В данном произведении автор попытался отобразить суровую действительность русской армии. Показать с изнаночной стороны, сделав акцент на беспредел, творящийся в полку. Образ и характеристика Шурочки в повести Куприна «Поединок» выгодно выделяют ее на фоне других офицерских жен. Она словно лучик света в темном царстве, озаряет все вокруг, но с такими, как она, надо быть осторожнее. Лучи могут не только обогреть, но и опалить.
Шурочка
– Александра Петровна Николаева. Замужем за поручиком Николаевым. Тайная любовь Георгия Ромашова. Именно она стала причиной дуэли между офицерами.
Внешность
Шурочка молодая женщина с черными волосами и бледным смуглым лицом. На фоне его бледности алым пятном выделялись губы. Глаза ярко-синего цвета. Мочку левого уха украшала небольшая родинка. Маленького роста. Миниатюрной комплекции. Размер ее стопы, как у ребенка. На ногах всегда аккуратненькие туфельки. Внешне ее можно было принять за цыганку, да и натура у нее была горячая и свободолюбивая. Сама себя она не считает красавицей, но уверена, что мужчины ценят в ней другие качества.
«…в глубине синих зрачков…»
«…бледное и смуглое лицо. Страстное лицо. И на нем красные, горящие губы – как они должны целовать! – и глаза, окруженные желтоватой тенью…»
«…собрав свое лицо в милую гримасу…»
«…ты маленькая, ты легкая, я бы поднял тебя на руки, как ребенка…»
«…на левом ухе, внизу, у тебя маленькая родинка, точно след от сережки…»
Описание костюма куклы в журнале
Российские офицеры низших чинов получали не очень большое жалование, и их жены были вынуждены самостоятельно подгонять свои наряды под фасоны из модных журналов, которые время от времени попадали даже в отдаленные гарнизоны. Надетое на Шурочке платье отличается простым кроем и не имеет ничего общего с роскошью и изысканностью нарядов «Belle epoque». Оно сшито из белой ткани. Платье отрезное, длинное. Юбка почти прямая, слегка присборенная на талии. Рукава прямые, длинные. Низ рукавов и юбки украшен оборкой из белого кружевного полотна.
Шурочка пренебрегает корсетом, поэтому ее фигура не соответствует общепринятым канонам. Тем не менее в фасоне ее платья есть детали, которые соответствуют последним тенденциям парижской моды, — это мысообразный вырез, обшитый кружевным рюшем, и не пышная юбка. Тот факт, что Шурочка строго не придерживается моды, объясняется сугубо материальными мотивами. Она прекрасно осведомлена обо всех новинках. Надетое на ней скромное платье смотрится более современно в отличие от вычурных нарядов петербургских дам.
Чтобы обновить свои наряды, дамы, вынужденные экономить средства, меняли их отделку или добавляли новые детали. Так Шурочка, чтобы освежить свое платье, прикрепила к его поясу яркую бутоньерку. Ее соломенная шляпка с полями также декорирована тканевыми цветочками, а тулья обвязана красной лентой.
Характеристика
Шурочка умная и обаятельная женщина. Блещет остроумием. Незаурядна. Ее энергии можно позавидовать. Она никогда не сидит без дела. В свободное время занимается рукоделием. Не любит распускать слухи и сплетни.
Может расположить к себе любого собеседника. С ней очень интересно общаться. Она знает несколько иностранных языков. Поддержит любой разговор. Ее цель вырваться из этой глуши, где все ненавистно и противно.
Настоящий характер главной героини открывается постепенно. За ее внешней обаятельностью скрывается холодная и черствая натура. Именно Шурочка настойчиво подталкивает Ромашова принять участие в дуэли, обещая, что это абсолютно безопасно. Обманом она выбивает у него согласие, подставляя смерти в руки.
Экранизации повести
- Поединок (1910), режиссёр — Андре Мэтра
- Поединок (1957), режиссёр — Владимир Петров
- Шурочка (1982), режиссёр — Иосиф Хейфиц
- Подпоручикъ Ромашовъ (2012), режиссёр — Игорь Черницкий
- Куприн. Поединок (2014), 4 серии, режиссёр — Андрей Малюков
В «Поединке» Куприн показывает, пожалуй, самые неприглядные женские образы (в образе Шурочки и других героинь повести) — заскучавших в гарнизонной глуши и серости дам, от одной только скуки и желания развеяться толкающих мужчин к краю пропасти, на погибель.
Далее Дамы Эпохи №114 — Полина де Теюс.
Черты характера
Эта женщина словно два разных человека сочетает в себе хорошее и плохое. С виду мила и обаятельна, но ей ничего не стоит подставить под удар близкого человека ради достижения собственных целей. Она привыкла думать только о себе. Вся ее жизнь эгоистичная борьба за личное счастье. Среди основных черт характера стоит выделить следующие:
- доброта;
- эгоистичность;
- целеустремленность;
- расчетливость;
- коварность;
- гордость;
- властолюбие:
- хитрость;
- двулична;
- незаурядность;
- самолюбие.
Сила любви (по повести А.И. Куприна «Поединок»)
Повесть А.И. Куприна «Поединок» стала своеобразным взрывом, шоком для читателей. Это произведение рассказало всю правду о российской армии конца 19 – начала 20 века. И правда эта была ужасающей. Сам Куприн, как известно, служил в армии и знал «изнутри» все ее законы и порядки. Он, впервые в русской литературе, откровенно и подробно показал, как военщина уродует людей, сознательно уничтожая в них личность. Писатель утверждал, что армии не выгодно иметь в своих рядах думающих, критически настроенных людей. Сама армейская специфика требовала в свои ряды машины, способные только подчиняться и убивать. А когда все это накладывалось на российскую действительность, то армия превращалась для человека в невыносимую пытку, финал которой был заранее известен – смерть, духовная или физическая. В центре повествования находится судьба молодого офицера Георгия Ромашова. Писатель рисует его как натуру тонкую, глубокую, думающую и чувствующую. Ромашов – романтик. Он пришел в армию служить Родине, защищать отечество. Но, погружаясь в тягостные армейские будни, герой начинает видеть истинное лицо русской армии. И такая правда отталкивает Ромашова. Герой вступает в своеобразный поединок с окружающей его жизнью, армейской машиной. Он пытается подходить ко всему с точки зрения человеческой нравственности, морали. Ромашов пытается относиться к людям с любовью и пониманием. Поэтому его сердце разрывается, а рассудок не может понять того, что герой видит вокруг. Пораженный случаем с Хлебниковым, который был доведен до отчаяния издевательствами офицеров, Ромашов начинает сострадать ему. Но, кроме этого, он осознает, что забитые «серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессиленными лицами – на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком…» То есть герой начинает видеть в каждом солдате личность. А с таким подходом и взглядом невозможно существовать в армии, где личность намеренно игнорируется и уничтожается. Здесь, в армии, Ромашов влюбляется. Его «богиней» становится Шурочка Николаева, жена поручик Николаева. Эту женщину также со всей смелостью можно назвать жертвой армейского уклада. Талантливая, способная, с острым умом и красивой внешностью, она могла бы составить счастье какого-нибудь выдающегося человека. Тем более что Александра Петровна очень амбициозна. Она стремится в Петербург, туда, где, по ее мнению, и происходит настоящая жизнь. Именно поэтому Шурочка так желает, чтобы ее муж сдал наконец экзамены и поступил в академию генерального штаба. Это открыло бы ему путь для дальнейшего карьерного роста. Героиня прикладывает все усилия, чтобы поручик Николаев усвоил программу, но тому она дается с превеликим трудом. К сожалению, муж Шурочки – недалекий и не очень способный человек. Ромашов обожает Александру Петровну. Все в ней ему кажется прекрасным. Но постепенно мы начинаем понимать, что романтичный герой во многом придумал себе образ возлюбленной, наделил ее идеальными чертами. На самом же деле Шурочка оказалась довольно взбалмошной и эгоистичной натурой. Увлекшись «милым Ромочкой» от скуки и пустоты, она практически становится виновницей его смерти. Между поручиком Николаевым и Ромашовым происходит дуэль из-за Шурочки. И Ромашов погибает. Эта смерть очень закономерна в логике развития повести. Вспомним, что в результате своих размышлений Ромашов приходит к мысли, что армия не нужна совсем. Но не знает, что лично он может сделать для улучшения ситуации. Можно сказать, что Ромашов оказывается на нравственном и идейном распутье. Он осознает порочность и неправильность системы и образа окружающей его жизни, но не видит выхода, не имеет представления о том, как это исправить. Вообще, в финале повести раскрываются и сводятся воедино все поединки, которые герой вел на протяжении своей жизни. Это и поединок Ромашова с собой, со своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью. Это и его поединок с обществом, уничтожающим в человеке личность и мешающим пробуждению самосознания личности. В итоге все это воплощается в буквальный поединок Ромашова с его «соперником» — поручиком Николаевым. Ромашов гибнет на дуэли. И этот печальный финал его жизни очень символичен. Герой проиграл поединок с жизнью, вернее, с ее абсурдным порядком. В такой жизни нет места чистым и светлым душам, говорит Куприн. Важно, что гибнет Ромашов именно в тот момент, когда душа его полна любви к Шурочке Николаевой. Тем самым Куприн еще раз подчеркивает, что существующий строй, уклад губит все самое лучшее, живое, искреннее. В армии и жизни, описанной писателем, нет места людям. Там выживает лишь серость, рабы, пушечное мясо. Даже сила любви неспособна что-либо изменить в сложившейся системе. Или его и не было здесь, настоящего чувства? Куприн показывает, что в армии нет места христианской любви – к ближнему, вообще к человеку. Все здесь построено лишь на насилии и уничтожении. Нет здесь места и любви человека к самому себе, потому что система уничтожает это с корнем. Нет в армии места и любви мужчине к женщине. Шурочка не любит своего мужа, но живет с ним, надеясь на его продвижение по службе. Ей нравится юный Ромашов, но она не видит в нем своего «героя». И, несмотря на это, играется с ним и становится поводом для его гибели. Таким образом, Куприн дает нам понять, что в русской армии начала 20 века нет места любви, а значит, нет места и жизни. Русская армия обречена на гибель, вымирание.
Источник
Ромашов отправляется к Назанскому
Назанский рассказывает в пьяном бреду Ромашову о том, что когда-то он был влюблен в одну женщину. Между ними не было ничего, и он считает, что дама его разлюбила из-за пьянства. Затем он достает одно из ее писем и показывает его Ромашову, который узнает почерк Шурочки. Главному герою становится понятно, почему она так плохо отзывается о Назанском. Еще одно письмо ждет его дома. Оно от Раисы Александровны, опостылевшей Ромашову любовницы. Теперь в нем одни лишь угрозы и намеки на то, что она знает об «отношениях» с Николаевой Ромашова. Этим письмом заканчивается пятая глава.
На ближайшем же балу, устроенном в полку, главный герой объявил о разрыве Петерсон, а та обещала отомстить ему за это. Вскоре к Николаевым начали приходить анонимки.
Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок»)
Повесть А.И. Куприна «Поединок», увидевшая свет в 1905 году, считается одним из лучших произведений писателя. Она рассказывает о жизни русской армии начала 20 века, о ее «внутренних» законах и обычаях. Можно сказать, что это произведение произвело в обществе эффект взрыва, вызвало шок – никто до Куприна не описывал армейскую действительность как безжалостную машину, уничтожающую все живое, перемалывающую каждого, кто попадал в ее жернова. Важно, что рамки повести гораздо шире описания армейских законов – произведение «вскрывает» жизнь всего русского общества. В «Поединке» поднимаются важные общественно-философские вопросы: взаимоотношения личности и общества, интеллигенции и народа, проблема свободы, истинной и ложной любви, иллюзий и самообмана. В центре повести — судьба юного офицера Георгия Ромашова, попавшего на службу в провинциальный гарнизон. Куприн всячески подчеркивает тонкую, ранимую, романтическую натуру этого юноши. Он полон иллюзий относительно себя и своей карьеры, мечтает добиться больших высот в армии и жизни, видит вокруг и в будущем только хорошее. Но суровая действительность русской армии посылает герою одно испытание за другим. Одним из таких суровых испытаний стала для Ромашова любовь. Дамой своего сердца юноша выбрал Шурочку – Александру Петровну Николаеву, жену поручика Николаева. Важно, что герой видит Шурочку сквозь призму первого сильного чувства – он не замечает в ней недостатков, все в этой женщине кажется ему прекрасным, почти идеальным: «Ты прекрасна! Милая! Вот я сижу и гляжу на тебя — какое счастье!» Ромашов не замечает, что Александра Петровна, по большому счету, лишь «играется» с ним – милым, трогательным мальчиком, готовым ради нее на все. Такое обожание льстит самолюбию этой амбициозной и умной женщины, мечтающей о жизни в столице. Александра Петровна прекрасно видит всю убогость и серость жизни провинциального гарнизона. Пьянство, разврат, невежество, жестокость – вот что царит в среде русского офицерства. Все живое, ясное, цельное, что попадает туда, уничтожается всеми возможными способами. Куприн показывает, что армейская система не заинтересована в сильных, мыслящих личностях, способных сопротивляться. Именно поэтому даже талантливые люди там быстро «ломаются», начинают пить, чтобы не видеть всего, что происходит вокруг, чтобы заглушить в себе голос души и сердца. Шурочка, обладая проницательностью и цепким умом, понимает все это. Она знает себе цену: «… я знаю, что я молода, умна, образованна. Не красива. Но я сумею быть интереснее многих красавиц, которые на публичных балах получают в виде премии за красоту мельхиоровый поднос или будильник с музыкой». Эта женщина стремится к другой жизни – столичной, наполненной светскими событиями, интересными мужчинами, пышными приемами, изысканными комплиментами: «Ты ведь знаешь, я ненавижу до дрожи это мещанское, нищенское офицерское общество. Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти!». И это желание в героине настолько сильно, что она «пойдет по головам», не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Так, Александра Петровна прикладывает все усилия, чтобы ее муж поступил в военную академию. Он уже несколько раз «проваливал» экзамен, но Шурочка настойчиво заставляет его зубрить военные дисциплины снова и снова, не теряя надежды попасть в Петербург. Однако юный восторженный Ромашов всего этого не видит. Он ослеплен чувством и готов сделать ради своей обожаемой Шурочки все, что угодно. Георгия не смущает, что его возлюбленная замужем, что она собирается навсегда покинуть гарнизон. Живущий иллюзиями и юношескими мечтами, герой грезит о том, что он и его «милая Саша» каким-то чудесным образом будут вместе. Куприн показывает нам, как происходит взросление этого двадцатиоднолетнего юноши. Ромашов начинает размышлять о сложных вопросах жизнеустройства, начинает понимать, что происходит вокруг него – в армии и в обществе в целом. В этих, часто горестных, размышлениях Георгия поддерживает лишь мысль о Шурочке, его чувство к ней. Ночные прогулки юноши часто заканчиваются у окна Александры Павловны. Он охраняет ее покой, стремится к своей любимой, мучается от того, что Шурочка принадлежит не ему: «Ты не слышишь меня! — с горьким упреком прошептал Ромашов. — Ты сидишь теперь с ним рядом, около лампы, спокойная, равнодушная, красивая. Ах, боже мой, боже, как я несчастлив!» Ближе к финалу повести происходит неизбежное столкновение Ромашова с его соперником – поручиком Николаевым. Молодой человек вызывает мужа Шурочки на дуэль: он хочет отстоять свою честь и померяться силами с противником. Но Александра Петровна, боясь за то, что ее труды пойдут даром и мужа после этой скандальной истории не допустят к экзаменам, уговаривает Ромашова пойти на обман. Шурочка уверяет молодого человека, который готов ради нее на все — даже забыть про свою честь и достоинство, что пистолеты не будут заряжены. Значит, дуэль будет для обоих противников лишь формальностью, но, в тоже время, спасет их доброе имя. Ромашов соглашается на такой обман. И лишь в самом финале повести мы узнаем, что в этой дуэли был еще один обман – оружие оказалось заряженным. Поручик Николаев ранит Ромашова, и тот умирает от внутреннего кровоизлияния. Эти финальные строки произведения становятся шоком для читателя. Можно сказать, что в повести все-таки прозвучал выстрел, и этим выстрелом стали сухие слова служебного рапорта: «…подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть живота… По истечении установленной полуминуты для ответного выстрела обнаружилось, что подпоручик Ромашов отвечать противнику не может… При перенесении подпоручика Ромашова в коляску последний впал в тяжелое обморочное состояние и через семь минут скончался от внутреннего кровоизлияния». Название повести – «Поединок» — символично обозначает, что главный герой вел многочисленные поединки с жизнью. Одним из них был его поединок с любовью. Ромашов проиграл его. На мой взгляд, это произошло гораздо раньше дуэли – еще тогда, когда Георгий влюбился в Шурочку, начал идеализировать эту женщину, не понимая ее истинной натуры. Но можно ли сказать, что герой «Поединка» не выдержал испытания любовью? А можно ли назвать то чувство, которое он испытывал, любовью? Или это была очередная иллюзия героя? Я думаю, что, скорее, иллюзия. И поэтому, наверное, у Ромашова не было никакого испытания – он просто пытался жить, взрослеть, мыслить в тех условиях, которые не допускали этого. И в поединке с этой средой герой проиграл, причем проиграл полностью, совершенно. Безжалостная машина в лице поручика Николаева лишила юного Ромашова жизни, еще раз подтвердив, что светлым и чистым личностям в ней нет места.
Источник
🗹