А. С. Пушкин, «Медный всадник»: краткое содержание и анализ произведения


История создания

В 1812 году Александр I пожелал вывезти из столицы памятник Петру. Однако накануне одному из майоров приснился причудливый сон: монумент вдруг ожил и принялся скакать по петербургским улицам. При этом майор уверял, что бронзовый Петр I во сне, который в некотором роде был знаковым, произносил страшные слова. А именно: «До чего довели Россию! Покамест я здесь, городу моему нечего опасаться!». Императору доложили о сне майора, памятник оставили на прежнем месте.

Существует версия, что именно эта история и вдохновила Пушкина на написание знаменитой поэмы «Медный всадник». Правда, некоторые исследователи уверяют, что в основе произведения совершенно другая легенда. Впрочем, бронзовое изваяние в свое время породило множество мифов. С какого из них началось создание поэмы, неизвестно.

Произведение «Медный всадник» было завершено в 1833 году в Болдине. Незадолго до этого Пушкин ездил на Урал, дабы собрать материалы о пугачевском восстании. Согласно мнению пушкинистов, работа над произведением о памятнике Петру продолжалась недолго – около месяца. Хотя, несомненно, замысел возник еще до приезда в Болдино.

Несмотря на то, что поэма была написана за короткий срок, она стоила автору невероятных сил. Пушкин переписывал каждый стих многократно, и таким образом ему удалось добиться идеальной формы. «Медный всадник» — это небольшое произведение. Прочитать его можно за 15-20 минут. Состоит поэма из пятисот стихов, включает и размышления Великого Реформатора после знаменательной Полтавской битвы, и события XIX столетия. А главное, в этом произведении очень ярко и своеобразно переданы печальные события 1824 года.

В то время просто так опубликовать художественное произведение невозможно было. Тем более творение Пушкина, который не вызывал доверия у императора. Писатель отправил «Медного всадника» цензорам. Те в свою очередь внесли в поэму множество правок, что почти существенно исказило авторский замысел.

Поэт искренне верил, что император собственноручно внес в его произведения правки. Однако исследователи утверждают, что этим занимались служащие Третьего отделения. Официально поэма не была запрещена. Но при многочисленных замечаниях «высочайшей цензуры» ни о какой публикации и речи не могло идти.

Поэма так и не была опубликована при жизни автора. В печать вышел только небольшой отрывок, а именно «Вступление», которое не имеет прямой связи с основным сюжетом. В 1837 году, уже после смерти Пушкина, произведение появилось в журнале «Современник». Но это была неполноценная публикация. Прежде чем попасть в печать, поэма подверглась переработке Жуковского, которому пришлось соблюсти все пожелания официальной критики. Так, в произведении была вырезана сцена, выражающая главную идею стихотворной поэмы.

Полностью, без посторонних правок, произведение Пушкина впервые было опубликовано только в двадцатом столетии. Ниже представлено краткое содержание. Поэма небольшая, состоит из «Вступления» и двух частей. Содержание изложено по следующему плану:

  • Вступление.
  • Евгений.
  • Терзания главного героя.
  • Мечты.
  • Потом.
  • Царь.
  • На площади Петровой.
  • Жизнь – сон пустой.
  • Несчастье невских берегов.
  • Кумир на бронзовом коне.
  • Безумие.

поэт пушкин болдино

Евгений

Главного героя поэмы «Медный всадник» зовут так же, как и Онегина. Неслучайно: это имя звучит приятно, к тому же авторское перо «к нему дружно». События происходят в ноябре. Волны Невы шумно хлещут. Погода беспокойная, ветреная, словом, типичная для осеннего Петербурга.

Евгений направляется к своему дому. Живет он в Коломне, где-то служит — наверняка работает в одном из безликих петербургских департаментов. Так уж повелось, что в русской литературе самые трогательные персонажи — мелкие чиновники. Главный герой поэмы «Медный всадник» Пушкина – «маленький человек», скромная, социально незащищенная личность. Литературоведы сравнивают Евгения с Башмачкиным из гоголевской «Шинели».

нводнение в санкт-петербурге

Медный всадник краткое содержание

Поэма «Медный всадник» – повествование о трагической участи простого обитателя Петербурга, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь. В «Медном всаднике» Пушкин поднимает тему «маленького человека» и тему роли Петра I в судьбе России. Основной конфликт произведения – противостояние личности и власти. Для общего ознакомления с произведением предлагаем прочитать онлайн краткое содержание «Медный всадник», выполненное опытным учителем литературы . Главные герои Евгений – бедный чиновник, который мечтает о семье, спокойной размеренной жизни. Сходит с ума, не в силах смириться со смертью любимой девушки во время наводнения. Петр I – оживающий в воображении Евгения образ памятника царю. Другие персонажи Параша – возлюбленная Евгения, которая гибнет во время наводнения в Петербурге.

Предисловие Автор говорит, что рассказанная им история основана «на истине», а сведения о наводнении он почерпнул из журналов того времени, о котором пишет. Вступление У безлюдных берегов Невы стоял когда-то Петр I, размышляя о времени, когда здесь будет основан город: «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно».

По прошествии ста лет на месте, где раньше не было ничего, кроме «тьмы лесов» и болотных топей, «вознесся пышно, горделиво» молодой город. «Юный град» затмил красотой, богатством и мощью саму Москву. Автор признается в любви к городу, «Петра творенью», и верит, что созданный волею правителя, он будет многие века стоять «неколебимо как Россия», а побежденная стихия финских волн забудет о своем былом величии и не будет беспокоить «вечный сон Петра». Повествователь приступает к рассказу о тяжелом времени, воспоминание о котором еще свежо.

Часть первая Поздним ненастным вечером ноября герой по имени Евгений вернулся из гостей домой.

«Наш герой Живет в Коломне; где-то служит, Дичится знатных и не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине».

Тяжелые мысли о бедности, о своей жизни, в которой еще предстоит заслужить «независимость и честь», не дают ему заснуть. К тому же из-за непогоды вода в Неве поднималась и, скорее всего, уже смыла мосты, – теперь Евгений несколько дней не сможет увидеть любимую девушку Парашу, живущую «у самого залива», на другом берегу. Евгений размечтался о жизни с Парашей, об их совместном будущем и, наконец, заснул.

Наступивший день был ужасен: «Нева вздувалась и ревела, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась».

Площади превратились в озера, и в них «широкими реками вливались улицы». Вода разрушала дома и уносила людей, обломки жилищ, мосты, – все, что встречалось на пути.

На мраморном льве возле одного из новых богатых домов города неподвижно сидел среди общего хаоса Евгений. Он не видел и не слышал ни ветра, ни дождя, бьющего по лицу – он тревожился о судьбе возлюбленной. Молодой человек в отчаянии неотрывно смотрел туда, где, «словно горы, из возмущенной глубины вставали волны, буря выла, неслись обломки», – туда, где жила Параша со своей матерью. Герою казалось, он видит и некрашеный забор, и их ветхую лачугу. Евгений сидел, не в силах сдвинуться с места. Вокруг везде была вода, а перед ним – обращенный к нему спиной «кумир на бронзовом коне». Памятник Петру I возвышался над бушующей Невой.

Часть вторая Наконец вода начала спадать. Евгений, «душою замирая, в надежде, страхе и тоске», наняв перевозчика, плывет к любимой. Выйдя на берег, герой бежит к дому, где жила Параша, он не верит глазам, ходит вновь и вновь вокруг места, где жила девушка, и не находит ее дома – он смыт Невой. «Полон сумрачной заботы», Евгений громко говорит сам с собой, а потом смеется. Наступил следующий день, Нева успокоилась, город вернулся к прежней жизни. Жители шли на службу, возобновилась торговля.

Только Евгений не смог перенести гибели любимой, его «смятенный ум» не выдержал потрясения. Занятый мрачными мыслями, он скитался по городу, не возвращаясь домой. Так прошла сначала неделя, потом месяц. Молодой человек спал, где придется, кормился подаянием. Бывало, дети бросали вслед ему камни, его стегали плети кучеров, когда он, не разбирая дороги, едва не попадал под колеса повозок. Внутренняя тревога съедала его.

«И так он свой несчастный век Влачил, ни зверь ни человек, Ни то ни сё, ни житель света, Ни призрак мертвый…»

Однажды в конце лета, ночуя возле невской пристани, Евгений был разбуежн наступающим ненастьем. Шел дождь, выл ветер, бурлила Нева. Вспомнив пережитый ужас наводнения, герой начал бродить по улицам. Со страхом внезапно остановился – он очутился возле дома, где спасался от бушующей реки в ночь гибели Параши. На крыльце большого нового дома все также сидели изваяния львов, а неподалеку высился на бронзовом коне Петр. Евгений узнал и место, где «потоп играл», и львов, и того, «чьей волей роковой под морем город основался». Именно Петра считает виновником своего горя.

Стиснув зубы, сжав пальцы, задрожав от переполнявшей злобы, взглянул он в глаза Петра и прошептал с угрозой: «Ужо тебе!..» И вдруг бросился прочь: герою показалось, что лицо царя вспыхнуло гневом и всадник начал поворачиваться в его сторону. Всю ночь бежал Евгений от мнимого преследования Петра – куда бы ни сворачивал он, везде слышался ему топот конских копыт ожившего «медного всадника».

С тех пор всегда, когда Евгений оказывался возле памятника, он смиренно опускал глаза, снимал картуз и прижимал руку к сердцу, «как бы смиряя его муку». Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого «безумца» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья. Здесь же, на острове, его и похоронили.

Заключение Рассказывая историю Евгения, автор подводит нас к выводу о том, что противоречия между властью и маленькими людьми не исчезают и не разрешаются – они всегда трагически взаимосвязаны. Пушкин впервые в русской литературе показал неразрешимость между государственными интересами и интересами простого человека. Именно поэтому образы главных героев в изображении автора неоднозначны: мы видим Петра – преобразователя и Петра-самодержца, Евгения – мелкого чиновника и бунтаря, возмутившегося действиями самого царя. После чтения пересказа «Медного всадника» читатель готов к восприятию неповторимых пушкинских образов и языка поэмы.

Терзания главного героя

Итак, Евгений пришел домой. Снял шинель, лег, однако заснуть не смог. Главный герой «Медного всадника» пребывает в раздумьях. Что же его тревожит? Прежде всего то, что он беден, а посему вынужден тяжелым трудом добывать себе хотя бы относительную независимость. У него нет ни денег, ни таланта. А ведь есть праздные счастливцы, которые живут легко и непринужденно! Увы, Евгений не один из них.

Герой «Медного всадника» влюблен в некую Парашу, которая живет на другом берегу Невы. И в этот день он расстроен еще и тем, что сняли мосты. Это значит, что Евгений не увидит любимую еще два-три дня. Он сердечно вздыхает и грезит наяву.

Потоп

Евгений мечтает, ветер за окном тем временем уныло воет. Молодой чиновник засыпает, а на следующий день происходит ужасное. Нева выходит из берегов. Утром народ любуется брызгами, «пеной разъяренных вод». Пушкин сравнивает реку со зверем, который, остервенясь, кинулся на город. Нева все сметает на своем пути: обломки хижин, кровлю, бревна, товар запасного торговца, скромные пожитки жителей, гробы с кладбища.

поэма пушкина медный всадник

Царь

Люди бессильны перед буйством природы. У кого просить помощи, кто спасет их от наводнения? По тогдашней традиции они отправляются к царю. Тот выходит на балкон, печальный, смущенный. И объявляет народу: перед стихией царям не совладать. На этот эпизод стоит обратить внимание. Пушкин подчеркивает, что самодержец, несмотря на свою, казалось бы, неограниченную власть, не должен соревноваться в силе с природой.

Впрочем, в поэме «Медный всадник» образ правителя российского государства воплощен в огромном монументе, возвышающемся в центре Петербурга. Ведь именно Петр в начала XVIII века дерзнул построить город на Неве. Немалой кровью обошлась его задумка. Вышеупомянутое выражение «город, построенный на человеческих костях» появилось неслучайно. По прошествии более ста лет с основания Петербурга происходит наводнение, которое губит простых людей. Предшественник же Великого Реформатора спешно покидает столицу.

Здесь стоит сделать небольшой экскурс в историю. Наводнение, изображенное в поэме Пушкина «Медный всадник», — не художественный вымысел. Событие имело место в 1824 году. Это самое разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга.

7 января лил дождь, дул сильный юго-восточный ветер. В каналах начался резкий подъем воды. Это поначалу привлекло зевак, о чем упоминает и автор «Медного всадника». Но очень быстро под водой оказался почти весь город. Не пострадала лишь незначительная часть Петербурга. На следующий день ударил сильный мороз. Утонуло несколько сотен петербуржцев, точное количество погибших более поздние исследователи установить не смогли.

наводнение санкт петербург 1824

А.С. Пушкин «Медный всадник»: анализ произведения

Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся русский поэт, классик Золотого века. Его известный «Медный всадник», анализ которого будет предложен ниже, является замечательным произведением литературы.

Оно посвящено Петру Великому и его главному творению — городу на Неве Санкт-Петербургу. Анализ поэмы «Медный всадник» всегда дается очень нелегко, потому что отношение к великому реформатору и его детищу не у всех однозначное. А.Пушкин – это мастер стихотворной формы, и именно поэтому ему не составило особого труда изобразить историю в именно такой форме.

«Медный всадник»: анализ поэмы

Поэма была создана в 1833 году. К тому времени мнение самого автора об преобразованиях великого царя-строителя изменилось, ведь в Полтавской битве был герой именно Петр Первый. Поэма изначально не прошла жестокую цензуру Николая 1, но после была допущена к публикации.

В центре внимания два героя – юноша по имени Евгений и сам Медный всадник. Данная поэма легко читается, что позволяет быстро сделать анализ. Медный всадник – это тот, кого обвиняет юноша в своей беде (после сильного наводнения герой прибегает к дому любимой девушки и видит, что это стихийное бедствие затронуло и его судьбу – Параши больше нет).

О чем же говорится в первой части этой стихотворной повести? В ней рассказывается о прекрасном осеннем Санкт-Петербурге. Там живет молодой и трудолюбивый Евгений, который очень озабочен и огорчен своей участью. У него есть любимая девушка — Параша, которую он не видел на протяжение многих дней и очень по ней скучал. Был обычный день, Евгений шел с работы домой и думал о Параше. Ночью начинается сильное наводнение, после которого он и узнает, что его любимой больше нет. После этого случая герой перестает «жить»: он уходит с работы, с квартиры, живет на пристани. В один из осенних дней он идет по неизвестной причине именно к Медному всаднику.

Медный всадник (анализ одноименной поэмы великого русского классика А.Пушкина всегда заставляет задуматься каждого) величественно возвышается на Сенатской площади. Пушкин использует приемы олицетворения, чтобы показать связь между героем и памятником. Евгению начинает казаться, что после его обвинений сам Петр Великий гонится за ним (Евгению слышит стук несущихся копыт). Сам автор называет своего героя «безумцем», а Медного всадника величественно характеризует: «…он, дум великих полн».

Поэма «Медный всадник», анализ и подробный разбор которой помогут окунуться в атмосферу, описываемую А.Пушкиным, — великий труд. Это стало возможным благодаря изумительному чувству стиля и слова, точным приемам и грамотному согласованию слов. Использование славянизмов придает произведению настоящий русский характер и подчеркивает именно русскую натуру Евгения (чело, хладный), в то время как для Петра Пушкин использует совсем другую стилистическую окраску слов – «державец полумира». Поэма «Медный всадник» стала символичной для города на Неве. Именно после выхода в свет этой поэмы, обращаясь к Санкт-Петербургу, стали говорить: «Красуйся, град Петров…»

На площади Петровой

В то время как царь покидает Петербург, Евгений, бледный, пораженный, на звере мраморном сидит. Что это за зверь? Это статуя льва, одна из знаменитейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Евгений взгромоздился на мраморного зверя, дождь хлещет ему в лицо. Он боится, но не за себя. Его отчаянный взор направлен на другой берег Невы. Евгений пытается рассмотреть дом своей возлюбленной.

Содержание «Медного всадника» можно пересказать в двух словах. Но мы не будем этого делать, потому как, во-первых, эта поэма одно из величайших творений русской литературы, во-вторых, здесь много интересных эпизодов, связанных в историей Санкт-Петербурга. Итак, что же это за сторожевые львы, которые, как сказал автор произведения «Медный всадник», стоят как живые?

К поэме Пушкина создано немало иллюстраций. Автор одной из самых известных – художница Остроумова-Лебедева. Однако в этой работе допущена фактическая ошибка. На иллюстрации изображен лев с Дворцовой пристани. Этот монумент был установлен спустя несколько лет после наводнения. На самом деле герой поэмы «Медный всадник», в содержании которой изображены трагические дни в истории Северной столицы, сидел верхом на льве у дома Лобанова-Ростовского. Это здание возведено в 1817 году. В обиходе его называет «домом со львами». На фото ниже можно видеть, как эта постройка выглядит сегодня. Конечно же, «дом со львами» подвергался неоднократной реставрации.

дом со львами

Жизнь – сон пустой

Именно эта мысль приходит в голову Евгению, когда на следующий день он видит страшные разрушения. Прочтение краткого содержания «Медного всадника», возможно, вдохновит на знакомство с первоисточником. Это замечательное произведение, наполненное яркими метафорами и образами. Пушкин сравнивает Неву со свирепой бандитской шайкой, которая ворвалась в село, долго крушила все и грабила, а после в спешке скрылась. Река насытилась разрушениями, устроенными ею в Петербурге, а затем «обратно повлеклась».

Вода ушла с мостовой. Евгений в тревоге спешит в берегу: он хочет увидеть Парашу. Видит лодку, находит перевозчика. Тот за гривенник переправляет его на ту сторону к возлюбленной. Наконец, Евгений достиг берега. Он идет по знакомым улицам и ужасается. Вокруг все разрушено, снесено, кругом тела, словно «в поле боевом». Стремглав он, не помня ничего и изнемогая от мучений, спешит туда, где ждет его невеста. Но вдруг останавливается. Нет больше ни ворот, ни дома, в котором жила вдова и дочь ее Параша. Только одинокая ива…

медный всадник иллюстрации

Несчастье невских берегов

Петербург снова ожил, как будто и не было наводнения. Правда, некий граф Хвостов немедленно написал стихотворение, посвященное трагедии. Все же по свободным улицам ходит народ с «бесчувствием холодным». Чиновники отправляются на службу. Торговец тоже не унывает, открывая свою лавку, разграбленную Невой. И кажется, в Петербурге в этот день есть только один человек, который после страшного наводнения не может продолжать обычную жизнь. Это Евгений, главный герой поэмы «Медный всадник».

Петр I в произведении упоминается, конечно, не только во «Вступлении». Это важный образ, символизирующий власть и силу, перед которой «маленький человек» абсолютно беззащитен. О монументе, изображающем основателя Санкт-Петербурга, стоит сказать несколько слов.

Поэма Медный всадник: смысл произведения

В своей поэме Пушкин поднимает немаловажную проблему: историческую и философскую. Как великие преобразования страны могут затронуть жизнь одного отдельно взятого человека? Так ли важны переживания и чувства простых людей на фоне государственных свершений? В трагической взаимосвязи противоречий между государством и гражданином заключается смысл поэмы Медный всадник.

Построивший город на окраине государства, на самом взморье, Петр, желая прорубить окно в Европу, не задумывался о судьбах людей, которые будут жить в нем. Поэтому именно его обвиняет мелкий чиновник Евгений в своих бедах. Герой считает Петра виновным в том, что он потерял свою любовь, уничтожил его мечты и надежды.

Но не так-то просто добиться справедливости у самодержца. Любое сопротивление, или даже намек на свободомыслие, обречены на грозное подавление, иногда сопровождающееся тяжелым топотом копыт по мостовой. Простому человеку ничего не остается, как смущенно срывать с головы картуз и каяться.

Смерть героя в конце поэмы также символична. Его кончина говорит о такой же скорой гибели некоторых дел и начинаний Петра Великого – эпохи реформ.

Смысл эпилога поэмы Медный всадник

Эпилог в любом произведении – послесловие, заключительная часть, которая часто рассказывает о последующей судьбе главных героев. В поэме Медный всадник смысл имеет говорить не об эпилоге, а об его отсутствии. Ведь никакого заключения, примиряющего с трагедией Евгения, автор не дает.

Пушкин исключает возможность вернуть все внимание читателя к теме Петра I и его великого творенья – Петербурга.

Таким образом, остается неразрешимым одно из самых острых противоречий в ходе исторического развития государства: противоречие между великими делами правителей и потребностями одного маленького человека, между благом для государства и счастьем отдельного гражданина. Противоречие, возникновение которого неизбежно до тех пор, пока будет существовать классовое общество.

Кумир на бронзовом коне

Центральный образ в поэме «Медный всадник» — знаменитый памятник Петру. Его Пушкин называет «Кумиром на бронзовом коне». Памятники Петру установлен в 1782 году. Название «медный» закрепилось за этим моментом потому как до XIX столетия в русском языке медью нередко называли бронзу.

Модель статуи спроектирована Этьеном Фальконе – французским скульптором, представителем классицизма. С этим памятником связано еще несколько городских легенд. В том числе история о том, как императору Павлу I померещился призрак Петра. Причем привиделся он ему именно там, где сегодня находится «Медный всадник».

Стоит сказать, что скульптура, изображающая Петра I, получила свое название именно благодаря произведению Пушкина. Позже мотив ожившего памятника передал и Достоевский в своем романе «Подросток». Упоминается он и в произведениях более поздних авторов. Однако вернемся к пушкинскому герою. Что стало с ним после того, как он узнал о гибели возлюбленной?

История написания

«Медный всадник» Пушкина был написан осенью 1833 года в Болдино. На это ушло меньше месяца — по версии исследователей, произведение создавалось с 6 по 31 октября. Возможно, что замысел родился еще в Петербурге, но окончательно развился уже в деревне. За основу было взято реальное наводнение 1824 года. На этот год пришлась ссылка поэта в Михайловское, но он внимательно изучил сообщения очевидцев, чтобы воссоздать картину.

Существует несколько версию возникновения сюжета об ожившем памятнике:

  1. По легенде в 1812 из-за угрозы захвата города Наполеоном было решено вывезти все самое ценное, в том числе памятник Петру. В это время майор Батурин добился встречи с князем Голицыным и рассказал, что ему постоянно снится один сон: будто Петр оживает и говорит, что пока он на месте, Петербургу ничего не угрожает. Князь передал рассказ Александру I, и тот отменил вывоз скульптуры.
  2. Вторая легенда связана с именем Павла I. Однажды будущий император прогуливался по улицам с князем Куракиным и увидел человека в плаще. Незнакомец прошел с ними до места, где потом будет установлен памятник, и сказал, что Павел увидит его тут. На прощание человек приподнял шляпу, и император узнал Петра Великого. Примечательно, что Куракин никого не видел и не слышал, а сам наследник через 1,5 месяца получил известие об открытии Медного всадника.
  3. Некоторые считают, что основой для истории послужила похожая сцена в пьесе «Каменный гость» Пушкина. В ней статуя на могиле командора ожила и отомстила главному герою.

Интересный факт: на самом деле памятник Петру Первому сделан из бронзы, но после выхода поэмы за ним закрепилось название «Медный всадник».

Безумие

Бедный Евгений не смог совладеть с потрясением. Он не устоял. Еще долго мятежный шум реки и страшный свист невских ветров раздавались в его сознании. Он, узнав о гибели Параши, домой не вернулся. Отправился скитаться. Около месяца бывший чиновник, некогда помышлявший о простом земном счастье, бродил по городским улицам, спал на пристани, питался подаянием. Злые дети бросали вслед Евгению камни, плетни кучера стегали его по спине. Отныне он не разбирал дороги и, казалось, не видел ничего вокруг. Евгений потерял рассудок от горя.

Строитель чудотворный

Однажды воспаленное сознание Евгения посетила страшная мысль. Он решил, что в его трагедии виновен «кумир с простертой рукою» — то есть Петр. Страшный и гениальный правитель когда-то основал город на Неве. А значит, именно он, этот «строитель чудотворный», виновен в смерти Параши.

Евгений словно забыл о том событии, которое превратило его в безумца. И вдруг очнулся, увидел и площадь, и львов, и Медного всадника. А тот невозмутимо возвышался во мраке. Петр I, по чьей прихоти когда-то был основан город под морем, смотрел вдаль строго и невозмутимо.

Безумец подошел к памятнику. Остановился у подножия и посмотрел в лицо бронзовому царю и принялся угрожать «горделивому истукану». Но вдруг Евгению показалось, что грозный царь ожил. Безумец пустился бежать, а всадник, как ему казалось, настигал его на своем бронзовом коне. Вскоре тело бедного Евгения обнаружили рыбаки на маленьком пустынном острове. Таково краткое содержание «Медного всадника».

Сюжет

Евгений служит мелким чиновником в Петербурге, мечтает о свадьбе, семье, детях. В ноябре 1824 года Нева входит из берегов, и в наводнении гибнет любимая героя — Параша. Евгений сходит с ума и целый год бродит по городу.

Однажды осенью он оказывается у памятника Петру Первому — у Медного Всадника. Он вдруг понимает, кто виновен в его трагедии, и грозит «истукану». А потом бросается бежать, слыша за собой «тяжёло-звонкое скаканье».

Весной тело Евгения находят на удалённом острове на пороге домика, разрушенного наводнением.

Образ «маленького человека» в поэме Пушкина

Тема личности, обиженной, ущемленной в правах, не раз поднималось в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Она была довольно злободневной в его время, не утратила актуальности и сегодня. Какова основная мысль поэмы «Медный всадник»? Главная идея этого произведения заключается в том, что люди, не имеющие связей и денег и неспособные к хитрости и подлости, нередко становятся жертвами страшного стечения обстоятельств. О таких, как Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из поэмы, о которой речь идет в сегодняшней статье, позаботиться некому. Тема «Медного всадника» – преступное равнодушие окружающих.

Со своим героем Пушкин знакомит читателя в начале первой главы. Все амбиции и устремления Евгения сосредоточены вокруг мечты о женитьбе на Параше. Он предается грезам о предстоящей семейной жизни, и именно поэтому образ бедного мелкого чиновника столь трогателен. Ведь он так и не обретает счастья. Мечты маленького человека поглощают жесткие природные стихии.

Пушкин не наделил главного героя фамилией. Этим он подчеркнул его безликость. Подобных Евгению в Петербурге XIX столетия много было. Его положение, характер типичны для того времени. Можно сказать, что Евгений из поэмы «Медный всадник» не личность, а отражение петербургского общества. Того общества, которое находилось далеко от роскошных дворцов и поместий.

Происходит наводнение. Погибают люди. Император же произносит короткую речь перед народом и исчезает. Так было испокон веков. Властители уходили далеко вперед, простой народ тем временем страдал вдали от знати: робко, тихо, тяжело. Евгений из пушкинской поэмы символизирует страдания представителей низкого социального слоя.

Пушкин, конечно же, не разделял взглядов своего героя. Евгений не стремится к высоким целям, у него нет амбиций. Его желания ограничены бытовыми радостями. Нет в нем чего-либо неординарного, выдающегося. В то же время автор испытывает к бедному чиновнику сострадание.

Но что такое амбиции? Всегда ли они привлекательны и вдохновляют на воплощение высоких идей? Конечно, нет. Амбиции и честолюбие власть имущих нередко приводят к трагическим последствиям. Это и показал Пушкин в поэме «Медный всадник».. Образ основателя Петербурга символизирует господствующий класс, которого не волнует страдание простых людей. Их жизнями власть имущие всегда распоряжались небрежно, жестоко. Ведь в 1824 году, когда произошло страшное наводнение, никто не побеспокоился о жителях бедных районов Петербурга, никто не спасал их.

памятник медный всадник

Главные герои

Евгений

Евгений герой Медного Всадника Пушкина

Евгений — представитель многочисленной петербургской страты (социальной группы) мелких чиновников. Он живёт в Коломне — районе «респектабельных бедняков», ещё деревянной, с садами и огородами — только в 1761 году Елизавета, дочь Петра, укажет строить в районе из камня. Живёт герой только жалованьем, потому беден. Он — типичный мещанин: мечтает жениться, «трудиться день и ночь готов», чтобы обустроить простой дом, где будет жить с Парашей и детьми — в любви и согласии до самой смерти. Эта «бледность» героя — характеристика петербуржца, простого человека «вообще» — таких тысячи, миллионы.

Евгений — представитель «третьего сословия», обедневших дворян, потерявших достаток, но хранящих культуру, нравственные основы общества. Потому Пушкин даёт ему соответствующее имя: Евгений с греческого — «благородный». Во многом герой напоминает самого Пушкина — обедневший дворянин, жизнь на жалованье, мечта о семейном счастье, не ставшая реальностью

Петербург и Медный Всадник

Петербург в поэме — символ империи, власти, силы, победившей стихию — Хаос. Город прекрасен: «громады стройные теснятся дворцов и башен», блистает одетая в гранит Нева, «мосты повисли над водами», словно кто-то спустил их с небес, кругом — тёмно-зелёные сады, богатые пристани, около которых — толпы кораблей со всех концов земли…

В поэме город безжалостен к человеку. Он выстроен на показ, для государства, для блеска и величия. Даже страшное наводнение всего на день ломает его «машину». А через день всё возвращается на места: спешат чиновники, торговцы открывают прилавки, чужое горе никому не интересно.

Вода, поднявшаяся над гранитом, так же бессильна перед властью Петра, как бессилен протест Евгения, пригрозившего памятнику и тут же бросившегося бежать.

Призрачность Петербурга в том, что он не должен стоять на гиблом месте, среди болот. А он стоит — на костях. Так Пётр сломал законы природы, сломал старый народный уклад, надеясь привить европейский. Но если с городом всё удалось, то с человеческой жизнью — нет.

Медный Всадник восседает на вздыбленном коне, и Пушкин сравнивает коня с Россией, которую император поднял «на дыбы».

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: