«Медный всадник» анализ произведения Пушкина – тема, художественные средства, язык, жанр стихотворения

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» соединила в себе как историческую, так и социальную проблематику. Это размышление автора о Петре Великом как о реформаторе, собрание различных мнений и оценок о его действиях. Это поэма – одно из его совершенных сочинений, имеющих философский смысл. Предлагаем для ознакомления краткий анализ поэмы, материал может быть использован для работы на уроках литературы в 7 классе.

«Медный всадник» анализ произведения Пушкина – тема, художественные средства, язык, жанр стихотворения

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медный всадник.

Год написания – 1833 г.

История создания – В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъем. В то «золотое» время автором было создано множество гениальных произведений, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».

Тема – Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»

Композиция – Композиция состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идет речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года, и о встрече героя с Медным всадником.

Жанр – Жанр «Медного всадника» – поэма.

Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, об его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей – одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада, и соответственно к нему относились.

Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации, стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский расцвет творчества, год написания поэмы – 1833.

Главные герои и их характеристика

Хотя поэма названа «Медный всадник», главным героем является простой петербуржец с именем для автора привычным, уже данным ранее герою «Евгения Онегина».

«Медный всадник» анализ поэмы А. С. Пушкина

Примечательно, что в отличие от родовитого дворянина Онегина, у героя поэмы нет фамилии, то есть у истории нет рода. Евгений из поэмы «Медного всадник» человек, потерявший дворянство. Петровские реформы изменили отношение к этому сословию, приветствуя дворянство, состоящее на государственной службе, чиновников. Оттого и живет герой «в Коломне», служит где-то.

Согласно его возможностям, его мечты определены житейскими нуждами, он не мечтает о военных подвигах или служении в сфере науки или искусства. Предел его мечтаний хорошее место с достойным доходом, женитьба на любимой девушке, дети и внуки. Но и таким незатейливым мечтам не суждено сбыться. Потрясенный стихией наводнения, поняв, что домик Параши и ее матери снесен, а они погибли, он превращается в странное существо с помутненным рассудком.

Евгений становится бездомным, скитается бесцельно по улицам Петербурга, который поворачивается к нему самыми своими жестокими сторонами. Через год, очутившись опять на площади у памятника, он видит причину своих несчастий в фигуре всадника на «бронзовом коне», в его воспаленном сознании вспыхивает бунт, он грозится создателю гибельного города, не обеспечившему защиту от стихии для жителей бедных окраин.

Тема

В «Медном всаднике» анализ произведения отображает одну из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет о правлении государства, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочел другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так, посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства, когда «лес рубят – щепки летят».

По – разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своем вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Петр смотрел далеко вперед, он думал о будущем России, о ее мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Конспект урока по литературе по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (10 класс)

Гарнова Кристина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

г. Смоленск

МБОУ СШ №14

Урок 1-2

Домашнее задание к урокам: прочитать поэму; повторить черты реализма, принести на урок текст.

«МЕДНЫЙ ВСАДНИК» А.С. ПУШКИНА: РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА

Цели урока:

  • рассмотреть поэму «Медный всадник» А.С. Пушкина как реалистическое произведение; повторить признаки реализма, применить теорию на практике (нахождение признаков в тексте);
  • научить учащихся анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания (обсуждение жанра поэмы, нахождение средств выразительности, рассмотрение композиции);
  • активировать межпредметные связи: обсудить историческую основу поэмы (связь с историей); приобщить учащихся к искусству (просмотр видео о видах Санкт-Петербурга, описанных в поэме);
  • повторить изученный теоретический материал о признаках классицизма и романтизма.

Методы: репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Приёмы: чтение отрывков, литературоведческий анализ текста, рассказ учителя, чтение учебника.

Оборудование: текст поэмы, учебник, компьютерная презентация.

План:

  1. История создания поэмы (рассказ учителя) – 5 мин.
  2. Обсуждение вступления к поэме (просмотр видео, нахождение классицистических черт) – 10 мин.
  3. Литературоведческий анализ текста (композиция, выразительные средства) – 20 мин.
  4. Подведение первых итогов (выводим черты реализма) – 10 мин.
  5. Сравнение реалистической поэмы «Медный всадник» с романтической поэмой

«Цыганы» – 20 мин.

  1. Подготовка к домашнему сочинению – 20 мин.
  2. Домашнее задание, выставление оценок – 5 мин.

Ход урока

Учитель: здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве А.С. Пушкина. Мы говорим о 1830-х годах. В русле какого течения в это время работает поэт?

Ученики: в 1830-х годах А.С. Пушкин создаёт реалистические произведения.

Учитель: сегодня мы будем говорить о реалистической поэме «Медный всадник». Целями нашего урока будут:

  1. Рассмотреть поэму как реалистическое произведение: мы будем искать признаки реализма в тексте; а для этого нам нужного, прежде всего, их повторить.
  2. Проанализировать поэму: рассмотрим композицию, будем искать средства выразительности.
  3. Вспомнить признаки классицизма и романтизма (отголоски которых есть в поэме) и найти отличия этих течений от реализма.

Дома вы должны были прочитать поэму. Почему она называется «Медный всадник»? Кто подразумевается под этой метафорой?

Ученики: «Медный всадник» – это памятник Петру
Iв Санкт-Петербурге на Сенатской площади, созданный скульптором Этьеном Фальконе (1768-1770) по заказу императрицы ЕкатериныII. Героями поэмы являются Евгений – простой человек и оживший памятник Петра.
Учитель: Поэма была написана в 1833 году. Окунёмся в историческое прошлое, чтобы понять, о чём думал великий поэт в это время, что сподвигло его написать рассматриваемую нами поэму.

В 1830 году Пушкин покидает Болдино и переезжает в Петербург вместе со своей женой, Натальей Гончаровой. Он с чуткостью следит за событиями, происходящими не только внутри страны, но и в мире. В это время поэт работает в русле исторической тематики: пишет роман «Дубровский», «Капитанскую дочку», собирает материал для «Истории Пугачева».

Пушкина очень интересовала личность Петра (как, впрочем, и многих других авторов), великого преобразователя России, так как именно этот император совершил переворот в различных сферах жизни России («прорубил» окно в Европу, завоевал выход к морю, организовал морской флот, построил Санкт-Петербург – культурную столицу России и т.д.) [1].

Микровывод

: А.С. Пушкин в 30-х годах приступает к исторической тематике, выбирая героев-реформаторов, людей, сыгравших какую-то важную роль в судьбе России. В данной поэме представлен Пётр I – великий преобразователь XVIII века, совершивший коренной перелом в сторону европеизации.

Приступаем к анализу текста. Сейчас мы прослушаем вступление в исполнении профессионального чтеца, ритора. Ваша задача – определить, в каких традициях написано это вступление (назвать течение и доказать).

Мы просмотрели видео, сопровождавшее текст вступления поэмы. В русле какого течения оно написано? Приведите доказательства.

Ученики: вступление написано в классицистической традиции. Об этом говорят следующие факты:

  1. Тематика: прославление императора и его великих дел;
  2. Произведение основано на реалистических событиях (о чём нам говорит предисловие);
  3. «Возвышенная», патетическая (приводящий в волнение, восторг, сильно воздействующий на чувства,исполненный пафоса) лексика при описании отстроенного Петербурга; архитектурная тематика.

«Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхой невод, ныне там По оживленным берегамГромады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова.

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла»…

<?…>

«Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо как Россия,Да умирится же с тобойИ побежденная стихия;Вражду и плен старинный свойПусть волны финские забудутИ тщетной злобою не будутТревожить вечный сон Петра!

Была ужасная пора,Об ней свежо воспоминанье…Об ней, друзья мои, для васНачну свое повествованье.Печален будет мой рассказ».

Учитель: всё верно. Ребята, обратите внимание на то, что эта поэма – реалистическое произведение. С какой целью автор создаёт введение в классицистической традиции?

Ученики: потому что произведение построено на антитезе: великие дела императора противопоставляются судьбе рядового человека. Вначале Пушкин пишет гимн Петербургу, но за этим великолепным городом кроется множество кровавых историй, разбитых судеб.

Учитель: приступим к основной части урока – анализу поэмы. На какие композиционные части мы можем разделить поэму?

Ученики: 1. Вступление (восхваление Петра и его творения) – пролог;

2. Знакомство с героем (часть
Iдо слов «Нева всю ночь…») – экспозиция;
3. Наводнение (до части
II) – завязка;
4. Евгений узнаёт о гибели любимой (II
часть до слов «Несчастье невских берегов…») – развитие действия (перипетии);
5. Бунт Евгения (до слов «И с той поры, когда случалось…») – кульминация;

6. Евгений удаляется на остров, где умирает (II
часть до конца) – развязка.
Учитель: разобравшись с композицией, мы проанализируем поэму, двигаясь по композиционным частям.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ. Разберём средства художественной выразительности.

Учитель: Какие средства выразительности вы нашли во вступлении?

Ученики:

МЕТАФОРА:

«Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море». (то есть завоевать выход к Балтийскому морю, наладить торговые и дипломатические отношения с Европой)

«Люблю тебя,
Петра творенье»… (иначе – Петербург).
СРАВНЕНИЕ:

«И перед младшею столицейПомеркла старая Москва,Как перед новою царицейПорфироносная вдова».

(Комментарий учителя)

Порфироносная вдова (вдова умершего царя) перестает быть, условно говоря, первой леди государства. Поэтому и склоняется перед новой царицей, взошедшей на престол. А по контексту, после основания Санкт-Петербурга, Москва (порфироносная вдова) перестала быть первым городом России, склонилась перед новою столицей (новой царицей) [2].

ЭПИТЕТЫ:

«На берегу
пустынныхволн…»
«Приют
убогогочухонца…» (показывается «ненаселённость» тех мест)
«Назло
надменномусоседу…» (о шведах)
«Да умирится же с тобой

И
побеждённаястихия…» (о Неве)
Учитель: что мы можем сказать о лексике?

Ученики: (с подсказки учителя) в отрывке много старославянизмов («пред
ними», «юныйград», «из топиблат», «полнощныхстран», «полнощнаяцарица», «градПетров»). Это говорит о том, что отрывок написан в «высоком», книжном стиле. Ещё один признак классицизма.
Учитель: обратите внимание на слово «вешни»:

«<?…> Нева к морям его несёт

И, чуя вешни дни, ликует».

В древнерусском языке ещё не было деепричастий – они сформировались намного позже. Но, складываться, как часть речи, они начинают уже в этот период развития языка. Деепричастиями называли причастия без их личных окончаний. Поэтому слово «вешни» – это нечто иное, как слово «вешние», то есть «прошедшие уже».

  1. ЭКСПОЗИЦИЯ

Учитель: разберём вторую композиционную часть – экспозицию. Знакомство с героем (часть I до слов «Нева всю ночь…»).

Какие реалистические черты сразу бросаются в глаза в этой части?

Ученики: 1. Действие происходит в России, в Санкт-Петербурге (не в экзотических странах).

2. В центре повествования – обычный человек из народа

(Комментарий учителя: обратите внимание на то, что Евгений живёт в Коломне – во времена Пушкина это был окраинный район Петербурга, где селился небогатый люд [3]).

3.Имена героев – Евгений и Параша (не античные, как в классицизме, не экзотические, как в романтизме).

(Комментарий учителя: Евгений – от др.гр. «благородный» [4], Параша – от ласк. Прасковья – «пятница» (канун праздника) [5].

Учитель: мы не будем останавливаться подробно на этой части, так как нас больше интересует развитие сюжета и как автор, с помощью каких средств, «построил» своё произведение.

3. ЗАВЯЗКА

(наводнение, до части II).

Учитель: в этой части нам будет интересно посмотреть, как А.С. Пушкин изобразил картину наводнения. Мы найдём выразительные средства, которые ярко показывают эту сцену.

С помощью какого средства художественной выразительности автор изображает Неву?

Ученики: поэт использует олицетворение и сравнение (со зверем, с ворами) при изображении Невы:

«Нева всю ночьРвалася
к морю против бури, Не одолев их буйной дури… Испорить стало ей невмочь… Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод. Но силой ветров от залива Перегражденная НеваОбратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась иревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг,как зверь остервенясь,На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело — воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен.
Осада! приступ! злые волны,Как воры, лезут в окна…»

Учитель: с помощью чего достигается динамика, быстрый темп развития событий?

Ученики: с помощью бессоюзия при перечислении событий:

«Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!»

<?…>

При помощи анафоры (единоначатия):

«<?…> Он не слыхал,Как
подымался жадный вал,Ему подошвы подмывая,Какдождь ему в лицо хлестал,Какветер, буйно завывая,С него и шляпу вдруг сорвал…»
Учитель: какие ещё средства выразительности вы нашли в этой части?

Ученики:

СРАВНЕНИЕ:

И всплыл Петрополь,
как тритон,По пояс в воду погружен.
Учитель: Тритон – в древнегреческой мифологии – морское божество, получеловек, полурыба [3].

Обратите внимание, здесь мы опять сталкиваемся с чертами классицизма – обращение к античным образам – тритон, и название «Петрополь» (от греч. «город Петра).

4. РАЗВИТИЕ

Евгений узнаёт о гибели любимой (II часть до слов «Несчастье невских берегов…»).

Здесь нам важно проследить изменение динамики повествования: Евгений ищет свою любимую и не находит ни одной живой души. Какие средства выразительности мы здесь выделим?

Ученики:

ЭПИТЕТЫ

«Но вот, насытясь разрушеньемИ
наглымбуйством утомясь,Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньемИ покидая с небреженьемСвою добычу. Так злодей,С
свирепойшайкою своей…»
«Вода сбыла, и мостоваяОткрылась, и Евгений мойСпешит, душою замирая,В надежде, страхе и тоскеК
едва смирившейсяреке…»
«Он перевозчика зовет —И перевозчик беззаботныйЕго за гривенник охотноЧрез волны
страшныевезет…»
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (АНТИТЕЗА)

«Утра лучИз-за усталых, бледных тучБлеснул над тихою столицейИ не нашел уже следовБеды вчерашней; багряницейУже прикрыто было зло.В порядок прежний всё вошло…»

Противопоставляется день-ночь, добро- зло.

Учитель: Комментарий: Граф Хвостов – третьестепенный писатель и поэт. Пушкин всегда относился к нему иронически.

5. КУЛЬМИНАЦИЯ

Бунт Евгения (до слов «И с той поры, когда случалось…»)

Обратим особое внимание на эту часть. О чём мы узнаём?

Ученики: Евгений не вернулся домой – бродил по городу:

МНОГОСОЮЗИЕ

«И так он свой несчастный векВлачил,
низверь,ничеловек,Нитонисё,нижитель света,Нипризрак мертвый…»
Но в один миг он очутился на том самом месте, где стал свидетелем ужасного наводнения:

СРАВНЕНИЕ

«Раз он спалУ невской пристани. Дни летаКлонились к осени. ДышалНенастный ветер. Мрачный валПлескал на пристань, ропща пениИ бьясь об гладкие ступени,Как челобитчик у дверейЕму не внемлющих судей…»

С этого места открывался вид на памятник Петру на Сенатской площади:

МЕТАФОРА

«Над огражденною скалоюКумир с простертою рукоюСидел на бронзовом коне».

Евгений рассуждает о Петре:

«Ужасен он в окрестной мгле!Какая дума на челе!Какая сила в нем сокрыта!А в сем коне какой огонь!Куда ты скачешь, гордый конь,И где опустишь ты копыта?
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОСО мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой безднойНа высоте, уздой железнойРоссию поднял на дыбы?» –МЕТАФОРА
Далее – «ропот» Евгения и преследование его Петром.

Учитель: обратите внимание на этот эпизод – преследование памятником Евгения. Здесь появляется фантастика, признак романтизма.

6. РАЗВЯЗКА

Евгений удаляется на остров, где умирает (II часть до конца)

Ученики: здесь всё сплошь ЭПИТЕТЫ:

«И с той поры, когда случалосьИдти той площадью ему,В его лице изображалосьСмятенье. К сердцу своемуОн прижимал поспешно руку,Как бы его смиряя муку,Картуз
изношенныйсымал,Смущенныхглаз не подымалИ шел сторонкой. ОстровмалыйНа взморье виден. ИногдаПричалит с неводом тудаРыбак на ловлезапоздалыйИбедныйужин свой варит,Или чиновник посетит,Гуляя в лодке в воскресенье,Пустынныйостров. Не взрослоТам ни былинки. НаводненьеТуда, играя, занесло
Домишко
ветхой. Над водоюОстался он, как черный куст.Его прошедшею весноюСвезли на барке. Был он пустИ весь разрушен. У порогаНашли безумца моего,И тут жехладныйтруп егоПохоронили ради бога».
Учитель: мы разобрали с вами композицию поэмы, нашли выразительные средства, с помощью которых автор создал своё произведение. Но прежде чем подводить итоги, выявлять признаки реализма, мы должны выяснить конфликт поэмы. Почему поэма названа «Медный всадник»? Ведь герой её не Пётр I, а обычный человек, Евгений.

Ученики: с названием связна конфликт поэмы: налицо противопоставление государя, императора Петра I, его интересов, и интересов обычного человека. Не случайно поэма начинается с прославления создания Петра – Санкт-Петербурга. Правитель, создавая этот великолепный город, думал о масштабных вещах (о выходе к Балтийскому морю, о создании выгодно расположенного города, о создании морского флота…), но Петру некогда было думать о простом, «маленьком» человеке, о его судьбе. Много простых людей погибло, но всё это меркнет на фоне прекрасно отстроенного города. В этом вся трагедия.

Учитель: теперь обобщаем: находим черты реализма.

Ученики: 1. Обращение к конкретным историческим фактам (наводнение);

2. Действие происходит не в экзотических странах, а в России, в Санкт-Петербурге;

3. Герой – обычный «рядовой» человек;

4. Конфликт: между интересами государства и обычного человека;

5. Средства выразительности: олицетворение (изображение Невы), сравнение, бессоюзие (динамика наводнения), метафоры.

Учитель: нам осталось сравнить реалистическую поэму «Медный всадник» с романтической поэмой «Цыганы». Вспомним сюжет.

Ученики: в табор к цыганам попадает молодой светский человек Алеко, который бежит от закона. Он живёт семейной жизнью с Земфирой. Но через два года, когда у них уже рождается ребёнок, Земфира охладевает к своему мужу и изменяет ему. Алеко застаёт любовников на месте преступления и убивает их. Табор выгоняет Алеко.

Учитель: какова проблема и конфликт в данной поэме?

Ученики: в поэме конфликт и проблема разворачиваются в соответствии с романтическими традициями: В центре – тема свободы. Алеко ценит свою свободу (бежит от закона, вступает в табор к свободным цыганам, у которых нет постоянного места жительства), но не допускает свободы другого человека (конфликт). Старик рассказывает ему свою историю, схожую с его судьбой; только старик отпускает жену, не преследует её, чтобы отомстить.

[прослушивание отрывка]

С т а р и к Послушай: расскажу тебе Я повесть о самом себе. Давно, давно, когда Дунаю Не угрожал еще москаль — (Вот видишь, я припоминаю, Алеко, старую печаль.) Тогда боялись мы султана; А правил Буджаком паша С высоких башен Аккермана — Я молод был; моя душа В то время радостно кипела; И ни одна в кудрях моих Еще сединка не белела, — Между красавиц молодых Одна была… и долго ею, Как солнцем, любовался я, И наконец назвал моею… Ах, быстро молодость моя Звездой падучею мелькнула! Но ты, пора любви, минула Еще быстрее: только год Меня любила Мариула. Однажды близ Кагульских вод Мы чуждый табор повстречали; Цыганы те, свои шатры Разбив близ наших у горы, Две ночи вместе ночевали. Они ушли на третью ночь, — И, брося маленькую дочь, Ушла за ними Мариула. Я мирно спал; заря блеснула; Проснулся я, подруги нет! Ищу, зову — пропал и след. Тоскуя, плакала Земфира, И я заплакал — с этих пор Постыли мне все девы мира; Меж ими никогда мой взор Не выбирал себе подруги, И одинокие досуги Уже ни с кем я не делил. А л е к о Да как же ты не поспешил Тотчас вослед неблагодарной И хищникам и ей коварной Кинжала в сердце не вонзил? С т а р и к К чему? вольнее птицы младость; Кто в силах удержать любовь? Чредою всем дается радость; Что было, то не будет вновь.

Ученики: проблематика вытекает из темы и конфликта: герой, живя со свободными цыганами, так и не смог преодолеть свой индивидуализм и эгоизм. Пушкин заканчивает поэму такими словами:

«Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны!.. И под издранными шатрами Живут мучительные сны. И ваши сени кочевые В пустынях не спаслись от бед, И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет».

Учитель: вспомним черты романтизма в этой поэме.

Ученики: 1. Экзотическое пространство (действие происходит в Бессарабии

историческая область в юго-восточной Европе между Чёрным морем и реками Дунай, Прут, Днестр, юг восточной части исторической Молдавии).

  1. Герои – исключительные люди в исключительных обстоятельствах (Алеко – светские человек, сбежавший от закона, цыганка Земфира).
  2. Имена героев.
  3. Тема свободы; столкновение личных интересов с чужими; эгоизм, мщение.

Учитель: подведём итоги.

Черты разных течений в поэме «Медный всадник»

Тематика: прославление императора и его великих дел;

Произведение о реальных событиях (о чём нам говорит предисловие);

«Возвышенная», патетическая (приводящий в волнение, восторг, сильно воздействующий на чувства, исполненный пафоса) лексика при описании отстроенного Петербурга; архитектурная тематика;

Книжная лексика (старославянизмы).

Обращение к античным образам (тритон, Петрополь).

  1. Фантастический элемент: преследование Евгения памятником.
  2. Бунт человека, который не разрешается в реальности.

1. Обращение к конкретным историческим фактам (наводнение);

2. Действие происходит не в экзотических странах, а в России, в Санкт-Петербурге;

3. Герой – обычный «рядовой» человек;

4. Конфликт: между интересами государства и обычного человека;

5. Средства выразительности: олицетворение (изображение Невы), сравнение, бессоюзие (динамика наводнения), метафоры.

Учитель: подведём итог. «Медный всадник» – реалистическая поэма. Она явно отличается от романтических произведений, что мы и увидели, сравнив её с поэмой «Цыганы». Но в «Медном всаднике» сочетаются черты и классицизма, и романтизма, и реализма, что говорит о высоком мастерстве поэта.

На следующем уроке мы подводим итог изучению творчества А.С. Пушкина: пишем сочинение. Я предлагаю вам ряд тем, которые мы в оставшееся время обсудим. Домашним заданием будет: выбрать тему и подготовить материал для классного сочинения.

Темы для сочинений:

  1. Идея и средства её выражения в поэме «Медный всадник».
  2. Образ Петра I в поэме «Медный всадник».
  3. Почему Медный всадник преследует Евгения, а не остаётся в неколебимой вышине как при наводнении?
  4. Романтизм и реализм в таорчестве А.С. Пушкина.
  5. Религиозные мотивы в поздней лирике Пушкина.

Литература

  1. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 12 издание. – М.: Просвещение, 2012 год.

С. 193-194

  1. Электронный ресурс:

URL: https://otvet.mail.ru/question/30333055 (дата обращения: 09.09.2014)

  1. Маймин Е.А. Комментарии. // Пушкин А.С. Избранное. М.: Просвещение. с. 342
  2. Электронный ресурс:

URL: https://www.alltaro.ru/names/men/Evgeniy.html (дата обращения: 09.09.2014)

  1. Электронный ресурс:

URL: https://top-names.org/imya-parasha (дата обращения: 09.09.2014)

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведенному им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя все жанровое своеобразие, подчеркивая отношением автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идет повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идет обычным языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведения, звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом памятник Петру, подразумевая в нем самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, свое будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую в то время в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Сюжет произведения

Сюжет поэмы весьма незатейлив. Евгений, мелкий чиновник, молодой дворянин из знатного, но обедневшего рода, размышляя о своей нужде, мечтает создать семью, строит планы будущей жизни. В сладких грезах засыпает.

В это время начинает бушевать стихия, Петербург зачинает затоплять. Пытаясь спастись от наводнения, он забирается на мраморную скульптуру льва. С отчаянием он думает о любимой девушке. Когда вода спала, он, наняв лодку, спешит к дому невесты и ее матери.

«Медный всадник» анализ поэмы А. С. Пушкина

Узнав о гибели Параши, он теряет рассудок. Год Евгений бродяжничает по улицам, обезумев от горя. Случайно оказавшись на Петровской площади, он грозит памятнику Петру I, считая его виновником разрушений и гибели людей.

Ему кажется, что памятник, сойдя с постамента, преследует его. Евгений в ужасе пытается убежать, после его находят мертвым. Захоронят Евгения на островке возле ветхого домишки, у которого лежало его тело.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: