Каково значение названия повести Куприна «Поединок»?


Краткое содержание повести «Поединок»

Юрий Ромашов – главный герой повести, романтичный, благородный офицер русской армии. В годы учебы он мечтал о славе на поле боя, идеализировал офицеров. Считал, что эти люди честны и доблестны. Как только мужчина поступил на службу, увидел всю реальность. Офицеры жестоко избивают солдатов, играют в карты, пьют, курят. Ромашов испытывает отвращение к своим сослуживцам, вступает с ними в борьбу интересов.

Интересно! А. Куприн также поступал на службу в армию и был ознакомлен с проблемами офицерства. Служба оставила Куприну сильные впечатления. Именно опираясь на них, Куприн создавал произведения с военной тематикой. Смысл «Поединок» Куприна во многом совпадает с личными переживаниями автора, его опытом.

Из-за влияния плохого окружения Ромашов отказывается от своих прежних доблестных мечт, порывов. Заводит роман с полковой дамой, которая вызывает у него лишь чувство неприязни.

Однако, появляется лучик света в службе Ромашова – офицер Николаев и его семья. Юрий испытывает искреннюю симпатию к его жене – Шурочке. Она мечтает о поступлении мужа в академию, об отъезде из части. Через некоторое время Николаев обращается к Юрию с просьбой не посещать их больше, так как появились сплетни о связи Шурочки и Юрия. Ромашов так и поступает.

Кульминация повести – это дуэль между Николаевым и Юрием, произошедшая из-за их ссоры. Накануне поединка к Ромашову приходит Шурочка и слезно умоляет не убивать ее мужа. Ведь быть вдовой для нее – несчастливая и нежеланная судьба. Она не сможет переехать в Петербург без мужа и блистать в высшем свете. Юрий соглашается, при этом понимая, что его ждет неминуемая гибель. Поединок имеет трагичный конец: главный герой получает смертельную рану и скоропостижно умирает.

Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»

Название повести А. И. Куприна верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы, сразу определяет внутренний конфликт, еще не известный читателю. То есть под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями.

Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова.

Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Ведь офицеры, говорит Шурочка, созданы для войны. Их неотъемлемыми качествами должны быть “смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью”. Такие качества в мирное время могут проявиться только в дуэлях. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне. Ромашов же с недоумением и изумлением выслушивает подобные речи из уст очаровательной женщины.

Многих офицеров влекут поединки, война, кровопролитие. Они с сожалением говорят о старых войнах, в которых никогда не участвовали. Они с восторгом описывают пожары, убийства, резню, плач детей, крики женщин и даже смакуют эти подробности.

Жизнь Ромашова в полку — вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления.

Придя в полк, Ромашов мечтал “о доблести, о подвигах, о славе”. Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. И что же он застал в гарнизоне? Офицеры ведут серое, беспросветное существование. Их однообразная служба не приносит им никакого удовлетворения. Они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, бьют их до крови, до того, что вылетают зубы. Рядовые же не смеют поднять головы, поскольку не имеют права спорить с начальством. Поэтому в армии царит произвол: рядовые все больше обезличиваются, вышестоящие все больше свирепствуют.

Так изо дня в день протекает служба. Вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи. “От нечего делать” заводятся романы, кипят надуманные страсти.

Офицерские жены ничуть не отличаются от своих мужей. Те же серость, необразованность, нежелание ничего видеть вокруг себя, игра в светскость. На этом фоне Шурочка, конечно же, выделяется своей привлекательностью, свежестью, непосредственностью, горячностью, желанием вырваться куда-то в иной мир. Другие же не стремятся изменить свое существование, все привыкли к нему и вряд ли представляют что-то иное. Безусловно, есть и исключения. Эти люди понимают, в какой грязи живут, но ничего поделать не могут. Тот же Назанский — интересный, мыслящий человек — спился и загубил себя, не видя иного пути.

Куприн своей книгой выразил протест против порядков, существующих в армии, о которых он знал не понаслышке.

Ромашов втягивается в эту атмосферу (да и что остается делать?), начинает вести тот же образ жизни, что и все остальные. Однако он гораздо тоньше чувствует и увереннее размышляет. Его все больше и больше ужасают дикое, беспросветное существование в гарнизоне, несправедливое, зверское обращение с солдатами, беспробудное пьянство, сплетни, мелкие интриги. Он мечтает сбежать от этого, заняться чем-либо другим. Он не дает себе втянуться в трясину распущенности и бездумности, борется со всем дурным в себе. Это ему удается, поскольку он способен на глубокие, искренние чувства. Он проникается сочувствием, более того — уважением — к солдатам. Он всем сердцем любит Шурочку, не позволяя себе усомниться в том, что она — лучшая из женщин. Его тяготит общество других офицеров.

Вся книга — это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми. Подобные столкновения неизбежны, поскольку отличие подпоручика Ромашова от других бросается в глаза. Он постоянно вступает с кем-то в конфликты, будучи по природе человеком не конфликтным, а добродушным, всегда готовым выслушать мнение другого. Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной — дуэли между Ромашовым и Николаевым.

В общем-то дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любил жену Николаева, кроме того, и она отвечала ему пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Николаев с самого начала не приемлет Ромашова. Возможно, кроме личных причин тут играет роль то, что Ромашов, принимая участие в жизни полка, стоит как бы на отшибе, чуть выше остальных. Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться.

Слово “поединок” по отношению к произошедшему событию, возможно, не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров. Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, был слеп. Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так холодна, расчетлива и вероломна? И он погиб, не познав счастливой любви, не осуществив заветную мечту о том, чтобы бросить службу и посвятить себя более достойному занятию. Поединок между Ромашовым и окружающим миром оказался не в пользу мечтательного подпоручика.

Объяснение сюжета

Смысл повести «Поединок» заключается в достижении личностной зрелости Ромашовым. По своей сути Юрий наивный, остается подростком-максималистом, делит мир только на черное и белое. Жизнь поворачивается к нему не с самой приятной стороны:

  • отвратительная, гнилая натура офицерства в русской армии;
  • жестокость;
  • пошлость.

Судьба дала Ромашову любовное испытание, в котором герой проиграл. Юрий не видел настоящую сторону Шурочки. Саша – меркантильная натура, которая хотела выбраться в большой город, блистать на балах, получать комплименты как офицерская жена. Она подтолкнула главного героя на смерть лишь для того, чтобы ее мужа повысили по службе.

Смысл Поединка как нельзя лучше раскрывается через испытания, с которыми Ромашов столкнулся. Трудности постепенно открывали ему глаза на мир. Разрушали его стереотипы, мечты, ложные представления о реальности. Ромашов не смог смириться с жестокостью офицеров, не понял истинных мотивов Шурочки. Именно это погубило Юрия.

Прототип города

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона «Проскуров в то время — уездный город Подольской губернии, расположен на низменной равнине, окруженной возвышенными холмами, при впадении речки Плоской в Буг; станция Юго-Западной железной дороги. В 1897 г. жителей 22915 (13783 муж. и 9132 жен.). По данным 1896 г., православные составляли 29,8 %, католики 30,1 %, евреи 39,5 %.

»

Описание Проскурова 1898 года и жизни офицера в нём, отражены в мемуарах генерал-лейтенанта Генерального штаба А. С. Лукомского, в то время адъютанта штаба 12-й пехотной дивизии, в которую входил 46-й полк Куприна:

Данные о жизни в Проскурове были не особенно утешительны, и я отправился туда без особого удовольствия. Проскуров, как город, произвел на меня просто удручающее впечатление. Это было скорей грязное еврейское местечко, с одной только мощеной главной улицей. … Но вообще жизнь в Проскурове и сам Проскуров мне страшно надоели, я просто стал опасаться, что могу спиться. А тут ещё приближалась весна, и Проскуров стал превращаться в непролазное болото. … . В те вечера, в которые я никуда не ходил, я просто изнывал дома. Нападала такая тоска, что не хотелось и читать. Куда-либо идти «на огонек» не хотелось: опять водка и карты.

— А. С. Лукомский

В чем суть концовки

Юрию претит насилие, жестокость. Он борется с сослуживцами и офицерами. Ромашов поддерживает идеи равенства, гуманизма. Он убежден: солдаты – это точно такие же люди, как и офицеры.

Из-за своей добродетели, порядочности, любви к Шурочке Юрий соглашается спасти сослуживца Николаева на дуэли. Этот поступок стоил главному герою жизни.

Интересно! Куприн детально не описывал дуэль, так как не успевал сдать произведение в редакцию. Повесть оканчивается кратким донесением о произошедшем между Ромашовым и Николаевым.

Смысл Поединка Куприн показывает через судьбу Ромашова. Подобные Юрию обречены на несчастливый конец. Главный герой не способен одержать победу в полемике с окружающими, отстоять свои границы. Все его поступки сопровождаются отсутствием понимания со стороны окружающих.

Произведение Куприна «Поединок» дает читателю понять, что такие светлые, мечтательные люди в неблагоприятной обстановке умирают под давлением общества. К сожалению, они часто не успевают стать достаточно сильными, чтобы постоять за себя.

Прототипы героев

Исследователи обнаружили ряд прототипов «Поединка» из армейского окружения Куприна 90-х годов. Известно также, что в образе корпусного командира выведен «либеральный» генерал М. И. Драгомиров, в то время командовавший Киевским военным округом. Сцена между Ромашовым и полковником Шульговичем в «Поединке» весьма близка к эпизоду из жизни Куприна-офицера, не стерпевшего грубости полкового командира (письмо Куприна к А. А. Измайлову, 16 марта (1913)).

Вскоре после выхода «Поединка» Куприн получил протест от своих бывших сослуживцев — офицеров 46-го Днепровского полка. Офицеры протестовали против того, что автор якобы изобразил их в повести, но Куприн опроверг эти обвинения: «…Я не имел в виду исключительно свой полк. Я не взял оттуда ни одного живого образа».

По мнению биографа Куприна В. Н. Афанасьева «верность Куприна фактам биографии отдельных офицеров Днепровского полка, послуживших ему прототипами, в некоторых случаях просто поразительна».

В этом легко убедиться, сопоставляя, то, что говорится в повести о полковом казначее, члене полкового суда штабс-капитане Дорошенко, с официальными данными послужного списка его возможного прототипа штабс-капитана Дорошевича.

Прототипом Бек-Агамалова является сослуживец Куприна С. Бек-Бузаров.

Прототипом образа батальонного адъютанта Олизара послужил другой сослуживец Куприна — адъютант Олифер Николай Константинович, «из потомственных дворян Воронежской губернии», служил в Днепровском полку с 1889 по 1897 год, причем с начала службы и по 1894 год был батальонным адъютантом.

В автобиографии Куприна, относящейся к 1913 году, рассказывается о его столкновении с командиром полка, Александром Прокофьевичем Байковским, причем старый полковник охарактеризован так, что невольно вспоминается командир полка, в котором служит Ромашов, — Шульгович[3]. Куприн описал его в своей автобиографии как «человека, в душе прекрасного, доброго и даже сентиментального, но притворявшегося на службе крикуном, бурбоном и грубияном».

Смысл названия книги «Поединок»

В повести А.И. Куприна разыгралась настоящая драма. «Поединок» — заглавие, которое наталкивает читателя на столкновения героев, внутренний конфликт персонажей. Еще не прочитав произведение, каждый понимает, что события будут развиваться стремительно.

И не только дуэль, которой завершается повесть, олицетворяет поединок. Жизнь главного героя сложно назвать простой и однообразной. Автор четко показывает внутренние переживания, открытые противостояния персонажей. Действие повести происходит во время, когда поединки получили официальное разрешение. Противостояние между офицерами.

Все действие книги «Поединок» основано на мелких столкновениях и конфликтах Ромашова. Он спорит со всеми окружающими. А.И. Куприн изобличил отрицательные моменты в жизни неприкосновенных офицеров.

Смысл повести Поединок Куприна

Повесть «Поединок» А.И. Куприна — это единоборство главного героя с несправедливостью, с безнравственными устоями офицерского состава, с неприемлемыми условиями существования простых людей. Персонаж старался противостоять негативному общественному воздействию.

Но стал ли он победителем или окончательно проиграл? В чем истинный смысл повести «Поединок» А.И. Куприна? Что хотел сказать автор заглавием своего произведения? Какие ценности писатель открыто высмеивает и презирает в своей книге?

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: