Болезнь и смерть князя Андрея Болконского (Толстой, «Война и мир»)


Внешность Болконского-старшего

Перед читателем предстает уже старый князь, у которого за плечами огромный жизненный опыт. Мужчина невысок ростом, у него сухощавое телосложение. Одевается по моде прежних времен — носит устаревшего фасона кафтан и сильно напудренный парик.

Высохшая кожа на руках свидетельствует о его преклонном возрасте — автор не указывает точно, сколько именно лет старому князю. Но при этом Лев Толстой подмечает, что в этой руке «видна была еще упорная сила». То есть мужчина не так давно стал считаться стариком.

На ногах у него «татарские сапожки», на прогулку барин надевал шубу с собольим воротником. Такой богатый наряд — пожалуй, единственная его слабость, в остальном он не дает поблажек ни себе, ни окружающим. Дома надевает старый халат, правда, старается в нем не показываться на глаза окружающим.

Строгость сквозит во всем внешнем облике князя — его кустистые седые брови нависают над глазами. А в них еще сохранился хитрый огонек, они задорно блестят, свидетельствуя о живом уме, который живет в этом высушенном временем теле. Вот как описывает их Толстой:

  • «…Быстрые глаза старика…» — впрочем, быстрыми были и его движения.
  • «…насквозь видели человека…» — это привилегия возраста, с которым приходит жизненный опыт.
  • «…оживленные, блестящие, строгие глаза оглядели всех», — мужчина привык контролировать все происходящее, не слишком считается с окружающими.

Возраст не мешает старику быть собранным и целеустремленным. Он всегда бодр и двигается быстро, не тратя времени даром. Иногда веселится, но лишь только для вида. Смех его холоден и даже отталкивает собеседников.

Последнее преображение

Но Толстой не был бы гением, если не приготовил читателям сюрприз. Он дает характер Болконского в развитии. Перед смертью (умирает старик от переживаний по поводу судьбы России) с главой семейства происходит духовный переворот. Его жестокость отступает и наружу прорывается все лучшее, что он так тщательно скрывал в своем сердце. Князь просит прощения у дочери и заочно у сына, которым очень гордится.

Князю Андрею он передает в зашифрованном виде евангельские слова о «птицах небесных». Судя по всему, перед кончиной старик сумел примириться и с Богом, которого все-таки носил в душе. Так грандиозное повествование о войне и суетливых, недалеких людях, заканчивается у писателя великой темой Отца и Сына, темой служения Богу и единства поколений.

Основные черты

Николай Андреевич (так звали старшего Болконского) — человек очень организованный, даже педантичный. Ему не свойственно предаваться эмоциям, чувствам, развлекаться или просто предаваться безделью. Он считает это чуть ли не преступлением. Не терпит глупости и суеверий. Все в доме должно проходить по заведенному распорядку. За свою жизнь обзавелся определенными принципами и никогда не отступает от них ни на шаг. Его пренебрежение к высшему обществу проявляется в том, что семья проживает не в столице, а в отдаленном имении.

Строго относится старик и к своим крепостным. Но при этом они живут хорошо, не нуждаются. Княжна Марья, дочь князя, прекрасно знала, что ее отец всегда учитывал потребности своих людей. Поэтому она в первую очередь позаботилась о крестьянах, когда возникла необходимость покинуть имение перед лицом наступающего неприятеля.

Свойственные ему черты не все положительные. К отрицательным можно отнести гордость, часто вспыльчивость, которая уживается с неумением проявлять свои самые обычные человеческие чувства. Такие, например, любовь к детям. В обхождении со слугами и своими близкими он может проявить грубость, даже жестокость. Но все это больше свойства темперамента, а не настоящая злость или желание навредить.

Общественное положение

Персонаж Толстого — вовсе не простой старик. За его плечами героическая биография. Княжеский титул аристократы получили от своих далеких предков, их род очень древний — даже старше, чем царский. Поэтому в общении с любым дворянином Болконский чувствует себя если не выше, то, по крайней мере, на равных:

  • Незаурядная личность, раньше он был тесно знаком с самой императрицей Екатериной II и ее фаворитом, князем Потемкиным.
  • При дворе оказался принят еще в далекой молодости, заслужил же это своими талантами, а не потому, что был карьеристом.
  • Старик гордится своей личной дружбой с самим Кутузовым.
  • В окружающих возбуждает чувство «страха и почтения», «почтительного уважения».

Считается, что образ был списан Львом Николаевичем с его собственного деда по материнской линии, генерала Н. С. Волконского. Как и персонаж романа, тот был ярым атеистом и гордецом. Однажды даже отправился в изгнание, но перенес его совершенно спокойно.

В отставку князь уходит в звании генерал-аншефа, это главнокомандующий, почти равный фельдмаршалу, возглавляющий собрание других генералов. Болконский-старший ненавидит карьеристов и выскочек, но при этом хорошо относится к графу Безухову, который не является потомственным дворянином. Сын Николая Андреевича дружит с Пьером, сыном Безухова — вот так «по наследству» перешли добрые отношения. Болконские не только родовиты, но и очень богаты. Поэтому имеют огромный вес в обществе, даже при том, что редко там бывают.

Отношения с детьми

У Николая Андреевича двое детей — Андрей и Мария (Марья). Они воспитаны в аскетической строгости, ведь отец часто суров без видимой причины. Не признавая христианского Бога, Болконский старший все же сумел привить детям глубокое чувство нравственной чистоты, ответственное отношение к семье и данному слову. Об этом можно судить из откровений князя Андрея, которыми он делится со своим другом Пьером.

Брак — не для всех

При этом у старика не совсем положительное отношение к институту брака как таковому. Он совершенно глух к переживаниям сына по поводу капризов его супруги Лизы и может сказать лишь, что «они все такие». Не принимает он впоследствии и его чувств к Наташе Ростовой, желая помешать второму браку своего наследника. Требует выждать год до свадьбы, чтобы проверить чувства молодых.

Как показывает время, старик все же оказывается прав. Юная невеста разрывает помолвку, потому что неспособна дождаться своего возлюбленного, а ведь он ушел на войну, защищать Отечество! Тем временем Наташа заводит роман с Анатолем Курагиным, известным повесой.

Отец Андрея Болконского совершенно не помогает ему продвигаться по карьерной лестнице, хотя имеет такую возможность. Сын его начинает службу с самых низов и добивается высокого положения совершенно самостоятельно. На войну он идет в качестве адъютанта Кутузова.

Марья — служанка или дочь

Сестра Андрея постоянно проживает вместе с отцом в их имении, Лысых Горах. Она помогает старику управляться с хозяйством. И вообще княжна — что-то вроде девочки на побегушках. Она исполняет все прихоти своего отца, совершенно избегая светской жизни.

Дочь не имеет привлекательной внешности, о чем отец постоянно ей напоминает. Он буквально третирует девушку своими придирками даже при посторонних. Словно нарочно воспитывает в ней чувство неполноценности.

Возможно, именно поэтому княжна Марья долго не могла выйти замуж. Она полностью лишена обычного женского кокетства, поскольку не участвует в балах и прочих светских развлечениях. К дочери князь так же суров, как и к сыну, даже позволяет себе издеваться над ее религиозностью.

Старик не желает выдавать замуж Марью, потому что не верит, что она может обрести радость в союзе с мужчиной. Продолжатель рода есть, это внук Николенька, который остался после смерти Лизы, жены Андрея. Читатели знают, что княжна все-таки обретет свое счастье и станет матерью. Но наблюдать за ее страданиями по ходу повествования не всегда приятно. Ведь это умная, образованная и добрая женщина, которая не заслужила подобного обращения. Тем более со стороны родного отца.

Финал битвы под Аустерлицем. Ранение Болконского

ЭПИЛОГ

Прошло семь лет. Наташа в 1813 г. выходит за Пьера. Старый граф Ростов умирает. Николай выходит в отставку, принимает наследство — долгов оказывается вдвое больше, чем имения. Он вместе с матерью и Соней поселяется в Москве, в скромной квартире. Встретив княжну Марью, он пытается быть с ней сдержанным и сухим (ему неприятна мысль о женитьбе на богатой невесте), но между ними происходит объяснение, и осенью 1814 г. Ростов женится на княжне Болконской. Они переезжают в Лысые Горы; Николай умело ведёт хозяйство и вскоре расплачивается с долгами. Соня живёт в его доме; «она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому».

В декабре 1820 г. Наташа с детьми гостит у брата. Ждут приезда Пьера из Петербурга. Приезжает Пьер, привозит всем подарки. В кабинете между Пьером, Денисовым (он тоже гостит у Ростовых) и Николаем происходит разговор, Пьер — член тайного общества; он говорит о дурном правительстве и необходимости перемен. Николай не соглашается с Пьером и говорит, что не может принять тайного общества. Во время разговора присутствует Николенька Болконский — сын князя Андрея. Ночью ему снится, что он вместе с дядей Пьером, в касках, как в книге Плутарха, идут впереди огромного войска. Николенька просыпается с мыслями об отце и о грядущей славе.

Войска бежали такою густою толпою, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел, что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались.

— Остановите этих мерзавцев! — задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова.

Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат. Солдаты без команды стали стрелять.

— О-оох! — с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. — Болконский, — прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. — Болконский, — прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, — что ж это?

Но прежде чем он договорил это слово, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.

— Ребята, вперед! — крикнул он детски-пронзительно.

«Вот оно!»-думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него. Несколько солдат упало.

— Ура! — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

И действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер-офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном уже был в двадцати шагах от орудий. Он слышал над собою неперестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них; он вглядывался только в то, что происходило впереди его — на батарее. Он ясно видел уже одну фигуру рыжего артиллериста с сбитым набок кивером, тянущего с одной стороны банник, тогда как французский солдат тянул банник к себе за другую сторону. Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо, не понимавших того, что они делали.

«Что они делают? — думал князь Андрей, глядя на них. — Зачем не бежит рыжий артиллерист, когда у него нет оружия? Зачем не колет его француз? Не успеет добежать, как француз вспомнит о ружье и заколет его».

Действительно, другой француз, с ружьем наперевес, подбежал к борющимся, и участь рыжего артиллериста, все еще не понимавшего того, что ожидает его, и с торжеством выдернувшего банник, должна была решиться. Но князь Андрей не видал, чем это кончилось. Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел.

«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: