Трудно переоценить всю значимость вклада английских писателей в литературное наследие всего человечества. Великое множество таких литературных героев, как Робин Гуд, Айвенго, Гамлет, Шерлок Холмс, Дракула или Джон Сильвер, которые знакомы каждому, кто хотя бы раз в жизни прикасался к книге, были рождены творчеством английских мастеров пера. Это знаменитую на весь мир плеяду входит и герой писателя Даниэля Дефо – Робинзон Крузо, чьё имя уже давно стало нарицательным. Роман Дефо не просто вошёл в золотой фонд европейской литературы, но и породил целый поджанр, в котором значительно позже работали и Жуль Верн, и Герберт Уэллс, и Агата Кристи. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа по плану.
История создания
Даниэль Дефо жил в удивительные времена на переломе семнадцатого и восемнадцатого веков. В это время европейская цивилизация окончательно оставила позади мрачное средневековье. Всеобщий рост благосостояния, прорывы в науке и искусстве, многочисленные европейские корабли, бороздящие морские просторы и открывающие новые, доселе неизвестные земли, зарождение Просвещения — все это характеристики того периода истории. Человечество уверенно шло вперёд по пути прогресса, окончательно утверждая свою власть над миром и своё превосходство над природой. Именно эти идеи и нашли своё отражение в романе «Робинзон Крузо», который показывает, как даже один человек с помощью разума, веры и упорного труда может изменять мир под себя.
История написания романа «Робинзон Крузо» включает в себя интересные факты:
- Материалом для романа послужила история шотландского моряка-буканьера Александра Селькирка, который в 1704 году был высажен на необитаемый остров Мас-а-Тьерра в Тихом океане, где прожил в полном одиночестве около пяти лет. Эта история получила широкое распространение среди европейцев.
- Неизвестно, когда именно Дефо приступил к работе, но в 1719 году роман был впервые опубликован. О влиянии этого романа на массовое сознание говорит хотя бы то, что сам островок Мас-а-Тьерра в 1966 году был переименован в остров «Робинзон-Крузо».
- История Робинзона Крузо получила широкий отклик в читательской среде: в редакцию журнала, где он был опубликован, поступали сотни писем, обращенных к Робинзону. Автор не стал упускать удачу и отвечал от имени героя, продолжая описывать его приключения на бумаге. В итоге публика так и поверила в то, что Крузо существует на самом деле.
- Роман принес автору материальный успех. Но он вынужден был до смерти делить славу со своим героем, которого знали и ценили гораздо больше, чем писателя.
Действующие лица
В этом приключенческом произведении несколько главных героев. «Робинзон Крузо» похож на автобиографический роман. Во время развития событий автор знакомит читателей со следующими образами:
- Робинзон Крузо — смелый и отважный моряк. Мужчину всегда тянуло на приключения, но когда он с ними столкнулся, ему пришлось нелегко.
- Пятница — дикарь, спасенный главным героем. Проведя много лет на острове, Робинзон узнает, что здесь живет племя каннибалов, ему удается спасти юношу от смерти, дикарь становится его другом.
- Ксури — добрый мальчик, слуга Робинзона.
- Испанец — храбрый и смелый мужчина, которого главный герой вместе с Пятницей спас от людоедов.
- Капитан корабля — мужчина спас героя и помог вернуться на родину.
Все эти персонажи являются ключевыми. Благодаря им происходят все действия в романе. Каждый из них сыграл важную роль в жизни человека, который провел много лет в одиночестве.
Жанр и направление
«Робинзон Крузо» создавался во времена становления классицизма в европейской литературе. От него он получил прежде всего воспитательный посыл, направленный на прославление разума и свободы личности, превосходства разумного начала над эмоциональным. Также эпоха Просвещения определила языковые особенности книги: местами она написана очень высокопарно и серьезно. Также дидактический смысл произведения опирался на религиозность героя: именно вера в Бога помогла ему взять себя в руки и начать работать.
Жанр произведения Дефо можно определить, как приключенческий просветительский роман. Однако многие черты, характерные для классического романа, в нём отсутствуют. Повествование охватывает длительный промежуток времени, однако количество персонажей минимально. Вместо масштабных и значимых событий на заднем фоне писатель концентрируется на приключении одного человека. Произведение однозначно ставит главного героя как пример для подражания, транслирует читателю идеалы автора.
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
Даниэль Дефо
(1660?1731)
Практическое занятие № 4
Тема: Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- Жанр романа: история возникновения и развития.
Роман ? одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. В новой европейской литературе под этим термином понимается обычно какая-либо воображаемая история, возбуждающая интерес в читателе изображением страстей, живописью нравов или же увлекательностью приключений, развернутых всегда в широкую и цельную картину. Этим вполне определяется отличие романа от повести, сказки или песни. Он требует обширного развития основной темы, при сохранении целостности главного замысла во всех побочных эпизодах повествования; при этом он не предполагает обязательного морализирования, как некоторые другие виды повествовательного искусства. Из приведенного определения явствует, что жанр романа предполагает три основных рода: роман страстей или психологический, роман нравов или бытоописательный и, наконец, роман приключений. Три этих вида в различных сочетаниях могут встречаться в одном произведении, причем в истории жанра они получали иногда своеобразные особенности, породившие специальные термины и понятия, как роман исторический, философский, социальный, плутовской, сентиментальный, семейный, комический, роман «плаща и шпаги» и т.д. Это разнообразие видов объясняется в значительной степени той основной свободой формы, которую предполагает данный жанр (см. у Пушкина в «Евгении Онегине»: «и даль свободную романа»…). Классическая древность не знала этого повествовательного вида и поэтика Аристотеля не смогла подчинить его определенным правилам. Вот почему в отличие от драмы, поэмы, ораторского искусства или истории, роман мог развиваться совершенно независимо и прихотливо, вырабатывать особенно вольные и парадоксальные формы (например, у Стерна повествование начинается с развязки), вести рассказ в нескольких планах (как у Достоевского), принимать форму дневников, писем, воспоминаний и проч. Отсюда необыкновенное разнообразие тем и композиционных методов в романической литературе всех времен, начиная с конца греко-римской культуры, давшей такие шедевры романического искусства, как роман Лонгуса «Дафнис и Хлоя», «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея. Затем формы романа необычайно разнообразятся на протяжении всего средневековья и нового времени ? «Фиаметта» знаменитого Боккаччио (XIV в.), прославленный рыцарский роман «Амадис» (появившийся в Португалии в XIV ст.), старо-германские романы о Фаусте, Эйленшпигеле и позднее «Симплициссимус» Гриммельсгаузена (XVII в.), гениальный роман Сервантеса «Дон-Кихот» (1605 г.), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле (XVI в.) ? вот крупнейшие факты романической литературы до XVIII в. Эта эпоха отмечена во Франции именами Лессажа («Хромой бес» и «Жиль Блаз»), Руссо, Вольтера, Дидро, аббата Прево («Манон Леско»); в Англии знаменитым «Робинзоном Крузо» Даниэля Дефо и популярными в свое время семейными романами Ричардсона; в Германии она представлена «Вертером» и «Вильгельмом Мейстером» Гете. Литературный XIX в. может считаться периодом бурного расцвета романа. В Англии с начала столетия с небывалым, поистине европейским успехом выступает Вальтер-Скотт целой серией исторических романов. Ему на смену приходят Диккенс, Бульвер и Джордж Элиот. Во Франции романическая школа, дающая в романе ряд замечательных своих достижений в лице Шатобриана, Гюго, Виньи, Мюссэ и др., сменяется школой романистов-психологов и зорких живописцев современности в лице Стендаля, Бальзака, Меримэ, Жорж Санд, затем Густава Флобера, написавшего один из прекраснейших романов мировой литературы «Мадам Бовари» (1858 г.), наконец, Эмиля Золя (основатель натурализма в романе), братьев Гонкуров и Ги-де-Мопассана. Имена Шпильгагена, Келлера и Ауэрбаха отмечают развитие романа в Германии в прошлом столетии. Наконец, XIX в. выдвинул на арену мировой литературы русский роман, признанный всюду как одно из величайших явлений мирового творчества. После некоторых опытов, восходящих к XVIII в., затем к произведениям Нарежного и Карамзина, русский роман достигает высокой степени совершенства в лице Пушкина («Евгений Онегин», «Капитанская дочка»). Плеяда великих романистов второй половины XIX в. дает у нас образцы романа религиозно-философского в лице Достоевского и Льва Толстого (давшего в «Войне и Мире» величайший образец и исторического романа), в лице Тургенева ? своеобразный литературный вид, сочетающий черты интимного и общественного романа, в лице Гончарова ? совершенно обновленный тип романа семейно-психологического. Рядом с корифеями выступают имена даровитых романистов, известность которых не вышла за пределы России ? Писемского, Алексея Толстого («Князь Серебряный»), Всеволода Соловьева, Эртеля и некоторых других. Новейшая литература не оставляет этого жанра и, по-видимому, ему суждено в Европе еще длительное развитие и процветание. Анатоль Франс, Анри де-Ренье и Ромэн Роллан во Франции (многотомный роман последнего «Жан Кристоф» считался крупнейшим событием европейской литературы перед войной), Д’Аннунцио и Фогаццаро в Италии, Киплинг и Уэлльс в Англии, Густав Мейер в Германии продолжают высокую традицию старого романического искусства. Новейшая литература в России дает образцы романического жанра в лице Мережковского (исторический роман), Кузмина, Брюсова, Андрея Белого (замечательного новатора в области романа, совершенно обновившего его в своем «Петербурге» и «Серебряном голубе»). Пролетарская литература пока еще не выдвинула у нас своего крупного романиста.
Л. Гроссман.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. ? М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.
- Творческая биография Д. Дефо.
Даниэль Дефо — английский писатель, публицист, журналист, основоположник экономической журналистики, популяризатор жанра романа в Великобритании, автор романа о Робинзоне Крузо — родился примерно в 1660 г. недалеко от английской столицы, в Криплгейте. Отец, торговец мясом, готовил его карьере пресвитерианского пастора и отдал в духовную семинарию, Академию Мортона в Стоук-Ньюингтоне, где его сын изучал классическую литературу, а также латынь и греческий. Однако Дефо-младшего влекла совершенно другая стезя — коммерческая деятельность, торговля.
После окончания академии он поступил на работу к чулочному торговцу приказчиком, неоднократно предпринимал деловые поездки в Испанию, Португалию, Францию, Италию. В дальнейшем он приобрел собственное чулочное производство, было в его предпринимательской биографии управление и владение крупным заводом, выпускавшим кирпичи и черепицу. В этом смысле Дефо являлся человеком своего времени: тогда таких коммерсантов-авантюристов было немало, и он оказался в числе тех, чья коммерческая деятельность в итоге завершилась банкротством.
Однако предпринимательство было далеко не единственным интересом Даниэля Дефо; он проживал яркую и насыщенную жизнь. Будучи молодым человеком, принимал активное участие в политической жизни, был одним из восставших против короля Якова II Стюарта, потом скрывался по разным городам, чтобы избежать тюремного заключения.
Деятельность на поприще литературы началась с памфлетов и сатирических стихотворений, а также прозаических трактатов, посвященных вопросам предпринимательской деятельности. В 1701 г. Дефо написал памфлет «Чистокровный англичанин», высмеивавший аристократию. Тот приобрел невероятную популярность: его продавали на улице, и все 80 тысяч экземпляров были сразу раскуплены. За памфлет власти приговорили его к позорному столбу, гигантскому штрафу и посадили в тюрьму до исполнения наказания. Когда Дефо стоял у позорного столба, жители Лондона пришли его поддержать, но деловой репутации был нанесен немалый ущерб, и, пока он сидел в тюрьме, его коммерческое предприятие ? производивший черепицу завод — по сути, развалилось.
Тюремное заключение могло быть очень долгим, а перспективы ? неясными, если бы Даниэля Дефо не вызволил Роберт Харли, спикер палаты общин, министр. После этого Дефо работал на него как секретный агент, собирал в Англии и Шотландии разнообразную интересующую покровителя информацию. Харли в 1704 г. устроил его на госслужбу — в известное периодическое издание «Ревью», где в обязанности ему вменялось написание и редактирование статей. Издание просуществовало до 1713 г., комментарии Дефо периода работы в «Ревью» стали самыми известными из его сочинений политического характера.
Не покладая рук работая на поприще журналистики, Даниель Дефо пишет и литературные произведения. В 1719 г. увидела свет книга «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» — произведение, вошедшее в сокровищницу мировой литературы и принесшее автору ошеломительный успех. На его волне Дефо написал в том же году «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а через год — еще одно повествование-продолжение, но слава «Жизни и приключений…» оказалась недосягаемой. Именно с этим произведением, воспевающим силу человеческого духа, его неистребимую волю к жизни, ассоциируется в первую очередь имя Даниэля Дефо, хотя его творческое наследие было очень богатым и разнообразным по тематике, жанрам, масштабу.
Его перу принадлежит более чем полтысячи сочинений, среди которых романы «Радости и горести Моль Флендерс» (1722), «Счастливая куртизанка, или Роксана» (1724), «Жизнь, приключения и пиратские подвиги прославленного капитана Синглтона» (1720) и «История полковника Джека» (1722), труды «Совершенный английский торговец», «Морской торговый атлас», «Всеобщая история пиратства», «Путешествие по всему острову Великобритания». Умер Даниэль Дефо в апреле 1731 г. в Лондоне.
- Время и история создания романа.
«Робинзон Крузо» (англ. Robinson Crusoe) ? роман Даниэля Дефо, впервые опубликованный в апреле 1719 года, названный по имени главного героя. Полное название произведения звучит как «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим». Эта книга дала начало классическому английскому роману и породила моду на псевдодокументальную художественную прозу; её нередко называют первым «подлинным» романом на английском языке.
К написанию романа Д. Дефо подтолкнула встреча с Александром Селкирком — штурманом судна «Пять портов». Он и рассказал Дефо свою удивительную историю. Селкирк поссорился на корабле с капитаном, и тот высадил его на необитаемый остров близ берегов Чили. Там он прожил четыре года и четыре месяца, питаясь мясом коз и черепах, фруктами и рыбой. Сначала ему было тяжело, но позднее он научился понимать природу, овладел и припомнил немало ремесел. Однажды к этому острову пристал бристольский корабль «Герцог» под командованием Вудса Роджерса, который и забрал на свой борт Александра Селкирка. Все рассказы Селкирка Роджерс записал в судовом журнале. Когда эти записи были обнародованы, о Селкирке заговорили в Лондоне, как о чуде.
Д. Дефо использовал рассказы о приключениях штурмана и написал свой роман о Робинзоне Крузо. Семь раз автор изменял детали жизни героя на острове. Он перенес остров из Тихого океана в Атлантический, а время действия приблизительно на пятьдесят лет отодвинул в прошлое. Писатель также увеличил срок пребывания своего героя на острове в семь раз. И вдобавок он подарил ему встреча с верным другом и помощником — с туземцем Пятницей. Позднее Д. Дефо написал продолжение первой книги — «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо». В этой книге писатель рассказывает о том, как его герой попал в Россию. Робинзон Крузо начал знакомиться с Россией в Сибири. Там он побывал на Амуре. А к этому Робинзон странствовал по всему миру, побывал на Филиппинах, в Китае, переплыл Атлантический, Тихий, Индийский океаны. Роман Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» оказал значительное влияние на развитие мировой литературы. Он начал новый жанр — «робинзонаду». Именно так называют любое описание приключений на незаселенной земле. Книгу Д. Дефо много раз переиздавали. У Робинзона появилось много двойников. Он имел разные имена, был и голландцем, греком, и шотландцем. Читатели разных стран ждали от писателей произведений, не менее захватывающих, чем книга Д. Дефо. Так одна книга породила целый ряд других литературных произведений.
Суть: о чём?
Книга представляет из себя автобиографию главного героя, написанную много позже произошедших в романе событий. Молодой человек по имени Робинзон Крузо идёт против воли отца и сбегает из семьи, чтобы поступить на корабельную службу. Юноша путешествует по миру, переживая множество приключений и занимаясь самыми разными делами. Но однажды корабль, на котором главный герой предпринимал нелегальном рейс за рабами в Африку, попадает в шторм и гибнет. Из всех пассажиров выживает только сам Крузо, доплывший до необитаемого острова.
Далее герой во всех подробностях рассказывает о том, как он выживал в первые дни в незнакомой обстановке, и как он постепенно приспособился к своей новой жизни на острове, построив себе жилище, приручив диких коз, вспахав и засеял поле, сшив себе новую одежду и так далее.
Однажды, обходя свои владения, Крузо обнаруживает, что на остров иногда приплывают дикари-каннибалы, чтобы устроить людоедские пиршества. Дождавшись очередного такого посещения, герой спасает из плена каннибалов несчастного дикаря, после чего делает его своим слугой и даёт ему имя – Пятница.
Во время следующего столкновения с каннибалами Робинзон спасает отца Пятницы и некого испанца, с корабля, который также потерпел крушение неподалёку. Испанец и старый дикарь уплывают на лодке, чтобы найти других выживших и привести их к Робинзону, в это время, к островку прибывает ещё один корабль, чья команда подняла мятеж. Робинзон и Пятница помогают капитану победить бунтовщиков, после чего жертвы кораблекрушения покидают остров навсегда.
Пробыв вдали от цивилизации двадцать восемь лет, два месяца и девятнадцать дней, главный герой, сказочно разбогатевший за счёт своей плантации в Бразилии, возвращается домой, в Англию, к семье, которая считала его давно погибшим.
Жизнь Робинзона Крузо
Робинзон – один из трех сыновей в семье. Старший брат главного героя погиб на войне во Фландрии, средний пропал без вести, поэтому за будущее младшего родители переживали втройне. Тем не менее, образования ему никакого не дали, с детства его занимали в основном только мечты о морских приключениях. Отец уговаривал его жить размеренно, соблюдать «золотую середину», иметь надежный честный заработок. Однако отпрыск не смог выкинуть из головы детские фантазии, страсть к приключениям и в восемнадцать лет, против воли родителей, отправился на корабле в Лондон. Так начались его странствия.
В первый же день на море случился шторм, изрядно напугавший юного авантюриста и заставивший задуматься о небезопасности предпринятого путешествия и о возвращении домой. Однако после окончания бури и обыкновенной попойки сомнения улеглись, и герой решил отправляться дальше. Это событие стало предвестником всех его будущих злоключений.
Робинзон, даже будучи уже взрослым человеком, никогда не упускал случая пуститься в новую авантюру. Так, неплохо устроившись в Бразилии, имея свою весьма доходную плантацию, приобретя друзей и хороших соседей, как раз достигнув той самой «золотой середины», о которой когда-то говорил ему отец, он соглашается на новое дело: доплыть до берегов Гвинеи и тайно приобрести там рабов для увеличения плантаций. Он и команда, всего 17 человек, отправляются в путь, в роковую для героя дату – первое сентября. Когда-то первого сентября он также отплыл на корабле из дома, после чего потерпел немало бедствий: два шторма, пленение турецким корсаром, два года рабства и тяжелый побег. Теперь его ждало более серьезное испытание. Корабль снова попал в шторм и разбился, погибла вся его команда, а Робинзон оказался один на необитаемом острове.
Главные герои их характеристика
Многомудрый Литрекон лично знал Робинзона Крузо, поэтому посвящает ему таблицу с характеристикой главных героев романа:
Робинзон Крузо | молодой англичанин. На момент начала романа представляет собой амбициозного юношу, жаждущего приключений, богатств и славы. С помощью хладнокровия, практичности, хозяйственности и трудолюбия смог не только выжить на острове, но и обустроить его для комфортного проживания. В любой ситуации сохраняет достоинство и гордость, благодаря чему за двадцать восемь лет не одичал, а после смог жить полноценной жизнью среди людей. Робинзон искренне верит в Бога, чтит разумные идеалы и приходит к мысли о том, что в молодости жил неправильно. Он раскаивается в побеге из дома, но не в своих поисках, которые подарили ему столько открытий. |
Пятница | абориген с острова Тринидад, спасённый Робинзоном и ставший его слугой. Простоватый дикарь, который искренне предан своему спасителю и хозяину. |
Вывод
Образ Робинзона Крузо воплощает лучшие черты характера человека. Сюжет произведения содержит множество примеров того, что, только не боясь трудностей можно справиться с любой поставленной задачей. Эта тема проходит красной нитью и является основным выводом романа. Эпопея из жизни обычного человека, который благодаря несокрушимому характеру, смог победить в борьбе за выживание, будет всегда интересна для читателя. А характер Робинзона служит примером, как бросать вызов сложным обстоятельствам и побеждать их в нашей обыденной жизни.
Характеристика образа Робинзона Крузо может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Темы
Тематика романа «Робинзон Крузо» может быть описана более подробно. Если Вам чего-то не достает, напишите об этом Многомудрому Литрекону в комментариях.
- Дружба
– Робинзон и Пятница показывают пример настоящей дружбы, которая рождается между людьми, пережившими вместе тяжелейшие испытания. Робинзон стал для дикаря, фактически, вторым отцом, относившимся к нему с уважением, а Пятница стал для Крузо не просто слугой, но и настоящим товарищем, без которого герой уже не смог бы выжить на острове, сохранив рассудок. - Вера в Бога
– Дефо говорит нам о том, что с помощью разума и упорного труда человек способен покорить природу. Но в то же время писатель жил во времена, когда никто ещё не мог представить жизнь человека без Бога. Поэтому Робинзон на острове продолжает обращаться к Творцу, когда чувствует себя одиноким и покинутым, однако делает он это без посредников и ритуалов, а также герой никогда не уповает на Его милость, всего добиваясь своими силами. Таким образом, писатель демонстрирует читателю основы деизма, который утверждал, что настоящая вера живёт в душе человека, а не в церковных ритуалах. - Смысл жизни
– на протяжении всего своего жизненного пути Крузо стремился к новым вершинам. Его не устраивала жизнь простого английского буржуа, а потому он рискнул всем и покинул отчий дом в поисках новых впечатлений, богатства и славы. По мнению писателя, именно это и значит быть настоящим человеком – постоянно стремиться к чему-то новому, стремиться покорять всё более высокие вершины, упорно трудиться, никогда не сдаваться и менять мир к лучшему для себя и других. - Труд
– Дефо был одним из первых писателей своего времени, который заговорил о значимости физического труда в процессе человеческого становления. Постоянно работая, Робинзон приобретает полезный опыт, закаляет характер и в итоге, преодолевая все трудности, приходит к успеху. - Развитие личности
– весь жизненный путь Робинзона представляет собой постоянное развитие через преодоление трудностей. Начав простым пареньком, жаждущим приключений, к концу романа Крузо становится опытным и состоятельным человеком. - Сила духа
– герой Дефо показывает нам всем пример настоящей силы, которая заключается в умении человека противостоять отчаянию, не опускать руки и продолжать бороться с неблагоприятными обстоятельствами.
Образ Пятницы
Помимо Робинзона, интересен образ его слуги Пятницы. Он дикарь и людоед по рождению, спасенный Робинзоном от верной смерти (его, к слову, тоже должны были съесть его же соплеменники). За это дикарь обещал преданно служить своему спасителю. В отличие от главного героя, он никогда не видел цивилизованного общества и до встречи с иноверцем жил по законам природы, по законам своего племени. Он — «естественный» человек, и на его примере автор показал, как цивилизация влияет на индивида. По мнению писателя, именно она естественна.
Пятница совершенствуется за весьма короткое время: он довольно быстро изучает английский, перестает следовать обычаям его соплеменников-людоедов, учится стрелять из ружья, становится христианином и т.д. При этом он обладает прекрасными качествами: он верный, добрый, пытливый, сообразительный, рассудительный, не лишен простых человеческих чувств, таких как любовь к отцу.
Проблемы
ПРоблематика романа «Робинзон Крузо» тоже может быть расширена, если Вы напишите о необходимости подобного нововведения в комментариях.
- Одиночество
– одним из тяжелейших испытаний для Робинзона становится испытание одиночеством. На необитаемом острове, вдали от цивилизации и людей, герой начал медленно, но верно забывать человеческую речь, однако с помощью постоянных упражнений и своего слуги-дикаря, Крузо сумел сохранить свой разум и остаться полноценным человеком. - Легкомыслие
– в начале Робинзон кажется нам легкомысленным сумасбродом, постоянно играющим с опасностью. В конце концов, амбициозность юного Крузо приводит его на необитаемый остров, на котором происходит становление героя. - Нравы диких племён
– Дефо во много сформировал в массовом сознании образ классического аборигена с острова – недалёкого дикаря, опирающегося на грубую силу, которого побеждает просвещённый европеец, использующий свой разум. - Стоицизм
– Робинзон воплощает в себе многие идеалы философского учения стоицизма. Главный герой сталкивается с трудностями, но, сохраняя спокойствие и достоинство, преодолевает их. Характерно и то, что Крузо с уважением относится к дикарю Пятнице, не деля людей по цвету кожи, как это было принято во времена Дефо.
Проблематика
Главный герой сталкивается с одиночеством, трудно преодолимыми трудностями и незнакомым миром. Но Робинзон Крузо является не просто человеком, потерпевшим кораблекрушение, а настоящим образом колониста Британской Империи. В нем реализован дух британского колониализма: мужественность, независимость, бессознательная жестокость, настойчивость, развитый интеллект, неразговорчивость.
Крузо отчасти пытается воспроизвести принципы собственной культуры на незнакомой территории, следуя принципам колониализма. Он использует современные западные технологии и простейшие элементы политической структуры. В конце произведения остров прямо называется «колонией». Отношения между Робинзоном и Пятницей также следует рассматривать как результат империализма и колониализма. В романе четко прослеживается идея: Пятница – дикарь, которому требуется европеизация для преодоления варварства, а Круз – носитель развитого общества.
Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.
Основная идея
В своём приключенческом романе Дефо показал читателю становление личности, которую можно было бы поставить в пример всем остальным. Смысл книги «Робинзон Крузо» заключается в учении, которое было популярно во времена Дефо — tabula rasa. Это понятие было введено философом Джоном Локком и обозначает уверенность в том, что люди рождаются «как чистый лист» — то есть без врождённых пороков или добродетелей. Все их становление происходит под влиянием внешнего мира и личного опыта. Эту гипотезу доказал автор, описав формирование личности Робинзона Крузо. Эта идея позволила сделать европейское общество более гуманным и терпимым по отношению к Пятнице и ему подобным.
Параллельно роман транслирует читателю идеалы, которые отстаивал Дефо и которые стали верховенствующими среди всех просветителей: деизм, вера в равенство всех людей, вера в прогресс и человека как в разумное высшее существо. Такова главная мысль романа «Робинзон Крузо».
Критика
Роман «Робинзон Крузо» получил такую большую известность, что породил новый литературный термин «робинзонада» – сюжет, построенный на изображении того, как человек выживает в экстремальных условиях. А имя главного героя и вовсе стало нарицательным. Многие известные авторы восторженно отзывались о книге:
Жан-Жак Руссо назвал «Робинзона Крузо» «удачнейшим трактатом о естественном воспитании» и. в своем «Эмиле» рекомендовал этот роман как полезную и нужную книгу. Прочитав роман Дефо, он писал: «Эта книга будет первой, которую прочтет мой Эмиль; она долгое время будет составлять всю его библиотеку и навсегда займет в ней почетное место». Белинский отмечал реалистичность этого, казалось бы, фантастического романа.
Книга разошлась сначала по всей Европе, а позже пересекла океаны о покорила весь мир. Была неоднократно экранизирована.
Автор: Михаил Щепин
Отзывы на книгу
«Робинзон Крузо» — один из любимых моих рассказов. В этом произведение каждое предложение содержит какую-нибудь мысль. Главный герой — молодец, он выжил только потому, что не сдался.
Елена
Если говорить кратко, это лучшее произведение, которое я читала в детстве. С первых строк зарождается интрига, и только прочитав до конца, можно с облегчением вздохнуть и порадоваться за Робинзона.
Карина
Я еще с детства помню этот приключенческий роман. Среди моих друзей эта книга была самой любимой. Наверное, все, когда были маленькими, мечтали отправиться в путешествие. Благодаря этой книге каждый мог представить себя на месте главного героя.
Олеся