Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова: поиск смысла жизни

Духовные искания Болконского и Безухова в романе «Война и Мир» занимают много места, потому что они играют большую роль в повествовании. Толстой написал роман-эпопею, а это значит, что вместе с судьбой народа он изображает жизнь и героев, вовлеченных в важные исторические события. То, как оба центральных персонажа движутся вверх по лестнице своего духовного роста, как справляются с переживаниями и делают трудный жизненный выбор, описано в целых четырех томах. Их путь к внутреннему идеалу сложен и полон преград, как и духовные искания. «Война и Мир» говорит читателю, что только так можно найти истинное предназначение.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Оба героя романа изучают мир в поисках смысла своей жизни. Болконский недоволен своим окружением, считая его фальшивым, неискренним, лживым. Князь хочет отправиться воевать, мечтает совершить героический подвиг, прославиться, завоевать любовь людей. В его доме Андрея все раздражает, даже беременная жена и друзья.

Герой попадает на войну, но осознает главное только после возвращения с фронта домой. Жена погибает, подарив ему маленького сына. Персонаж впадает в уныние, хандру. Взбодрить князя смог Пьер. Андрей снова отправляется на защиту родины, осваивает государственные дела. Нравственные предпочтения героя меняются – в нем исчезают тщеславие, эгоизм, самовлюбленность.

Пьер женился на красавице Элен, но брак оказался несчастным. Элен умирает, освобождая Безухова от уз брака. Герой ставит перед собой задание – найти свой путь в жизни. Он вступает в масонское общество с благими намерениями, но сталкивается с ложью и лицемерием. Очередное разочарование толкает Безухова на войну.

Поиски Андрея Болконского

Судьба Андрея Болконского всегда улыбалась ему: он награжден от природы красотой и умом, богат, женат на обворожительной княжне. Но это не дает ему внутренней гармонии. Он чувствует, что находится не на своем месте, что его предназначение в чем-то ином, большем, чем строить карьеру и растить детей в имении.

В начале романа герой жаждет признания, он хочет совершать подвиги, чтобы тем самым заслужить от народа любовь. Он сам себе признается в том, что единственное, в чем нуждается — это слава, ради которой Андрей готов совершить все что угодно. Его кумир — Наполеон. Болконский хочет быть похожим на него, начинает военную карьеру и участвует в битве под Аустерлицем.

Это сражение перевернуло внутренние ощущения молодого князя. Он чувствует, что совершает по-настоящему значимый подвиг, когда хватает знамя и ведет за собой солдат в бой, но оказывается ранен. Герой лежит на траве, смотрит в бескрайнее небо Аустерлица и понимает, что все его стремления — ничто по сравнению с этим небом.

Он осознает, что все, к чему так стремился, на самом деле никчемно и пусто. Теперь Болконскому нужна новая цель в жизни. Когда он знакомится с Наполеоном, то еще больше убеждается, что этот человек является отнюдь не таким, каким он себе его представлял: нет никакого величия, французский полководец такой же человек, как и все.

Андрей Болконский возвращается домой, чтобы оправиться от ранения и исправить предыдущие ошибки. В это же время умирает его жена Елизавета, оставив после себя их сына Николая. Андрей впадает в уныние, потому что понимает, как мало уделял жене времени, потому что не испытывает к сыну должной любви. Разговор с другом Пьером Безуховым приводит Болконского в себя.

Герой будто рождается заново. Теперь он стремится быть полезным своей семье, помогает отцу, сестре, но в то же время видит свою новую цель в служении Отечеству. Он увлекается государственными делами и на одном из балов встречает Наташу Ростову. Юная девушка является первым человеком, к которому князь испытал сильные чувства. Любовь к Ростовой занимает все мысли Болконского, его глаза открываются на двуличную персону Сперанского.

Но это уже не столь важно, потому что Болконский собирается жениться на Наташе, но перед этим его ждет год военной службы. Обстоятельства складываются так, что для девушки этот срок оказывается слишком длинным. В силу своей молодости она не дожидается князя, совершает глупый и опрометчивый поступок, а Андрей оказывается слишком гордым, чтобы простить ее, и рвет помолвку.

Герой снова оказывается в Богучарове. Там он погружается в рутину: воспитывает сына, обустраивает имение. Начавшаяся Отечественная война 1812 года заставляет его снова взять в руки оружие, чтобы защищать Родину. В этом он и находит свое истинное призвание.

Андрей Болконский всю жизнь искал себя, но смог достигнуть гармонии лишь незадолго до смерти. Итог его исканий:

  1. Слава и всеобщее признание — просто суета. Это приходит и уходит, жить нужно ради чего-то большего.
  2. Все цели, какими бы они ни были благими, всегда выгодны кому-то. К этому приходит Андрей на службе государства, ведь законы, которые оно принимало, не были нужны народу.
  3. Главное в человеке — умение любить все вокруг себя. Из любви исходит и прощение, которое необходимо, чтобы жить с миром в сердце.

На войне он обретает прощение и постигает смысл своего существования. Болконский прощает Анатоля Курагина, из-за которого пришлось отказаться от Наташи. Князь получает тяжелое ранение. Перед смертью он встречается с девушкой, которая раскаялась и все еще его любит. Андрей находит в себе силы, чтобы простить ее тоже. Его душа, наконец, обретает покой и он уходит из этого мира без зла и эгоизма.

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

В духовных исканиях Пьер всегда прислушивается к своему сердцу. Основные черты характера: доброта, легкомыслие, наивность. Персонаж имеет слабый характер, доверяет людям, уязвимый, поэтому часто действует необдуманно. Основные аспекты духовных исканий:

  • В начале произведения Наполеон вызывает восхищение у Безухова;
  • Герой стремится найти свой путь в жизни, не боится ошибаться, пробовать;
  • На войне Пьер осознает, что оказался не на своем месте;
  • В плену духовные терзания заставили многое переосмыслить;
  • Общение с Каратаевым стало ключевым моментом в смене приоритетов Безухова;
  • Его духовные искания завершаются стремлением к простому человеческому счастью.

Понадобилось много времени, чтобы Пьер окончательно понял себя. Ему удалось разобраться в окружающих людях, сделать выводы, принять правильное решение.

Духовные искания князя начались с желания попасть на войну. Ему не хочется тихого семейного уюта, он жаждет подвигов, славы, героизма. Жизнь преподнесла ему урок, когда Болконский получил ранение. Это заставило его о многом задуматься. Перед важным сражением герой осознает, что нет ничего важнее близких людей; гнаться за любовью чужих, незнакомых личностей бессмысленно.

Сравнение двух героев

Пьер и Андрей — два главных персонажа в произведении Льва Толстого «Война и мир». Их объединяют поиски смысла существования. Общие черты героев:

  1. Не доверяют никому, так как осведомлены о подлости человеческой натуры.
  2. Оба неудачны в отношениях с женщинами.
  3. Пьер и Андрей не пригодны для общественной деятельности.

Споры Болконского и Безухова помогают им осознать свое существование. Они доказывают друг другу, что может действительно являться смыслом жизни. Мужчинам не нужны светские разговоры, они уважают личные позиции.

Курагин получил прощение Болконского, так как Андрей проникся сочувствием к его травмам. Война кардинально меняет мышление Пьера. Он сначала хотел убить Наполеона, но после общения с Платоном Караевым меняет свои убеждения. Безухов духовно переродился после войны.

Андрей только перед смертью признал, что неправильно жил. Он понял, ради чего действительно стоит существовать, но было уже поздно.

В романе Пьер и Андрей — диаметрально противоположные фигуры. Через них можно увидеть, как нужно искать свое предназначение, в чем люди порой ошибаются. Лев Толстой считал своим долгом продемонстрировать читателям, что только активная деятельность поможет найти смысл жизни. Нельзя просто сидеть на месте и ждать изменений в жизни. Даже после неудач нужно подниматься, начинать все заново.

Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Жизненные поиски Пьера заканчиваются свадьбой с Наташей Ростовой. Он обретает спокойствие, домашний уют и любовь. Безухов чувствует, что нашел свое место в жизни, он счастлив.

Ключевые моменты в жизненных поисках Болконского – тест:

  • Первая серьезная травма перестраивает мировоззрение Андрея;
  • Он понимает, что гонится за ненужными вещами, хотя у него есть все необходимое для счастья – семья, жена, любовь;
  • Вернувшись, он застает жену при смерти. Это второй удар для князя;
  • Он находит свою жизненную цель в сыне. Главной задачей Болконского становится счастье ребенка.

Смотри также: Путь духовных исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Путь Пьера Безухова

Жизнь Пьера Безухова была не менее терниста, чем у его друга. Он очень отличается от Андрея Болконского, потому что всегда в своих поступках руководствуется велением сердца. Это играет с ним злую шутку, потому что люди вокруг пользуются его наивностью и детской открытостью.

В начале романа герой предстает еще легкомысленным, неопытным и слабохарактерным. Он, как и Андрей, восхищается Наполеоном, его идейные поиски пока еще не увенчались успехом. Одна из самых главных ошибок Пьера — это его женитьба на коварной и хитрой Элен Курагиной. Она обманывает героя, изменяет ему, пользуется лишь деньгами мужа. Безухов, в свою очередь, подавлен и расстроен, чувствует предательство.

Некое утешение Пьер находит в масонстве. Ему кажется, что его деятельность идет на пользу обществу, но вывод спорный. Ему хочется быть нужным людям, поэтому он занимается тем, что ищет способы, как облегчить жизнь крестьян, распоряжается строительством бесплатных школ и больниц. Он уверен, что истинное предназначение в служении другим, поэтому только со временем замечает, что указы не выполняются, а братья-масоны корыстолюбивы и лживы.

Он снова ищет цель. И, как и в случае с Андреем, война меняет все и расставляет по местам. Безухов чувствует подъем патриотизма, вслед за другом он идет воевать. Ряд опрометчивых поступков ставит жизнь Пьера под удар. Он попадает в плен к французам. Тот период жизни, который он находится в заточении, дает ему повод снова все переосмыслить.

Герой встречает простого русского мужика Платона Каратаева. Он много беседует с ним и невольно проникается философией крестьянина, для которого важно, чтобы всегда было, что поесть и где тепло переночевать. Освободившись, Пьер уверен, что его цель — быть счастливым, а чтобы достигнуть этого нужно всего-то лишь не забывать о простых человеческих радостях.

Обретя внутренний покой, Безухов начинает лучше чувствовать себя. Это толкает его открыться Наташе Ростовой, которая отвечает ему взаимностью. Герой находит любовь, создает семью и чувствует себя на своем месте.

Общие признаки героев

Андрей Болконский и Пьер Безухов всегда были друзьями. Они делились друг с другом убеждениями. Об этом говорит их диалог, происходящий на пароме. В тот момент жизни Андрей был разочарован своими стремлениями к славе, а Пьер доволен своей масонской деятельностью. Анализ их разговора дает понять, что между героями много общего:

  1. Каждый из них ошибочно считает избранную цель истинной и не с первого раза находит себя.
  2. В жизни каждого была любовь, закончившаяся трагично — у Пьера развод, у Андрея смерть жены и предательство Наташи.
  3. Только серьезные духовные потрясения заставляют их встать на истинный путь и обрести счастье.

Жизнь обоих героев всегда была полна поиска и метаний, им чуждо было спокойствие. Самым главным их сходством в итоге оказывается желание честно делать свою работу, выполнить долг и быть полезным обществу, но так, чтобы это общество ощущало на себе их деятельность. Сочинение на тему духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова нельзя рассказать кратко, ведь придется описать всю их жизнь.

Популярные сочинения

  • Сочинение Где работает моя мама
    Мая мама – учительница, она работает в обычной школе, там же учусь и я. Я думаю, что эта профессия одна из самых нужных в обществе. Рассмотрим данное утверждение на примерах.
  • Анализ «Слово о полку Игореве» (9 класс)
    Слово о полку Игореве — наследие русского народа, повествующее о походе на половцев, проведённом князем Игорем в 1185 году. История возникновения произведения неточна, неизвестна. Различные источники могут утверждать
  • Сочинение Роль немой сцены в комедии Ревизор
    Особое внимание Н.В.Гоголь уделяет финалу комедии Ревизор. Произведение заканчивается немой сценой: известие о приезде в город настоящего
🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: