Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Назначение лирических вставок

Лирические отступления в произведении «Евгений Онегин» позволяют читателю узнать множество фактов об особенностях жизни в Российской империи начала XIX в. Они являются неотъемлемой частью структуры романа и важны для правильного восприятия текста.

Лирические отступления в произведении «Евгений Онегин»

Пушкин стал первым русским поэтом, применившим этот литературный прием. По этой причине «Евгений Онегин» является одним из немногочисленных художественных произведений, где в подробностях описываются бытовые ситуации, характерные для той эпохи.

В лирических вставках автор рассуждает на следующие темы:

  • дружба и любовь;
  • современные увлечения;
  • нормы этики и морали;
  • роль поэзии;
  • красота русской природы.

Лирические отступления автора в «Евгении Онегине» раскрывают масштабность композиции. В произведении присутствует огромное количество рассуждений на различные темы, не связанные с его основной тематикой.

Лирические выноски позволили Пушкину начинать повествование с новой точки. Они дают читателям возможность осознать главные тенденции и моральные нормы эпохи Нового времени. С помощью авторских вставок можно узнать отношение рассказчика к важным социальным, политическим и культурным проблемам.

Отступления в главах романа

В первой главе автор знакомит читателя с главным героем романа. Пушкин описывает черты характера, внешность и жизненные принципы Евгения Онегина. Лирические отступления в этой главе посвящены театру. Александр Сергеевич показывает свою любовь к театральному искусству и петербургским балам. В дальнейшем повествовании Пушкин указывает на равнодушие главного героя к театру. С помощью этого литературного приема поэт подчеркивает отличительные особенности характера Онегина.

Деревенская местность в романе «Евгений Онегин»

Вторая глава романа начинается с описания деревенской местности. Эти строфы не входят в список лирических вставок, потому что они являются экспозицией. Рассказчик описывает локации, где будут разворачиваться основные события второй главы. Это важно для дальнейшего повествования. Авторские отступления присутствуют в 14, 17 и 18 строфах. В них раскрываются нюансы дружеских отношений в дворянском обществе, и описываются факты из жизни автора. При помощи этих вставок Пушкин хотел оставить память о себе для будущих поколений.

Третья глава посвящена взаимоотношениям Онегина и Татьяны. Здесь лирические выноски показывают основные планы Александра Сергеевича. Пушкин сочувствует Татьяне. Эти строфы доказывают связь автора с героями романа.

В четвертой и пятой главах присутствует множество рассуждений Онегина. Они не являются лирическими отступлениями и описывают основные мотивы центрального персонажа. В них демонстрируется обескураженность Евгения, обусловленная любовным признанием Татьяны. Авторские отступления посвящены увлечениям светской молодежи. Пушкин в подробностях описывает девичьи альбомы для стихотворений и письменных признаний в любви. Также поэт рассуждает о значимости поэзии.

Дуэль Онегина и Ленского

В 6 главе присутствует большое количество строф, где Александр Сергеевич размышляет о целесообразности убийства человека. Он сожалеет о гибели Ленского после дуэли с Онегиным. Пушкин понимает, что он прошел половину жизненного пути. Автор осознает, что нужно жить дальше, несмотря на смерть близкого человека.

В 7 главе автор описывает весенние пейзажи и пробуждающуюся природу. Весна была самым нелюбимым временем года поэта. По этой причине он показал ее в мрачных тонах.

В заключительной главе автор вспоминает свою жизнь. Он описывает детство, годы учебы, путешествия на Кавказ и в Молдавию.

В лирических отступлениях Пушкин также рассуждает о нравах современного общества. Поэма заканчивается внесюжетной вставкой, где автор прощается с читателем.

Роль лирических отступлений Пушкина

Вариант 1

В русской классической литературе нет произведения, равного по богатству тематики пушкинскому роману «Евгений Онегин».

На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о природе, иронизирует по поводу морали и нравов поместного и светского дворянства.

Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе вырастает в развернутую картину эпохи, создается целостный образ России первой трети XIX столетия. Глазами автора показана в романс картина современной Пушкину русской культуры.

В лирических отступлениях первой главы автор говорит о достижениях русского театрального искусства, вспоминает минувшую любовь («Я помню море пред грозою…»), дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»), высказывает свое мнение по поводу привычек светских «львов».

Тема любви, впервые прозвучав в первой главе романа (элегическое воспоминание поэта о М. Волконской), в дальнейшем неоднократно становится поводом для авторских отступлений.

Комментируя «отповедь», в которой Онегин отверг любовь Татьяны, Пушкин защищает героя от возможных обвинений, подчеркивая, что Онегин «не в первый раз… явил души прямое благородство». Строфы, посвященные любви Ленского к Ольге, окрашены мягкой иронией («Он был любим… по крайней мере так думал он…»).

Пушкин обращается в романс и к теме дружбы. В конце четвертой главы автор вспоминает беззаботную атмосферу дружеских пирушек. Воспоминание перерастает в шутливый гимн дружбе. Поэт прибегает здесь к образному параллелизму: как надежный друг лучше ветреной кокетки, так «аи» предпочтительней «бордо».

В связи с повествованием о дружбе Онегина и Ленского возникает тема эгоизма, русского «наполеонизма». «Мы все глядим в Наполеоны…» — замечает поэт, подчеркивая, что эгоизм — типичная черта поколения.

Художественным открытием Пушкина стали реалистические образы русской природы, которой посвящены многие страницы романа. Автор описывает все времена года, сопровождает пейзажными зарисовками основные события в судьбе героев.

Так, сцена письма Татьяны предваряется описанием ночного сада, а завершается картиной сельского утра: Сиянье гаснет. Там долина

Сквозь пар яснеет. Там поток

Засеребрился…

Автор говорит в романе и о своем личном восприятии природы («Я был рожден для жизни мирной…»).

Значительная часть авторских отступлений посвящена проблемам русского языка и литературы, теме творчества. Так, в четвертой главе Пушкин ведет воображаемую полемику с — «критиком строгим», который требует от поэзии одической торжественности и призывает поэтов сбросить «элегии венок убогий».

Для Пушкина ода — отживший жанр, но автор противопоставляет себя и современным «поэтам слезным», подражательное творчество которых обращено на завоевание «приятно-томных» красавиц.

В лирическом отступлении седьмой главы звучит патриотическая тема, поэт раскрывается здесь как гражданин России, один из ее любящих сынов:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

На страницах «Евгения Онегина» поэт делится с читателем размышлениями о творческом процессе создания романа.

Он жалуется на трудности, связанные с использованием в литературе иноязычных слов; в конце третьей главы легкомысленно заявляет, прервав повествование, что должен «отдохнуть»; в пятой главе сообщает, что намерен «эту пятую тетрадь / От отступлений очищать», и, наконец, завершая роман, прощается и со своими героями, и с читателем.

Подводя итог сказанному, вспомним слова В. Г. Белинского, который писал, что в «Евгении Онегине» отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, его «чувства, понятия, идеалы».

Вариант 2

Лирические отступления как литературный прием используется в произведениях художественной литературы довольно часто, и роман в стихах «Евгений Онегин» — не исключение. Пушкин свободно переходит от сюжета к лирическим отступлениям, затем снова возвращается к сюжетной линии.

Лирические отступления – это размышления автора о каких-либо событиях, происходящих в романе; с их помощью А. С. Пушкин знакомит читателей с нравами и обычаями того времени. С их помощью Пушкин рассказывает не только о жизни и быте главных героев, но и о своей жизни, о своем отношении к героям романа.

Большое значение имеют также описания природы. С их помощью автор показывает, насколько близка ему деревня, ее размеренный уклад. И насколько далек от этого уклада его герой – Евгений Онегин.

Рождена «для деревенской тишины» и его героиня – Татьяна Ларина. Поэтому ее глазами Пушкин смотрит на «куртины, кровли и забор», засыпанные снегом, на «потопленные луга», на «прощальную красу» осеннего леса. Описания природы, времен года давно существуют вне произведения – как самостоятельные стихи.

Другие лирические отступления – это описание балов, театра, деревенского уклада жизни помещиков. Почти целая глава посвящена женским ножкам. Много внимания уделяется театру. Поэт так красочно описывает театральные ложи, Онегина с лорнетом, что невольно словно сам оказываешься среди публики.

Описание двух столиц — тоже важное лирическое отступление. С его помощью Пушкин показывает свое отношение и отношение героев к этим городам.

Все по-настоящему русское, считает Пушкин, находится в гармонии с природой. Именно поэтому такое внимание уделяется описаниям окружающей природы. И Татьяна обретает душевное равновесие только среди природы, в деревне, и говорит, что «много бы отдала», чтобы вернуться туда.

Основные разновидности

В романе Пушкина «Евгений Онегин» можно увидеть 7 основных типов лирических вставок. Их характеристика:

Роман Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Автобиографические. В них рассматривается жизненный путь А. С. Пушкина. В произведении присутствует большое количество фактов из детства и юношества автора. В дальнейшем эти выноски использовались литературоведами при составлении подробной биографии Александра Сергеевича.
  2. Литературно-полемические. Поэт рассуждает о литературном языке и обилии иностранных слов в современной русской речи. Автор также выражает свое отношение к классицизму, реализму, сентиментализму и романтизму.
  3. Морально-этические. Пушкин рассуждает о нравах людей в Российской империи начала XIX столетия. Он размышляет о дружбе, любовных отношениях, институте семьи и конфликтах между разными поколениями.
  4. Природные. Автор описывает живописные места, находящиеся в России. Он восхищается красотой русской природы и дает характеристику всем временам года.
  5. Исторические. Поэт перечисляет множество фактов из российской истории. Наибольшее количество авторских отступлений на эту тематику посвящено Отечественной войне 1812 г. Пушкин пишет о влиянии этого исторического события на развитие Российской империи и формирование пушкинского поколения.
  6. Бытовые. Александр Сергеевич приводит факты из повседневной жизни представителей разных сословий. Он описывает методы воспитания светской молодежи и популярные виды народных развлечений. Также в бытовых лирических вставках можно узнать о моде XIX в.
  7. Морально-этические. Автор старается найти ответы на сложные философские вопросы. Эти выноски переполнены глубокими мыслями на темы дружбы, любви, добра и зла.

Примеры основных разновидностей лирических выносок в романе представлены в таблице.

Вид лирических отступленийЦитата из литературного произведения
Автобиографические«Там некогда гулял и я, Но вреден север для меня»
Литературно-полемические«Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет…»
Философские или морально-этические«Увы! На жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут… Так наше ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время…»
Исторические«Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»
Бытовые«Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас немудрено блеснуть»
Природные«Когда мальчишек радостный народ Коньками режет лед»

Образ автора

Благодаря большому количеству дополнительных выносок и вставок автор романа сопровождает читателя по мере развития сюжетных линий. Пушкин производит анализ событий в романе и сопоставляет их с реалиями жизни XIX столетия. Он позволяет читателю перенестись во времени и почувствовать атмосферу старой эпохи. Многие тенденции того времени характерны и для современного мира, поэтому читатель может вынести для себя урок и найти ответы на многие интересующие вопросы.

Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич оценивает поступки героев с разных сторон. Он может выразить несогласие с персонажем и объяснить свою точку зрения при помощи лирических выносок. Автор показывает различия в мировоззрении, взглядах на жизнь и приоритетах.

Выступая в роли рассказчика, поэт выражает свое отношение к событиям в «Евгении Онегине» и показывает настоящую жизнь, поэтому он уделил большое внимание раскрытию характеров как главных, так и второстепенных персонажей.

По мере прочтения романа читатель может проследить изменение сознания Александра Сергеевича. В начале произведения автор показывает себя в роли новатора и революционера. Он имеет амбициозные идеи и противодействует старым порядкам. В конце романа Пушкин становится более рассудительным и вдумчивым. Он уделяет больше внимания философии и смыслу жизни.

Частично это связано с взрослением автора. Александр Сергеевич начал работу над романом в 24 года, а закончил спустя 8 лет. За этот временной промежуток сознание поэта сильно изменилось под влиянием трагических событий в личной жизни.

Изображение природы

Автор предпочитает неторопливый деревенский уклад жизни. Это качество отличает его от Евгения Онегина, которого провинциальные пейзажи заставляют скучать. Используемые цитаты образно передают настроение героя. Татьяна Ларина также рождена «для деревенской тишины». Пушкину, как и ей, одинаково дороги:

  • засыпанные снегом «куртины, кровли и забор»;
  • «потопленные луга»;
  • «прощальная краса» леса осенью.

Для поэта окружающая среда и времена года давно существуют как самостоятельные явления. По мнению Пушкина, все поистине русское неотделимо от природы. Неслучайно он, проведя годы заточений в родовом имении Михайловское, придает ей такое большое значение.

Татьяна отдыхает душой лишь в сельской местности, сообщая, что «много бы отдала» для возвращения туда.

Такие чувства писателю знакомы.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: