Конспект занятия «Образ лирического героя в поэзии А.С. Пушкина через эмоции и чувства»


Лирический герой Александра Сергеевича Пушкина

Эссе на книгу: «Разное» — Пушкин А.С.

Произведения великого поэта и прозаика девятнадцатого века Александра Сергеевича Пушкина очень глубокие по смыслу. Их интересно читать, ведь многому учишься. Поэт писал о вещах, которые волновали простых русских людей: смысл жизни, дружба, любовь, крепостное право и тирания. И в наше время темы произведений Александра Сергеевича волнующие и животрепещущие, они безусловно интересны современному читателю. Писатель прожил массу разных ситуаций в своей жизни, он попытался их отразить в произведениях, поэтому герои подвергаются разным испытаниям, когда читателю автор раскрывает разнообразие образов людей.

Александр Сергеевич создал такого лирического героя, который довольно сложный и многогранный. Герой очень патриотичен и свободолюбив, эта личнсоть протестует против тирании и деспотизма. Лирический пушкинский герой верит в то, что справедливость восторжествует. Герой Пушкина чувствует прекрасное: любит, рассуждает о жизненном смысле, близок с природой. Поэт смог создать такого лирического героя, в котором сочетаются его личные положительные качества. Таким образом Александр Сергеевич раскрыл нам часть своей души. Читая призыви и признания Пушкина мы чувствуем искренность.

В лирике поэта тема любви к родине и свободы является центральной. На его творчество повлияло то, что Пушкин дружил с декабристами. Знаменитая ода «Вольность» во всю демонстрирует нам порывы свободы и жажду к справедливости. В оде главная идея проста — управление страной должно быть в руках просвященного правителя, то бишь человек понимающий какая на нем ответственность за поступки, он должен осознавать что значит законы и права человека. Ожидаемо, обращение Александра Сергеевича осталось без ответа. Более того, его отправили в ссылку, за то, что он столь дерзко обличил пороки того времени. Многие стихи с любовью к свободе великого русского поэта адресовывались друзьям и тем, кого поэт считал единомышленниками.

Другие эссе на произведения этого автора (Пушкин А.С.):

  • Конфликт гражданина и государства в поэме Пушкина «Медный всадник»
  • Формирование личности в романе Пушкина «Капитанская дочка»
  • Возмездие алчности
  • Судьба России в «Медном всаднике» Пушкина
  • Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (2)
  • Как Петр Гринев приучался беречь честь смолоду (по произведению Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка»)
  • Автор — повествователь — герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Волнительная Пушкиным тема пугачёвского восстания в романе «Капитанская дочка»
  • Автор, рассказчик и герой в романе “Капитанская дочка”
  • Произведение созданное в сложный период
  • Береги честь смолоду
  • Взгляды и характер Гринева
  • Приготовления Пушкина к написанию романа «Капитанская дочка»
  • Такие разные Швабрин и Гринев
  • Гринев и Швабрин (2)
  • Замаскированная тьма в произведении «Капитанская дочка»
  • Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
  • Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Сильная героиня Маша Миронова
  • «Капитанская дочка» — смесь истории и вымысла Александра Сергеевича Пушкина
  • Самоотверженные образы в произведении «Капитанская дочка»
  • История Маши Мироновой (по «Капитанской дочке» А. Пушкина)
  • Как создавалась повесть «Капитанская дочка»
  • Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Композиционные особенности повести «Капитанская дочка»
  • Мое любимое произведение А.С. Пушкина (по повести «Капитанская дочка»)
  • Мое любимое произведение А.С.Пушкина (повесть «Капитанская дочка»)
  • Низость и двоедушие Алексея Швабрина (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
  • Образ Гринёва
  • Влюбляющий в себя читателя Петр Гринев в повести Пушкина «Капитанская дочка»
  • Символически образы Пушкина
  • Пётр Гринёв (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
  • Смесь истории с вымыслом в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка»
  • Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1)
  • Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (4)
  • Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
  • Смысл эпиграфов в «Капитанской дочке»
  • Характер Гринева
  • Как формировался характер и взгляды Петра Гринева (становление личности)
  • Истоки убийства Германом главной героини (по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» )

©2005—2021 Обратная связь

Лирика А.С.Пушкина 1820-х годов: темы, мотивы, лирический герой.

В основу исследования лирической поэзии Пушкина может быть положено следующее:

  1. мотивы;
  2. метод (до 1825 — романтический, после -реалистический);
  3. эволюция лирики. При любом варианте обязательно ввести понятие «лирический герой».

Термин возник в двадцатом веке и употреблялся Ю. Тыняновым в отношении лирики А. Блока. «Лирический герой — это объективизация авторского сознания, осмысление и оценка действительности под определенным углом и поэтому, хотя он не может быть полностью отождествлен с автором, но в известной мере является носителем его мировоззрения, выражает отношение автора к действительности», — это определение Н. Степанова («Лирика Пушкина»).

Первый период творчества Пушкина (1813-1817) связан с пребыванием Пушкина в Лицее. Написано около двухсот лирических стихотворений различных жанров. Первое печатное, еще без имени автора, стихотворение «К другу стихотворцу» (1814). Имя поэта впервые появится под «Воспоминаниями в Царском Селе». Ориентация на поэтическую традицию Жуковского и Батюшкова — особенность ранней лирики Пушкина. Мотивы дружеские — специфическая черта в русской поэзии десятых — начала двадцатых годов; мотивы любовные, отражающие элегические мечты героя; начало вольнолюбивых размышлений и поиск подобного образца («К. Лицинию»); анакреонтика; участие в литературной полемике сатирическими стихами. Лицейский, период можно назвать ученическим, но Пушкин проходит его очень быстро и даже подражания Батюшкову («Городок») или Жуковскому (Элегия — 1816, Месяц — 1816) превосходят стихи «учителей». Центральным произведением этого периода являются «Воспоминания в Царском Селе», где привычный гражданственно-патриотичной пафос (дух державинских од) сочетается с необычайно сильными личными интонациями (Края Москвы, края златые…).

Второй период творчества — петербургский — 1817 — весна 1820 г. Новаторство Пушкина, поиски новых художественных решений особенно проявляются в политической лирике. Идеал свободы создается разными поэтическими средствами в оде («Вольность» — 1817), в сатирическом ноэле (рождественская песенка «Сказки» — 1818), в преобразованной элегии (К Чаадаеву — 1818, Деревня — 1819), в мадригале (Н. Я. Плюсковой). Лирический герой — не элегический мечтатель, а полный сил и мужества человек, верный идеалам товарищества. В отличие от современников — романтиков для Пушкина любовь не противоречит свободе, а является ее синонимом. Политическая и любовная лирика сливаются в общем порыве свободолюбия: «Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой». Существующие варианты последней строфы «Деревни» доказывают-размышления поэта о понятии свободы и главное — о путях ее достижения. Третий период лирической поэзии — романтический — связан с южной ссылкой — 1820-1824 гг. Пушкин определяет романтизм как литературный карбонаризм, т. е. свободу поэтической формы. Белинский двадцатые годы в русской литературе называет пушкинский периодом: «Романтизм — главное слово, огласившее пушкинский период Народность — альфа и омега этого периода». В начале его — целый ряд элегий (мне вас не жаль; Погасло дневное светило; Редеет облаков летучая гряда — все написаны в 1820 г.), однако в них все меньше «общих чувств и условных героинь» (Ю. Тынянов), все заметнее философские вопросы, волнующие поэта. Лирика Пушкина становится средством овладения действительностью в ее конкретных чертах. Любовная лирика все больше связывается с характеристикой внутреннего мира (эволюция психологизма: Нереида — Ночь — Простишь ли мне ревнивые мечты).

Романтическая лирика Пушкина обрамляется одним образом — моря (Погасло дневное светило — К морю), угрюмый океан превратится в свободную стихию. Лирический герой сохраняет устоявшиеся для романтического характера черты: он страдает от любви, природа одухотворена его настроением и пр. Кроме этих известных и обязательных обстоятельств у Пушкина появляются совершенно новые -противоречия в душе героя, пробуждение сомнений. Образ раскрывается методом самонаблюдения, а главной. темой становится вопрос о пересмотре жизненного пути. В связи с этим особое значение приобретают стихи Узник (1822), Птичка, Кто волны вас остановил, Свободы сеятель пустынной, Демон — все в 1823 г. В них свобода — самая большая ценность, ей противопоставляется неволя. Образ неволи связан с образом изгнанника (К Овидию). Параллель Севера и Юга в этом стихотворении подчеркнута в пейзаже, а психологический контраст снимается общим родством поэтов.

Стихотворения 1823 г. «Свободы сеятель…» и «Демон»,- свидетельства внутреннего кризиса пережитого Пушкиным. Библейская притча о сеятеле станет у Пушкина началом темы поэта-пророка В «Демоне» — явное преодоление романтического идеала.

Лирика Михайловской ссылки — 1824-1826 гг. продолжает южные любовные мотивы на новом реалистическом уровне (Ненастный день потух, Сожженное письмо), с этого времени утверждается восточная тема (Фонтану Бахчисарайского дворца, Подражания Корану), развивается философская (Сцена из Фауста), размышления над проблемой народности приводят к созданию стихотворений из народной жизни (баллада «Жених»).

В Михайловском Пушкин напишет одно из самых известных стихотворений «Я помню чудное мгновенье». Любовная тематика здесь подчинена философско-психологической, и главным оказывается изображение разных состояний внутреннего мира поэта: встреча с красотой — утрата воспоминания, приводящая к спаду творчества — пробуждение эстетических ценностей жизни и возвращение радости творчества. Хотя стихотворение было подарено А. Л. Керн, его смысл не ограничивается биографической деталью. Его гуманистическая сущность — одна из причин исключительной известности. На этом же уровне оказывается ни к кому конкретно не обращенное, глубокое в своей истинности и поразительное в своей поэтической доступности и простоте стихотворение «Если жизнь тебя обманет…» 19 октября 1825 г. Пушкин пишет стихи, посвященные лицейской годовщине. Это станет для него традицией.

Выражением новых эстетических позиций станет «Разговор книгопродавца с поэтом». Путь поэта к пророческому творчеству решается привлечением библейских образов и ассоциаций в стихотворении «Пророк» (1826).

С возвращением из ссылки начинается новый период лирики, хронологически совпадающий с биографическими годами скитаний (1826-1830). Тематический и жанровый диапазон пушкинской лирики все более расширяется. Гражданские, политические стихи, независимо от адресата, связаны с одним и тем же кругом понятий — надеждой, славой, добром. Они определяют, по Пушкину, нормы поведения и общения, по ним поэт характеризует свои отношения к царю (Стансы, Друзьям) и к декабристам («Во глубине сибирских руд»). Память о декабристах, верность дружеским идеалам пронизывает стихи «Арион», «19 октября 1827 г.» и т. д. Одновременно в пушкинской поэтике этого периода возникают концентрированные образы зла, смерти («Аквилон», «Анчар»). Все значимее звучит в лирике тема поэта, соединяясь с темой трагической судьбы автора («Дар напрасный, дар случайный», написан в день рождения, 1828 г.) «Воспоминание» — с одной стороны, и с другой, ежегодные стихи о поэте как выражение авторской позиции: Поэт — 1827, Поэт и толпа (или Чернь) — 1828, Поэту — 1830).

Личная любовная лирика представлена шедеврами «На холмах Грузии», «Я вас любил…», «Что в имени тебе моем».

Лирика конца двадцатых годов — это лирическое переживание философских проблем, интимное ощущение конечных вопросов существования: жизнь, ее смысл, цель, смерть… — от «В степи мирской, печальной и безбрежной» к «Когда за городом задумчив я брожу…».

Лирика тридцатых годов — последний период пушкинского творчества -открывается Болдинской осенью 1830 г. Очень разные стихотворения, написанные друг за другом, передают противоречивое внутреннее состояние (Бесы, Элегия — 1830). Болдинская лирика, как и все творчество этого периода, — подведение итогов и начало новых настроений, идей, форм. Два триптиха — политический (Моя родословная, Румяный критик мой, Герой) и любовный (Прощание, Заклинание, Для берегов отчизны дальней). Любовь, свобода, творчество — вот что для Пушкина обусловливает самореализацию личности.

Лирика последних лет жизни поэта окрашивается трагическими темами (Не дай мне бог сойти с ума; Пора, мой друг, пора). Вечные библейские мотивы и образы получают современную поэту интерпретацию («Мирская власть», «Из Пиндемонти» и др.). На место стихов, задававших мудреные вопросы, пришли стихи, которые давали мудрые ответы (Памятник, Вновь я посетил…). Общий, колорит поэзии Пушкина, по определению Белинского, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность.

Лирический герой поэзии Пушкина

На холмах Грузии лежит ночная мгла Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою.
Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским друзьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный. Твой колокольчик огласил.

Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис. Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:

Дни поздней осени бранят обыкновенно. Но мне она мила, читатель дорогой,— Красою тихою, блистающей смиренно. Или: Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить.

. Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. “Разлука”

Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:

Припомните, о други, с той поры, Когда наш круг судьбы соединили, Чему, чему свидетели мы были! Игралища таинственной игры, Металися смущенные народы; И высились, и падали цари. “Была пора. ”

Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции. В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь.

Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. “Элегия”

Источник

Лирический герой поэзии Пушкина Пушкин А. С

Лирический герой поэзии Пушкина Вероятно, есть какая-то символика в том. что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.

Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал,

Творчество Пушкина — характеристика, темы, жанры, периоды

Романтической юношеской восторженности на смену приходят сначала разочарования, разоблачение нелегкой правды жизни, а потом и новое воодушевление, поиск способов служения народу и Отчизне, духовность.

Поэт затрагивает темы любви, верности, дружбы, природы, исторической памяти народа. Его беспокоят размышления о значении его творчества, месте поэзии в его жизни, любви к своей малой родине, роли человека в истории государства. Пушкин не зацикливается на одной из тем. В его поэзии на протяжении всего творческого пути появляются все новые образы, мотивы и проблемы.

Любовная лирика Пушкина

Любовная лирика в ранние периоды творчества была легкой и безоблачной, наполненной юношескими эмоциями и мечтами. Воспевалась мимолетная влюбленность и страсть, а образ любимой чуть ли не обожествлялся. Герой его поэзий был молод, влюблен и счастлив

В ранних анакреонтических стихах поэт выражал не столько свои чувства, сколько представления о них. Не то испытывает уже зрелый Пушкин. Данью романтической традиции стало то, что любовь его лирического героя иногда становится несчастной, безумной, а потому и трагической

Пушкин выражает свои глубокие размышления о человеке, которого любит в действительности. Поэт осознает, что истинная любовь – это дар небес, и готов этот дар хранить и лелеять. Поэтому и пытается понять внутренний мир другого человека, проявляя тем самым свою мудрость и великодушие

Гражданская лирика — образ поэта

В некоторых стихах, таких как «К Чаадаеву», послание «Н. Я. Плюсковой», поэт новаторски объединяет любовную и гражданскую лирику. Ожидание свободы, пробуждение и другие душевные порывы подаются на «языке любви».

Пушкин задумывается теперь о значении своего творчества для народа. Он осуждает поэзию на заказ, которую широко практиковали поэты-классицисты. Только вдохновение и искренность должны диктовать строчки истинному поэту.

И если образ поэта в юности — это несчастный влюбленный, то с возрастом Пушкин понимает свою гражданскую миссию.

Его дар дан ему свыше не только для того, чтобы воспевать интимные чувства и природу, но и чтобы влиять на людей, нести народу огонь — передовые идеи и высокие цели. Именно такими идеями и заразили его дворяне-революционеры. Теперь лирический герой Пушкина отчаянно борется за правду, стремится к справедливости, мечтает о свободе. Этой тематике посвящены такие стихи, как

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный», Деревня», «В. Ф. Раевскому», ода «Вольность».

Особенности лирики поэта

В поздней лирике А.С. Пушкина слились два образа:

(«Поэт и толпа», «Поэт! не дорожи любовию народной…»).

При этом и самого Пушкина-пророка далеко не всегда понимали его соотечественники. Об этом непонимании – стихотворение

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: