Урок литературы с использованием информационных компьютерных технологий на тему: «Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики».


Основные события жизни и творчества поэта

Тютчев появился на свет 5 декабря 1803 г. в родовом имении Овстуг Орловской губернии в дворянской семье старинного рода. Получил блестящее домашнее образование, одним из преподавателей был Семен Раич, популярный поэт и переводчик, который первый заметил исключительный поэтическую одаренность у своего ученика. Федор стихи начал писать в 10-летнем возрасте, с 12 лет занимается переводами с латыни древнеримского поэта Горация и подражает в своих сочинениях его одам. В 14 лет Федор становится членом Общества любителей словесности, спустя год его стихи печатаются. В 15 лет поступил на словесное отделение Московского университета, курс окончил в 18 лет досрочно, в виде исключения сдав экстерном экзамены на степень кандидата наук. В 1822 г. его принимают на службу в Коллегию иностранных дел и направляют в столицу Баварии Мюнхен за штатным атташе[1] в Русскую дипломатическую миссию[2]. В Германии высоко оценили его выдающиеся способности, он знакомится с европейской мыслящей элитой. В свободное от службы время изучает философию, историю, языки.Тютчев практически лишен возможности говорить на русском языке, на службе и даже в быту изъясняется на французском или немецком, но стихи пишет только по-русски.

В 1826 г. обвенчался с Элеонорой Петерсон, в их гостеприимном доме часто бывают выдающиеся люди. Особо Тютчев был дружен с поэтом Генрихом Гейне, которого первым стал переводить на русский язык, и философом Фридрихом Шеллингом, написавшим труды по философии искусства и природы.

В 1937 г. был назначен первым секретарем Русской миссии в Италии. В 1838 г. овдовел, через год, ради венчания с Эрнестиной Дёрнберг, уехал в Швейцарию, без позволения покинув место службы в Турине, за что был отстранен от службы и поплатился дипломатической карьерой. Прожив более 22 лет на чужбине, возвращается в 1840 г. на родину, спустя полгода поступает на службу в Министерство иностранных дел.В 1857 г. Тютчеву присуждено звание члена-корреспондента Академии наук. С 1858 г. возглавляет Комитет иностранной цензуры.Хотя он не был карьеристом, дослужился до действительного тайного советника, самого высокого придворного чина; в правление Александра II оказывал значительное влияние на формирование русской внешней политики.

Жизнь Тютчева оборвалась в Царском селе 27 июля 1873 г. Погребен на Новодевичьем кладбище Петербурга.

Стихотворения Тютчева 20-30 г. не принесли известности на Родине. В 1836 г. в журнале «Современник» появились 24 текста под заголовком «стихотворения, присланные из Германии», подписанные «Ф.Т». Эти произведения неизвестного автора для публикации выбрал сам Пушкин из переданных ему друзьями Тютчева рукописей, отметив, что эти стихи русские по душевному настроению. Планировалось отдельное издание, но после смерти Пушкина Тютчева почти не публикуют. На гибель Пушкина он отзовется стихотворением «29 января 1837 г.», предсказав, что убитого поэта, «как первую любовь России сердце не забудет». Лишь в 1850 г. Некрасов написал о «первостепенном русском таланте» Тютчева в статье «Русские второстепенные поэты». Хотя к Тютчеву пришла литературная известность, он скрывался под псевдонимом до 1855 г., когда будет издана первая книга его стихов.

Тютчев никогда не помышлял о поэтической славе, стихи писал исключительно для души, пренебрежительно относился к своему творчеству. Тютчев думал стихами, выражал свои мысли поэтически, пользуясь особо изысканно-архаичным языком поэтов XVIII в. Часто свои озарения записывал на чем придется: на казенных листах во время заседаний, на обрывках бумаг во время балов, даже на клочках газет, оставляя там, где это было написано.В двух прижизненных изданиях своих стихотворений участия не принимал, не считая это значимым событием.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

любовь в творчестве тютчева

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Многообразие тем и мотивов лирики. Единство мира и философия природы в лирике поэта

В стихотворениях Тютчева основные темы природы, любви, Родины переплетены между собой. Гражданская, пейзажная, любовная лирика пронизаны философскими размышлениями о смысле жизни, о связи человеческой души с тайнами мироздания. Поэтическое видение мира отражено в строке: «Всё во мне, и я во всём» из стихотворения «Тени сизые смесились».

Мотивом романтического двоемирия, «двойного бытия» человека в реальном, земном и высшем, духовном, пронизана философская лирика Тютчева. В стихотворении «О, вещая моя душа» человеческое сердце «волнуют страсти роковые», но стремление души к божественному передано в образе кающейся Марии Магдалины, прильнувшей к ногам Христа.

Одним из самых загадочных и неоднозначных стихотворений считается «Silentium» («Молчание» лат.) о глубинах человеческой души, «целым миром», наполненным «таинственно-волшебными думами», чувствами и мечтами, которые сложно высказать. Уединение и молчание могут сохранить истину, человеческий язык слишком беден, чтобы выразить ее, «мысль изреченная есть ложь».

Тема природы в лирике Тютчева часто переплетена с размышлениями о том, что таится за внешними, доступными взгляду картинами окружающего мира. В элегии[3] «Не то что мните вы, природа» (1836 г.) звучит отрицание восприятия природы как бездушного «слепка» мира, обращение к людям, живущим, как впотьмах», которые «не видят и не слышат» языка природы, не чувствуют ее души, не осознают, что она живет своей жизнью, полной любви и свободы, не подвластной воле человека.

В лирике Тютчева человек и природа нераздельно связаны. Природа — божественная первооснова всего, это целостная живая сущность, она тождественна человеку по характеру, настроению, эмоциям, у нее есть тело. В описании заката в стихотворении «Летний вечер» раскаленный шар солнца «с главы своей скатила» утомленная зноем земля, по ее жилам пробежал «сладкий трепет», горячих ног ее «коснулись ключевые воды». Природа чувствует, дышит, разговаривает, может улыбаться.В стихотворении «Осенний вечер»у природы «кроткая улыбка увядания», как«в существе разумном», которая зовется «божественной стыдливостью страдания».

Для Тютчева «природа – сфинкс[4]», искушающая своими загадками. В стихотворении «День и ночь» (1939 г.) дневной мир, «друг человека и богов», чей «златотканый покров» солнечного света прячет от человеческого взгляда бездну мироздания, противопоставлен миру ночи, срывающей этот покров и обнажающей бездну, далекую и непознанную. Поэта волновали тайны ночных «часов явлений и чудес», времени слияния души с космическим хаосом небесных светил, которые сверху «таинственно глядят».

Особенный смысл Тютчев придавал образам воды, огня, воздуха. Океан, капли дождя, родники являются источником живительной влаги, но вода может стать потопом и нести разрушения; огонь, дарующий тепло и жизнь,может вспыхнуть уничтожающим пожаром; воздух, чистый и свежий внезапно превратится в разрушительный ураган. В стихотворении «Последний катаклизм» конец света – это «последний час природы», когда «все зримое опять покроют воды, и божий лик изобразится в них».

Человек среди природных стихий слабейшее существо, но мыслящее, ему отведена роль исследователя, но настолько, насколько часть может познать целое, оттого науки не имеют предела.

Некрасов о Тютчевым, который передал «самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее» в своих стихотворениях.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название – «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине – Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

темы творчества тютчева

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения – Елене Денисьевой или жене поэта – Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Политические и историко-философские взгляды. Человек и история в лирике Тютчева

Тютчев увидел «мир в его минуты роковые», ему довелось стать свидетелем многих исторических потрясений XIX в.: Отечественной войны 1812 г., восстания декабристов, революций 1830 и 1848 г. в Европе, Крымской войны и др. Желая быть в курсе событий, Тютчев вел активную светскую жизнь. Он часто позволял себе поразительную вольность суждений, пренебрегая условиями светской морали. Общество поражают его эпиграммы, меткие и острые афоризмы, которые передаются из уст в уста. Так, например, выразил Тютчев свои взгляды на историю правителей в России: «до Петра Великого сплошная панихида, после – одно уголовное дело». «Злосчастным человеком чудовищной тупости», «лицедеем[5]», который служил не России, а тщеславной «суете своей» называл Николая I за его бездарную внешнюю политику, приведшую к Крымской войне. Тютчев предупреждал о возможности конфликта, говорил, что у России есть только два союзника – «это ее армия и флот». Работая в Германии, он остро понимал политические настроения в Европе. После того, как Россия спасла не только себя, но и европейские страны от наполеоновского нашествия, Тютчев понял, что в России видят не спасителя, а соперника и врага, страну, обретающую на международной арене ведущую роль. Вытеснить Россию силой оружия не представлялось возможным, для этого использовались пропагандистские методы. Тютчев выступает против антироссийской информационной войны в западных изданиях, печатает в Германии статью «Россия и Германия» и др.,высказывается о неизбежности конфронтации[6] России и Запада, ввел в политику термин «русофобия[7]». Тютчев обладал аналитическим и прозорливым умом, многие его прогнозы сбылись в истории XX в., политические взгляды актуальны и сегодня.

В гражданской лирике Тютчев проявил себя как талантливый дипломат, гениальный историк, «пророк в Отечестве своем». Он не писал патриотических стихотворений, осмысление особенного статуса родной страны выражено в знаменитом философском четверостишии «Умом Россию не понять». Для Тютчева разум – понятие рациональное, но ограниченное, понятие веры для него не требует никаких доказательств, оттого «в Россию можно только верить». Взгляды Тютчева на Россию, ее историю, вера в христианскую миссию русского народа отобразилось во многих произведениях. Стихотворение «Эти бедные селенья» (1855 г.) проникнуто состраданием к «краю долготерпения» в «наготе смиренной»,исходя который, благословил«в рабском виде царь небесный». Накануне крестьянской реформы в стихотворении «Над этой темною толпою» на вопрос о том, «взойдет ли свобода» среди «растленных душ и пустоты» не пробужденного народа, верит, что лишь «риза чистая Христа» способна излечить вековые раны и «рубцы насилий и обид».

Любовная лирика. Любовь как стихия и «поединок роковой»

Любовную лирику Тютчева можно считать автобиографичной, она представляет собой лирический дневник. Личная жизнь Тютчева была трагичной, несмотря на то, что он не знал неразделенной любви и был любим необычайно красивыми, умными и незаурядными женщинами. Первой его любовью была юная графиня Амалия фон Лерхенфельд, которая по воле родителей вышла замуж за более выгодного жениха, но сохранила к Тютчеву дружескую привязанность на всю жизнь. Ей посвящены «Я помню время золотое», «Я встретил Вас – и все былое…», написанное на закате жизни в 1870 г. после случайной встречи и ставшее известным романсом.

В 1826 г. Тютчев женился на баварской аристократке, овдовевшей графине Элеоноре Петерсон, родившей ему трех дочерей. В 1838 г.на пароходе, на котором Элеонора возвращалась к мужу из России с детьми, случился пожар. Очевидцем этой катастрофы был находившийся среди пассажиров 19-летний Иван Тургенев, описавший события той страшной ночи в очерке «Пожар на море». Элеонора,спасая девочек,заболела от переохлаждения и нервного потрясения и умерла в возрасте 37 лет. Сидя у ее гроба, Тютчев за ночь стал седым. «Милому и незабвенному» образу умершей жены он посвятил «В часы, когда бывает так тяжко», «Еще томлюсь тоской желаний» и др.

Второй женой стала баронесса Эрнестина Дёрнберг, одна из первых красавиц Мюнхена, которой он увлекся, будучи еще женатым.Ей посвящено много стихотворений, среди которых «Люблю глаза твои, мой милый друг», «Все отнял у меня казнящий бог», «Не знаю я, коснется ль благодать», найденное ею случайно в гербарии спустя два года со смерти поэта.

Нести, как называл ее Тютчев,была ангелом-хранителем для своего Теодора до конца его жизни, заменила мать его дочерям от первого брака и подарила еще троих детей. Она приняла с пониманием его позднюю любовь к Елене Денисьевой и разделила страдания после утраты любимой. Злорадствующим она отвечала: «Его скорбь для меня священна, чтобы не послужило поводом для нее». Тютчев высоко ценил величие души и преданность Эрнестины, называл ее своим «земным провидением». Чувства свои и близкого человека в сложное время их отношений переданы в элегии «Она сидела на полу…» (1858г.). Лирическая героиня, перечитывая письма, полных «любви и радости убитой», чудно «на них глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело», понимая невозвратимость прошлого счастья. Ее избранник, испытывая чувство страшной грусти, готов упасть на колени перед той, которая превратилась в «милую тень».

Воспитанница Смольного института Елена Денисьева стала последней и самой трагической любовью поэта. Они познакомились, когда ему было уже 47 лет, а ей 24. Тютчев написал девушке стихотворение «Предопределение» (1850 г.), в котором, словно предчувствуя, описал их взаимоотношения, как «союз с душой родной», роковое «соединение, сочетание, слияние» и «поединок роковой» двух любящих людей.

Их отношения продолжались 14 лет и осуждались в обществе. Денисьеву исключили из института, отказались принимать в обществе, ее положение было крайне унизительным, но она пренебрегла мнением света, приняв «жизнь отреченья и страданья», посвятив себя любимому человеку до самой смерти. Она скончалась на руках у Тютчева от туберкулеза в 38 лет, оставив троих детей, старшая дочь и младший сын умерли спустя год в течение суток.Ей, «свой подвиг совершившей», так «пламенно, так горячо любившей, наперекор и людям, и себе» Тютчев написал множество стихотворений, которые потом считали трагическим «романом в стихах», получившим название «Денисьевский цикл», в который вошли «Последняя любовь», «О, как убийственно мы любим» и др.В поэтическом мире Тютчева любовь — двойственное чувство, она часто губительна для любимых, делая жертвами тех, «кто сердцу нашему милей». Словарь любовной лирики «Денисьевского цикла» насыщен словами, связанными с роком, страданием, смертью, самоубийством. Любовь, словно жребий судьбы, она не зависит от воли человека, обладает властью таинственной, роковой, прекрасной и ужасной одновременно.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева – это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье – самая непрочная вещь на земле.

Роль и значение творчества Тютчева

Долгое время Тютчева воспринимали как автора изящных и прекрасных стихов для эстетического наслаждения, как «Люблю грозу в начале мая» или «Есть в осени первоначальной», не замечая в них стремление к философскому осмыслению законов бытия.

Дипломат, государственный деятель, мыслитель, публицист и поэт, Тютчев оставил после себя почти 400 стихотворений, 5 публицистических статей, более 1300 писем. Тютчев – мастер стихов предельно малой формы, названных философскими фрагментами, в его четверостишиях выражены меткие, искрометные мысли или идеи. Некрасов об этих стихотворениях говорил, что они очень коротки, тем не менее к ним «решительно нечего прибавить».Тургенев назвал Тютчева «поэтом мысли», Толстой преклонялся перед величием его таланта, называл одним из самых любимых своих поэтов, без стихов которого «нельзя жить».

У самого Тютчева было особое отношение к литературе, он считал, что ее нельзя делать только предметом изучения для детей и юношества, это большая и неотъемлемая часть общественной жизни, влияющая на формирование умов.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

жизнь и творчество тютчева

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е – 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: