История создания повести Поединок Куприна и прототипы героев

  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • История создания повести Поединок

История повести «Поединок» Александра Ивановича Куприна во многом схожа с жизнью автора. Ни для кого не секрет, что А.И. Куприн служил в армии и был молодым офицером. Военная среда была хорошо знакома писателю и наложила свой отпечаток на литературное творчество автора, в том числе и на повесть «Поединок».

Задумки будущей повести формировались несколько лет. В это же время в свет выходит роман немецкого писателя на подобную тематику, который производит неоднозначное впечатление на людей из высших кругов, из-за чего немецкий автор снимается с должности на службе. Впечатлившись таким поворотом событий, Александр Иванович решает ненадолго отложить написание своего труда.

Через несколько лет, под влиянием Максима Горького, Куприн в 1902 году продолжает работать над, как сам он называл, большим «романом». Соединить личные впечатления и увиденную жизнь армии изнутри в единую повесть получается у автора с введением в историю образа доверчивого Ромашова, которому чуждо военное дело, осознающего безвластие солдат и бесчеловечность офицеров.

Работа над повестью была достаточно длительной, с постоянными остановками. В 1903 году были уже готовы отдельные главы повести, но писатель решает их уничтожить, так как эти главы не удовлетворяли его. Весна и лето 1904 года были продуктивны для Куприна, в то время велась Русско-Японская война, которая оставила свой след, из-за чего повесть была в то время совершенно актуальна.

Финал повести был написан за ограниченное время, так как труд писателя поджимали сроки для печати в журнале. Только из-за этой причины в тексте отсутствует детальное описание дуэли.

Первоначально повесть «Поединок» должна была быть напечатана в журнале «Божий мир», но по решению А.И. Куприна она была напечатана в сборнике «Знания» в 1905 году. Первый же тираж повести составил ни много ни мало 20 тысяч экземпляров и был раскуплен за месяц. Отдельное издание труда вышло в 1927 году.

После выхода «Поединка» в счет писатель подвергся критике со стороны многих офицеров. Они считали, что они стали прототипами героев без их личного согласия. Однако сам Куприн это отрицал и утверждал, что в повести описаны лишь типичные представители воинского дела. Но после Гражданской войны 20-го века общество изменило своего отношение к автору и содержанию уже известного всем «Поединка»

Повесть внесла огромнейший вклад в творчество и популярность Александра Николаевича Куприна и поставила его в ряд с великими писателями, такими как Чехов, Горький и Бунин.

История

Как известно, выдающийся писатель А. Куприн служил в армии и был хорошо знаком с военной средой, ее проблемами и трудностями. Служба в армии оставила в Куприне сильные впечатления, которые дали ему богатый материал для произведений, в том числе для повести «Поединок».

Первые наброски повести «Поединок» были сделаны Куприным в 1902 г. Весной 1903 г. в Мисхоре Куприн набросал отдельные главы, но уничтожил рукопись, которая не удовлетворила его. Весной 1904 г. Куприн вплотную приступил к работе над «Поединком» и летом продолжал активно трудиться. Произведение писалось в обстановке русско-японской войны, когда тема военной службы имела особую актуальность.

С XIV главой случилась неприятность: в числе других рукопись главы забрали жандармы во время обыска у Куприна. Писателю пришлось восстанавливать главу по памяти.

Чтобы успеть сдать повесть в печать, Куприн был вынужден отказаться от детального изображения дуэли, поэтому повесть заканчивается кратким рапортом о поединке Ромашова и Николаева. Образец рапорта о дуэли Куприн взял в Дуэльном кодексе, когда остальные главы повести уже были напечатаны.

Изначально повесть «Поединок» предназначалась для журнала «Мир божий», но потом автор решил печатать ее в сборнике «Знания», посвященном памяти А. П. Чехова. Повесть «Поединок» была впервые напечатана в мае 1905 г. в «Сборнике товарищества «Знание» за 1905 год» в книге VI с посвящением Максиму Горькому «с чувством истинной дружбы и глубокого уважения». Первый тираж повести составлял 20 тысяч экземпляров и разошелся в один месяц. В 1927 г. в России вышло первое отдельное издание «Поединка».

Основа сюжета

В следующей части пересказа автор подробно объясняет, что стало предпосылками для поединка. В нее также можно включить шесть глав и дать им названия:

  • «Обед у полковника»;
  • «Собрание офицеров»;
  • «Объяснение с Раисой»;
  • «Учения»;
  • «Размышления о службе»;
  • «Приглашение на именины».

Шульгович узнал о пьянстве и разврате Ромашова, вызвал его к себе и отчитал. Но затем пригласил к себе на ужин, где также делал ему замечания по поводу того, что именно офицеру нужно есть. Домой он вернулся в плохом настроении и снова стал записывать свои рассуждения в тетрадь. Об этом увлечении никто не знал.

Ромашов встретился с Раисой

На собрании офицеров Ромашов встретился с Раисой. Офицеры обсуждали поединки, и мнения их разделились. Георгий заметил, что провинциальную нищету все скрывают с помощью жеманства и светскими разговорами.

Во время танца с любовницей Ромашов испытывал отвращение. Женщина унижала Шурочку и ее отца, говорила о своих жертвах и продолжала угрожать офицеру, хотя он уже сообщил ей об окончании их отношений. Раиса в ответ оскорбила его и ушла в уборную. Хотя ее муж обо всем знал, он продолжал ее любить. А Ромашов снова остался наедине со своими мыслями об отдаленности от культуры и любви.

На следующих учениях он снова получил выговор и попытался высказать свое мнение о ненужности наказаний. Но сослуживцы не согласились с офицером. Они считали, что насилие и побои солдат закаляют их. Ромашова это расстраивает, и он снова идет в кабак. Там он напивается и жалуется сослуживцу на непонимание.

На следующий день офицер получил приглашение на именины Николаевой. Для покупки подарка — духов — ему пришлось занимать деньги у полковника Брема. Последний очень любил животных и много рассказал Георгию о них.

Смысл названия книги «Поединок»

В повести А.И. Куприна разыгралась настоящая драма. «Поединок» — заглавие, которое наталкивает читателя на столкновения героев, внутренний конфликт персонажей. Еще не прочитав произведение, каждый понимает, что события будут развиваться стремительно.

И не только дуэль, которой завершается повесть, олицетворяет поединок. Жизнь главного героя сложно назвать простой и однообразной. Автор четко показывает внутренние переживания, открытые противостояния персонажей. Действие повести происходит во время, когда поединки получили официальное разрешение. Противостояние между офицерами.

Все действие книги «Поединок» основано на мелких столкновениях и конфликтах Ромашова. Он спорит со всеми окружающими. А.И. Куприн изобличил отрицательные моменты в жизни неприкосновенных офицеров.

Лилин В.: Александр Иванович Куприн. «Поединок»

«Поединок»

В рассказах о жизни армии, написанных на протяжении десятилетия (1894-1904), Куприн говорил об отдельных событиях армейской жизни. Однако впечатление цельности и завершенности такой темы могло дать только большое, эпическое произведение. Таким произведением стал «Поединок». «Ночлег», «Поход», «Ночная смена», «В казарме» явились набросками к повести «Поединок».

Мария Карловна вспоминает, какое большое значение придавал Горький работе Куприна над «Поединком»: «С Горьким, Машенька, мы хорошо поговорили,- рассказывал мне на другой день Александр Иванович, вернувшись из «Знания». — Он подробно расспрашивал о моих военных годах и о том, что план «Поединка» у меня еще в голове не совсем сложился, хотя я и много о нем думаю. Горький все-таки остался очень недоволен нашим разговором.

— Пишите же, пишите не откладывая. Такая повесть теперь необходима, — сказал он. — Именно теперь, когда исключенных за беспорядки студентов отдают в солдаты, а во время демонстрации на Казанской площади студентов и интеллигенцию избивали не только полиция, но под командой офицеров и армейские части… Это задело не только ко всему равнодушных обывателей, но и широкую публику — ведь почти в каждой семье сын или брат студент. Поведение офицеров возмутило всех. И к чему же это повело? Офицерство возомнило себя властью, призванной защищать престол и отечество от «внутренних врагов».

— «Поединок» скоро не могу написать, — ответил я Горькому. — Повесть должна закончиться дуэлью, а я не только никогда не дрался на дуэли, но не пришлось мне быть даже секундантом. Что испытывает человек, целясь в своего противника, а главное, сам стоя под дулом его пистолета? Эти переживания, психология этих людей мне неизвестны. И мысль моя невольно возвращается к подробностям дуэли Пушкина с Дантесом и Лермонтова с Мартыновым. Но это же литература, а не личные реальные переживания. Теперь я с досадой думаю о том, что было несколько случаев в моей жизни, которые, если бы я захотел, могли кончиться дуэлью, но эти случаи я упустил, о чем теперь сожалею.

Тут, Маша, Алексей Максимович встал и раздраженно заходил по комнате.

— Вы черт знает что говорите, собираетесь писать об офицерах, когда офицерская закваска еще так крепко сидит в вас. Дуэль была неизбежна, — произносите вы равнодушно, точно это безобразие в порядке вещей… Не ожидал от вас. Знайте только, если вы эту повесть не напишете, — это будет преступлением». Работа над «Поединком» долго не ладилась, Куприн никак не мог найти фамилии главного героя. И вот однажды Мария Карловна, вернувшись от знакомых, так ответила на вопрос Куприна «… А кто там был?»

— Могу тебе перечислить, но ведь ты никого из них не знаешь. Были старики-нотариусы, а из молодежи Рукавишниковы и бывший Сонин поклонник Ромашов — он теперь уже женат.

Александр Иванович внезапно поднял голову, уставился на меня и, еще продолжая держать в руках изуродованную пепельницу, переспросил:

— Кто, кто?

— Но я же сказала тебе — кто.

— Нет, повтори еще раз последнюю фамилию.

— Мировой судья Ромашов. Ромашов, мировой судья. Понял наконец? — повторила я сердито.

Александр Иванович вскочил, отшвырнул пепельницу.

долго дома нет. Я же знаю, что я смешной. Конечно. Ромашов. Ромашов, Только Ромашов… Да, именно Ромашов. Какая ты умница, Машенька, что поехала к Соне. Могло же так случиться, что никогда не узнал бы о существовании Ромашова. А теперь «Поединок» ожил, он будет жить… Будет жить!!»

Немало помог Куприну в работе над повестью Горький. «Помню, — вспоминал Куприн, — я много раз бросал «Поединок», мне казалось, недостаточно ярко сделано, но Горький, прочитав написанные главы, пришел в восторг и даже прослезился. Если бы он не вдохнул в меня уверенность в работе, я романа, пожалуй, своего так бы и не закончил».

Влияние Горького, по словам Куприна, определило «все буйное и смелое» в повести.

Напечатанный в VI книге «Знания» «Поединок» имел посвящение: «Максиму Горькому с чувством глубокого уважения и искренней дружбы эту повесть посвящает автор».

Хотя в «Поединке» и нет четкой и осознанной революционности, но не подлежит сомнению, что повесть в наибольшей степени выразила прогрессивные взгляды Куприна, которые сформировались под влиянием Горького.

«Поединка», повести во многом автобиографичной, является подпоручик Ромашов. Мечтательность и безволие — главные его черты. Ромашов добр, отзывчив. У него врожденное чувство справедливости, и этим он отличается от других офицеров.

О прошлом Ромашова Куприн ничего не рассказывает. Герой повести ведет скучный образ жизни, пьянствует, находится в связи с нелюбимой женщиной. Все его обширные планы самообразования, изучения языков, литературы и искусств остаются лишь планами. Ромашов мечтает лишь о блестящей карьере: «В мечтах он видит себя выдающимся полководцем».

«Неужели весь смысл жизни заключается в том, чтобы держать руки по швам, а ноги вместе?» — спрашивает он себя.

Ромашов постепенно приходит к выводу, что военная служба лишена какой бы то ни было разумной цели. Ее ненавидят все: и солдаты, и офицеры, и он сам. Ромашов — противник войны. «… Разве естественно убивать?» Он наивно предлагает, чтобы все — военные и гражданские — люди заявили: «Не хочу воевать!», бросили оружие, — и тогда, верит Ромашов, война навсегда исчезнет.

Как избавить солдат от гнета, от бесправия? На этот вопрос ни Ромашов, ни другие герои повести ответить не могут. Ромашов приходит к выводу, что солдатам придется терпеть до поры до времени, а для себя видит выход в том, чтобы бросить армию, стать свободным человеком и предаться одному из трех «гордых призваний человека» — науке, искусству или свободному физическому труду. Но все в будущем.

«Поединка»: «Ромашов, только раненый, а не убитый, выздоравливает физически и морально. После перенесенного кризиса для него наступила новая жизнь. Он окончательно порвал с прошлым, со средой и условиями, при которых жил раньше. К этому окончанию повести должно было примкнуть другое произведение, объединенное с первым лишь общностью героя. То есть главным действующим лицом оставался Ромашов, но уже в другой роли, участником других событий. Это был бы в своем роде новый Фауст второй части, переживший свой первый роман с Гретхен.

Повесть, случайно оборванная сообщением о смерти Ромашова (Куприн не мог дать себе отчета, как он согласился на это формальное окончание), долго мучала автора, который из-за этого не приступил к обработке второй части.

Предположительно, вторая часть была озаглавлена «Нищие». Она так до сих пор и осталась только в конспекте».

В «Поединке» в качестве одного из главных героев наряду с Ромашовым выступает Назанский. В беседах Назанского и Ромашова и заключена идейная сущность повести. Назанский остро ощущает несправедливость существующего строя, бесцельность своей жизни, ищет и не находит выхода из тупика. Это человек, проповедующий равенство и счастье, воспевающий человеческий разум, любовь, природу. Назанский верит в прекрасную грядущую жизнь, в то, что созреют силы для борьбы с социальной несправедливостью. Но взгляды Назанского, проповедующего крайний индивидуализм, путаны. Наделенный и умом, и силой, и красотой, горячим стремлением к правде, он, казалось бы, должен быть активным борцом за человеческое счастье! Но увы! Как и многие другие герои Куприна, Назанский плывет по течению жизни. Это было характерно не только для многих героев писателя, но и вообще для интеллигентов, далеких от народа, остающихся в стороне от борьбы, бессильных духовно. И вот такого героя Куприн думал сделать глашатаем социальной правды…

Шурочка — Александра Петровна — в противоположность влюбленным в нее Ромашову и Назанскому обладает сильной волей, знает, чего хочет, и добивается этого всеми средствами. Она мечтает о «большом настоящем обществе, свете, музыке, поклонении, тонкой лести», рвется в столицу. И ради завоевания своего места в свете Шурочка отвергает страстную любовь Назанского, делает все, чтобы «протолкнуть» мужа в академию, ради сохранения карьеры и репутации мужа жертвует Ромашовым. В Шурочке сплелись эгоизм честолюбивой мещанки, внешнее обаяние и ум. Воля и упорство ее направлены на достижение корыстных, эгоистических целей.

«Поединке». А. В. Луначарский отмечал, что Куприну удалось «вывести и любопытный, совершенно живой и бесспорно интересный женский тип».

«Идеал» Шурочки мелок, пошл и ограничен. И уже совсем отвратительной предстает Шурочка в разговоре с Ромашовым накануне дуэли.

Другие полковые дамы во много раз хуже Шурочки: злы, глупы, невежественны, лицемерны. Таковы Раиса Петерсон, Анна Ивановна Моргунова, жена капитана Тальмана и другие. Мир «полковых дам» Куприн изобразил с такой же беспощадностью, как и мир офицерства.

С большой симпатией показал писатель солдат. В судьбе загнанного и забитого Хлебникова ярко раскрывается тяжелое положение солдата, несчастного и страдающего человека. Разговоры с Хлебниковым совершили перелом в душе Ромашова. Он, воспитанный в духе превосходства над солдатской массой, равнодушия к тяжелой солдатской судьбе, начинает понимать, что Хлебников и его товарищи «обезличены и придавлены собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием», что солдаты тоже люди, люди, имеющие право на сочувствие.

А. И. Куприн вспоминал, что сцена у полотна железной дороги произвела большое впечатление на А. М. Горького. «Когда я читал разговор подпоручика Ромашова с жалким солдатом Хлебниковым, Алексей Максимович Горький растрогался и было страшно видеть этого большого взрослого человека с влажными глазами».

— «надо терпеть, мой милый, надо терпеть».

В «Поединке» Куприн показал моральный и духовный распад военной интеллигенции, отдаленность ее от народа.

«За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее. Младшие офицеры совсем по-школьнически опаздывали на занятия и потихоньку убегали с них, если знали, что им за это не достанется. Ротные командиры, большею частью люди многосемейные, погруженные в домашние дрязги и в романы своих жен, придавленные жестокой бедностью и жизнью сверх средств, кряхтели под бременем непомерных расходов и векселей. Они строили заплату на заплате, хватая деньги в одном месте, чтобы заткнуть долг в другом; многие из них решались — и чаще всего по настоянию своих жен — заимствовать деньги из ротных сумм или из платы, приходившейся солдатам за вольные работы; иные по месяцам и даже годам задерживали денежные солдатские письма, которые они, по правилам, должны были распечатывать. Некоторые только и жили, что винтом, штоссом и ландскнехтом: кое-кто играл нечисто, — об этом знали, но смотрели сквозь пальцы. При этом все сильно пьянствовали как в собрании, так и в гостях друг у друга, иные же, вроде Сливы, — в одиночку».

Понятно, что не этим людям суждено бороться вместе с народом за его будущее. Единственным путем, который принес бы народу освобождение — был революционный путь, но его так и не увидели ни Ромашов, ни сам писатель.

Куприн симпатизирует не только Ромашову, но и Михину, Назанскому, Стельковскому, корпусному командиру. Стельковский приучил офицеров своей роты обращаться с солдатами без крика и добивался того, чего добивались офицеры других рот с трудом «посредством битья, наказаний, оранья и суматохи». За такое отношение солдаты «воистину» любили Стельковского.

«Поединке» пороки военного быта даны как выражение общего неизлечимого недуга всего самодержавного строя.

«Поединок» являет собой образец точной, строго продуманной композиции. В повести последовательно раскрывается внутренний мир Ромашова, показывается закономерность и неизбежность его гибели. Само название повести — «Поединок» — передает смысл драмы, личный и общественный конфликт, положенный в основу сюжета. Но название повести имеет и другой, гораздо больший социальный смысл. Смысл этот — в поединке Ромашова с тем дурным, что есть в нем самом, с кастовыми офицерскими предрассудками и традициями, с мещанством и обывательщиной. Ромашов, посмевший противопоставить себя нравам и обычаям офицерской среды, стал жертвой поединка.

Высоко оценивая «Поединок», Горький говорил: «Великолепная повесть! Я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление. Целью Куприна было — приблизить их к людям, показать, что они одиноки от них… В самом деле, изолированность наших офицеров — трагическая для них изолированность, Куприн оказал офицерству большую услугу. Он помог им до известной степени познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм». Дочь Л. Н. Толстого Татьяна Львовна записала в дневнике: «По вечерам читаем «Поединок» Куприна, причем больше всех читает папа. Ему нравится…» Сам Куприн придавал большое значение повести., Он говорил: «Первой своей настоящей вещью я считаю «Поединок»… «Поединок» для меня составляет мой главный «девятый вал».

Сборник ‘Знания’, в котором был напечатан ‘Поединок’

«Поединка» был заметным событием литературной жизни. «Поединок» буквально прогремел по всей стране, охваченной революционным пожаром. Вдохновенные монологи Назанского читали на концертах, которые устраивала революционная молодежь. Интересно, что группа передовых офицеров, приветствуя выход «Поединка», писала в одной из газет в 1905 году: «Язвы, поражающие современную офицерскую среду, нуждаются не в паллиативном, а в радикальном лечении, которое станет возможным лишь при полном оздоровлении всей русской жизни». Под «полным оздоровлением» имелось в виду, конечно, революционное переустройство страны.

«революционной буржуазной демократии», «которая, хотя бы она и была не вполне сознательна политически, с рядом предрассудков и пр., способна на решительную и беспощадную борьбу против всех остатков крепостнической России…»

Сатирик В. Князев остроумно заметил в 1918 году, что повесть Куприна нанесла «царской армии в тысячу раз более страшный удар, нежели тот, что нанесли японцы под Цусимой русскому флоту». Ибо люди, которые пришли в армию в первую мировую войну, уже привыкли читать книги, и «Поединок» раскрыл им глаза, внушил ненависть к офицерам и заставил, наряду с другими причинами, повернуть штыки против истинного врага — помещиков и капиталистов, «Жить в России и не знать «Поединка», — писал Князев, — это все равно, что бродить по зоологии и не видеть слона».

Написанный на основе впечатлений от армейской жизни конца XIX века «Поединок» надолго «пережил себя». Он воспринимался как рассказ о современной русской армии не только в период войны с Японией и революции 1905-1907 годов, но и позднее, в пору первой мировой войны. Повесть помогает понять и психологию белого офицерства периода гражданской войны.

Прототип города

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона «Проскуров в то время — уездный город Подольской губернии, расположен на низменной равнине, окруженной возвышенными холмами, при впадении речки Плоской в Буг; станция Юго-Западной железной дороги. В 1897 г. жителей 22915 (13783 муж. и 9132 жен.). По данным 1896 г., православные составляли 29,8 %, католики 30,1 %, евреи 39,5 %.

»

Описание Проскурова 1898 года и жизни офицера в нём, отражены в мемуарах генерал-лейтенанта Генерального штаба А. С. Лукомского, в то время адъютанта штаба 12-й пехотной дивизии, в которую входил 46-й полк Куприна:

Данные о жизни в Проскурове были не особенно утешительны, и я отправился туда без особого удовольствия. Проскуров, как город, произвел на меня просто удручающее впечатление. Это было скорей грязное еврейское местечко, с одной только мощеной главной улицей. … Но вообще жизнь в Проскурове и сам Проскуров мне страшно надоели, я просто стал опасаться, что могу спиться. А тут ещё приближалась весна, и Проскуров стал превращаться в непролазное болото. … . В те вечера, в которые я никуда не ходил, я просто изнывал дома. Нападала такая тоска, что не хотелось и читать. Куда-либо идти «на огонек» не хотелось: опять водка и карты.

— А. С. Лукомский

Прототипы героев

Исследователи обнаружили ряд прототипов «Поединка» из армейского окружения Куприна 90-х годов. Известно также, что в образе корпусного командира выведен «либеральный» генерал М. И. Драгомиров, в то время командовавший Киевским военным округом. Сцена между Ромашовым и полковником Шульговичем в «Поединке» весьма близка к эпизоду из жизни Куприна-офицера, не стерпевшего грубости полкового командира (письмо Куприна к А. А. Измайлову, 16 марта (1913)).

Вскоре после выхода «Поединка» Куприн получил протест от своих бывших сослуживцев — офицеров 46-го Днепровского полка. Офицеры протестовали против того, что автор якобы изобразил их в повести, но Куприн опроверг эти обвинения: «…Я не имел в виду исключительно свой полк. Я не взял оттуда ни одного живого образа».

По мнению биографа Куприна В. Н. Афанасьева «верность Куприна фактам биографии отдельных офицеров Днепровского полка, послуживших ему прототипами, в некоторых случаях просто поразительна».

В этом легко убедиться, сопоставляя, то, что говорится в повести о полковом казначее, члене полкового суда штабс-капитане Дорошенко, с официальными данными послужного списка его возможного прототипа штабс-капитана Дорошевича.

Прототипом Бек-Агамалова является сослуживец Куприна С. Бек-Бузаров.

Прототипом образа батальонного адъютанта Олизара послужил другой сослуживец Куприна — адъютант Олифер Николай Константинович, «из потомственных дворян Воронежской губернии», служил в Днепровском полку с 1889 по 1897 год, причем с начала службы и по 1894 год был батальонным адъютантом.

В автобиографии Куприна, относящейся к 1913 году, рассказывается о его столкновении с командиром полка, Александром Прокофьевичем Байковским, причем старый полковник охарактеризован так, что невольно вспоминается командир полка, в котором служит Ромашов, — Шульгович[3]. Куприн описал его в своей автобиографии как «человека, в душе прекрасного, доброго и даже сентиментального, но притворявшегося на службе крикуном, бурбоном и грубияном».

Продолжение произведения

В следующей части повести состоялся между офицерами поединок. Краткое содержание позволит разобраться в его причинах и последствиях. Главы произведения:

  • «Именины»;
  • «Разговор с Шурочкой»;
  • «Неудача Ромашова»;
  • «Объяснение с Николаевым»;
  • «Озарение Георгия»;
  • «Офицерская пьянка».

Перед именинами настроение Ромашова испортилось. Николаев был с ним в последнее время слишком холоден. Офицер подумал, что он догадался о его чувствах к Шурочке. Но Александра вышла из дома и пригласила друга поехать на пикник. Ромашов поехал в одной коляске с Лещенко, который не мог найти себе места рядом с другими офицерами.

На пикнике Шурочка вела себя очень задорно и пообещала поделиться своим счастьем с Георгием. Николаев пристально следил за своей супругой, но она все же пошла за Ромашовым в лес. Там девушка сказала, что влюбилась в офицера, но не видит их совместного будущего. Шурочка призналась, что бросит мужа только в том случае, если Георгий добьется определенных высот. Детей она не хочет, поэтому не изменяет супругу. Николаев обнаружил пару и долго говорил с женой наедине, но девушка отмахнулась от его ревности.

Во время последних учений Ромашов очень похудел и устал, но парад его порадовал. Генерал при осмотре войск высмеял насилие, а офицер убедился в том, что жестокость в армии неуместна. Но из-за задумчивости Георгия вся рота выбилась из строя. После этого всех солдат били две недели. Ромашов из-за этого перевелся в другую роту.

По дороге домой он встретил Николаева. Муж Шурочки шел к нему поговорить об анонимных письмах, в которых сказано, что у его жены и офицера тайный роман. Ромашов пообещал разобраться с автором посланий, пошел на собрание, а затем вернулся под окна Александры. Он много думал о самоубийстве и даже ругал бога. После встречи с солдатом Хлебниковым офицер прыгнул с откоса, но остался невредимым.

Это событие заставило Ромашова бросить пьянство и распутство. Он начал помогать Хлебникову, что не одобрили в полку. Георгий собирался после третьего года службы покинуть армию. Он решил уйти в область науки — стать литератором, изучать искусство. Но пока его книги были намного хуже, чем у классиков. Одним вечером он бросил в окно Шурочке букет, девушка написала ему письмо с требованием больше так не делать.

В роте повесился один солдат, и полк вечером решил выпить. При этом Бек-Агамалов достал шашку и чуть не убил женщину из публичного дома. Его остановил Ромашов, за что офицер выразил ему признательность.

Смысл произведения «Поединок»

Главный герой — офицер Ромашов. Он благородный и порядочный человек. Многие литературоведы считают, что некоторые черты характера главного героя он позаимствовал у самого себя. Ромашов оказался втянут в армейскую казарменную жизнь, стал ее неотъемлемой частью. Именно в этом месте персонаж ощутил на себе всю несправедливость мира и неправильность взаимоотношений между людьми. Суровая школа отложила неизгладимый отпечаток на всей его дальнейшей судьбе.

Но в чем же заключается трагизм Ромашова? Интеллигенция оторвана от народа. Ей присущи безнравственность, духовная нищета и отсутствие моральных ценностей. Но только ли трепетное и нежное чувство к Шурочке Ромашова и Назанского стало причиной их физической гибели? Вряд ли. Кроме того, несчастная любовь к милой девушке послужила поводом для внутренней борьбы и духовной смерти персонажей.

Изящная и обаятельная героиня считает дуэли необходимым атрибутом нормальной жизни. По мнению Шурочки, каждый уважающий себя офицер обязан приминать участие в подобных столкновениях. Риск — дело благородное и для военнослужащих обязательное. Шурочка, несмотря на свою образованность и острый ум, заявила, что оскорбления смываются исключительно кровью. А для чего еще нужны бравые офицеры, если не для войны?!

Как еще могут доказать военнослужащие свою смелость, отвагу и готовность в любой момент сразиться с противником, если не на дуэли?! Рассуждения Шурочки поражают своим легкомыслием и полным обесценением человеческой жизни. Более того, такого же мнения придерживаются не только красивые женщины, но и большинство служащих в гарнизоне мужчин. Главный герой, напротив, занимает абсолютно противоположную позицию.

Большинство офицеров в гарнизоне с воодушевлением рассказывает о невероятных испытаниях, с которым им пришлось столкнуться: детский плач, пожары, угрозы смерти. Они готовы рассказывать о своих отважных подвигах часами. Их влекут поединки, кровопролитные и ожесточенные битвы. Главный герой не разделяет их точки зрения и с ужасом выслушивает очередной рассказ с подробностями.

Поэтому Ромашов не понимает, как он может находиться в полку. Его существование в армейских казармах — вечное противостояние с самим собой, конфликт с военными предрассудками. Ромашов совершенно другой. У главного героя другие взгляды на жизни, ценности и приоритеты. Персонаж идеализировал военную службу. Однако, попав в полк, он разочаровался в армейских ценностях.

А.И. Куприн своей повестью изобличает неправильные порядки, которые приняты в офицерских кругах. О всех проблемах военной службы мастер слова знал не понаслышке.

Первые главы

Для анализа можно читать краткое содержание по главам. Куприн «Поединок» написал для ознакомления с жестокостью, которая царит в армии. Условно можно поделить текст на четыре части. В первую входят шесть глав, им можно дать названия по смыслу:

  • «Знакомство с Ромашовым»;
  • «Мечты Георгия»;
  • «Реальность Ромашова»;
  • «Вечер у Николаевых»;
  • «Разговор с Назанским»;
  • «Рассуждения о жизни».

Рассказ начинается с занятий, которые проходили в шестой роте. Командиры спокойно следили за тем, как военные издеваются над молодыми солдатами. Бек-Агамалов и другие офицеры вспоминали, как раньше полковые могли убить гражданского за любое замечание. Но Ромашов возразил: он сказал, что нужно вызывать обидчика на дуэль. Но за такое поведение он получил выговор от полковника Шульговича. Ромашов получил наказание в виде нескольких суток домашнего ареста.

Во второй главе дается характеристика внутреннего мира офицера. Ему было одиноко в компании товарищей. Ромашов мечтал окончить Академию и стать разведчиком, совершить множественные подвиги. Офицер не отличался обеспеченностью, поэтому стеснялся своей бедности.

Из третьей главы читатель узнает, что Ромашов давно влюблен в Александру Петровну Николаеву. Он часто бывал в доме ее мужа, ходил туда каждый день. От тоски офицер запил и завел себе любовницу — Раису. Женщина прислала ему письмо с пошлыми любовными фразами и угрозами убить себя, если Георгий ее оставит. Ромашов разорвал его и отправился к Шурочке.

Дома у Николаевых было спокойно: супруг готовился к третьей сдаче экзаменов в Академию, а жена занималась рукоделием. Шурочка была умной и красивой — смуглое лицо, темные волосы, собранные в гладкий пучок, небольшой рост и грациозная фигура. Она пыталась продвинуть мужа по карьерной лестнице с помощью своей хитрости. А Ромашову она посоветовала меньше пить и чаще бывать у них дома.

Но денщик Николаевых упрекнул офицера в том, что тот слишком часто приходит. От злости он ушел к пьянице Назанскому. Последний рассказывает Ромашову о радостях безответной любви и показывает письмо от женщины, которая его бросила. Георгий узнал почерк Шурочки и случайно проговорился о своих чувствах к ней.

Дома он нашел письмо от Раисы с угрозами мести Николаевой — любовница узнала о его тайной страсти. В шестой главе Ромашов рассуждает о том, насколько противны ему войны. В такой тоске застала его Шурочка, но женщина пообещала ему только дружбу и ничего больше.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: