История создания
Датой написания «Медного всадника» считается осень 1833 года. Это период так называемой болдинской осени Пушкина, когда его творчество достигает наивысшего расцвета. Написав поэму, поэт не смог ее издать – на печать этого произведения Николаем I был наложен запрет.
Лишь в 1837 году, после смерти поэта, она была напечатана в «Современнике». Однако цензура в лице В. А. Жуковского внесла ряд изменений в текст, которые исказили замысел произведения. Впервые в оригинальном варианте, без поправок цензуры, оно было напечатано лишь спустя много лет, в 1904 году.
Содержание
В сюжете поэмы «Медный всадник» автор описывает реальные события 1824 года, когда в Петербурге произошло самое разрушительное наводнение, принесшее огромный ущерб городу, и унесшее огромное количество жизней.
Произведение начинается прославлением Петра Великого и города Петербурга, его «творенья». Затем читатель знакомится с главным персонажем – мелким чиновником Евгением. Это обычный человек из народа, с простыми мечтами о скромной счастливой семейной жизни со своей возлюбленной Парашей. Он живет этими мыслями, ложится спать и просыпается с ними.
Однажды на Петербург обрушивается страшная непогода. Город неожиданно оказывается под водой. Лишь памятник Петру величественно возвышается над разрухой. Домик, находившийся недалеко от реки, в котором жила Параша, оказывается затопленным и рушится. Девушка вместе со своей матерью погибает. Узнав об этой трагедии, Евгений сходит с ума.
Однажды ночью Евгений проходит мимо памятника Петру I. Взглянув на него, он увидел в нем виновника своих бед. Лишенный рассудка, Евгений прошептал памятнику злобные слова, а больное воображение нарисовало бедняге, как в ответ разгневанный всадник стал преследовать его на бронзовом коне. После непродолжительного времени Евгений умер.
Таким образом, в произведении А. С. Пушкина сталкиваются два очень разных персонажа: один – могучий властелин, который даже после смерти продолжает жить в образе памятника, другой – скромный мещанин, «маленький человек». Их судьбы сталкиваются, создавая конфликт. Кульминацией произведения становится угроза безумца и ответный царский гнев.
Поэма «Медный всадник» А.С Пушкина, анализ.план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему
ТЕМА:
Поэма «Медный всадник». Петербургская повесть.
Цель:
- Постижение идейно-художественного своеобразия поэмы.
- Раскрыть противостояние Медного всадника и Евгения в поэме;
- Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом,
- умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои;
- Показать учащимся непреходящую ценность поэмы и интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России
Поэма «Медный всадник» была написана в октябре 1833 года в Болдино, но сразу не могла быть опубликована по причинам цензурного характера. Напечатана была только лишь через год после смерти поэта В. А. Жуковским с некоторыми правками. В полном виде ее издал П. В. Анненков в 1857 году.
В этом произведении, жанр которого Пушкин определил как петербургскую повесть, продолжается осмысление личности Петра I как государя и человека, его роли в становлении и развитии России. Пушкин не случайно обращается к образу Петра, который в его интерпретации становится своего рода символом своевольной, самодержавной власти. Вопреки всему Петр строит Петербург на болотах, чтобы «отсель грозить шведу». Этот поступок предстает в поэме высшим проявлением самодержавной воли властителя, который всю Россию «поднял на дыбы».
Обращение к теме Петра I, созданного им города, ставшего «окном в Европу», происходило на фоне острых дискуссий о путях развития страны. Противники деятельности императора, его реформ считали, что, строя новый город, сыгравший решающую роль в ускорении европеизации России, усилении политической и военной ее мощи, Петр не посчитался с естественными, природными условиями местности, на которой Петербург был возведен. К таким природным условиям относили заболоченность, а также склонность Невы к наводнениям. Петербургу противопоставляли первопрестольную Москву, которая создавалась не по воле и проекту одного человека, пусть даже и наделенного огромной властью, но по Божественному промыслу. Наводнение, случившееся в Петербурге в начале 1820-х годов и повлекшее большие человеческие жертвы, рассматривалось как месть природных стихийных сил за совершенное насилие. Такова была одна точка зрения.
Композиция поэмы. В поэме поднимается целый ряд философских, социальных и нравственных проблем. Их решению подчинена четкая композиция. В двух основных частях раскрывается основной конфликт поэмы: естественной стихии, государственной мощи и интересов отдельной личности. Картины петербургского бедствия переданы динамично, зримо.
Пушкин любит Петербург, любуется его красотами и гением зодчих, но тем не менее на городе на протяжении столетий лежит божья кара за то изначальное самовластье, которое было выражено Петром в основании города на месте, непригодном для этого. И наводнения — это лишь наказание, своего рода «проклятие», тяготеющее над жителями столицы, напоминание обитателям Вавилона о том преступлении, которое в свое время они совершили против бога.
Сюжет основной части поэмы выстраивается вокруг судьбы обыкновенного, рядового человека — Евгения и его невесты Параши, чьи надежды на простое семейное счастье рушатся в результате стихийного бедствия.
Конфликт поэмы достигает апогея в сцене столкновения безумного Евгения, лишившегося самого дорогого в его жизни, с памятником создателю Петербурга — Медным всадником. Именно его, «строителя чудотворного», как он со злобной иронией величает «кумира на бронзовом коне», Евгений считает виновником своего несчастья.
Образ Евгения — это образ того самого «человека толпы», который не готов еще воспринять свободу, который не выстрадал ее в своем сердце, т. е. образ обычного обывателя. «Медный всадник» — это часть души человека, его «второе я», которое само по себе не исчезает. Выражаясь словами Чехова, человек должен каждый день «по капле выдавливать из себя раба», производить неустанно духовную работу (ср. с идеей, развитой Гоголем в «Шинели», о том, что человек создан для высокого предназначения и не может жить мечтой о приобретении шинели, только в этом случае он и заслуживает высокого имени Человек). Именно эти идеи впоследствии воплотятся в творчестве Достоевского, который «изнутри» опишет бунт «маленького человека» — бесплодный бунт «нищих духом».
Идея: «С Божией стихией царям не совладеть». Власть подавляет личность отдельного человека, его интересы, но не в состоянии противостоять стихии и защититься от нее. Взбунтовавшаяся стихия вернула часть города — «остров малый» — в первоначальное состояние. Природная стихия — страшна и способна мстить за свое поражение не только победителю, но и его потомкам. Жертвой взбунтовавшейся Невы стали горожане, особенно бедные жители островов.
ВОПРОСЫ для самопроверки.
Авторская позиция в поэме «Медный всадник» вызвала различные толкования в критике и литературоведении. Одни, ссылаясь на В. Г. Белинского, считали, что А. С. Пушкин образом Петра I обосновывает трагическое право государства распоряжаться частной жизнью человека (Б. М. Энгельгардт, Г. А. Гуковский, JI. П. Гроссман). Другие (В. Я. Брюсов, А. В. Македонов, М. П. Еремин и др.), находя в поэме гуманистическую концепцию, полагают, что поэт полностью находится на стороне бедного Евгения. И наконец, С. М. Бонди, Е. А. Маймин усматривают в «Медном всаднике» «трагическую неразрешимость конфликта», согласно которой А. С. Пушкин представляет самой истории сделать выбор между «правдами» Всадника и Евгения. Какая из названных интерпретаций вам ближе и почему? Определите свою точку зрения на позицию автора.
Образ Евгения
Описывая главного персонажа, Пушкин уделяет большее внимание внутреннему мира героя, создавая его психологический портрет. Этот молодой, на первый взгляд, ничем не примечательный человек обладает очень хорошими душевными качествами. Он принадлежит разорившемуся дворянскому роду. Его мечты ограничиваются грезами о простой семейной жизни с любимой девушкой. Евгений готов трудиться всю жизнь, тем самым обеспечивая свою семью.
Гибель возлюбленной лишает его смысла в жизни. Его рассудок не может справиться с такой трагедией. Он превращается в больного, вызывающего сострадание оборванца.
Судьба героя — это судьба «маленького человека» в истории. Автор показал его беспомощную попытку противостояния государственному устройству в образе памятника. В результате герой терпит поражение. Пушкин подчеркивает безысходность положения простого человека перед властью.
Образ Петра
Вторым главным персонажем становится Петр Великий в образе Медного всадника. Отношение к нему автора неоднозначно. Он восхищается волей творца истории государства. Но в то же время Пушкина терзают сомнения: кем был Петр I — тираном или спасителем России. Изучив в подробностях историю правления этого монарха, автор признает его силу, патриотизм, а также прогрессивность петровских реформ. Не умаляя достоинств Петра в начале его правления, Пушкин говорит и о недостатках его позднего правления — жестокости и деспотизме. Не случайно образ Петра в поэме «Медный всадник» автор ассоциирует с памятником — горделивым, холодным и бездушным. И здесь монарх выступает в роли отрицательного героя. Особенно ярко это определяется в кульминационной части произведения, когда Евгений высказывает протест властителю, но в ответ не получает сострадания. Напротив, Медный всадник преследует его, внушая страх и требуя покорности.
Пушкин восхищается Петром Великим, но в то же время он любит и русский народ. В своем произведении он говорит о недостатках правления, которые повлекли за собой разрушительные события. Созданный Петром великий город Петербург уничтожил потоками воды все надежды простых людей. Автор глубоко сочувствует простому народу, вместе с тем подчеркивая непререкаемый авторитет монарха.
Главный герой Евгений умирает больным и жалким. Петр же в образе Медного всадника стоит незыблемо на протяжении веков. Вставший на дыбы конь олицетворяет государство, а всадник, держащий его за узду — силу власти.
Часть первая
Ноябрь. Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник»
Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом. Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной. Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. В то время из гостей домой Пришел Евгений молодой… Мы будем нашего героя Звать этим именем. Оно Звучит приятно; с ним давно Мое перо к тому же дружно. Прозванья нам его не нужно, Хотя в минувши времена Оно, быть может, и блистало И под пером Карамзина В родных преданьях прозвучало; Но ныне светом и молвой Оно забыто. Наш герой Живет в Коломне; где-то служит, Дичится знатных и не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине.
Итак, домой пришед, Евгений Стряхнул шинель, разделся, лег. Но долго он заснуть не мог В волненье разных размышлений. О чем же думал он? о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь; Что мог бы бог ему прибавить Ума и денег. Что ведь есть Такие праздные счастливцы, Ума недальнего, ленивцы, Которым жизнь куда легка! Что служит он всего два года; Он также думал, что погода Не унималась; что река Всё прибывала; что едва ли С Невы мостов уже не сняли И что с Парашей будет он Дни на два, на три разлучен. Евгений тут вздохнул сердечно И размечтался, как поэт:
«Жениться? Мне? зачем же нет? Оно и тяжело, конечно; Но что ж, я молод и здоров, Трудиться день и ночь готов; Уж кое-как себе устрою Приют смиренный и простой И в нем Парашу успокою. Пройдет, быть может, год-другой — Местечко получу, Параше Препоручу семейство наше И воспитание ребят… И станем жить, и так до гроба Рука с рукой дойдем мы оба, И внуки нас похоронят…»
Так он мечтал. И грустно было Ему в ту ночь, и он желал, Чтоб ветер выл не так уныло И чтобы дождь в окно стучал Не так сердито… Сонны очи Он наконец закрыл. И вот Редеет мгла ненастной ночи И бледный день уж настает… Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури… И спорить стало ей невмочь… Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод.
Народ на берегу Невы
Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива, И затопляла острова, Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Всё побежало, всё вокруг Вдруг опустело — воды вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен.
Наводнение
Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Народ Зрит божий гнев и казни ждет. Увы! всё гибнет: кров и пища! Где будет взять? В тот грозный год Покойный царь еще Россией Со славой правил. На балкон, Печален, смутен, вышел он И молвил: «С божией стихией Царям не совладеть». Он сел И в думе скорбными очами На злое бедствие глядел. Стояли стогны озерами, И в них широкими реками Вливались улицы. Дворец Казался островом печальным. Царь молвил — из конца в конец, По ближним улицам и дальным В опасный путь средь бурных вод Его пустились генералы Спасать и страхом обуялый И дома тонущий народ.
Тогда, на площади Петровой, Где дом в углу вознесся новый, Где над возвышенным крыльцом С подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые, На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный Евгений. Он страшился, бедный, Не за себя. Он не слыхал, Как подымался жадный вал, Ему подошвы подмывая, Как дождь ему в лицо хлестал, Как ветер, буйно завывая, С него и шляпу вдруг сорвал.
Евгений на мраморном льве
Его отчаянные взоры На край один наведены Недвижно были. Словно горы, Из возмущенной глубины Вставали волны там и злились, Там буря выла, там носились Обломки… Боже, боже! там — Увы! близехонько к волнам, Почти у самого залива — Забор некрашеный, да ива И ветхий домик: там оне, Вдова и дочь, его Параша, Его мечта… Или во сне Он это видит? иль вся наша И жизнь ничто, как сон пустой, Насмешка неба над землей?
И он, как будто околдован, Как будто к мрамору прикован, Сойти не может! Вкруг него Вода и больше ничего! И, обращен к нему спиною, В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне.
Жанр произведения «Медный всадник»
В литературной критике принято называть это произведение поэмой. Сам поэт назвал его «петербургской повестью». Однако определение жанра произведения «Медный всадник» рождает у критиков множество споров.
Стиль написания этого произведения сочетает в себе высокопарный, эпический стиль при описании Петра и мещанский, прозаический, с разговорными эпизодами — при упоминании о Евгении. Таким образом, определяя жанр произведения «Медный всадник», литературные критики сходятся во мнении, что оно представляет собой целую жанровую комбинацию, при которой совершенно разные стили сочетаются удивительно гармонично.
Несчастье невских берегов
Петербург снова ожил, как будто и не было наводнения. Правда, некий граф Хвостов немедленно написал стихотворение, посвященное трагедии. Все же по свободным улицам ходит народ с «бесчувствием холодным». Чиновники отправляются на службу. Торговец тоже не унывает, открывая свою лавку, разграбленную Невой. И кажется, в Петербурге в этот день есть только один человек, который после страшного наводнения не может продолжать обычную жизнь. Это Евгений, главный герой поэмы «Медный всадник».
Петр I в произведении упоминается, конечно, не только во «Вступлении». Это важный образ, символизирующий власть и силу, перед которой «маленький человек» абсолютно беззащитен. О монументе, изображающем основателя Санкт-Петербурга, стоит сказать несколько слов.
🗹