Следователь Порфирий Петрович в романе «Преступление и наказание»

Достоевский был настоящим знатоком человеческих душ. Все его произведения рассказывают читателям о внутренних переживаниях героев, чаяниях, страданиях, горе и радости. Их духовный мир показывается до самой глубины. Одним из ярких, хотя и второстепенных персонажей является Порфирий Петрович. Теория следователя в романе «Преступление и наказание» помогла раскрыть убийство.

Краткое описание

Пристав следственных дел; дальний родственник Разумихина. После убийства Алены Ивановны и ее сестры Порфирий сразу же начинает подозревать Родиона Раскольникова, хотя никаких доказательств нет.
Уже во время первой встречи героев, Порфирий заводит речь о статье Раскольникова «О преступлении», которую за два месяца до убийства процентщицы прочел в газете «Периодическая речь» — сам автор об этой публикации не знал, считая статью утерянной. Следователь задает вроде бы невинные вопросы, но они настораживают и нервируют Родиона. Своим вызывающим поведением он выдает себя, и Порфирий начинает подозревать Родиона еще больше.

В итоге, следователь признается, что знает, что именно Раскольников является убийцей, и обещает, что в случае явки с повинной, в меру своих сил поможет смягчить наказание. Позже главный герой является с повинной, и благодаря Порфирию получает срок гораздо меньший, чем ему был положен.

Андрей Панин в роли Порфирия Петровича в сериале «Преступление и наказание» (2007)

Цитатная Характеристика Порфирия Петровича

Возраст Порфирия Петровича — около 35-ти лет. При этом он называет себя стариком, когда беседует в 23-летним Раскольниковым:
«Эй, послушайте старика, серьезно говорю, Родион Романович (говоря это, едва ли тридцатипятилетний Порфирий Петрович

действительно как будто вдруг весь состарился: даже голос его изменился, и как-то весь он скрючился)…»
— Часть 4, Глава V
Порфирий Петрович работает приставом следственных дел (следователем) на участке, где происходит убийство старухи-процентщицы и ее сестры:

«Порфирий Петрович придет: здешний пристав следственных дел… правовед.» — Часть 2, Глава IV. Разумихин

Порфирий является холостым мужчиной, и проживает в казенной квартире, через стенку от своего кабинета:

«Я, знаете, человек холостой, этак несветский и неизвестный…» — Часть 4, Глава V

«Знаете, я принимаю вас здесь, а ведь квартира-то моя вот тут же, за перегородкой… казенная-с, а я теперь на вольной на время. Поправочки надо было здесь кой-какие устроить. Теперь почти готово… казенная квартира, знаете, это славная вещь, — а?» — Часть 3, глава V

Порфирий Петрович наделён интуицией настоящего сыскаря, он умен и прозорлив, умеет подметить детали и не жалуется на память. Он с первого взгляда проникает в характер человека. Так например, он «верно схатывает» характер Раскольникова и «угадывает» личность маляра Миколки:

«Зная болезненность его характера и с первого взгляда верно схватив и проникнув его, Порфирий действовал…» — Часть 4, глава VI

«…после этого не Миколке (которого Порфирий наизусть с первого слова и жеста угадал)…» — Часть 6, глава I

Порфирий Петрович считает, что работа следователя — это свободное художество:

«Дело следователя ведь это, так сказать, свободное художество, в своем роде-с или вроде того…» — Часть 4, глава VI

По словам Разумихина. В прошлом году Порфирий раскрыл почти безнадежное дело об убийстве:

«А дело знает, знает… Он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!» — Часть 3, глава IV

Порфирий приходится дальним родственником Разумихину, который, в свою очередь, является другом главного героя Раскольникова. Именно Разумихин впервые и привел Раскольникова (по его же просьбе) к следователю на квартиру

— Он тоже какой-то твой родственник? — Самый дальний какой-то… — Часть 2, глава IV

Разумихин отзывается о нем, как о умном человеке с «особенным складом мыслей»:

«Это, брат, славный парень, увидишь! Неуклюж немного, то есть он человек и светский, но я в другом отношении говорю неуклюж. Малый умный, умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный…» — Часть 3, глава IV

Раскольников также отмечает ум Порфирия Петровича:

«Он человек, кажется, умный…» — Часть 3, глава VI

«Порфирий совсем не так глуп, как ты думаешь…» — Часть 3, глава VI

Об увлечениях Порфирия известно, что он интересуется военной историей, любит читать о военном деле:

«…я, такой статский человек, все из военной истории примерчики подбираю. Да что делать, слабость, люблю военное дело, и уж как люблю я читать все эти военные реляции…» — Часть 4, глава V

Внешность

Описание внешности Порфирия Петровича с трудом увязывается с образом блестящего следователя. В его образе было «что-то бабье» — пухлое лицо, с болезненным оттенком, белёсые ресницы:
«Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать.» — Часть 3, глава V

«Раскольникова, то вдруг сам останавливаясь на месте и глядя на него прямо в упор. Чрезвычайно странною казалась при этом его маленькая, толстенькая и круглая фигурка, как будто мячик, катавшийся в разные стороны и тотчас отскакивавший от всех стен и углов.

»
— Часть 4, глава V
«Порфирий Петрович прищурился, подмигнул; что-то веселое и хитрое пробежало по лицу его, морщинки на его лбу разгладились, глазки сузились, черты лица растянулись

, и он вдруг залился нервным, продолжительным смехом, волнуясь и колыхаясь всем телом и прямо смотря в глаза Раскольникову.» (часть 4 глава V)
— Часть 4, глава V
«По комнате он уже почти бегал, всё быстрей и быстрей передвигая свои жирные ножки

, всё смотря в землю, засунув правую руку за спину, а левою беспрерывно помахивая и выделывая разные жесты, каждый раз удивительно не подходившие к его словам»
— Часть 4, глава V
Сам Парфирий Петрович говорит, что его фигура «мысли в других возбуждает», и называет себя буффоном (клоуном):

«…у меня и фигура уж так самим богом устроена, что только комические мысли в других возбуждает; буффон-с» — Часть 4, глава V

Странный полицейский чиновник

Раскрытием преступления занимается следователь, которого звали Порфирий Петрович. Характеристика его в произведении своеобразна. Он дальний родственник Разумихина, приятеля Раскольникова.

В романе этот образ является второстепенным, но его роль в произведении огромна. Достоевский не называет его фамилии. Однако приводит подробное описание внешности Порфирия Петровича.

  1. Ему около 35 лет.
  2. Невысокий, пухлый, даже имеет брюшко.
  3. Нездоровый тёмно-жёлтый цвет лица. Однако, оно при этом живое и насмешливое.
  4. Особое выражение глаз: взгляд своеобразный, который не вяжется со всем обликом.

Одевается чиновник обычно, без лоска и претензий на элегантность. Словом, ничего примечательного в его внешности нет. Разве лишь то, что выглядит он немного смешным, простоватым и даже забавным. Но тем не менее автор рассказывает о ней детально. Зачем же? Можно предположить, что этим он хотел подчеркнуть контраст обыкновенного вида и очень своеобразной манеры держаться.

Необычное поведение

При первой встрече в разговоре с Раскольниковым он ведёт себя непонятно. С самого начала диалог шёл «не по форме», т. е. не был похож на полицейский допрос. Происходило всё в квартире следователя. Он был в домашних туфлях и халате. Сама обстановка вовсе не располагала к ведению серьезно разговора. Но очень быстро Порфирий Петрович начинает подозревать студента в убийстве. И ведёт беседу настолько своеобразно, что Раскольников теряет почву под ногами. Опытный полицейский, отлично разбирающийся в психологии, использует:

  • лесть;
  • иронию;
  • тонкие каверзные вопросы;
  • показную фамильярность.

Измученный страхом и муками совести, студент не знает, как держаться. Интуитивно понимает, что следователь заподозрил его. Однако тот и не думает предъявлять обвинение. Он фальшиво улыбается, моментами ёрничает, вставляя в разговор циничные, грубоватые шутки. А затем вдруг становится преувеличенно уважительным. Раскольников не может понять, чего добивается чиновник. И такая неопределённость давит на него гранитной глыбой. Этот поединок между ними ничем не заканчивается.

Обсуждая статью, опубликованную Раскольниковым, следователь, «имевший удовольствие прочитать», спрашивает его, к кому же он относит сам себя: к необыкновенным, или нет. И это тоже тонкий психологический приём. Его умение ловко притворяться в нужные моменты полностью сбивает преступника с толку.

Следующий разговор между ними состоялся уже в служебном кабинете. И вновь Порфирий ведёт себя как простачок. Болтает о ерунде вроде того, что два умных человека в России не могут найти интересной темы для беседы, или о своей сидячей работе и моционе в кабинете. Потом перескакивает на другое, изображая сочувствие к Раскольникову. И даже говорит, что не хотел бы, чтобы тот дурно думал о нём.

Затем упоминает о смерти старухи и её младшей сестры, внезапно заявив, что Миколка оклеветал себя, признавшись в убийстве. И на вопрос измученного, затравленного студента о том, кто же убийца, отвечает просто: вы, Родион Романыч, вы и убили, больше некому.

Ум и проницательность

Именно хорошее знание психологии помогло Порфирию Петровичу разоблачить убийство, совершённое Раскольниковым и получить признание. Он очень быстро понял душу молодого человека, и причины, побудившие его пойти на преступление. В этом ему помогли:

  • опыт;
  • наблюдательность;
  • хорошая интуиция;
  • способность к анализу.

Даже убедившись в том, что Раскольников настоящий убийца, и открыто сказав ему об этом, следователь отпускает его. Не сомневаясь, что тот долго не выдержит и сознается сам. Это и есть причина, почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова сразу же, как только заподозрил его. Он даже не пытался искать доказательства преступления. В них не было нужды, да преступник и не оставил никаких улик. И всё вышло именно так, как и рассчитывал хитрый служитель правосудия.

Раскольников прекрасно знал, что полиции нечего предъявить ему. Не было ни свидетелей, ни даже косвенных следов, указывающих на него. Ему удалось сделать всё так чисто и точно, что подозревать его было бы просто странно. Для всех, но не для Порфирия.

Никто из окружающих и на секунду не подумал о том, что этот молодой студент способен совершить двойное убийство. Несмотря на угрюмость и нелюдимость, все считали его порядочным и честным человеком. Таким он и был. И именно поэтому полицейский пристав знал, что признание последует непременно.

Этот ужасный поступок никак не вязался с представлениями Раскольникова о чести и справедливости. Порфирий прекрасно понял это, несмотря на то, что прочитал статью, где молодой человек говорит о превосходстве одних людей над другими. Он понимал, что в действительности тот сам не верит в собственную теорию.

Характер

Порфирий Петрович признается, что у него ядовитый, язвительный, скверный характер:
«Ядовитый характер у меня, каюсь, каюсь!..» — Часть 4, глава VI

«…согласен-с, у меня характер язвительный, скверный…» — Часть 4, глава V

Язвительность Порфирия Петровича отмечал и Разумихин:

«И странною показалась Разумихину, рядом с этим тихим и грустным лицом, нескрываемая, навязчивая, раздражительная и невежливая язвительность Порфирия.» — Часть 3, глава V

Сам себя Порфирий Петрович называет слабым, законченным, поконченным, закоченелым человеком:

«…этак несветский и неизвестный, и к тому же законченный человек, закоченелый человек-с, в семя пошел и…» — Часть 4, глава V

«Кто я? Я поконченный человек, больше ничего.» — Часть 6, глава II

В то же время он называет себя честным человеком с сердцем и совестью:

«…доказать, что и я человек с сердцем и совестью. Искренно говорю-с.» — Часть 6, глава II

«Я честный человек, Родион Романыч, и свое слово сдержу.» — Часть 6, глава II

Это подтверждает тот факт, что Порфирий сдержал слово данное Раскольникову при их последней встрече:

«Наконец, явка с повинною… (Порфирий Петрович вполне сдержал слово), всё это окончательно способствовало смягчению участи обвиненного.» — Эпилог, Глава I

Порфирий — недоверчивый человек, скептик и циник. Он любит дурачить, «надувать» людей, притворяться. Судя по всему, ему нравится это делать как в ходе расследования преступлений, так и в общении с друзьями:

«Недоверчив, скептик, циник… надувать любит, то есть не надувать, а дурачить… Ну и материальный старый метод…» — Часть 3, глава IV

«Прошлого года уверил нас для чего-то, что в монахи идет: два месяца стоял на своем! Недавно вздумал уверять, что женится, что все уж готово к венцу. Платье даже новое сшил. Мы уж стали его поздравлять. Ни невесты, ничего не бывало: все мираж!» — Часть 3, глава V. Выдумки Порфирия

«А вот соврал! Я платье сшил прежде. Мне по поводу нового платья и пришло в голову вас всех поднадуть…» — Часть 3, глава V

«Да ведь всё притворяется, черт! — вскричал Разумихин, вскочил и махнул рукой. — Ну стоит ли с тобой говорить! Ведь он это всё нарочно, ты еще не знаешь его, Родион!» — Часть 3, глава V

Порфирий сознается, что является притворщиком, который способен провести человека:

— В самом деле вы такой притворщик? — спросил небрежно Раскольников. — А вы думали, нет? Подождите, я и вас проведу — ха-ха-ха! — Часть 3, глава V

Он предупреждает Раскольникова, чтобы тот ему не верил до конца, так как он может и его провести:

«Вы мне, Родион Романыч, на слово-то, пожалуй, и не верьте, пожалуй, даже и никогда не верьте вполне, — это уж такой мой норов, согласен…» — Часть 6, глава II

Иногда он ведет себя «глупенько» и пошло и говорит бессмыслицу, чтобы усыпить бдительность собеседника:

«Это многократное глупенькое повторение, что казенная квартира славная вещь, слишком, по пошлости своей, противоречило с серьезным, мыслящим и загадочным взглядом, который он устремил теперь на своего гостя.» — Часть 4, глава V

«Он так и сыпал, не уставая, то бессмысленно пустые фразы, то вдруг пропускал какие-то загадочные словечки и тотчас же опять сбивался на бессмыслицу.» — Часть 4, глава V

«Да что он в самом деле, что ли, хочет внимание мое развлечь глупою своею болтовней?» — Часть 4, глава V. Раскольников о нем
Несмотря на свои недостатки, Порфирий считает себя чувствующим и сочувствующим человеком:
«Человек, пожалуй, чувствующий и сочувствующий, пожалуй, кой-что и знающий, но уж совершенно поконченный.» — Часть 6, Глава II

Душевные терзания главного героя

Родион Раскольников, основной персонаж романа, молодой студент, умный, грамотный, хорошо воспитанный человек. Нищета, в которой ему пришлось оказаться, ожесточила его настолько, что он почти возненавидел всех окружающих. Этот красивый, способный и порядочный юноша не мог смириться с несправедливостью, царящей в то время. Искренняя и пылкая натура Раскольникова протестует, он понимает, что заслуживает лучшего. Но не знает, как изменить обстоятельства, как помочь близким, которые также оказались в трудном положении.

Глядя на жизнь сестры и матери, любимых и уважаемых им, молодой человек готов на всё, чтобы они были счастливы. Однако он ничего не может сделать. Жертва, на которую собирается пойти Авдотья, добрая, красивая и честная девушка, представляется ему верхом безнравственности. Родион Романыч не знает, как помешать браку сестры с подлецом и негодяем, ведь она согласилась на него из безысходности. Ему самому пришлось оставить учёбу по причине отсутствия средств.

Одной из главных черт его характера является невероятная гордыня, граничащая с высокомерием. До болезненности самолюбивый, щепетильный, он постоянно размышляет о своей жизни. Тяжкие раздумья, попытки осмыслить окружающую действительность привели к тому, что он вдруг вывел странную теорию.

Суть её заключалась в разделении всех людей на два типа. Первый из них он с презрением называл «дрожащими тварями», которым на роду написано молчать и покоряться судьбе. Они обычные люди, и не должны идти против неё. Второй же охарактеризовал как тех, кто «право имеет». Такие люди могут принимать решения и в случае надобности вершить суд над другими. И даже лишать жизни тех, кто, по их мнению, не заслуживает права на существование. Эта мысль была изложена в статье, которую он опубликовал в газете.

Чтобы проверить себя, Раскольников решается на преступление. Убив отвратительную, злобную старуху, надеется тем самым доказать себе состоятельность своей теории. Однако всё вышло не так, как он рассчитывал.

Встречи с Раскольниковым

На протяжении всего романа бедный студент Раскольников и следователь Порфирий Петрович лично встречаются три раза.

Первая встреча — квартире Порфирия Петровича

Предлогом к этому визиту становятся вещи, которые Раскольников закладывал у старухи-процентщицы и которые теперь хранятся в полиции. Разумихин на правах друга приводит Раскольникова к своему родственнику Порфирию Петровичу.

Вторая встреча — в конторе

В этот раз Порфирий Петрович ведет себя более нагло и напористо, что не нравится Раскольникову. Студент теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя «мучить». Раскольников требует допрашивать его «по форме», а не издеваться. Этим он снова сам себя выдает. Во время этой беседы в кабинет прибегает маляр Миколка и сознается в убийстве старухи и ее сестры (Миколка клевещет на себя). Это появление «кающегося» Миколки ломает планы Порфирия.

Третья встреча — в комнате Раскольникова

В эту встречу Порфирий Петрович и Раскольников беседуют наедине. Порфирий неожиданно заявляет Раскольникову, что знает о его преступлении:
«Как кто убил?.. — переговорил он, точно не веря ушам своим, — да вы убuли, Родион Романыч! Вы и убuли-с… — прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.» — Часть 6, Глава II

Следователь по-дружески советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы получить меньший срок каторги. Порфирий обещает, что приложит усилия, чтобы смягчили наказание:

«…пришел к вам с открытым и прямым предложением — учинить явку с повинною. Это вам будет бесчисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее, — потому с плеч долой.» — Часть 6, Глава II

«А я вам, вот самим богом клянусь, так „там“ подделаю и устрою, что ваша явка выйдет как будто совсем неожиданная.» — Часть 6, Глава II

По совету следователя и Софьи, Раскольников наконец является с повинной в контору. Порфирий Петрович добивается смягчения наказания, так что Раскольников получает 8 лет каторги в Сибири вместо возможных 20 лет:

«…кроме того, когда на настоящего преступника не только ясных улик, но даже и подозрений почти не имелось (Порфирий Петрович вполне сдержал слово), всё это окончательно способствовало смягчению участи обвиненного.» — Эпилог, Глава I

После суда над Раскольниковым следователь Порфирий даже становится гостем на свадьбе Разумихина и Дуни (сестры Раскольникова). Таким образом, из заклятого врага Раскольникова он превращается в друга семьи:

«Два месяца спустя Дунечка вышла замуж за Разумихина. Свадьбa была грустная и тихая. Из приглашенных был, впрочем, Порфирий Петрович и Зосимов.» — Эпилог, Глава I

LiveInternetLiveInternet

Неоспорим тот факт, что даже при смене культурных эпох книги великих писателей оказываются в зоне повышенного интереса литературоведов, критиков, людей самых разных склонностей и профессий. Роман Достоевского – одна из подобных книг. И хотя “Преступление и наказание” исследовалось сотнями опытных литературоведов, на него писались оригинальные критические отзывы, по мотивам романа ставили кинофильмы – все равно произведение остается не прочитанным до конца. Некоторые содержательные нюансы и художественные образы до сих пор не попадали в поле зрения ученых. Как правило, учеными поднимается вопрос о преступлении и наказании Раскольникова, Сони, ее отца — Мармеладова, но о преступлении Порфирия Петровича, следователя, речь не идет. Совершает ли Порфирий Петрович преступление или его образ предстает идеальным, как полагают некоторые ученые. Для этого нужно сопоставить поступки и слова Порфирия Петровича с принятыми в религиозном сознании идеями сострадания и любви к ближнему?

В научной статье Т.В. Миджиферджяна Порфирий Петрович предстает талантливым следователем, тем, кто выводит Раскольникова на чистую воду, а еще является человеком независимым, самостоятельной и самодостаточной личностью. Сила ума Порфирия Петровича действительно поражает, он наделен ироничным взглядом на жизнь, именно ирония, едкая мысль лишает теорию Раскольникова всякой ценности. Порфирий умеет анализировать информацию, продумывать все логические ходы, создавать логические цепочки, он внимателен к действительности. Ко всему прочему, герой является тонким и искусным психологом. “Он одно дело, прошлого года, такое об убийстве разыскал, в котором почти все следы были потеряны!”, – восторженно говорят о нем. Однако, воспевая мощь интеллекта следователя, литературоведы забывают о тексте. При первой встрече Родиона Раскольникова и Порфирия, следователь описывается так: “Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском… Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всей фигурой…” Судя по внешности, Порфирий – человек деловой, деятельный, типичный чиновник второй половины ХIХ века в России. Он не щепетилен к своему внешнему виду и не так уж щегольски-элегантно одет. Есть очень важная деталь в портрете Порфирия, на которой делает особый акцент писатель, — глаза. У Порфирия они “с … жидким водянистым блеском”, невыразительные, словно пустые, и лицо “цвета больного, темно-желтого”, словно копия изжелта-серой гаммы Петербурга. Нравственно больной Петербург не мог не отразиться в образе жителя каменного города. Эта семантика “царственно столичного, порфироносного и, одновременно, каменного, холодного Петербурга” выражена в имени героя – Порфирий Петрович. Он человек непреклонный, ведомый только юридически рациональной, прямолинейной идеей преступления, требующего наказания. Лесть, изворотливость – это тоже неотъемлемые черты характера героя. Порфирий почти никогда не говорит то, что думает, ему чужда искренность, поскольку она обезоружила бы этого сильного человека. Переходя на “уважительные тона”, напускную формальность, фальшиво улыбаясь, наполняя свою речь циничными и подчас саркастическим шутками, Порфирий Петрович психологически пытается загнать человека в ловушку, из которой нет выхода. О Порфирии Разумихин говорит так: “Это, брат, славный парень, увидишь! Неуклюж немного, то есть он человек светский … Малый умный, умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный. Недоверчив, скептик, циник … надувать любит, то есть не надувать, а дурачить”. Из слов Разумихина следует, что Порфирий Петрович имеет своеобразный характер и отличается необычным мастерством в том, чтобы “надувать”, “дурачить”, иначе — увлекать преступника в логические тупики. Уловками он подводит и Раскольникова к выбору дальнейших действий, Порфирий становится обличителем, и даже, как полагают ученые, спасителем личности Родиона, только он один не преступает в художественном мире романа запретной черты, он герой, несомненно, положительный, но, так как живет только рацио, только логикой, оказывается выключен из потока живой жизни. Поскольку все герои Достоевского противоречивые, неоднозначные натуры, то в мыслях исследователей есть доля истины, но образ следователя гораздо сложнее: он наделен отрицательными чертами, Порфирий тоже преступает. И его преступление сопоставимо с тем, что совершает Раскольников, Порфирий тоже, своего рода, убийца. Аргументируем мысль. В одном из своих писем Достоевский писал о романе: “Это психологический отчет одного преступления”. Писатель хотел изобразить тот нравственный суд, который вершится над Раскольниковым. Наказание убийцы, по мысли Достоевского, проявляется в душевном томлении, моральном метании из угла в угол. Композиция, сюжет романа таковы, что Раскольников непременно должен сталкиваться с самыми необычными обстоятельствами и людьми, дабы ощутить всю горечь вины, понять несостоятельность своей теории, пройти все круги ада и найти, наконец, внутреннее очищение и возрождение. И вся острота этих душевных переживаний так отчетливо не обозначилась бы, если бы в романе не фигурировал образ Порфирия Петровича. Однако у каждого читателя романа, думаю, обязательно возникает вопрос: “Кто такой Порфирий Петрович? Он – спаситель или “камень преткновения” на пути духовного возрождения Раскольникова? Он беспощадный злодей или добродетельный праведник?”. Невозможно однозначно ответить, и, кстати, это вполне согласуется с мировоззрением Достоевского, который считал, что безмерен человек, он одновременно открыт и в бездну греха и в молитвенный экстаз. Какое же зло вершится руками следователя? Чтобы выяснить это, надо определить, что вкладывается нами в понятие слова “преступление”. Глоссарии юридических терминов утверждают: “Преступление – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказуемо в соответствии с законом”. Однако очевидно, что совершить преступление – это не только преступить норму права. В ряду обстоятельств преступлением можно считать пренебрежение какими-нибудь морально-этическими предписаниями, отклонение от нравственных, касающихся совести и чести норм. Именно такое гуманистически интерпретированное понятие слова “преступление” помогает “отыскать улики” против следователя в романе. Преступление Порфирия Петровича – это истязание человеческой души. Следователь встречается с Раскольниковым три раза, однако эти встречи становятся для Родиона хуже геенны огненной. Каждая очередная встреча Порфирия Петровича с Раскольниковым начинается с бытовой и пустяшной беседы. Но, несмотря на всю эмоциональность и фамильярность, с которыми обычно разговаривает Порфирий, этого человека трудно называть “своим”. Что-то опасное, угрожающее таится в нем; каждое новое слово, каждый его новый шаг и мысль – непредсказуемы. Так, при первой встрече с Родионом Порфирий ненароком упоминает о статье Раскольникова “О преступлениях”. В этом нет, казалось бы, ничего необычного, наводящего подозрения: просто-напросто интеллигентный и уважающий человек интересуется делами своего гостя, лестно отзывается о статье: “…имел удовольствие прочесть”, желает поделиться своими мыслями. Но у Порфирия Петрович нет ничего “простого” и “случайного”. Такой зачин важен для того, чтобы гость почувствовал себя комфортно – тогда только сработает ловушка следователя. Подобное повторяется при всех трех встречах, хотя это начинает выглядеть неестественным и фальшивым. Вот отрывок из текста: “- А вы курите? Есть у вас? Вот-с папиросочка-с. Знаете, я принимаю вас здесь, а ведь квартира-то моя тут же за перегородкой…казенная-с…это славная вещь – а? Как вы думаете? — Да, славная вещь, – ответил Раскольников… — Славная вещь, славная вещь… – повторял Порфирий Петрович, как будто задумавшись о чем-то совсем другом… Это глупенькое повторение …противоречило с серьезным, мыслящим и загадочным взглядом”. Вонзить в совесть Раскольникова кинжал посильнее да поглубже – та цель, которую ставит перед собой и успешно добивается Порфирий Петрович. Он умело подбирает самые подходящие слова, чтобы указать Родиону на аморальность его теории и поступка, но делает он это хитро: не рубит с плеча, не говорит открыто в лицо, а все как-то ходит вокруг да около. Говорит о молодежи, например, а подразумевает Раскольникова: “Ведь это больное, да худое, а раздраженное! А желчи-то, желчи-то в них во всех сколько!” Или твердит о разыскиваемом преступнике: “ Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит”. Порфирий всем своим существом доказывает, что для него нет никаких загадок, и подчеркивает: преступнику не выбраться из его цепких рук. “Да пусть, пусть его погуляет, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!” По его убеждению, Раскольников обречен, и нет ему другой дороги, кроме как дороги на каторгу. “Мужик убежит, модный сектант убежит… А вы ведь вашей теории больше не верите – с чем убежите? Убежите и сами воротитесь”. Из сказанных слов можно понять следующее: Порфирий Петрович чувствует себя совершенно всевидящим и имеющим неограниченною власть над измученной душой Родиона Раскольникова. Следователь не чурается использования жестких психологических уловок. То он задает провокационные вопросы, как, например, не считал ли Раскольников себя одним из “необыкновенных”, сочиняя газетную статью, то вдруг нежданно-негаданно преподносит Родиону “сюрпризик” — исступленного, доведенного до нервного срыва Миколку, то появляется совершенно необычным образом в доме Раскольникова. Все эти действия совершаются ради единой цели – одержать верх над преступником, властвовать над мыслями Раскольникова и его душевными переживаниями. Уж не демоническая ли это одержимость властью?! В романе Достоевского, по мысли Миджиферджяна, проглядывается основная тема: “Воскрешение Лазаря – воскрешение Раскольникова”. Именно такой путь избрал для своего героя писатель. Не зря в роман включено евангельское повествование, ведь Достоевскому библейский текст помогал обозначить ведущую тему произведения. Известен тот факт, что когда стоял вопрос в редакции: нужно ли включать столь обширную библейскую цитату в роман, Достоевский просил в письме Любимова в 1856 году: “А теперь до вас великая просьба моя: ради Христа – оставьте все остальное так, как есть теперь…Чтению Евангелия придан другой колорит…” Мертвый Лазарь-Раскольников должен по замыслу писателя обязательно воскреснуть. Нравственное же возрождение, согласно христианскому вероучению, которого придерживался сам Достоевский, достигается лишь через покаяние и исповедь. Но кто же тот священник-душеспаситель, что должен будет исповедать Раскольникова? Порфирий Петрович? Священник как лицо духовное, божий слуга должен быть гуманным человеком, исполненным самых искренних чувств. Таков ли Порфирий? Он циничен, язвителен, изворотлив, лукав. Да, он признает мораль, готов ее защищать, но, судите сами, назовешь ли гуманистом того, кто беспардонно глумиться над святыней – человеком, человеческой душой, его свободой? Священник ведет человека к Господу, к Иисусу, дает наставление и напутствие. Порфирий же Петрович не может быть настоящим душепопечителем. Он, казалось бы, убеждает: “Ну, и найди [веру в бога] и будете жить. Страдание тоже дело хорошее. Пострадаете. Миколка-то, может и прав, что страдания хочет. Знаю, что не веруете, — а вы лукаво не мудрствуйте; отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь – прямо на берег вынесет и на ноги поставит”. Эти слова содержат долю истины, однако лишены глубокой искренности, душевного участия, а главное, их искренность поставлена под вопрос вечным стремлением Порфирия иронизировать. Митрополит Антоний Суражский, размышляя о роли священника на исповеди, приводит как-то слова одного батюшки: “Когда человек приходит ко мне со своим грехом, я этот грех воспринимаю как свой… Мы с этим человеком едины.…Поэтому я переживаю его исповедь, как свою собственную, я схожу ступенька за ступенькой в глубины его мрака, я его душу связываю со своей душой и каюсь в грехах, которые он исповедует”. Какой трогательный пример любви к ближнему! Но в романе Достоевского видим ли мы в следователе человека, сходящего до “глубин мрака души” Раскольникова? Ответ однозначен: нет. Между Порфирием и Родионом чётко обозначена дистанция, потому что нет этого духовного сближения, нет чувства сострадания, нет ощущения братства и любви. Священник своим долгом считает сказать что-нибудь кающемуся человеку в качестве одобрения и благословения. Иногда это может быть просто молитвенная поддержка. То наставление, которое произносит Порфирий Петрович Раскольникову ужасно в христианском понимании: “На всякий случай есть у меня и ещё к вам просьбица, щекотливая она, а важная: то есть на всякий случай, если бы на случай… пришла бы вам охота в эти сорок-пятьдесят часов дело покончить иначе, фантастическим таким способом – ручки этак на себя поднять, то оставьте краткую, но обстоятельную записочку”. Порфирий говорит о самоубийстве как о возможном шаге Раскольникова. Из этого следует, что следователь не верит в будущее возрождение Родиона, в воскрешение Лазаря. А ведь самоубийство в христианстве – страшный, непростительный грех. Порфирий Петрович нарочно бросает в душу Раскольникова бесовскую мысль. В переводе с греческого “Порфирий” значит “багряный, “пурпурный”. Порфира, багряница – так называлась красивая и очень дорогая ткань в античные времена, в неё облачались императоры, консулы, видные чиновники, знать. Порфирию, «багряному» “царственному”, должны быть присущи такие качества, как благородство, солидность и статность. Так, собственно, и есть: герой высококультурный, образованный, интеллигентный человек, имеющий доверие и уважение в обществе. Если обратиться к тексту Священного Писания, то можно найти поразительное сходство христовой притчи о богаче и Лазаре и картиной взаимоотношений Порфирия Петровича с Раскольниковым. Притча начинается словами: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его (Лук 16: 19-21)». Лазарь в притче, конечно, не тот, что воскрешается Сыном Божиим. У них общие имена, однако, описываемый Лазарь, находясь в своей нищете, болезнях и голоде, так напоминает нам Раскольникова, что мы смело можем называть его тоже прототипом героя романа Достоевского. Очевидна и другая вещь: богач из притчи, «порфироносец» – аллегорический образ Порфирия Петровича. Судьбы героев притчи известны: Лазарь получает спасение, исцеление, освобождение, богач – вечное забвение. Подобное происходит и в романе: Раскольников нравственно воскресает, а следователя Порфирия Петровича мы теряем и в произведении, и в истории, и в людской памяти. Любое преступление имеет последствия. Преступление Порфирия Петровича против Раскольникова приносит Родиону внутреннюю боль и страдание. Но все логические уловки и издевки не смогли совершить самого главного, они не совершили «чуда», не привели героя Достоевского к покаянию. Не из-за Порфирия Раскольников кается. Он идет признаваться в содеянном ради любящей его и глубоко сострадающей Сони. А в образе и поступках Порфирия Достоевский акцентирует преступную и мертвенную идею каменного, порфироносного Петербурга: идею власти юридического закона над человеческой душой.

Михальчук Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

Литература: Бахтин.М.М. “Проблемы поэтики Достоевского”. Миджиферджан “Раскольников-Свидригайлов-Порфирий Петрович: поединок сознаний”. Муравьёв. “Раскольников и другие”. Библия. Новый завет. Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”.

Роль в сюжете

Волей судьбы Порфирию Петровичу достаётся расследование убийства старухи процентщицы и её сестры. Не имея никаких улик, увлекающийся психологией следователь, догадывается, что преступление на совести Родиона Раскольникова. Важную роль тут сыграла, написанная ранее молодым преступником статья «О преступлении». Она хоть и была анонимна, но дотошный пристав выяснил авторство через редакцию. Вступая в споры на вечные темы нравственности, Порфирий Петрович почти вынуждает Раскольникова на пике нервного срыва признаться в содеянном преступлении. Планы разбиваются о признательные показания маляра Миколки, и настоящий преступник ускользает.
Неожиданно для самого себя следователь проникается сочувствием к Раскольникову. Добрым сердцем он понимает, что Родион неплохой человек, которого сломала бедность. И его главной задачей становится не просто довести оступившегося студента до явки с повинной, но и добиться его полного раскаяния. Только так, считает Порфирий Петрович, у молодого человека появится вновь смысл в жизни, и так он поймёт ошибку в своих философских изысканиях.

Основная мысль

В этом великом произведении психологические портреты каждого из героев описаны необычайно подробно. Поступки и образ мыслей всех участников событий зависят не только от особенностей склада характера, но и не в меньшей степени от обстоятельств, в которые попадает тот или иной персонаж.

Окружающая действительность порой оказывает настолько сильное влияние на поведение любого человека, что он становится способен на такое, о чём прежде не мог даже и помыслить. И бывает, это вовсе не вяжется с его складом ума и характером, и он сам не верит в то, что совершил.

Прототип

В святцах упоминается Порфирий Эфесский — лицедей и мученик, который жил в III веке при Юлиане Отступнике. Занимаясь лицедейством, насмехался над христианскими обычаями. Уверовав, открыто объявил себя христианином и был обезглавлен.
На сходство Порфирия Петровича с Порфирием Эфесским указывает не только имя. Во время первой встречи с Раскольниковым Порфирий постоянно хихикает, подмигивает, жмурится, во время второй встречи говорит об игривом уме, комической струне и упоминает Гоголя, а во время третьей встречи сравнивает Раскольникова с мучеником:

«Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, — если только веру иль бога найдет. Ну, и найдите, и будете жить.» — Часть 6, Глава II

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: