Портрет: описание внешности, характеристика речи и манер
Когда читатель знакомится с главным героем повести, тому идёт 53-й год. Иван Северьяныч Флягин напоминает простодушного и доброго русского богатыря, «дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Он огромного роста, лицо его смуглое, с густыми седыми усами, закрученными по-гусарски вверх. Волосы волнистые, густые, с проседью, которая придаёт им свинцовый цвет. Одет он в послушничий подрясник и высокий чёрный колпачок.
Держится Флягин с другими людьми смело, самоуверенно, но без развязности, говорит приятным басом, неторопливо, мягко. Речь его простая, плавная, говорит он интересно и доходчиво, на возражения слушателей не обижается, а объясняет свою точку зрения.
Внешность
Автор даёт описание внешности героя, когда тому было уже 52 года, но и в этом возрасте он выглядел богатырём: огромный рост, смуглое открытое лицо, густые волнистые седые волосы, закрученные густые усы. Его одежда состояла из послушничьего подрясника с широким монастырским поясом и высокого чёрного суконного колпачка.
Простодушный вид и внутренняя доброта сближают образ Флягина с Ильёй Муромцем. И по своим физическим качествам он равен этому былинному богатырю — выносит такую обстановку и условия жизни, которые подвластны только богатырской натуре.
Его приятный бас звучит лениво и мягко, а рассказы о собственной жизни наполнены той откровенностью, которая идёт от искренности души и неспособности ко лжи.
Жизненный путь
Ивана Флягина прозвали «Голованом», потому что родился он с очень большой головой. Он был «молитвенный сын» — мать вымолила его у Бога и умерла при родах. Отец его, Северьян Иваныч, был кучером, крепостным графа К., поэтому мальчик с детства любил и понимал лошадей. В 11 лет он стал форейтором (ездил на лошади впереди лошадей, запряжённых в коляску). В дороге он нечаянно он стал виновником гибели монаха. Во сне Иван увидел этого монаха, и тот предсказал, что много будет ему испытаний, а когда будет совсем погибать, то пойдёт в монахи, так как он «обещанный сын» (мать обещала, что он будет служить Богу). Затем в жизни Флягина начались странствия и испытания:
Главный герой повести «Очарованный странник», совершив на своём жизненном пути немало ошибок, осмыслил содеянные поступки и вступил на путь покаяния. Он чувствует себя «странником», исполняющим волю Бога. Герой очарован жизнью, а под конец её оказался очарован идеей самопожертвования во имя спасения России от угрожающих ей бед.
Черты характера
Образ Ивана Флягина вобрал в себя многие черты характера русского народа. В повести «Очарованный странник» показана «история роста души» главного героя. В начале своей жизни он порой проявлял жестокость, совершал необдуманные поступки, но постепенно пришёл на путь покаяния. При, казалось бы, простоте и незатейливости образ Ивана Флягина сложен и неоднозначен. Например, у него душевная глухота по отношению к своим некрещёным детям, которые родились, когда был в плену, но он полюбил свою маленькую воспитанницу, когда служил в няньках.
Ивану Флягину присущи следующие черты характера:
Профессии в жизни Ивана Флягина
В детстве определяют мальчика в форейтеры помогать в управлении шестеркой лошадей, сидя на одной из первых. После побега из графской усадьбы с цыганами, служит в няньках. В плену у татар лечит людей и лошадей. Вернувшись из плена помогает выбирать коней на ярмарках, затем работает конэсером в услужении у князя.
После гибели Грушеньки уезжает на Кавказ под чужим именем, где служит пятнадцать лет солдатом и за храбрость производят его в офицеры. Вернувшись с войны, устраивается в адресную контору справщиком. Пытался уйти в кучера, но не взяли из-за офицерского звания. Из-за безденежья идет в актеры, но его выгоняют за драку. И тогда он уходит в монастырь.
Анализ повести Лескова Очарованный странник
Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, жизненный путь которого описывается писателем в повести, рассказывающей о его бесконечных странствиях.
Структурную композицию повести составляют двадцать глав, каждая из которых представляет собой самостоятельный фрагмент жизненного пути Ивана Флягина, небольшой логично оформленный рассказ, имеющий смысловое окончание, тем самым давая развитие сюжетной линии.
В изображении ключевых героев произведения писатель использует некоторые особенности в виде противоречий во внешности, характере и поступках. Внешний вид Флягина, ставшего в конце жизни монахом, имеет богатырское телосложение, широкие формы, высокий рост, а характерными чертами героя автор называет его мудрость, способность логически мыслить, но при этом совершать крайне глупые, безрассудные поступки, влекущие непоправимые последствия. Тем самым писатель подчеркивает
В образе возлюбленной главного героя, цыганки Груши, писатель описывает девушку, обладающую страстную, импульсивную натуру, сочетающуюся с добродетельной личностью.
Ключевой идеей повести автор рассматривает взаимосвязь человеческой жизни в разрезе его отношения к родине и религиозным понятиям, подчеркнутыми особенностями русской духовной ментальности и выражающимися в встречающихся жизненными разочарованиями, несправедливыми поступками, при этом не теряющими надежду на лучшее будущее и стойкого загадочного оптимизма.
Кроме этой идеи, в повести затрагивается иная многообразная проблематика в виде влияния религии на судьбу человека, истинности любовных отношений, социального неравенства, образования, сопоставления монашества и мирской жизни, а также понятия справедливости.
По своей направленности повесть представляет собой аллюзию на евангельское писание, рассказывающее жизнь блудного сына, в образе Ивана Флягина, первоначально ушедшего от божьего предназначения, окунувшись в водоворот мирской жизни, но в результате вернувшись к богу в виде принятия монашеского сана.
Таким образом, писатель в произведении раскрывает перед читателем образ праведника, затрагивая насущные человеческие проблемы современности.
Анализ 2
Путники встретились на водном судне, один из них был монах, вот именно он и решил рассказать попутчикам о своей жизни. На примере данного монаха Ивана, автор показывает изменчивость и нестабильность общества, отношения людей внутри него.
Вот именно монах и рассказывает о том, где он рос, какая у него судьба. Главный герой произведения обычный крестьянин, он рос в поместье графа, работал на него. Он настолько весел и безрассуден, что его просто не унять, он бегает резвиться, совершает всякие поступки. Но один заставил его задуматься и остался с ним до конца дней.
Как то он ехал на лошади и не успел свернуть, врезался в монаха, тот умер на месте. С тех пор постоянно приходит ему во сне и требует, чтоб главный герой искупил свои грехи. Вскоре Иван встречает свою первую любовь Грушу, это девушка из цыганской семьи.
Но его любви не суждено было быть ответной, его возлюбленная была влюблена в графа. Граф же к цыганке серьезно не относился, в результате очередной ссоры Груша погибла из-за неразделенной любви. Иван огорчился, не знал, что делать и решил идти воевать.
После того как он поучаствовал в нескольких боях, был приставлен к награде за храбрость. Вскоре ему дали звание офицера, но Иван не желает себе такой судьбы, он всем говорит, что у него очень много грехов.
Соответственно чтобы искупить данные грехи главный й герой собирается стать монахом и служить Господу богу. После того как Иван стал монахом он немного получил душевного спокойствия и умиротворения. Но в момент разговора с соседями по лодке, он им рассказывает о том, что готов идти воевать.
Характер главного героя сложный и многогранный постоянно изменчивый и неуверенный, после одних событий происходят другие, монах хочет все изменить, но не знает как.
У него просто нет достаточного убеждения в своих силах и в уверенности в своих поступках, поэтому он постоянно прибегает от одного берега к другому. Главному герою не хватает серьезности и уверенности в себе.
Но одновременно, будучи хулиганом в молодости, Иван смог подавить свои плохие черты характера и стать служителем церкви. Смог убрать свои дерзкие замашки и разгульный образ жизни, это свидетельствует о твердости характера главного героя.
Можно ли назвать Ивана Флягина праведником
Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?
Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.
Вариант 3
Повесть «Очарованный странник» является одним из самых странных, но в то же время завораживающих произведений из классической прозы XX века.
Обратимся к образу главного героя. Иван Северьяныч Флягин является человеком с исключительной судьбой и необычным мировоззрением. Для неподготовленного читателя станут настоящей экзотикой приключения Флягина. Они захватывают тебя и не отпускают до самых последних страниц. Многие знают, что прообразом для своего героя Лесков взял небезызвестного Чичикова из «Мертвых душ» Гоголя. Однако, в отличии от Чичикова, Флягин, пройдя огромное количество испытаний, не теряет доброту в сердце и искренность своих чувств.
Детская наивность персонажа идет несколько вразрез с его могучим телосложением. И это притягивает читателя, заставляет его провялить к Флягину симпатию. Особый интерес вызывает отношение Флягина к своей совести – он согласовывает с ней все свои дела. Из-за своей совести герою Лескова приходится часто поступаться с общепринятой моралью и ценностями. Из двух зол Флягину приходится выбирать меньшее. Именно из-за него умирает монах, именно он забивает татарского князя плеткой до смерти. И это он сталкивает свою любимую с обрыва. Но Лесков утверждает, что Флягин – лучший и честный актер, с чем, конечно, можно и поспорить.
В какой-то момент Флягин оказывается в монастыре. Деться ему, по его же словам, было решительно некуда. Вот тут на него и обрушиваются мысли о своей родине и народе. Он становится готов «помереть» за простых людей. Но герой видит только внешних врагов, решительно не замечая врагов внутренних. Но, моментами, все же в нем что-то просыпается, и Флягин начинает журить дворян. Но не злобно, а будто бы отец ругает своих капризных детей, мол, что с них взять!
В конечном итоге он собирается и едет на войну с врагами своей земли. Он готов отдать жизнь, ведь как же родина без него обойдется? Пока в самом государстве ругаются умные, образованные люди с их прогрессивными идеями, должен же кто-то это самое государство защищать!
Флягин один из тех, кто не получал образования, он многого не понимает, это человек наивный, работящий, истинный сын своей страны. Таких много и в настоящие дни, и именно поэтому Флягин является собирательным образом простого русского человека.
Характер
Самое главное качество Ивана Флягина — благодушие. Он относится к таким простым русским людям, которые всегда поделятся последним куском даже со своим врагом, окажут помощь раненому врагу наравне со своим. Этими качествами обладал и Платон Каратаев, простой солдат, а в прошлом — крестьянин, в образе которого Лев Толстой воплотил все лучшие качества простого русского человека: искренность, доброту и внутренний свет. Выпавшие на долю таких людей испытания не ожесточают их, но помогают духовно и нравственно обогащаться.
Герой Лескова — человек искренней веры и честности, он ответственно относится к любому порученному делу. Когда по воле случая Иван стал нянькой грудного ребёнка, то ни за что не соглашался отдать его матери, т.к. «взялся хранить дитя и берегу его». Он не мог обмануть того, кому в данный момент служил.
Храбрость также была его отличительной чертой. Он проявил её и во время поездки с графом на шестёрке лошадей, остановив над самой пропастью экипаж, и в плену у татар, где провёл 10 лет и был лишён возможности ходить, и во время 15-летней службы на Кавказе, после чего был награждён Георгиевским крестом и произведён в офицеры.
Иван Флягин — настоящий патриот, он мечтает умереть за свой народ. А в плену у татар страшно тоскует по России.
Но в то же время его поступки иногда характеризуют его как грешника, в чём он сам себе отдаёт отчёт. Так, он стал убийцей монаха, случайно попавшегося ему на пути. Это не было преднамеренным убийством, а лишь безрассудным поступком, характерным для ранней молодости, когда у человека много сил, но недостаточно ума для оценки своих действий. Но, тем не менее, он лишил человека жизни. В тот период времени он об этом даже и не переживал, но с годами осознал как тяжкий грех. Позже он насмерть засёк татарина на ярмарке. И пусть это было только соревнование, но человек погиб. И третий его страшный грех — убийство цыганки Груши, которую он столкнул в реку. Да, она сама просила его лишить её жизни, но, возможно, это был только порыв отчаяния, приступ ревности, когда человек вне себя и говорит страшные вещи. Возможно, Груша образумилась бы, всё-таки она ждала ребёнка… Получается, что не три смерти были на совести у Флягина, а четыре. Но автор не заостряет внимания на этой детали, хотя она важна, и сам «очарованный странник» не говорит об этом.
Популярные сегодня темы
Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью.
В основе произведения Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» положен общественный конфликт. Это основной конфликт комедии, происходящий между Александром Андреевичем Чацким и московским, «фамусовским» обществом.
Проблема чинопочитания — главная проблема русского общества. Эта проблема не определённой эпохи. Эта проблема всегда была и есть до сих пор. Множество литературных произведений посвящено осмеянию чинопоклонства
Образ Степана Астахова – донского казака – является одним из ключевых в произведении Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Он является соседом главного героя Григория Мелехова и невольным свидетелем всей его жизни.
В произведении Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» описываются события, которые происходили в России с 1917 по 1923 годы. Из-за обстановки гражданской тяжелой войны и происходящей революции
Источник
Пересказ повести «Очарованный странник» Лескова Н.С.
План пересказа
1. Встреча путников. Иван Северьяныч начинает рассказ о своей жизни. 2. Флягин узнает свое будущее. 3. Он убегает из дома и попадает в няньки к дочери одного барина. 4. Иван Северьяныч оказывается на торгах коней, а потом в Рынь-Песках в плену у татар.
5. Освобождение из плена и возвращение в родной город.
6. Исскуство обращения с лошадьми помогает герою устроится у князя.
7. Знакомство Флягина с циганкой Грушенькой.
8. Быстротечная любовь князя к грушеньке. Он хочет избавиться от циганки.
10. Служба героя в армии, в адресном столе, в театре.
11. Жизнь Ивана Северьяныча в монастыре. 12. Герой открывает в себе дар пророчества.
Пересказ
На Ладожском озере по дороге на остров Валаам на корабле встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь» — господин Флягин Иван Северьяныч. Он постепенно втягивается в разговор пассажиров о самоубийцах и по просьбам спутников начинает рассказ о своей жизни: имея Божий дар к приручению лошадей, всю жизнь «погибал и никак не мог погибнуть».
Иван Северьяныч продолжает рассказ. Происходил он из рода дворовых людей графа К. из Орловской губернии. «Родитель» его кучер Северьян, «родительница» Ивана умерла после родов оттого, что он «произошел на свет с необыкновенно большою головою», за что и получил прозвище Голован. От отца и других кучеров Флягин «постиг тайну познания в животном», с детства пристрастился он к лошадям. Скоро он так освоился, что стал «форейторское озорство выказывать: какого-нибудь встречного мужика кнутом по рубахе вытянуть». Это озорство довело до беды: однажды, возвращаясь из города, он нечаянно убивает ударом кнута уснувшего на возу монаха. Следующей ночью монах является ему во сне и корит за лишение жизни без покаяния. Потом он открывает, что Иван — сын, «обещанный Богу». «А вот, — говорит, тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая «погибель», и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Вскоре Иван с хозяевами отправляется в Воронеж и по дороге спасает их от гибели в страшной пропасти, и впадает в милость.
По возвращении в имение через некоторое время Голован заводит под крышей голубей. Потом обнаруживает, что хозяйская кошка таскает птенцов, он ее ловит и отрубает ей кончик хвоста. В наказание за это его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание «домучило» Голована и он решает покончить с собой. От этой участи его спасает цыган, который обрезает уготовленную для смерти веревку и уговаривает Ивана бежать с ним, прихватив с собой лошадей.
Но, продав лошадей, они не сошлись при дележе денег и расстались. Голован отдает чиновнику свой целковый и серебряный крест и получает отпускной вид (свидетельство), что он свободный человек, и отправляется по миру. Вскоре, пытаясь наняться на работу, он попадает к одному барину, которому и рассказывает свою историю, и тот начинает его шантажировать: или он все расскажет властям, или Голован идет служить «нянькой» к его маленькой дочери. Этот барин, поляк, убеждает Ивана фразой: «Ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится». Головану приходится согласиться. О матери девочки, грудного ребенка, он ничего не знает, с детьми обращаться не умеет. Ему приходится кормить ее козьим молоком. Постепенно Иван учится ухаживать за младенцем, даже лечить его. Так он незаметно привязывается к девочке. Как-то, когда он гулял с ней у реки, к ним подошла женщина, оказавшаяся матерью девочки. Она умоляла Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, предлагала ему денег, но он был неумолим и даже подрался с нынешним мужем барыни, офицером-уланом.
Вдруг Голован видит приближающегося разгневанного хозяина, ему становится жаль женщину, он отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. В другом городе офицер вскоре отсылает беспаспортного Голована прочь, и он идет в степь, где попадает на татарские торги коней. Хан Джангар продает своих лошадей, а татары назначают цены и борются за коней: садятся друг напротив друга и стегают друг друга плетьми.
Вывод
В начале странствий личность Ивана Флягина не обременена никакими нормами поведения, опорной точки в его жизни нет. Он сам не знает, как поступит в том или ином случае. У него отсутствуют нравственные и вообще какие-либо иные критерии душевной жизни. Случайность — главный мотив его поступков и единственная норма внутренней жизни в тот период времени. Это хорошо видно в эпизоде с порученным ему ребёнком. Мать ребёнка сбежала от мужа с офицером, но тоскует по девочке и тайком появляется в тех местах, где Иван гуляет с ней. Мать уговаривает его отдать ей дочку. Иван на уговоры не поддается и на деньги не льстится. Но, увидев идущего к ним офицера, тут же решает со скуки с ним подраться: «Бог даст, в свое удовольствие подерёмся». И провоцирует драку. Вдруг с пистолетом появляется отец ребёнка, и действия Ивана тут же меняются: он хватает ребёнка и бежит с ним за женщиной и офицером, которого только что оскорбил, и убегает с ними.
Полное безразличие к добру и злу фактически и гонит его по миру. И в монастырь он попал не по призванию, а потому, что «деться было некуда», т.е. случайно.
Но «хождение по мукам» помогло ему обрести высокие нравственные качества. Кульминацией его духа является любовь к цыганке Груше. В этой любви он нашел связь с миром и познал ценность своей собственной личности. Но Лескова индивидуальная судьба человека интересует меньше, чем русский национальный характер, который он и показал в образе «очарованного странника».
Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» выражает и странничество поэтической души, которая способна постичь «красу природы совершенство», и человека во власти чар, слабого при всей своей богатырской силе.
Характеристика образа Ивана Флягина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
🗹