Краткое содержание Богомолов Иван для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Богомолов — Иван

Повествуя о предстоящем обходе боевого охранения, старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, поднимают с кровати раньше положенного времени из-за задержанного человека на берегу Днепра. Им оказался промокший мальчик лет одиннадцати. Назвавшись Бондаревым, он приказным тоном просит сообщить о себе в штаб.

Гальцев неуверенно докладывает капитану Маслову о происшествии. Однако мальчик настаивает на звонке начальнику разветотдела армии Грязнову и капитану Холину. По приказу Грязнова лейтенант обеспечивает Ивана всем необходимым, в том числе бумагой и чернилами. В течение часа мальчик делает подсчеты и записывает их на листе.

Уяснив обстановку, Гальцев проникается искренней жалостью и гордостью к задержанному. Он ухаживает за ним как за разведчиком. Предложив еду и теплую одежду, он укладывает его спать, а сам идет в обход через обстрелы прибрежной полосы реки. Приближаясь к местному посту охраны, Гальцев рассказывает бойцам вымышленные истории про этого мальчика, так как истинное положение его занятий должно оставаться в тайне.

Приезд Холина очень обрадовал Ивана. Из разговора товарищей становится понятно, что мальчик самостоятельно, с помощью бревна добрался по воде с противоположного берега октябрьским вечером. Привезенная мальчику форма привлекает внимание орденом и медалью «За отвагу». После разнообразного угощения капитан и Ваня садятся в машину и уезжают. Через несколько дней Гальцев принимает у себя старшину Катасонова, от которого узнает об отклонении Иваном предложения руководства поступать в суворовское училище. Мальчик готов на это лишь после окончания войны.

Представитель высшего штаба Холин приглашает Гальцева в обход. Его бесцеремонность отталкивает лейтенанта. На обратном пути он посещает военного фельдшера – молодую девушку, что становится поводом для насмешек со стороны Холина. Сам старается скрыть интерес к ней.

Собравшись в землянке, Холин, Катасонов и Иван обсуждают предстоящий поход. Грядущей ночью мальчик должен в одиночку переплыть через реку, пройти пятьдесят километров и попасть в тыл к немцам. Гальцев, проявляя инициативу, желает составить им компанию. Однако поначалу Холин высмеивает его неопытность, отказывая в разведке.

Иван обращает внимание на нож Гальцева, который является памятным подарком от погибшего друга Котьки Холодова, героически защищавшего родную страну. Лейтенант обещает Ване привезти подобный предмет.

Чтобы предупредить пост, Гальцев провожает участников разведки к лодке. Многое в этот раз узнает он от Холина о жизни Ивана: о службе в партизанском отряде, о пребывании в лагере смерти, о побеге из интерната, о погибшем его отце и сестренке.

В этот момент неожиданно приходит сообщение о том, что Катасонова вызвал командир дивизии. Мальчик обижен на капитана из-за того, что не успел с ним попрощаться. Он так и не узнал, что капитан погиб от вражеской пули. Заменяет убитого Гальцев. Получив инструктаж, он пытается написать письмо матери, но ему не удается.

Вооружившись, собрав необходимое, бойцы отправляются на операцию. Проводив Ивана, Холин и Гальцин остаются в засаде до определенного времени. Спустя час возвращаются в землянку. Гальцев сдерживает слово. Он заказывает слесарю нож, подобный своему, чтобы сделать подарок Ване.

Однажды ноябрьским днем происходит встреча лейтенанта с Грязновым, который с сожалением сообщает о побеге Вани из-за оформления его в училище. При этом убедительно поясняет никогда не упоминать имени и поступков мальчика, чтобы предостеречь его от беды. Встреча начальников становится последней. Холин также погибает во время очередной операции. Судьба Вани очень интересует Гальцева.

Некоторое время рассказчик находится в Берлине. Работая переводчиком, он случайно среди архивных документов обнаруживает фотографию Ивана. В пояснительной записке сказано, что задержание мальчика состоялось в момент его наблюдения за перемещением вражеских эшелонов. После допросов, на которых не удалось ничего выяснить, юный защитник Родины в 1943 году был расстрелян.

Рассказ учит проявлять стойкость в различных испытаниях, уметь дорожить дружбой, быть примером для подражания независимо от возраста.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Богомолов «Иван» в сокращении

Владимир Богомолов «Иван» краткое содержание для читательского дневника:

Рассказ начинается с находки армией мальчика у берегов Днепра. История происходит во времена Великой отечественной войны. Выясняется, что Иван юный разведчик. Он даже переплыл реку для выполнения задания.

Лейтенант Гальцев сначала не мог поверить в это и нелестно принял мальчика. Но вскоре об этом пожалел и изменил свой взгляд. К нему по-разному относились, но часто ценили за храбрость. Вскоре приехал Холин и вручил Ивану форму и награды за отличную службу. Они вместе уезжают.

Как оказалось, семья Ивана погибла на войне, поэтому он решил мстить врагам, содействуя красной армии. Автор рисует и картины игр мальчика. Тот все равно остался ребенком, война не его дело. Иван собирал информацию на фашистов. В конце концов последовал арест юного солдата и расстрел немцами.

Вывод:

Война и дети не должны пересекаться в реальности. Они должны быть заняты играми, образованием, а не страшными делами. Ужасы искалечили душу невинным людям. В то же время, мужество, подвиги будут цениться всю вечность.

Повесть побуждает благодарить ветеранов за стойкость и свободу. Богомолов восхищается любовью к родине детей войны. Они способны на многое и их вклад в победу очень большой.

Холин

Через некоторое время приезжает Холин, молодой черноволосый мужчина. Увидев Ивана, он сразу бросается обнимать его, словно самого близкого человека. Из их разговора Гальцев понимает, что Бондарев переплыл Днепр на полене, но не нашел лодку, которую спрятали для него Холин и Катасонов (командир взвода из разведки по прозвищу Катасоныч). Его отнесло течением на несколько километров дальше, чем рассчитывал Иван. Краткое содержание повести поведает, что же произошло дальше.

Холин просит Гальцева тайно подогнать им машину, и, пока лейтенант ищет транспорт, Иван одевается в новенькую гимнастерку, на которой красуется орден «За мужество». Холин и Иван уезжают.

Короткий пересказ «Иван»

Краткое содержание «Иван» Богомолов:

Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб.

Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее».

Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальоне появляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотрит немца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматривает местность и траншеи.

Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег под прицелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется «бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.

Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоит переправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчик восхищён финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож — ведь это память о его погибшем лучшем друге.

Наконец Гальцев подробнее узнаёт о судьбе Ивана Буслова (это настоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце — в лагере смерти. Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в Суворовское училище, но тот хочет только воевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребёнок может так ненавидеть…».

А когда Ивана решили не посылать на задание, он ушёл сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослым разведчикам редко удаётся. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, его усыновят Катасоныч или подполковник.

Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен: почему тот не зашёл попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперь третьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его в разведку, решается.

Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются на операцию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелёгкая и очень рискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случай он одет как «бездомный отрёпыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят в засаде, а затем возвращаются назад.

Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Через некоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утверждённый в должности командира батальона, просит передать нож мальчику.

Но оказывается, что, когда Ивана окончательно решили отправить в училище, он самовольно ушёл. Грязнов неохотно говорит о мальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.

Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжёлого ранения он попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами.

В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Это интересно: повесть «Сотников» Быков написал в 1969 году. В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. На нашем сайте можно прочитать онлайн краткое содержание «Сотникова» по главам. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны.

Погиб как герой

Гальцев все не мог забыть о мальчике. А когда оказался в Берлине, увидел учетные карточки тайной полиции. С одной из фотографий глядело знакомое лицо. На приколотом к карточке листе указывалось, что на запретной территории задержали подростка: одна из местных жительниц опознала в нем Ивана. Его допрашивали четыре дня, но он держался вызывающе и никаких сведений не сообщил. Ранним утром 25 декабря 1943 года его расстреляли. А полицейский, поймавший подростка, получил сто марок. Так заканчивает произведение Богомолов («Иван»).

Читать краткое содержание книги, чтобы в полной мере постигнуть трагизм произошедшего, недостаточно. Только полный текст поможет понять, насколько быстро взрослели дети в страшные военные годы.

Сюжет повести «Иван» по главам

«Иван» Богомолов краткое содержание с описанием каждой главы произведения:

Глава 1

Старшего лейтенанта Гальцева, который временно исполнял обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега был задержан мальчишка, который требовал отвести его в штаб к командиру.

Гальцев увидел перед собой «всего посиневшего от холода и дрожавшего» худенького мальчика лет одиннадцати. На строгие вопросы лейтенанта он отвечал лишь, что его фамилия Бондарев, и настойчиво требовал сообщить о своем прибытии в штаб. Гальцев отказывался сделать это, и лишь когда мальчик назвал фамилии штабных офицеров, поверил ему.

Подполковник Грязнов подтвердил: «Это наш парень». Мальчик достал из платка «зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвою», внимательно пересчитал их и записал данные на клочке бумаги, которую срочно отправил в штаб.

Глава 2

Иван никак не мог заснуть, и все время интересовался у Гальцева, доставлено его послание или нет. Вскоре появился «рослый темноволосый красавец» Холин, который встретил Ивана, как старого друга. Мальчик рассказал ему, что из-за немцев не мог добраться к лодке, и был вынужден отправиться вплавь через Днепр из другого села. Было большим чудом, «что ненастной ночью, в холодной октябрьской воде» он смог пересечь реку.

Холин привез Ивану чистую одежду. Когда мальчик переоделся, Гальцев заметил, что гимнастерка была «с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу»». Подкрепившись, Иван и Холин уехали на машине.

Глава 3

Спустя три дня к Гальцеву пришел старшина Катасонов, который попросил «посмотреть немца» с наблюдательного пункта. Он рассказал, что по приказу командующего Ванюшку в «школу посылают, в суворовскую», но тот отказывается. Мальчик, чью душу разъедала страшная ненависть к захватчикам, хотел всю войну провоевать разведчиком.

Гальцев отправился в обход в сопровождении Холина, который его отталкивал своей бесцеремонностью. Они зашли в батальонный медпункт, куда прибыл новый фельдшер – «статная, лет двадцати, красивая блондинка с ярко-голубыми глазами». Заметив заинтересованность Гальцева девушкой, Холин принялся всячески задевать его.

Глав 4

Приехал Ваня, который выглядел «посвежевшим и поздоровевшим». Он удивил Гальцева своей разговорчивостью и приветливостью. В этот раз Катасонов и Холин должны были «переправить мальчика через Днепр в тыл к немцам». Однако Иван и не думал волноваться – он грыз леденцы и смотрел журналы. Ему очень понравился нож Гальцева, но тот не мог подарить его мальчику, поскольку это была память о друге.

От Катасонова Гальцев узнал, что отец Вани, пограничник, погиб в первый же день войны. Крошечная сестренка была убита прямо на руках у мальчика, а о судьбе матери он ничего не знал.

Гальцев хотел присоединиться к разведчикам, но Холин отказал ему. Когда стало известно, что Катасонова срочно вызвал к себе командир Дивизии, его место занял Гальцев. Никто из них еще не знал, что Катасонов был убит.

Глава 5

Поужинав, Холин разложил карту и ввел Гальцева в курс дела. После тщательной подготовки они отправились выполнять операцию.

Глава 6

Благополучно переплыв реку, разведчики спрятали лодку. Ваня, нарочно одетый в старое рванье, покинул старших товарищей, и растворился в темноте.

Глава 7

Отпустив мальчика, Холин и Гальцев притаились в засаде. Вскоре в опасной близости от них прошли немцы. У Гальцева возникла «потребность, необходимость немедля убить их», и лишь благодаря хладнокровному и сдержанному Холину он не выдал их пребывание. Когда немцы удалились, разведчики вернулись к своим.

Холин рассказал, что Ивану «нужно пройти более пятидесяти километров», и на каждом шагу он может наткнуться на немецкий патруль. Он очень переживал за судьбу мальчика, которому, в случае опасности, никто не мог прийти на выручку.

Глава 8

Гальцев заказал у местного слесаря-умельца точно такую же финку, какая понравилась Ване. Он хотел при удобном случае передать нож если не самому мальчику, то хотя бы подполковнику Грязнову. Вскоре ему представилась такая возможность. От подполковника он узнал, что Иван вернулся с задания живым и невредимым.

После мальчика отправили учиться в училище, но он самовольно ушел. Гальцев попросил передать Ване финку, на что Грязнов ответил, что у него «этих ножей с десяток, не меньше». Подполковник не хотел вдаваться в подробности о маленьком разведчике – «чем меньше о них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут».

Глава 9

Сильное ранение привело к тому, что Гальцев стал «стал «ограниченно годным»» и был направлен в Берлин «для захвата немецких архивов и документов». Среди чудом сохранившихся документов Гальцев обнаружил фото Вани. В донесении было сказано, что был задержан школьник, «наблюдавший за движением эшелонов» в запретной зоне. При задержании он оказал яростное сопротивление, и после допроса был расстрелян.

Заключение

Своим произведением Владимир Богомолов хотел сказать, что война – тяжелейшее испытание, особенно для детей, которым приходилось делить все тяготы военного времени наравне со взрослыми.

Переправа

Вошедший позже Холин вдруг сообщил, что Катасонова срочно вызвали в дивизию – это была уловка, чтобы не говорить Ивану, что старшину убили. Вместо него на тот берег отправился Гальцев.

Перебравшись через Днепр, мужчины долго ждали, пока двенадцатилетний Иван (настоящая фамилия – Буслов) минует дозор. Ему предстояло за ночь пройти около двадцати километров и затем — еще не меньше тридцати. Холин долго не решался возвращаться назад, а позже, в землянке, в сердцах отметил, что они третий год воюют, «а в глаза смерти – как Иван! — … и не заглядывали».

Другие персонажи

  • Гальцев — старший лейтенант. Смел, решителен, деликатен. Рассказ ведётся от его имени.
  • Холин — капитан разведывательного отдела штаба армии. Бесцеремонный, даже иногда циничный человек. Очень ценит Ивана, сочувствует ему. Смелый и умный командир.
  • Катасонов — старшина разведчиков, друг Ивана. Вежливый, тихий человек и умелый разведчик.
  • Грязнов — подполковник, начальник разведотдела армии. Суров и справедлив.

Жертва равнодушия

На съемках очередного фильма в январе 1990 года он сильно простудился. Как выяснилось потом, у актера началось двустороннее воспаление легких, осложненное менингоккоковой инфекцией. Геннадий переносил болезнь на ногах, продолжая участвовать в съемках. В очередной раз на площадке он появился с температурой выше 40 градусов.

В какой-то момент ему стало плохо. Скорую вызывать не стали — коллега и однокурсник Вадим Курков помог ему добраться до ближайшей поликлиники. То ли у врача в тот день не было настроения, то ли человек просто по характеру был формалистом, но, посмотрев документы, Фролова, медик заявил: «За помощью вам нужно обратиться в учреждение по месту жительства». Тут бы известному актеру поднять крик, скандал, припугнуть обленившихся медработников. Но это было совершенно не в характере Геннадия, и он покорно поехал домой, в Электросталь, хотя в том момент ему требовалась срочная госпитализация. Сил хватило на то, чтобы только добраться до дома. Там он вскоре и умер.

Нелепый уход 28-летнего талантливого парня потряс коллег. Хоронили его на старом кладбище подмосковного села Казанское, рядом с отцом, который умер за четыре года до этого. Старожилы этих мест рассказывают, что кладбище, существующее с XIX века, никогда не видело такого наплыва людей, как в день прощания с Геннадием. Приехали и известные актеры, снимавшиеся с ним, местным особенно запомнился Пуговкин, который был страшно подавлен случившейся бедой.

Время неумолимо, и многое стирает из людской памяти. Сегодня далеко не все жители Казанского знают, где на старом кладбище, в тени высоких деревьев, спит вечным сном «Иван-царевич». И лишь фильмы, вновь и вновь появляющиеся на телеэкранах, дают возможность вспомнить о таланте, который ушел от нас слишком рано.

О произведении

Повесть «Иван» Богомолова написана в 1957 году. Это трагический и правдивый рассказ о маленьком герое, разведчике, который погиб в борьбе с фашистскими захватчиками.

Основная идея произведения — показать страшную действительность военного времени. Война — тяжёлое испытание, и в ней не место детям. В центре повести борьба 12-летнего Ивана и его старших товарищей против немецких оккупантов.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Иван» по главам, что пригодится как для читательского дневника, так и при подготовке к уроку литературы.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

«Куда ты так спешишь?»

Вот только реализовать его Геннадий не успел. В том же 1987 году вышла двухсерийная лента «Приказ» о буднях военных, служащих на Крайнем Севере. Но фильм был, если можно так сказать, классическим, без «чернухи» и всевозможных разоблачений, а публика к тому времени жаждала чего-то погорячее. В итоге добротная картина оказалась почти незамеченной.

За следующие два года Фролов снялся в четырех фильмах: в «Благородном разбойнике Владимире Дубровском» (Гришка), в сказке «Раз, два, горе – не беда!» (солдат Алеха), в «Под куполом цирка» (Терентий), в «Светике» (лейтенант милиции Портнов). А были еще роли в сюжетах «Ералаша», дубляж… К 28 годам в его послужном списке было почти два десятка лент.

Друзья шутили: «Гена, куда ты так спешишь? Подумай о личном». Актер виновато разводил руками: «Пока не встретил свою единственную!» Геннадий очень любил свою мать и говорил о том, что его будущая жена по характеру обязательно будет похожа на нее. Режиссеры ценили его за безотказность — он никогда ни на что не жаловался, работал в любых условиях, не жалея себя. И в итоге это самоотречение и стал для Фролова роковым.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: