«Очарованный странник»: краткое содержание и анализ


Глава 1

Путешественники плыли на корабле по Ладожскому озеру по направлению к Валааму и вели непринужденную беседу. На одной из стоянок к их компании присоединился новый пассажир, привлекающий к себе внимание огромным ростом и богатырским телосложением. На нем была ряса. Можно было предположить, что он либо послушник, либо постриженный монах. Лет ему было за пятьдесят. Несмотря на его простодушное и доброе выражение лица, не трудно было догадаться, что он многое повидал за свою жизнь. Глаза слишком печальные и мудрые. Представился незнакомец Иваном Северьянычем Флягиным и добавил, что неоднократно погибал, но никак не мог погибнуть. Спутники просят его рассказать об этом подробнее.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.
Год написания – 1872–1873 гг., впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.

История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизм.

Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.

Направление – романтизм.

Глава 2

Родом Иван с Орловской губернии. Родился в семье крепостного крестьянина. Его отец был в услужении у графа, работал на его конюшне. Иван все детство проводил с лошадьми и знал о них абсолютно все. Мать умерла при родах. Когда мальчишка подрос, сам стал подрабатывать кучером. Во время одной из поездок ему не уступила дорогу чья-то повозка. В ней находился старый монах, ненароком задремавший. Иван, обгоняя повозку, хлестнул ее кнутом. Монах от неожиданности проснулся и выпал из телеги прямо под ее колеса. Смерть была мгновенной. Ночью явился к нему во сне убиенный и предсказал тяжелую жизнь. Много раз ему придется побывать на грани между жизнью и смертью, но смерть не заберет его, пока не придет время. После суждено ему пойти в монахи. Неприятности начались на следующий день. Пророчество начало сбываться. Он вез графа по делам. Лошади оступились и улетели в обрыв. Иван чудом выжил.

Очарованный странник — краткое содержание

Глава первая

Повествование ведется от лица путников, плывущих на корабле по Ладожскому озеру в Валаам. Корабль был вынужден зайти в пристань к Кореле, небольшому поселку, который произвел на путешественников грустное впечатление. У пассажиров заходит разговор о том, что в такое унылое место, как Корела, и надо ссылать «неудобных» людей, а не тратить денег на пересылку заключенных в Сибирь.
Слово за слово и всплывает легенда о якобы сосланном сюда за грубость дьячке, который не вынес скуки и повесился. Один из собеседников говорит, что теперь и молиться-то за него некому будет, ведь самоубийцы отлучены от церкви. И тут в разговор вступает пассажир, которого ранее никто не замечал: Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь. Он держится очень уверенно и смело и рассказывает о том, что есть и такие люди на земле, которых призвание только и состоит в том, чтобы молиться за самоубийц. Есть один попик, пьяница, в московской епархии. И о нем-то путники и просят рассказать «богатыря», и он не отказывается.

За беспробудное пьянство попика собираются отлучить от церкви и даже приготовили об этом приказ, владыке, подписавшему приказ, вдруг ночью снится сон, в котором является Сергий Радонежский и просит помиловать этого несчастного попика. Подумав, что это лишь сон, владыко не меняет своего решения, тогда же следующей ночью ему снится толпа черных теней-самоубийц, которые просят помиловать попика, так как он один за них на земле молится. Пришлось оставить этого служителя со своею миссией. Так вот…всегда таковым людям, что жизни борения не переносят, может быть полезен, ибо он уже от дерзости своего призвания не отступит и все будет за них создателю докучать, и тот должен будет их простить.

Рассказчик представляется иноком, не смотря на свой возраст в 53 года, а еще и конэсером – знатоком в лошадях, усмирителем их нравов. Я к этому от природы своей особенное дарование получил.

Герой рассказывает историю о том, как в Москве в манеже усмирял одну лошадь. Конь имел привычку седока кусать за коленную чашечку, от него много людей погибло. Никто этого коня усмирить не мог, даже иностранные специалисты. А рассказчик понял, что конь бесом одержим, вывел его на простор, сел на коня без обмундирования, только поясок от святого князя Всеволода-Гавриила из Новгорода с надписью: Чести моей никому не отдам надел на себя. В руках держал нагайку с свинцовым головком и простой муравный горшок с жидким тестом. И, яростно заскрипев зубами, разбивает наездник горшок об лоб коня и начинает его, ослепленного, стегать этой нагайкой. Таким образом, и усмирил коня, заставил на колени перед собой встать. Конь после этого скромный стал, но скоро умер, гордая очень тварь был, поведением смирился, но характера своего преодолеть не мог. Многие укротители просили рассказать, в чем же был секрет усмирения, но, когда герой показал, как он скрипит зубами, все разбежались от страха.

В монастыре же рассказчик совсем недавно, до этого в жизни он немало повидал и вынес, многое не по своей воле, а по родительскому обещанию. Путники, заинтересованные, просят рассказать героя историю своей жизни.

Глава вторая

Иван Северьяныч Флягин, так зовут нашего героя, родился крепостным в семье кучера, мать умерла при родах, так как ребенок родился с очень большой головой, от того и прозвище у Флягина было Голован. Все свое детство ребенок проводил на конюшне, а когда немного подрос, отец его, правивший шестериком при господах, посадил Ивана форейтором, то есть извозчиком, кучером. Ивану тогда исполнилось всего 11 лет. Есть у форейторов одна привычка: встречного мужика кнутом по рубахе ударить, этакое форейторское озорство. И вот однажды, везя графа и графиню по делам, встречает в дороге Иван воз с монахом спящим, он его и пристегнул кнутом, тот, всполошившись и не управившись с лошадьми, упал под копыта лошадям и под колеса воза и умер. Граф, неся ответ за своего крепостного, был вынужден заплатить монастырю, чтобы Ивана не засудили.

А в ночь после происшествия Головану снится убитый им монах и говорит, что явился он к герою от имени его матери: Знаешь ли ты, что ты сын обещанный?.. Ты богу обещан…Ты будешь много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы. И исчез монах. Иван ни одному слову не поверил и забыл про этот сон.

Через некоторое время повез Иван графа и графиню в Воронеж, а дорога в одном месте у горы очень крутая была, много там народу погибало. И Голован не справился с управлением и еле-еле затормозил у обрыва, но кони упали в пропасть все же и за ними полетел вниз и рассказчик. Опомнился он дома, где ему рассказали, что Божьей милостью он был спасен, упал на глиняную глыбу и не расшибся. А граф за то, что Голован ему жизнь с графиней спас, обещал исполнить любое его желание, тут-то бы и пороситься Ивану в монастырь и беды бы его закончились, но он, сглупив, просит губную гармонику, которую у него на следующий день украдут.

Глава третья

Иван Флягин продолжает служить у своих господ. Герой решил завести себе голубей, пару. Они выводят маленьких птенчиков. На этих птенчиков стала охотиться кошка, нескольких птенцов съела. И устроил тогда Иван этой кошке расправу, поймал ее в силок, отхлестал ее прутиком и топором хвост отсек. На следующий день горничная, которая оказалась хозяйкой кошки, узнала, что это рук дела Флягина. В итоге Ивана господа высекли и присудили ему стоять на коленях и в саду для дорожки камушки бить. Для Флягина это было унижением, и он решает покончить с собой: уходит в осиновый лесок повеситься, и почти свершилось это страшное дело, но вдруг поблизости оказывается цыган- вор, который предлагает Ивану бежать с ним, разбойничать. Рассказчик понимает, что вернуться ему нельзя и отправляется в бега вместе с новым знакомым.

Глава четвертая

Цыган же хитрым оказался: велел в доказательство того, что Иван не сдаст никому вора, из господской конюшни пару коней вывести. Конечно же, Флягину, не привыкшему к воровству, эта затея не понравилась, но приказание выполняет. На украденных конях они сбегают и оказываются под городом Карачевом. Коней здесь им приходится продать и при дележе денег цыган обманывает Флягина, тот, в свою очередь, решает пойти к заседателю, чтобы объявить себя беглым.

Писарь при заседателе предлагает Флягину бежать в Николаев и там найти себе работу, выписывает ему «отпускной вид» за сережку и крест, единственные «богатства» героя.

В Николаеве Флягин попадает в услужение к одному барину, которому для маленькой дочери нужна нянька, так как он воспитывает ее один. Иван привязывается к своей маленькой воспитаннице, растит ее, холит, но у девочки открывается болезнь, с вязанная с неправильным ростом костей, и врачи рекомендуют сажать ее в песок, чтобы ножки выравнивались. Флягин выполняет все указания докторов и ходит каждый день на берег лимана с девочкой.

Однажды он задремал, пока ребенок в песке играл, очнувшись, увидел возле девочки женщину, барыню, которая представляется матерью его воспитанницы. Сжалившись над чувствами женщины, Флягин разрешает видеться каждый день ей с дочерью. Пока однажды барыня не пришла на свидание к дочери с мужчиной, ремонтером, офицером, который предлагает Ивану тысячу рублей за то, чтобы тот отдал ребенка матери. Флягин отказывается: …взялся хранить дитя, и берегу его. Но у героя появляется желание подзадорить ремонтера, так сказать, развеять свою скуку, то чувство, которое тяготит его существование.

Глава пятая

Герои начинают драться, но офицер, поняв, что ни деньгами, ни сражением Ивана не сломить, хватает барыню и уводит с собой, женщина рвется к ребенку и Флягин, не выдержав этой сцены разлучения дочери с матерью, предлагает забрать девочку, но и его уж тогда с собой, иначе барин его убьет. Бегут герои в Пензу. Там офицер, понимая, что с беглым крепостным Иваном у него могут быть проблемы, дает ему 200 рублей и отпускает героя куда глаза глядят.

Флягин отправляется в трактир, а после прогуляться. И видит, что за рекой происходит ярмарка, татары торгуют конями. Среди всех татар особенно выделялся один, хан Джангар, он в степи все равно что царь, первый степной коневод. Он продает огромное количество коней и на торг выводит кобылицу, которая у Флягина, как у любителя и ценителя конной красоты, вызывает удивление. Кобылицу называют «заветной», просто так она не продается, за нее покупатели должны устроить между собой состязание. Выходят двое татар: Бакшей Отучев и Чепкун Емгурчеев. Они начинают друг друга нагайками бить, а окружающие их люди делают ставки, кто же из них победит и кобылицу себе заберет. Наблюдая все это, Флягин думает, что он тоже хотел бы за такую прекрасную кобылу сразиться. Но Емгурчеев побеждает в этой схватке, и кобылица достается ему.

Глава шестая

После этого состязания хан Джангар выводит на продажу каракового жеребенка. Как оказалось, на этих торгах был и ремонтер, которому отдал Иван девочку. Ремонтер хочет купить этого жеребенка. Иван предлагает ему заплатить столько, сколько хан требует, а сам Флягин выйдет на состязание за этого коня. Соперником выступает известный всем татарин Савакирей. Но Флягину удается победить Савакирея, более того от усердия и амбиций, не терпя унижения, татарин умирает в этой схватке. И что удивительно, не татары, а именно русские собираются осудить Флягина за убийство.

Но татары – народ справедливый, скрывают Флягина и уводят его с собой в степи, где суждено герою прожить целых десять лет. Коней у татар лечил и женщинам помогал. Забирает его к себе хан Емгурчей. Татары, видя пользу от действий Ивана, не отпускают его больше на родину, держат в плену. А когда он сбежал, поймали и «подщетинили»: срезали пятки, насыпали туда жесткого конского волоса и зашили снова. Так человек после этой процедуры не то, что ходить, ползать мог еле-еле. Остается Флягин в услужении у татар, они его женят на бывшей жене Савакирея, а затем вторую жену дают. От этих женщин у Флягина дети родились, но он их своими не считает, так как они некрещенные и не по христианскому обычаю воспитаны.

Зная, что Флягин вроде лекаря, хан Агашимола, соседствующий неподалеку, просит у Емгурчея Ивана для лечения жены на некоторое время, а сам взял да и не отдал его больше, угнал в другую степь, где на долю нашего рассказчика выпадают новые испытания.

Глава седьмая

Очень горюет по родной стране Флягин в плену у Агашимолы. Кругом одна лишь степь, от которой у героя сердце изнывает.

«Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь»

Чувство тоски является основным в мироощущении Флягина:

«…и дождешься ночи, выползешь потихоньку за ставку…и начнешь молиться…и так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали – утром травку увидишь»

И все же Ивану удается сбежать от татар. Как это случилось, он рассказывает далее.

Глава восьмая

Герой совершенно отчаялся вернуться в родную страну: живу, как статуй бесчувственный и больше ничего. Однажды узнает, что в стан к татарам пришли двое белых людей духовного звания и по приказу царя должны обратить в свою веру кочующие народы. Услышав родную речь, Иван бросается в ноги к духовным отцам и просит спасти его, вызволить из плена. Но они отказывают ему, говоря, чтобы он терпел раз христианин, что у них иная миссия:…твоей душе и без нас врата в рай открыты, а эти (татары) во тьме будут, если мы их не присоединим, так мы за них должны хлопотать.

Татары долго этих людей слушать не стали, убили, голову отрезали и крест на ней вырезали в назидание всем остальным, желающим их в веру обратить.

Глава девятая

Прошел год после вышеописанного случая. И вот снова пришли в стан к степнякам два человека, говорили, что из Хивы пришли коней закупать и хотят там у себя дома с кем-то войну затеять. И все татар против русских настраивают. Просят эти два человека. Чтобы татары им коней за реку перегнали, а там уж они с ними щедро расплатятся. Татар просто так не проведешь, сомневаться начали. Тогда эти неизвестные стали пугать степняков, что, если они им не помогут, то нашлют они на татар гнев своего бога Талафы. И если они все еще сомневаются, то Талафа этой ночью свою мощь покажет.

Ночью вдруг стало все небо в огне: как птица огненная, выпорхнула с хвостом, тоже с огненным, и огонь необыкновенно какой, как кровь красный, а лопнет, вдруг все желтое сделается и потом синее станет.

Пока татары смотрели на небо, эти двое мужчин угнали лошадей, целый табун. Татары, увидев это, бросились все за ними вдогонку. И Иван понял, что это его шанс спастись. Он видит, что это всего лишь фейерверк, забирает оставленный мужиками ящик с петардами и пугая оставшихся жителей взрывами, быстро крестит их в реке, обращает в свою веру. В фейерверках он нашел вещество, которое очень жжет кожу, стал его прикладывать к своим пяткам и вместе с гноем выпарил щетину, которую ему десять лет назад татары туда зашили. После наложил на всех в стане епитимью, чтобы молились за него из юрт не выходили, а сам в это время ушел.

Три дня он скитался и наконец увидел русских людей. Все им рассказал наш герой. После ночевки с ними отправляется в Астрахань, где запил страшно и очнулся уже в остроге в другом городе, откуда его пересылают, как беспаспортного, в свою губернию к бывшим хозяевам, графу и графине. Те, не желая с ним иметь никаких дел, выправляют ему паспорт и отправляют на все четыре стороны. Иван получил полную свободу.

Глава десятая

Иван отправляется на ярмарку, где один цыган мужикам лошадей продает и обманывает, что лошади не порченные. Флягин, будучи знатоком лошадей, помог этому мужику выбрать правильную лошадь. После этого случая к Ивану Северьянычу стали обращаться за помощью покупатели лошадей, ему стали платить хорошие деньги, которые он пропивал в кабаке. Когда слава о Флягине прогремела по ярмаркам, к нему приехал один князь и просил обучить его искусству выбора коней и обещал за это заплатить 100 рублей. Иван Северьяныч долго объяснял, как нужно выбирать лошадей, на что обращать внимание, но князь накупил такого сброду, что страшно было смотреть на таких коней. После этого князь пригласил нашего героя к себе конэсером служить. И проработал у этого князя Иван целых три года. Князь шутить любил и называл Флягина почти полупочтенным, относился к рассказчику как к партнеру. Все было хорошо и складно для Ивана Северьяныча в жизни и работе у этого князя, вот только с определенной периодичностью наш герой срывался и делал «выход» для пьяного разгула: раз в месяц пропадал на несколько дней и проматывал много денег. Однажды такой «выход» сделал, что самому страшно и больно вспоминать до сих пор.

Глава одиннадцатая

С завода у князя была куплена кобылица Дидона, которая особенно по душе была Флягину, он даже из конюшни не выходил, все любовался ею и ласкал.

В это время две ярмарки проходило и князь с Флягиным должны были на обеих присутствовать. Флягину приходит приказ от князя прислать тому Дидону на продажу. Ослушаться князя нельзя, но и не горевать по любимой кобылице невозможно. Иван Северьяныч отправляется заливать свою грусть водкой в трактир, там он знакомится с преинтереснейшим человеком, пьяницей беспробудной, но философом необыкновенным. Флягин спрашивает, почему же этот человек бросить пить не может, на что тот отвечает: …если я эту привычку пьянствовать брошу, а кто-нибудь ее поднимет да возьмет: рад ли он этому будет или нет? В этом и счастье свое он видит, что других спасает от этого порока.

«И сам ты если какую скорбь от какой-нибудь страсти имеешь, самовольно ее не бросай, чтобы другой человек не поднял ее и не мучился; а ищи такого человека, который бы добровольно с тебя эту слабость взял»

Флягин удивился, где же взять такого человека, который добровольно захочет на себя этот порок взять. Его собеседник отвечает, что он таков есть, может избавить героя от любого недуга. Флягин просит избавить его от пьянства. Собеседник говорит, что он магнетизер и что Иван должен следовать его указаниям, если хочет избавиться от пьянства. Рассказчик соглашается. И магнетизер в этот вечер так напоил нашего героя, что их обоих из трактира выставили.

Глава двенадцатая

Оказавшись на улице, магнетизер обещает дать новое понятие и представление о жизни Ивану Северьянычу: …ты постигнешь красу природы совершенство. Странный попутчик – магнетизер начинает водить над Флягиным руками и слова использует замысловатые, «божественные», потом привел его к какому-то дому, дал в рот кусок сахару, от которого в ясное сознание пришел наш повествователь. А магнетизер исчез куда-то. Флягин не понимает, где он находится и решает зайти в дом, возле которого оказался, спросить дорогу домой.

Глава тринадцатая

Входит Иван Северьяныч на крыльцо и видит цыгана, который дает деньги магнетизеру и отправляет его через черный ход выходить, а рассказчика просит цыган в дом зайти, отдохнуть. В доме толпится много народу: офицеры, ремонтеры, купцы. Цыганки молодые в кругу танцуют и поют, особенно привлекала внимание одна девушка:

«…даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет, и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем. Любопытная фигура!»

Все любуются только ею, называют цыганку по имени, Грушей, просят ее спеть и станцевать. Флягин совершенно очарован ее красотой, за ее танцы бросает ей под ноги все крупные деньги, которые у него с собой имелись:

« Она на меня плывет, глаза вниз спустила, как змеища-горыныще, ажно гневом землю жжет, а перед ней просто в подобии беса скачу, да все, что раз прыгну, то под ножки ей мечу лебедя…не ты ли, проклятая, и небо и землю сделала?»

Глава четырнадцатая

После этого «выхода» рассказчик, действительно, больше не пил никогда в жизни, как и обещал магнетизер. Вернувшись от цыган, Иван проспал в конюшне очень долго.

Когда же князь позвал его к себе для отчета, куда Флягин все деньги дел, наш герой покаялся, что на очарование женщиной все спустил, и что просит наказать теперь его. Князь же отвечал, что понимает Ивана, потому что сам за Грушу в табор полсотни тысяч отдал: Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесет, что за все царство от нее не вылечишься, а она одна в одну в минуту от нее может исцелить. Груша у князя теперь живет, а ему для счастья ничего больше не нужно.

Глава пятнадцатая

«Мой князь был человек души доброй, но переменчивой. Чего он захочет, то ему сейчас во что бы то ни стало вынь да положи…а потом, когда получит, не дорожит счастьем»

За Грушу он дал много денег, которые ему пришлось одолжить. Теперь нужно было долги возвращать. Приходится ему придумывать всякие способы по добыванию средств, к Груше с каждым днем все холоднее и холоднее становится. А вот Ивана он просит почаще бывать у цыганки, чтобы ей не скучно было, к тому же она в положении находится. А князь то лошадей снова продавать начнет, то мельницу строить, то шорную мастерскую откроет, а от всего этого долги только росли.

Дома он появляется все реже, Груша страдает и просит Ивана Северьяныча проследить за князем: не завел ли он себе в городе другую женщину.

У князя до того, как появилась Груша, была жена, секретарская дочка, Евгенья Семеновна. С князем у них общая дочка была. Он купил этой барыне дом, когда у него еще деньги водились. Иван Северьяныч с ней тоже был в хороших отношениях, решил к ней заехать узнать, не вернулся ли к ней князь. Евгенья Семеновна рассказывает, что князь в аренду берет суконную фабрику и прислал ей письмо, что сегодня к ней заедет. Как раз в то время, когда Флягин был у барыни, князь и приехал. Иван Северьяныч ушел в гардеробную поговорить с горничной, своей старой знакомой, и стал свидетелем необычного разговора князя с барыней.

Глава шестнадцатая

Князь приехал просить денег у Евгении Семеновны, двадцать тысяч, для задатка на открытие фабрики. А барыня рекомендует князю, пока его богачом считают жениться на дочери предводителя, тогда капитал его увеличится, только подумать надо, как от цыганки избавиться. Ничего; дом куплю, Ивана в купцы запишу, перевенчаются и станут жить.

После этого разговора, князь отправляет Флягина в другой город сукна для фабрики выбирать, так что Иван Северьяныч не успел с Грушей переговорить. А когда вернулся он, то оказалось, что Груша исчезла. Никто не знает, где она, только одна дворовая старушка сказала, что дней 10 назад уехала цыганка с князем и больше не возвращалась. А князь тем временем свадьбу сыграл.

Флягин отправляется искать Грушу, ходит по ближним поместьям и лесам, отчаявшись, начинает в голос звать ее и …вдруг на меня из темноты ночной как что-то шаркнет!.. И прямо на мне повисло и колотится…

Глава семнадцатая

Это была Груша. Цыганка утратила всю свою красоту, была в разорванном платье, царапинах:

«Это меня так убрал мил-сердечный друг за любовь к нему за верную: за то, что того, которого больше его любила, для него позабыла и вся ему предалась, без ума и без разума, а он меня за то в крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь…»

Глава восемнадцатая

Рассказала Груша, что до нее дошли слухи, что собрался князь жениться. Очень горько было цыганке от измены и предательства. Но князь вернулся домой и несколько дней задумчив был, а потом вдруг ласков стал и позвал Грушу в коляске покататься. Поехала она, не задумываясь, а он привез ее в лес на какое-то подворье и оставил там. Пыталась она сбежать оттуда, но получилось это сделать только хитростью, теперь же она просит Ивана Северьяныча сделать для нее кое-что, иначе она убьет и молодую жену князя и саму себя с младенцем в утробе, от того душу свою погубит навеки.

Груша просит, чтобы Флягин убил ее, он любит ее, как сестру, и понимает всю трагедию ее жизни. Рассказчик заставил ее молиться и столкнул в реку с крутого берега.

Глава девятнадцатая

Обезумев от содеянного, Флягин видит, как за ним гонится ужасно большой и длинный, и бесстыжий, обнагощенный бес, а сам рассказчик зовет к себе ангела-хранителя. Думает же Иван Северьяныч только о душе Груши, и она ему является в виде ангела с крылышками и путь указывает.

Встал герой и пошел по дороге, а навстречу ему печальные старик и старуха, рассказывают, что их единственного сына в рекруты забирают, а откупить его нечем. Флягин предлагает представиться их сыном и пойти служить под именем Петра Сердюкова. Так и порешили. Отправляют Ивана Северьяныча под новым именем служить на Кавказ, где он пробыл 15 лет.

Однажды в погоне за татарами удалось проявить себя Ивану Северьянычу. Татары ушли за реку Койсу и оттуда стали палить по русским войскам. Взводу русских солдат нужно было наладить мост через эту реку, чтобы усмирить татар. Но ничего не получалось, обстрел со стороны противника был сильным. Несколько солдат, вызвавшихся переплыть реку, погибли под обстрелом.

Полковник, командующий этим взводом, понимающий, что дело совсем плохо говорит: Нет ли из вас кого такого, который на душе смертный грех за собой знает?.. как бы ему хорошо теперь своей кровью беззаконие смыть?

Вызывается Флягин, с мыслью о Груше, не задумываясь о своей безопасности, ныряет в воду и каким-то чудом достигает противоположного берега. Так и мост справили.

После этого полковник расспрашивает Флягина, что же за грех у него на душе, но после рассказа Ивана Северьяныча, не верит ни единому слову и считает, что просто он все придумал. А за храбрость производит Флягина в офицеры. Через некоторое время рассказчик уходит в отставку.

В отставке Флягин идет в артисты, в Петербурге в балагане на Адмиралтейской площади служит. Играет по большей части демонов. Но и оттуда он быстро уходит. Казус произошел: оттаскал одного актера за волосы за то, что тот насмешник был и злой выдумщик, все время смеялся над одной девочкой, которая фею играла. За то и выгнали Ивана Северьяныча из театра.

После немногих раздумий рассказчик отправляется в монастырь. Нарекается именем «отец Измаил», при лошадях его извозчиком поставили при том монастыре.

Глава двадцатая

Путникам, которые все это время слушали жизнеописание Ивана Северьяныча Флягина, кажется, что уж в монастыре напасти никакие не ожидали повествователя. Но они ошибались.

Флягин рассказывает, как многократно его бес искушал, пока герой его не пересилил.

Иван Северьяныч открывается в монастыре одному старцу, что ему все Груша является. Старец же посоветовал против такого искушения противостоять: молиться, изнурять себя постом, и как только дьявол этот подвиг увидит, сразу же отступит: Ужасно ведь, как он боится, чтобы человека к отраде упования не привести.

Флягин говорит, что большого беса он быстро от себя отвадил, а вот маленькие бесенята много ему хлопот доставили.

Однажды в лесу, недалеко от монастыря повесился один жид, и стала душа этого самоубийцы в обители являться и вздыхать. Стала эта душа и Флягину являться, спать ему мешала. Звонарь местной колокольни посоветовал Флягину поставить вместо своей двери старую церковную дверь, рассказчик послушал этого совета. Но ночью душа неупокоенная снова к нему явилась и дверь эту снесла, Флягину это надоело, он схватил топор и треснул со всей мочи по созданию, которое оказалось у него в конюшне, на следующее утро оказалось, что он корову зарубил. Так бесенята его подставили.

За это происшествие поставили Ивана Северьяныча у решетки для возжигания свечей стоять, чтобы чаще на службах бывать. Однажды, ставя свечки, Флягин случайно уронил одну из них, начав поднимать ее, уронил еще несколько, а затем еще несколько. Разозлившись, и оставшиеся свечи рассказчик снес рукой.

Получает наказание Флягин за такое поведение во время службы: опустили его в пустой погреб. Еду и книги приносят ему другие монахи. И, находясь в таком заточении, Иван Северьяныч открывает у себя дар провидения. Через некоторое время отпускают Флягина на богомоление на Соловки, вот туда и держит сейчас путь наш рассказчик. И предсказывает он, что скоро война будет, и он воевать снова пойдет, поэтому хочет благословение у святых Зосимы и Савватия получить.

Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом.

Глава 3

На конюшне появились новые питомцы, парочка голубей. Вскоре у пары появилось потомство, которое очень привлекло одну кошку, повадившуюся охотиться на птенцов. Иван выследил ее и отрубил ей хвост. Не знал он, что у кошки есть хозяйка, горничная самой графини. Повели Ивана на расправу в контору, где назначили наказание. Сначала выпороть как следует мерзавца, а потом идти в сад и бить камушки для дорожек. Такое наказание Иван не мог стерпеть, невмоготу ему было. Решил он повеситься. Выбрал сук понадежней, накинул петлю на шею, попрощался в мыслях со всеми, но самоубийству помешал, проезжающий мимо цыган. Перерезал он веревку и позвал с собой бродяжничать и разбойничать.

Глава 6

На кону стоял караковый жеребец. За него и предстояло биться богатырям. Соперником Флягина был Савакирей. Истязали они друг друга плетками долго, до изнеможения. Пока Савакирей не упал замертво. Иван вышел победителем. У татар претензий к русскому не было. Соревнования прошли по правилам. Зато русской полиции не понравился исход битвы. На их взгляд это было убийство. Хотели они его посадить под арест, но Иван вовремя сбежал вместе с татарами. Так оказался он в степи, вдали от родины. Прошло пять лет. Затосковал Иван по дому. Татары подстраховались, чтобы он от них не сбежал, провели жестокую операцию. Разрезали на пятках кожу, вшили туда конские волосы. Ходить после этого стало невозможно. Иван передвигался на щиколотках. Больше они его ничем не обижали. Даже подарили несколько жен. Вскоре Ивана перекупил другой хан, Агашимола.

Глава 7

Тоска по родной деревне все усиливалась. Жены не радовали, дети от них тоже. Не считал он их своими. Некрещеными они были. Поэтому и относился к ним как к чужим. Однообразие степей начало раздражать. Конина уже в рот не лезла. Так хотелось снова ощутить вкус гуся или утки. Флягин вспоминал вечно подвыпившего священника Илью, по большим праздникам ходящего от одного дома к другому, где каждый был рад угостить желанного гостя. Жизнь с татарами была совсем непохожа на ту, которую он так любил. Ночами, когда все ложились спать, уходил Иван в степь и потихоньку молился, по-своему, по-христиански.

Глава 8

До Ивана дошли слухи, что в татарскую орду пожаловали двое христианских проповедников. Еле дошел он до них, чтобы увидеться и обратиться с просьбой. Упал он к ним в ноги, взмолился, чтобы выкупили они его у татар. Проповедники были бедные люди. За пазухой ни гроша. Не могли они выкупить Ивана при всем желании помочь несчастному. Вскоре после этого разговора, Флягин находит одного из них мертвым. Татары постарались. Не любили они навязывания чужой веры. Иван предал тело убиенного земле, как положено, по-христианским традициям. Второй проповедник бесследно исчез.

Глава 9

Прошел еще год. К татарам пожаловали новые гости с загадочными ящиками. Два человека в чалмах и ярких одеждах. Пришли они с целью прикупить лошадей и настроить татар против русских. Чтобы татары не напали на них и не убили, они начали пугать их огненным богом, давшим им огонь. Огненное светопреставление, устроенное чужеземцами, напугало коней. Они бросились врассыпную. Татары за ними. Иван понял, что в ящиках находились фейерверки. Он запустил их и так напугал татар, что те решили покреститься. При помощи едкого вещества ему удалось вывести из пяток конский волос. Как только ноги полностью зажили, Иван зажег самый большой фейерверк и под шумок сбежал. Татары, боясь священного огня, не рискнули бежать за ним. Так Иван оказался в Астрахани. На радостях он напился и попал в местную тюрьму. После этого его сослали на родину, в Орловскую губернию.

LiveInternetLiveInternet

Томаовсянка

все записи автора

Очарованный странник

ГЛАВА I

Судно, идущее по Ладожскому озеру от острова Ковевца к Валааму, по пути причаливает у Корелы, и пассажиры из любопытства едут на лошадях в этот пустынный и бедный, хотя и очень старый русский поселок. Отправившись дальше, пассажиры рассуждают, зачем “неудобных в Петербурге людей” ссылать далеко, когда совсем рядом есть такое место, где апатия населения и скупая, невзрачная природа одолеют всякое свободомыслие. Кто-то из пассажиров, путешествующий здесь часто, рассказывает, что в раз- ное время сюда действительно ссылали, да только все ссыльные долго тут не выдерживали. Один, например, повесился. “И прекрасно сделал”, — заметил пассажир, “склонный к философским обобщениям и политической шутливости”. Другой, по всей видимости купец, человек религиозный, возражает — ведь самоубийцы целый век будут мучиться. За них даже никтомолиться не может. И тут против обоих оппонентов выступил пассажир, на которого как-то не обращали внимания, что было странно. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в по-слушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому нашему сопут-нику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого”. Видно было, что это человек бывалый, много повидавший. Держался он смело и самоуверенно, хотя и несколько развязно. Он заявил, что есть такой человек, который облегчает положение самоубийц. Это попик-пьяница в одном селе московской епархии, который молится за самоубийц. Его было чуть не расстригли. Говорят, что уже было решение лишить его места. Попик от горя даже перестал пить и решил покончить с собой — в таком случае владыко сжалится над его семьей и даст дочери жениха, который и займет его место. А епископ однажды после трапезы задремал и видит, будто к нему в келью входит преподобный Сергий и просит пожалеть недостойного попика. Епископ решил, что это был просто сон, и ничего делать не стал. Вот он снова ложится спать, и снится ему, как воинство под темным знаменем волочет за собой толпу скучных теней, и все они кивают грустно владыке и просят: “Отпусти его! — он один за нас молится”. Епископ призывает к себе этого самого попика, и тот сознается, что да, действительно молится за самоубийц. Владыко благословил попика и опять его на место отправил. В процессе разговора выяснилось, что разговорчивый пассажир всего лишь инок, а когда-то был конэсером, то есть он знаток лошадей и состоял при ремонтерах для их руководствования, отобрал и отъездил не одну тысячу коней. Пассажир говорит, что в своей жизни многое испытал, ему довелось быть и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и его увечили. А в монастырь пришел всего несколько лет назад. “Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть”, — говорит он. Тут все подступили к нему с просьбой рассказать о своей жизни. Тот согласился, но только рассказывать он будет с самого начала.

ГЛАВА II

Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин начал свой рассказ с того, что он происходит из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Мать его умерла при родах, отец его был кучером, и вырос мальчик при отце на кучерском дворе. Вся его жизнь проходила на конюшне, он полюбил лошадей и хорошо их изучил. В одиннадцать лет его стали использовать как форейтора, а поскольку физически он был еще довольно слаб для дальней дороги, то его привязывали ремнями к седлу и к подпругам. Это было очень тяжело, в дороге, бывало, он даже терял сознание, но постепенно привык. У форейторов была дурная привычка — стегать кнутом того, кто загораживает дорогу. Вот так однажды Иван, когда вез графа в монастырь, убил одного старика, спавшего на возу. Граф уладил дело с игуменом, отправив осенью в монастырь обоз с овсом, мукой и сушеными карасями. А ночью приходит к Ивану во сне тот монах, которого он засек, и плачет. Он сообщает Ивану, что тот был у матери моленып сын и обещанный. То есть мать обещала его Богу. “Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и тогда ты вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”, — сказал монах и исчез. Через некоторое время граф с графиней решили повезти дочь в Воронеж к врачу. В селе Крутом остановились покормить коней, и снова появился тот монах и посоветовал Ивану поскорее проситься у господ в монастырь — они его отпустят. Иван не захотел. Вместе с отцом они запрягли лошадей и поехали, а там была очень крутая гора, сбоку обрыв, где погибало много народу. При спуске лопнул тормоз, и весь шестерик понесся вниз к обрыву. Отец спрыгнул с козел, а Иван бросился на дышло и повис на нем. Передовые лошади сгинули в пропасти, а экипаж остановился, упершись в коренников, которых Иван дышлом подавил. Тут вдруг он опомнился и от страха и сам полетел вниз. Но чудом остался в живых — сорвался на глиняную глыбу и скатился, как на салазках. Граф предложил Ивану, у которого прозвище было Голован, просить все, что захочет, а он по глупости попросил гармошку, да тут же и бросил ее.

ГЛАВА III У себя в конюшне Голован завел парочку голубей. Появились птенчики. Одного Голован сам случайно задавил, лаская, а второго съела кошка, которая повадилась лазать к голубям. Он ее поймал и отрубил ей хвост. Оказалось, что это кошка графининой горничной, Голована повели в контору к немцу-управителю, велели высечь и поставили бить камешки молотком для дорожек в саду. Этого он уж стерпеть не мог и решил повеситься. Пошел с веревкой в лес, все наладил, соскочил с сука — и упал на землю, а над ним стоит цыган, который и перерезал веревку. Тот позвал его с собой. “А вы кто такие и чем живете? Вы ведь небось воры? …А при случае вы, пожалуй, небось и людей режете?” Именно все так и было. Иван подумал-подумал, махнул рукой, заплакал и пошел в разбойники.

ГЛАВА IV

Хитрый цыган, чтоб не дать парню опомниться, и говорит, что для того, чтобы он ему поверил, пусть он выведет из графской конюшни пару лучших коней. Они скакали всю ночь, потом коней продали, и цыган обманул Голована, дав ему почти что ничего. Парень пошел к заседателю объявиться, что он беглый крепостной, а писарь, которому он рассказал свою историю, и говорит ему, что за плату сделает ему отпускной вид. Пришлось отдать все: серебряный целковый, серьгу из уха и нательный крест. Голован пришел в город Николаев и стал там, где собирались искавшие работу. Огромный-преогромный барин, больше самого Ивана, всех от него оттолкнул, схватил за обе руки и поволок за собой. Дома расспросил его, кто он и что, и, узнав, что он жалел голубят, очень обрадовался. Оказалось, он нанимает Голована в няньки. От него убежала жена и осталась маленькая дочка, а ухаживать некому. “А как я в этой должности справлюсь?” — Пустяки… Ведь ты русский человек. Русский человек со всем справится”, — говорит новый хозяин. Купили козу, и Иван стал нянькой и очень привязался к ребенку. Так продолжалось до лета. Иван заметил, что у девочки кривоватые ножки — он стал носить ее к лиману и по совету лекаря закапывать ножки в песок. Но однажды вдруг появляется дама, мать девочки, и начинает просить, чтобы Иван отдал ей дочь. Голован ни в какую. На следующий день он снова берет с собой козу и ребенка и отправляется к лиману. А барыня уже там. И так изо дня в день, довольно долго. И вот наконец она приходит последний раз — прощаться и говорит, что ее ремонтер сам сейчас придет. Он очень много выиграл в карты и хочет дать Ивану тысячу рублей в обмен на ребенка. Иван не соглашается. И вот видит Иван — идет по степи улан-ремонтер, такой осанистый, руки в боки… Поглядел Иван на улана и думает: “Вот бы мне отлично с ним со скуки поиграть”. И решает он, если только улан скажет что-то не то, Иван ему нагрубит, а там, может, и до драки дело дойдет, чего Ивану очень хотелось

ГЛАВА V

Стоит Иван и думает, как бы ему лучше этого офицера раздразнить, чтобы он сам стал на него нападать? А барыня жалуется, что, мол, ребенка не отдают. Ремонтер гладит ее по головке и говорит, что, мол, ничего, сейчас он деньги покажет, у Ивана глаза и разбегутся, а если нет, то он просто силой отберет ребенка. Он подает Ивану пучок ассигнаций, а тот вырвал бумажки, поплевал на них да и бросил — мол, поднимай сам. Ремонтер покраснел и бросился на Ивана, но с ним разве кто справится при такой комплекции. Он только слегка пихнул ремонтера, тот и полетел. Этот ремонтер хоть и был физически слаб, но характером горд и благороден. Он не стал подбирать с земли своих денег. Иван кричит ему, чтобы подобрал, но он не поднял, а бежит и хватается за дитя. Иван взял девочку за вторую ручку и говорит: “Ну, тяни его: на чью половину больше оторвется”. Ремонтер выбранился, плюнул Ивану в лицо, отпустил ребенка и тянет за собой барыню, а та рыдает, повернулась лицом к дочери и тянет к ней руки, “точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти”… И тут от города бежит барин, отец девочки, палит из пистолета и кричит: “Держи их, Иван! Держи!” А Иван вместо этого догнал барыньку с уланом и отдал им ребенка; попросил только, чтобы и его с собой увезли, потому что барин его правосудию сдаст, у него паспорт поддельный. Приехали в Пензу, а офицер и говорит Ивану, что не может его при себе держать, ведь у него нет паспорта. Дал он ему двести рублей. Ивану очень не хотелось никуда идти, он очень девочку любил, но делать нечего. Попросил только, чтобы улан ударил его за то, что там, у лимана, побил его. Офицер лишь рассмеялся. Решил Иван идти и сдаться в полицию, а прежде выпить чаю в трактире. Долго пил, потом пошел походить. Перешел реку Суру, а там стоят конские косяки и при них татары в кибитках. Вокруг самой пестрый толпится народ: штатские, военные, помещики. Посереди сидит на пестрой кошме длинный степенный татарин в золотой тюбетейке. Это был, как узнал Иван, хан Джангар, первый степной коневод. Его табуны ходили от самой Волги до самого Урала. Хотя вся эта земля и принадлежит России, но царит там хан Джангар. В это время татарчонок пригнал к хану необыкновенной красоты и стати белую кобылку. Начался торг. Вскоре все отказались, кроме двоих — эти уже начали предлагать не только деньги, но и седло, и халат, и даже дочь. Тут все татары стали кричать, чтобы до разорения друг друга не довели. Русский, стоявший рядом с Иваном, объясняет ему, как будет дело решено. Хану Джангару дадут, сколько он просит, а кому коня взять, с общего согласия наперепор пустят. Объяснять, что это такое, сосед не стал, сказал, что увидит сам. Оба соперника, раздевшись до пояса, сели на 304 землю друг против друга и взялись левой рукой за левую, ноги растопырили и уперлись ступнями. Каждому подали по нагайке, и они стали цруг друга хлестать. Сосед Ивана между тем объяснял ему тонкости — как надо бить, чтобы продержаться дольше соперника. Кто победит, тот возьмет кобылу. Победивший, весь в крови, положил кобылице на спину свой халат и бешмет, сам животом на нее вскинулся и уехал. Иван хо-ел уже уходить, но его новый знакомый задержал его — должно случиться что-то еще.

ГЛАВА VI

Все так и вышло. Прискакал татарчонок на караковом жеребце, какого и описать нельзя. Снова начался горячий торг. Среди толпы был и знакомый ремонтер, но он даже и не надеялся получить этого коня. Иван предложил ему заполучить его — он будет пороться с соперником. И победил. Он запорол соперника до смерти, о чем сообщил пораженным пассажирам добродушно и бесстрастно. Увидев ужас у них в глазах, счел нужным дать пояснение. Этот татарин считался первым батыром во всех Рунь-песках, поэтому не хотел уступить ни за что, а Ивану очень помог грош, который он сунул в рот. Он его все время грыз, чтобы боли не чувствовать, а “для рассеянности мысли” в уме удары считал, хотя потом и сбился со счета. Ивана русские решили вести в полицию. Он бросился бежать, скрылся в толпе, а татары помогли ему. И вместе с татарами Иван ушел в степи, где и пробыл одиннадцать лет не по собственному желанию. Татары обращались с ним хорошо, но чтобы он не убежал, произвели над ним жестокую операцию: срезали пласт кожи на пятках и набили туда рубленого конского волоса, потом раны закрыли и зашили. После такой манипуляции человек не мог ступить на пятку, мог ходить только враскоряку или на коленях. И при этом татары обращались с ним хорошо, дали ему жену, потом еще одну, а у другого хана, у Агашимолы, который украл Ивана у Отучева, ему дали еще две жены. Этот Агашимола был из дальней орды и позвал Ивана полечить его ханшу, за что обещал хозяину Ивана много голов скота. Тот его и отпустил. А Агашимола его обманул — поскакал с Иваном совсем в другую сторону. Пассажиры поинтересовались, что еще произошло с Иваном. Тот продолжил рассказ. ГЛАВА VII Агашимола больше уже не отпустил Ивана. Он дал ему еще двух жен. Иван их не любил. Все жены нарожали ему детей, которых он своими не считал, потому как не крещены. Родительских к ним чувств никаких не испытывал. Очень тосковал по России. Кругом степь и степь… Иногда чудился монастырь или храм, тогда Ивану вспоминалась крещеная земля, и он плакал. Иван описывает жизнь и быт татар на солончаках над Каспием. Вспоминает, как молился — так молился, что “даже снег инда под коленами протает и где слезы падали — утром травку увидишь”. “А все прошло, слава богу!” — молвил он, сняв свой монастырский колпачок и перекрестясь. Всех интересовало, как же Ивану Северьянычу удалось выпрацить свои пятки, каким образом он убежал из татарских степей и попал в монастырь? И тот продолжил свой рассказ.

ГЛАВА VIII

Пленник потерял всякую надежду вернуться на родину, и даже тоска стала ослабевать. Но однажды среди татар вдруг началось какое-то оживление. Оказалось, прибыли двое миссионеров, “два белых муллы, имеют от белого царя охранный лист и далеко идут свою веру уставлять”. Иван бросился к юрте, где они находились. Он так обрадовался, что видит русских, что упал им в ноги и зарыдал. И они обрадовались, говорят: “Видите! Видите? как действует благодать, вот она уже одного вашего коснулась, и он обращается от Магомета”. Когда им сказали, что Иван вовсе не мусульманин, а из русских, они остались очень недовольны. Иван бросился к ним с мольбой, чтобы вызволили его из плена, где он находится уже одиннадцатый год и вон как изувечен. Те и слушать его не не стали, а занялись дальше своей проповедью. Иван выбрал момент, когда священники остались одни, и снова пошел к ним, попросил их, чтобы попугали татар гневом русского царя, сказали им, что он не велит азиатам держать его подданных в плену, или, еще лучше, пусть дадут татарам выкуп за Ивана, а он будет им служить. Те в ответ заявили, что выкупа у них нет, а пугать неверных им не позволено, они соблюдают с ними политику вежливости. Ему же, Ивану, остается только молиться и уповать на Бога. Пусть он помнит свою христианскую веру, а они за него спокойны. Их забота о тех, кто пребывает во тьме. Они показали Ивану книжку со списком татар, которых они якобы присоединили к христианству. Иван больше не стал с ними говорить и ушел; но как-то один из его сыновей приходит и говорит, что на озере мертвец лежит. Это был один из тех проповедников. Иван его похоронил по-христиански. Татары погубили и одного иудейского миссионера, который тоже к ним как-то зашел. Они закопали его по шею в песок и стали требовать, чтобы сказал, куда деньги спрятал. Но как же Иван Северьяныч вырвался из плена? “Чудом спасен”, — ответил он. Чудо это сотворил Талафа, индиец.

Иллюстрация 3 из 16 для Очарованный странник - Николай Лесков Лабиринт - книги. Источник: Irina-Rain

ГЛАВА IX После гибели миссионеров прошел почти год, когда пригнали двоих. Кто они и откуда, понять было невозможно. Говорили они на каком-то своем языке. “Оба не старые, один черный, с большой бородой, в халате, будто и на татарина похож, но только халат у него не пестрый, а весь красный, и на башке острая персианская шапка; а другой рыжий, тоже в халате, но этакий штуковатый, все ящички какие-то при себе имел…” Говорили, будто они пришли из Хивы коней закупать, собираются с кем-то воевать и подначивали татар против русских. Пришедшие стали требовать коней и угрожать огнем. Чернобородый заявил, что ночью Талафа всю силу свою покажет и пусть все по юртам сидят, а то сожжет. И действительно, ночью начало что-то шипеть и раз за разом вспыхивать. В становище все замерло. Хивяки или индийцы эти куда-то побежали, и опять вспыхнул огонь. Кони от испуга понеслись. Татары позабыли про страх и вдогонку, а тех уже и след простыл вместе с табуном, остался от них только один ящик. Иван покопался в ящике и понял, что это просто фейерверк. Он стал запускать ракеты и под страхом смерти окрестил всех татар в речке. Самое же главное, Иван обнаружил в фейерверках едкое вещество. Он его приложил к пяткам и растравливал их этим веществом две недели, чтобы щетинки вышли с гноем. Все так и случилось. Пятки зажили, а Иван притворился, что ему еще хуже стало, приказал всем три дня за юрты не выходить, для острастки пустил самый большой фейерверк и ушел. На четвертый день пути попался ему один чуваш с пятью лошадьми, предложил сесть на одну из них. Но Иван был теперь недоверчив и отказался, пошел дальше пешком. К вечеру третьего дня увидел воду и людей. На всякий случай решил сначала разузнать, что это за люди, чтобы снова в плен не попасть. Подполз поближе и видит: крестятся и водку пьют, — значит, русские! Это были рыбаки. Приняли они Ивана очень хорошо, и он им свою историю рассказал. Иван узнал от них, что без паспорта ему тут придется плохо. Ночью он ушел и явился в Астрахань. Заработал на поденщине рубль и запил. Очнулся в остроге, а оттуда его по пересылке отправили в его губернию. Привели его в город, высекли в полиции и доставили в графское имение. Тут его еще пару раз высекли и пустили на оброк, дали паспорт, и Иван почувствовал себя, через столько лет, свободным человеком. ГЛАВА X На ярмарке Иван увидел, как цыган пытается всучить мужику никуда не годную лошадь. Он подобрал ему хорошую лошадь, и другим мужикам тоже помог, а они его вознаградили. Так и пошло: и капитал рос, и пьянство. Иван Северьяныч ходил с ярмарки на ярмарку и везде помогал подобрать добрых коней, мешал барышникам-цыганам обманывать. И вот, узнал он Решил сходить в церковь. Ему стало легче, и он отправился в трактир пить чай. И там встретил странного человека. Он его встречал и раньше. Говорили, что когда-то он был богат, был офицером, но все промотал и теперь побирается по трактирам и ярмаркам. Если кто ему поднесет рюмку водки, так он ест ее вместе со стеклом. Этот тип пристал к Ивану Северьянычу, попросил угостить его и пообещал отучить навсегда от пьянства. А для начала заставил Ивана Северьяныча пить. В конце концов их обоих вывели на улицу, потому что трактир закрывался.

Иллюстрация 8 из 16 для Очарованный странник - Николай Лесков Лабиринт - книги

ГЛАВА XII Первым делом, оказавшись на темной улице, Иван Северьяныч удостоверился, что толстая пачка денег у него за пазухой, на месте. Ему стало спокойнее. И тут рядом с ним оказывается его собутыльник, который хитростью подводит его к цыганскому притону, а сам исчезает. Ему,.как потом уже увидел Иван Северьяныч, цыган за это платил мзду. Тип этот, судя по всему, обладал некоторыми гипнотическими способностями, потому что путем всяческих манипуляций лишает Ивана Северьяныча способности более или менее соображать. Тот решается войти в дом, у которого стоит, спросить хотя бы дорогу домой. ГЛАВА XIII Иван Северьяныч оказался в большой комнате, полной народа. И прекрасно пела цыганка Груша, очень красивая. Кончив песню, она с подносом обходила собравшихся там ремонтеров, помещиков, заводчиков, богатых купцов, и каждый бросал на него купюру. Кому она подаст стакан, тот вино выпьет и на поднос денег положит. И вот так она всех обходила, ряд за рядом. Иван Северьяныч стоял сзади, но цыган приказал ей подойти к нему, поднести вина. Тот был ошеломлен ее красотой. Он бросил ей на поднос сразу сто рублей. А цыганка тронула легко его губы своими устами. После этого Ивана Северьяныча вывели в первый ряд и в конце концов обобрали

НА ПУТИ К СЕБЕ (МИР ЦЫГАН И ЦЫГАНЕ В МИРЕ). Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Грушенька

ГЛАВА XIV После того вечера Иван Северьяныч не выпил больше ни единой рюмки. Князь, вернувшись, стал просить денег, и Иван Северьяныч признался, что все деньги цыганке бросил. Наутро Иван Северьяныч опомнился в лазарете — у него была белая горячка, он хотел вешаться, пришлось его заматывать в длинную рубашку. По выздоровлении Иван Северьяныч явился к князю, который тем временем вышел в отставку и жил в деревне. Он решил отработать потраченные пять тысяч. Тут князь сказал, что сам он отдал за Грушу табор в полсотни тысяч голов, впал в долги. И Груша у него здесь — он ее выкупил у табора. И ничего хорошего из этого не вышло. ГЛАВА XV Князь был человек души доброй, но переменчивой. Он довольно скоро соскучился с Грушей да с Иваном Северьянычем и решил торговать лошадьми. Увлекшись, он накупил множество лошадей, а покупателей не нашел. Тогда он оставил торговлю и начал бросаться от одного дела к другому: то необыкновенную мельницу строит, то шорную мастерскую завел, да только от всего были одни только убытки и долги… Дома его никогда не было, все где-то летал, а Груша сидела одна, в положении, и скучала. Князю иногда стыдно бывает, посидит дома дня два, а потом и говорит Ивану Северьянычу, пусть с ней сидит, а его от этих “изумрудов яхонтовых” (так Груша его называла) в сон клонит. Грушу мучила ревность. Она была убеждена, что у князя в городе кто-то есть или он решил жениться на ком-нибудь. И стала она просить Ивана Северьяныча, чтобы съездил в город и все разузнал. И он под благовидным предлогом поехал. Груше было неизвестно и людям было строго-настрого наказано от нее скрывать, что у князя до Груши была в городе другая любовь — секретарская дочка Евгения Семеновна. У нее была от князя дочь. Расставаясь с Евгенией Семеновной, князь, тогда еще богатый, купил ей с дочкой дом. Князь к ней никогда не заезжал, а его слуги, помня ее доброту, заходили к ней в гости. Иван Северьяныч, приехав в город, направился прямо к Евгении Семеновне и попросился у нее немного пожить. Та ему сообщила, что и князь уже вторую неделю в городе и заводит дело — берет в аренду суконную фабрику. А ей написал, что зайдет поглядеть на дочь. И вдруг горничная объявляет, что приехал князь. Няня предложила Ивану Головану сесть в гардеробной за шкаф, там все хорошо слышно будет. Князь вошел, поздоровался. Привели дочь, и он предложил ей покататься в карете. Та не очень-то хотела, но он настоял — ему надо было поговорить наедине с Евгенией Семеновной.

Иллюстрация 9 из 16 для Очарованный странник - Николай Лесков Лабиринт - книги. Источник: Irina-Rain

Ещё: Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895)

Глава 10

На родине Иван стал ходить по ярмаркам и советовать мужикам, как правильно при покупке не ошибиться при выборе хорошего скакуна. Заприметил его один благородный князь, забрал к себе. Три года Иван был у него помощником. Жил в хозяйском доме и деньги неплохие получал за работу. Князь даже казну ему свою доверил. Любил он в карты поиграть и частенько уходил в минус. Иван умел вовремя его остановить. Все вроде хорошо складывалось у Ивана, если бы не его страсть к алкоголю. Когда он уходил в запой, то сам отдавал деньги князю, чтобы не остаться без гроша в кармане.

«Очарованный странник»: анализ произведения

Понять авторский замысел, представленный в запутанном сюжете повести, поможет ее анализ. «Очарованный странник» — необычное во всех смыслах произведение. Его особенности рассмотрим ниже:

История написания

Подобраться к основной мысли произведения поможет его история создания. «Очарованный странник» был задуман как повесть о богатыре, у которого нет дома, но есть моральный стержень. Эта идея посетила Лескова, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. В этом месте обитали многие монахи, атмосфера там царила особенная, возвышенная.

Глава 13

Так оказался Иван еще в одном трактире. На этот раз, цыганском. Зал был полон гостей. Вокруг сновали с подносами молодые цыганки. Среди них сразу бросалась в глаза девица невиданной красоты. Звали прелестницу Груша. Девушка подошла к Ивану, предложив испить бокал шампанского. Иван отказываться от угощения не стал. Более того, дал самые щедрые чаевые, отвалив цыганке сторублевку из княжеской заначки. За его щедрость, посадили его в первый ряд, рядом с исправником. Цыгане веселились, пели и плясали. Груша затянула грустный романс. Иван, очарованный пением, бросил еще сто рублей. За это получил горячий поцелуй цыганки, раззадорив его еще больше. Он сам не успел заметить, как оставил в кабаке все деньги.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Граф и графиня – хозяева крепостного Ивана, типичные помещики-самодуры, которые рассматривают крестьян в качестве своей личной собственности.
  • Барин из Николаева – мелкий чиновник “из полячков”, нанявший Флягина нянькой для своего ребенка.
  • “Магнетизер” – темная личность, прохвост и пьяница. Этот человек обещает излечить Ивана Северьяныча от алкоголизма, спаивает его и, в расчете на поживу, заманивает к цыганам.
  • Князь – богатый дворянин, взявший Флягина на службу конэсером. Это легкомысленный человек, ведущий разгульный образ жизни и без сожаления сорящий деньгами. Бессердечный князь становится главной причиной трагической гибели Груни.

Глава 14

Иван не помнил, как доковылял до дома. Утром вернулся с ярмарки князь и стал просить денег. Помощнику пришлось признаться, что все деньги спустил на цыганку. Князь ругаться не стал. Он вспомнил себя в молодости. Иван допился до белой горячки и угодил в больницу. После этого с пьянкой завязал окончательно. Сразу после выписки пошел виниться к князю. От него он узнает, что Груша сейчас живет с ним. Князь, как увидел ее, так голову потерял. Чтобы выкупить цыганку из табора, ему пришлось заложить имение.

Глава 15

Красавица цыганка быстро наскучила ветреному князю. Он все реже стал появляться дома, сознательно избегая ее общества. Загрустила девушка, затосковала. Пожаловалась она Ивану на мужа. Ревность душила ее, не давая вздохнуть полной грудью. Князь в это время ломал голову над тем, как вернуть прежнее благосостояние. Все чаще стал уезжать по делам в город. Груша заподозрила его в измене и неслучайно. В городе жила прежняя любовь князя от которой у него была дочь. По случайному стечению обстоятельств Иван остановился у Евгении Семеновны. В этот же день сюда заявился и князь.

Главные герои и их характеристика:

  • Главный герой “Очарованного странника” – Иван Северьяныч Флягин (Голован) , человек с очень яркой и самобытной судьбой, вся жизнь которого прошла в испытаниях и страданиях. Это достаточно пожилой мужчина (“с небольшим лет за пятьдесят”) богатырского телосложения. Природное призвание Флягина – конэсер (знаток в лошадях).

Образ Ивана Флягина в повести “Очарованный странник” собирательный. Он олицетворяет собой физическую и нравственную мощь русского народа.

Иван Северьяныч очарован красотой жизни, он испытывает необъяснимую тягу к перемене мест и новым впечатлениям. Его биография наполнена самыми разнообразными подвигами: победа над степным богатырем, усмирение коня-“людоеда”, крещение кочевников и т. д.

  • Груня – красавица-цыганка, возлюбленная князя, играющая большую роль в сюжете. По силе характера эта героиня очень близка Флягину. Темпераментная девушка предпочитает умереть, чем сносить бесчестие и неверность любимого.

Глава 16

Евгения Семеновна закрыла Ивана в гардеробной, чтобы не попадался на глаза князю. Сам Флягин стал невольным слушателем происходящего между ними диалога из которого он понял, что князь планирует жениться и сделать выгодное приобретение в виде суконной фабрики. От Груши он решил избавиться, выдав замуж за Ивана. Пока князь занимался оформлением документов на фабрику, Иван поехал в город, на ярмарку. Поездка заняла несколько дней. Когда Иван вернулся, Груши в доме уже не было. Избранницей князя была дочь предводителя. В доме полным ходом шли приготовления к свадьбе. Иван переживал за Грушу. Ему была небезразлична судьба девушки. Выйдя на берег реки он в отчаянии стал звать ее, не надеясь на чудо и она пришла неизвестно откуда, словно почувствовала, что ее ищут.

История создания и смысл названия повести «Очарованный странник».

В повести отразились впечатления Лескова от многочисленных путешествий по России и Украине. Непосредственным поводом для работы послужила поездка писателя по Ладожскому озеру в 1872 г.

В первоначальном варианте произведение называлось “Черноземный Телемак”, что указывало на героический тип главного персонажа.

Смысл названия “Очарованный странник” заключается в том, что еще в начале 1860-х гг. Лесков Н. назвал народ “очарованной средой”, из которой время от времени выходят самобытные герои. “Очарованный” окружающей красотой страдалец, не сгибаясь, неуклонно идет навстречу подвигу, который мог бы достойно увенчать его жизнь.

Писатель предлагал повесть для публикации в журнал “Русский вестник”, но рукопись была отклонена редактором. Впервые “Очарованный странник” был опубликован в газете “Русский мир” в 1873 г.

Глава 18

Груша рассказала, что князь обманным путем вывез ее из дома в лесную чащу на пчельню, да там и оставил под присмотром трех здоровых девиц, чтобы она никуда не сбежала. Ей удалось перехитрить их и сбежать. Жить без князя она не могла. Лучший способ облегчить страдания уйти из жизни. Она просит Ивана убить ее. Он сначала отказывался, но видя, что она не шутит, решил взять на себя страшный грех. Иван столкнул Грушу с обрыва. Беременной цыганке не суждено было познать радость материнства. Смерть была мгновенной.

Глава 19

Иван долго бежал непонятно куда. Его не покидало ощущение, что душа Груши рядом. По дороге ему повстречались двое стариков. Их сына должны забрать в армию. Иван соглашается пойти воевать вместо него. Так он оказался на Кавказе, где пробыл пятнадцать лет под чужим именем. В одном из боев он потерял всех бойцов. При переправе через реку солдаты были обстреляны горцами. Никто не выжил, кроме Ивана. Все благодаря Груше. Ему казалось, что она прикрыла его от вражеских пуль. За то, что он навел мост, Иван был приставлен к награде и отправлен в отставку. Денег на жизнь не хватало. Первое время Иван работал мелким чиновником в конторе. После ушел в балаган. После долгих мытарств решил стать монахом и уйти в монастырь.

Очень краткий пересказ повести «Очарованный странник».

Путешествующая по Ладожскому озеру группа людей встречается с загадочным пассажиром – бывшим конэсером Иваном Северьянычем Флягиным. Они просят его рассказать о своей жизни.

Флягин начинает подробный рассказ с самого детства, когда он почувствовал тягу к лошадям и стал виновником гибели человека. В это время мальчик увидел сон, предрекающий ему полную страданий жизнь.

Испытания Ивана начинались с барской немилости. Крепостной мальчик хотел повеситься, но его буквально “вытащил из петли” проходящий мимо цыган. С ним Флягин вступил на путь преступника.

С цыганом главный герой странствовал недолго. После расставания с вором он какое-то время нянчил маленького ребенка. Украв девочку ради матери у родного отца, Иван бежал и был вынужден скрываться от властей.

Флягин попросил убежища у кочующих татар, а те забрали его в степи. В плену он был вынужден провести много лет, завел несколько жен и детей, но постоянно мечтал вернуться в Россию.

Дождавшись удобного момента, Иван Северьяныч смог сбежать от кочевников и поступил работать конэсером к одному князю. На новом месте ему жилось хорошо и привольно. Хозяин прощал умелому работнику даже чрезмерное пристрастие к алкоголю.

Однажды князь “купил” прекрасную девушку – цыганку Груню. Очень скоро он охладел к красавице и хотел от нее как-нибудь избавиться. Гордая цыганка не могла вынести позора и попросила Флягина убить ее.

Главный герой столкнул девушку с обрыва и поступил на военную службу, чтобы кровью смыть с себя этот страшный грех. На войне Иван Северьяныч сумел отличиться. В награду за подвиг его произвели в офицеры.

Офицерское звание нисколько не помогло Флягину в жизни. К этому времени он уже устал от бесконечных странствий и решил уйти в монастырь. Став монахом, главный герой остался в душе таким же беспокойным мечтателем. Он вел борьбу с бесами, пророчествовал о неизбежной войне. В конце концов настоятель решил отправить неугомонного монаха на богомолье в дальние края.

Путешественники встречают Флягина, когда он направляется на Соловки. Пожилой странник еще полон сил и собирается идти на войну.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: