Что такое «хлестаковщина» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Что такое «хлестаковщина» в комедии «Ревизор»

Для того чтобы понять что то такое «хлестаковщина» нужно, прежде всего, проанализировать героя, от имени которого появилось это понятие.

Иван Александрович Хлестаков принадлежит к числу людей, которых можно назвать пустыми и беззлобными. Он любит покутить и предпочитает находиться в обществе прекрасных женщин. Ему нравится привлекать к себе внимание, поэтому его действительность уступает место лжи и лицемерию.

Хлестаковщина подразумевает под собой бессмысленное проживание жизни и, к сожалению, окутывает все сферы деятельности города Н. Носитель хлестаковщины не только пуст, трусовато агрессивен, но и распространяет ужасающее вранье. Постоянное хвастовство, построенное на лжи, не имеет никакого отношения к реальности. Тут присутствует только бесконечное желание выдать себя за того, кем не является. Постепенно завлеченный своей выдумкой герой, не только начинает свято верить в нее, но и ведет себя таким образом. Хлестаков как бы входит в роль своего вымышленного человека. И тут же начинает играть, да и так правдоподобно, что все окружающие ему верят.

Однако не стоит видеть в нем злобного и мстительного человека. Он абсолютно безвреден и кто угодно может сделать из него хоть ревизора из столицы, хоть приезжего чиновника. Его бесхарактерность подчеркивается отсутствием воспоминаний о прошлом и совершенно не волнующем его будущим. Хлестаков целиком и полностью сосредоточен над происходящим моментом, готовый демонстрировать свой артистизм. Он грациозно меняет образы, оставляя незабываемые впечатления.

Хлестаковщине верят и поддаются не только глупые, но и образованные адекватные персонажи. Это объясняется внутренней боязнью перед человеком при власти.

Автору пьесы, имеющему представление о жизни чиновников, удалось пробраться в глубину истинного русского характера, достав оттуда образ своего неоднозначного персонажа. Каждый из нас хоть на мгновение становился Хлестаковым и тут не важен возраст, социальное положение, образование. Хоть пьеса «Ревизор» и была написана в далеком 1836 году, но представленное в ней понятие актуально и в наше время, особенно среди молодого населения.

Характеристика главного персонажа

Иван Александрович Хлестаков — коллежский регистратор из Санкт-Петербурга, который остановился в городе Н., чтобы пообедать, но его ошибочно перепутали с ревизором. Он удобно пользуется своим положением и рассказывает о дружбе с Пушкиным, высшем чине и о роскошном доме, чтобы завоевать уважение со стороны чиновников. Городничий и остальные люди поверили его рассказам и хвастовству и стали за ним ухаживать, чтобы повысить репутацию города.

Молодой человек беззастенчиво принимает взятки у купцов, помещиков, крестьян под видом долга. Благодаря своему вранью и хитрости после накопления приличной суммы уезжает из города, обещая жениться на дочери городничего.

Хлестаков и хлестаковщина

Комедия Гоголя «Ревизор», пожалуй, одно из немногих произведений, которое, «собрав в одну кучу всё дурное в России», сумело вскрыть и одно из самых опасных явлений как того времени, так и современной России – хлестаковщину.

Если обратиться к словарю Ожегова, то мы найдём в нём очень простое определение этого явления: «беззастенчивое, безудержное хвастовство», употребляется в разговорной речи. Но понятие это намного шире. Оно включает в себя, в первую очередь, такое явление, как приспособленчество.

Но говоря о беспринципности чиновничьего мира, Гоголь, прежде всего, высмеивает глупость и невежество самого народа, который «всех и всего боится».

Почему, по мнению автора, городничий и чиновники города N ничего не боятся? Да они просто уверены, что человек по сути своей продажен. Исходя из этого, они и действуют.

Обратим внимание на главного героя этой комедии. Кто он вообще такой?

Хлестаков Иван Александрович – мелкий чиновник в одном из департаментов Петербурга, случайно застрявший в уездном городке. Автор рисует его легкомысленным и безответственным молодым человеком с талантом гениального вруна. Можно даже сказать, что Хлестаков – это некий собирательно-обобщённый образ русского человека, который сам «весь стал ложь» и, что самое страшное, не замечает этого. Порой, «ввиду своей глупости и поверхности», действия гоголевских чиновников воспринимаются тем же Хлестаковым не как «подмазывания», а как искреннее радушие бескорыстных людей.

Но что помогло Хлестакову так ловко провести чиновников? Ответ очевиден: страх. Страх за свою жадность, взятки и осознание собственной вины.

Конечно, у любого здравомыслящего человека сразу бы возникла мысль: а вдруг меня с кем-то спутали? Но не у Хлестакова. Он всё с ним происходящее воспринимает, как должное. И тем не менее ему достаёт ума выйти «победителем» из этого положения: в дураках остаётся городничий со своими приближёнными.

Но беда такой концовки в её двойственности. Да, с одной стороны, «зло» как будто наказано. И это замечательно.

Но где гарантия, что Хлестаков, почувствовав свою безнаказанность, не станет и в дальнейшем «проворачивать» такие махинации? И вновь ему всё будет сходить с рук. Ведь Гоголь пишет о том, что из таких городков, как город N, состоит и вся остальная Россия.

Возникает вполне закономерный вопрос: откуда берутся Хлестаковы? И вновь ответ лежит на поверхности: они сформировались тем политическим строем, который породил тех же «держиморд и городничих»: Хлестаков хоть и «пустышка», но вполне и светский человек. Слегка начитан, немного грамотен.

В конце концов, Хлестаков – это и главное, пусть и не вполне положительное, лицо комедии. Через его образ Гоголь высмеивает не только душевную пустоту и простоту вкупе с хвастовством, но и стремление человека выдать желаемое за действительное. Можно даже утверждать, что «хлестаковщина» в данном случае обозначает лишь следующее: это «увеличенная в разы ничтожность» всех героев комедии.

В заключение хотелось бы заострить внимание читателя вот на чём. «Ревизор» — это комедия, поистине бессмертная, но пока есть жизнь на нашей планете, на ней будут «царить» Хлестаковы.

И даже то обстоятельство, что поколения сменяют друг друга ничего не изменит: ведь способы достижения своих собственных целей остаются прежними. Возникает вопрос: что делать? Учиться жить правильно. Или, говоря простым языком, учиться жить «по совести».

На этом всё. Всем хорошего настроения и пока.

Отрицательные черты характера

В произведении автор хотел показать все пороки чиновников XIX века, благодаря созданию образа главного героя. Молодой человек обладает рядом негативных качеств, которые мешают ему построить карьеру и стать порядочным человеком.

  • лень;
  • наглость;
  • отсутствие моральных принципов;
  • безответственность.

Иван Александрович Хлестаков

Герой необразован, ленив, слабоволен, редко посещает работу из-за того, что не обладает трудолюбием и целеустремлённостью, поэтому у него нет карьерного роста. Обожает играть в азартные игры, поэтому после своего проигрыша 2 недели пребывал в провинциальном городе, так как сел на мель и не мог расплатиться за обед.

Иван Александрович увлекается женщинами, зная про их слабости и безудержную тягу к деньгам, обладает хлёсткой речью, которая помогла очаровать дочь и жену городничего. Он вульгарен, обладает изяществом поведения и обманчивым обаянием.

Молодой человек порхает по пьесе и наслаждается жизнью, не думая, какой он поднял переполох в городе.

Несколько интересных сочинений

По внешности Берлиоз особо не выделялся — невысокий мужчина среднего возраста. Имел довольно плотное телосложение.

В 19 веке большинство российских художников работали в жанре пейзаж. Но Поленов Василий Дмитриевич работал в жанре «пейзаж настроения». Этот жанр лично придуман художником и в дальнейшем ни кем не использован.

Создание картины «Аленушка» было окончено в 1881 году. Она является одной из многих известных работ автора. Известная картина написанная по сюжету сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке».

Изображение хлестаковщины в комедии «Ревизор»

Жители города проживают свою жизнь, надеясь, что всё улучшится, но в то же время не стремятся что-то делать и продолжают жить в мечтах. Автор в своих рассуждениях показывает, как существование уездных городов пронизано безысходностью, потому что у гоголевского общества нет никаких живых умственных интересов. Картина провинциальной жизни получается очень безотрадная, благодаря царящей пошлости, невежества, отсутствия долга и законности.

Поведение второстепенных персонажей

Бобчинский и Добчинский

C понятием «хлестаковщины» сталкивается не только Иван Александрович, но и чиновничество города Н. Например, Бобчинский и Добчинский любят лгать и рассказывать сплетни, более того, они похожи друг на друга по характеру. Ляпкин-Тяпкин безответственно относится к своей работе и строит из себя умного человека, хотя таким не является.

Чиновник Земляника и управляющий училищами Холопов также плохо относятся к своей должности, поэтому дают взятки Хлестакову. Для чиновников уездного города приезд ревизора казался настоящей катастрофой, так как они знали о состоянии города, но не стремились что-либо исправлять. В конце комедии почтмейстер Шпекин признаётся, что любит вскрывать письма и читать их, показывая этим поступком свою бесцеремонность и неуважение к личной жизни посторонних людей.

В основном у чиновников города Н. были отрицательные черты характера, так как их вместе объединяло бедность духовной жизни и низкий уровень умственного и нравственного развития:

  • лицемерие;
  • безнравственность;
  • жадность;
  • ложь.

На протяжении всей комедии чиновники лицемерят Хлестакову, предлагая всё самое лучшее и восхищаясь им. Они не готовы нести ответственность за свою работу, поэтому взяточничество для них было самым лёгким способом решения проблемы

. Во время объезда значимых мест чиновничество врало о его благосостоянии и кратко отвечало на вопросы, надеясь, что им простят оплошности. Именно таким образом поступки героев раскрывают определение «хлестаковщины».

Роль в жизни общества

«Хлестаковщина» — это безнравственность, наглость, хвастовство, ложь. Это глупое поведение, лицемерие, агрессивность, напыщенность. Это безответственность, трусость, жалкость. Понятие «хлестаковщина» происходит от фамилии главного героя и подразумевает враньё и хвастовство. В это определение входит страх и бесконечные потоки лжи.

Хлестаков вжился в роль ревизора

Страх подготовил почву для обмана Хлестакова, так как он не знал, как поступать, когда его сочли за ревизора, но обмануло и чистосердечие молодого человека, который во время встречи говорил, что в голову придёт, не думая, что его могут раскрыть. Ему удаётся обмануть всех чиновников уездного города, потому что он вёл себя уверенно и смог вжиться в образ вельможи с высшим чином.

Н. В. Гоголь поднимает тему «хлестаковщины», чтобы упрекнуть российское чиновничество в пороках, показав их поведение со стороны. Эта комедия бессмертна для русской литературы, так как она указывает на грехи не только людей, живших в XIX веке, но и на неподобающее поведение современников. Комедия «Ревизор» входит в школьную программу, чтобы показать юному поколению особенности поведения русских людей в прошлом.

В сочинениях школьники анализируют поведение Хлестакова и чиновников уездного города, знакомятся с неподобающими моделями поведения, чтобы сделать выводы, как нужно вести себя в обществе.

Некоторых людей можно называть Хлестаковыми, так как они постоянно врут и хвастаются ради собственной выгоды, не стремясь стать образованнее и порядочнее, живут в мечтах, но не прилагают усилия, чтобы воплотить их в реальность, поэтому пьеса «Ревизор» и явление «хлестаковщины» актуальны и по сей день, и, скорее всего, не исчезнут ещё на протяжении многих лет.

Вариант 2

Хлестаков – один из ключевых персонажей произведения, на действиях которого, в основном, построен его сюжет. Хотя автор ставил своей целью высмеять негативные стороны российской действительности и существующего строя, типаж и действия самого данного героя комедии представляют собой не такое редкое явление и в наше время.

Гоголь стремился показать глупость и бездарность чиновников, в ведении которых отданы огромные средства и судьбы миллионов. С этой целью он подчеркивает ничтожность персонажа, который нее просто ввел и заблуждение, заставив верить, что ревизор из столицы, но сделал это не столько по своему злому умыслу, а благодаря страху чиновников перед начальством и глупости.

Главное качество Хлестакова и других, подобных ему – это самомнение. Молодой человек дослужился только до низкого чина гражданской службы, но, даже оказавшись без денег в незнакомом городе, под угрозой ареста за долги, он не теряет уверенности в себе и ведет себя достаточно нагло. Безграничное самомнение хлестаковых — их главное оружие, которое, однако, можно успешно применять лишь против недалеких людей.

Другая показательная черта данного персонажа и подобных ему – это глупость. Гоголь постоянно показывает, что речи Хлестакова бессвязны и могут казаться правдоподобными, если не рассматривать их в комплексе. Мнимый ревизор одновременно говорит о себе, что достиг больших успехов на государственной службе, при этом же является видным литератором, автором многих произведений, знакомым Пушкина. Однако все это лишь красивая обертка. Из слов Хлестакова видно, что он не обладает глубокими знаниями ни по одному из предметов, по которым высказывается. Позволяет ему играть данные роли его вовлеченность в петербургскую жизнь, без которой он не может жить. Театр, светские мероприятия, на которых ему приходилось бывать, дают герою комедии неких незначительный запас сведений, используемых им для конструирования важных социальных ролей.

Показательно в Хлестакове и сочетание страха одновременно с готовностью подвергать себя риску. Он труслив, но любовь к хорошей жизни, женщинам и вкусным обедам пересиливают опасения расплаты, которая должна постигнуть его рано или поздно.

Хлестаковщина – более распространенное явление, чем может показаться на первый взгляд. Герой комедии является воплощением безосновательного самомнения, глупости и неспособности к достижению реальных результатов практически в любых областях. Он не расчетливый авантюрист или мошенник, сознательно рискующий ради выгоды, но человек, который может лишь создавать вокруг себя впечатление значимости. Подобных ему, к сожалению, очень много в нашем мире и сегодня.

Популярные сегодня темы

Момент дуэли Пьера с Долоховым можно назвать кульминационным, так как мировоззрение главного персонажа начинает кардинально меняться именно в этот момент. Неизбежным этапом, Лев Николаевич Толстой

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» присутствует очень точный и трогательный образ попа, которого встречают главные герои. Они спрашивают у него, как ему живётся на Руси, а поп и начинает свой рассказ.

Многие люди считают своей семьей людей, которые совсем не относятся к их родословной или совсем им не кровные родственники. Обычно такие узы очень крепкие и проверенные временем. Я один из таких людей. Без преувеличения я считаю свой класс – своей семьей.

Шпекин Иван Кузьмич – один из основных персонажей комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». Он работает почтмейстером в рассматриваемом городе N.

Степан Лиходеев – один из героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: