А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

Уже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его думы часто касались таких вечных тем, как смысл жизни, случайности и закономерности бытия, вопросов взаимоотношения поколений.

Очень часто в поздних произведениях стала появляться тема религии, освещенная совершенно по-пушкински: поэт не рассматривал внешнюю сторону, старался проникнуть вглубь, охватить взглядом все аспекты непростых вопросов веры. Пушкин в детстве прочел многих античных поэтов. А в те времена поэт и философ — это были идентичные понятия. В каждом его стихотворении, даже самом коротком и веселом, есть что-то, над чем стоит поразмыслить.

Философская лирика А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием.

Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще, учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья, —

так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые —

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я,-

пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст, —

пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

Александр Сергеевич Пушкин. Лирика

УРОК 8.
«Пушкин ? это наше все» (Ап. Григорьев). Пушкин: личность и судьба. Страницы творческого пути
Приступая к изучению темы «Пушкин», учитель, во-первых, должен вспомнить с ребятами, что они уже знают о Пушкине из курса литературы основной школы, и найти «золотую середину» между сухим рассказом о биографии поэта, который легко отразить в хронологической таблице, и ярким, запоминающимся повествованием о наиболее интересных страницах биографии поэта. Читателей-школьников обычно привлекает известная цитата Н. В. Гоголя: «Пушкин есть чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». Эти слова современные школьники воспринимают с иронией. Ведь надежды Гоголя на то, что через 200 лет в России, может быть, родятся новые Пушкины, вряд ли оправдались. Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов:

Основные периоды жизни и творчества Пушкина

Характерные черты периода Наиболее значительные произведения, созданные в этот период
Лицейский период (1813?1816 гг.)
Петербургский период (1817?1820 гг.)
Период Южной ссылки (1820?1824 гг.)
Период ссылки в Михайловское (1824?1826 гг.)
Творчество II половины 20-х годов (1826?1830 гг.)
Творчество периода Болдинской осени (1830 г.)
Творчество 30-х годов (1831?1836 гг.)

Думается, что рассказ о личности и судьбе поэта будет скупым и однообразным, если оторвать факты его биографии от фактов творчества, потому что жизнь поэта неотделима от созданных им произведений. Но учащиеся должны четко усвоить идейно-эстетические позиции Пушкина в каждый период его творчества, четко представлять себе, какие произведения являются характерными для каждого этапа, как эволюционировали в творчестве Пушкина ведущие темы его лирики. Учащиеся уже обращались к поэзии Пушкина в классах основной школы, подробно знакомились с его лирическими произведениями в 9 классе. В центре работы с десятиклассниками на уроках по изучению лирики Пушкина ? обобщение ранее изученного, обогащение ведущих тем его поэзии новыми фактами, размышлениями, проблемно-содержательный анализ романа «Евгений Онегин».

На первых уроках по изучению произведений Пушкина стоит вспомнить основные этапы его биографии и творческого пути, заполнить хронологическую таблицу его жизни и творчества, записав в классе или дома характерные черты и наиболее значительные произведения каждого периода.

Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), политические мотивы, протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.

Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы.

Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного периода. Появляются и «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В качестве индивидуальных домашних заданий можно предложить сильным учащимся проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм.

В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия «Борис Годунов», которую школьникам предстоит обсудить на уроке внеклассного чтения.

Вопросы для обсуждения

  1. Какие национально-исторические проблемы поднимает Пушкин в трагедии?
  2. Какие картины, характерные для русской жизни XVII века, изображены в трагедии?
  3. Какие социальные силы противопоставлены в пьесе?
  4. Почему автор подчеркивает трагедию одиночества Бориса Годунова и в центре пьесы ? нравственные мучения царя?
  5. Какую роль играет в трагедии образ «мнения народного»? Как народ относится к царской власти?
  6. Как автор понимает роль народа в истории?
  7. В чем своеобразие композиции трагедии «Борис Годунов»?
  8. Каковы особенности ритмической и стиховой структуры трагедии?

В период после поражения декабристского восстания (1826?1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть («Брожу ли я вдоль улиц шумных?»). 30-е годы ? вершина творчества Пушкина. Завершен «Евгений Онегин», лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии.

УРОК 9.
«Печаль моя полна тобою?» Любовная лирика Пушкина
На трех уроках, посвященных изучению лирики Пушкина, стоит затронуть основные мотивы его поэзии: тему любви, тему поэтического творчества и тему смысла жизни, главную в философской лирике, а на уроке внеклассного чтения по лирике провести практикум по стихам Пушкина, объединенным темой дороги. Поэта волнуют проблемы смерти и бессмертия, преемственности поколений, вечного и преходящего, проблемы памяти и забвения.

Первый урок по изучению лирики Пушкина можно посвятить теме любви ? высшего проявления духовной жизни человека. Десятиклассники уже знакомились с любовной лирикой поэта в основной школе, знают ее адресатов, поэтому главным в 10 классе должно стать не изучение историко-биографических реалий, ставших поводами для написания любовных стихов, не конкретные факты биографии Пушкина, а выявление их обобщенного смысла, наблюдения над текстовыми особенностями создания лирического образа-переживания.

Главное место на этом уроке следует отвести учебным исследованиям художественной формы стихотворений о любви, поиску таких их особенностей, которые помогают пониманию глубинных смыслов, то есть обучению интерпретации лирического текста.

Это возможно, когда знания об этих стихотворениях приобретаются не в готовом виде, например, из лекции учителя, а в результате самостоятельных наблюдений. Чтобы эти наблюдения не были поверхностными и стихийными, необходимо направлять мысль учащихся в нужное русло при помощи вопросов и заданий, которые выявляют смыслы, заложенные в особенностях художественной формы.

Вопросы и задания к стихотворению «Сожженное письмо»

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста?
  2. Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?
  3. Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих «рваный» ритм, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?
  4. Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?
  5. Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  6. Какова композиционная роль открытого финала текста?

После анализа стихотворения «Сожженное письмо» можно сообщить учащимся об адресате этого стихотворения, рассказать историю перстня, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой при расставании, прочитать стихотворения «Храни меня, мой талисман?» и «Там, где море тихо плещет?».

При изучении стихотворений «На холмах Грузии?» и «Я вас любил?» следует обратить внимание на смысловую роль художественной формы этих текстов, направляя наблюдения учащихся в «исследовательское» русло.

Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии?»

  1. Основное настроение стихотворения ? «светлая печаль». Как вы понимаете эти слова?
  2. Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Каково направление в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает переживанию его «вселенский» масштаб?
  3. Как соотнесены в стихотворении мир внешний и внутреннее состояние поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он в состоянии уныния? Сочетаемы ли любовь и уныние?
  4. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в трех последних стихах?
  5. Какие поэтические образы создаются звукописью, частотностью звуков «л» и «м» в начале стихотворения?
  6. Каким размером написано стихотворение? Какой поэтический смысл придает ему длинная, многостопная строка?
  7. Какой характер придает тексту разностопность четных и нечетных стихов, чередование мужских и женских рифм?
  8. Как изменяется по ходу текста его цветовой колорит: «ночная мгла» ? «печаль светла» ? «сердце вновь горит»? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  9. Почему в финале стихотворения любовное чувство приобретает более обобщенный характер?

Вопросы и задания к стихотворению «Я вас любил?»

  1. Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «Я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз? Какой смысл выявляется в том, что глагол «любил» употреблен в прошедшем времени?
  2. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.
  3. В тексте стихотворения главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  4. Можно ли считать, что в этом стихотворении Пушкина проявилась его «лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский)?

Дома учащиеся могут написать сочинение-интерпретацию одного из стихотворений Пушкина о любви, например «Мое любимое стихотворение Пушкина о любви: восприятие, истолкование, оценка».

УРОК 10.
«Восстань, пророк!» Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
Учащиеся прочитают стихотворения на эту тему, изученные ранее, определят их основные идеи. Центральную часть урока стоит посвятить анализу композиционно-стилистических особенностей стихотворений «Пророк», «Поэту».

Вопросы и задания к стихотворению «Пророк»

  1. Каков аллегорический смысл библейских образов стихотворения?
  2. Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?
  3. Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.
  4. Какова смысловая роль синтаксических особенностей стихотворения?
  5. В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?
  6. Какой смысл придает тексту многократная повторяемость союза «и»?
  7. Есть ли у автора основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?
  8. Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе или он глашатай высших помыслов, неких божественных идей?
  9. Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?

Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной?», 1830) связано по смыслу с финальной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принимать равнодушно «хвалу и клевету» и прислушиваться только к «веленью божию». А в стихотворении «Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам ? «свой высший суд». Необходимо обратить внимание учащихся на то, что стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма ? результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творения.

Вопросы и задания к стихотворению «Поэту»

  1. Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы?
  2. Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис ? развитие тезиса ? антитезис ? синтез?
  3. Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
  4. Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
  5. Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
  6. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?

Дома учащиеся могут сделать сопоставительный анализ стихотворения «Поэту» с одним из стихотворений о поэтическом труде: «Памятник», «Эхо», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.

УРОК 11.
«Нет, весь я не умру?» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти
На уроке учащиеся будут выявлять поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, размышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Можно прочитать юношеские стихотворения Пушкина «Моя эпитафия», «Желание», «Элегия», «Завещание». Но в них нет настроений трагической обреченности. Им присущи романтические тона. Смерть поэта не страшит. Он верит, что умрет от любви. В 30-е годы он уже не хочет умирать:

О нет, мне жизнь не надоела, Я жить люблю, я жить хочу,Душа не вовсе охладела, Утратя молодость свою…

Но жажда жизни здесь звучит гораздо трагичнее и обреченнее. Ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении «Андре Шенье» (1830) восклицает:

Я скоро весь умру. Но тень мою любя, Храните рукопись, о други, для себя! Когда гроза пройдет, толпою суеверной Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный, И, долго слушая, скажите: это он; Вот речь его. А я, забыв могильный сон, Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь?

Таким образом, Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности жизни природы наполнено стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных?».

Вопросы и задания для анализа стихотворения

  1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в , и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?
  2. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?
  3. Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.
  4. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?
  5. Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?
  6. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Вечным проблемам бытия посвящен и «Каменноостровский цикл» стихотворений 1836 года. Это «Отцы-пустынники и жены непорочны?», «Из Пиндемонти», «Мирская власть», «Подражание италианскому». Стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны?» представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.

Вопросы и задания для анализа стихотворения А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены непорочны?»

  1. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
  2. Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?
  3. Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?
  4. Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?
  5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва? Почему «любоначалие» названо автором «змеей сокрытой»? Какие добродетели провозглашает поэт? Как здесь использован прием градации?
  6. Сопоставьте переложение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический смысл?

Текст молитвы:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Шмеман А. Великий пост. ? М., 1993. ? С. 28.)

  1. Сопоставьте пушкинское стихотворение с поэтическим переложением молитвы И. Е. Великопольского. В чем преимущества пушкинского текста?
  2. Господь жизневластитель, Будь грешника хранитель И немощному друг! Да праздности недуг С томящею печалью Меня не отягчит, И зов к любоначалью Души не совратит. Да ввек непраздно слово Пребудет лишь готово На истину одну!Страстей всех тишину, Любовью и терпеньем, Дай грешнику, молю. Ей Господи Царю! Дай зреть мне прегрешенье! Дел братних осужденье От уст моих отринь! Да, сердца в умиленьи, На мне Отца Святынь Узрю благословенье Во век веков! Аминь.
  3. Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие ? приобретать? Почему?

К «Каменноостровскому циклу» примыкает и стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу?», навеянное посещением Пушкиным двух близких сердцу могил ? А. Дельвига, похороненного на тесном петербургском кладбище, и могилы матери в Святых Горах. Контрастное построение стихотворения отчетливо проявляется на всех уровнях поэтической структуры: фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном. При анализе можно заметить и противопоставление цветовых, звуковых, пространственных особенностей текста, на антитезе строятся ритмические отношения частей стихотворения, соотнесение рифмующихся слов, поэтических интонаций.

Вопросы и задания для анализа стихотворения

  1. Как меняется настроение и поэтические интонации в частях стихотворения, рисующих два разных кладбища?
  2. Сопоставьте описание двух кладбищ. Какие образы и картины являются здесь ключевыми?
  3. Какую стилистическую окраску имеют определения-эпитеты в каждой части стихотворения? Какой поэтический смысл при этом выявляется? Докажите, что первое кладбище поэт рисует с иронией.
  4. Проанализируйте глагольную лексику. Почему в первой части почти нет глаголов?
  5. Какие синтаксические конструкции преобладают в каждой части? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?
  6. Какова цветовая и звуковая гамма каждой части? Что показывает это наблюдение?
  7. В чем разница выражений «гниют мертвецы» и «дремлют мертвые»?
  8. Каков смысл открытого финала текста? Как проведенный вами анализ помогает понять смысл стихотворения?

Наблюдения над поэтической структурой стихотворения, организуемые учителем, помогают прояснить философский смысл стихотворения. Оно о смысле жизни, о месте последнего приюта человека. Горькая ирония первой части контрастна торжественному покою, тишине «кладбища родового», что подчеркивается открытым финалом текста. Но философский смысл стихотворения не в преимуществах одного кладбища перед другим. Он в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности. Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник после него останется.

УРОК 12.
«Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога!» Н. В. Гоголь. Урок внеклассного чтения. Тема дороги в лирике Пушкина
Урок внеклассного чтения можно организовать в форме практикума, для чего провести учебное исследование в творческих группах учащихся. Школьники получают текст одного из стихотворений Пушкина на тему дороги, проводят его самостоятельный анализ с помощью вопросов учителя и сообщают классу о результатах своих наблюдений.

Задание 1

    Прочитайте стихотворение Пушкина «Зимняя дорога»
  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?
  2. Какие образы и картины вам представились? С помощью каких художественных средств они создаются?
  3. Попытайтесь проследить особенности поэтической формы стихотворения на фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном уровнях. Приведите примеры.
  4. Каков ритмический рисунок текста? Почему ритм замедленный? Какую картину рисует обилие гласных звуков?
  5. Какими красками, звуками наполнен текст? Как это помогает лучше понять настроение?
  6. Каково движение в поэтическом пространстве текста? В чем смысл кольцевой композиции: «пробирается луна» ? «отуманен лунный лик»?

Задание 2

    Прочитайте стихотворение Пушкина «В поле чистом серебрится?»
  1. Каково настроение текста?
  2. Какие фольклорные мотивы вы заметили в стихотворении? Какие образы и картины показались вам наиболее яркими?
  3. Почему 1, 2, 3-я строфы начинаются одинаково? С какими интонациями можно прочитать слово «пой» в каждой строфе?
  4. Какими звуками, красками наполнен текст?
  5. Какими вы представляете ямщика и лирического героя? Докажите свое мнение текстом.
  6. О чем думает и что чувствует лирический герой?
  7. Какой смысл придает тексту открытый финал?

Задание 3

    Прочитайте стихотворение Пушкина «Дорожные жалобы»
  1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как оно меняется по ходу текста?
  2. Какие картины дорожной жизни рисует поэт? Каково авторское отношение к дорожным проблемам?
  3. Как в художественной структуре текста (существительные, глаголы, местоимения, союзы, синтаксические конструкции и т. п.) прослеживается мотив движения, дороги?
  4. Сколько частей в этом тексте? Какова интонация каждой части?
  5. О чем мечтает лирический герой? Осуществимы ли его мечты?
  6. Каков поэтический смысл последнего стиха?

Задание 4

    Прочитайте стихотворение Пушкина «Телега жизни»
  1. Какой подтекст приобретает тема дороги в этом стихотворении?
  2. Почему стихотворение так называется? О какой телеге идет речь?
  3. Кто везет путника в телеге жизни? Каков образ времени в стихотворении? Почему он появляется в первой и последней строфах?
  4. Каким видится лирическому герою жизненный путь? А вам? Согласны ли вы с авторскими оценками каждого периода жизни?
  5. Найдите смыслообразующие особенности поэтической формы стихотворения на языковом и композиционном уровнях. Каков их поэтический смысл?
  6. Как автору удается создать картину непрерывного движения времени, не подвластного воле человека?

Вывод урока.

Тема дороги в лирике Пушкина ? это тема движения жизни, тема бесконечного движения бытия, тема творчества. Ведь для поэта жизнь ? это движение, а жизненные дороги ? это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.

Итогом изучения лирики Пушкина станет домашнее сочинение на одну из тем, указанных в приложении.

А. С. Пушкин – философская лирика

Александр Сергеевич Пушкин — один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта.

Пушкин, как, в общем, и любой человек, не раз задумывался над вечными вопросами бытия. Он пытался узнать, в чем же смысл жизни, назначение поэта и поэзии, что такое смерть и бессмертие, добро и зло и т. д. Эти вопросы можно перечислять бесконечно. Именно поэтому так много рассуждений на философские темы присутствует в его творениях.

Пушкин-философ пишет не о проблемах глобального масштаба, а о личных переживаниях. Философия поэта глубоко прочувствована.

Каждый вопрос он пропускал через свою душу, что не свойственно ни одному из поэтов его современности.

Философские проблемы волновали Пушкина еще во времена обучения в Царскосельском Лицее. В эти годы сильное влияние на него оказывает Батюшков, который видел смысл жизни в личных чувственных благах.

Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных празднествах, пирушках и забавах. Он не задумывался ни о чем серьезном. Это хорошо видно на примере стихотворения шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:

Смертный, век твой приведенье:

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Такое же видение мира можно наблюдать и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы Толстому»:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

В юном возрасте Пушкин еще не думает о будущем, вся его философия — в пирах и развлечениях. Причем именно такого стиля жизни он советует придерживаться и читателю.

Переломная полоса в жизни Пушкина — 1820-е годы. В это время он начинает анализировать свою жизнь и творчество.

Южная ссылка была для поэта эпохой романтизма. Тогда все молодые люди делали упор на это направление. С изменением мировоззрения более зрелой стала и философия поэта. В романический период творчества Пушкин считал высшей целью жизни человека не беззаботное времяпрепровождение, а стремление к героическим деяниям. Такие перемены отразились в первую очередь на творчестве поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, Отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений.

Минутной младости минутные друзья.

Это строки из знаменитой элегии 1820 года «Погасло дневное светило». Здесь появляется новый яркий символ свободы и вдохновения -океан. Он такой же чистый и могучий, как и чувства, наполняющие душу поэта. Такой образ появляется и в стихотворении «К морю». Пушкин приводит в нем сравнение жизни человека с жизнью океана.

За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Он будто предвидит свою скорую кончину. В произведении поэт размышляет о смысле жизни, о том, с какой целью человек появляется на свет, и с уверенностью говорит:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

В своем стихотворении Пушкин делает вывод из своих ранних размышлений о назначении поэта. Он всерьез задумывается о том, что от него останется людям после смерти:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Пушкин прекрасно понимает, что физическое бессмертие невозможно, поэтому он стремится к творческому бессмертию. При жизни поэт своими силами воздвигает «нерукотворный памятник». Он творит своими мыслями, умом и чувствами. Пушкин заслуженно считает себя народным пророком. Кому-то может показаться, что гордыня поэта не знает границ, но ведь он прав. Александр Сергеевич в «жестокий век восславил Свободу/И милость к падшим призывал». На это решались немногие.

Пушкин все время употребляет местоимение «я», но не из-за чрезмерного самолюбия. В XIX в. любой неверный шаг жестоко наказывался, а он не боялся ничего. Вольнолюбивая лирика была его гордостью.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» противопоставляются два памятника: духовный и материальный. Поэт выступает против так называемого кумира времени. В поединке с ним Пушкин использует самое опасное оружие — поэтическое слово. И если вспомнить, как восхищаются поэтом по сей день, можно смело говорить о том, что он выиграл эту битву.

Поэзия для Пушкина — не просто описание своих мыслей и чувств. Это дорожка, ведущая читателя к его сердцу. В своих стихах он говорил о том, о чем не мог заявить вживую, боясь остаться непонятым.

Еще одним широко известным философским стихотворением Пушкина является «Пророк». Господь наделил поэта особо чутким слухом и зрением, чтобы лирический герой смог стать его наместником на грешной земле. Поэтому на пророка возложена особая миссия. Он призван «глаголом жечь сердца людей».

Истинно талантливый поэт не будет молчать, он должен нести свои идеи в народ. Он связующее звено между людьми и Богом. Поэт готов пожертвовать жизнью ради свободы и поэзии:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Именно о своем призвании пишет великий поэт. Он старается научить людей быть свободными. Такая цель появилась у Пушкина в раннем возрасте. Все его стихи пронизаны добром, светом и правдой, и в этом его сила.

В стихотворении «Пророк» лирический герой прозревает. Его одолевают страшные муки, но главное то, что поэту открывается высший смысл жизни. Он начинает видеть дальше горизонта и слышать недоступные обычному смертному истины.

Как уже было сказано, все темы лирики Александра Сергеевича Пушкина пропитаны его личной философией. Примеров таких стихотворений множество. Пушкин в течение жизни развивался не только как человек, но и как поэт. Соответственно, отношение к вечным философским проблемам у поэта тоже менялось. Это можно легко проследить в его творчестве.

Читайте Пророк Пушкин стихотворение — полный и краткий анализ.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: