- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ поэмы Медный всадник
История создания
Поэма была создана в 1833 году. Автор писал его меньше месяца. Замысел возник во время поездки на Урал, для сбора материалов о Пугачёве. Часть произведения была создана в Петербурге, остальное дописано в Болдине.
Жанр
По жанру данное творение поэта является поэмой. В ней видны все признаки, присущие этому жанру. Большая часть посвящена переживаниям главного героя, который сходит с ума от преживаний, связанных с гибелью любимой.
Сюжет и тема
Сюжет поему не очень богат событиями. Мы узнаём, что в Петербурге живёт молодой человек, он чиновник самого низшего класса. Тем не менее у него есть мечта. Он любит Парашу, девушку из маленького домика на окраине столицы. Решив жениться, счастливый Евгений идёт домой. Наутро он узнаёт, что ночью случилось сильное наводнение. Вокруг всё плывёт, нет улиц и домов. Герой долго не может выбраться из дома из-за того, что дороги превратились в водные пространства. Долго он добирается до места, где жила возлюбленная. Но её домика нет, никто не знает, куда делись жильцы. Скорее всего, они погибли при наводнении. Таких случает было много, когда водой смывало строение и при этом гибли люди. Евгений ищет девушку и её мать, но поиски напрасны, он не может найти себе места, не идёт домой, а бродит по улицам. Вскоре юноша превращается в бродягу. Он ночует, где придётся и почти ничего не ест, рассудок его помутился от горя и лишений. Однажды Евгений заходит на площадь, там стоит памятник – Медный всадник. Этот постамент воздвигнут царю Петру – стремившемуся построить прекрасный город. Евгений в смятении грозит памятнику кулаком, он обвиняет царя в том, что по его воле, течение Невы было изменено, и теперь река вернулась в своё русло, отомстив ни в чём не повинным людям. Однако, вскоре Евгению начинает казаться, что Медный всадник ответил на его обвинения, он скачет за героем по улице. Так в ужасе Евгений бежит от памятника, но тот настигает его. Через несколько дней у разрушенной хижины, где прежде жила Параша с матерью, нашли тело Евгения. Он умер, не вернувшись к рассудку.
Тема
Власть может заставить людей совершать чудовищные поступки, но они противны природе. Значит и должны быть осуждены человеческим обществом.
Главные герои
Евгений – мелкий чиновник, честный, достойный, влюблённый, потеряв любимую во время наводнения, он не может смириться и сходит с ума от несчастья.
Пётр I – русский царь, построивший город на Неве, которым гордилась вся Россия. Властный, гордый, честолюбивый. Его стремление построить город в неподходящем месте привело к гибели многих людей от тяжёлой работы и непосильных требований. Во второй части произведения этот герой присутствует незримо, его заменяет Медный всадник.
Композиция
Композиция произведения последовательная, состоит из трёх частей. Между первой частью – вступлением автор говорит, что «прошло сто лет». Дальше всё складывается последовательно. Первая часть стоит особняком, её можно представлять, как отдельное произведение.
Краткие сведения о произведении
Поэму «Медный всадник. Петербургская повесть» Александр Сергеевич Пушкин написал осенью 1833 года в Болдине. Дата первой публикации (отрывок) — 1834 год. Впервые напечатана поэма после смерти Пушкина в журнале «Современник» за 1837 год, с цензурными изменениями, внесёнными в текст В. А. Жуковским. Без цензурных правок, искажающих авторский замысел, это произведение было впервые напечатано только в 1904 году.
В нём воплощены размышления поэта об историческом значении деятельности Петра I и основания Петербурга, а также о месте простого человека в истории.
Поэма состоит из предисловия, вступления и двух частей.
Идея поэмы «Медный всадник»
3
(2)
Полный анализ поэмы «Медный всадник»
В своей поэме «Медный всадник» Пушкин подходит к одной из величайших проблем, к проблеме отношений личности и общества, к вопросу о том, как быть, когда интересы целого общества, государства сталкиваются с интересами отдельных личностей. Имеет ли право личность отстаивать свои права, или она обязана подчиниться безропотно железной воле судьбы?
Было сделано немало попыток разгадать смысл «Медного Всадника». Белинский, пытаясь выяснить, как разрешил Пушкин эту проблему, истолковал «Медного Всадника» таким образом: перед нами столкновение общего и частного, государства и личности; Петр, или, точнее, его памятник, «кумир на бронзовом коне», является олицетворением государства, общественной необходимости.
Для блага целого, для блага России, Петр должен был построить Петербург. И если от неудобного положения столицы, расположенной на низком берегу залива, подверженной наводнениям, страдают отдельные личности, то они, эти личности, не имеют права даже протестовать. Отдельная личность должна перенести всё, должна идти на страдания и смерть, не ропща, раз того требуют интересы целого.
Евгений осмелился протестовать, и за то был страшно наказан. «И смиренным сердцем, — говорит Белинский, — признаем мы торжество общего над частным, не отказываясь от нашего сочувствия к страданию этого частного …
При взгляде на Великана, гордо и неколебимо возносящегося среди всеобщей гибели и разрушения и как бы символически осуществляющего собою несокрушимость его творения, — мы хотя и не без содрогания сердца, но сознаемся, что этот бронзовый гигант не мог уберечь участи индивидуальностей, обеспечивая участь народа и государства; что за него историческая необходимость, и что его взгляд на нас есть уже оправдание … Да, эта поэма — апофеоз Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная, какая могла только прийти в голову поэту, вполне достойному быть певцом великого преобразователя России».
Итак, по Белинскому, Пушкин всецело на стороне Петра и осуждает осмелившегося протестовать Евгения. Но невольно возникает вопрос, неужели Пушкин пришёл к такому жестокому миросозерцанию? Неужели, по его мнению, личность действительно не имеет никакого права протестовать, когда её давит общее? И что такое это «общее», как не сумма отдельных личностей? Да и разве это «общее» или хоть «большинство» что-нибудь потеряло, если бы и Евгений и Параша не погибли? Разве их смерть была кому-нибудь нужна?
По этому вопросу были высказаны и другие мнения; полагали (например, Мережковский), что поэма вовсе не даёт права думать об «апофеозе Петра». Наоборот, «Медный Всадник» — протест против жестокого дела «кумира»; симпатии Пушкина на стороне Евгения, и если Пушкин не выразил их яснее, то только из-за цензурных условий. Однако стоит только прочесть вступление к повести, чтобы стало ясно, что Пушкин благоговеет перед Петром и поет гимн его созданию.
На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел.
Так торжественно начинается поэма. «Он — Петр — пишется даже с большой буквы. Он — гений, он предвидит будущее.
Так неужели действительно Пушкин вынес такой жестокий приговор отдельным личностям, что они должны гибнуть и не имеют права даже безнаказанно роптать, хотя бы гибель их была абсолютно бесцельна?
Разгадку смысла «Медного Всадника» надо видеть в заключительных словах вступления:
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра!
Стало быть, бессмысленную гибель людей Пушкин считает ненормальным и несправедливым явлением. Это несправедливое тревожит «вечный сон Петра», но с этим, к сожалению, приходится мириться, так как без этого невозможен прогресс. Но будет такая эпоха, когда наступит гармония, и тогда отдельные личности не будут страдать от требований общего.
Есть в «Медном Всаднике» ещё одна очень важная, вскользь высказанная мысль,- намёк социального характера. Гибнуть чаще всего приходится бедноте, представителям социальных низов; целое, государство, особенно безжалостно давит именно бедные классы. То, что Евгений и Параша погибли во время наводнения, конечно, случайность, но не случайность, что пострадавшие принадлежали к бедному классу. Из богатых и власть имущих не погиб никто. Они живут не в лачужках на берегу залива, а в роскошных каменных домах и дворцах, которым не страшны никакие волны.
И до наводнения у Евгения были характерные мысли. Он думал о том:
Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь; Что мог бы бог ему прибавить Ума и денег. Что ведь есть Такие праздные счастливцы, Ума недальнего, ленивцы, Которым жизнь куда легка!
Тут Пушкин подходит к не менее важному вопросу, к огромной социальной проблеме — к мысли о том, что есть богатые и бедные, что их судьба неодинакова, и что в этом величайшая несправедливость современного общественного строя …
«Медный Всадник» — своего рода поэтическая философия петербургского периода русской истории: могучий рост государства; стихийное, губящее тысячи жизней движение, о котором можно сказать, что оно идёт в направлении к западу, а не к востоку; права личности, попираемые «историческим ходом вещей», олицетворённым в мощном образе Петра; законность и безумие протеста против этой «силы вещей» и, конце концов, нравственная и поэтическая необходимость внесения сюда чувства гуманности, жалости и человечности, иначе остаётся либо извергать безумные проклятия, либо бежать в паническом страхе.
3 / 5. 2
.
Краткое содержание для читательского дневника
Во вступлении рассказывается о замысле Петра Первого прорубить окно в Европу, построив город на берегу Невы. Автор с любовью описывает красоты построенного Петербурга. После вступления рассказывается о печальной судьбе Евгения. Страшное разрушительное наводнение 1824 года стало для этого молодого чиновника роковым.
Когда Нева затопила многие улицы Петербурга, Евгений переправился на лодке к домику, где жила его любимая девушка Параша и её мать. Но домик их исчез: его снесла разбушевавшаяся река. От горя у молодого человека помутился разум. С тех пор он стал жить на улице и питался подаяниями.
Однажды ночью Евгений проходил мимо памятника Петру Первому и шёпотом злобно пригрозил ему, так как считал царя виновным в его бедствиях. Молодому человеку показалось, что разгневанный Всадник Медный погнался за ним. Через некоторое время Евгений нашёл на островке снесённый туда водой домик Параши и умер на его пороге.
Подробный литературный анализ
Произведение является поэтическим соединением исторической и социальной проблематики, несущим определенное философское значение.
Композиционная структура поэмы выстраивается в форме весомой вступительной части, предполагаемой как отдельное произведение, а также следующих за ним двух глав, повествующих о событиях, происходящих с главным героем поэмы, Евгением. Отличительной особенностью композиции произведения является его нестандартная конструкция, выражающаяся в отсутствии традиционного эпилога, но при этом при помощи композиционных параллелизмов создающая впечатление о целостности поэмы.
Жанровым литературным направлением поэмы является реализм, заключающийся в описании действительных исторических событий, с применением художественных средств выразительности в форме олицетворений и аллегорий.
В качестве стихотворного размера поэт выбирает четырехстопный ямб, который при описании образов императора Петра и питерской столицы звучит пафосно, величаво, могущественно, при этом в изображении основного персонажа, Евгения, становится обычным языком, выражающим сущность маленького человека.
Основной тематикой поэмы является взаимоотношения маленького человека с всемогущей властью, результатом которых становится гибель обычного гражданина, не справившегося с государственной машиной. С темой произведения тесно связано и название поэмы, демонстрирующее мощь государства, отличающегося безразличием к проблемам маленьких людей, которые страдают от самодержавной власти.
Основным персонажами поэмы представляются Евгений, изображенный в образе обычного русского человека, довольно бедного, но имеющего светлые и высокие мечты о создании семьи с любимой девушкой, а также фигура Петра Первого, образ которого раскрывается поэтом на всем протяжении повествования произведения, подчеркивая не только его незаурядные способности и отличный ум, но деспотические характерные черты тирана и властителя. Образ Петра демонстрируется автором не только в качестве разносторонней и многогранной личности, способного реформировать государственные устои, но и в виде великого самодержца, не обращающего внимание на душевные и физические страдания собственного простого народа, который представляется в поэме на примере трагической судьбы Евгения.
Сюжетная линия произведения сталкивает основных героев поэмы, раскрывая многочисленные проблемы современного общества в виде противоречий между государством и личностью, а также проблемы равнодушия и одиночества, проиллюстрированные включением в содержание произведения описания городского наводнения, унесшие жизни многих людей, в том числе и возлюбленной главного героя.
Условно-литературный план
В поэме есть и второй план – условно-литературный. О нем также нужно рассказать в анализе «Медного всадника». Поэт задает его с помощью подзаголовка «Петербургская повесть». И Евгений является центральным действующим лицом этой повести. Лица остальных жителей города различить нельзя. Это толпа, которая наводняет улицы, тонет; холодные и отрешенные жители города во второй части произведения. Рассказ поэта о судьбе главного героя оттеняет исторический план и взаимодействует с ним на протяжении всего произведения. В кульминации поэмы, когда Всадник гонится за Евгением, этот мотив доминирует. На сцену выходит мифический герой – статуя, которая ожила. И в этом пространстве город превращается в фантастическое пространство, теряя свои реальные черты.
«Кумир» и понимание Петербурга
В анализе «Медного всадника» школьник может упомянуть, что медный всадник является одним из самых необычных образов во всей русской литературе. Разбуженный словами главного героя, он перестает быть обычным кумиром и оборачивается в грозного царя. С самого момента основания Петербурга история города получала разные интерпретации. В мифах и легендах он считался не обычным городом, а воплощением совершенно таинственных и непостижимых сил. В зависимости от того, кто занимал пост царя, эти силы понимались как благодетельные или же как враждебные, антинародные.
Композиция
Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведенному им городу, может читаться как самостоятельное произведение.
Язык поэмы вобрал в себя все жанровое своеобразие, подчеркивая отношением автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.
Совершенно другим языком идет повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идет обычным языком, отражает суть «маленького человека».
Император Петр I
В конце XVIII-начале XIX века стали складываться две большие категории мифов, противоположных друг другу по своему содержанию. В одних император Петр представал как «отец Отечества», некое божество, которое сумело организовать разумный космос и «любезную страну».
Эти представления нередко возникали в поэзии (к примеру, в одах Сумарокова и Державина). Они поощрялись на государственном уровне. Другому направлению свойственно представлять Петра как «живого антихриста», а Петербург – «городом нерусским». Первая категория мифов характеризировала основание города как начало «золотой эпохи» для России; вторая предрекала скорое разрушение государства.
Главные герои
Евгений
Главный персонаж поэмы Евгений не описывается Пушкиным с детальной точностью. Поэт пишет о нем «гражданин столичный, каких встречаете вы тьму», подчеркивая этим принадлежность своего героя к типу маленького человека. Пушкин лишь оговаривает, что Евгений проживает в Коломне и ведет свою историю от когда-то известного дворянского рода, который к настоящему времени утратил свое величие и состояние.
Гораздо большее внимание Пушкин уделяет внутреннему миру и устремлениям своего героя. Евгений трудолюбив и мечтает своим трудом обеспечить себе и своей невесте Параше достойную жизнь на долгие годы.
Гибель любимой становится для Евгения непреодолимым испытанием и он теряет рассудок. Описание Пушкина умалишенного молодого человека полно жалости и сострадания. Не смотря на приниженность образа, поэт выказывает к своему герою человеческое сострадание и видит в его простых желаниях и их крахе подлинную трагедию.
Медный всадник (памятник Петру I)
Вторым героем поэмы можно назвать Медного всадника. Отношение к Петру I как личности мирового масштаба, гению проскальзывает на протяжении всей поэмы. Во вступлении Пушкин не упоминает имени создателя Петербурга, называя Петра «он». Петру Пушкин отдает силу повелевать стихиями и сковывать их собственной державной волей. Перенося действие на столетию вперед Пушкин заменяет образ Творца на образ медного изваяния, который «уздой железной Россию поднял на дыбы». В отношении автора к Петру I наблюдаются два момента: восхищение волей, смелостью, упорством первого русского Императора, а также ужас и бессилие перед этим сверхчеловеком. Пушкин ставит здесь важный вопрос: как определить миссию Петра I — спаситель или тиран России?
В произведении также появляется еще одно историческое лицо — «покойный император», то есть Александр I. Его образом автор стремится более приблизить свою поэму к документальности.
🗹