Роман «Мастер и Маргарита», созданный Михаилом Булгаковым, – во многих смыслах необычное произведение. Переплетение библейских сюжетов с рядовой советской действительностью, неоднозначность характеров героев и их поступков, интересная любовная линия – это ещё не все. Сегодня мы поговорим о таком непримечательном с виду персонаже романа как Босой Никанор Иванович, и установим, насколько детально Булгаков проработал даже второстепенных лиц для того, чтобы создать полностью законченное, цельное произведение.
Коротко о романе
«Мастер и Маргарита» – творение, которое впервые появилось на свет в 1966-1967 годах. Оно было опубликовано в ежемесячнике «Москва». Замысел создания произведения вынашивался Булгаковым давно, ещё с 1928 года. При этом книга за время своего создания и развития сменила целый ряд названий («Копыто инженера», «Консультант с копытом» и др.), ввиду того, что первоначальная концепция и замысел еще не были до конца ясны даже самому создателю. Кроме того, время начала работы над задуманным произведением было для Булгакова неблагоприятным – он считался писателем «необуржуазным», запрещался для печати, в связи с чем физическое и психическое переутомление не могли не сказаться на плодотворности и его подходе к задуманному делу. В 1932 году роман начал приобретать форму, знакомую читателям сегодня: в нем появились Маргарита, Мастер, устоявшееся название (в 1937 году) и любимая поклонниками тема чистой, вечной, непреходящей любви, появление которой исследователи связывают с женитьбой Михаила Булгакова на Е.С. Шиловской. До последних дней своей жизни сам автор, уже практически ослепший к этому моменту, вносил в текст коррективы и исправления. После смерти супруга Шиловская положила все силы на то, чтобы издать главное детище возлюбленного; она же выступила и первым редактором. Однако, как бы там ни было, полный текст, без цензурных сокращений и изменений, был напечатан в России лишь в 1973 году.
Сюжет
Перед тем, как перейти к разговору о том, кто же такой Босой Никанор Иванович, следует в двух словах описать общий сюжет произведения. Роман представляет собой переплетение нескольких линий и двух временных пластов: библейского и 30-х годов XX века. К первому времени относятся события, вращающиеся вокруг Иешуа и Понтия Пилата, ко второму – линия любви Маргариты и Мастера, а также мистически-сатирическая история проказ Воланда (дьявола) и его свиты над москвичами (именно здесь примет активное участие Босой Никанор Иванович).
Завязка происходит на Патриарших прудах в столице, куда Воланд прибывает под видом иностранца. Он подсаживается к одному из героев романа, Ивану Бездомному, воспитанному в атеистической обстановке Советского союза, и задает вопрос о том, кто распоряжается жизнью человеческой и всем земным порядком, если не Бог. Поэт Бездомный отвечает, что за все в ответе сам человек, однако события, которые начнут разворачиваться после, все время будут опровергать высказанный Иваном тезис. В крайне динамичной, смешной, искрометной форме автором поднимутся проблемы относительности и неполноты человеческого знания, предопределенности жизненного пути, могуществе высших, неподвластных человеку сил над его жалким, по факту, существованием, скрасить которое может лишь любовь или творчество. В результате оба временных пласта соединятся в конце в один: Мастер встретит Понтия Пилата (который выступит героем его, Мастера, произведения, то есть читатель будет иметь дело с романом в романе!) в Вечности, где им будет дарованы безвременный приют, прощение, спасение.
Сделка со сдачей квартиры на Садовой
В силу занимаемой должности Босой грубоват, хитроват и жаден, эта привычка сыграла решающую роль в его судьбе. Именно жадность подтолкнула человека, который ни в чём не нуждался, к сделке с Коровьевым. В квартире Берлиоза, которая имела репутацию “нехорошей” поселился Сатана со своей свитой. Им крайне не понравился Босой – “выжига и плут”. После того, как Никанор Иванович получает от нечистой силы 400 рублей за сдачу квартиры, его преследует неприятное ощущение, но он не обращает внимание на такие мелочи. Герой тщательно прячет полученную взятку в вентиляцию в туалете. Босой остаётся доволен сделкой, но его поступок не остаётся без наказания. По приказу Воланда, Коровьев сообщает в органы о том, что в квартире председателя находится валюта, которой он спекулирует.
Споры критиков и ученых
Перед тем как обращаться к персонажу по имени Босой Никанор Иванович, хочется обратить внимание на тот интересный факт, что по сегодняшний день вокруг жанровой соотнесенности романа с какой-либо определенной категорией не утихают филологические споры. Его трактуют как философский роман, роман-миф, роман-мистерию (то есть соотносящийся с драмой Средневековья на библейскую тематику). Некоторые исследователи (Б.В. Соколов, Дж. Куртис и др.) указывают, что произведение Михаила Афанасьевича имеет уникальную природу и не может быть вмещено в рамки какого-либо одного конкретного жанра.
Внешность и характер героя
Несмотря на свою фамилию (которую автор дал герою для подчёркнуто обратной характеристики), Босой далеко не голоден и беден. Работая председателем домоуправления и являясь заведующим диетической столовой, Никанор Иванович нажил огромное тучное тело и багровое лицо. Он со своей супругой Пелагеей Антоновной имеет постоянный доход не только в виде зарплаты, но и взяток за прописку. Герой необычайно деятелен, деловит и осторожен. Он живёт взяточничеством и не считает зазорным такой вид дохода, ведь коллеги также зарабатывают на роскошную жизнь. Никанор Иванович не отличается высокими моральными принципами, он “такой же, как все”, не лучше и не хуже других.
Никанор Иванович Босой: характеристика и функции в сюжете
Итак, если говорить об этом персонаже, то необходимо заметить, что в сюжете он являлся председателем жилтоварищества на улице Садовой. Никанор Иванович Босой («Мастер и Маргарита») – образ, выступающий олицетворением всего московского общества. Он – аферист и мошенник, соглашающийся на предложение Коровьева (одного из ближайших приспешников дьявола) сдать «нехорошую» квартиру (которую сдавать нельзя) гастролеру Воланду только потому, что ему, Босому, предлагается кругленькая сумма в виде взятки. Конечно, сделано это было не просто так: валюта, для пущей безопасности и так запрятанная управдомом в вентиляцию, магическим, таинственным, непостижимым образом превратилась в иностранную, а в милицию на Никанора Ивановича от того же Коровьева поступил донос.
Полуграмотный хапуга Никанор Иванович Босой, образ которого, кажется, списан с многих реально существовавших в современной Булгакову действительности людей, в результате помещается сначала в стены НКВД, после чего вдруг прозревает, начинает верить в бога и попадает в сумасшедший дом.
Сделка с Коровьевым
После смерти Берлиоза его комнаты отошли жилищному управлению. Жильцы дома на Садовой начинают осаждать председателя просьбами прописать их на освободившейся площади. Чтобы спрятаться от назойливых просителей, Никанор Иванович заходит в «нехорошую» квартиру и обнаруживает в опечатанном кабинете покойного странного субъекта — Коровьева. Тот сообщает, что сосед Берлиоза, директор варьете Степан Лиходеев, поселил у себя приезжего артиста-иностранца, а сам уехал в Крым. Он добавляет, что Лиходеев даже передал Босому заявление, и тот действительно обнаруживает его у себя в портфеле.
Сам Коровьев представляется переводчиком артиста и просит сдать комнаты покойного Берлиоза иностранцу на неделю. За сдачу квартиры он предлагает астрономическую сумму. Босой соглашается и подписывает контракт. В благодарность переводчик дает ему взятку в 400 рублей. Позже Никанор Иванович клялся, что «деньги сами заползли ему в портфель».
Когда председатель домкома выходит из квартиры, Воланд велит своей свите от него избавиться. Коровьев звонит в НКВД и сообщает, что Босой спекулирует валютой. В настоящее время он прячет ее у себя в ванной в вентиляционном отверстии. Сам помощник Воланда представляется жильцом дома Тимофеем Квасцовым.
Вернувшись домой, Босой прячет деньги в отдушине в ванной комнате и садится обедать. Вскоре к нему приходят с обыском сотрудники органов. Они сразу обнаруживают сверток там, где указал Коровьев. Когда его разворачивают, Никанор Иванович с ужасом видит, что рубли превратились в доллары.
Босой пытается доказать, что валюту ему подсунул переводчик иностранца, но в портфеле не обнаруживается ни заявления Лихолеева, ни договора, ни денег за сдачу квартиры. Когда арестованного председателя уводят, его видит сплетник Тимофей Квасцов.
Позже он с подробностями описывает эту сцену остальным жильцам, но вскоре к нему приходит сотрудник НКВД и также уводит за собой.
Сон Никанора Ивановича Босого: анализ и значение
В эпизоде своего сна Никанор Иванович оказывается в театре, в окружении множества других, незнакомых ему мужчин, которым предлагается сдавать валюту. Страх книжного героя имел вполне реальное обоснование в жизни: с одной стороны, эта сцена была навеяна М. Булгакову рассказом его близкого друга, филолога Н.Н. Лямина. Его вторая жена вспоминала, что однажды и его «вызвали»; Николай Николаевич просидел «там» две недели. С другой стороны, в этом эпизоде отразилась реально проявившаяся в 1929 году тенденция – участились аресты, проводимые ОГПУ, целью которых было изъятие у жителей золота, драгоценностей и валюты.
Арестованных держали в заключении по целым неделям, ожидая, пока они «добровольно» не сдадут укрываемые запасы. При этом воды давали мало, а кормили специально слишком соленой пищей. Появление подобной политически острой главы, таким образом, имело вполне реальное основание; впервые она была написана в 1933 году и тогда ещё называлась «Замок чудес», после чего наиболее противоречивые и неугодные власти сцены были сглажены и переработаны.
На самом деле, в первоначальном варианте Никанор Иванович Босой, персонаж юмористический, к которому сегодня читатели испытывают даже невольную жалость, должен был быть куда более зловещим: за ним предполагалось не только взятничество, но и совершение доносов, и вымогательство. Как видно, прототипом «тучного» любителя еды и выпивки выступил вовсе не Лямин, за поворотами судьбы которого сам Булгаков наблюдал с трепетом, а кто-то из действительных членов «теплой компании» жилищного товарищества дома номер 50 по улице Большая Садовая (скорее всего, К. Сакизчи), где проживал сам Михаил Афанасьевич.
Осиненко В. А.: Тайны романа «Мастер и Маргарита» Глава 15. Сон Никанора Ивановича
ГЛАВА 15
СОН НИКАНОРА ИВАНОВИЧА
На допросе Босой признался, что брал взятки рублями, но не валютой и что в домоуправлении Пролежнев и остальные воры. Следователи, не поверив Босому о наличии нечистой силы, поместили его в клинику Стравинского.
В комнате 119 клиники Босому сделали укол и он уснул. Видит сон. В театральном зале много бородатых мужчин сидят на полу. Открывается занавес, и его приглашают на сцену сдавать валюту. Артист выясняет откуда у него 400 долларов, он отвечает: подбросила нечистая сила.
На сцене Сергей Герардович Дунчель, лет пятидесяти, говорит о том, что валюты и бриллиантов у него нет. Появляется его любовница Ида Геркулановна Ворс из Харькова, у нее от Дунче- ля хранились восемнадцать тысяч долларов и колье в сорок тысяч золотом. Назвав Дунчеля «Жадный паук и поразительный охмуряло и врун», артист-следователь отпускает его домой к жене.
А конферансье заговорил так:
Сдать тысячу долларов и двадцать золотых десяток добровольно вызвался Канавкин Николай. Ведущий по глазам Ка- навкина убеждается о его правдивости и требует сообщить о валюте его тетки Пороховниковой с Пречистенки. Что Канавкин и делает, и уезжает. Раздаются аплодисменты.
Босой просыпается с криками: «Нету! Нету! Нету у меня!», а Иван засыпает и видит Лысую Гору с оцеплением.
В редакции романа в 1938 г. не приведена глава 15 «Сон Никанора Ивановича».
Не ясно, что подразумевал автор, перечисляя богатство Дун- чиля и Канавкина.
Исследователи творчества М. А. Булгакова не отрицают, что прототип Саввы Потаповича Куролесова (ранее Прюнин Потап Петрович) В. И. Ленин. Второе лицо В. И. Ленина в романе это сам «Скупой рыцарь».
В этот период населению внушалось, что следователи ОПТУ по глазам допрашиваемых могут установить истину или неправду говорит он.
Источник
🗹