Фауст и Мефистофель. Философское содержание трагедии.

Шестьдесят лет работы положено автором на создание этого поистине гениального произведения, сюжет которого будоражит кровь, и поражает воображение. Великий ученый решил перешагнуть грань реальности этого мира, продав душу дьяволу в обмен на бессмертие в человеческом обличье. Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» представляет собой мир тьмы, дьявольской силы, способной сбить с правильного пути любого праведника, представляющего для него интерес.

  • Мефистофель
    – один из центральных персонажей. Злой дух, стремящийся к разрушению. Имеет несколько обличий. Посланник Ада.

Кто такой Мефистофель

Происхождение имени

Само имя Мефистофель имеет, скорее всего, древнегреческое происхождение, где «мефиц» означает разрушитель, а «тофель» – обманщик. Такая этимология слова вполне объясняет поведение героя литературы и фольклора. Примечательно, что в Библии имя «Мефистофель» на обозначение нечистой силы не упоминается ни разу.

Внешность персонажа

Внешний вид Мефистофеля достаточно узнаваем. Его характеризуют довольно выразительные черты, благодаря чему даже существуют выражения «мефистофелевский профиль» или «мефистофелевская внешность».

Персонаж обладает резкими чертами лица, достаточно острым крючковатым носом и длинным подбородком, напоминающим козлиную бороду. Как правило, он носит короткую бороду эспаньолку.

Такая внешность присуща актерам, которые выступили в роле Фауста в начале развития кинематографа. Столь мрачный образ в основном черпается из средневековых литографий и гравюр, где изображен Мефистофель.

Мефистофель в искусстве

Как в фольклоре, так и в художественной литературе, очень часто использовался мотив подписания сделки с дьяволом. Как правило, этим сценам присуща чрезмерная готичность в изображении персонажей, а также обязательные атрибуты и действия, такие как подписания уговора кровью.

В ряде произведений авторы уделяют внимание проблеме изгнания дьявола из Рая, но существует также огромное количество произведений, в которых сатана выступает в роли озорника или веселого обманщика. Именно второй тип личности является более подходящим для Мефистофеля.

Первое упоминание Мефистофеля в классической литературе зафиксировано в драме Вильяма Шекспира «Виндзорские насмешницы». Говорить о полноценном персонаже мы не можем, но даже простое упоминание в диалоге уже подтверждает факт популярности злого духа в Средневековой Европе.

Самым популярным произведение о Мефистофеле стала поема Йоганна Гете «Фауст». Она частично построена на фольклорном рассказе о неизвестном алхимике, который продал душу дьяволу. Этот сюжет немецкий писатель расширил, добавив герою больше мотивации.

Более того, Гете внедрил философские размышления о смысле жизни и ее тленности, чего в фольклоре не могло быть из-за специфики способом изображения. В поэме Гете Фауст идет на сделку с нечистой силой для того, чтобы почувствовать мгновение наслаждения, что само по себе не должно являться ценностью.

Стоит отметить, что Гете впервые приписывает Мефистофелю возможность превращаться в пуделя. Эту черту позже использовал русский писатель Михаил Булгаков при написании романа «Мастер и Маргарита».

Черты характера Воланда дают возможность сопоставить этих персонажей. Критики с уверенностью говорят, что эти персонажи являются разными сторонами одной медали.

В операх персонаж Мефистофеля также достаточно стереотипен. В большинстве случаев партии персонажа исполняют низким голосом с характерным артистическим хохотом, которые в значительной степени гиперболизирует качества антигероя.

Именно от такого стиля воспроизведения появились фразы «мефистофелевский хохот» или «мефистофелевский смешок», которые используются для характеристики неискреннего или злого смеха. Самой известной арией Мефистофеля являются куплеты «Сатана там правит бал / Люди гибнут за металл» из оперы «Фауст».

Сегодня образ Мефистофеля используется даже в молодежной субкультуре. Мефистофель является одним из персонажей компьютерной игры «Фауст. Семь ловушек для души», а также многих сериалов, где образу злого духа придали качеств изощренного любовника.

Гете и Просвещение

Иоганн Вольфганг Гете безусловно сочетал в себе все признаки гениальности. Он был поэтом, прозаиком, выдающимся мыслителем, ярым приверженцем романтизма. Именно на нем и заканчивается одна из величайших эпох в Германии – Просвещение. Человек своей страны, Гете моментально был принят в ряды самых выдающихся немецких философов. Его острый стиль сразу же начали сравнивать с Вольтеровским.

602805 - Образ мефистофеля в трагедии гете

Экранизации

Противостояние, которое добро и зло ведут не первый век, – благодатная почва для создания сценария. Первым появлением Мефистофеля на экранах стал фильм «Замок дьявола». Режиссер, сценарист, оператор и исполнитель главной роли – Жорж Мельес. Позже автор снял короткометражки «Фауст и Маргарита», «Кабинет Мефистофеля» и «Гибель Фауста».

Жорж Мельес в роли Мефистофеля

Не менее ярким воплощением духа отрицания стал Эмиль Янингс в фильме 1926 года «Фауст». Картина основана на легендах об ученом и одноименном творении Гете.

Эмиль Яннингс в роли Мефистофеля

В 1969 году вышел первый советский фильм о помощнике дьявола. Роль искусителя досталась Юрию Яковлеву.

Юрий Яковлев в роли Мефистофеля

Демон также появляется в голливудском блокбастере «Призрачный гонщик» (2007 год). Мефистофель забирает душу главного героя в обмен на выздоровление отца. Роль коварного злодея исполнил Питер Фонда.

Питер Фонда в роли Мефистофеля

В 2011 демон стал героем аниме «Blue Exorcist». Основой мультфильма служит одноименная манга, забавные цитаты из которой поклонники заучивают наизусть. Здесь Мефистофель предстает в необычном амплуа – демон увлекается экзорцизмом и дружит с людьми.

Образ Маргариты

Маргарита – скромная девушка, наивная во многих вопросах, стала главным искушением для уже немолодого героя. Она перевернула весь мир ученого и заставила его сожалеть о том, что он не властен над временем. Сам поэт очень любил образ Маргариты в трагедии «Фауст», вероятно, отождествляя его с библейской Евой, подавшей запретный плод Адаму.

Если все годы своей жизни Фауст полагался на свой разум, то, повстречав на улице эту обычную на первый взгляд девушку, он начинает полагаться на сердце и чувства. Маргарита после встречи с Фаустом начинает меняться. Она усыпляет свою мать, чтобы попасть на свидание. Девушка не столь беспечна, как может показаться в первом ее описании. Она прямое доказательство того, что внешность может быть обманчива. Встретившись с Мефистофелем, девушка подсознательно понимает, что его лучше обходить стороной.

Образ Маргариты Гете взял с улицы своего времени. Литератор часто видел милых и добрых девушек, которых судьба бросает в крайности. Они не могут выбраться из своей среды и обречены проводить свою жизнь так, как это делали женщины их семьи. Стремясь к большему, эти девушки все больше падают вниз.

Найдя свое счастье в Фаусте, Маргарита верит в лучший исход. Однако череда трагических событий не дает ей наслаждаться любовью. Ее брата убивает сам Фауст, не желая того. Тот проклинает перед смертью сестру. На этом несчастья не заканчиваются, и, выстрадав больше должного, сойдя с ума, Маргарита попадает в тюрьму. В момент полного отчаяния ее спасают высшие силы.

602823 - Образ мефистофеля в трагедии гете

Итальянский период

Сочинитель впал в депрессию и уехал восстанавливать свои силы в Италию, страну Возрождения, шедевров да Винчи, Рафаэля, философских поисков истины. Именно там сложился его стиль письма. Он снова начинает писать рассказы и философские повествования. По возвращении Гете оставляет себе должность министра культуры и работу главы местного театра. Герцог души не чает в своем друге – Шиллере и часто консультируется с ним в важных делах политики страны.

602806 - Образ мефистофеля в трагедии гете

Значение слов митра

Бог Митра имеет индоиранское происхождение. Образ положительный, отражает дружественность, договор, согласие и солнечный свет. Но у каждого народа Митра свой. У индоариев он ведийское божество. У древних иранцев Митра фигурирует, как божество зороастризма. Митра эллинистического периода – главное божество митраизма.

Дальше богумил Катар утверждает:

«От санскритского mitra произошло Майтрея, имя бодхисаттвы в буддизме. Май Трея это Майская Троица или Святая Троица. Месяц Май — это Святой. В мае было Воскресение Исуса. То есть Митра — это одно из отражений Исуса, а Митрополь — это город Исуса или Ёросалем».

Значение слова митрополит

Вот мы и подошли к определению и значению слова митрополит. Очевидно, что слово митра является его составной частью. Отталкиваясь от этого, можно сделать обоснованный вывод. Митрополит — это правитель города Христа.

И при чём здесь Мефистофель, спросите вы. Не спешите. Послушаем книжного человека Катар дальше:

«…а поскольку, после распада империи Руси-Орды, каждый князёк желал иметь свой Ёросалем, то и митрополий появилось множество. И в каждом появился свой городской сумасшедший – митрополит, выдававший себя за Христа. То есть, такого церковного служку, которому передаётся Христово право на проповедь. Глупости. Ни один поп и близко не стоял рядом со Спасителем. Исус никаких попов вообще не знал и о них никогда не говорил».

Биография

Гете родился в 1749 году в зажиточной семье патрициев. Основы всех наук ему преподавали дома. Позже поэт поступил в Лейпцигский университет, но ему этого было мало. Он также окончил университет Страсбурга. После того как был опубликован трактат «Страдания юного Вертера», к нему пришла мировая известность.

Гете продолжительное время занимал административную должность при Саксен-Веймарском герцоге. Там он пытался самореализоваться, донести передовые идеи того века всем остальным и послужить на благо обществу. Став премьер-министром Веймара, он разочаровался в политике. Его активная позиция не давала заниматься творчеством.

Гете и Шиллер

Одним из переломных моментов в жизни и творчестве Иоганна Вольфганга стало знакомство с Шиллером. Два первоклассных автора не только вместе начинают развивать веймарский классицизм, основанный Гете, но еще и постоянно подталкивают один другого на новые шедевры. Под влиянием Шиллера Гете пишет несколько романов и продолжает работу над «Фаустом», которую так хотел увидеть Фридрих. Тем не менее «Фауст» вышел лишь в 1806 году, когда Шиллера уже не было в живых. Первая часть была создана под неустанным слежением Эккермана, личного секретаря Гете, который настаивал на выходе трагедии в печать. Вторую же часть по велению самого автора выпустили уже посмертно.

Герой всех времен

Вечный образ Фауста стал прототипом для множества героев новой литературы. Тем не менее, он как будто бы завершает целую вереницу литературных «одиночек», привыкших сражаться с жизненными проблемами самостоятельно. Безусловно, образ Фауста имеет нотки печального мыслителя Гамлета или же экспрессивного защитника человечества, отчаявшегося Дон-Кихота, и даже Дон-Жуана. На ловеласа Фауст походит больше всего своим желанием прийти к истине в оккультных науках, тайнах Вселенной. Однако в то время, когда Фауст не знает границ в своих поисках, Дон-Жуан останавливается на потребностях плоти.

У каждого из перечисленных героев, есть свои антиподы, которые делают их образы более полными и частично раскрывают внутренний монолог каждого. У Дон-Кихота есть Санчо Панса, у Дон-Жуана – помощник Сганарель, а Фауст сражается в философских баталиях с Мефистофелем.

602794 - Образ мефистофеля в трагедии гете

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: