Краткое содержание Чехов Студент для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • Чехов
  • Студент

Рассказ повествует об одном эпизоде из жизни молодого дьяконовского сына Ивана Великопольского. Однажды, в тихий день ранней весны, юноша возвращался из духовной академии. Всё вокруг было безжизненным, холодное дыхание ветра напоминало о недавней близости зимы. Невольно Иван задумался о том, что такой ветер дул во все времена, и всегда были холод, бедность, несчастья. Жизнь виделась ему в тёмных красках, и возвращаться скорее домой совершенно не было желания.

Вокруг не было ни души, лишь возле вдовьих огородов горел свет. Название этих мест объяснялось тем, что на них работали две вдовы – мать Василиса с дочерью Лукерьей. Добротный костёр озарял пахотные земли, издалека доносились звуки рабочих. Женщины грелись у костра после ужина. Иван Великопольский подошёл к огородам и начал беседовать с Василисой, опытной хозяйкой, ходившей ранее на службу к господам. Здесь у студента промелькнула мысль: а ведь именно так стоял у огня в библейские времена апостол Пётр… Иван поведал Василисе историю отречения святого Петра.

Когда происходила тайная вечеря, Пётр сказал Христу, что готов идти с ним до конца, даже если ради этого придётся пожертвовать жизнью. Иисус ответил ему, что ещё не пропоёт петух, как Пётр отречётся от Учителя. Вскоре Иисуса предаёт Иуда, и Пётр испытывает страшные душевные терзания от осознания участи наставника. Начинается допрос, а Пётр неподалёку греется у костра. Вдруг, одна из женщин, что были там, узнала в Петре последователя Христа — но будущий апостол отрёкся. Так повторялось дважды, и тотчас после трёх отречений прозвучало пение петуха. Вспомнил Пётр слова Господа, и отчаянно зарыдал.

После того, как история была рассказана, Василиса прослезилась. Лукерья тоже изменилась в лице: необычное, безучастное выражение сменилось на напряжённое. Иван попрощался с женщинами и продолжил путь домой. Он продолжил свои раздумья – отчего же Василиса заплакала? Наверняка не от искусной подачи древних откровений… Может личность Петра была близка Василисе, и в её жизни произошло нечто подобное рассказанному? Пожалуй, она была искренне взволнована переживаниями апостола, так как человеческая природа неизменна, и книга 19-ти вековой давности актуальна и в современных реалиях.

Мир и покой поселился в сердце студента, и возрадовался он от осознания непрерывности бытия. Когда пришла пора переправляться через паром, он увидел зарю и почувствовал неподдельный восторг.

Кратко рассказ Чехова Студент

В этом рассказе показан небольшой по времени и событийности, но огромный по значению урок для студента духовной семинарии – Ивана. Урок этот он получает по пути в непогоду, подойдя к двум бедным женщинам: старая Василиса и дочь ее Лукерья. Он рассказывает им, как Иисус предсказал, что один из его учеников отречется от него. Василиса заплакала, а ее дочь смутилась… Реакция, которой Иван никак от них не ожидал, поражает его. Он не приписывает себе способность так уж хорошо рассказывать, но понимает теперь связь времен, цикличность. Главное, что люди не теряют способность сочувствовать даже тем, кого они не знают, кого давно уже нет на свете, а, может быть, никогда и не было.

Сжатый пересказ «Студента» Чехова

Краткое содержание «Студент» Чехов:

Студент духовной академии рассказывает двум женщинам библейскую историю. Наблюдая за их реакцией, он постигает связь веков и поколений.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, держит путь домой. Темнеет, погода ухудшается, становится мрачно и пустынно.

Студент подходит к вдовьим огородам, где старуха Василиса вместе с дочерью Лукерьей развели костёр. Иван рассказывает женщинам евангельскую историю о том, как Иисус предсказал, что один из его учеников, Пётр, отречётся от него. Слушая историю, Василиса плачет, а Лукерья, неизвестно отчего, смущается.

Простившись с женщинами, Великопольский держит свой путь дальше. Он размышляет о реакции Василисы и её дочери на библейскую историю. Ему думается, что старуха растрогалась не потому, что он умеет хорошо рассказывать, а потому что, Пётр и его душевные переживания имеют какое-то отношение к ней самой.

Студент приходит к выводу, что все события прошлого связаны с настоящим, они имеют смысл для его современников. Юноша постигает связь времён.

Это интересно: Рассказ «Ванька», который Чехов написал в 1886 году, – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ваньки» для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Краткое содержание Чехов Студент

Студент семинарии (будущий церковный батюшка или настоятель монастыря) идёт в непогоду домой. Много внимания уделяет он этому холодному ветру, дождю, грязи. Молодой человек размышляет о том, что и сотни лет назад мог быть точно такой вечер, с такой промозглой погодой и ощущением одиночества. Его одолевают грустные мысли о том, что и через сотни лет будет такая же тоска и грязь. Ему кажется, что самой природе жутко от её состояния. Надвигается зима, всем грустно.

Замерзший и усталый Иван не мог бы не подойти к костру, который развели две женщины в конце огородов. Они встречают его приветливо. Родственницы не очень похожи друг на друга: статная и бодрая Василиса степенна, улыбчива, привыкла к общению с господами, а Лукерья забита мужем, вечно испугана, напоминает глухонемую. Грустные мысли напоминают студенту евангельскую историю о предателе Петре. Иван говорит, мол, вот в такой же промозглый вечер и Петр грелся у костра. Он напоминает женщинам историю того, как Христос был оставлен своим учеником. Женщины очень внимательно слушают. В финале его истории Василиса плачет, а Лукерья смущается.

Реакция крестьянок переворачивает мировоззрение юноши, дарит надежду, вдохновляет… Иван понимает, что всё в этом мире не зря. Не просто так жертвовали собой первые христиане, апостолы, не забыта жертва Иисуса. И не просто это остаётся фактом в людской памяти, а страшное событие через такие долгие годы может вызывать эмоциональный отклик даже у простых людей. Пусть и в будущем будет иногда плохая погода – это не так уж страшно, если людские сердца сохраняют главное. Сердца людей открыты, сопереживание делает его ещё мягче – более живым и настоящим.

Студент получает один из самых важных уроков (о сочувствии, о продолжении жизни) не в духовной семинарии, хотя там, наверняка, много об этом рассказывается, а в жизни – у простых людей.

Представ в начале рассказа грустным и пессимистичным, после разговора с женщинами Иван снова обретает радость, веру в жизнь, надежду на всё хорошее. Студент будто бы, действительно, сдал важный экзамен, получил важнейший урок.

Оцените произведение:

  • 3.12

Голосов: 120
Читать краткое содержание Студент. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Главная мысль

Главная мысль рассказа «Студент– необычайная важность силы духа и веры. В какой бы трудной жизненной ситуации ни находился каждый человек, он способен обрести счастье вместе с верой и любовью. Меняясь сам, он способен изменить к лучшему мир.

Особенность жанра — «история в истории», обращение к библейским сюжетам встряхивает и в сегодняшние дни. Тем самым подтверждая мысль студента о связи событий во времени.

Краткий пересказ не передает сюжетных деталей произведения. Для полного понимания содержания рекомендуется прочитать рассказ полностью.

Чехов. Краткие содержания произведений

  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Белолобый
  • В овраге
  • Ванька Жуков
  • Вверх по лестнице
  • Вишневый сад
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Драма на охоте
  • Душечка
  • Дуэль
  • Дядя Ваня
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Иванов (пьеса)
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Леший
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Орден
  • Остров Сахалин
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к учёному соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шведская спичка
  • Шуточка
  • Юбилей

История создания

Точный год написания произведения неизвестен, но первая публикация состоялась в 1894 году в газете «Русские ведомости». Предположительно, Чехов написал его в том же году во время своего пребывания в Ялте, где он работал над книгой «Остров Сахалин».

Антон Павлович Чехов нередко заявлял, что у него не было детства: с юных лет он выполнял работу в отцовской лавке, а также пел в церковном хоре по настоянию отца Павла Егоровича, довольно набожного человека, прививавшего сыновьям любовь к религии. Воспоминание об этих годах жизни и подтолкнуло автора к написанию этого и ещё нескольких рассказов, в которых затронуты философская и религиозная темы.

Интересно, что вначале рассказ получил название «Вечером», но оно не в полной мере соответствовало его идее, так как вызывало ассоциации либо с отдыхом от трудов, либо с сумерками, темнотой и движением во тьму, тогда как главный герой проходит непростой путь духовного роста, постигает Истину и, наоборот, движется к пониманию устройства этого мира, надежде, красоте и гармонии, чему-то оптимистичному и светлому. Именно молодой студент духовной академии проходит этот путь, что и отражено в названии.

Кроме того, после первой редакции автор внёс в текст некоторые изменения: например, строки о слезах Василисы и слова о правде и красоте в человеческой жизни.

Анализ и смысл

Проводя анализ «Студента» Чехова, можно увидеть, что путь – это важный символ в произведении. Молодой человек возвращается домой, а автор проводит его от мрачного мировосприятия к обретению надежды и счастья. Таким образом, он проходит не столько физический, сколько духовный путь.

Проблематика произведения затрагивает вопросы бедности – причём как материальной, так и духовной. Эти проблемы взаимосвязаны. Иван происходит из бедной семьи сельского дьячка: отец болеет и кашляет на печи, босая мать на полу чистит самовар. Великопольские могли бы провести Великую пятницу в церкви, но вместо этого вынуждены заниматься бытом. Сам Иван тоже отправился на охоту не ради развлечения. Домой ему возвращаться не хочется, ведь там он опять столкнётся с нищетой и голодом.

Из этого вытекает и духовная бедность: молодой человек теряет надежду и думает о том, что такой пронизывающий ветер дул во все времена, будет дуть в будущем, а изменить что-либо уже невозможно: и нищета, и голод, и невежество, и обречённость будут всегда. Он утрачивает веру, а уныние – это, как известно, грех. Он сталкивается с отчаянием и малодушием, с какими столкнулся и апостол Пётр, отрёкшийся от Иисуса в трудную минуту.

Но слёзы Василисы заставляют Ивана о многом задуматься. Смысл «Студента» Чехова заключается в цитате, приведённой в тексте произведения: «…правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Осознание этого помогает молодому человеку выйти из тяжёлого состояния и обрести счастье и радость. Более того, в этом он видит смысл жизни.

Ещё одна важная тема, затронутая в рассказе – взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Иван Великопольский видит тонкую нить, которая незримо связывает все эпохи, а он способен не только коснуться прошлого и настоящего, но и приоткрыть эту таинственную завесу для других – своих малограмотных слушательниц.

Всё это приближает его к пониманию смысла жизни. Он словно чувствует единение с Христом и с апостолом Петром, становясь приближённым к событиям далёкого времени.

Раскрытие проблем

В произведении раскрыто несколько проблем, которые взаимосвязаны друг с другом. Чехов описывает следующую проблематику:

  1. Главная проблема — отчаяние. Любой человек приходит в уныние, если не может найти для себя места в мире. Тем более это относится к молодым людям, поскольку у них недостаточно терпения, чтобы достигнуть цели.
  2. Бедность. Непосредственно произведение начинается с того, что герой впал в уныние из-за своего финансового состояния. Отец заболел, а мать тянет на себе все хозяйственные дела. Охота для Ивана — не просто развлечение, а вынужденная мера для выживания.
  3. Разочарование. Герой потерял все надежды на лучшие изменения в жизни. Иван не хочет идти домой, поскольку уже ничего поменять не получится.
  4. Неуверенность в себе. Студент не верил в собственные силы и не понимал ценности его призвания. Но проповедь вдовам показала ему необходимость духовного развития для народа.
  5. Трусость. Библейский Петр казался малодушным, но не для студента. Герой как бы вынырнул из своих размышлений, происходящих в прошлых событиях. Он понял смысл жизни. С этого времени Иван перешел на новый этап понимания библейского рассказа. Петр являлся обычным человеком и боялся смерти, потому отрекся от Иисуса. Но затем он переборол страх.

Так, Чехов затронул в произведении ряд острых социальных и моральных проблем о понимании смысла жизни.

Жанр и композиция

Жанр «Студента» Чехова – рассказ, так как произведение небольшое по объёму, повествует об одном эпизоде из жизни главного героя, а количество персонажей ограничено. Однако некоторые исследователи утверждают, что в нём присутствуют признаки притчи и проповеди, поскольку в текст мастерски вплетена глава из Евангелия, а Иван Великопольский посредством обращения к библейской истории и общения с вдовами обретает надежду и просветление. Но всё же текст далёк от церковной проповеди: герой всего лишь ведёт беседу на религиозную тематику.

Рассказ написан в направлении реализма, которое характерно и для всего творчества Чехова в целом. В «Студенте» описывается момент из жизни самых обычных людей, простых деревенских жителей.

Произведение имеет линейную композицию: повествование движется по порядку от экспозиции к развязке. Всё начинается с описания природы: хорошая весенняя погода быстро уступает место холоду зимы, которая пока ещё не хочет сдаваться. В дальнейшем композиция строится следующим образом:

  • Студент замечает огонь и подходит к вдовам поговорить – завязка.
  • Слёзы Василисы, впечатлённой рассказом – кульминация. С этого момента начинается духовное перерождение Ивана.
  • Возвращение домой в приподнятом настроении – развязка.
  • Автор использует приём художественной выразительности – раскрытие настроения героя через описание природы. Сама атмосфера в тексте наталкивает на философские размышления о вечном. В начале и в конце рассказа эти описания очень отличаются: в начале читатель может почувствовать безнадёжность и мрачность через демонстрацию унылого леса, луга, села, холодного ветра, воспоминания о бедной семье героя. В конце же читатель вместе со студентом ощущает затаённое ожидание счастья, молодость, силу, радость и ждущий дом.

    Основная тематика

    Темы в рассказе «Студент» — извечные вопросы человечества. Чехов поднимает такие тематики:

    1. Религия. Писатель поставил главный вопрос: чем является истинная религия? Иван родился и рос в верующей семье. Вроде бы он знает полностью Библию, посещает церковь и соблюдает все христианские обряды. Но насколько этого достаточно? В пасхальную ночь студент идет домой с охоты, а не из храма, где должен находиться. Чехов указывает на то, что религию необходимо осознать самому, а не молиться вопреки собственному желанию.
    2. Историческая память. За счет понимания прошлых событий герой преобразился в настоящем. Он ощутил единение с Иисусом. Иван стал одним из участников событий перед Пасхой. Этот праздник не зря был выбран — он является символом очищения души.
    3. Радость существования. Из-за бедности и различных бытовых сложностей герой утратил радость в жизни, но заново ощутил ее, когда понял, насколько важно для остальных то, чему он служит.
    4. Вера. Благодаря плачу Василисы, рассказ не просто получается драматическим, он приводит Ивана к логическому осознанию своей роли в жизни. Герой, в конце концов, обрел настоящую веру в себя, а для юноши это было намного важней религиозности.
    🗹

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: