«Юность»: анализ повести Толстого Льва Николаевича

«Юность» читательский дневник

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 258.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 258.

«Юность» – это третья повесть Л. Н. Толстого, завершающая его знаменитую трилогию о детстве, отрочестве и юности главного героя – молодого дворянина Николая Иртеньева.

Краткое содержание «Юность» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Юность

Число страниц: 224. Толстой Лев Николаевич. «Юность». Издательство «Эксмо». 2021 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1857 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Детство. Отрочество. Юность

Разные части вызвали разную реакцию. Если появление «Детства» сопровождалось практически единодушным восторгом (Иван Тургенев писал из Парижа молодому писателю, что его повесть «производит фурор» и в моде «пуще кринолина»), то «Юность» приняли гораздо сдержаннее. Предчувствуя это, Толстой ещё до публикации отправил рукопись «Юности» Александру Дружинину

Александр Васильевич Дружинин (1824–1864) — критик, писатель, переводчик. С 1847 года публиковал в «Современнике» рассказы, романы, фельетоны, переводы, дебютом стала повесть «Полинька Сакс». С 1856 по 1860 год Дружинин был редактором «Библиотеки для чтения». В 1859 году организовал Общество для пособия нуждающимся литераторам и учёным. Дружинин критиковал идеологический подход к искусству и выступал за «чистое искусство», свободное от любого дидактизма. , чтобы тот честно сказал, стоит ли её публиковать. Дружинин в ответ сделал Толстому немало замечаний (в частности, посоветовал не писать такими длинными предложениями), но вынес вердикт, что писатель справился с «ужасной» задачей «схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности» и может смело «плюнуть в физиогномию» любому, кто скажет, что эта повесть хуже «Детства» или «Отрочества». В целом же трилогия Толстого была принята критикой того времени удивительно доброжелательно. Начинающий критик Николай Чернышевский поразился тому, как молодой писатель изображает «психический процесс» — «едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием», — и даже придумал для этого специальный термин: «диалектика души».
Павел Анненков
Павел Васильевич Анненков (1813–1887) — литературовед и публицист, первый биограф и исследователь Пушкина, основатель пушкинистики. Приятельствовал с Белинским, в присутствии Анненкова Белинский написал своё фактическое завещание — «Письмо к Гоголю», под диктовку Гоголя Анненков переписывал «Мёртвые души». Автор воспоминаний о литературной и политической жизни 1840-х годов и её героях: Герцене, Станкевиче, Бакунине. Один из близких друзей Тургенева — все свои последние произведения писатель до публикации отправлял Анненкову. о — настоящее кропотливое исследование психологии ребёнка, только данное в художественной форме. И даже
Константин Аксаков
Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) — публицист, литературовед, идеолог славянофильства, член важной литературной династии XIX века. Аксаков сотрудничал с журналами «Москвитянин», «Русская беседа», газетой «Молва», писал стихи и драму. Известность получила его полемика с Белинским по поводу «Мёртвых душ» Гоголя. История России, по мнению Аксакова, принципиально отличается от истории европейских стран: русский народ не конкурировал за власть, а мирно сосуществовал с государством, однако это равновесие нарушили реформы Петра I. Философ Владимир Соловьёв называл Аксакова «самым восторженным и прямолинейным из славянофилов». , не слишком расположенный к западнической идеологии «Современника» и его авторов, признал, что талант Толстого очевиден. Впрочем, Аксаков выдвинул ряд претензий, главная из которых — излишнее увлечение микроскопическим анализом. «Перед вами стакан чистой воды, вы увеличиваете её в микроскоп, перед вами море, наполненное инфузориями, целый особый мир; но если вы усвоите себе это созерцание, то впадёте в совершенную ошибку», — писал он. Иными словами, стакан воды — это по-прежнему всего лишь стакан воды, а Толстой склонен придавать излишнюю значимость совершенно проходным моментам, и его таланту надо поскорее освободиться «от этой мелочности».

Главные герои

Николай Иртеньев – юный дворянин, студент, добрый, открытый, порядочный молодой человек, познающий взрослую жизнь.

Дмитрий Нехлюдов – друг Николая, правильный, глубоко порядочный, рассудительный молодой человек, пример для подражания для героя.

Володя – старший брат Николая, весёлый, беззаботный молодой человек, привыкший вести разгульную жизнь.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Юность»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Юность»

для самых крутых —

Читать «Юность» полностью

Сюжет

Николаю Иртеньеву уже минул шестнадцатый год. Это умный, добрый и целеустремленный молодой человек, оказавшийся на пороге взрослой жизни. Быть лучше и чище его подстёгивала дружба с Дмитрием Нехлюдовым, в котором он видел идеал человека. Николай даже завёл особую тетрадь, в которую записал так называемые «правила жизни», которым он намеревался следовать.

Однажды отец Николая пригласил в дом духовника и всё семейство исповедовалось ему. После долгой исповеди юноша почувствовал приятное облегчение и радость. Однако той же ночью он вспомнил ещё один проступок, за который ему было стыдно, и на следующее утро он отправился в монастырь. Монах исповедовал его и благословил.

Весной, успешно сдав экзамены, Николай стал студентом московского университета. По такому случаю отец выделил ему, как взрослому, собственного кучера и лошадь. Столь радостное событие было решено отпраздновать в ресторане с лучшим другом Дмитрием Нехлюдовым. На месте Николай встретил старшего брата Володю и его товарища Дубкова. В ресторане было много выпито, и юноша попал в весьма неловкое положение, о котором он ещё долго будет с досадой вспоминать.

Закружившись в вихре взрослой жизни, Николенька совершенно запутался в своих предпочтениях. С одной стороны, он очень хотел походить на правильного, рассудительного, умного Дмитрия, но вместе с тем его, словно магнитом, притягивали к себе всевозможные развлечения и соблазны разгульной жизни, которую вёл брат Володя. Юноша пришел к выводу, что взросление – это не просто течение времени, а становление души.

Николенька с Володей приехали в деревню. В отчем доме на юношу нахлынули воспоминания о детских годах, любимой матушке, у него появилось много времени для размышлений. Братья узнали о намерении отца жениться на молодой соседке Авдотье Епифановой. Однако отношения между детьми и мачехой не заладились с самого начала. Характер и привычки молодой женщины были неприятны Николаю.

Начался учебный год, но беззаботная студенческая жизнь в столице уже не прельщала юного героя. В бесконечных кутежах и светской жизни в целом он видел одно лишь притворство. Душевные переживания и поиск себя дали свои плоды: Николай с треском провалил экзамен по математике, и его не перевели на второй курс. В этот непростой период ему на глаза попалась тетрадка «Правила жизни». От нахлынувших чувств Николенька расплакался и решил переписать все правила, чтобы раз и навсегда следовать им по жизни.

Анализ повести Толстого «Юность»

1. История создания произведения.

Над целой трилогией, в которую входит повесть «Юность», Л.Н. Толстой работал с 1851 по 1856 год. Над последней частью цикла писатель работал в 1856 году. Уже в сентябре автор завершает произведение, но остается недовольным им. Однако положительная оценка А.В. Дружинина дает повод Л.Н. Толстому опубликовать свое произведение в «Юности».

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Юность», как и другие произведения трилогии, является автобиографической повестью. В ней отобразились все душевные переживания автора, которые сначала были зафиксированы в его дневнике, а затем вылились в творческой форме в повесть «Юность». Автор выбирает жанр повести, так как с ее помощью можно было ярко описать внутренний мир героя.

3. Название произведения и его смысл.

Название всей трилогии – «Детство. Отрочество. Юность». Л.Н. Толстой хотел показать основные этапы развития личности и формирования его характера. Юность – это более осознанная пора, в отличие от первых двух стадий.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование ведется от первого лица. Роль рассказчика выполняет главный герой произведения – Николай Иртеньев. Такая форма повествования позволяет увидеть все события глазами непосредственного участника. Помимо достоверности, это дает близость читателя с главным героем. Диалог рассказчика и читателя позволяет наиболее точно и ярко раскрыть душу главного героя.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Повесть начинается размышлениями Николая о том, когда именно начинается пора юности. Центральный персонаж приходит к выводу о том, что она приходит, когда человек сам к этому готов, когда он хочет самосовершенствоваться дальше. Этот переход от отрочества к юности и становится основой повествования. Автор поднимает проблемы смысла жизни, цели человеческого существования. Главный герой произведения старается понять свое «я» со всеми достоинствами и недостатками. Нравственное очищение и обновление – вот главная идея Л. Н. Толстого.

Большое внимание писатель уделяет в повести теме дружбы и мотивам воспоминания. Рассказчик вспоминает свое прошлое с трепетом и теплом. Память о матери, о доме окрашены яркими красками.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В основе сюжета лежит жизнь шестнадцатилетнего Николая. Он уже думает о своем будущем, о своем жизненном предназначении, поэтому показано, как герой готовится к экзаменам. Чтобы понять самого себя, Иртеньев старается вести дневник.

В дом к Николая приезжает монах, и главный герой исповедуется ему, но забывает рассказать о своем самом большом грехе. Исповедавшись, Николай чувствует себя нравственно очищенным человеком.

Николай сдает экзамены и поступает в университет. Почувствовав, наконец, себя взрослым, герой покупает табак и трубку. Однако Нехлюдов останавливает героя и пытается увести его с ложного пути. Николай сравнивает Нехлюдова с другими товарищами и понимает, что хочет быть похожим не на друга, а на «неправильных» знакомых. Нехлюдов все же разрешает внутренний спор между ними. Николай чувствует себя комфортно лишь в общении с ним.

Николай не может выбрать то, как ему правильно себя вести. Это делает героя несчастным. Тогда главный герой вспоминает о той тетради, в которой записывал «Правила жизни», записывает себе новые правила и решает жить по ним.

7. Система образов произведения.

Особое внимание Л.Н. Толстой уделяет не действию, а описанию внутреннего мира главного героя. Писателю было важным показать нравственные искания Николая Иртеньева, его жизненный путь.

Николай обладает качеством саморефлексии. Герой думает о своей жизни и о своих поступках. Самопроверка, стремление к лучшей жизни – вот что характеризует центрального персонажа повести «Юность».

Важным образом в произведении является Дмитрий Нехлюдов, друг Николая. Он нравственно чист, он честен с собой и другими. Благодаря советам и помощи Нехлюдова Николай не оказался на ложном пути.

Противопоставлены образу Нехлюдова Володя и Дубков. Это настоящие моты, которые ищут от жизни лишь удовольствие и развлечения.

8. Композиция произведения.

Повесть «Юность» состоит за отдельных глав. Каждая глава – это отдельный эпизод жизни главного героя. Они содержат какую-то мысль о человеческой жизни в целом.

Повесть не обладает сложным сюжетом или огромной динамикой действия, потому что композиционно повесть построена на передаче внутреннего состояния героя.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Главный прием, которым пользуется Л.Н. Толстой, — психологизм. На нем построена вся повесть. «Диалектика души» — главный замысел писателя.

10. Отзыв о произведении.

Повесть «Юность», как и вся трилогия Л.Н. Толстого, показала искания человеком собственного пути. Для подрастающего поколения это произведение очень актуально.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Толстого «Детство»
  • Анализ повести Толстого «Отрочество»
🗹

Встретят наедине, реальные феи Артёма, гарантия роскошного досуга. Чтобы у каждого мужчины была возможность познакомиться с проститутками города Кировоград и оценить красоту их тел, а также их навыки. Красивые реальные феи Артёма, восхитительные и горячие, они такие заботливые и стройные, что возбуждение неизбежно. Выбери девушку сейчас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: