабаниха, наряду с Диким, является суровой охранительницей устоев “темного царства”.

Центральным в драме “Гроза” является образ Катерины. Натура поэтически-мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу “любящим, идеальным”, по определению Добролюбова, Катерина обладает в то же время пылкой и страстной душой. Она борется между двумя чувствами: любовью к Борису и сознанием “незаконности” этой любви. Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. После родительского домашнего рая Катерина попадает в обстановку, от которой веет мертвящим холодом и бездушием. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования. Катерина готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели

, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать. Катерина не хочет и не может таить своего “греха”. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против “темного царства”. По словам Добролюбова, в ее трагическом конце “дан страшный вызов самодурной силе…”

Светлым лучом в “темном царстве” можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий о том, чтобы найти вечный двигатель. Кулигин думает не о своей личной выгоде, а о благоустройстве родного города, о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт, романтик, одинок в городе со своим восторженным отношением к природе. Кулигин и Катерина, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак над мертвым “темным царством”.

К жертвам “темного царства” в пьесе относятся Тихон и Борис. Тихон с детства привык во всем повиноваться своей матери. Единственное заветное желание Тихона — это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под ее опеки, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему любит жену. Он от всей души жалеет ее и желает облегчить ее тяжелое положение. Но человек он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. Душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. Отказав ей в поддержке в самый критический момент ее жизни, он невольно становится одним из виновников ее гибели.

Борис искренно, по-настоящему любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но у него недостает решимости отстоять свою любовь, он не в силах помочь ей. Так “темное царство”, превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье,

обрекло обоих на то, чтобы “жить да мучиться”.

В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов того времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

автора Ситников Виталий Павлович
Инонациональное и национальное в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Те «отблески и отсветы различных правд», о которых писал Марков, размышляя над проблемой «морализма Островского», можно признать коренной, определяющей чертой его драматургии.

Из книги автора Из книги автора

2. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.Узнать, почему

Из книги автора

3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она

Из книги автора

4. «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем

Из книги автора

Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в драме а. Н. Островского «Гроза» I. Соединение в пьесе Островского «Гроза» жанров драмы и трагедии.II. Хозяева и жертвы «темного царства».1. «Отсутствие всякого закона и логики – вот закон и логика этой жизни»

Из книги автора

Добролюбов Н. А Луч света в темном царстве (Гроза. Драма в пяти действиях А. Н. Островского, СПб., 1860 г.) В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна

Из книги автора

Быкова Н. Г Драма А. Н. Островского «Гроза» «ГРОЗА» – драма, написанная А. Н. Островским в 1859 г.Пьеса была создана накануне отмены крепостного права.Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Жизнь протекает там медленно, сонно, скучно.Главная

Домашнее здание к уроку

1. Собрать материал для характеристики Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона, Кулигина. 2. Уметь дать устную характеристику.

Одним из частных проявлений конфликта пьесы является столкновение характеров. Конечно же, антитеза обнаруживается в характерах Катерины и ее свекрови, но об этом мы побеседуем чуть позже. Контрастными оказываются также характеры Катерины и Тихона.

Тихон

Задание

Охарактеризуйте Тихона.

Ответ

Недалекий, бесхарактерный, безвольный, добрый; подавлен деспотизмом матери; трагическая гибель Катерины вызывает робкий протест.

Задание

Приведите доказательства из текста.

Ответ

Тихон появляется в пьесе со словами: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Д.I, явл. V. Стр. 231 (привести все слова Кабанова).

Вывод

Все человеческое задавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли, в нем мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители «темного царства». Они были бы совершенно спокойны, если бы сделали всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям «маменьки» Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – уверяет он мать.

Его безропотность подчеркнута именем. Он не в силах по-настоящему постичь меру страданий и стремлений жены, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Тем более не может он ей прийти на помощь.

Вопрос

Соответствует ли характер Тихона его фамилии Кабанов?

Ответ

Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Есть в нем и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался.

Задание

Приведите доказательства из текста

Д.V, явл.I, стр.275 (Я в Москву ездил…)

И только в финале этот зашибленный, но внутренне противоречивый человек поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Д.V, явл. VI, стр. 282–283, 284

Трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!», то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное гневное обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Борис

В не меньшей степени характеру непокорной Катерины противостоит Борис. Невыносимая жизнь под гнетом Кабановой, тоска по свободе, стремление к любви и преданности – все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины к Борису.

Задание

Давайте охарактеризуем этого персонажа.

Ответ

Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный, к тому же благодаря своему облику, образованности, манерам, речи кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен, и это вызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство.

Вопрос

Любит ли Борис Катерину?

Ответ

Любит. Д.III, сцена I, явл.III, стр.2. Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261.

Д.III, сцена II, явл.III, стр.262–263 (прочитать по ролям).

Вопрос

Как вы думаете, действительно ли Катерина нашла родственную душу?

Ответ

Катерина горько обманулась в Борисе. Это безвольный человек, находящийся в рабской зависимости от своего дяди.

Вопрос

Проанализируйте его поведение во время прощания с Катериной.

Ответ

Д.V, явл. III, стр. 279.

Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: «Не застали бы нас здесь!» Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса.

Вопрос

Как вы думаете, кто в пьесе выглядит душевно привлекательнее Борис или Тихон?

Ответ

Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется всем капризам Дикого. Но если Тихон с детства забит и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно подчиняет себя самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости. Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.

Варвара

История трагической любви Катерины показана рядом с параллельно нарисованным «гуляньем» Варвары.

Вопрос

Что это за персонаж?

Ответ

Варвара по-гречески означает «грубая». Смела и решительна. Она не суеверна, не боится грозы в отличие от Катерины. Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев.

Д.I, явл.VI–VII, стр.234, явл. X, стр.239.

Д.II, явл. II, стр. 243

Исключительно правдивой Катерине противостоит нравственная непритязательность Варвары. Воспитанная на лживой, показной морали, Варвара придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она сочувствует Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери. Но душевные порывы Катерины ей непонятны.

Задание

Найдите страницы, посвященные свиданию Варвары и Кудряша. Проанализируйте поведение влюбленных.

Ответ

Д.III, явл.IV, Стр.265

С яркой поэтичностью, трепетной возвышенностью, эмоциональностью переживаний Катерины в сцене ночного свидания контрастирует слишком земная, монотонно-усталая, грубовато-эротичная, в чем-то неискренняя встреча Варвары и ее лихого приказчика Кудряша. Целуются они «холодно» и при этом многократно зевают.

Вопрос

Принадлежит ли Варвара к «темному царству»? Каковы ее взаимоотношения с его представителями?

Варвара приспособилась к законам «темного царства». По своему положению она не может открыто выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. На слова Катерины о том, что она не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: «Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Побег Варвары, о котором упоминает Тихон (с.277) противопоставлен финалу судьбы Катерины.

Кудряш

Задание

Дайте характеристику Кудряшу.

Ответ

Он вырос в обстановке Калинова. Как и другим калиновцам, ему непонятно восхищение Кулигина красотой природы. По своему культурному уровню он не отличается от обитателей города.

Вопрос

Как вы думаете, Кудряш жертва или хозяин жизни?

Ответ

Он хорошо знает нравы купеческой среды. (стр.227–228). Свободолюбив. Он не только осуждает деспотизм Дикого и Кабанихи, но и умеет постоять за себя. Как ни самодурствует Дикой, Кудряш отстоял для себя независимое положение. «Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». (стр.224). Он скорее хозяин жизни, чем жертва.

Задание

Понаблюдайте за репликами Кудряша, когда он узнает о связи Катерины с Борисом.

Ответ

(Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261)

Вопрос

Как он относится к Варваре?

Ответ

Кудряш горячо и искренне любит Варвару: «Я за свою… да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!» (Д.III, сцена II, явл.II, стр. 259).

И, в отличие от Бориса, он не останавливается перед тем, чтобы бежать с Варварой из Калинова и начать новую жизнь.

Кулигин

Вопрос

Чем отличается от жителей города Кулигин?

Ответ

Образованный человек, механик-самоучка – фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. (Вечный мотив горя от ума.)

Вопрос

С кем из персонажей можно соотнести Кулигина?

Ответ

С Катериной. Оба они обогащают лирическое начало пьесы. Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» «другую жизнь, с другими началами». (Добролюбов).

Вопрос

В чем разница в поступках Катерины и Кулигина?

Ответ

В отличие от непокорной Катерины, Кулигин – сторонник смягчения противоречий между хищниками и их жертвами, проповедник терпения и покорности.

Задание

Проиллюстрируйте эту мысль примерами из пьесы.

Ответ

В ответ на решительные меры против Дикого, предлагаемые Кудряшом, Кулигин возражает: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть». А на рычание Дикого реагирует так: «Нечего делать, надо покориться!» Активного способа противостоять распоясавшимся самодурам он не видит.

В раскрытии характеров пьесы Островский применил принцип контраста. Таким образом ему удалось рельефно показать их сложность, оттенить существенные их особенности и столкнуть всех персонажей своей драмы.

Домашнее задание

Написать письмо о жизни в городе Калинове от лица Бориса (на уроке в качестве проверочной работы, закончить дома).

Во многих своих драмах Островский изображал социальную несправедливость, человеческие пороки и негативные стороны. Бедность, алчность, бесконтрольное желание быть при власти – эти и многие другие темы можно проследить в пьесах «Свои люди сочтёмся», «Бедность не порок», «Бесприданница». «Грозу» также следует рассматривать в контексте вышеперечисленных произведений. Мир, описанный драматургом в тексте, критики назвали «тёмным царством». Оно представляется неким болотом, из которого невозможно найти выход, которое засасывает человека всё сильнее, убивая в нём человечность. Таких жертв «тёмного царства» в «Грозе» на первый взгляд совсем немного.

Первая жертва «тёмного царства» – Катерина Кабанова. Катя частая и честная девушка. Её рано отдали замуж, но полюбить мужа ей так и не удалось. Несмотря на это, она всё же старается найти в нём положительные стороны, чтобы сохранить налаженные отношения и сам брак. Катю терроризирует Кабаниха, одна из ярких представительниц «тёмного царства». Марфа Игнатьевна оскорбляет невестку, всеми силами стараясь сломить её. Однако не только противостояние характеров делает Катерину жертвой. Это, конечно же, и обстоятельства. В «тёмном царстве» честная жизнь априори невозможна. Здесь всё строится на лжи, притворстве и лести. Силён тот, у кого есть деньги. Власть в Калинове принадлежит богачам и купцам, например, Дикому, чья моральная планка очень низка. Купцы обманывают друг друга, воруют у простых жителей, стремясь к собственному обогащению и увеличения своего влияния. Мотив лжи часто встречается и при описании бытовой жизни. Варвара говорит Кате, что только ложь скрепляет семью Кабановых, а Борис удивлён желанием Кати рассказать Тихону и Марфе Игнатьевне об их тайных отношениях. Катерина часто сравнивает себя с птицей: девушка хочет вырваться из этого места, но возможности нет. «Тёмное царство» найдёт Катю где угодно, ведь оно не ограничивается рамками вымышленного города. Выхода нет. Катя принимает отчаянное и окончательное решение: либо жить честно, либо никак. «Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать!» Первый вариант, как говорилось ранее, невозможен, поэтому Катя выбирает второе. Девушка совершает самоубийство не столько потому, что Борис отказывается брать её в Сибирь, сколько потому, что понимает: Борис оказался такой же, как и другие, а жизнь, полная упрёков и позора больше продолжаться не может. «Вот вам ваша Катерина. Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» – с этими словами Кулигин отдаёт тело девушки семье Кабановых. В этой реплике важно сравнение с всевышним судьёй. Оно заставляет читателя и зрителя задуматься о том, насколько прогнил мир «тёмного царства», что даже Страшный Суд оказывается милосерднее, чем суд «самодуров».

Жертвой в «Грозе» оказывается и Тихон Кабанов. Очень примечательна фраза, с которой Тихон появляется в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Жертвой его делает деспотизм матери. Сам по себе Тихон добрый и, в некоторой степени, заботливый. Он любит Катю и жалеет её. Но авторитет матери непоколебим. Тихон – безвольный маменькин сынок, которого чрезмерная опека Марфы Игнатьевны сделала зибитым и бесхарактерным. Он не понимает, как можно противиться воли Кабанихи, иметь собственное мнение или прочее. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» – так Тихон отвечает матери. Тоску Кабанов привык топить в алкоголе (он нередко выпивает с Диким). Его характер подчёркивает имя. Тихон не в состоянии понять силу внутреннего конфликта своей жены, не может ей помочь, однако, желание вырваться из этой клетки у Тихона есть. Например, он рад своему отъезду на коротких 14 дней, ведь всё это время у него есть шанс быть самостоятельным. Над ним не будет «грозы» в виде контролирующей матери. Последняя фраза Тихона говорит о том, что мужчина понимает: лучше умереть, чем жить такой жизнью, но на самоубийство Тихон решиться не может.

Кулигин показан как мечтающий изобретатель, ратующий за общественное благо. Он постоянно думает о том, как бы улучшить жизнь города, хотя прекрасно понимает, что никому из жителей Калинова это не нужно. Он понимает красоту природы, цитирует Державина. Кулигин образованнее и выше простых обывателей, однако, он беден и одинок в своих стараниях. Дикой лишь смеётся над ним, когда изобретатель говорит о пользе громоотвода. Савл Прокофьевич не верит, что деньги можно заработать честным путём, поэтому открыто издевается и угрожает Кулигину. Возможно, Кулигин понимал истинные мотивы самоубийства Кати. Но он предпринимает попытки смягчить противоречия, найти компромисс. Перед ним нет выбора либо так, либо никак. Молодой человек не видит активного способа противостоять «самодурам».

Жертвами в пьесе «Гроза» выступают несколько персонажей: Катерина, Кулигин и Тихон. Бориса нельзя назвать жертвой по двум причинам: во-первых, он приехал из другого города, а во-вторых, по сути, он такой же лживый и двуличный, как и остальные жители «тёмного царства».

Приведенным описанием и списком жертв «тёмного царства» могут воспользоваться ученики 10 классов при написании сочинения на тему «Жертвы тёмного царства в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

1. Сюжетная линия драмы «Гроза». 2. Представители «темного царства» — Кабаниха и Дикой. 3. Протест против устоев ханжеской морали.

Вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собой право озорничать и не знать никакого закона, а другая принуждена признавать законом всякую претензию первой и безропотно сносить все ее капризы и безобразия.

Н. А. Добролюбов Великий русский драматург А. Н. Островский, автор замечательных пьес, считается «певцом купеческого быта». Изображение мира московского и провинциального купечества второй половины XIX века, которое Н. А. Добролюбов назвал «темным царством», и является основной темой творчества А. Н. Островского.

Пьеса «Гроза» была напечатана в 1860 году. Сюжет ее прост. Главная героиня Катерина Кабанова, не найдя отклика своим женским чувствам в муже, полюбила другого человека. Не желая лгать, мучаясь угрызениями совести, она признается в своем проступке публично, в церкви. После этого ее существование становится настолько невыносимым, что она бросается в Волгу и погибает. Автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Дикой), и блюстители местных нравов (Кабаниха), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользующиеся необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные ученые (Кулигин). Но при всем разнообразии типов нетрудно увидеть, что все они расходятся по двум сторонам, которые можно было назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства».

«Темное царство» представляют люди, в чьих руках находится власть. Это те, кто оказывает влияние на общественное мнение в городе Калинове. На первый план выходит Марфа Игнатьевна Кабанова. Ее уважают в городе, считаются с ее мнением. Кабанова постоянно учит всех, как «делали в старину», касается ли дело сватовства, проводов и ожидания мужа или хождения в церковь. Кабаниха — враг всего нового. Она видит в нем угрозу устоявшемуся ходу вещей. Она осуждает молодежь за то, что у них к старшим «должного почтения» нет. Не приветствует она просвещение, так как считает, что ученость лишь развращает умы. Кабанова говорит, что человек должен жить в страхе перед Богом, а жена еще и в страхе перед мужем. В доме у Кабановых полно богомолок и странниц, которых здесь неплохо кормят и которые получают прочие «милости», а взамен рассказывают то, что от них желают услышать — сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о «сумасшедших» людях в больших городах, выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. Кулигин говорит о Кабанихе: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем…». И правда, поведение Марфы Игнатьевны на людях отличается от ее поведения дома. Вся семья находится в страхе перед ней. Тихон, абсолютно подавленный властной матерью, живет только одним простым желанием — вырваться, пусть и ненадолго, из дома нагуляться всласть. Его настолько гнетет домашняя обстановка, что ни просьбы жены, которую он любит, ни дела не могут остановить его, если предоставлена хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона Варвара тоже испытывает на себе все тяготы семейной жизни. Но она, по сравнению с Тихоном, обладает более сильным характером. У нее хватает смелости, пусть тайно, не подчиняться крутому нраву матери.

Главой другого семейства, показанного в пьесе, является Дикой Савел Прокофьевич. Он, в отличие от Кабанихи, которая прикрывает свое самодурство лицемерными рассуждениями, не скрывает своего дикого нрава. Дикой ругает всех подряд: соседей, работников, членов семьи. Он распускает руки, не платит рабочим: «Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу…». Дикой этого не стыдится, наоборот, он говорит, что каждый из работников по копейке не досчитается, а «у меня из этого тысячи составляются». Мы знаем, что Дикой является опекуном Бориса и его сестры, которые по завещанию родителей должны получить свое наследство от Дикого, «если будут с ним почтительны». Все в городе, и сам Борис, понимают, что не получат они с сестрой наследство. Ведь Дикому ничто и никто не помешает заявить, что они с ним были непочтительны. Дикой прямо говорит о том, что не собирается с деньгами расставаться, так как у него «свои собственные дети есть».

Самодуры негласно управляют городом. Но в этом вина не только представителей самого «темного царства», но и его «жертв». Никто из них не решается на открытый протест. Тихон стремится вырваться из дома. Сестра Тихон Варвара отваживается на протест, но ее жизненная философия мало чем отличается от взглядов представителей «темного царства». Делай, что хочешь, «лишь бы все шито да крыто было». Она тайком бегает на свидания и еще Катерину сманивает. Варвара убегает из дома с Кудряшом, но ее бегство — это всего лишь попытка уйти от действительности, как желание Тихона вырваться из дома и забежать в «кабачок». Даже Кулигин, вполне независимый человек, предпочитает не связываться с Диким. Его мечты о техническом прогрессе, о лучшей жизни бесплодны и утопичны. Он только мечтает, что бы он сделал, если бы имел миллион. Хотя ничего не предпринимает для того, чтобы эти деньги заработать, а обращается за деньгами для осуществления своих «прожектов» к Дикому. Разумеется, Дикой денег не дает и прогоняет Кулигина.

И в этой удушающей обстановке изворотливости, лжи, грубости возникает любовь. Даже, наверное, не любовь, а ее иллюзия. Да, Катерина полюбила. Полюбила так, как могут полюбить только натуры сильные, свободные. Но она оказалась в полном одиночестве. Врать она не умеет и не желает, а жить в таком кошмаре ей невыносимо. Никто ее не защищает: ни муж, ни любовник, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Катерина в своем грехе винит только себя, она не упрекает Бориса, который ничего не делает, чтобы ей помочь.

Смерть Катерины в конце произведения закономерна — у нее нет другого выхода. Она не присоединяется к тем, кто проповедует принципы «темного царства», но она и не может смириться со своим положением. Вина Катерины — это вина только перед собой, пред своей душой зато, что она омрачила ее обманом. Сознавая это, Катерина никого не винит, но понимает, что жить с чистой душой в «темном царстве» нельзя. Ее такая жизнь не нужна, и она решает расстаться с ней. Об этом говорит Кулигин, когда все стояли над бездыханным телом Катерины: «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Протест Катерины — это протест против лжи и пошлости человеческих отношений. Против лицемерия и ханжеской морали. Голос Катерины был одинок, и никто не в силах был ее поддержать и понять. Протест оказался саморазрушительным, но это был свободный выбор женщины, которая не пожелала подчиняться тем жестоким законам, которые ей навязывало ханжеское и невежественное общество.

ХОЗЯЕВА И ЖЕРТВЫ “ТЕМНОГО ЦАРСТВА”

Действие драмы “Гроза” происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена (пьеса написана в 1859 г.). Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Но за внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы. Центральными фигурами этого “темного царства” невежества и произвола являются в драме Дикой и Кабаниха.

Дикой — купец-самодур. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно тяжело приходится домашним, которые, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец затравил Дикой своего племянника, Бориса, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости. Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними.

Сдерживает свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит ровню себе, в том числе и перед Кабанихой. Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость — вот те черты “жестоких нравов”, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя “темного царства”.

Кабаниха прежде всего ханжа. Она прикрывает и оправдывает все свои действия идеалами патриархальной, церковной, домостроевской старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления “своей воли”. Деспотизм ее в домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои жертвы изо дня в день, истязая их хладнокровно, назойливо. Семью она доводит до полного развала. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный, человек, потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.

Кабаниха, наряду с Диким, является суровой охранительницей устоев “темного царства”.

Центральным в драме “Гроза” является образ Катерины. Натура поэтически-мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу “любящим, идеальным”, по определению Добролюбова, Катерина обладает в то же время пылкой и страстной душой. Она борется между двумя чувствами: любовью к Борису и сознанием “незаконности” этой любви. Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. После родительского домашнего рая Катерина попадает в обстановку, от которой веет мертвящим холодом и бездушием. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Любовь к Борису стала единственным смыслом ее существования. Катерина готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели

, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать. Катерина не хочет и не может таить своего “греха”. Она публично, на городском бульваре, кается перед мужем и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против “темного царства”. По словам Добролюбова, в ее трагическом конце “дан страшный вызов самодурной силе…”

Светлым лучом в “темном царстве” можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий о том, чтобы найти вечный двигатель. Кулигин думает не о своей личной выгоде, а о благоустройстве родного города, о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт, романтик, одинок в городе со своим восторженным отношением к природе. Кулигин и Катерина, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак над мертвым “темным царством”.

К жертвам “темного царства” в пьесе относятся Тихон и Борис. Тихон с детства привык во всем повиноваться своей матери. Единственное заветное желание Тихона — это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под ее опеки, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему любит жену. Он от всей души жалеет ее и желает облегчить ее тяжелое положение. Но человек он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. Душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. Отказав ей в поддержке в самый критический момент ее жизни, он невольно становится одним из виновников ее гибели.

Борис искренно, по-настоящему любит Катерину, готов пострадать за нее, облегчить ее муки. Он единственный среди всех действительно понимает Катерину, но у него недостает решимости отстоять свою любовь, он не в силах помочь ей. Так “темное царство”, превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье,

обрекло обоих на то, чтобы “жить да мучиться”.

В своей пьесе Островский поставил один из важнейших вопросов того времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Обличение «хозяев жизни» в пьесе Островского «Гроза».

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, — это только видимое, обманчивое спокойствие. За внешним спокойствием здесь кроются суровые, трагичные нравы. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин.

В пьесе одна группа действующих лиц олицетворяет «хозяев жизни». Это Дикой и Кабаниха.

Дикой требует беспрекословного выполнения своих требований – повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не разозлить его. Особенно тяжко приходится его домашним. Дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся в чуланах и на чердаках. Вконец Дикой затравил своего племянника Бориса, зная что тот находится от него в полной материальной зависимости. Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодержавия проявляются у него в разговоре с Кулигиным.

Кулигин обратился к Дикому с просьбой дать 10 рублей на строительство солнечных часов. Дикой чувствует свою силу и власть капитала. Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его способов: «много у меня в год народу перебывает… не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются.

Пасует дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Так на перевозе на Волге он не посмел связаться с проезжим гусаром, сдерживает он себя и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.

Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Кабановой позволяет нам познакомиться еще с одной «хозяйкой жизни», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и крикливой подчас. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем» — утверждает Кулигин. Кабаниха строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины. Как истинная блюстительница старины, Кабаниха Суеверна. У нее показное благочестие. Она не пропускает ни одного церковного праздника, принимает в доме нищих вроде Федюни. Но деспотизм ее в домашнем быте еще тяжелее, чем деспотизм Дикого. Кабаниха мучит и преследует свои жертвы систематически, изо дня в день истязая их хладнокровно, назойливо подтачивая. Она свела в могилу Катерину, из-за нее ушла из дому варвара, а Тихон потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.

Деспотизм, ханжество, невежество, самодурство, бездумная защита отживших свой век порядков и обычаев – таковы черты внутреннего облика Кабанихи, делающие ее наряду с Диким еще более страшной охранительницей устоев «темного царства».

Хищники и жертвы

Хищники и жертвы (Отрывки из романа «Симфония дикой природы) Свинцовая вода в реке переливалась и шумела на перекатах…Прохладный ветер, ещё с ночи гнал по низкому небу серые тучи. Лес неприветливо шумел вокруг и где – то, в чаще тревожно поскрипывала полу сломанным стволом, наклонённая к земле, сухая осина… Выйдя из густого темнохвойного леса, молодой лось прошёл по берегу, оглядываясь и прислушиваясь, и остановился на галечном берегу небольшой, неглубокой речной заводи… Плоская часть открытого берега, в весеннее половодье заливаемая водой, была покрыто травкой и осенними последними цветочками, горящими среди серо – зелёной пожухлости, ало- красными капельками, чуть удлинённой формы. Рядом, шумела быстрым течением, серо – свинцового цвета вода. По небу ползли тёмные, снизу ватно–влажные облака… Постояв на обдуваемой прохладным ветерком щебёнчатой косе, молодой лось, медленно шагая своими нескладными, длинными ногами с черными копытами и серой, жесткой шерстью на их внутренних поверхностях, подошёл к воде. Остановившись перед заливчиком, долго стоял и слушал тишину наступающего вечера, поводя нескладной большой, горбоносой головой, шевеля длинными ушами, разворачивая их как локаторы, в сторону неожиданно громко плеснувшей речки или тихо треснувшей ветки под ёлками. Зверь наконец, словно решившись, не торопясь вошёл в воду, почти по брюхо и стал не спеша пить, булькая животом, в котором, вода переливалась, как в большой кожаной бочке… Напившись, молодой лось поднял голову, вновь осмотрелся, прислушался и только после этого, вышел на берег, громко ударяя острыми копытами по камешкам. Не доходя до леса несколько шагов, решил чуть подождать, не покидать продуваемого ветром берега и насладиться отсутствием комаров и лосиных клещей, которых в лесу сегодня было, как никогда много… Эта его пятиминутная остановка и стала причиной всех трагических событий, развернувшихся вскоре, на берегу этой таёжной безымянной речки … … Стая волков, состоящая из волчицы, матёрого и четырёх полугодовалых щенков, после днёвки в болоте, густо заросшем молодым ивняком и кустарниками жимолости, на невысоком, сухом бугре, поднялась и вслед за волчицей мерной рысью направилась к реке, чуть растянувшись в цепочку. Последним шёл матёрый, заметно отличавшийся своими размерами и большой гривастой головой. Казалось, что она росла из самого туловища, без шеи. Он переставлял ноги в два раза медленнее, чем щенки, но ступая широко, не отставал и даже временами, остановившись и что то вынюхивая, после, быстро догонял стаю. Пройдя берёзовый распадок поперёк, волки вышли на звериную тропу и волчица, замедлив ход, несколько раз понюхала ветки на обочине, высоко поднимая голову. Учуяв, совсем недавно прошедшего здесь лося, напружинившись, она коротко рыкнула и молодые волки, подтянувшись поближе, тоже стали принюхиваться… Волчица, определив направление запаха, перешла на неслышный галоп и замелькала серой с чёрной полосой по хребту спиной, среди хвойной зелени, склонив голову к земле, поскакала по звериной тропе, которая вошла в густой ельник и потом чуть повернула в сторону речки… Полого отклоняясь, всё больше и больше влево, тропа вдруг вынырнула из чёрно-зелёного ельника на открытую поляну берега, и волчица отчётливо увидела стоящего метрах в семидесяти впереди молодого лося с небольшими, плоскими раздвоенными рожками на нескладной голове и волосяной серёжкой, висящей на тонкой ещё шее. Лось успел перелинять и потому был почти черным, с короткой шерстью на брюхе и на внешних сторонах ног, отросшей чуть подлиннее только на загривке… Матёрый задержался, приотстал, вынюхивая свежий лосиный запах оставленный на тропе, когда этот же запах, несильный порыв ветра принёс почти с противоположной стороны… Матёрый волк резко свернул с лосиной тропы и напрямик, перепрыгивая через ягодниковый кустарник и проскальзывая под низко растущими еловыми ветками, устремился к берегу реки, который он за годы жизни в окрестных лесах знал хорошо… Лось боковым зрением заметил у себя за спиной движение серых быстрых теней и сорвавшись с места, в галоп помчался к спасительному ельнику, в противоположную от реки сторону… На границе еловых зарослей, стояла большая разлапистая ель. И только лось поравнялся с ней, как откуда то сбоку, из под ели, стрелой в его сторону метнулась ещё одна крупная серая тень и оттолкнувшись сильными задними лапами, в прыжке, матёрый бежавший лосю наперерез, вцепился, острыми белыми клыками в левое заднее стегно лося… От сильного удара, зад крупного зверя занесло в сторону, но он удержался на ногах, и мощно оттолкнувшись, сбросил с себя опытного хищника и помчался дальше. Волк, однако, успел клацнуть зубами и почти вырвал из бедра большой кусок мышцы, которая повисла на коже и стала болтаться на бегу причиняя лосю сильную боль… Кровь почти тотчас же хлынула из раны и залила, промочила шерсть на ногах и на брюхе зверя… В ельнике было тесно для крупного зверя и услышав, что волки настигают его с азартным взвизгиванием, он вновь свернул в сторону реки… Выскочив на берег, лось стуча копытами проскакал до воды и так же широко и мощно прыгая, поднимая тучи брызг, наперерез течению, задевая копытами неглубокое дно, перескочил реку , оставив волков далеко позади. Вода после лося окрасилась кровью и течение унесло эти бурые разводья вниз по реке… …Медведица не торопясь, вперевалку, перешла полусухое болото и вслед за ней, из береговых кустов, появились медвежата и наперегонки, словно два круглых мячика, покатились по болотистой осоке, толкаясь и похрюкивая от щенячьего восторга… Весёлая компания перешла через открытое пространство и вошла под полог густого лиственного леса. Заросли папоротника скрывали медвежат и только мохнатая спина медведицы была видна среди зелени, не торопясь «плыла» среди моря травы. Изредка заботливая мамаша, останавливалась, поднимала лобастую голову над зарослями и поджидала деток, посматривая вокруг и прислушиваясь… Неожиданно вышли к реке и спустившись с невысокого берега к воде, звери вошли в воду и долго пили отфыркиваясь, лакали, капая влагой с намокшей шерсти. Вдруг медведица учуяла запах свежей крови, принесённый ветерком вдоль поверхности реки… Она рыкнула и медвежата по этой команде выскочили на берег и вертя головами, начали тревожно осматриваться. Медведица, необычайно проворно, по прямой, вспрыгнула на берег и поводя влажным, чёрно блестящим носом определила направление, откуда по ветру, прилетел запах… Все трое, выстроившись походным порядком, идя вдоль берега против течения, направились к источнику запаха, которым был, раненный волками, лось… В полу километре от медвежьей семейки, он стоял в реке почти по брюхо в воде, а с двух сторон теснилась, иногда нетерпеливо вбегая в воду, волчья стая, догнавшая раненного зверя. Молодые повизгивали от азарта, с брызгами заскакивали в быструю воду и тогда, лось делал угрожающие движения в их сторону, мотая рогатой головой… Матёрый и волчица не спешили, лежали на берегу и не отрывая пристального взгляда серо – жёлтых глаз от жертвы, изредка облизывали розовыми, тонко — плоскими языками, белые, острые зубы… Крупные, с чёрно блестящим оперением вороны, увидели происходящее случайно, пролетая над речной долиной, и тут же расселись на вершинах елей. Наблюдая за развитием событий, они коротко, но возбуждённо переговаривались, а точнее каркали, обмениваясь впечатлениями о происходящем на берегу… … Медведица с медвежатами вышла на прибрежную галечную косу и увидев лося, стоящего посередине, направилась в его сторону. Волки вскочили засуетились, повизгивая и вздыбив шерсть, чуть отбежали подальше от реки, но продолжали наблюдать за лосем… Медведица была раза в два крупнее матёрого и потому, последний скаля белые клыки , визгливо рыча от раздражения, тоже отошёл чуть в сторону. Медвежата, один из которых был необычно светлого серо-коричневого цвета, а второй, тёмно коричневый, теперь, видя столь необычайное скопление зверей испуганно жались к матери, которая заняв позицию, ближнюю к лосю стояла неподвижно, нюхая воздух, поднимая голову высоко и казалось вовсе не глядя на раненного зверя… Она попробовала напасть на лося, но тот переплыл, перешёл, через реку и медведица покрутившись на берегу, боясь оставлять медвежат одних, рядом с волчьей стаей, недовольно рявкнула и медленно удалилась в лес, оставив зверя на растерзание волкам… Но потом лось вернулся в воду, потому что волки сами стали переплывать речку уже предвкушая лёгкую добычу — по суше догнать раненного зверя им ничего не стоило! Прошло несколько часов… Лось ослабленный потерей крови и часами стояния в ледяной воде – умирал… Зверь уже несколько раз падал в воду, но проплыв несколько метров по течению, вновь поднимался на ноги… Постепенно он выходил из реки всё больше и всё ближе к нему подкрадывались волки… Наконец он лёг, прямо на неглубокой отмели, повернув большую горбоносую голову с крупными, тёмными глазами в сторону берега. Первым к нему подлетел чёрный ворон. И по кромке берега, как-то боком, готовый в любой момент улететь, подпрыгал, почти вплотную к печальной голове молодого лося и заглянул к нему в глаза… И увидел в них знак смерти… Но умирающий зверь собрал последние силы и поднял голову. А испуганный ворон сердито каркнул и отлетел в сторону, где на него резко бросилась волчица и клацнула зубами в нескольких сантиметрах от крыльев. Ворон взлетел на всякий случай повыше, и ещё долго возмущённо каркал, осуждая такое вероломство. Медведица с медвежатами, на время покинула берег и волки оцепив лося дугой, сантиметр за сантиметром приближали происходящее к развязке… Лось лежал в мелкой воде, головой вперёд, в сторону подступавших волков… Наконец, матёрый, видя, что молодой лось уже не может поднять даже голову, напрягся и крадучись мелкими шажками стал подходить всё ближе и ближе к обездвиженной жертве. Глаза лося, после долгих мучений от боли и страха, уже затуманились равнодушием смерти… Но он всё ещё был жив, когда вожак волчьей стаи, вдруг коротко рыкнул и прыгнул вперёд, в мелкую воду, вонзил клыки в незащищённую шею, и стал рвать лося, мотая головой из стороны в сторону, вцепившись намертво в горло. Остальные волки, словно по неслышной команде, тоже кинулись, набросились на умирающего зверя, поднимая брызги и на какое — то мгновение почти закрыли своими серыми телами чёрного лося… Через минуту всё было кончено, и лось умер, а оголодавшие волки принялись терзать, рвать жертву, отдирая от туши куски мяса и слизывая кровь, проступающую на месте глубоких ран и разбавленную водными брызгами… Незаметно, из лесу вышли, возвратились медведица и медвежата. Они по касательной, насторожившись и вздыбив жёсткую шерсть, подошли к туше убитого волками лося, и волки, ощерившись и утробно рыча, скаля зубы, и поджимая хвосты, медленно отошли от полурастерзанного зверя… Медведица, заметив, что матёрый слишком близко подошёл к медвежатам, вдруг сорвалась с места и рявкая на каждом прыжке отогнала волка подальше, после чего озираясь и порыкивая приблизилась к окровавленной туше и лизнув кровь, сильными челюстями вцепилась в основание задних ног и упираясь лапами вытащила тяжёлую тушу на берег… Затем, вырвала кусок плоти из безжизненного тела и оттащив это мясо подальше, по галечному берегу, принялась есть… Медвежата копошились тут же, может быть впервые в своей жизни пробуя свежее мясо с кровью… Наконец наевшись и не рискуя больше раздражать долгим ожидание, насторожённых, лежащих невдалеке волков, медведица снова рыкнула и медвежата опасливо косясь в сторону серых разбойников, вплотную за матерью ушли в ельник и отойдя несколько сот метров, легли отдыхать, облизывая мордочки… Воспользовавшись суетой, несколько воронов слетели, с окружающих отмель деревьев и переругиваясь, каркая и стараясь держаться от вожака — ворона на расстоянии, стали клевать окровавленную тушу убитого зверя… Волки вновь бросились на свою жертву и испуганные вороны с криками негодования взлетели, и вновь уселись на ветках тёмных елей, беспрестанно и злобно каркая… Привлечённые карканьем из лесу вышел ещё один медведь и увидев сцену пиршества, валкой рысью кинулся на волков, которые теперь уже обозлённые голодом и долгим ожиданием, вздыбив шерсть на загривках и почти на прямых, негнущихся лапах окружили пришельца и рыча, почти взлаивая бросались молниеносно на крупного медведя, по два — три одновременно, кусая его за зад и за лапы… Соперники завертелись, закружились в поединке и неизвестно, чем бы эта схватка закончилась, если бы медведь недовольно рявкая не отступил, теснимый сплочённой стаей… Наконец — то волки получили возможность насладиться плодами своего разбоя… Они вгрызались во внутренности, разрывали толстую кожу на брюхе, отрывали мясо от костей и завладев крупным куском оттаскивали его в сторону и лёжа, уже не озираясь и не вздрагивая ушами, насыщались… Поедание жертвы длилось долго и как — то незаметно из лесу приблизился и принял участие в трапезе ещё один, молодой медведь. Он подошёл осторожно, боком, подняв шерсть на загривке. Но, видя, что волки заняты едой, устроился с дальнего краю и стал рвать и кромсать острыми молодыми зубами мясо на левой задней ноге… Волк и волчица с большими кусками мяса перед собой, поедали его в нескольких шагах от туши, а молодые были не настолько агрессивны и готовы к схватке, чтобы пытаться отогнать медведя от туши. Казалось, что молодые звери на время заключили перемирие, понимая, что в этот раз мяса хватит всем… Наконец медведь перегрыз сухожилия и оторвав ногу от туловища поволок ее по камням в сторону темнеющего стеной ельника… Молодые волки отяжелев, с вздувшимися от большого количества съеденного мяса животами, по одному отходили от туши, облизывая окровавленные морды и устраивались под деревьями, вокруг матери волчицы. Матёрый лёг чуть в стороне и задремал, время от времени поднимая тяжёлую голову и оглядывая окрестности… Наконец то настало время для воронов. Они, планируя, всей стаей, один за другим слетели с деревьев, расселись вокруг разорванной уже на клочки туши, по периметру окровавленных остатков и стали своими сильными, чёрными клювами отрывать кусочки мяса. Раз за разом между ними возникали короткие драки из — за лакомых кусочков, и только вожак вороньей стаи, ел то, что хотел и при его приближении, другие вороны испуганно отпрыгивали в сторону или даже на время взлетали, уступая место сильнейшему, помня силу и остроту его клюва и когтей…

Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com Писать на почту или [email protected]

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: