- Сочинения
- По литературе
- Паустовский
- Рассуждение по рассказу Теплый хлеб
Бывает, что человек совершает жестокий поступок, от которого страдают все окружающие. К.Паустовский в своей замечательной сказке «Теплый хлеб» преподнес нам урок, какое большое влияние могут оказать действия одного мальчика. Силы добра и зла очень могущественны – в их власти и уничтожить целую деревню, и спасти ее, если люди поведут себя правильно.
Автор в своем произведении показал, как горячее сердце, желание всё исправить могут одолеть стихию. Истинное благородство и доброта всегда одолеют злобу и жестокосердие, помогут исправить любой, даже самый худой поступок. Так и произошло с Филькой, главным героем этой сказки. Из угрюмого и неприветливого мальчика он превратился в отзывчивого, чувствительного человека. Он смог стать лучше, его сердце стало горячим. И это коснулось всей деревни, всех людей.
Сначала Филька обидел раненного на фронте коня, который много помогал трудолюбивому, но бедному мельнику. Из-за голода конь ходил по деревне и просил у всех еды, и каждый давал, что мог. Когда конь пришел к Фильке, мальчик поступил очень жестоко. Он не дал хлеба, а втоптал его в снег, и ударил коня по губам, накричал на него. Это очень обидело доверчивое животное.
Расплата за такое бессердечие наступила сразу. Всю деревню сковало сильным морозом, реки начали промерзать до дна, зерно стало пропадать. Люди впали в отчаянье, ожидалась голодная смерть. Бабушка рассказала Фильке, что давным-давно такая холодная зима была из-за одного жестокого человека, который не помог солдату. Много людей и животных погибло в ту пору, а исправить всё можно было только искренним раскаянием.
Испуганный Филька побежал к мельнику, а тот сказал ему, чтобы придумывал, как спасти деревню. Мальчик решил созвать ребят прорубать лед у мельницы, чтобы намолоть зерна для хлеба. Люди собрались и начали слаженно работать, не испугавшись мороза. Долго пришлось добираться до воды, а когда вода хлынула и закрутила колесо мельницы, подул теплый ветер, мороз пошел на убыль, сосульки стали падать с крыш, побежали ручьи. Филька осознал, что нельзя быть грубым, злым, нельзя обижать невиновных. Он принес обиженному коню свежеиспеченного, теплого хлеба и попросил прощения. Конь принял хлеб и простил Фильку.
Паустовский показал, что пустые и злые сердца вымораживают всё вокруг: и людей, и природу. А те, кто отзывчивые и самоотверженные – наоборот, делают мир теплее, краше, богаче.
История создания
Сказка написана в 1945 году, но тогда была ещё не ко времени. Считается, что «Оттепель» как метафора наступающих в стране перемен после смерти Сталина (в марте 1953 года) введена в обиход Ильёй Эренбургом, чья одноимённая повесть вышла в майском номере журнала «Знамя» за 1954 год. Но детский журнал «Мурзилка» встретил этот первый год без диктатора публикацией сказки Паустовского «Тёплый хлеб» (в № 1), в которой эта же самая метафора, а точнее аллегория, ясно и недвусмысленно развита автором.
Суть
Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.
В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.
Литературное направление и жанр
Реалистическая сказка-притча несколько напоминает опыты в этом же роде позднего Л.Н. Толстого. Свойственный обычной сказке элемент фантастики сведён до минимума, и даже этот минимум можно истолковать как воображаемый персонажами. Так сорока воображает и хвастается (что, впрочем, фантастично уже само по себе), что это она договорилась с тёплым южным ветром, в то время как все считают, что тепло вернулось благодаря Филькиному покаянию. Однако же по зрелом размышлении читатель (но, конечно, не «Мурзилки») должен сообразить, что в резком похолодании и затем столь же резком потеплении нет ничего ни необычного, ни тем более фантастичного для русской зимы. А Филькиному покаянию может быть такая же цена, как Филькиной грамоте. Впрочем, отцом данного фразеологизма был, опять-таки, кровавый диктатор – Иван Грозный…
Сюжет и композиция
Действие происходит в том самом году, когда сказка написана. Советская армия, быстро наступая, оставляет убитых и раненых. В нашем случае – «всего лишь» раненого в ногу вороного коня. Крестьяне коня вылечили. В послевоенную разруху они сами голодают, но конь считается «общественным, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь – раненый, пострадал от врага». Такова экспозиция сказки.
Конь стучался в калитки, и никто не отказывал ему в скудной еде, пока не постучался он к Фильке, жестоко его обидевшему. Такова завязка: обиженный конь «заржал жалобно, протяжно, махнул хвостом» – и всё утонуло в метели, а после метели наступил небывалый мороз.
Развитие действия состоит в том, чтобы установить причину вселенского зла в деревенском масштабе и, согласно жанровым законам сказки, победить его. Для этого нужно соблюсти ряд условий:
- Знать историю и быть готовым учиться на чужих исторических ошибках.
- Не дать заморозить своё сердце – сохранить сердечную способность к покаянию.
- Признав ошибку, сразу начать действовать, делать всё возможное для исправления ошибки.
- И только после этого искренне просить у обиженных прощения.
Соблюдя все эти условия, Филька заслужил свой катарсис, свои слёзы примирения, прощения и счастья – кульминацию, счастливо совпавшую с развязкой.
Сочинения
Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось — это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях. Его произведения перекладывались на многие языки. Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.
Паустовский Теплый хлеб
Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат — местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.
Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил. Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата. Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.
Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.
Главные герои
Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью. Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями. Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.
Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.
Главная мысль
В произведении Теплый хлеб главной мыслью автора является желание показать читателям, насколько важно быть отзывчивым, щедрым и добрым. Ведь доброта — это ценнейшее человеческое качество, а все хорошие поступки отзовутся добротой других людей. А вот черствость и равнодушие приводит к беде. При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее.
Слушать сказку Паустовского Теплый хлеб
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Герои сказки
В отличие от обычной народной сказки, здесь нет отрицательных героев, а поле битвы добра и зла – душа человека. Филька по прозвищу Ну Тебя – «не злой человек», — справедливо заключает сказку мельник Панкрат – носитель общедеревенской мудрости и морали. Сила зла (мороз) и сила добра (тёплый ветер) – стихии. Но в силах людей эти стихии и прогнать, и призвать, как парадоксальным образом призывал зло Филька своим вечным неприятием, вечным «ну тебя». Панкрат не учит Фильку и не воспитывает: он даёт ему час с четвертью на самостоятельный поиск выхода из создавшейся ситуации, и мальчик сам находит этот выход.
«Массовка» повести – «ребята и старики», что естественно: взрослые на войне или погибли, и связь поколений нужно восстанавливать через их головы, нужно возвращать в сознание нового поколения старые деревенские ценности, без которых ему не выжить – всё заморозится.
Прелестный образ вороного коня – доверчивого, но и обидчивого; сорока, несколько преувеличившая свою собственную роль во всей этой истории, – все эти разумные животные, привычные для сказки, на самом деле очень необычны и способны вызвать глубокий интерес как у юного, так и у взрослого читателя. Однако для последнего – это ещё и аллегории, на что ясно указывает «двойник» раненого коня – раненый солдат русско-турецкой войны, из-за которого случился такой же лютый мороз в исторически прошлый раз.
Этот прошлый раз помнит Филькина бабушка, толком даже не описанная в сказке, да это и не нужно. Образ бабушки чисто функциональный – это историческая память, без которой людям не выжить. Видимо, был и позапрошлый раз, и позапозапрошлый и т.д. – этого бабушка уже не помнит. Но поскольку всё повторяется, необходимый для выживания минимум исторической памяти – ближайшее прошлое, те условные «сто лет назад», о которых говорит Филькина бабушка.
Вариант 2
Очень важно задуматься над своим поведением. В центре внимания рассказа: плохой поступок Фильки. Этот ребёнок по характеру груб при разговоре с людьми. Не любит общаться.
В результате отвратительного поступка остановилась мельница. Вокруг замёрзла вода. Снова вернулся зимний мороз. Не обдуманная злость и недоброжелательность могла погубить деревенский народ. У которого закончились мучные запасы.
Важно понять, что если один человек постарается уговорить людей, чтобы они сделали определённую вещь для блага всех, то можно победить лютый холод и побороть любые невзгоды.
Трудный ребёнок со смешным прозвищем совершил вдвойне опрометчивое действие:
- Выбросил на снег святое — горбушку хлеба.
- Не дал этот кусочек бедной, больной лошади, почитаемой жителями его деревни.
Стукнул ее по губам. Поэтому обиженное животное нагнало кару. Решение проблему пришлось выполнять всем деревенским жителям.
С самого начала произведения мы понимаем, что наш главный герой — личность с грубым поведением и вредным характером. Даже родную бабушку он не уважает!
До этого момента он без наказанного совершал плохие поступки.
На жестокий поступок природа исполнила наказание. Вся деревня могла погибнуть от голода.
Пережив шок, мальчик принимает решение просить помощи у всех. Так как он один не справится с толстым льдом. Подключили всех к выполнению трудной задачи. Чем глубже они проникали в глыбы льда, тем теплее становилось. И всем вместе удалось побороть холод. Вернулась весенняя капель.
Запах хлеба разнёсся на всю округу. Довольный и раскаявшийся паренёк понёс кусок хлеба обиженному, раненному коню. Конь сначала с недоверием отнёсся к нашему герою, но затем взял. И все радовались перемене характера парня.
Рассказ учит добру, милосердию, отзывчивости. А также, что если делать всё вместе, то можно победить даже лютый мороз.
Надо бережно относиться к хлебу. В нём заложен огромный труд ни одного человека. Пшеницу надо вырастить, затем убрать с поля. Свезти на мельницу. Смолоть муку. Испечь вкусный каравай. А без хлеба может погибнуть весь народ!
Жить надо с добрыми делами, чтобы потом стыдно не было. Обдумывать каждый шаг. Слушаться старших. Любить природу. Не обижать братьев наших меньших.
Художественное своеобразие
Ключевой метафорический эпитет вынесен в заглавие. Слово «тёплый» и однокоренные ему слова встречаются в небольшом по объёму тексте 9 раз. По большей части они сконцентрированы в описании работы ребят и стариков и её результатов, но при этом борьба оттепели и лютого мороза – метафорический «скелет» всей сказки.
Вначале всё хорошо: враг изгнан, зима тёплая и жить хоть и трудно, но можно. Но вот в один из таких тёплых серых дней («серая зона» хоть ещё и не зло, но добро уже под вопросом) раненый конь постучался к Фильке. Мерзкий Филькин поступок заморозил и колодцы, и реку: нет воды, нет и силы, способной перемолоть муку в хлеб. Но у людей возникает горячее желание покончить с морозом, они ради этого работали с самого рассвета, «и никто сгоряча не заметил, как после полудня небо затянулось низкими облаками и задул… тёплый ветер». И вот уже тёплая вода запустила старое мельничное колесо, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука, и в домах было вдоволь тёплого хлеба.
- «Телеграмма», анализ произведения Паустовского
- «Золотая роза», анализ повести Паустовского
- «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
- «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
- «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
- «Старый повар», анализ рассказа Паустовского
- Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
- «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
- «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
- «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Другие детали анализа
События в рассказе «Теплый хлеб» строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими. Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция. Интересно, что с помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.
Обязательно в анализе «Теплый хлеб» подчеркнем суть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость. Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло. Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.
Надеемся, что анализ рассказа «Теплый хлеб» будет полезен для вас. Мы рассмотрели краткое содержание произведения, образ главных героев и мысль автора, которую он хотел донести до читателей. Если вы будете писать сочинение по рассказу «Теплый хлеб» Паустовского, обязательно включите эти мысли.
🗹